Как тренировать память и внимание у взрослых: методы, программы и упражнения для мозга


Большинство людей не обращают внимание на постепенное ухудшение памяти. Обычно проявление забывчивости списывается на усталость, рассеянность или недостаток отдыха. Но проблема в том, что со временем будет все труднее запоминать элементарные вещи. Потому стоит задуматься, как улучшить память человека, не допуская усугубления ситуации.

Развитие способности запоминать начинается с младенчества, когда ребенок только начинает отличать отдельные предметы. Но если в более зрелом возрасте не продолжать заниматься, она становится слабее, постепенно начинает пропадать.

Замечаете что не можете вспомнить события вчерашнего дня? Или может никак не удается удержать в голове имена новых знакомых? Это первые признаки ухудшения воспоминаний. Значит нужно без промедления начать упражняться, использовать все возможные методы улучшения работы подсознания.

Развитие памяти

Начнем с того, что в любом деле важно правильно поставить цель. Тут можно выделить следующие:

  • тренировка памяти, чтобы запоминать пару лиц на собеседовании или сразу 10-20 лиц на конференции;
  • тренировка, чтобы запоминать цифровую, визуальную и прочую информацию одновременно;
  • тренировка ради общего тонуса психики или предотвращения возрастных изменений;
  • тренировка для участия в мировом чемпионате по памяти (и любых когнитивных соревнованиях);
  • тренировка ради общего развития сознания.

Техника «Цепочка»

Данная методика для тренировки памяти предполагает попарное запоминание нужных образов. Визуальные размеры данных образов должны быть приблизительно одинаковыми в каждой паре. Когда образована связь между первым и вторым предметом, первый необходимо вытеснить из сознания, перенеся внимание на второй. Затем следует образовать взаимосвязь между вторым и третьим образом, и так далее. Когда эта последовательность вспоминается, то в сознании возникают одновременно по три-пять визуальных образов.

Что такое память и запоминание

Запоминание — это процесс сохранения в памяти новой информации. Память включает в себя и процесс запоминания, и воспроизведения, и систему повторения. Запоминаем мы абсолютно все без исключений, вот только воспроизвести это самое «все» можем далеко не всегда.

Фоновое запоминание предполагает запоминание естественным образом. Оно не требует ни сил, ни осознанных усилий и хорошо хранится в том объеме, в каком у нас натренирован этот механизм. Фоновое запоминание тренируется попытками восстановить происходящее детально и подробно. Для этого как можно чаще вспоминайте ту информацию, с которой работали.

Старайтесь вспоминать, что конкретно было написано в электронных письмах. Если вы помните, что письмо было структурированным, попытайтесь вспомнить, сколько там пунктов и о чем они.

Так вы настроите фильтры восприятия мозга на то, что любая информация может потребоваться для воспроизведения. И, соответственно, хранение и доступ к этой информации будет организован на более высоком уровне.

Чтобы тренировать этот вид запоминания, советуем вести дневник и практиковать упражнение «Перепросмотр». Для этого перед сном потратьте время не на пролистывание ленты в соцсетях, а на восстановление прожитого дня в мельчайших подробностях (например, завтрак, варка кофе, звонок родителям, поиск ключей от машины). Не пропускайте элементы дня, даже если сначала будете тратить много времени. Как только процесс пойдет быстрее, усложните задачу: вспоминайте день наоборот.

Зубрежка — еще один способ запоминания, при котором мы нарабатываем нейронные связи за счет многократного повторения материала. Зубрить эффективнее, чем надеяться на фоновое запоминание. Вот только зубрежка — очень скучное занятие и плодит негативные эмоции, поэтому тренировать этот способ мы не рекомендуем ни в каком виде. К счастью, есть более интересные способы для тренировки запоминания.

Ассоциативное запоминание — осознанное формирование ассоциаций или мнемотехника. Этот способ мы рекомендуем и практикуем с нашими студентами. Запоминание через ассоциации полезно для развития памяти, тренирует воображение и позволяет тренироваться быстро и интересно. Об этом будем говорить дальше.

Unsplash

Важность мотивации. Плюсы хорошей памяти

Многие люди задаются вопросом о том, как тренировать память. Ведь то и дело эта функция мозга подводит, причем, как правило, не вовремя. То забывается день рождения родственника или знакомого, то в самый последний момент забывается тот факт, что нужно оплатить важный счет.

Чтобы развивать хорошие способности к запоминанию, важно регулярно мотивировать себя. Ведь нередко человек начинает выполнять какие-либо упражнения для улучшения своей памяти, но через некоторое время забрасывает этот процесс. В этом нет ничего удивительного, ведь у взрослых слишком много забот, которые перетягивают на себя фокус его внимания. Существуют люди с феноменальной памятью — и именно их пример может послужить хорошей мотивацией для регулярного выполнения упражнений.

Они могут запоминать очень много информации и воспроизводить ее с высокой скоростью. Как врожденный дар это встречается редко, гораздо чаще является результатом упорных тренировок. Тем же, кто не имеет пока таких способностей, важно не только задумываться о том, как тренировать память, но и о том, что это дает.

Какие же есть преимущества у тех, кто обладает хорошими способностями к запоминанию?

  • Учатся усерднее остальных. Познавая что-либо неизведанное, увеличивают и углубляют уже приобретенные знания.
  • Трудятся эффективнее и оперируют огромными информационными объемами; генерируют свежие идеи гораздо быстрее других.
  • Усваивают полученные знания в полной форме и имеют возможность воспользоваться ими, когда это потребуется.
  • Сохраняют в своей голове информацию о встречах, событиях, важных мероприятиях и могут использовать ее когда угодно.
  • Лучше запоминают имена и лица людей, с которыми сотрудничают (а такой навык не будет лишним в любой профессии).
  • Не паникуют во время публичных выступлений.

Особенности памяти человека

  1. Человек лучше запоминает информацию, которая вызвала у него эмоции и нарисовала в голове картинку. За счет чего художественные произведения и смешные истории запоминаются легко, а профессиональная литература или текст со множеством цифр проблематично?
    Картинки, которые мы представляем, формируют эталонные нейронные связи. Однажды прочитав «Тихий Дон», вы будете отлично помнить, как выглядит Аксинья, ведь Шолохов детально описывал героиню не одну страницу! А бывало так, что вы случайно наткнулись на фильм, но понимаете, что уже смотрели его несколько лет назад? Какой-то момент вам так запомнился, что нейронные связи все еще живы.
  2. Общее свойство нашего организма сформулировал российский биолог П.Ф. Лесгафт: «Что не упражняется, то распадается». Навык, который не используется или информация, которая не повторяется, удаляются за ненадобностью. Чтобы сохранить нужные данные, их нужно повторять, а навык тренировать.
  3. Чтобы держать память в тонусе, нужно все время учиться. Максимальный спад наших интеллектуальных способностей приходится на период с 22 до 25 лет (после окончания университета). В это время мы перестаем учиться, а если 20 лет использовать мозг только для привычных задач и ограниченного функционала (как часто и происходит на работе), то ранее наработанные нейронные связи упраздняются.
    Все это приводит к печальной статистике: согласно исследованию The Boston Consulting Group (BCG), образование большинства людей в России после 25 лет почти сходит на нет. Нужно отходить от этой практики и осваивать новое. Еще полезно делать привычные вещи левой рукой (если вы правша).

Воспроизведение

Есть еще один секрет, позволяющий хорошо запоминать любую информацию. После заучивания необходимо повторять ее, не смотря в источник — вне зависимости от того, где была взята информация. При этом запоминаемый материал необходимо проговаривать вслух, а затем сравнивать с первоисточником. Если образ не срабатывает, необходимо пересмотреть его, и по возможности скорректировать. Например, на одном из портретов Ф. М. Достоевского великий русский писатель изображается с пером в руках. Автор этого портрета – В. Перов. Что делать, если два слова связаны, но «зацепка» не помогает? Можно при очередном повторении вообразить образ пера огромных размеров.

Виды памяти

Существует много классификаций памяти. По способу запоминания выделяют: образную (зрительная, слуховая, обонятельная), моторную, эмоциональную и логическую. Однако чаще всего память делят на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную.

  • краткосрочная — это память от нескольких секунд до трех минут;
  • среднесрочная — может быть от нескольких минут до момента первого сна человека;
  • долгосрочной памятью в психологии считаются воспоминания, которые пережили сон человека.

Долгосрочная или долговременная память тоже может быть разной. Что-то мы можем помнить на следующий день, а что-то цитировать всю жизнь, как «Мой дядя самых честных правил». Алгоритмы запоминания на разные сроки могут отличаться, поэтому лучше сразу понимать, через сколько потребуется информация.

Если мы выбираем более сложные и эффективные способы запоминания, то система повторения будет частью механизма удержания в памяти. Повторение — это не мать учения, а важнейшая часть сохранения информации в голове.

Средства

Если интеллектуальные головоломки и логические задачки не помогают, значит, с этим должен разбираться специалист.

Медикаментозные препараты

Если с памятью есть серьёзные проблемы и врач это диагностировал, он может предложить решить их таблетками. Существует целый ряд препаратов, улучшающих мозговое кровообращение и способствующих развитию мышления и памяти. Самые известные: Ноопепт, Ноотропил, Глицин, Фенибут, Пирацетам, Тенотен и другие ноотропы, адаптогены, антиоксиданты, антидепрессанты.

Иногда могут прописать отдельные витамины, которые способствуют улучшению и развитию памяти: C, D, E, практически вся группа B. Они собраны и в поливитаминных комплексах, разработанных специально для мозга.

Взрослым можно пропить курс биодобавок, но насчёт их эффективности вам никто не даст гарантию. Хотя неплохие препараты для развития познавательных процессов выпускают Doppelherz (Германия), Эвалар (Россия), Solgar (США).

Народные средства

То же самое касается народных средств. Они не развивают память. Но, активируя мозговое кровообращение, нормализуя давление и улучшая в целом самочувствие, способствуют тому, что взрослые начинают быстрее и качественнее (без ошибок) запоминать и воспроизводить гораздо большие объёмы информации. Такими свойствами обладают настои и отвары из цветков клевера лугового, листьев пустырника сердечного и полыни горькой, корней девясила высокого, коры рябины красной, плодов шиповника.

Однако с народными средствами следует быть предельно осторожными, так как при наличии хронических заболеваний они могут вызвать их обострение или побочные эффекты.

Как развивать память взрослому человеку

Начинать лучше с развития не памяти, а воображения (они тесно связаны). Советую использовать простые упражнения.

Упражнение «Подиум»: выберите объект, внимательно разглядите его и закройте глаза. Мысленно поместите этот объект на подиум и вращайте его в разные стороны так, чтобы рассмотреть с разных сторон.

Можно попытаться вспомнить предмет во всех подробностях и деталях, а еще лучше – нарисовать его. Очень важно видеть и переносить на бумагу линии, образующие форму и контур. Уметь рисовать не нужно, пусть рисунки будут неказистыми, но это будет отличная тренировка для мозга.

Воспроизведение событий по завершении дня

Рассмотрим, как тренировать память при помощи вечернего воспоминания событий. Для этого необходимо:

  • Припомнить как можно больше людей и предметов, с которыми пришлось сталкиваться в течение дня.
  • Вспомнить все те слова, которые были сказаны окружающими с утра и до вечера. Конечно, весь объем сказанных другими людьми слова вспомнить вряд ли получится. Но стоит попробовать вспомнить как можно больше таких диалогов.
  • Восстановить в памяти прошедшее совещание, учебную лекцию. Вспомнить о том, как говорил оратор, какие жесты он использовал.

Как развить память у ребенка

Занимаясь с ребенком, нужно учитывать его возраст. До 12 лет все упражнения должны проходить в игровой форме. Например, можно играть в подбор ассоциаций: устроить соревнование, кто подберет больше разных образов и ассоциаций к одному слову. Еще можно воспроизводить сложные цепочки (например, из 20 слов) на скорость.

Желательно, чтобы один из родителей показывал приемы запоминания на собственном примере, поясняя, как именно он это запомнил, (через какие ассоциации). Особенно полезно, если объекты сложны для запоминания (например, цифры). Нужно составить на цифры образный алфавит (понять, на что, по-вашему, похоже каждое число от 0 до 9). Например:

  • 0 напоминает пончик;
  • 1 — подъемный кран;
  • 2 — лебедь;
  • 3 — лук с натянутой тетивой;
  • 4 — перевернутый стул;
  • 5 — морской конек;
  • 6 — замок;
  • 7 — коса;
  • 8 — снеговик;
  • 9 — воздушный шарик.

Создав свой собственный образный алфавит, можно учить даты, составляя цепочку и придумывая историю. Например, дату Ледового побоища (1242 год) можно запомнить так: представьте большой подъемный кран, в кабине которого сидит лебедь. Он цепляет на крюк стулья и сбрасывает вниз, где их ловит другой лебедь.

Чтобы различать двух лебедей, можете надеть на них разные свитера или кепки. По мере тренировки можно будет опускать единицу, потому как большинство дат начинаются одинаково. Цепочку можно сократить до трех элементов. В результате ребенок сам начнет придумывать ассоциации и запоминать намного быстрее.

Unsplash

Изучите несколько иностранных языков

Приятно приехать в Италию и вальяжно произнести «Buongiorno!» проходящему официанту. А затем ловить восхищённые взгляды тех, с кем вы приехали. Не так ли? А ведь давно известно, что изучение иностранных языков способствует развитию хорошей памяти. А ещё это очень интересно! Так почему бы этим не воспользоваться?

Это эффективные методики тренировки памяти. Но есть ещё кое-что интересненькое. Память неразрывно связана с правильной и хорошей работой мозга. А значит, стимуляция его работы позволяет улучшить память:

  1. Доказано, что регулярные занятия спортом повышают мозговую активность и улучшают память;
  2. Нет серым будням! Хорошо запоминается то, что не вписывается в рамки обыденности. Попробуйте сменить обстановку, внести ярких красок, пойти в магазин новой дорогой… Не обязательно кардинально менять свою жизнь. Просто добавьте что-то новенькое в повседневность, и ваш мозг заработает с новой силой;
  3. Добавьте новых привычек. Например, наведение порядка на рабочем столе утром – отличное начало продуктивного дня!
  4. Медитация, релакс заставляют мозг переключиться, расслабится. Это значит, что новые задачи он будет выполнять с удвоенной энергией;
  5. Музыка оказывает просто магическое влияние на наш мозг. Доказано, что люди, которые занимаются музыкой имеют лучшую память и аналитические способности;
  6. Работа в команде. Брейнштормы не раз доказали свою эффективность. А теперь и учёные доказали, что решения принятые в команде были более точными и быстрыми. Они связывают это с тем, что при коммуникации информация легче воспринимается и усваивается. Поэтому решайте задачи вместе!
  7. Мозг усваивает и сортирует информацию пока мы спим. Поэтому не игнорируйте этого процесса.

Упражнения для развития памяти

После того как вы поработали над воображением, пора переходить непосредственно к памяти. Предлагаю два действенных упражнения.

Парочки

Например, нужно запомнить слово подушка, что по-английски pillow [пилоу]. Теперь подберите фонетически похожее русское слово, например, пила. Свяжите два образа (пила и подушка).

Представьте огромную белую мягкую пуховую подушку, которую пилит пила. Разумеется, весь пух разлетается по воздуху и все вокруг становится белым. Держите эту картинку в голове и повторите три раза вслух: pillow, pillow, pillow.

Если слово длинное, делите его на два мелких, например, слово созвездие (constellation) можно представить как коня с тележкой. Главное условие — создать максимально яркую связь между образами, которую не нужно будет вспоминать (картинка сама появится в голове). Дальше желательно как можно быстрее переходить на материал, который будет актуален для вашей работы.

Цепочки

Второе упражнение называется «Цепочки». Оно предполагает запоминание слов с помощью яркой придуманной истории. Так можно запомнить список покупок.

Например: хлеб, апельсины, колбаса, стиральный порошок, лампочка. Представьте свежую половинку хлеба, которую вы взяли с прилавка. Вы уже готовитесь положить ее в корзину, но замечаете, что из хлебной мякоти торчит апельсиновая корка. Вы тяните за нее и вытаскиваете целый апельсин. Теперь разрезаете его, а внутри не апельсин, а колбаса, но и с ней не все в порядке. Из белых прожилок в мясе прямо на пол начинает сыпаться стиральный порошок. Вы смотрите на гору порошка на полу, а внутри горит лампочка. Чем забавнее и необычнее будет ваша история, тем быстрее вы вспомните элементы цепочки.

Повторение

Данный вариант обычно рекомендуется тем людям, у которых хорошо развита зрительная память, но «хромает» слуховая. Например, во время прогулки по парку знакомый сообщает номер телефона, а возможности зафиксировать его на бумаге не имеется. В подобном случае, пока друг диктует, необходимо мысленно представить телефонную трубку у себя дому и под его диктовку «набирать» номер. Затем следует вообразить, что он оказался занят, и повторить технику еще раз, вслух произнося номер телефона своему знакомому. Для закрепления стоит повторить номер еще раз. Постоянная практика этого упражнения для тренировки памяти хорошо отразится на ее состоянии.

Развитие памяти и внимания

Чтобы иметь развитую память, нужно поработать над вниманием. Многие люди грешат на свою память и даже не подозревают, что хромает как раз внимание. Дело в том, что это два взаимосвязанных психических процесса, потому что нельзя запомнить чего-то, не обратив внимания или направить внимание, но не запомнить.

Внимание бывает непроизвольное (к любому резкому звуку либо неожиданно появившемуся объекту. Это механизм, который заложен в человеке с рождения).

Произвольное внимание — более сложный механизм. Оно позволяет сфокусироваться именно на том, на чем нам самим хочется. Произвольное внимание у человека развивается только тренировкой. Поэтому выделяйте время на упражнения по концентрации внимания.

  • «Найди отличия» и всевозможные лабиринты — упражнения не только для детей. Есть сложные варианты, которые заинтересуют и потребуют от взрослых высокой концентрации внимания.
  • Таблицы Шульте. Отличное упражнение, которое можно делать где угодно, просто скачав приложение. Ваша задача — как можно быстрее найти все цифры от 1 до 25 по порядку на поле 5×5. Как только вы достигли прогресса, усложняйте задачу, меняя настройки: увеличьте поле до 6×6 или 7×7, подключите перемешивание чисел после каждого хода или сделайте поле и цифры в таблице цветными.
  • Тест Струпа. Здесь вы не увидите вопросов и вариантов ответа, лишь список слов, написанных разными цветами (например, слово «красный» написано синими чернилами, а слово «зеленый» оранжевыми). Тренировка заключается в том, чтобы быстро называть фактический цвет слова, а не написанный. Нашему мозгу проще сделать наоборот: прочитать слово и проигнорировать цвет.
  • Игра «Муха» не только эффективное упражнение, но и веселое соревнование для всей семьи. Вам понадобится поле 5×5. Выберите ведущего, который будет управлять полетом воображаемой мухи командами (вперед, назад, влево и вправо). Муха вылетает из средней клетки на поле. Задача остальных взглядом отследить полет и правильно назвать конечную точку приземления мухи.

Причины ухудшения памяти

Нарушение функционирования того или иного типа восприятия может быть вызвано неожиданными факторами. Некоторые из них мы даже не подозреваем как причину рассеянности. Тем не менее, стоит знать, чего опасаться.

  1. Влияние стресса, затяжного нервного напряжения. В этом случае мозг концентрируется на раздражителе, не может выйти из состояния чрезмерной активности.
  2. Алкоголь негативно влияет на организм в целом. Искаженное восприятие реальности приводит к тому, что страдают разные участки мозга.
  3. Курение никотиносодержащих сигарет ослабляет концентрацию. В результате рассеянность развивается быстрее.
  4. Недостаток сна, витаминов, микроэлементов. Это не дает серому веществу достаточно ресурсов для полноценного функционирования.
  5. Спешка и суета не дают нам концентрироваться. Как результат — человек становится рассеянным, забывчивым. Не нужно постоянно жить в повышенном ритме, чтобы не развивать забывчивость.
  6. Травмы и некоторые заболевания приводят к ухудшению восприятия. К таким болезням относят сердечно-сосудистые сбои, проблемы с эндокринной системой.

Развитие памяти и мышления

Мышление — тоже одна из граней сознания человека. Поскольку наше сознание является цельным, то прокачка любого из его проявлений будет положительно сказываться на тренировке всего сознания и остальных его элементов, в том числе мышления. Если вы тренируете память, внимание, то и мышление переживает положительные трансформации.

Здесь как в спорте: даже если человек жмет штангу лежа, его форма все равно будет лучше, чем у того, кто не занимается спортом вообще.

Чтобы развивать мышление, нужно выполнять упражнения на визуализацию информации, потому как эти два аспекта неразрывно связаны. Человек не может понять ту информацию, которую не может визуально представить. Например, если в простейшей арифметической задаче заменить объекты на абстракции, то взрослый человек не всегда сможет понять, про что идет речь.

Правила гигиены мозга

Каждый, кто решил взяться за развитие памяти и внимания, безусловно, желает добиться наилучших результатов. Чтобы эффективно тренироваться, спортсмену нужны подходящие условия (площадка, инвентарь). То же самое касается и развития мышления – мозг нуждается в определенных условиях для плодотворной работы. Выполнение следующих правил гарантирует максимальный уровень запоминания.

  • Обеспечьте мозг кислородом.

Каждые сутки кровь в полном объеме циркулирует через мозг 400 раз и несет его клеткам жизненно необходимый кислород. Чтобы его хватало для интенсивной деятельности нашего суперкомпьютера, минимум 24 часа в неделю следует проводить на свежем воздухе. Если нет возможности совершать прогулки, помещение нужно регулярно проветривать.

  • Обеспечьте себе полноценный сон.

Возможно, Наполеон мог спать три часа в сутки, но сегодня среднестатистическому взрослому человеку желательно выделять для пребывания в царстве Морфея 7-8 часов ежесуточно.

  • Не курите.

Табак действительно дает краткосрочный эффект концентрация внимания. Но память курильщиков со временем ухудшается, и это факт.

  • Откажитесь от алкоголя.

Этиловый спирт сначала расширяет сосуды, а затем вызывает их сужение, потому мозг начинает страдать от недостатка кислорода. Всем известно, что в состоянии опьянения возникают так называемые провалы в памяти. Но речь не только о вечеринках, на которых текут пивные или винные реки – бокал вина за ужином существенно снижает запоминание.

  • Остерегайтесь некоторых медикаментов.

Временные проблемы с памятью могут вызывать успокоительные на базе диазепама, лоразепама, хлоразепама и прочие, а также некоторые болеутоляющие, противовоспалительные и лекарства от аллергии.

Мнемотехника

Одной из методик, применяемых для развития внимания, памяти и мышления, является мнемотехника (или мнемоника). Запоминание в данном приеме происходит благодаря упорядоченному расположению, связыванию информации между собой с помощью ассоциаций.

Например, каждой букве алфавита присваивается определенная цифра. Затем из таких чисел можно составлять слова, предложения и даже целые рассказы.

Цифры можно ассоциировать также с любыми другими предметами или явлениями. Запоминание информации с помощью мнемотехники предусматривает использование созвучных слов, рифм, ярких ассоциаций.

Среди методик мнемоники, применяемых для развития памяти, есть так называемый «эффект римской комнаты». Объекты, которые необходимо запомнить, мысленно помещаются в хорошо знакомую комнату на определенные места.

Скорочтение

Следующая методика, применяемая для улучшения памяти, называется скорочтение. Овладев данным умением, можно как минимум в 3–4 раза быстрее усваивать информацию без ухудшения понимания материала. При этом значительно ускоряются все мыслительные процессы.

Развить способности к скорочтению можно не выходя из дома. При отработке навыков данной методики важно:

  • Избегать «регрессий» — повторного перечитывания текста.
  • Тренировать внимательность. Это поможет выделять главное среди написанного, не фиксируя свой взгляд на тексте с малой значимостью. При этом развивается «Просматривание» без внимательного фокусирования.
  • Избавляться от привычки проговаривать текст про себя, воспринимая слова в нем по визуальному типографическому образу. Если вы натренируете мозг воспринимать слова и словосочетания картинкой, можно значительно увеличить скорость чтения, стимулируя при этом мыслительную деятельность.
  • Необходимо освоить методики, повышающие поле охвата зрения. Например, таблица Шульте – упражнение на память и внимательность. Смысл его – с максимальной быстротой находить символы (цифры, буквы), расположенные в сетке. Использовать при этом лучше периферийное зрение, не перемещая взгляд и не проговаривая про себя информацию.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]