Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов. И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.
Мозговой штурм является одним из методов ТРИЗ. Чтобы изучить больше методов, оценить творческий потенциал и узнать способы прокачки ваших креативных навыков, научитсья мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи, приходите на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике».
Кто автор метода мозгового штурма
Мозговой штурм придумал Алекс Осборн. У него была интересная и насыщенная жизнь. Он работал на стройке, посыльным, клерком, чтобы заработать на обучение. С 21 года он был полицейским репортером, продавцом, учителем. Следующая должность – помощник управляющего на заводе.
И вот, наконец, Осборн стал совладельцем крупной компании. В 1937 году он придумал метод мозгового штурма. До того, как рассказать о нем общественности, успешно применяла его 2 десятка лет.
Алекс Осборн назвал творение «brainstorming». Переводят слово по-разному. Это «неожиданная блестящая идея», «бредовая мысль», «отличный план» и т.д.
Преимущества и недостатки метода мозгового штурма
Как любая другая методика, мозговой штурм имеет плюсы и минусы. К плюсам относятся:
- Развивается творческое мышление.
- Всем участникам приходится проявлять активное участие в работе.
- Одна из задач мозгового штурма – раздвинуть рамки сознания.
- Участники взаимодействуют друг с другом.
- Технология мозгового штурма проста в применении, не требует наличия какого-либо оборудования или помещения.
Интересно, что мозговой штурм, как метод обучения, применим не только для взрослых. Часто его используют в школе и даже в детском саду. Он стимулирует творческую активность, активизирует учебный процесс, помогает детям формировать собственное мнение, взаимодействовать друг с другом.
Из недостатков выделяют:
- Как сказано выше, активно участвовать в обсуждении должны все участники группы. Но бывает так, что работает только пара человек. Остальные молча ждут, пока процесс закончится.
- Из-за обилия идей и решений мероприятие часто растягивается на несколько часов.
- Метод окажется неэффективным, если участники не умеют работать в команде, взаимодействовать друг с другом.
- Иногда опытные сотрудники пытаются стать лидерами в обсуждениях, подавляя менее опытных коллег.
Также во время мозгового штурма нужно соблюдать ряд правил. Их игнорирование сводит к нулю попытки найти решение проблемы или задачи.
Фиксация идей
Предложенные варианты могут быть записаны двумя способами. Первый из них подразумевает высказывание всех идей участниками по очереди. В таком случае каждый из вариантов отображается одним специально назначенным человеком. При втором способе участники группы высказывают свои идеи в любое время. Для фиксации предложенных вариантов выбираются 2-3 человека. Со всеми записями ознакамливается группа рецензирования, которая не должна давать никакой предварительной оценки. Она просто принимает все идеи к сведению.
Популярные виды мозгового штурма
Существует несколько видов мозгового штурма. Они отличаются техникой проведения, ролью участников, результатами.
Брейнрайтинг
В течение 15 минут члены команды записывают идеи, но вслух их не говорят. Листочек передается по кругу. Участники, прочитав предыдущее предложение, дописывают что-то свое. Главная цель – выдвинуть как можно больше предложений. При этом нельзя критиковать до тех пор, пока мероприятие не закончится.
Мозговая атака на доске
Доска размещается на видном месте. Как только в голову менеджера или другого сотрудника приходит идея, он записывает ее на лист бумаги и закрепляет на доске.
По-японски
Этот вид мозгового штурма создан японцами Кавакита и Кобаяси. По-другому называется «рисовым градом». Суть в том, что для решения задачи участниками используется одинаковый подход. Рабочий процесс состоит из нескольких этапов:
- На первом происходит выделение проблемы. Ведущий представляет детали и нюансы обсуждаемой темы. Участники записывают на отдельных листках бумаги свои мысли по решаемой задаче. Причем это делают так, чтобы каждый оставил запись на всех листочках. После нужно отобрать записи, связанные друг с другом, сдать их ведущему. Он прочитает вслух. Останется только придумать название для каждого набора. В нем должна отображаться суть проблемы.
- Поиск решений. Этап похож на предыдущий. Только на этот раз участники записывают идеи по решению проблемы. В конце их группируют в наборы. Каждому набору придумывают название, выражающее общую суть предложений. Цель этой части мозгового штурма – выделить конструктивные, подходящие к сложившейся ситуации идеи.
Временные рамки
Проводимая мозговая атака будет обладать максимальным эффектом, если ее провести в промежутке между 10.00 и 12.00 или 14.00 и 17.00. Участников группы желательно собрать в изолированной от шума отдельной комнате, в которой может быть размещен плакат с правилами ММШ, а также доска для оперативного отображения на ней полученных идей.
Всех членов коллектива необходимо рассадить в окружении стола руководителя по эллипсу или квадрату. Весь ход обсуждения должен быть записан на видео или на магнитофон, что позволит не упустить каждую из высказанных идей. На подобном мероприятии приветствуется умеренный юмор.
Применяют метод в течение 40-60 минут, в зависимости от сложности обсуждаемой проблемы. Самые легкие вопросы решаются на протяжении четверти часа.
Этапы классического мозгового штурма
Генерация идей методом мозгового штурма проходит в 3 этапа:
- Определение проблемы. Это предварительная подготовка к работе. В ходе нее участникам обозначают роли. Кто-то будет ведущим, кто-то помощником и т.д.
- Поиск решений. Этот этап можно считать самым главным. От него зависит результат. Для максимальной эффективности следует соблюдать некоторые правила. Во-первых, не стоит ограничивать фантазию. Придумывайте любые, необычные и даже абсурдные идеи. Во-вторых, высказанные предложения можно объединять между собой, улучшая их. И, в-третьих, нельзя оценивать или критиковать сказанное участниками.
- Третий этап – группирование и оценка идей. Часто его игнорируют. И это неправильно. Именно в этот момент выделяются подходящие идеи, весь процесс сводится к единому результату.
Успех всех этапов зависит от того, насколько согласованно умеют работать участники. Также важно их мнение относительно проблемы и путей ее решения.
Кому доверить проведение мозгового штурма
От того, кто проводит мозговой штурм, зависит эффективность работы группы. Поэтому ставьте на эту роль лиц, умеющих мыслить креативно, аналитически, логически, а также правильно реагирующих на критику и замечания. Также важно, чтобы они пользовались авторитетом и уважением коллег. На лидера группы возлагается ряд обязанностей:
- Принимать решение о том, какой вид мозгового штурма нужен в данный момент.
- Собирать в группы участников.
- Определять проблему на этапе формирования идей.
- Обеспечивать условия, необходимые для активной работы каждого отдельного участника.
- Систематизировать, анализировать идеи.
Также лидер оценивает результаты мозгового штурма. Он принимает решение о реализации их на практике.
Состав групп
Оптимальное число участников в группах — 7 человек. Допустимым же количественным составом групп считается 6-12 человек. Формировать команды более мелкие не рекомендуется, поскольку так трудней достичь творческой атмосферы.
В группу желательно брать людей различных квалификаций, профессий. В качестве приглашенных лиц (не участников) принимаются специалисты. Для более динамичной работы приветствуются группы смешанные (и мужчины, и женщины). Рекомендуется также сбалансировать количество лиц с активной и созерцательной жизненной позицией. Отрицательный эффект несет в себе присутствие на обсуждении проблемы скептически относящегося к возможностям ее разрешения руководителя.
За несколько дней перед вторым этапом ММШ — обсуждением — лицам, отобранным в группы, доводят дату мероприятия и формулировку проблемы. Для этого ведущий раздает участникам компактные (до 1 страницы) печатные материалы с четко поставленной целью — разрешением проблемы, ее кратким описанием.
Полезным для обсуждающих будет узнать траекторию развития проблемы, ее нужно отобразить схемой. Также принципиально показать точки соприкосновения людей с проблемой: когда, при каких обстоятельствах эта проблема реально мешает реализации интересов общества.
Можно ли проводить мозговой штурм онлайн
Существует мнение, что личная встреча – лучший вариант для проведения мозгового штурма. Но на практике доказано, что общение через Skype, на форумах или в чатах не менее результативно. А порой дает и больший эффект. Почему так происходит? Есть несколько причин:
- Многие стесняются участвовать в обсуждениях. Спокойная же обстановка при мозговом штурме онлайн располагает их к созданию необычных, уникальных идей.
- Предложенные решения сразу фиксируются.
- В чате или на форуме члены рабочей группы могут высказываться одновременно.
- Этот метод проведения мозгового штурма требует минимум затрат.
- Полученные идеи и решения легче обработать.
Правила для проведения эффективного мозгового штурма
Как сказано выше, эффективность мозгового штурма во многом зависит от соблюдения правил его проведения. Их всего 10:
- Обязательно нужна подготовка. Ее начинают за пару дней до начала мероприятия. Это дает участникам возможность заранее изучить проблему и найти варианты ее решения.
- В мозговом штурме должно участвовать как можно больше людей. Много участников – много идей.
- Поставленная перед рабочими группами задача должна быть досконально изучена. Это поможет увидеть ее суть. Участники будут настроены на одну волну. Не возникнет недопонимания, противоречий.
- Всем, кто участвует в мозговом штурме, нужно делать записи. Чаще всего эту обязанность возлагают на ведущего. Но он тоже человек, что-то упускает или не замечает. Поэтому лучше, если участники также будут делать пометки.
- Это правило смело можно назвать самым главным – не критикуйте. Не стоит осуждать, даже если сказанное человеком кажется глупостью, абсурдом. Может быть, это предложение после доработки и улучшения реализуется в жизни. Помните: критика может отбить у человека желание продолжать обсуждение. А этого допустить нельзя.
- Если вы участник, предлагайте больше вариантов. Не стесняйтесь. Озвучивайте все приходящие в голову мысли. Делайте это даже тогда, когда кажется, что лучшее предложение уже прозвучало.
- Для получения идей привлекайте к работе дополнительных участников. Пусть это будут посторонние люди или сотрудники, которые не принимают участия в мероприятии.
- Объединяйте идеи между собой. Особенно удачен этот совет, если предложения сделаны людьми разного ранга, специальностей, должностей.
- Чтобы информацию было удобнее воспринимать, пользуйтесь плакатами, схемами, досками.
- Смоделируйте ситуацию, в которой все пойдет не так, как хотелось бы. А теперь подумайте, как повернуть ее в свою сторону? Найдите дополнительные варианты. Подготовьте себя к такому повороту событий психологически и морально.
Соблюдать эти правила мозгового штурма нужно всегда, независимо от сферы. Это может быть работа, личные и семейные отношения, бизнес. Уделите время организации процесса. Учтите его нюансы и особенности. Так вы найдете выход из любой ситуации.
Как выбрать ту самую идею?
После мозгового штурма остается тонна идей, которые надо упорядочить и отсортировать. Если реализовать план явно сложно – вычеркиваем, если у вас не хватает ресурсов (и нет реальных источников) – вычеркиваем, если никому не интересно – вычеркиваем. Можно задать себе ряд вопросов:
- Как быстро это можно осуществить?
- Насколько велика отдача?
- Просто ли это сделать?
- Дешево ли?
- Рискованно?
- Что вам подсказывает пятая точка… шестое чувство?
Как вариант для оценки идей можно использовать модифицированную матрицу SWOT. Для этого надо выписать все полученные решения в список, пронумеровать его и рассмотреть каждую отдельно.
Чтобы сузить круг «подозреваемых», можно попросить каждого участника выбрать ТОП-5 идей. Важно, чтобы списки были анонимными – на этой стадии групповое мышление только навредит.
mozgovoy-shturm-7-pravil-19-tekhnik-i-10-chastykh-oshibok
Примеры мозгового штурма
Представьте себе судно, на котором нужно перевезти железорудный концентрат. Транспортировка вызывает массу проблем, поскольку груз ведет себя как жидкость. При качке или крене судна он перетекает с одной стороны на другую. Участникам мозгового штурма нужно устранить этот недостаток.
Ведущий напоминает команде о том, что нельзя критиковать высказанные идеи. 6 специалистов выдвигают варианты решения проблемы:
- Насыпать груз до края. В этом случае перетекать ему некуда.
- Прижать концентрат большими щитами.
- С помощью перегородок разделить трюм на несколько частей.
- Забрызгать пенополиуретановой жидкостью. Так делают при перевозке зерна.
- Мочить груз, а после заморозить его.
- Намагнитить.
- Под груз подложить подушку. Накачать ее воздухом. Она поднимется и плотно прижмет концентрат к потолку.
Участники перечисляют десятки идей. В согласии с правилами, останавливать их нельзя. Но ведущий предлагает перейти к следующему этапу – критике. Здесь в разговор вступает аналитик. Путем обсуждений команда понимает, что идея со щитами и перегородками не подходит. Предложение использовать подушки с воздухом тоже. Их придется накачивать с помощью бортового компрессора. Все вместе оборудование будет слишком тяжелым.
Наиболее подходящей оказывается «магнитная» идея. Участники предлагают развесить магниты по периметру трюма в виде гирлянды. При необходимости их можно включать и выключать.