И действительно, почему так? Вспомните, сколько раз вы задавали себе этот вопрос, когда в очередной раз сталкивались с, мягко говоря, недостойной реакцией некоторых людей в той или иной жизненной ситуацией, особенно когда такая реакция была совершенно неоправданной и неподходящей к ситуации?
Всем нам давно стоило бы признать, что человеческое общество никогда не было местом, где все вокруг отличаются добротой, обдумывают свои слова и относятся друг к другу с уважением — и, к сожалению, пока нет предпосылок к тому, что оно когда-либо станет им в будущем.
Неудачный день
Причиной злости некоторых людей иногда является просто плохой день. Например, человек проспал, поэтому немного опаздывает на работу, затем пролил чашку кофе на новый костюм, застрял в лифте и т. д. Разве можно назвать этот день удачным? Возможно, вторая половина дня будет самая счастливая за последнее время, но «пострадавший» пока этого не знает. Вот и получается, что он начинает «срывать злость» на всех, кто попадается ему под руку. Конечно, так поступают не все люди, а только те, кто не может себя контролировать. Но нужно признать, что у каждого из нас бывают такие моменты, когда просто сдают нервы (особенно, если неприятности затянулись). Поэтому следует относиться к грубиянам снисходительно, поскольку проблемы на данном этапе присутствуют у них, а не у вас.
Повышение уровня CO₂ в океанах будет способствовать увеличению популяции рыб
Британка верила, что обнаружила после снегопада пингвина у своего двора
Прогноз пятиклассника 2010 года о том, каким будет 2021 год, вызвал массу эмоций
Прекратите круг грубости
Грубое поведение распространяется, как заболевание, если вы ему позволите. Один акт проявления грубости может запросто запустить порочный круг и вызвать грубое поведение у других людей, распространяя заразное настроение и плохое поведение.
Легко увидеть, как это происходит. Грубый водитель подрезает вас на пути на работу, что вызывает у вас раздражение и разочарование. Вы приносите эти негативные чувства на работу к своим коллегам и замечаете это, когда срываетесь на сотрудника без видимых на то причин. Ваши коллеги чувствуют обиду, раздражаются и проявляют грубость к остальным. И так далее.
В вашей власти остановить порочный круг грубости. Приложив малую долю сострадания, вы можете обезвредить грубость добротой.
Человек испытывает к вам негативные чувства
Всем понравиться практически невозможно. Поэтому у каждого из нас есть знакомые, которым мы не нравимся. Но мы стараемся держать себя в руках и не демонстрировать своего негативного отношения (в том случае, если наша неприязнь обоюдная), а другие люди не считают это разумным решением. Мало того, они делают это намеренно, чтобы показать вам свое пренебрежение. Стараются оскорбить, унизить, испортить настроение и т. д. Но мы же понимаем, что все это они делают от своей слабости и невоспитанности. Интеллигентный человек никогда не опустится до того, чтобы демонстрировать свое негативное отношение. Максимум, что он сделает – это просто будет вас игнорировать. Поэтому не стоит обижаться на тех, кто проявляет свой гнев таким образом.
Ошеломленнные обстоятельствами
Люди лучше, чем вы о них думаете. Да-да, правда в том, что большая часть человечества состоит из вполне приличных людей, которые лишь иногда оказываются настолько ошеломленными обстоятельствами, что вербально срываются на окружающих, и отыгрываются за свое раздражение на ни в чем не виновных людях.
К счастью, мы очень редко встречаем людей, которые грубят окружающим просто потому, что им это нравится. Нет, они, конечно же, существуют, но определенно не являются нормой, и даже поведение этих люди, скорее всего, вызвано какими-то страданиями или травмой в прошлом, а то и в настоящем.
Для общения с грубыми и негативными людьми требуется просто огромное количество эмпатии и терпения. Иногда даже может показаться, что ответственность за то, чтобы изменить эту ситуацию к лучшему, и не дать ей ухудшиться, лежит на вас, а вовсе не на грубияне.
Но представьте, какова альтернатива этому: если вы ответите грубостью на грубость, вы дадите этому человеку настоящий, реальный и осязаемый повод сделать то же самое с будущем и с вами. И тогда спираль грубости действительно станет бесконечной и ее невозможно будет остановить…
Будьте добрее… будьте человеком.
Низкая самооценка
Грубость и злость способны демонстрировать люди с низкой самооценкой. Если человек ничего в жизни не знает, не может похвастаться своим интеллектом (опытом, достижениями и т. д.), он начинает «презентовать» себя именно таким способом. Он начинает привлекать к себе внимание, нападая на других, и так самореализовывается (с его точки зрения). Такой человек будет рад, если его будут воспринимать, как скандалиста, с которым никто не хочет иметь дела, поскольку в противном случае, его просто не будут замечать. Поэтому нам, как людям с объективной самооценкой, приходится смотреть на все это с жалостью (не в самом лучшем смысле этого слова) и снисхождением. Мы ничего с этим не можем сделать, поскольку изменить человека смогут только опытные специалисты или он сам.
Дочь Варум и Агутина официально стала гражданкой США
Им только во вред: почему уток нельзя кормить хлебом
Последний велнес-тренд в Швейцарии — альпийские сенокосные купания
Сдерживание своих негативных эмоций
Некоторые люди просто не знают, как сдерживать свои негативные эмоции. Они пытаются на миг остановиться, чтобы обдумать ситуацию, но они не могут сделать даже этого. Эти люди склонны слишком остро реагировать даже на самые маленькие проблемы, поскольку отличаются слишком активным темпераментом и чрезмерной эмоциональностью. Стоит понимать, что человек, который постоянно находится в возбужденном состоянии и реагирует на каждую мелочь, раздувая при этом огромный скандал из ничего, в какой-то степени болен. Он испытывает много негативных эмоций и волнений, и этим раздражает свою нервную систему. Не стоит обращать на него внимания и воспринимать все на свой счет. Нужно надеяться на то, что он когда-нибудь выздоровеет, на а сейчас, пусть себе грубит, раз ему так легче.
В общем, ничего нового…
В этом мире были, есть и всегда будут грубые, невежливые и неуважительные люди.
У нас есть письменные свидетельства того, что на это жаловались даже греческие философы еще две тысячи лет назад — сам Платон неоднократно жаловался на неуважительное поведение современных ему юнцов, совершенно лишенных каких-либо манер.
Как правило, именно на плечи нас, более уравновешенных и разумных людей, ложится обязанность определения того, что мы считаем недопустимым поведением, и соответствующим образом на него реагировать. Стараясь при этом уменьшить интенсивность пламени негатива, а не распалить его еще сильнее.
Когда у меня хорошее настроение, я смотрю на мир более благосклонно и стараюсь представлять человека, только что на пустом месте накричавшего на меня, или взбесившего меня, вклинившись передо мною в очередь, в виде младенца или маленького ребенка.
Я пытаюсь понять, какие именно жизненные ситуации временно или постоянно превратили их в агрессивных и неприятных людей, ведущих себя так, будто хорошие манеры вымерли вместе с динозаврами.
Когда у меня выдается не самый лучший день, моя реакция зачастую бывает куда менее благосклонной и терпимой… но я открыто это признаю, и, в конце концов, никто не идеален!
Неправильное воспитание
Часто родители позволяют своим детям делать все, что им заблагорассудится. Из этих непослушных малышей, которым все позволено, вырастают невоспитанные взрослые люди. Они привыкли получать все, что захотят от жизни, поэтому выбирают именно такой стиль поведения. Невежественные люди стараются добиваться всего при помощи грубости, скандалов и истерик. Они постоянно повышают голос и стараются привлечь внимание к своей проблеме, подключив всех присутствующих. К сожалению, мы не можем их перевоспитать, поэтому вынуждены просто игнорировать их требования, которые выражаются таким образом.
Самой красивой девушкой 2021 года признана 19-летняя Яэль Шелбиа
Успокаивают и снимают стресс: как животные помогают работать дома
«Атмосфера очень неловкая»: «Ирония судьбы» глазами иностранцев
Как отвечать на грубость достойно и красиво — 10 методов
Метод «Спокойствие»
При столкновении с потенциальными обидчиками никогда не следует демонстрировать им свою растерянность. Выражайте мысли четко и твердо, и не произносите никаких слов в свое оправдание и защиту. Интонация голоса должна быть максимально спокойной и расслабленной, так как именно она быстрее всего выбьет хама из колеи. Своими нападками он хочет вывести свою жертву из себя, чтобы получить подзарядку порцией негативной энергии. Не нужно доставлять грубияну такой радости.
Например, на гневные слова раздраженной кондукторши об отсутствии у нее сдачи с крупной купюры, нужно спокойно переспросить, чтобы она снова повторила свою речь, а потом вежливо, но настойчиво попросить решить ее эту проблему.
Метод «Психологическое айкидо»
Применение данной защитной методики основывается на использовании отрицательной энергетики грубияна против него самого. Оппоненту необходимо соглашаться с критическими замечаниями в свой адрес, запутывая и доводя до абсурда взаимное общение. Можно даже подхваливать противника за своевременную и полезную критику. Овладение методом требует определенной практики и разрыва существующих поведенческих шаблонов.
В качестве наглядного примера можно привести следующий диалог:
Грубиян: «Куда прешь! У тебя что, глаз нет?! Не видишь, здесь очередь стоит!» Оппонент: «А у меня и, правда, нет глаз, а вы такой внимательный, сразу это заметили и указали на мой промах». Грубиян: «Мы же все стоим, а ты чего лезешь вперед?!» Оппонент: «Ну, да, все стоят, а я лезу, самый умный тут нашелся»… и далее в таком стиле.
Как правило, бывает достаточно двух или трех взаимных перепалок, чтобы психологически дезориентировать противника. К тому же, окружающие люди могут серьезно помочь вам, оценив всю нелепость и комичность ситуации. Хаму придется ретироваться в своих намерениях, и он едва ли станет еще продолжать.
Метод «Юмор»
Намереваясь произнести что-нибудь плохое, человек напрягается и старается набрать воздуха в дыхательные пути. Если в это время попробовать его рассмешить, он расслабится, и первый порыв гнева пройдет. Можно также улыбаться и отпускать комплименты оппоненту.
Например, секретарь, войдя в кабинет директора, случайно спотыкается и падает, опрокидывая чашки с подноса. Глядя на гневное лицо шефа, женщина говорит ему, что он просто сногсшибателен, намекая на причину падения. Подобная шутка вызывает смех у присутствующих и улыбку директора, вместо ожидаемого разноса.
Метод «Констатация»
В некоторых ситуациях можно усмирить хама, просто назвав его прилюдно тем, кем он является на самом деле. В частности, можно прямо сказать: «Вы — грубиян», а можно сориентироваться по ситуации и подключить собственное воображение и фантазию.
Например, на грубость, адресованную в ответ на вашу забывчивость, можно посетовать, что, к сожалению, таблеток от хамства еще не изобрели.
Метод «Чихание»
Является эффективной ответной реакцией в том случае, когда хамский монолог грозит затянуться надолго. Если ваш оппонент все больше распаляется и никак не может остановиться, необходимо ему в этом помочь. До поры, до времени слушайте молча, пока хам не возомнит себя полным хозяином положения. Потом нарочито громко чихните, и в мгновение затишья, скажите, что у вас аллергическая реакция на разную чушь. Далее вежливо попросите оппонента продолжать свою речь.
В ответ на обидные замечания можно использовать еще такие фразы:
«Это все?» «Ну, и что?» «Вы, случайно, не оговорились?» «Поверьте, хамство вам совершенно не к лицу» «Зачем вы стремитесь выглядеть хуже, чем на самом деле» «У меня нет времени разбираться в ваших комплексах» и т.п.
Другой причиной хамства являются люди, которые без него просто не могут жить. Они сознательно выбрали подобный стиль общения с окружающими и чувствуют себя при этом вполне комфортно. В ответ на такие модели поведения эффективны будут следующие методики.
Метод «Настойчивая вежливость и безграничное терпение»
Основным правилом при общении с хроническим грубияном будет абсолютная вежливость и терпимость. Главное, не сорваться в ответ на хамские выходки и не поддаваться на провокации, становясь лишь ведомым. Надо помнить, что основная цель хама вызвать в сопернике ответную реакцию, тогда как, не получая ее, он теряет подпитку к дальнейшим действиям. Улыбка и внешняя доброжелательность настолько непривычны для него, что могут абсолютно выбить из колеи.
Подобный сценарий для человека, привыкшего к грубому обхождению, совершенно нетипичен, так что у вежливого оппонента есть возможность взять ситуацию в свои руки. Если у противника имеется серьезная зацикленность на негативе, можно попробовать также общаться вежливо, но произносить слова более громко, чем обычно. Такая нестандартная выходка может заставить его примолкнуть.
Проиллюстрировать поведение сторон можно на следующем примере:
Продавщица: «Женщина, долго вы еще будете здесь все рассматривать?! Покупаете или нет?» Покупатель: «Будьте добры, покажите еще вон ту кофточку». Продавщица: «Сколько можно! Я что здесь, девочка на побегушках?!» Покупатель (вежливо, но гораздо громче): «Будьте добры, покажите вон ту кофточку».
Метод «Занудливость»
Придется кстати для людей работающих администраторами в различных интернет-проектах. Не секрет, что некоторые пользователи хронически пренебрегают установленными правилами, а потом обрушивают всю свою неадекватность на администраторов. Когда разумных доводов у человека нет, начинается откровенное хамство.
Конечно, можно просто забанить строптивого пользователя, а можно сделать «сухое» замечание казенным языком. Вскоре интерес у воинственно настроенного противника остынет, и он прекратит выпускать пар. На практике такое общение может выглядеть следующим образом:
Участник форума: «По какой причине я получил бан?! Это что за самоуправство! Творите, что в голову взбредет!» Администратор форума: «Вы нарушили правило №2 внутреннего регламента, от такого-то числа. Согласно пункту 3-му этого правила, вам полагается бан на три ближайших недели». Участник форума: «Не было у меня никаких нарушений, это все ваши выдумки. Мои фотки самые классные, а вы ничего в это не смыслите!» Администратор форума: «За оскорбительные высказывания в адрес администрации срок бана будет продлен еще на 10 дней».
Метод «Шокирование»
Для разрыва стереотипного поведения хама можно попробовать разорвать его привычный шаблон, путем шокирования. Для этого, в ответ на грубое замечание нужно отвечать что-то, совершенно не относящееся к делу, сбивая, тем самым противника с толка. Например, на грубость продавца, можно поинтересоваться с каким счетом закончился вчерашний футбольный матч.
Кроме вышеописанных методов для достойного ответа грубиянам можно заготовить следующие фразы:
«Жаль, но вы далеко не оригинальны» «Ну, вот, а все так хорошо начиналось» «Что-то мне расхотелось продолжать наше дальнейшее общение» «Жаль, что не услышал от вас ничего оригинального» «Не слишком остроумно, но есть к чему стремиться» «Оценил глубину ваших мыслительных способностей» и т.п.
Еще одной причиной хамства является страх обидчика перед оппонентом. В этой ситуации он стремится напасть первым, маскируя свою неуверенность, трусость и зависть перед более успешными людьми. Хамство, в данном случае, служит лишь своеобразной маскировкой и прикрытием.
Метод «Забота о ежике»
Мысленно представьте ежика, который имеет колючие иглы, но, в то же время, является всего лишь маленьким, испуганным зверьком. Проведите ассоциацию со своим обидчиком, принимая по отношению к нему снисходительную и покровительственную позицию. Кроме того, в данной ситуации хорошо подойдут вышеописанные способы «Спокойствие» и «Психологическое айкидо». Из дополнительных фраз можно взять на вооружение следующие:
«У вас все еще обязательно получится» «Что еще у вас на душе?» «Вам хочется меня обидеть? А зачем?» «Хамство никому ни к лицу, а уж вам и подавно» «Благодарю за пристальное внимание к моей персоне» и т.п.
Метод «Игнорирование»
Данный способ психологической защиты является универсальным для всех причин внешней агрессии. Иногда молчание, действительно, золото. Особенно, это касается тех ситуаций, когда вам нет никакой нужды общаться с обидчиком, или вы чувствуете, что эмоционально не готовы к схватке с ним, а также в тех случаях, когда перед вами находится явно психически нездоровый человек.
Игнорирование очень эффективно помогает против любого вида хамства, если осуществлять его правильно. В частности, не нужно проявлять никаких эмоций, чтобы обидчик вдруг не подумал, что вы молча проглатываете обиду, и он будет распаляться все больше и больше. Все должно выглядеть таким образом, будто бы перед вами пустое место, а вам — такому успешному и удачливому человеку, совершенно некогда обращать внимание на всякие досадные помехи и мелочи.
Читайте далее: 65 фраз для ответа на хамство
Скачайте и распечатайте данный файл ниже, чтобы помнить про эти 10 методов, как реагировать на грубость.
Рейтинг статьи
Завышенная самооценка
Некоторые люди считают себя выше других. Они относятся к окружающим, как к обслуживающему персоналу или просто недостойным их уровня личностям. Такие люди постоянно демонстрируют свое превосходство и выражают это при помощи повышенных тонов или грубости. К сожалению, с этим также невозможно ничего поделать. Человеку, который не может себя объективно оценить, очень сложно доказывать правила хорошего тона. Поэтому следует относиться к ним с равнодушием или просто игнорировать.
Не обостряйте
Когда кто-то вас раздражает, ваша инстинктивная реакция – ответить той же монетой. Но помните о том, что вы способны контролировать всегда только себя. Выберите отказ от драмы. Вне зависимости от того, как ведёт себя другой человек, вы контролируете собственное поведение так же, как и этот человек.
Сохраняйте спокойствие. Сделайте глубокий вдох и дайте себе пространство для успокоения, если кто-то вас расстроил. Помните, что вам не нужно опускаться на их уровень, ведь делая так, вы, скорее всего, только ухудшите ситуацию. Сохраняйте достоинство и будьте выше всего этого.
Стремление к одиночеству
Некоторым людям просто необходимо иногда побыть в одиночестве. И когда они вынуждены общаться с окружающими (друзьями, родственниками, коллегами), делают все, чтобы спровоцировать конфликт. Возможно, они не хотят устраивать ссор и скандалов, просто пытаются таким образом донести, чтобы их оставили в покое. Возможно, если к ним обратиться через некоторое время, они поведут себя по-другому, но в этот момент рекомендуется просто уйти.
Отсутствие коммуникативных навыков
Когда люди не в состоянии нормально общаться или понимать язык тела, они становятся грубыми, даже если они не собирались таковыми быть. То, как мы воспринимаем вещи, не всегда так, как было задумано. Человек просто не умеет озвучить свои желания, поэтому поступает так, как привык. Он начинает злиться, грубить и оскорблять других людей вместо того, чтобы спокойно объяснить то, что ему нужно. На самом деле, старайтесь не принимать все близко к сердцу, поскольку не все так глубоко, как может показаться.
«За 9 лет и мысли не возникло об измене»: Муцениеце раскрыла подробности развода
Карамельный и молочно-банановый слои отлично сочетаются: рецепт десерта
Слоеный пирог в форме рыбки: лосось и зеленый лук – идеальное сочетание
Плохое самосознание
Люди с плохим самосознанием не всегда могут заметить изменения, которые посылают окружающие. Например, если что-то, что они говорят, вас расстраивает, они могут просто этого не заметить. Эти люди не пытаются выглядеть неуважительно, они попросту не умеют себя вести в подобной ситуации. Им необходимо все подробно объяснить (сказать, что именно вас расстраивает и обижает в этом разговоре), поскольку не каждый сможет прочитать ваши мысли. Если вы это сделаете один раз (а тем более, несколько), не обижаясь и не реагируя агрессией, то человек обязательно будет вести себя по-другому (по крайней мере, с вами). Попробуйте, у вас это обязательно получится.
Это вообще законно?
Тут нужно отличать конструктивную критику от оскорблений. Если тебе указывают на твою неправоту, осуждают твои действия, не используя при этом ругательства, то тебе просто высказывают свою точку зрения на какую-то возникшую ситуацию. Здесь ты сам себе помощник. А если этот же человек оскорбляет тебя, разносит тебя на мелкие матерные кусочки, то это уже правонарушение — грубияну стоит быть осторожным.
До 2012 года в Уголовном кодексе была статья за оскорбление личности — ст. 130 УК РФ. Но теперь она перешла в Кодекс об административных правонарушениях — ст. 5.61 КоАП РФ. Соответственно, из разряда преступлений оскорбления перешли в разряд правонарушений. Максимальное возможное наказание в отношении физического лица по этой статье — 3000 рублей (публичное оскорбление — 5000 рублей). В такой ситуации мы, джентльмены, говорим, что игра не стоит свеч. Во-первых, наказание не очень суровое, во-вторых, тебе нужно предоставить показания свидетелей, аудио- или видеозапись правонарушения. Потом уже — судебное разбирательство. Все долго, нудно, что вызовет только больший стресс и раздражение.
Но иногда обычное оскорбление личности может перерасти в нечто большее. Словесная перепалка способна достичь уровня угрозы личности — когда тебе говорят не только, что ты дурак, но еще и то, что тебя за это в бетон закатают. А это уже ст. 119 УК РФ, и тут можно получить реальный срок. Разумеется, применение насилия тоже усугубляет положение — в дело вступают новые статьи Уголовного кодекса, например, ст. 115 УК РФ — «Умышленное причинение легкого вреда здоровья».
А еще есть ст. 128.1 УК РФ — «Клевета», можно случайно задеть в споре чувства верующих (ст. 148 УК РФ) или разжечь межнациональную рознь (ст. 282 УК РФ). Короче, если встретишь человека с Уголовным кодексом в руках, то постарайся не вступать с ним в конфликт — вдруг он умеет им пользоваться.
Расстройство личности
Есть множество различных типов расстройств личности, и некоторые из них делают людей довольно грубыми или заставляют их таковыми казаться. Пожалуйста, примите во внимание, что не все находятся на том же уровне психического развития, что и вы. Необходимо понимать, что это является серьезной проблемой в первую очередь, для самого человека. Он, несомненно, нуждается в лечении, где ему помогут опытные специалисты справиться со своими неконтролируемыми эмоциями. Поэтому не стоит принимать все на свой счет и обижаться на больных (в прямом смысле этого слова) людей. Не у всех есть расстройство личности, но они встречаются гораздо чаще, чем вы думаете.
Используйте юмор, чтобы успокоить сложного человека
Грубый и сложный человек может создавать напряжение и тревожность как для себя, так и для всех окружающих. Помните о том, что они, вероятнее всего, проявляют грубость, потому что они злы или расстроены из-за того, с чем столкнулись ранее. Юмор может создать разнообразие и разрушить это напряжение, предоставляя всем возможность посмеяться.
Вы можете добиться этого, найдя способ посмеяться над общей ситуацией или пошутив об общем опыте, на который вы можете сослаться. Самоирония может оказаться не менее эффективным оружием. Нахождение способа привнести долю легкомыслия, когда кто-то чувствует себя не в порядке, может помочь всем участникам разговора нажать «кнопку перезагрузки» и начать всё с начала, но уже с лучшей ноты.