Эйдетическая память — что это означает в психологии, примеры

Эйдетизм – это способность к точному и максимально детальному воспроизведению образов (зрительных, звуковых, тактильных) отдельных предметов или сцен, после прекращения их непосредственного восприятия. Этим образам характерно отличие от обычных привычных тем, и психика продолжает воспринимать объект при его фактическом отсутствии. Другое определение эйдетизма характеризует его как способность самостоятельно вызывать и удерживать во внимании образы, которые по силе воздействия своих сенсорных характеристик идентичны или же превосходят реальность. Явление и принципы его функционирования изучены не до конца и имеют проявление лишь у незначительного процента взрослого населения, тогда как в детском возрасте эйдетизм считается более популярным явлением. В дальнейшем функции эйдетической памяти утрачиваются или значительно слабеют в процессе развития вербальных навыков.

Эйдетизм это в психологии научное определение, которое в непрофильной литературе и бытовом употреблении называют фотографической памятью. Как одного из мнестических видов фотографической памяти не существует. В результате экспериментов, направленных на установление факта ее бытия как таковой, было выявлено, что никто из группы испытуемых не может полноценно выполнить условия поставленного эксперимента (воспроизвести по памяти текст, перевернутый задом наперед, тогда как при взгляде на фотографию эта задача не составляет особого труда).

Наличие склонностей к эйдетизму обусловлено физиологическими факторами (генетика, развитие мозга, его нейропластичность), но как конституциональный признак сохраняется у сравнительно малого количества взрослых. Отмечено также, что сохранение способностей к эйдетизму связано с характером деятельности человека, и у творческих профессий встречается чаще.

Развитие эйдетизма имеет несколько направлений тренировок, в ходе которых, безусловно, улучшаются мнестические способности, но не всегда развивается именно эйдетический тип памяти.

Понятие эйдетической памяти и ее развитие в психологии

Эйдетическая память в психологии или эйдетизм представляет собой особый вид мышления, при котором человек способен моментально запоминать различные образы с их последующим воспроизведением.


Эйдетическая память в психологии — что это такое.

Характеризуется феномен зрительным впечатлением, а также другими сенсорными модальностями:

  • вкусовыми;
  • тактильными;
  • обонятельными;
  • слуховыми.

Удерживаемые в памяти эйдетические образы отличаются от предметов восприятия тем, что индивид способен воспринимать объект, предмет, или явление в качестве имеющегося в настоящий момент, что позволяет переживать различные феномены в их отсутствие.

Термин образован от латинского слова εἶδος, которое переводится как «образ» или «внешность». Индивиду с такой памятью достаточно всего один раз посмотреть на необходимую картину, после чего он сможет в точности описать увиденный образ. По-другому явление называют фотографической памятью.

История возникновения

По мнению исследователей, эйдетизм впервые описан сербским ученым области психоанализа В. Урбанчичем в 1907 г. Теория образного мышления была развита в немецкой школе психиатрии и психологии имени Э. Йенша, который совместно со студентами провел ряд фундаментальных исследований эйдетического явления.

Годами позднее, в 1933 г. Сторонниками Гитлера создана так называемая «интеграционная типология» — концепция идеологического типа, которая связала эйдетику и национальные идеи.

Это послужило развитию различных социалистических лозунгов, а в последующем — созданию методик для совершенствования фотографического запоминания.

В СССР наиболее значительный вклад внес советский психолог Л.С. Выготский, после чего вопросами эйдетической памяти занимались ученые:

  • П.П. Блонский;
  • С.В. Кравков;
  • А. Р. Лурия;
  • С.Л. Рубинштейн;
  • Б.М. Теплов;
  • Ф.Н. Шемякин.

Впервые эйдетическая теория была упомянута в научном журналах «Педология» П.П Блонского, а также книге «Очерки психологии» С.В. Кравкова, которые издавались в 1925-1930 г.

В описанных работах, прежде всего, делается акцент на значимое практические определение эйдетики в качестве важного и не изучавшегося ранее вида запоминания.

Книга «Психологические очерки» содержала определение эйдетизма, включая перечисление основных проблем теории, выдержки из различных исследовательских протоколов, также оценивались и указывались первоисточники экспериментов.

Эйдетика в СССР развивалась не столько в качестве развивающей технологии для населения, сколько оценивалась с точки зрения идеологически обусловленной теории.

До развития особого вида запоминания в рамках нацисткой науки, эйдетические техники воспринимались советскими учеными точно так же, как и другие — фактология приветствовалась, а логические построения на теории без конкретной практики, критиковались в силу непринятия марксизмом.

Что это такое

Эйдетическая память — это тип памяти, который позволяет удерживать зрительный образ и потом воспроизводить его в мельчайших деталях. При этом подключаются и другие сенсорные модальности: вслед за визуализацией тянутся тактильные, вкусовые, слуховые, обонятельные и двигательные воспоминания. Ещё одна особенность — длительное сохранение и произвольное воссоздание всего этого в нужные моменты. Может пройти много лет после события, но человек при желании способен так же ярко переживать его снова и снова.

Фотографическая память отличается прежде всего детализацией зрительных образов. Все люди наверняка помнят кадр из фильма «Титаник», где главные герои стоят на корме корабля, широко разведя руки. Но мало кто с ходу ответит, были ли на Розе в этот момент украшения, сколько и какие именно, что за узор был на её платке, были ли заплетены её волосы в причёску и множество других мелочей. Эйдетик же, даже если пересматривал киноленту много лет назад, без труда расскажет о них. Ещё и добавит о том, какого цвета было небо и за какие цепи держались молодые люди, чтобы не упасть.

Зрительный эйдетизм может быть врождённым (явным), и тогда человек, обладающий им, становится настоящим феноменом для всех окружающих. Также его можно развивать на протяжении всей жизни и добиться немалых результатов. Возможно, не таких впечатляющих, как у прирождённых гениев, но достаточных для успешного запоминания больших объёмов визуальной информации.

Происхождение слова. Термин «эйдетический» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», что переводится как «образ, внешность». Это отражает его основную сущность — способность запоминать и воспроизводить именно зрительные объекты.

Основные характеристики

Как исторически, так и содержательно, подробная характеристика эйдетической теории основывалась на рассмотрении любых взаимосвязей, наследственной составляющей, а также единстве 3-х основных сторон или уровней заданных областей.

Перечень:

  • Эйдетика. Выступает в качестве общепсихологической теории, которая находится на уровне философских, теоретических, а также методологических ошибок психологии как науки.
  • Эйдетизм. Воспринимается как экспериментальный или эмпирический феномен, указывающий на особый вид запоминания, что в последствие привело к развитию эйдетики в роли частной научной теории.
  • Интеграционная типология. Является фашистски идеалистической, по сути — псевдонаучной концепцией, которая включает особенности содержательных, функциональных, или организационно-преобразующих процессов в роли личности сверхчеловека.

В понятии современной психологии принято выделять характеристики эйдетической памяти, опираясь на которые можно поставить оценочное суждение тому или иному типу.

Перечень:

  • Визуализация и сенсорика. Воспроизведение основных зрительных образов, при этом вторичные идут за визуализацией. Так, эйдетик в первую очередь запомнит образную картину, после чего — другие образы. К примеру, сначала речь идет про пляж, потом развиваются мысли о коктейле в руке, других людей, обонятельные ощущения и прочее.
  • Детализация. Максимально подробная прорисовка всех образов, при которой запоминаются такие мелочи, как количество пуговиц на рубашке, завязаны шнурки или нет, и прочее.
  • Непроизвольное удержание объектов. В этом случае индивид не ставит задачу что-либо запомнить, предметы или явления откладываются в памяти автоматически, неосознанно. Непроизвольная разновидность характерна только для прирожденных эйдетиков.
  • Большая вариативность. Хорошо развитая эйдетическая память, в особенности при рождении, указывает на возможность одновременно запоминать более 10 иностранных языков, цитировать всего Шекспира, или знать наизусть пассажиров 3 различных лайнеров, лишь однажды увидев сведения об их именах.

Эйдетическая память в психологии бывает как приобретенной, так и врожденной. Если первый тип относится к практическому развитию техники, то второй указывает на различные аномалии головного мозга. По своей сути, эйдетика представляет собой науку о совершенствовании фотографической памяти.

Диагностика

Чтобы выяснить, насколько хорошо развита долгосрочная память у человека, проводятся различные тестовые методики.

Методика №1. Запоминание слов, логически не связанных между собой

Суть. Испытуемым даются 2 списка слов (детям 6-12 лет будет достаточно одного), логически не связанных между собой. Каждое из них пронумеровано.

Рекомендуемый материал:

Варианты задания:

  1. Списки можно зачитать вслух (не позволяя испытуемым их записывать). Если слова зачитываются, это нужно сделать 2-3 раза для взрослых и 4-5 раз — для детей 6-12 лет.
  2. Их можно записать на доске.
  3. Их можно раздать на отдельных листочках каждому испытуемому.

Задание:

  1. Внимательно прослушать/прочитать списки слов и попытаться их запомнить.
  2. После многократного прослушивания/прочтения постараться воспроизвести на бумаге. Желательно в том же порядке.
  3. Далее нужно отвлечься на какую-нибудь другую деятельность.
  4. Через полчаса списки прочитываются/прослушиваются ещё один раз и снова воспроизводятся.
  5. То же самое проделывается ещё дважды — на следующий день и через неделю. Слова при этом снова прочитываются/прослушиваются, но только один раз.

Результаты всех 4 тестирований высчитываются по следующей формуле:

С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых слов) : А (общее количество слов) х 100.

Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы:

Методика №2. Запоминание текста со смысловой связью

Суть методики почти такая же. Только текст не читается вслух, а раздаётся каждому испытуемому

При этом обращается внимание на то, что в нём жирным шрифтом выделены главные мысли, которые и нужно потом воспроизвести. То есть запоминать сами предложения и весь текст не обязательно

Данная методика проводится для диагностики ДВП у подростков (13-17 лет) и взрослых.

Карточка с текстом:

Воспроизвести главные мысли текста нужно сразу после прочтения, потом через полчаса, на следующий день и через неделю. Результаты всех 4 тестирований высчитываются по формуле:

С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых мыслей) : А (общее количество выделений в тексте) х 100.

Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы по таблице, приведённой выше.

При серьёзных нарушениях долговременной памяти проводятся лабораторные методы диагностики (ЭЭГ, КТ, МРТ, УЗИ).

Типология эйдетиков

Усилиями Э. Йеншема, а также его сотрудников О. Кро, Г. Фишера, и А. Рикеля разработана практическая классификация ступеней, которые дают оценочные суждения выраженности эйдетического запоминания.

Они такие:

  • Наличие послеобраза с естественными признаками, который зачастую характеризуется малой продолжительностью. Отличается различными искажениями в воспоминаниях, такими как: разный цвет одежды, иные слова и т.п.
  • Для создания образа, необходимо подкреплять его при помощи тех или иных техник визуализации. Послеобраз приобретает свойства зрительного объекта.
  • Отличается слабыми зрительными образами, необходимостью фиксации, а также отклонениями величин и форм выявленных объектов.
  • Характеризуется зрительными образами среднего или слабого характера. Сюда входят простые объекты, которые не нуждаются в фиксации. При попытке запомнить сложные предметы, проявляются только некоторые детали.
  • Полноценные ясные образы воссоздаются в сознании от объектов любого типа.
  • Зрительные образы видятся максимально ярко, с наличием всех деталей.

На базе теории классификации, психологами было предложено распределять людей, которые способны к фотографическому типу мышления, из-за чего в психологическую практику были введены термины «Т-тип» и «В-тип».

Если у первой группы, эйдетические переживания максимально стойкие и не исчезают со временем, то вторые способны к произвольным воспоминаниям и осознанному вмешательству в них.

Согласно психологу В. Йеншу, такие типы развиваются благодаря определенным видам мимики, особому развитию гормональной системы, а также наличию травм головы или любых других заболеваний, способных повлиять на нейрофизиологию мозга.

Кратковременная зрительная память

Кратковременная память — недолгий процесс запоминания, в результате которого вы получаете некую информацию. Она еще именуется рабочей памятью, имеет маленький срок, ограниченный объем.

При данном типе памяти можно удержать запоминаемый материал лишь четырех предметов. Она сохраняет в ячейках памяти небольшую информацию, которую мы в данный момент осознанно помним.

Кратковременная память получает объем информации из органов чувств, от долговременной памяти. Процессы, которые в ней происходят, не являются устойчивыми, имеют обратимый характер.

Кратковременная память визуальных образов

Образы в кратковременной памяти существуют благодаря функционированию связей между нейронами, по средствам кратного прохождения возбуждения по кольцевым нейронным цепям. Удерживание картинок происходит за счет мысленного проговаривания.

Как развить

Эйдетическая память в психологии — это такое явление, которое может быть как врожденным, так и приобретенным.

Если в первом случае, наличие фотографического запоминания объясняется аномалиями в развитии системы головного мозга, то во втором — ориентированной работой над собой. С точки зрения эйдетики, психологи выделяют несколько способов, которые помогут развить эйдетическое запоминание.

Наиболее эффективными являются:

  • метод Айвазовского;
  • нейробика;
  • специальные упражнения.

Метод Айвазовского

Исходя из некоторых исторических справок, у русского художника-мариниста И. Айвазовского в значительной степени была развита эйдетическая память, что позволяло ему переносить любые движения в живопись.

Благодаря этому, он сумел добиться высоких результатов в изображении штормовой погоды, волн, красочности горизонта, и других особенностей маринизма.

Чтобы овладеть методикой Айвазовского, необходимо выполнить ряд несложных действий:

  1. Выбрать желаемый объект, который нужно запомнить.
  2. В течение 5 мин. пристально всматриваться в предмет.
  3. Закрыть глаза и мысленно представлять его, после чего описать в малейших подробностях и деталях: размеры, форма, цвет.
  4. Открыть глаза и провести сравнение реальной и представленной образности. Если было что-то упущено — подметить и записать.
  5. Повторять упражнение до тех пор, пока визуальные очертания полностью не совпадут между собой.

Для того чтобы добиться совершенства в технике, необходимо с каждым последующим разом выбирать все более сложные предметы. Так, для первого упражнения можно выбрать бутылку с водой, а для последнего — сложную картину. Также рекомендуется постепенно уменьшать время, отведенное на наблюдение за предметом.

Герои попкультуры

Телевизионные персонажи с эйдетического памятью, включая специального агента Фокса Малдера из телесериала «Совершенно секретно», злодей Бейн с комикса Бэтмен, детектив Адриан Монк из телесериала Монк, доктор Спенсер Рейд из сериала «Мыслить как преступник», доктор Сэм Бекетт с Квантовый скачок, доктор Лекси Грей из сериала «Анатомия Грей», доктор Шелдон Купер из «Теории большого взрыва», Шоун Спенсер из сериала «Psych» («Провидец»), Оливия Данэм из сериала «Грань», Майк Росс из сериала «Костюмы », Мика Беринг с« пакгаузов, 13 », Моззи из сериала» Белый воротничок «, Олив Дойл с диснеевского» Ферма М.У.Р.А.Х. «, Седьмая-из-Девяти с« Звездный путь: Вояджер », Сюзан Иванова из сериала« Вавилон-5 », Брик Гек из сериала» Середняки «и Чарли Эндрюс с фильма« Герои ».

В шведском сериале «Millennium» (Девушка с татуировкой дракона) Стига фон Ларсона, героиня-хакер Лизбет Саландер имела эйдетического память. В фильме «Умница Уилл Гантинґ», где снимался Мэтт Дэймон, главный герой Уилл Гантинґ имел и чрезвычайное IQ и эйдетического память.

Значительная часть истории юмористического фэнтези «Малые боги» Терри Пратчетта базируется на гипермнезии, эйдетической памяти новичка Брутхы. Он помнил каждое мгновение своей жизни в идеальных деталях, даже точное положение и хронометраж шагов индивида. Он не умел читать, но он мог воспроизвести совершенные репродукции виденных документов из своей памяти, потому что он помнил вид и размеры букв. Когда он стал свидетелем сомнительных событий и получил приказ забыть ей — не смог понять приказа, поскольку не имел понятия о «процесс забывания». Когда его спросили, что прежде он помнит, — он ответил: «Яркий свет, а потом меня кто-то ударил».

Упражнение на развитие фотографической памяти

Упражнения для совершенствования эйдетической памяти, прежде всего, направлены на развитие всех областей запоминания. Вариативность техник позволяет найти наиболее удобную, отталкивая от определенной ситуации.

Самые популярные упражнения представлены в следующей таблице:

НаименованиеВыполнение
Непринужденное наблюдениеПодсчет количественного числа домов, этажей в них, деревьев, автомобилей, магазинов и прочих мелочей, которые будут интересны. Закрепление образов по дороге обратно. Соединение предметов с их числовым значением, в зависимости от количества этажей, пустых парковочных мест и прочее.
АссоциацияПри запоминании любого вида информации, предметы или явления необходимо представлять в виде изображений.
ТекстологияСделать распечатку текста в формате А4 с незнакомым текстом, после чего максимально тщательно прочесть его и попытаться запомнить. Попросить другого человека добавить до 5 новых слов в текст и еще раз распечатать. Основная цель — как можно быстрее отыскать нововведения.
ПалиндромаЧитать вслух любые вывески или названия наоборот. Со временем совершенствовать технику, прочитывая предложения на таблицах.

Помимо упражнений, совершенствовать эйдетическую память могут также различные настольные игры, такие как «Найти 10 отличий» «Отыскать кота на картинке» «Парные изображения», тесты на реакцию и внимательность, и многие другие.

Нейробика

Эйдетическую память можно развить при помощи техники «Нейробика», которую в практике психологии часто характеризуют как лучшее гимнастическое упражнение для создания новых нейронных связей.

Наиболее эффективные упражнения этой методики:

  • Постоянно приходить в определенное место разными маршрутами, одновременно выполнять технику «непринужденное наблюдение», описанную в таблице.
  • На протяжении всего дня, один раз в неделю делать любые действия другой рукой, не используемой в быту.
  • Несколько раз в день прочитывать высокоинтеллектуальную научную статью с максимальным количеством непонятных терминов. Стараться вникнуть во все слова, улавливая их объективный смысл.
  • Отключить звук при просмотре видео, пытаясь понять, что именно говорит человек. Лучше подходят различные сводки, новости или обычный развлекательный контент с постоянным нахождением человека у камеры. Далее сравнить сказанное с видеоматериалом. Для более удобного выполнения, использовать диктофон.
  • Отвечая на вопросы окружающих людей, пытаться максимально четко проговаривать каждый слог и предложения, ассоциируя себя с героем сочинений или стихотворений. Главное — красивые, необычные речевые обороты.

Поскольку существует множество примеров, при которых люди развивали навык фотографического мышления без каких-либо предпосылок из детства, частое повторение упражнений позволит совершенствовать быстрое запоминание любой информации.

Похожие материалы:

Armani | Shiseido | Dr. Brandt | Giorgio Armani | Армани | Джорджио Армани | Шисейдо | доктор брандт | развитие | Память | Дастин Хоффман | тренировка | упражнения

Статьи

  • Секреты создания идеальных бровей 05 октября 2013, 00:00
  • Новогодние фильмы для мужчин 19 декабря 2015, 00:00
  • Лайф: многослойная скульптура Джошуа Абарбанеля 11 ноября 2021, 00:00

Видео

  • Уход за кожей вокруг глаз от SHISEIDO 17 мая 2010, 00:00
  • Монохромный макияж. Идеальное лицо от Giorgio Armani 05 марта 2011, 09:55
  • Новый аромат ACQUA DI GIOIA Eau Fraîche от Giorgio Armani 01 июля 2013, 11:00

Тренировка фотографической памяти у детей

Поскольку эйдетическая память у детей чаще всего проявляется в дошкольном или младшем школьном возрасте, наиболее благоприятный возраст для ее развития составляет 3-7 лет. Если пропустить этот временной отрезок, память заменяется обычным запоминанием, основанным на причинно-следственных связях.

Другие исследования указывают на проявления фотографического запоминания у лиц в 12-16 лет. В любом случае, чем раньше обучать ребенка эйдетике, тем лучше будет в будущем. Упражнения по развитию памяти для детей несколько различаются, что обусловливается легкой техникой выполнения.

Одной из таких методик является «Зрительная прорисовка», при которой ребенок должен ответить на заданный вопрос о том, на что похожа та или иная буква. К примеру, буква В ассоциируется с парусом судна. После чего он должен нарисовать образ на бумаге. Главное, не ограничивать ребенка и дать волю фантазиям.

«Мысленная прорисовка» — вторая по важности техника развития эйдетики для детей, при которой необходимо запомнить любой стих с одновременным представлением всех описанных образов.

Виды памяти

Информация, поступающая в мозг, группируется под влиянием особенностей психической деятельности, мер осознания образов, от вида целей функционирования, по продолжительности.

Отталкиваясь от органов восприятия объектов, по особенностям умозаключающей деятельности память разделяется на виды:

  • Образная (создается благодаря ощущениям) различается согласно органам чувств:
  1. зрительная;
  2. слуховая;
  3. вкусовая;
  4. обонятельная;
  5. тактильная.
  • Двигательная форма проявляется в виде сохранения и воспроизведения операций, связанных с движениями (навыки плавания, катания на коньках, велосипеде, футбол).
  • Эмоциональный вид выявляется в чувствах, он относится к наиболее достоверному процессу фиксации объектов. Это сохранение пережитых эмоций (страх, стыд, радость, гнев).
  • Смысловая (семантическая) группа, где запоминание основывается на процессах мышления и словах. Такая память бывает механического (вырабатывается в процессе многократного повторения информации без осмысления) и логического (основывается на выработке логических связей) типа.

Исходя от соотношения степеней осознанности, разделяют следующие виды памяти:

  • имплицитная форма – это сохранение образов, излагаемых неосознанно;
  • эксплицитный подвид основывается на умышленном применении добытой информации.

В связи с целями активности разделяют следующие виды памяти:

  • бессознательное мышление, появляющееся в уме независимо от поставленных задач;
  • сознательное запоминание, включающееся благодаря умеренному сохранению объектов, связанное с конкретными задачами.

По длительности удерживания в памяти картин определяются типы:

  • мгновенный (сенсорный) вид, который удерживает информацию, полученную от органов чувств, не обрабатывая ее;
  • кратковременная форма, характеризующаяся непродолжительным восприятием и воспроизведением образов в первые секунды после осознания;
  • оперативный вид, функционирующий только в момент выполнения конкретных задач, потом информация стирается спустя некоторое время;
  • долговременная форма относится к продолжительному хранению информации, характеризуется многократным использованием.

По целям исследования память делят на типы:

  • генетический (передается по наследству);
  • биологический;
  • эпизодичный (сохранение отдельных фрагментов образов);
  • реконструктивный (исправление разрушенных цепочек);
  • репродуктивный (постоянное повторение воспроизведения сохраненного объекта);
  • ассоциативный (создание связок между сохраняемым и существующими объектами);
  • автобиографический (запоминание событий из личной жизни).

Проблема эйдетизма

Учитывая то, что эйдетическая память в психологии относится к еще одному виду запоминания и выступает в роли социального, сенсорного или пространственного контекста, в научных кругах до сих пор не утихают споры о вопросе явления.

Считается, что это еще один простой тип мышления, который ничем не отличается от других.

Иное дело обстоит в психиатрической практике, где рассматривается только врожденный эйдетизм, а не его развитие при помощи тех или иных методик.

В последнее время получила свое развитие теория о том, что данная способность относится к серьезным нарушениям психики, на что указывают риски возникновения шизофрении при попытках развить фотографическое мышление.

Последние исследования ссылаются на факт того, что объем памяти, используемый для сохранения образности объектов, занимает большое место в отдельных участках мозга, из-за чего серьезно меняя его физиологические и химические свойства.

Усилиями М.П. Кононова была выявлена прямая взаимосвязь между врожденной эйдетической памятью и наличием галлюцинаций у детей, вследствие чего эксперимент продолжали, выяснив подобную закономерность у взрослых.

В стенах Калифорнийского университета была обнаружена взаимосвязь между наличием фотографической памяти и развитием эпилепсии.

Как оказалось, эпилептики зачастую перед самим приступом воспроизводят в сознании различные образы гиперреалистичного характера, которые нередко сопровождаются второстепенной сенсорной модальностью.

На основании проведенных экспериментов не в пользу фотографического запоминания, многие специалисты в сфере психологии замечают, что такая врожденная память является патологическим процессом, из-за чего требует постоянного наблюдения у лечащего врача.

Это подтверждается еще и тем фактом, что большинство популярных эйдетиков страдают от тех или иных психических расстройств: аутизм, слабоумие, шизофрения и прочее.

В обществе устоялось мнение о том, что эйдетическая память — это чуть ли не панацея от всех проблем. Ведь, запоминая максимальное количество информации, можно орудовать ею и не лезть в лишний раз учебники, пытаться вспомнить недостающие детали и прочее.

Однако в психологии существует ряд доказательств, указывающих на пагубный эффект для мозга. Применять техники на себе, или воздержаться — решение каждого человека.

Стадии

Кодирование

В отличие от краткосрочной, долговременная память человека не предполагает какого-то конкретного вида репрезентации вербального материала. Это значит, что кодирование не бывает здесь ни зрительным, ни слуховым. Оно основано на элементах, главный из которых — смысл. Из-за этого удерживаемая и воспроизводимая потом информация редко бывает 100% точной.

Воспроизведение

Человек не может воспроизвести информацию из КВП потому, что она угасает или вытесняется новыми образами. В долговременной памяти это исключено. Всё, что человек сознательно запоминал, остаётся в хранилище на всю жизнь. Тут вполне логичен вопрос: но почему же мы тогда не можем вспомнить некоторые события из прошлого? И как же те, у кого наблюдаются провалы?

Здесь уместно сравнить склад информации с огромной библиотекой из миллиона книг. Те полки, к которым мы обращаемся часто, всегда под рукой, так что материал из них легко и быстро воспроизводятся. А вот если человека в возрасте, чья сфера деятельности не пересекается с математикой, спросить, как выглядит формула бинома Ньютона, которую он изучал в курсе алгебры 10 класса, он вряд ли вспомнит, хотя в школьные годы заучивал её. Она есть в хранилище его памяти, но слишком далеко, и он вряд ли её отыщет без повторения.

В психологии воспроизведение информации в долговременной памяти может идти двумя путями — через её поиск и активацию.

Блок 1. Изменения в образе жизни

  1. Учитесь справляться со стрессом. Доказано, что тревога, депрессия и гнев повышают уровень кортизола в мозге. Это может стать причиной повреждения клеток гиппокампа – области мозга, ответственной за хранение данных в памяти.
  2. Упражняйтесь, держите свой мозг в тонусе: не откладывайте газету с кроссвордом, не отказывайтесь от партии в настольные игры, изучайте иностранный язык.
  3. Занимайтесь спортом, уделяйте время физической активности. Таким образом, мозг получит необходимый кислород и полезные питательные вещества.
  4. Избегайте вредных привычек. Особенно это касается злоупотребления алкоголем и курения.

Блок 2. Стратегия запоминания

  1. Исключите отвлечение. Изучая материал, который нужно запомнить, старайтесь так организовать процесс, чтоб вас ничего не отвлекало.
  2. Используйте зрительные ассоциации. Запоминая информацию, связывайте ее с образами, которые легко вспомнить. Один из вариантов – «чертоги разума» современного Шерлока Холмса, созданного ВВС.
  3. Повторяйте. Имеется ввиду не заучивание, а именно повторение, которое подходит, чтоб, запомнить небольшой объем информации сразу, например, имя. Техника такая: после произнесения вашим собеседником имени, повторите его про себя в разных формах: Александр – Саша – Шурик – Саня. Второй вариант – сразу использовать это имя в речи, непосредственно в обращении к человеку.
  4. Больше подробной полезной информации о развитии памяти ищите в тренинге на нашем сайте.

Советы

Чтобы обладать исключительными способностями, важны регулярные занятия по их совершенствованию.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут овладеть феноменальной памятью:

  1. Уделяйте минимум 15 минут в день на тренировку мозга и памяти;
  2. Играйте в шахматы;
  3. Читайте осознанно, пересказывайте прочитанное вслух;
  4. Решайте головоломки, задачки, кроссворды, ребусы;
  5. Учите наизусть стихи или прозу;
  6. Занимайтесь математикой, не стоит углубляться в интегралы и логарифмы, сильным эффектом обладает даже решение арифметических примеров;
  7. Старайтесь постоянно тренировать память в жизни, запоминая номера телефонов, адреса, имена, списки покупок, номера машин, случайные факты о людях;
  8. Не пренебрегайте здоровьем и правильно питайтесь;
  9. Занимайтесь спортом, ученые выяснили, что это благоприятно влияет на интеллектуальные способности;
  10. Высыпайтесь и не переутомляйтесь, дайте себе отдохнуть, если устали;
  11. Не забывайте гулять и дышать свежим воздухом.

Придерживаясь этих советов, вы сможете улучшить не только свою память, но натренировать мозг, сделать себя более начитанным и интересным человеком.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]