Что такое «недеяние», или Чему мы можем поучиться у древних даосов?

Недеяния у даосов является одним из пяти главных принципов мышления, которые способны сделать жизнь естественной и спокойной. Однако принцип имеет весьма туманное объяснение, хоть и является практичным. Недеяние является самым лучшим способом взаимодействия с окружающей действительностью, он основан на гармонии. Если начать пользоваться недеянием постоянно, то сама жизнь полностью изменится, что принесет очень хорошие результаты.

«Совершенный человек, который является поистине мудрым, не совершает деяний. Именно поэтому он является основой Вселенной.»

Еще раз о Гармонии

Как вы знаете, во Вселенной существует две базовые силы — Инь и Ян. Они совершенно противоположны, отталкиваются, борются друг с другом и их взаимное движение рождает жизнь и все Бытие. При этом согласно принципу Гармонии, всякое движение в любой ситуации направлено на то, чтобы уравновесить Инь и Ян. Потому когда становится много Ян, он достигает предела и в эту ситуацию начинает поступать больше Инь, чтобы восстановить Гармонию. И наоборот, когда становится много Инь — после достижения предела — поступает Ян.

Таким образом, все рано или поздно заканчивается, все рано или поздно превращается в свою противоположность. Это и есть основа естественного порядка вещей.

Даосские мастера осознали это внутри себя, во время медитаций, а также постигли это вовне, наблюдая за движением жизни. Более того, они увидели, что Инь и Ян движутся, обязательно проходя пять стадий — пять движений ци: Вода (зрелый Инь), Дерево (молодой Ян), Огонь (зрелый Ян), Земля (точка Гармонии), Металл (молодой Инь) и так по кругу. Эти пять движений ци весьма широко используются и в даосских практиках, и китайской нетрадиционной медицине, и в фэншуй и в гаданиях и много где еще. Но все в конечном счете сводится к переменам Инь и Ян.

Итак, движение Инь и Ян бесконечны, их не изменить! И потому даосские мастера следуют этим переменам, а не пытаются с ними бороться. Обычные же люди под воздействием своих эгоистичных желаний и заблуждений сердца и сознания, практически всегда пытаются удержать хорошее, выгодное для себя, и убежать от плохого, не выгодного для себя. Естественно, пока у такого человека есть силы, ему удается избегать перемен, но рано или поздно они все равно его настигают. Такое поведение приносит лишь страдания, замедляет совершенствование человека и ведет его по самой тяжелой дороге жизни.

Этапы развития Даосизма

В первом веке до н. э. начали появляться школы даосизма. Со временем они изменялись, а некоторые сливались в одно заведение. Главные учреждения:

  • школа Небесных наставников;
  • Цюаньчжэнь;
  • Маошань;
  • Линбао.

Школа Небесных наставников, или «Пять ковшей риса», стала первой, где изучали основы даосизма. Ее основал патриарх и горный отшельник Чжан Даолин. Со временем она разделилась на южную и северную. Но потом заведение снова стало единым, его название поменялось на Чжэньи.

В южных регионах во времена после господствования монгольских племен открылась школа Цюаньчжэнь. Маошань или Шанцинь существовала до 14 века. Здесь ученики практиковали общение с духами и высшими силами. Линбао делала уклон на медитацию, она больше напоминала буддийскую школу.

В пятом столетии приверженцев даосизма стало больше: к ним добавились отшельники, мечтавшие о долголетии. Учение в это время превращается в религию, а его целью становится стремление к бессмертию. Тогда было всего 250 трактатов с основными определениями, принципами и концепциями. А сегодня существует более 1500 книг и сочинений.

Основные идеи Даосизма

Даосизм не считается традиционной религией. В его основе лежит принцип равенства человечества. Благодаря этому философию изучали разные категории людей. Но в Средние века возводили монастыри, куда допускали только просвещенных монахов.

В 17 веке правила династия Цин, которая поощряла гонения на философию. Правители считали учение лженаукой, поэтому приказывали сжигать книги, разрушать монастыри, наказывать сторонников даосизма. Реабилитация началась только в 60-е годы прошлого столетия. Но современная философия отличается. Ее основой стали медитации и магические обряды.

Учение прославилось на западе благодаря уникальным боевым искусствам, дыхательным упражнениям, направлению фен-шуй.

Недеяния, как естественность

На что же это похоже, когда даосский мастер вынужден жить среди людей, ходить на работу, кормить семью, сталкиваться с разными людьми, в том числе и теми, которым и дела нет до Гармонии и Единства всего сущего? Даосский мастер со стороны выглядит как обычный человек, но его внутреннее состояние другое и он взаимодействует с миром через Недеяние.

Прежде всего, Недеяние — это естественность! Все поступки даосского мастера подчинены естественной необходимости. Когда он голоден, он ест, когда он устал — он спит. Если у него семья, он заботится о ней, если ему нужны деньги — он их зарабатывает. Но в чем же тогда разница между мастером и обычным человеком?!

Когда я гуляю в парке, я наблюдаю за белками, как они бегают друг за другом весной и летом, как они прячут запасы осенью, как они ближе подходят к людям зимой, давая себя покормить. Это пример естественности. Белки живут согласно временам года, используют для решениях своих задач то, что есть «под-рукой» и не пытаются противиться переменам, но следуют им.

Обычный человек слишком часто недоволен, даже если имеет много, он всегда хочет больше. Он не смотрит на то, насколько его желание согласуется с текущей ситуации, покупает в кредит то, без чего может обойтись. Когда же у него чего-то мало, он все равно продолжает это истощать, например, продолжая кричать на собеседника, продолжая гробить свое здоровье, продолжая напрягаться на работе (когда мало сил), продолжая все меньше и меньше уделять времени своей жене или мужу.

Когда человек разрушает Гармонию, не понимая того, что делает, — это естественно для него. Наши действия ограничены нашим текущим уровнем развития. Но если человек знает и продолжает разрушать Гармонию в той или иной ситуации, значит он поступает не естественно, он потакает своему эго. Вот чем даосский мастер отличается от человека! Вовсе не тем, что он супер совершенен, а тем, что когда мастер осознал свое заблуждение, он выбирает действовать согласно этому знанию, возвращаясь к естественности и Гармонии.

У-вэй

У этого термина существуют и другие значения, см. У Вей (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Неделание (значения).
У-вэй (кит. трад. 無為, упр. 无为, пиньинь: wúwèi) — созерцательная пассивность. Это слово часто переводится как «неделание», другим вариантом перевода является «немотивированность» или, согласно И. А. Арсееву, «спонтанность». Самым главным качеством неделания является отсутствие причин для действий. Нет ни размышления, ни расчёта, ни желания. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов. Действие происходит внезапно и, как правило, достигает цели самым коротким путём, так как опирается на восприятие . Антиподом «у-вэй» является «вэй».

Недеяние, как безыскусность

Когда передо мной встает какая-либо задача, я частенько пытаюсь найти для нее какое-нибудь необычное решение. Конечно, при условии, что задача мне интересна, иначе я использую вполне рутинный способ действия. Скорее всего, гордыня, а может что-то еще, заставляют меня иногда излишне усложнять свои действия и ставить слишком высокие цели.

Подобное я видел и у других людей. Кто-то слишком любит логику и науку, пытается копаться во всем слишком глубоко. Такие люди вместо того, чтобы просто убрать в квартире, готовы придумывать целые схемы организации вещей в доме и алгоритмы уборки. Некоторые хорошо знают язык и замечают малейшие ошибки в тексте, но увы, часто недооценивает смысл самого текста. Как говориться, за буквами не видят слов. А есть и такие, что цепляются за слова, и начинают спорить о них (им важнее сам процесс спора, нежели истина) — такие не видят смысла за словами.

Недеяние — безыскусно. Река не строит сложные планы и не ведет расчетов, чтобы проложить русло. Она течет там, где невозможно не течь — в низине, где пусто и нет преграды, нет никакого сопротивления и где сила гравитации сама помогает ей. Мы же часто создаем сопротивление внутри себя, потому и рождаются все эти сложные схемы, планы, уловки, лайфхаки. Вместо того, чтобы следовать текущей ситуации, мы пытаемся вести: что-то придумывать и действовать наперекор силам Инь и Ян, которые движутся вполне определенным образом внутри и вокруг нас.

Если вы начнете действовать безыскусно, то будете делать все таким способом, который не будет встречать чрезмерного сопротивления. Более того, по мере очищения своего сердца и сознания от омрачений, вы вообще не будете встречать сопротивления, так как будете действовать на такой стадии, когда еще ничего не проявилось вовне. Это касается всего: изменения себя, уборки, работы, бизнеса, отношений с другим людьми, отдыха и т.д.

Чтобы быть безыскусными, решать все задачи просто, с минимальными усилиями, все что вам нужно — это использовать движущие силы Гармонии, а не действовать своим способом, игнорируя их.

… мировые дела развиваются не в соответствии с чьим-либо замыслом, а благодаря своей собственной природе. Ничто не в состоянии помочь изменениям мириадов живых существ, поэтому остается постичь самую сущность и вернуться к ней. Поэтому мудрецы культивируют свою внутреннюю основу, а не украшают себя внешними побрякушками. Они активизируют свой жизненный дух и погребают свои ученые мнения. Поэтому они открыты и неизобретательны, хотя не существует того, чего бы они не могли сделать; у них нет правил, хотя в их жизни не существует ничего неуправляемого.

Избегать изобретательности — значит не рисоваться перед другими. Не иметь правил — значит не изменять природе. Отсутствие неуправляемости означает, что они действуют во взаимном согласии с живыми существами.

Трактат Вэн-Цзы, отрывок 2

Недеяние, как неборение и безмятежность

Так как все перемены в мире происходят согласно движению Инь и Ян, вполне логично перестать с ними бороться и начать им следовать. Вместо того, чтобы плыть против течения, намного легче и приятнее плыть по течению. Правда во многих книгах и на всевозможных тренингах целеполагания и достигаторства это подается как нечто негативное. Там постоянно говорят взять ответственность за свою жизнь на себя, встать с дивана, выйти из зоны комфорта и т.п.

В одном они правы — стоит таки встать с дивана и двигаться вместе с Инь и Ян. Но! Брать ответственность на себя за свою жизнь не нужно!

Как?! Ведь тогда человек может поставить чайник на огонь и уйти в магазин, так как он безответственный. А дом тем временем взорвется. Или такой человек может дать маленькому ребенку вилку вместо игрушки и посадить рядом с розеткой играть, а сам пойдет смотреть футбол и пить пиво… В таких ситуациях такому человеку не поможет никакая ответственность.

На мой взгляд, ответственность — это способность человека ответить, прежде всего, самому себе почему все вышло именно так, а не иначе. Какие его действия или бездействие привели к существующему положению вещей. То есть по сути, ответственность — это тоже самое, что и осознанность.

Почему люди жалуются на свою судьбу, у них всегда виновато правительство, другие люди, обстоятельства, все что угодно, но не они сами? Таких людей называют безответственными потому, что они не могут дать себе ответ, в чем же причина всего этого. Они не могут осознать причины и следствия, увидеть перемены Инь и Ян. Ведь на самом деле, причиной любого проявления Ян есть Инь, а причиной любого проявления Инь есть Ян! Именно поэтому закон Гармонии настолько прост, но очень важен. Поняв что такое Гармония, вы сможете начать учиться чувствовать перемены Инь и Ян и следовать им. Осознав Гармонию, становится легко предсказать будущее: после Инь всегда идет Ян, после Ян всегда идет Инь и этот цикл вечен!

Раз эти перемены неизбежны, то не нужно с ними бороться. Если вы откажетесь от борьбы, то в вашем сердце и сознании сами собой восстановятся безмятежность и Гармония. Важно понимать, что отказавшись от борьбы вы не перестаете действовать! Даосский мастер не противоречит естественному ходу вещей, но придает им форму, согласно своей природе, своим талантам и своим предпочтениям. Именно придание формы вещам в процессе перемен и есть творческое проявление мастера — его социальная (мирская) самореализация.

Увы, многочисленные тренинги и книги, которые поднимают нас с дивана, навязывают идею о том, что мы можем добиться всего чего угодно, надо лишь взять ответственность, засучить рукава и вкалывать. Такая идея привлекательна, особенно в молодости, пока энергии хоть отбавляй, полно оптимизма, а сердце еще не омрачено горечью поражений

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]