Прием «Шесть шляп мышления» на уроке: как его применять? Описание стратегии и примеры использования


Суть приема «шесть шляп»

Прием«шесть шляп мышления» похож на ролевую игру, задача участников которой – посмотреть на проблему с разных позиций. Его создатель, Эдвард де Боно, предложил разделить процесс обдумывания проблемной ситуации на шесть режимов для того, чтобы упорядочить его у одного человека или сразу группы людей. В результате проделанной работы возникает свежее творческое решение спорного вопроса. Так, суть метода заключается в том, что тот, кто в данный момент обдумывает вопрос, мысленно (для подростков и взрослых) или реально (для малышей и начальной школы) надевает на себя головной убор одного из 6 цветов, представленных ниже. Каждая из этих шляп побуждает человека мыслить с определенной позиции:

  1. Белая шляпа отвечает за факты и вводную информацию.
  2. Синяя – побуждает мыслителя к координации деятельности в группе
  3. Красная – позволяет своему пользователю быть чувствительным и эмоциональным.
  4. Желтая – поддерживающая, вселяет оптимизм и надежду на благоприятный исход проблемы.
  5. Черная – позволяет мыслителю высказывать свои опасения и предупреждать о рисках.
  6. Зеленая – это шляпа творческого человека, который ищет креативные пути выхода из ситуации.

Применение метода «6 шляп мышления» в ДОУ

В детских садах всего мира метод «Шесть шляп мышления» применяется уже много лет. Чаще всего он используется при проведении педсоветов и в группах старшего дошкольного возраста.

Использование метода при проведении педагогического собрания позволяет быстро и эффективно обсудить актуальные проблемы ДОУ и выработать решение. Заведующая или методист ДОУ знакомит воспитателей с планом собрания. Управление процессом предполагает, что синяя шляпа находится у заведующей. На педсовет могут быть вынесены наболевшие проблемы детского учреждения, например «Педагоги отказываются принимать участие в конкурсе «Воспитатель года», что делать?» или «Спектакль родителей для детей, нужен ли?». Участники педсовета образно надевают головные уборы в нужной последовательности и высказывают свои мысли, коллективно вырабатывают оптимальное решение. Анализ итогов педсовета (рефлексия) позволяет судить о продуктивности применения «Шести шляп мышления».

Применение метода де Боно в старших и подготовительных группах помогает научить детей думать и самостоятельно вырабатывать идеи. При самостоятельном поиске ответов на вопросы дети ответственно относятся к принятому решению, осознают себя личностью.

Сфера применения метода в ДОУ:

  • Логопедические занятия
  • Музыкальные занятия
  • Рисование
  • Лепка
  • Тематические кружки и др.

Занятия воспитателя и детей по методу «Шесть шляп мышления» проходят в партнерской форме в атмосфере непринуждения, в дружеской обстановке. Шесть красочных шляп и увлекательная ролевая игра понравятся детям.

Где воспитателю взять шляпы?

  • Смастерить вместе с детьми из картона или ватмана
  • попросить изготовить родителей
  • объявить среди родителей конкурс на лучшую белую шляпу, а потом в группе раскрасить их с детьми
  • изготовить пилотки из цветной бумаги
  • использовать разноцветные панамы или бейсболки.

В группах можно оформить наглядный «Центр умных шляп», уголок «Умники и умницы», где разместить сами головные уборы, наглядные пособия, таблицы. «Как оформить уголок шляп» – этот вопрос можно поставить на первой тематической игре с детьми. Пусть они сами думают и предлагают идеи.

Постепенное введение детей в курс игры значительно облегчит им привыкание к позициям мышления. Для этого следует начать понемногу знакомить их с умными шляпами. Например:

— «Ребята, эта наша синяя шляпа всегда такая деловая! Она помогает думать как директор! Как босс – молокосос. Вы видели этот мультфильм? Давайте попробуем надеть ее и разговаривать по – деловому. Итак, что мы сегодня планировали?»

— «Дети, если надеть эту красную шляпу, то можно что – то почувствовать. Попробуйте продолжить «Ах! Мне кажется, я чувствую, что наша идея…».

В течение первых практик применения ролевой игры в группе рекомендуется вводить не сразу все шляпы, а по две – три. Детям будет проще запомнить, какой цвет для какой роли предназначен. Хорошо, если воспитатель будет фломастером или маркером этого же цвета рисовать ассоциативные картинки, надписи на белой доске, ватмане.

Примеры занятий с детьми по методике де Боно «6 шляп мышления»

Игра «Архитекторы»

В рамках занятия по рисованию детям предлагается ролевая игра, в которой они все будут строителями и архитекторами. Перед началом занятия дети рассаживаются за столики, на которых лежат листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры, линейки.

Воспитатель демонстрирует белую шляпу и говорит, что она волшебная, она много знает. Например, что самое высокое здание в мире имеет 163 этажа. «А теперь наденьте все умные белые шляпы – всезнайки (возьмите белые карточки, листочки, любые белые предметы, представьте себя в белых шляпах…) и скажите, сколько этажей в вашем доме? Видели вы многоэтажные дома? Сколько в них этажей?

Воспитатель демонстрирует синюю шляпу, предлагает всем взять в руки синие предметы, надеть синие шляпы и представить себя директором архитектурной (строительной) . Воспитатель надевает синюю шляпу и остается в ней, управляя процессом игры.

В этот момент можно предложить детям подумать над рисунком большого здания, как бы они его нарисовали. Можно начать рисовать проект.

Далее детям предлагается надеть красную шляпу и представить красивое большое здание в родном городе, построенное по их рисунку, проекту. Какие чувства вызывает это здание? Восхищение? Восторг? Гордость? Опасение? Здание красивое?

В желтой шляпе дети ищут преимущества небоскреба в родном городе, в черной высказывают опасения, в зеленой предлагают необычные решения, фантазируют и т.д.

Завершается занятие по рисованию совместной рефлексией, обсуждением рисунков – проектов, педагог спрашивает, помогли ли думать шляпы.

Как использовать прием «шесть шляп» мышления на уроках

На уроках часто возникают ситуации, которые вызывают много споров. Чаще всего это уроки окружающего мира, обществознания, истории и литературы. Для того, чтобы разрешить противоречия, иногда используется прием «шесть шляп критического мышления». Можно распределить детей так, как они желают, например, тем, кто основывает свои предположения на эмоциях, выдать красные шляпы. А можно предложить им же «примерить» противоположные роли, например, белые шапочки, чтобы они учились отодвигать эмоции в сторону и оперировать только фактами.

Перед обсуждением необходимо обговорить основные правила: не перебивать других, внимательно слушать, а главное – стараться оставаться в соответствующем образе, который определяет способы мышления, и не менять его до окончания игры.

После обсуждений учитель организует рефлексию. Здесь необходимо дать высказаться каждому: было ли трудно, что понравилось или не понравилось, какие выводы для себя сделали, к какому решению пришли.

Алгоритм работы с приемом

Алгоритм приема шести шляп критического мышления можно представить следующим образом:

  1. Постановка проблемной ситуации.
  2. Распределение цветов «головных уборов». Это можно делать разными способами: по желанию, с помощью жеребьевки, с помощью случайного или намеренного разделения на группы по особенностям мышления.
  3. Подготовка в группах общей точки зрения по вопросу с учетом назначенных ролей.
  4. Озвучивание и обсуждение получившихся предположений.
  5. Подведение итогов обсуждения.
  6. Рефлексия.

Как работают шляпы Боно?

Итак, теперь о самом главном — как это применить на практике. Для того чтобы справиться с эмоциями, растерянностью и путаницей в мыслях метод делит мыслительный процесс на шесть способов думать, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. А вот они сами!

Белая

Она отвечает за информацию и факты.

Это схоже с решением математической задачи: сначала оцениваем то, что имеем, разбираемся в том, чего не хватает. Одев эту шляпу, дети определяют причины события, выстраивают связь, оглашают подтверждающие или опровергающие изречения.

Красная

Это головной убор эмоций и интуиции.

Метод Боно позволяет высказываться эмоционально только под красными полями, причём не дольше 30 секунд, сокращая число имеющихся вариантов решения до минимума, разрешая выражать подсказки внутреннего голоса без оправданий, почему именно так кажется.

Жёлтая

Самая позитивная!

Помогает определить преимущества и ответить на вопрос: почему можно или стоит это сделать? Солнечная шляпа ищет выигрышные решения и помогает увидеть положительное, настраивает на оптимистический лад, когда всё кажется мрачным и тупиковым. Её надевают для оценки как проблем, так и поведения человека. Жёлтый аксессуар доказывает, что не всё так плохо, как кажется на первый взгляд.

Чёрная

Полная противоположность жёлтой. Сплошь негатив.

Отвечает она за отрицательные стороны, риски и осторожность. Надев чёрную шляпу, придётся критиковать и быть пессимистом, искать негатив и плохие последствия принятых решений, отвечая на вопрос: «Что неправильно, к чему это может привести?»

Примерить такую отрицательную шляпу часто советуют тем детям, которые привыкли одерживать победу и в силу самоуверенности перестали быть осторожными, не замечая надвигающейся угрозы.

Зелёная

Отвечает она за творчество и новые идеи.

Предлагает найти необычные способы решения задачи. На этом этапе оглашаются даже самые несуразные варианты решений, которые не всем по плечу, появляются выходящие за прежние привычные рамки идеи, чтобы преодолеть сложности, открытые под чёрной шляпой.

Так, школьники под зелёными полями придумывают своё окончание литературных историй, принимая во внимание то, что они открыли для себя на предыдущих этапах.

Пример использования приема шести шляп мышления

На уроке чтения в начальной школе можно потренироваться в использовании приема шести шляп на простой сказке «Колобок». Здесь будет немного иное значение цветов, но в этом возрасте главная задача детей – понять суть. Например, все, кому достался зеленый цвет, должны проявить фантазию, а кто оказался в белом – раздобыть как можно больше фактов. Так, детям дается задание рассказать сказку «Колобок» по-новому. А дальше идет распределение по группам:

  • Шляпа белого цвета предполагает деловой разговор с большим количеством терминов, определений и фактов. Например: «Колобок – это круглое хлебобулочное изделие, приготовленное из муки, масла и сметаны».
  • Желтого – отвечает за художественную речь, как будто рассказывает сказку, приводя большое количество эпитетов и сравнений. Например: «Колобок был румяный, красивый, ароматный! А как пел – заслушаешься, совсем как соловей!»
  • Человек в шляпе черного цвета рассказывает страшные истории или сказки. Например: «Раскрыла лиса рот, а там огромные острые зубы! У Колобка побежали мурашки по телу, и он громко закричал от ужаса!»
  • Красного – побуждает человека к чувственному повествованию, возможно, даже к написанию стихов. Например:

Мои советы по использованию приема

Для применения метода критического мышления «Шесть шляп» можно дать несколько рекомендаций:

  1. Начинать знакомство с методом лучше всего с простых задачек, чтобы дети могли понять правила игры и запомнить роли каждого из цветов.
  2. В дошкольном возрасте и в начальной школе метод лучше использовать в игровой форме, а для цветов предлагать более простые значения.
  3. Лучше, если разделять детей на группы в детском саду и начальной школе будет учитель, а при повторном использовании метода – менять группы местами, давая детям возможность побыть в разных ролях.
  4. Для подростков и старших классов можно предложить распределение на группы по жребию или по желанию.
  5. Перед обсуждением обязательно проговорить и записать правила общения в течение игры, чтобы не возникало лишних споров и ссор.
  6. Обсуждение должно быть организованным: учитель руководит процессом, предлагая высказаться той или иной группе и предотвращая конфликты.
  7. На этапе рефлексии нужно постараться дать возможность высказаться каждому из участников.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]