В современном обществе всерьёз говорить о нравственности — это, мягко говоря, моветон. Современная культура и СМИ различными способами стараются создать ироничное и пренебрежительное отношение к нравственным дисциплинам — дескать, это рудимент прошлого, несовременно и, вообще, удел религиозных фанатиков. Когда кто-либо заводит разговор о нравственности, люди чаще всего реагируют так, как их научили: либо воспринимают с язвительной иронией, либо настойчиво пытаются выяснить, в какую «секту» попал тот, кто поднимает тему нравственности. Однако даже те, кто считают себя нравственными людьми и придерживаются каких-то правил, могут проявлять весьма своеобразные формы якобы нравственного поведения.
Всё дело в том, что нравственность — понятие очень и очень растяжимое. Взять хотя бы различные религиозные течения, в которых сегодня много рассуждают о вопросах нравственности. К примеру, в некоторых религиях безнравственным считается лишь причинение вреда людям, а, скажем, поедание животных и жестокое обращение с ними в ряде религий не только не осуждается, но даже порой культивируется и превозносится как достойное и угодное Богу поведение. С жестоким обращением в отношении животных порой даже связаны общепринятые религиозные ритуалы. При этом адепты таких религий пребывают в полной иллюзии, что они высоконравственные люди. А если пойти ещё дальше, то вспомним времена «Святой» Инквизиции и Крестовых походов, когда людям навязывалась весьма, мягко говоря, специфическая нравственная парадигма и безнравственным не считалось не только убийство животных, но даже убийство людей. Более того, это считалось «богоугодным» делом. Поэтому понятие нравственности у той или иной группы людей может быть своё и различаться в зависимости от религии, страны, культуры, традиций и так далее.
Что такое нравственность?
Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.
При этом, нравственность нельзя рассматривать в отрыве от морали. В то же время важно различать эти понятия, поскольку они очень близки, и разница между ними всегда была предметом спора для философов. В разговорной речи эти слова часто употребляются как синонимы, но с точки зрения философии нравственность отличается от морали тем, что направлена на оценку своих внутренних качеств, внутренней реакции на мысли и поступки.
Мораль определяется общественными нормами, она относительна, зависит от окружения и ситуации. Нравственность же является индивидуальной чертой личности, для конкретного человека она абсолютна и не зависит от обстоятельств. Её можно рассматривать как внутреннюю сторону морали, которую мы формируем только для себя и по которой оцениваем собственные поступки.
Лучше понять, что такое нравственность, помогает происхождение слова. Оно образовано от русского слова «нрав». Этимология термина подчёркивает, что это нечто, идущее изнутри – от характера человека. Однако в разговорной речи нравственность часто отождествляется с моралью, которая подразумевает следование общепринятым нормам поведения.
Благая цель
В разных условиях одно и то же действие может быть как похвальным, так и аморальным. Так что нужно проявлять гибкость и уметь уловить требования окружающего мира, в то же время не теряя собственной головы на плечах. Нравственный поступок отрицает корыстолюбие и выгоду, хотя нет ничего плохого в достижении своих желаний праведным путем.
Самое главное, чтобы вы не вредили окружающим. Должен достигаться только тот результат, который не причинит ущерба другим людям. Есть тонкая грань между совершенствованием, достижением новых высот и эгоистичным поведением, чрезмерным индивидуализмом. Ее нужно чувствовать и стараться не пересекать.
Главные составляющие нравственности
В понятие нравственности обычно включают основные положительные качества личности: доброту, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее. Для каждого человека набор составляющих может отличаться. К примеру, христианин выше всего ставит 10 заповедей, продиктованных его верой. Представители других религий придерживаются собственных нравственных принципов.
Для многих людей наиболее желательные составляющие нравственности определяются их основным родом деятельности. К примеру, пожарный должен быть смелым и самоотверженным, правоохранитель – честным и принципиальным, а судья – порядочным и справедливым.
Кроме того, нравственность очень субъективна. Многие вещи, которые приемлемы для одних людей, другим кажутся абсолютно аморальными и безнравственными. Например, сторонники гедонизма считают, что каждый человек должен получать максимум удовольствия от жизни. Это противоречит принципам верующих людей, и они наверняка упрекнут гедониста в безнравственности.
Люди с консервативными взглядами крайне негативно относятся к гражданскому браку и иным проявлениям свободы в личных отношениях. При этом они смешивают понятия нравственности и морали, называя раскрепощенное поведение современной молодёжи аморальным только потому, что оно является неприемлемым с их личной точки зрения.
Воспитание чувства прекрасного
При словах «духовное развитие» наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:
- впечатления;
- чувственно-эмоциональный опыт;
- знания;
- оценка.
Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.
Впечатления можно получить через чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, прослушивание концертов, посещение выставок и музеев. Искусство состоит не только из прекрасного, но из других категорий эстетики — безобразности, возвышенности, низменности, трагичности и комичности. Комплексное восприятие всех категорий эстетики позволяет сформировать чувство красоты.
После просмотра важно комментировать увиденное, причем не только с позиции «нравится — не нравится», но и обосновывать, почему, какие чувства вызывает тот или иной объект. Эти действия позволят накопить чувственно-эмоциональный опыт и чутко воспринимать действительность.
Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.
Следующий этап развития — анализ. Умение анализировать можно сформировать при помощи рецензий профессиональных критиков в журналах, теле- и радиопередачах. При этом нужно сопоставлять различные точки зрения, соглашаться или опровергать их. Со временем выработается своя точка зрения.
Полезно также обсуждение с друзьями.
Как проявляется нравственность?
Про человека, который в своих поступках руководствуется нравственностью, обычно говорят, что он поступает по совести. То есть, одно из ключевых проявлений нравственности заключается в том, чтобы ответственно и справедливо относиться к окружающим, никак их не ущемляя ради собственной корысти.
Многие стараются поступать по совести из религиозных соображений, рассчитывая, что таким образом они спасают свою душу. Такой подход сложно назвать бескорыстным, а ведь бескорыстие – одно из главных проявлений нравственности. Тем не менее, именно религия для многих людей является основным стимулом к формированию правильных взглядов и идеалов.
С точки зрения эволюции нравственность – это один из важнейших механизмов, обеспечивших выживание и развитие человеческого рода. Это свойство отдельной личности, играющее огромную роль для всего общества. Именно нравственность мотивирует людей поддерживать друг друга, и если бы её не было, человечество искоренило бы само себя. Любые умышленные преступления совершаются безнравственными людьми. При этом для окружающих они вполне могут выглядеть высокоморальными личностями.
С учетом вышесказанного, благополучие каждого отдельно взятого общества и человечества в целом зависит от уровня нравственности людей. Мораль данную задачу решить не может, поскольку она подразумевает внешнюю оценку. Человек, руководствующийся моралью, всегда поступает так, чтобы окружающие оценили его поступок. Тот же, кто руководствуется нравственностью, не нуждается в чужих оценках, а сам оценивает собственные действия.
Откуда растут корни
Есть ряд факторов, на которых основан анализ поведения личности. Для начала нужно разобраться, что именно толкает человека на то или иное действие. Нравственный поступок совершается только в благих целях, которые можно охарактеризовать как благородные. Хотя, конечно, случается и такое, что волей судьбы, имея довольно благоприятный замысел, можно нанести и вред. Тут уже оцениваются последствия, к которым привело мероприятие.
Именно они являются базисом для вынесения последнего вердикта и оценки, когда анализируются признаки нравственного поступка. Главным критерием является то, насколько шаг значим и полезен для общества в целом. Важно учитывать также обстоятельства, в которых происходили события.
История зарождения нравственности
Считается, что первые проявления нравственности появлялись ещё у первобытных людей. Чтобы жить в социуме, они должны были противостоять собственным животным инстинктам. Тогда же формировалась и мораль, поскольку первым людям необходимо было вести себя так, чтобы добиваться одобрения и получать определенный статус в своем племени. Но если нормы морали вырабатывались совместно, и за их соблюдением следили, то нравственность была личным ориентиром каждого отдельно взятого человека.
В современном мире нравственные нормы также остаются личным делом каждого человека. Государство следит за соблюдением закона и наказывает преступников, общество порицает людей, отступающихся от норм морали. Но за нравственностью следить нужно самостоятельно. Единственным внешним институтом, поддерживающим нравственное поведение, является церковь. Но как мы выяснили выше, стремление быть «чистым» с точки зрения своей веры не всегда является достаточно бескорыстным.
Тем не менее, многие люди искренне стремятся придерживаться правил, продиктованных их религией. Так в христианстве присутствует 10 заповедей, предписывающих человеку нравственное поведение. Как и во многих других религиях, в христианстве действует так называемое «Золотое правило нравственности». Наиболее распространённая формулировка звучит так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Этот принцип встречается и в философских трудах и во многих литературных произведениях.
Правовое воспитание
Смежным с политическим воспитанием является правовое, под которым понимают целенаправленную деятельность госорганов и социума, воздействующую на правовое сознание, культуру и поведение людей для следования закону и его норм.
Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется уверенность и самостоятельность в правовой сфере. Это стимулирует правовую активность отдельных граждан, предполагающую осознанное, инициативное, социальное, нравственное и ответственное поведение.
Правовое воспитание включает следующие элементы:
- юридический опыт общества;
- педагого-психологические приемы воздействия на граждан (личный пример, убеждение, поощрение, наказание, принуждение);
- формы воспитания — внешнюю и поведенческую стороны взаимоотношений государства и населения.
Правовое воспитание проводится с участием школы, вуза, СМИ, правового просвещения и самовоспитания.
Значение нравственности
Переоценить значение нравственности невозможно, поскольку это основополагающая черта личности, являющаяся фундаментом для формирования крепкого и сильного характера. Её наличие – это признак человека со здоровой психикой и высоким уровнем когнитивных способностей, который способен занять достойное место в обществе и жить в гармонии с окружающими. Нравственный человек, как правило, сам счастливее в личной жизни и делает счастливыми близких людей.
Нравственность помогает человеку находить разумный баланс между жертвенностью и эгоизмом. Нравственно-ориентированные личности, в отличие от эго-ориентированных, обладают более высоким уровнем гражданского сознания. Это гарантирует им возможность занять достойное место в социуме, поскольку обеспечивает комфортное сосуществование с другими людьми.
Политическое воспитание
Политические воспитание — целенаправленное и систематическое воздействие на сознание индивида с одной целью — сформировать определенные политические качества.
Его основными задачами являются:
- укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов;
- распространения определенного типа политической культуры.
Содержание политического воспитания включает в себя:
- Рациональный компонент — передачи основной политической информации, формирования системы знаний о политической системе. Рациональный компонент реализуется через школьное и вузовское образование и СМИ, контролируемое правительством.
- Эмоциональный компонент — это формирование определенного отношения к политическим объектам и явлениям. Он тесно связан с устойчивым предпочтением определенного человека в политике. Эмоциональный компонент реализуется через такие средства, как торжественные парады, демонстрации, шествия, чествования, вручение паспортов, партбилетов и наград.
Как развить нравственность?
Исследования показывают, что нравственность формируется в детстве. Её основа закладывается уже к 7 годам, а к 16 она развивается полностью. Это не значит, что взрослый человек не может повлиять на своё нравственное развитие. Он вполне может совершенствоваться, прививать себе новые принципы и строго их придерживаться. Однако для него они будут уже скорее моральными, чем нравственными.
Развивать нравственность нужно в раннем возрасте, поэтому детям необходимо обеспечивать для этого соответствующие условия. Очевидно, что каждый ответственный родитель пытается привить своему ребёнку определенные черты нравственного поведения: честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности.
Несмотря на старания, получается это далеко не у всех, поскольку сами родители часто неправильно понимают, что такое нравственность, и пытаются навязывать ребёнку свои взгляды, используя неправильные или даже неприемлемые методы. Рассмотрим несколько правильных подходов, которые помогут развить нравственность у ребенка.
Личный пример
В практике психологов часто встречается ситуация, когда у человека имеется какая-то необъяснимая привычка, про которую он точно не может сказать, откуда она взялась. Это может быть необычный способ готовить определенное блюдо или странная последовательность действий во вполне привычных делах. Впоследствии часто выясняется, что эта привычка передалась человеку от родителей, но сам он об этом даже не знал.
Очень многие аспекты своего поведения дети перенимают у взрослых. И если вы хотите привить ребёнку нравственность, постарайтесь в его присутствии всегда вести себя подобающим образом. Это эффективный педагогический приём, обеспечивающий более надежный результат, чем любые убеждения и наказания.
Дружеская беседа
Дети негативно воспринимают любые нравоучения. Они могут соглашаться, но только для того, чтобы поскорее прекратить неприятный разговор, ведь для ребёнка любое моральное давление невыносимо. При этом дети очень хорошо воспринимают и запоминают информацию, которую получают в ходе интересного дружеского разговора. Замените наставления и упрёки советами, и ребёнок станет слушать вас намного внимательнее.
Дискуссия с совместным поиском истины
Отличный способ обучения, обеспечивающий прочное запоминание информации – это самостоятельный поиск ответа или нахождение его в процессе дискуссии. Поэтому, если вы хотите привить ребёнку какую-то нравственную черту, постарайтесь сделать так, чтобы он сам понял её важность. Можно привести пример из жизни, подогреть его интерес наводящими вопросами.
Развивающие игры
Детская любовь к играм – это мощный механизм развития, предусмотренный природой. Так почему бы не использовать его по назначению? Именно в играх дети обычно учатся взаимодействию с другими людьми. И именно в играх им лучше всего прививать такие важные аспекты нравственности как честность, ответственность и справедливость. Глядя на реакцию других игроков, ребёнок учится думать об окружающих, преодолевая врожденное эгоцентрическое восприятие.
Чтение
Не только детские сказки, но и вполне взрослые литературные произведения показывают плохие и хорошие поступки персонажей, предлагая читателю самому сделать нужные выводы. Поэтому чтение книг помогает детям понять, какие поступки являются нравственными, а какие – нет.
Развить нравственность у ребёнка не так сложно, главное – уделять внимание мелочам, которые мы рассмотрели. Также важно всегда давать ребёнку высказаться, чтобы он осознавал ценность своего мнения для окружающих и сам больше его ценил. В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности.
Образцы
Только морально развитая личность может осуществить нравственные поступки. Примеры таковых можно часто встретить в литературных произведениях или кино, которые несут читателю и зрителю определенный заряд мудрости. В любом романе или повести есть герои, чье поведение можно поощрить за мужество, самоотверженность, этичность. Так мы узнаем о возвышенном предназначении личности.
Все это происходит на фоне определенной эпохи, ее уклада и представления о правильном и греховном поведении. Для того чтобы заставить читателя задуматься, авторы создают ситуации, в которых персонажи на страницах книг совершают нравственные поступки. Примеры их изобилуют в романе «Война и мир», написанном Толстым.
Можно говорить о целой цепи непростых проблем морального характера, которые решаются по ходу повествования. Даже глядя на жизнь одного из главных героев, А. Болконского, можно заметить моменты совершенного покоя, которые сменяются военными трудностями. Он самоотверженно жертвует собственной жизнью во имя родной земли, что заслуживает всяческих похвал и одобрения.
Умственное воспитание
Умственное воспитание — это формирование системы знаний на базе основ наук. Система включает в себя следующие категории:
- логическая мышление;
- память;
- внимание;
- воображение;
- способности;
- развитие склонности и дарования;
- желания постоянно узнавать новое и совершенствовать имеющиеся общеобразовательные и специальные знания, умения и навыки.
Получение этих знаний достигается за счёт:
- систематическое обучение в школе, вузе и другом образовательном учреждении;
- внеклассная, внеаудиторная и самостоятельная работа.
Содержание умственного воспитания зависит от образовательной программы, профиля профподготовки и познавательных интересов, что предполагает знание конкретного учебного материала, фактов, терминологии, символов, имен, названий, дат, понятий разного вида, связей и зависимостей между ними, а также методов их использования и понимание места их применения в системе наук.
Какие бывают нормы?
Нравственные нормы можно представить в виде шкалы с двумя полюсами, на одном из которых отображены поощряемые модели поведения, а на другой порицаемые.
Нравственные нормы можно поделить на два типа: о допустимом и недопустимом (о добре и зле).
Понятия противоположные и взаимоисключающие, а значит, каждая норма имеет свой антипод.
Это вынуждает человека занимать устойчивую позицию, так как сохранить нейтралитет в условиях полярности невозможно (если только бездействие не является осознанным выбором человека, готового к осуждению со стороны окружающих).