Кратковременная память – что это такое? Как развить кратковременную память?

Редактор газеты был взбешен — его молодой сотрудник ушел с совещания, вызывающе не записав ни строчки из многословной и многопунктовой инструкции, продиктованной редактором на «летучке». Вызвав на ковер нерадивого стажера, он попытался его отчитать. Однако ему пришлось немало удивиться, когда все его указания были буквально по пунктам были воспроизведены Соломоном Шерешевским по памяти.

Он имел феноменальную память, настолько, что стал объектом научного изучения психологом Александром Лурия в течении 30 лет, после чего ученый отказался найти границы его памяти — их не было!

Секретом его способностей была синестезия- когда органы чувств взаимодействуют совместно, чего нет у большинства жителей Земли. В итоге его сенсорная память передавала информацию в кратковременную, а та уже в долговременную с невероятной прочностью.

Не все способны так запоминать, но можно улучшить кратковременную память выполняя упражнения.

Объём кратковременной памяти

Этот показатель у разных людей неодинаков и характеризует способность человека запоминать поступающую информацию. Если вас просят запомнить ряд слов, а затем сразу воспроизвести, то количество запомненных слов станет показателем объёма кратковременной памяти. В среднем эта величина составляет 7 плюс (минус) 2.

Итак, кратковременная память играет в нашей жизни важную роль:

  • Позволяет обрабатывать информацию, участвуя в процессе мышления.
  • Обеспечивает работу долговременной памяти, являясь «буфером», из которого отобранная важная информация затем поступает в долговременную память.

Читайте, пишите, говорите и слушайте

Большая часть информации, которую получает наш мозг, находится в той или иной форме языка. Сообщения, лекции, разговоры и многие другие повседневные аспекты нашей жизни используют язык.

Когда мы читаем, пишем, говорим или слушаем, мы обрабатываем полученную информацию. Чем больше мы занимаемся этой деятельностью, тем быстрее наш мозг начинает ее обрабатывать.

Короче говоря, когда вы активно проводите время за чтением, письмом или общением с другими, вы лучше понимаете и запоминаете информацию. Так что именно вы можете сделать? Начните читать больше , напишите журнал и постарайтесь больше общаться с другими .

Развитие кратковременной памяти

Развитие кратковременной памяти даёт нам ряд преимуществ:

  • Помогает быстро оценивать ситуацию, отвечать без подготовки, импровизировать, говорить и одновременно набрасывать план мыслей, которые хотел бы озвучить.
  • Позволяет связно воспринимать материал (помнить только что прочитанное и связывать его с текущей информацией).
  • Улучшает навыки чтения и понимания прочитанного.
  • Помогает лучше воспринимать речь на слух.
  • Улучшает математические способности.

Список можно продолжать. Как итог, улучшение уровня кратковременной памяти улучшает и качество нашей жизни.

Характеристики

  • Объём

Как уже было сказано, оптимальный объём кратковременной памяти взрослого человека — 7 элементов. Допускается незначительное отклонение ± 2 элемента. При этом нужно понимать, что в данном случае плюс гораздо лучше минуса. Если этот параметр составляет цифру менее 5, диагностируются нарушения КВП, выясняется их причина, даются рекомендации по устранению (если это возможно), назначается лечение.

  • Фильтрация

Краткосрочная память показывает умение человека отсеивать ненужную информацию, которой полон окружающий мир. Если во время лекции отвлекаться на такие моменты, как цвет новой блузки у подруги, разговор сидящих сзади, музыку с улицы из открытого окна, учебный материал не будет усвоен, так как хранилища будут заполнены совершенно другими образами.

  • Перевод в долгосрочную

От краткосрочной памяти напрямую зависит объём и точность долгосрочной. Если плохо закодировать и сохранить информацию в КВП, она и в ДВП останется такой же деформированной, причём носитель этого понимать не будет. Этим объясняются постоянные споры на тему: «Я точно помню, что это было именно так» — «Нет, всё происходило по-другому». Одно и то же событие люди помнят по-разному и именно свой вариант считают достоверным.

Можно ли развить кратковременную память?

Доказано, что, регулярно получая определённые нагрузки, мозг перестраивается с целью достижения максимальной эффективности. Так, во время выполнения задач n-назад увеличивается объём кратковременной памяти и способность концентрироваться. Кроме того, при этом отмечается увеличение показателей подвижного интеллекта, т.е. способность анализировать, логически мыслить и, независимо от имеющегося опыта, решать новые задачи. Показатель подвижного интеллекта является определяющим в вопросе обучаемости, он является важной частью показателя уровня интеллектуального развития человека.

Учёные доказали, что мозг способен восстанавливать утерянные вследствие повреждения связи и изменять свою структуру под воздействием различных факторов, как внешних, так и внутренних. Это явление получило название нейропластичность. В мозге происходят непрерывные процессы как разрушения, так и рождения новых связей между нейронами. Благодаря нейропластичности мы способны обучаться, развивать память, даже восстанавливать функции мозга при его поражении. Доказано, что пластичность мозга не теряется с возрастом. Тренировку мозга часто сравнивают с тренировкой мышц, и не случайно.

Виды провалов

Старческая забывчивость – это не то состояние, которое можно игнорировать. Существуют критерии, благодаря которым можно классифицировать заболевание:

  • по скорости – на внезапное и постепенное;
  • по охвату – на выборочное и глобальное;
  • по событиям, которые забыты – ретроградное (когда не усваивается новое знание) и антероградное (когда не получается вспомнить то, что всегда было известно);
  • по времени – кратковременное и длительное;
  • по распространенности – полное и частичное.

Отдельно учитывается визуальная разновидность, когда пожилой человек теряет память на лица и не знает, что делать. Он не узнает родственников и друзей, нервничает и забывает лица. Это усугубляет состояние, погружает заболевшего в постоянный стресс и напряжение. Это может довести до нервного истощения и стремительного развития заболевания. Иногда амнезия провоцирует депрессию, ненависть к окружающим и другие негативные процессы.

Поэтому часто приходится искать пансионат, в котором пенсионер будет чувствовать себя комфортно. К вашим услугам комфортабельные дома сети пансионатов «Забота». Здесь есть медицинский персонал и подходящий круг общения.

Как называется болезнь потеря памяти у пожилых людей

Склероз, кратковременное помутнение разума – определить их сможет врач, у которого необходимо наблюдаться после преодоления 65-летнего рубежа. Если регулярно посещать не получается, следует обратиться при первых неприятных симптомах и в самом начале проявлений забывчивости. В зоне особенного риска те, кто живет обособленно, когда родственников нет или они живут очень далеко и редко навещают.

Психологические причины появления проблем

Не всегда нарушения с запоминанием провоцируют физические заболевания. Когда пенсионер становится одиноким, он теряет важные социальные навыки, чувствует себя ненужным и бесполезным. Это разрушает его личность. Каждый день повторяются одни и те же процедуры и действия, это доходит до автоматизма и блекнет, потому что это незначительные события.

Кроме того, спровоцировать амнезию способны:

  • эмоциональные потрясения;
  • негативные известия;
  • постоянный стресс;
  • болезни психики;
  • депрессия;
  • интеллектуальное напряжение;
  • подавленное состояние.

Поэтому если в семейной паре в возрасте умирает супруг, то без препаратов, улучшающих память у пожилых людей, таких как таблетки от склероза и других проблем с запоминанием не обойтись. Одинокая жизнь после длительного супружества почти всегда ведет к резкому ухудшению здоровья. Нельзя оставлять человека одного. Следует забрать в свой дом и семью или оформить в пансионат, где ему помогут почувствовать себя в коллективе.

Как развить кратковременную память?

  • Мозгу тоже нужен «тренажёрный зал». Для развития когнитивных функций мозга с успехом применяются регулярные тренировки на развивающих тренажёрах онлайн . Комплексные программы тренировки памяти, внимания, мышления, восприятия помогают всестороннему развитию когнитивных функций.
  • Повторение – мать учения. Повторяя про себя нужную информацию через каждые 14-16 секунд, мы «обновляем данные».
  • Просто и эмоционально – гораздо лучше, чем сложно и пресно. Максимально упрощайте информацию и подкрепляйте её эмоциями.
  • Мотивация – действенное оружие. Дайте себе установку на то, что эта информация просто необходима Вам в дальнейшем.
  • Развивайте образную память. Простые ассоциации и другие мнемонические приёмы помогают «привязывать» нужное слово к образу (к части тела, к предмету привычного интерьера, или путём составления невероятного рассказа из не связанных по смыслу слов). Отсюда несколько советов:
  • Необычно, редкостно – значит, запомнится лучше. Создавайте для запоминания яркие образы.
  • Разделяйте длинную информацию на блоки, удобные для запоминания: например, разделяя номер телефона или пин-код на части, ассоциирующиеся с памятными Вам датами; можно создавать образы, закрепляющие определенную комбинацию.
  • Ищите закономерности, принципы организации материала, устанавливайте связи.
  • Используйте музыку и ритм. Музыка может помочь в запоминании, если на мотив знакомой мелодии положить слова (буквы, текст), которые нужно запомнить. Так, английский алфавит неплохо запоминается под песенку «Чижик-пыжик, где ты был?».
  • Используйте первые буквы слов, складывающих нужную информацию: например, Иван рубил дрова, Варвара топит печь – первые буквы подсказывают последовательность и названия падежей в русском языке (именительный и так далее).

Если классифицировать память по характеру психической активности, особого внимания заслуживает образная память. В ней сохраняются образы: запахи, звуки, зрительные представления. Одним из показателей индивидуально-типологической характеристики памяти является тот её вид, который является ведущим для конкретного человека. В этом ключе различают зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную и другие виды памяти.

Медитировать

Важными аспектами медитации являются умение контролировать свои мысли и осознание своего окружения. Это также помогает очистить мозг от негативных или неважных мыслей. Таким образом, практика медитации поможет вам отфильтровать, что важно, а что нет. Как только вы отсеяли всю ненужную информацию из вашего мозга, важную информацию стало легко хранить.

Зачастую медитация изображается в виде прямой позы со сложенными ногами и вытянутыми руками. Однако медитация – это не только осанка, это техника, которую можно применять в любом месте и в любое время.

Лучший способ начать практиковать медитацию – ежедневно медитировать несколько минут в постели – как перед сном, так и после пробуждения по утрам. [2]Это легко и легко практиковать.

Кратковременная зрительная память

Кратковременная зрительная память связана с фиксированием, хранением и воспроизведением зрительных образов. Её объём довольно несложно протестировать.

Тест на кратковременную память:

Нарисуйте таблицу 3X4 и заполните её случайными двузначными числами. В течение 20 секунд смотрите на таблицу, стараясь запомнить как можно больше чисел. Затем закройте её и запишите все числа, которые запомнили. Последовательность воспроизведения не имеет значения.

Для взрослого человека нормой считается уровень кратковременной памяти, при котором запоминается не менее 7 чисел.

Для тренировки зрительной памяти у ребёнка можно использовать такую игру: приготовьте две картинки с одним и тем же предметом, хорошо известным малышу. На первой картинке предмет должен быть изображён целиком, а на второй на нем должны отсутствовать какие-то элементы. Например, на первой картинке – стол, а на второй – он же, но без одной ножки. Вначале ребёнку показывают первую картинку, просят рассмотреть и запомнить (30 секунд). Затем первую убирают, дают вторую и просят назвать отличие (или отличия) от первой.

Эффективные упражнения

Есть много упражнений для улучшения памяти. Чаще они используются для детей, эффективно действуют также на взрослых. Но мало только знать, как упражнениями улучшить кратковременную память. Заниматься нужно регулярно, не менее 20-30 минут каждый день. Чтобы тренировка подействовала навсегда, должно пройти 1,5-2 месяца. Ученые, (да и вы сами это чувствуете,) уже доказали, что память нужно улучшать, без постоянной тренировки она постепенно ухудшается. Для этого можно использовать самые популярные упражнения. Каждое из них рекомендуется выполнять ежедневно по 5-6 раз.

  • «Техника Фибоначчи». Заключается в том, чтобы мысленно называть определенный ряд чисел. Каждое последующее представляет собой сумму предыдущих.
  • «20 слов». Нужно чтобы кто-то написал на листе 20 любых, не связанных между собой слов. Нужно смотреть на них минуту, можно проговаривать. После этого вспоминать. Важно не только количество запомнившихся слов, но и их порядок.
  • «Абзац». Открыть любую книгу наугад, прочитать первый попавшийся абзац. После этого нужно пересказать его как можно ближе к тексту.
  • «Техника Пифагора». Вечером нужно вспоминать все события дня, начиная от пробуждения. Постараться воспроизвести их в подробностях и правильной последовательности.
  • «Придумывание слов». Это упражнение эффективно активизирует работу мозга. Нужно на каждую букву алфавита придумывать по 10 слов.

На упражнения для тренировки памяти можно не выделять отдельного времени, а выполнять их в течение дня. Обращать внимание на постеры, запоминать 10 товаров на витрине магазина, вспоминать услышанную утром песню. Для каждого свои эффективные методы. Можно пользоваться только одним упражнением или применять все способы. Но кратковременную память можно и нужно тренировать.

Кратковременная слуховая память

Кратковременная слуховая память связана с фиксированием, хранением и воспроизведением слуховых образов. Она является одной из разновидностей образной памяти. Ещё в 1960 году результаты экспериментов доказали, что слуховая память – одно из главных условий сохранения и воспроизведения вербальной информации (Джордж Стерлинг, американский когнитивный психолог).

Есть специальные тесты на кратковременную память, методики, позволяющие оценить объём слуховой памяти, но они актуальны прежде всего для оценки уровня готовности ребёнка к обучению в школе.

Для тренировки слуховой и ассоциативной памяти у ребёнка можно использовать игру «Опиши меня». Для этого взрослый называет какой-либо предмет или животное, а ребёнок должен представить его и назвать разные его вид, признаки, действие, особенности, звуки. Например: котёнок – маленький, тёплый, пушистый, шерстка длинная, густая, может мурчать вот так: «Муррр». Может мяукать вот так: «Мяу».

Взрослым рекомендуется научиться прислушиваться к звукам, окружающим нас и воспринимаемым как фон. Попробуйте выделять их по отдельности и мысленно повторять, стараясь быть как можно точнее. Это тренирует и внимание, и слуховую память.

Очень эффективны занятия на игровых тренажёрах онлайн . Так, благодаря занятиям на тренажёре «Звукварь» улучшается способность удерживать звуковую информацию и развивается музыкальный слух. Регулярные пятнадцатиминутные занятия приносят ощутимые результаты.

Нарушения

На проблемы с кратковременной памятью нужно обращать внимание незамедлительно, потому что они имеют гораздо более серьёзные последствия, чем нарушения долговременной. Когда человек не помнит, что происходило 5 лет назад, это простительно. Но, когда он забывает то, что делал 5 минут назад, это оборачивается катастрофой не только для него самого, но и значительными трудностями для окружающих его людей.

Причины

Потеря или повреждение кратковременной памяти могут быть обусловлены следующими факторами:

  • депрессия нарушает химический и гормональный баланс в мозговых структурах, из-за чего теряется способность концентрироваться;
  • ишемический инсульт приводит к проблемам с мозговым кровообращением;
  • психическая травма: ЦНС блокирует сохранение болезненной информации, с этим связано состояние аффекта, когда после сильнейшей стрессовой ситуации человек не помнит, что происходило в эти несколько минут;
  • травмы головы приводят к временному ухудшению КВП;
  • наркомания, алкоголизм, курение не позволяют головному мозгу получать нужное количество кислорода, отчего страдают те его отделы, которые отвечают за КВП.

Нарушение может быть вызвано также авитаминозом, бесконтрольными или длительным приёмом мощных лекарственных препаратов, бессонницей, проблемами с щитовидкой, болезнью Альцгеймера, тяжёлыми инфекциями (ВИЧем, туберкулёзом, сифилисом) и другими физиологическими факторами.

Симптомы

По каким признакам можно узнать, что имеются проблемы с кратковременными воспоминаниями:

  • отсутствие логики в размышлениях, спутанность мыслей и сознания, прогрессирующее слабоумие;
  • ухудшение зрения: расплывчатые картинки, круги и мушки перед глазами;
  • депрессивное состояние;
  • понижение когнитивных способностей: нарушаются процессы восприятия, обучения и мышления;
  • нарушение двигательной координации, спазмы мышц.

Плохая кратковременная память приводит к проблемам в обучении и существенно снижает качество жизни, поэтому её следует постоянно тренировать и улучшать. Если же диагностируются серьёзные нарушения, это может лишить человека способности выполнять рутинную работу и жить прежней жизнью.

Статья по теме: Нарушения памяти

Кратковременная память у ребёнка

В отличие от взрослых, дети имеют несколько меньший объём кратковременной памяти (5-6 слов, цифр или образов). По мнению учёных, в дошкольном возрасте кратковременная память развивается особенно интенсивно: в это время закладываются основы её развития. Дошкольник, в отличие от более старших детей и взрослых, информацию запоминает механически, и управлять памятью начинает с помощью родителей и педагогов. От того, насколько правильно происходило развитие основных психических функций ребёнка дошкольного возраста, зависит состояние его памяти и его успехи в обучении.

Каждый возраст имеет свои особенности развития памяти.

1.От рождения и до 1 года происходит формирование моторной памяти. Ребёнок запоминает движения, особенно имеющие позитивный результат и эмоционально подкреплённые.

2.От 1 года и до 2 лет – первые попытки узнавания близких (родители – не в счёт). Развивается нервная система, а с ней – и объём запоминания. Осваивается ходьба, и это освоение даёт новый важный опыт. Начинают формироваться зачатки образной памяти.

3.От 2 и до 4 лет возобладает механическое запоминание. Идёт освоение основных двигательных навыков, закладываются основы логики, происходит запоминание более сложных слов.

4.От 4 и до 6 лет у детей доминирует непроизвольный характер запоминания, не зависящий от волевых усилий и желаний ребёнка. Запоминание связано с деятельностью и зависит от её особенностей. Что увлекло, вызвало сильные эмоции – то и запомнилось.

Способность к запоминанию, как правило, оценивают по состоянию слуховой и зрительной памяти, что выясняется при немедленном воспроизведении ребёнком услышанного или увиденного. Иногда плохая кратковременная память у ребёнка сочетается с гипертрофированной долговременной, и в этом случае малыш не в состоянии запомнить короткое предложение, но детально воспроизводит события большого срока давности.

Нарушения кратковременной памяти у взрослых могут быть связаны в возрастом, травмами головы, приемом некоторых препаратов, опухолями мозга, хроническим недосыпанием, старческим слабоумием, психическими расстройствами, употреблением алкоголя и наркотических веществ. Но не будем забывать о нейропластичности мозга, о возможности развивать свои способности и о том, что терпение и труд все перетрут.

И ещё несколько общих советов:

  • Высыпайтесь;
  • Пейте достаточное количество чистой воды;
  • При запоминании старайтесь работать, избегая раздражителей;
  • Позаботьтесь о правильном питании с учётом потребностей мозга;
  • Тренируйте концентрацию внимания.
  • Посильные физические нагрузки улучшают питание мозга и, соответственно, его работу. В частности, запоминание.

Успехов Вам в саморазвитии и занятий с удовольствием!

Методы улучшения запоминания

Концентрация

Чтобы информация запомнилась, нужно сконцентрировать на ней внимание. Часто люди забывают имена, номера телефонов, лица только потому, что не придают этому значения. «В одно ухо влетело, а в другое вылетело». Самый лучший метод для решения вопроса — проснуться. Уже говорилось, что многие люди «спят наяву», действуют на автопилоте. Надо ВСПОМИНАТЬ о необходимости сконцентрироваться на объекте, для запоминания новой информации.

Метод группировки объектов

Использует большинство людей для запоминания информации. Нужно разбить ее на группы по 2-3 объекта. Такими объемами запоминается быстрее. Часто метод используется при запоминании длинных телефонных номеров.

Эмоции

Доказано, что информация, сопровождающаяся эмоциональным всплеском, запоминается лучше. Поэтому рекомендуется придумать историю, можно нелепую, с которой будут связаны последствия забывания. Например, чтобы запомнить, что нужно сходить подстричься, можно подумать: «Если не подстригусь, заведутся вши», а потом ярко представить этот процесс.

Цель

Вспомните себя в школе- «а зачем мне это учить? Я же никогда не стану … бла-бла-бла…» Чтобы лучше сконцентрировать внимание на том, что нужно выучить, рекомендуется поставить себе конкретную цель. Без этого мозг не сможет запоминать.

Ассоциации

Информацию нужно сопровождать простыми и понятными ассоциациями. Тогда на ее запоминание потратится меньше времени и усилий. Например, выучить номер телефона под аккомпанемент любимой мелодии. Напеть его по музыку.

Повтор

Метод повтора тоже эффективен. Здесь уже больше сработает долговременная память. Чтобы лучше запомнить, нужно повторить информацию несколько раз.

Народные средства

Сегодня известны различные народные средства, которые позволяют улучшить память и работоспособность головного мозга. Наиболее эффективны три рецепта:

  1. Настой из клевера: берутся сушеные головки трилистника, измельчаются. 2 столовой ложки готовой смеси завариваются 2 стаканами кипятка и настаиваются 2 часа. Готовый настой процеживается. Получившийся напиток нужно пить по 70 миллилитров перед едой в течение трех месяцев.
  2. Отвар из рябиновой коры: измельчается рябиновая кора. Одна столовая ложка кипятится 10 минут на медленном огне. Затем настаивается в течение шести часов. Данный напиток нужно пить по 1 столовой ложке три раза в день, в течение месяца. Курс можно повторить через 3 месяца.
  3. Почки сосны – перед едой в весенний период проглатывается по 4 сосновых почки, это подойдет для улучшения памяти и работы мозговых клеток на длительный срок.

Кроме вышеупомянутых народных средств можно использовать соки и настои из следующих растений: черника, свекла, морковь, хрен, рябина, мята, шалфей, аир, девясил.

На сухих цветках клевера можно приготовить вкусную настойку на водке. Для этого наполняете банку 700 мл сухими цветками клевера и заливаете водкой, даете настояться 2 недели, изредка встряхивая смесь. Данную настойку можно пить по 1 столовой ложке перед сном.

Еще одним полезным средством считается женьшень и настой элеутерококка – их обычно прописывают для восстановления работоспособности мозга после тяжелого рабочего дня. Его можно употреблять как взрослым, так и подросткам, дважды в день согласно предписанию в инструкции по применению.

Типы памяти

Собираясь тренировать способность запоминать, нужно понимать, как она работает. По времени и особенности хранения моментов память можно разделить на четыре типа:

  • Непосредственная. Когда все происходящее вокруг забывается практически сразу.
  • Кратковременная. Информация в этом случае не хранится больше 30-40 секунд.
  • Долговременная. Все наши воспоминания из детства, путешествий или прошлого — результат активности этого типа.
  • Скользящая. Это удобный способ хранит информацию нужное нам количество времени.

Клиническая картина, специфические проявления

Опасность прогрессирующей амнезии заключается в сложности ее ранней диагностики, так как большинство симптомов родные и сам больной списывают на возрастную забывчивость.

Какие основные моменты в поведении человека должны насторожить:

  • больной забывает, где он живет сейчас, если переезд осуществился несколько лет или месяцев назад, и многократно называет адрес, где жил в молодости;
  • перестает узнавать недавних знакомых — например, нового врача или соседа по лестничной клетке;
  • не может вспомнить события недавнего прошлого — что он делал час, день или неделю назад.

При этом сохраняются давние профессиональные навыки. Возможность читать, писать, вязать, водить автомобиль или решать сложные уравнения, если эти навыки приобретались в юности, сохраняется до последней стадии заболевания.

Как компенсация за утрату кратковременной памяти у больного «оживают» старые воспоминания — иногда из далекой юности — и даже давно утраченные навыки (например, умение шить, вязать, приобретенное в детстве, но утраченное позже). Через некоторое время эти навыки тоже разрушаются.

Важным признаком прогрессирующей амнезии является нарушение процесса узнавания близких.

Больной понимает, что человек ему знаком, но не может точно понять, кто это, и переносит на него образ родных и знакомых из далекого прошлого:

В тяжелых случаях и на поздней стадии заболевания случаях человек перестает узнавать себя в зеркале, начинает разговаривать сам с собой. Падает внимание, способность сосредоточиться на текущих событиях уходит полностью. Последовательность событий в жизни перестает восприниматься адекватно. Например, больной переносит важные для него моменты, которые случились в далеком прошлом, в настоящее — например, собирается на свой выпускной в институте (будучи семидесятилетним профессором).. Разрушается адекватное восприятие пространства:

Разрушается адекватное восприятие пространства:

  • больные не видят, на каком расстоянии находятся вещи, дома, люди;
  • не соотносят предметы друг с другом.

Восприятие событий становится разрозненным, не складывающимся в общую картину, поэтому больной утрачивает способность к получению новых навыков, созданию простейших логических цепочек.

Во многих случаях больной погружается в раннюю юность или детство, ожидая:

  • прихода с работы отца, умершего несколько десятилетий назад;
  • событий, которые были в юности — свадьбы, поездки.

Заместительное восприятие окружающих людей на поздней стадии происходит всегда. В дочери или внучке больной видит мать или сестру, в персонале — друзей юности.

При последних стадиях прогрессирующей амнезии происходит практически полный распад личности, неспособность обслуживать себя и гибель от сопутствующих заболеваний — опухолей, сердечно-сосудистых заболеваний, хронических воспалительных процессов.

Какие признаки не являются симптомами данной болезни?

Кратковременное ухудшение памяти из-за усталости, естественная забывчивость, которая была у больного всегда, не могут считаться симптомами начальной стадии амнезии.

Рассеянность, снижение способности к чтению и письму, утрата мелкой моторики, приступы агрессии на фоне неспособности выполнить простейшее действие не являются признаками потери памяти и относятся к другим заболеваниям — например, старческой деменции.

Симптомы

Главным симптомом амнезии является, конечно же, сама потеря памяти. Человек может забывать любые вещи на короткий срок или навсегда. Даже ситуация, когда не получается найти ключи от машины, является признаком амнезии. Также существует ряд других симптомов, которые можно связать с причинами этой болезни. Они могут возникать практически все, но зачастую появляются лишь некоторые из них, а иногда человек просто становится очень забывчивым.

Возможные симптомы:

  • Спутанность сознания. Человек имеет проблемы с восприятием, не может вспомнить важную информацию, его поведение становится странным.
  • Проявляются парамнезия и конфабуляция. Это означает искажение фактов и любых воспоминаний в голове человека, а также присутствие в памяти ложных событий, которых никогда не происходило. Зачастую сопровождается галлюцинациями.
  • Проблемы с речью. Человек говорит невнятно, произносит бессмысленные фразы или вообще не может сказать ни слова.
  • Низкая концентрация внимания, нарушение мозговой деятельности. Больному тяжело сосредоточиться на одной определенной задаче и заниматься привычными делами.
  • Головная боль. Боли могут быть периодическими, но иногда не прекращаются в течение очень длительного периода. Их сила зависит от первопричины.
  • Головокружение. Голова может кружиться слегка, на что поначалу многие не обращают внимания.
  • Отсутствие ориентации в пространстве. Больной не понимает, где находится, не узнает знакомые места. При этом он полностью теряет ориентацию в пространстве.
  • Нарушения координации. Человеку трудно управлять своим телом, он часто ошибается в движениях.
  • Дрожь. Человек иногда внезапно начинает дрожать. При этом очевидные причины для дрожи отсутствуют.
  • Усталость. Чувство сильной усталости может проявиться в любое время суток или держаться на протяжении нескольких дней.
  • Плохое настроение. Больной не настроен на позитивное общение, у него полностью отсутствует интерес к происходящему вокруг.

Все эти симптомы являются признаками либо первопричины потери памяти, т.е. основного заболевания, либо прогрессирующей амнезии, которая может привести к серьезным проблемам. Оба случая требуют врачебного вмешательства, т.к. способны привести к тому, что человек будет интеллектуально ограниченным, полностью потеряет память и столкнется с серьезными осложнениями.

Что это такое

Временная потеря памяти называется транзиентной (или транзиторной) глобальной амнезией. Обычно возникает неожиданно. Кого-то это даже ввергает в панику. Согласитесь, трудно смириться с тем, что молодой, здоровый мужчина на руководящей должности напрочь забывает о серьёзном отчёте или мероприятии, о котором знают и помнят все в его компании. Ещё страшнее, когда оказываешься в полной прострации, не понимаешь, где находишься и кто ты вообще такой. «Потерянные» элементы могут быть разными: от имени и адреса проживания до мелких событий (встреча, разговор, знакомство).

Кратковременной такая потеря памяти называется потому, что длится небольшой промежуток времени. Например, после пробуждения можно застыть в прострации на несколько секунд. Но, как правило, оглядевшись, человек быстро приходит в себя, понимает, что он дома, и успокаивается.

Иногда потеря памяти происходит на несколько минут: мы забываем, зачем пришли в магазин (к соседке, просто в другую комнату). Сосредоточившись, возвращаем всё на круги своя и вспоминаем, что конкретно нам надо купить, спросить или взять.

В редких случаях она может длиться несколько часов. Для восстановления обычно приходится разговаривать с другими очевидцами забытых событий, которые помогают воссоздать их ход, или воспроизводить какие-то записи. Иногда она реанимируется самостоятельно.

Регулярность кратковременной потери памяти тоже непредсказуема. Кто-то за всю жизнь испытывает подобное только раз. Некоторые — несколько раз за год. Но есть и такие, кто страдает от таких провалов гораздо чаще. Ни один специалист вам не скажет со 100%-ной уверенностью, может ли повториться это в том или ином конкретном случае.

К кратковременной потере памяти нельзя относиться как к случайности. Чаще всего она либо становится результатом серьёзных нарушений в психике или мозговых структурах, либо сама вызывает в них необратимые последствия.

Причины потери памяти

Все причины, провоцирующие возникновение провалов в памяти, можно поделить на две категории, а именно причины физиологического характера и психологического.

К физиологическим факторам относятся: травмы, хронические заболевания (например, сердечно-сосудистые недуги), различные нарушения в головном мозге и расстройства функционирования нервной системы. Также данное расстройство зарождается вследствие регулярного недосыпа, малоподвижного образа жизни, неправильного обмена веществ, несоблюдения режима питания, сбоев в системе циркуляции крови.

К психологическим факторам относят: ежедневные стрессовые ситуации, постоянную усталость, недостаток внимания, экспансивные состояния (вялость или возбуждение), излишняя задумчивость. Вследствие перечисленных факторов индивид переходит на механическое выполнение отдельных существенных операций, при этом они совсем не запоминаются.

Кратковременная потеря памяти может быть проявлением множества разнообразных нарушений. А причиной ее зарождения являются депрессивные состояния, инфекционные заболевания, различные повреждения, побочный эффект от злоупотребления спиртосодержащими напитками или наркотическими препаратами, прием некоторых медикаментозных средств, дислексия. Среди наиболее частых факторов, провоцирующих данное расстройство, выделяют: алкоголизм, опухолевые процессы мозга, болезнь Альцгеймера, Крейтцфельда-Якоба и Паркинсона, депрессивные состояния, инсульт, менингит, вирус иммунодефицита человека, эпилепсию и маразм.

Также взаимодействие некоторых лекарственных средств может вызвать кратковременную утрату памяти, к примеру, одновременное применение Имипрамина и Баклофена.

Кроме этого, кратковременная потеря памяти может наступить вследствие нейродегенеративных заболеваний, цереброваскулярного нарушения, травм черепа, нормотензивной гидроцефалии, расстройства сна, патологий щитовидной железы, психических расстройств, болезни Вильсона.

Кратковременную амнезию, в свой черед, может спровоцировать гормональное нарушение. У некоторых представительниц женской части населения во время менопаузы могут наблюдаться случаи кратковременной амнезии.

Частичная потеря памяти – это так называемый сбой в функционировании головного мозга, характеризуемый расстройством пространственно-временных показателей, целостности воспоминаний и их последовательности.

Наиболее распространенным фактором, провоцирующим частичную амнезию, считается диссоциативная фуга либо состояние индивида после перемены местожительства. Например, частичная амнезия может наступить вследствие переезда индивида в другой город. При этом могут исчезнуть из памяти события, давность которых составляет от пары минут до нескольких лет.

Второй причиной рассматриваемой формы считается сильная травма психического характера или потрясении. У субъекта исчезают из памяти некоторые данные биографии, которые провоцируют негативные воспоминания.

Кроме этого, частичная амнезия может наступить вследствие воздействия на индивида гипноза. Индивид может не вспомнить происходящее с ним в процессе гипнотического воздействия.

Старческая потеря памяти наблюдается соответственно у пожилых индивидов. Однако нельзя ее считать исключительно следствием возрастных изменений. Чаще старческая амнезия наступает из-за образа жизни индивидов. Также, причинами возникновения данной формы недуга могут стать: нарушение обмена веществ, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления и различные патологии мозга.

Потеря памяти у молодых людей может наступать вследствие хронического недосыпания либо нарушений сна, нехватки витамина В12 и регулярного воздействия стрессов. У молодежи также может наступить потеря памяти после стресса. Нередко вследствие перенесения тяжелого эмоционального потрясения индивиды молодого возраста могут полностью забыть все данные о себе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]