Эйдетическая память — гениальный дар или психическое отклонение?

Феноменальная память – это удивительное явление. Под данным определением имеется в виду способность исключительно быстрого запоминания информации, и её последующего воспроизведения. При том материал может иметь поразительные объёмы при полном отсутствии смысловой связи между его компонентами. То есть если человеку с такой способностью дать листок со случайным набором букв, чисел, изображений и символов, он его запомнит, несмотря ни на что.

Зачатки памяти начинают формироваться у человека еще в утробе, на 5 месяце беременности

Так, эмбрион учится запоминать и распознавать звуки, положительно реагирует на голос мамы, знакомую музыку. Пик развития памяти приходит на возраст 19-25 лет, вот почему это время отлично подходит для получения образования. Ну а затухает память после 50, да и то у людей, которые ее не тренируют. Например, те же преподаватели, актеры или научные сотрудники могут сохранять ясность ума вплоть до смерти в связи с особенностями профессии, которая вынуждает их постоянно запоминать большие объемы новой информации.

Способности памяти

Подобный комплекс функций, отвечающий за познавательные процессы, хранение и воспроизведение данных, существует у всех животных с развитой центральной нервной системой. Наибольшего прогресса эта способность достигла у человека.

  • Известно два этапа добавления информации в биологическое хранилище данных: кратковременная и долговременная память.
  • Первую легко разрушить наркозом, электрошоком и другими воздействиями — в любом случае она «живёт» не дольше нескольких десятков минут.
  • Долговременная память в идеале сохраняется на протяжении всей жизни человека. Она достаточно устойчива к описанным выше воздействиям.
  • При переходе от одного вида запоминания к другому активируются определённые химические процессы. Даже необычная память работает при помощи особых веществ – нейромедиаторов, осуществляющих связь между нейронами.
  • Существует еще и третий механизм памяти. Однако он работает на уровне инстинктов. В сенсорную память попадает информация, поступающая от органов чувств. Закрывая глаза, человек видит силуэт того, что было перед ним секунду назад. Это и есть данный тип запоминания. Он кратковременный и быстро замещается новыми данными.
  • Некоторые специалисты добавляют к этому списку коллективную и внешнюю память. Первая – хранит совокупность знаний человечества, а вторая – это книги, компьютеры и другие способы сберечь информацию вне мозга.

Память в жизни человека — аргументы и факты

Память в жизни человека играет основополагающую роль, но что мы действительно знаем об этом психическом процессе?

Память помогает нам накапливать жизненный опыт. Благодаря тому, что мы помним события, происходившие с нами, мы четко осознаем, кто мы есть, каковы особенности нашей личности и в каких взаимоотношениях мы находимся с окружающими.

В то же время есть какие-то вещи, которые словно стираются из нашей памяти. Этот процесс называется забыванием, и оно свойственно каждому человеку. Чтобы понять, почему это так, достаточно представить, что было бы, если бы мы помнили все?

Разгадать тайны памяти уже давно пытаются Американские ученые. Они изучают феномен безграничной памяти Джилл Прайс. Невероятно, но факт: эта женщина в подробностях может описать каждый день своей жизни, начиная с одиннадцати лет!

Многие позавидовали бы такой чудесной способности, но сама Прайс считает свой дар проклятьем:

  • Из-за феноменальной памяти она в подробностях может вспомнить все трагические события, которые происходили в ее жизни, например, смерть мужа.
  • Ссоры с близкими, болезни и другие неприятные моменты Джилл каждый раз переживает заново так, словно это было вчера.
  • Часто ее особенность мешает ей сосредоточиться на реальной ситуации и вести нормальный образ жизни.

Таким образом, забывание является своеобразным защитным механизмом для человека. Оно позволяет нам не только отделять важную информацию от незначительной, но и сохранять устойчивое психическое состояние. Именно поэтому люди более склонны помнить хорошее и забывать плохое.

№9

Ложные воспоминания встречаются гораздо чаще, чем вы думаете. Проще говоря, практически все, что вы помните, не является достоверным на 100%. Например, если вы были свидетелем ограбления и видели грабителя, вы можете приблизительно запомнить его внешность. Если кто-то будет говорить о том, что у него на футболке было изображение лягушки, то ваш мозг может начать дорисовывать это изображение в воспоминание. И после вы будете уверены в том, что у него на футболке действительно была лягушка. Хотя, на самом деле, вы ее не видели. То же самое случается с воспоминаниями, хранящимися очень долго. Со временем они искажаются и становятся не на 100% достоверными.

Что такое память в психологии

Память

– это один из важнейших познавательных процессов. Благодаря ему мы способны удерживать в сознании информацию о прошлых явлениях и событиях, сравнивать их с нынешними явлениями и принимать на основе этого решения, действовать, прогнозировать будущее. Хорошая память – это гарант успеха в той или иной деятельности.

Общеизвестно, что память можно тренировать и улучшать. Однако при этом мы часто не задумываемся, какой именно вид памяти нам нужно «прокачивать». Поэтому в этих видах необходимо разбираться.

Как развить

Те, кто не имеет врождённых эйдетических способностей, пусть не расстраиваются, ведь данный вид памяти можно выработать. Как быстро это можно сделать, зависит от индивидуальных особенностей и частоты тренировок.

Метод Айвазовского

Считается, что художник И. К. Айвазовский обладал эйдетической памятью. Он мог мысленно не только воспроизвести в движении картину морского пейзажа, но и остановить её в любой момент. Именно это позволяло ему с такой точностью изображать шторм, волны, брызги, краски неба и прочие детали маринизма.

В психологии есть даже отдельная методика развития эйдетической памяти, которая носит его имя. Освоить её достаточно просто:

  1. Выбрать один предмет.
  2. В течение 4-5 минут пристально наблюдать за ним.
  3. Закрыть глаза, мысленно представить его и описать до мельчайших подробностей (цвет, размер, форма, детали).
  4. Открыть глаза, сравнить реальный и воспроизведённый в мыслях образы, подметить то, что было упущено.
  5. Повторить упражнение с самого начала.
  6. Делать до тех пор, пока образы полностью не совпадут.

С каждым разом нужно выбирать более сложные объекты (начать можно с телевизора, а закончить картиной) и постепенно уменьшать время наблюдения.

Упражнения на развитие фотографической памяти

Упражнение 1. Непринуждённое наблюдение

Во время прогулки считайте количество домов по обе стороны улицы, этажи в них, магазины, деревья, машины, стоящие на парковке и прочие мелочи, поддающиеся счёту. Закрепите полученные данные по дороге обратно. Дома воспроизведите все запомнившиеся числа.

Упражнение 2. Ассоциации

Запоминая какую-либо информацию, представляйте её в виде картинок. Причём они должны быть построены на невероятных ассоциациях, которых в жизни не может быть. Психологи утверждают, что это одна из эффективнейших методик, чтобы за короткое время улучшить эйдетическую память. Пример. Вам нужно купить в магазине молоко, батон и туалетную бумагу. Представляем следующую фантасмагорию: батон, одетый (завёрнутый) в туалетную бумагу, пьёт молоко.

Упражнение 3. Текстология

Цель — развить фотографическую память на тексты.

Распечатать лист формата А4 с незнакомым вам текстом. Тщательно вычитать его, максимально запомнить. Попросить кого-нибудь внести в него 2-3 новых слова и заново распечатать. Задача — как можно быстрее найти свежие вкрапления.

Упражнение 4. Палиндромы

Читайте вслух все вывески и названия задом наперёд.

Чтобы разработать эйдетическую память, подойдут также многочисленные настольные и онлайн-игры «Найди 10 отличий/кота/слова/предметы», «Парные картинки», любые тесты на внимательность.

Нейробика

Помогает тренировать эйдетическую память и нейробика — гимнастика для мозга. Самые эффективные упражнения:

  1. Постоянно ходите в одно и то же место (на работу, в магазин) разными маршрутами и при этом выполняйте упражнение на непринуждённое наблюдение (см. выше).
  2. Раз в неделю с утра до вечера все манипуляции, которые вы привыкли выполнять правой рукой, делайте левой (чистите зубы, держите ложку, пишите).
  3. Раз в день вычитывайте высокоинтеллектуальный текст на тематику, в которой вы ничего не понимаете. Старайтесь вникнуть в каждое слово и уловить смысл.
  4. Отвечая на чьи-то вопросы, следите за построением своей речи. Говорите так, словно пишете сочинение. При этом всё произнесённое должно чётко воспроизводиться в голове в виде текста.
  5. Отключите звук у телевизора и постарайтесь понять, что говорят с экрана. Потом проверьте себя (записи передач можно найти в Интернете).

Так что не обязательно рождаться с феноменом фотографической памяти. Её можно развить самостоятельно. Конечно, она не будет настолько яркой и объёмной, как у эйдетиков, но быстро запоминать и воспроизводить достаточное количество информации можно научиться.

Необычная память: исторические примеры

Чем же так характерно запоминание у человека, которое не перестаёт удивлять? Приведём несколько примеров феноменальной памяти, которые потрясут и позволят лучше представить возможности мозга.

  • Мыслитель из Древнего Рима Марк Порций Катон Старший не только является автором крылатой фразы «Карфаген должен быть разрушен!», он отличался необыкновенными способностями в сфере запоминания. Катон Старший был способен воспроизвести все слова, слетавшие с его уст на протяжении жизни. Речи Марка Порция Катона Старшего часто записывали, так что сравнение с оригиналом не оставляло сомнений в возможностях мозга мыслителя.
  • Отец-основатель афинской демократии, политик и полководец Фемистокл помнил по имени каждого из граждан родного города. А ведь тогда в Афинах насчитывалось 20 тыс. жителей!
  • Сенека — философ из Древнего Рима — за раз запоминал до 2 тыс. слов, когда они произносились в беспорядке и не имели смысла.
  • Великий полководец Александр Македонский знал по имени каждого воина в своей 30-тысячной армии. Возможно, благодаря этому люди пошли за ним даже в Индию.
  • Необычные способности памяти человека проявились у шахматиста Поля Морфи. Он играл «вслепую», не бросая на доску не единого взгляда. Так гений мог вести до 8 партий.
  • Математик Леонард Эйлер – швейцарский, немецкий и русский учёный. Он является автором более 850 научных трудов. Эйлер способен был озвучить шесть степеней числа от 1 до 100.
  • Академик из СССР Сергей Алексеевич Чаплыгин отличался удивительной памятью на телефонные номера: однажды набрав его, учёный запоминал порядок цифр на всю жизнь.
  • В 1805 году войска Наполеона забрали из музея Кёльна знаменитую картину Рубенса «На алтаре церкви Святого Петра». Художник, пожелавший остаться неизвестным, создал точную копию шедевра по памяти, которую даже специалистам трудно было отличить от оригинала.
  • Жан-Франсуа Шампольон впервые расшифровал Розетский камень и научился читать египетские иероглифы. Уже в 16 лет юный гений изучил 12 языков и представил Гренобльской Академии свой первый научный труд «Египет при фараонах». В 20 лет Шампольон помимо родного наречия владел уже 13 языками, в том числе китайским, арабским и древнегреческим.

Это далеко не полный перечень примеров феерической памяти человека. Подобные возможности кажутся фантастическими и присущими только необыкновенным людям. Однако развить необычные способности памяти и мозга человека под силу каждому представителю рода людского. Существуют различные тренинги и пособия, помогающие лучше раскрыть потенциал умственного развития. Грамотно применяя возможности памяти можно достичь большего успеха в жизни, лучше учиться, познавая множество новой информации. Это также позволит избегать опасных ситуаций, не попадаться на уловки мошенников и манипуляторов. Развитая память даст возможность полнее воспринимать жизнь и надолго запомнить самые лучшие и яркие моменты прожитых лет.

Ведущие характеристики памяти

Говоря о ведущих характеристиках памяти, мы подразумеваем следующие компоненты:

  • Объем (людей с высоким показателем этой характеристики мы называем эрудитами. Если, конечно, высока точность воспроизведения).
  • Скорость запоминания (если она высока, то мы говорим, что такой человек «всё схватывает на лету». Этот параметр учитывает, сколько времени или сколько повторений нужно человеку для запоминания).
  • Длительности хранения информации (как долго человек помнит усвоенный материал. Выражения «память коротка» и «злой и с хорошей памятью» – об этом).
  • Точность запоминания (сколько ошибок допущено при воспроизведении? Насколько точно передан смысл?).
  • Устойчивость к помехам.
  • Готовность к воспроизведению – быстрота реагирования (например, умение быстро сообразить, находчиво ответить. Это показатель того, насколько быстро и легко человек может вспомнить то, что ему необходимо).

Эффективность памяти определяют её объём, точность передачи информации и длительность её хранения, а значит, улучшить память — означает улучшить эти её отдельные составляющие.

№7

Нам повезло в том, что мы живем в эпоху цифровых технологий. Многие из нас имеют неограниченный доступ к Интернету и огромным объемам информации. Это классно, когда у тебя под рукой есть гаджет и Интернет, позволяющий узнать все в кратчайшие сроки (а не бежать в библиотеку, как раньше). Однако эти же цифровые технологии сыграли с человеческой памятью злую шутку. Исследования показали, что наш мозг хуже запоминает информацию, если знает, что может снова без проблем получить к ней доступ. Он считает, что ему нет смысла «засорять» память тем, что очень легко получить.

Сфера интересов и склонностей личности

Разделение индивидуальных особенностей памяти в психологии по этому признаку опирается на факты избирательности восприятия, а следовательно, и памяти. Если информация интересна и необходима человеку, то она и лучше запоминается, укладываясь в систему уже усвоенных знаний. Информация, не входящая в сферу интересов человека, иногда вообще им игнорируется.

Индивидуальные особенности памяти человека находятся в зависимости от уровня развития её отдельных процессов, от особенностей высшей нервной деятельности, от воспитания, от окружения и обучения, от привычек, от характера профессиональных требований, от предмета и способа запоминания. Тип памяти можно развивать и совершенствовать, применяя специальные упражнения. Чем больше граней восприятия мы задействуем, чем полнее воспринимаем — тем лучше будут результаты запоминания.

Индивидуальные особенности памяти могут проявляться по-разному. Иногда они выражаются в необычайном развитии памяти в целом, а иногда – в феноменальной, невероятной продуктивности её отдельных видов. История хранит множество примеров необычайной памяти, среди них:

  • Никола Тесла, выдающийся физик, изобретатель, инженер, обладал уникальной фотографической памятью. Он редко ввёл записи, держа всё «в голове». Говорят, что когда в конце 19-го века от пожара погибла его лаборатория, то многие из своих изобретений он восстановил по памяти.
  • Сергей Рахманинов, пианист, композитор и дирижёр, легко запоминал отрывки из сложных музыкальных произведений. Впрочем, с такой же лёгкостью он запоминал и ноты.
  • Иван Айвазовский, выдающийся художник-маринист, большую часть своих полотен написал по памяти (а всего им было написано около 6000 работ).
  • Уилтшир Стивен, архитектурный художник из Британии, способен, единожды увидев архитектурные пейзажи, безошибочно воспроизводить их по памяти.

Этот список может быть очень длинным…

№5

Гиппокамп – это область мозга в форме подковы, какая играет важную роль в консолидации информации из кратковременной памяти в долговременную. Это часть лимбической системы, связанной с эмоциями и долговременными воспоминаниями. Гиппокамп участвует в таких сложных процессах как формирование, организация и хранение воспоминаний. Поскольку две стороны мозга симметричны, гиппокамп находится в обоих полушариях. С возрастом гиппокамп теряет нейронные связи (в среднем, до 80 лет человек теряет до 20% всех нейронных связей). Это, соответственно, приводит к ухудшению памяти.

№4

Каждый из нас слышал об амнезии, заболевании, при котором человек теряет память (или теряет возможность ее создавать), в частности, забывает то, что происходило в недавнее время. Но уверены, что не все слышали о таком заболевании как гипермнезия. Это повышенная способность к запоминанию и воспроизведению информации. Некоторые могут подумать, что это хорошо и это чуть ли не суперспособность, но на самом деле это заболевание, какое нужно лечить. Люди, страдающие от данного заболевания хранят в своей голове огромное количество ненужной им информации, какая причиняет им ужасный дискомфорт, так как их мозг постоянно перегружен.

Чтение

Его значение и важность в процессе самообразования невозможно переоценить. Чтение является сложным когнитивным процессом декодирования символов, который направлен на понимание текста. Люди с феноменальной памятью, как правило, усваивают немало литературы.

Чтобы развить в себе эту способность, надо читать. Только делать это нужно правильно. Выбрав «правильную» литературу (с достаточной смысловой нагрузкой), можно приступать к вдумчивому и основательному чтению.

Человек должен будто бы «цеплять» каждое написанное в книге слово взглядом, и сразу же анализировать его. Наверняка многие оказывались в ситуации, когда вроде бы прочитал целую страницу, но ничего не понял. Это из-за отсутствия концентрации и основательного подхода. А вот подмечая каждое написанное слово, человек научится осмысливать всё, что он читает. А впоследствии и запоминать. В дальнейшем удастся также развить скорость чтения. Феноменальная память (как способность), неразрывно связана с умением в темпе знакомиться с текстовой информацией и усваивать её.

Способы тренировки и развития

Если у человека нет физиологических нарушений, он может улучшить работу памяти: ускорить запоминание и увеличить объем. Для этого подходят простые упражнения, разработанные для детей и взрослых.

Развитие у детей

Заметить отставание в развитии памяти у детей можно в младшем возрасте, но до 3–4 лет родители не беспокоятся об этом, и обращаются к психологу когда ребенку предстоит идти в 1 класс. И хотя время упущено, ситуации можно помочь.

Для развития зрительной памяти используют метод «Сюжетные картинки». Перед ребенком выкладываются карточки, на которых изображен короткий сюжет. Некоторое время дошкольник рассматривает его. Когда он будет готов, взрослому нужно поменять карточки местами. Задача ребенка — восстановить последовательность действий. Для слуховой памяти подойдут упражнения по запоминанию слов и цифр. Начинать нужно с трех, постепенно доводя до 6–7.

Развитие у взрослых

Тренировать навык запоминания можно с любым материалом: пересказывать сюжет фильма, заучивать стихи, номера телефонов, слова иностранного языка. Заниматься можно во время перерыва на работе, используя подручные предметы. Например, разложить на столе канцелярские принадлежности, сфотографировать, поменять местами и расставить их, как они лежали вначале.

Другие виды сверхспособности

Теперь можно рассказать о видах феноменальной памяти, встречающихся реже фотографической. В частности, о слуховой.

Люди, которым она свойственна, с лёгкостью запоминают в огромном объёме аудиоинформацию. Обычно такой способностью могут похвастаться музыканты. Причём многие. Им достаточно единожды услышать музыкальную композицию, чтобы потом воспроизвести её на своём инструменте. А некоторые композиторы и вовсе сразу же переписывают понравившуюся на слух музыку в нотную тетрадь. Им даже не нужно перепроверять правильной композиции, предварительно проигрывая её. Музыканты прекрасно знают, как звучат ноты и регистры. Поэтому, перенося услышанное на бумагу, мысленно они заново проигрывают композицию.

Ещё есть люди с феноменальной памятью математического характера. И её действительно можно назвать сверхспособностью. Потому что такие личности способны выполнить в уме сложнейшие вычисления. И даже вспомнить в подробностях те, которые были сделаны ими ранее.

Люди с текстовой памятью тоже не могут не удивлять. Ведь им достаточно один раз прочитать или услышать текст (будь то повесть, стих, роман и т. д.), чтобы потом его воспроизвести.

Вывод

В нашей жизни постоянно что-то происходит, мы часто спешим и должны все успеть, при этом ничего не забыть. В подобных условиях у нас возникают трудности в сосредоточении своего внимания и процессах запоминания, но еще большие трудности возникают в процессах обучения эффективным способам запоминания. Поэтому рекомендуем вам воспользоваться предложенными способами и советами, как развить память.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]