Амбидекстрия — что это такое? Как развить амбидекстрию? Плюсы и минусы амбидекстрии

Амбидекстр – человек, у которого гармонично развиты левое и правое полушарие головного мозга, но означает ли это гармоничное развитие и в чем особенности таких людей? Амбидекстрию можно развить – это полезно и левшам, и праворуким. Интуиция, образное мышление наравне с железной волей и логикой помогают быть успешным в любых видах деятельности.

Приобретенная и врожденная амбидекстрия

Все дети рождаются амбидекстрами. Но к четырем годам они утрачивают способность владеть обеими руками одновременно. Во многом это происходит из-за родительского влияния, вмешательства медиков и учителей. Ребенку со всех сторон навязывается владение правой рукой. Ею он держит ложку, чашку. Правой рукой учат писать. В результате из таких детей в будущем получаются отличные исполнители, но без творческого начала.

Амбидекстрия приобретенная – это результат тренировки менее развитой руки (возврат утраченной в детстве способности владеть хорошо обеими одновременно).

Факты об амбидекстрах

  • Амбидекстры быстрее принимают решения.
  • Такие люди могут легко выполнять многозадачные дела.
  • Уровень IQ амбидекстров выше, чем у левшей и правшей.
  • Среди известных и самых выдающихся амбидекстров можно выделить Леонардо да Винси, Джимми Хендрикса и Марию Шарапову.
  • Амбидекстрия может быть врождённой (1% детей) или приобретённой, развитой самостоятельно.
  • Амбидекстры гиперактивы.
  • Амбидекстры могут писать одно и то же слово или рисовать одну и ту же фигуру двумя руками одновременно.

Амбидекстрия — что это, неврастения?

Симптомы амбидекстрии похожи на неврастению. Но это не болезнь. Дело в том, что амбидекстры быстро утомляются. Но умственную усталость нельзя путать с отсталостью. Все капризы, истерики и стрессы амбидекстров лишь обеспечивают уставшему организму необходимую разрядку. После таких «взрывов» люди становятся более спокойными.

Эти бурные эмоции – результат действия правого полушария. Левое отвечает за логику и не способно воспринять не укладывающуюся в нее информацию. Поэтому у амбидекстров может возникнуть обидчивость. И это признак перенапряжения правого полушария мозга.

Ученые называют неврастенией перенапряжение мыслительных процессов. В этом случае иногда эмоциональная разрядка невозможна, если усталость возникает в левом полушарии. Оптимальный вариант для снятия перенапряжения – добавить эмоций и снизить умственную нагрузку. Прогуливаться, танцевать, стать хоть на время романтиком.

Тест на определение ведущего полушария

Для определения наличия амбидекстрии можно провести простой тест, состоящий из пяти заданий. Перед их выполнением не нужно задумываться, действия должны выполняться автоматически и повторяться несколько раз.

  • Сомкнуть пальцы в «замок».
  • Поаплодировать.
  • Скрестить руки.
  • Прицелиться поочерёдно обоими глазами.
  • Развязать несколько узлов.

Если задействованные органы или части тела поочерёдно меняются, можно говорить о равносильном развитии обоих полушарий мозга.

Можно ли развить амбидекстрию?

Практически все люди при рождении уже являются амбидекстрами. Но в процессе взросления теряют это уникальное качество. И начинают пользоваться чаще только одной рукой. В основном, правой. Но вернуть амбидекстрию можно. Она развивается при помощи тренировок. Для сохранения амбидекстрии у ребенка беременной матери можно включать чаще ритмичную музыку.

Что дает амбидекстрия? По исследованиям психологов и нейрофизиологов, развитие головного мозга продолжается примерно до шестидесяти лет. До пятидесяти, обычно, существует четкое разделение между полушариями. Но на шестом десятке человек может легко использовать их одновременно. Это позволяет решать сложные задачи более успешно, чем в молодости.

Амбидекстр — психологические особенности

Амбидекстр — что это за человек, и как амбидекстрия влияет на мозг? Эти вопросы до сих пор во многом являются открытыми, потому что таких людей очень мало на планете Земля – всего 1% от общего количества. Изучение психологических особенностей ведется в основном методом наблюдения, снятием энцефалограммы и посредством анализа графологами почерка. Амбидекстры обладают противоречивой натурой, неврастеничны и очень обидчивы на протяжении всей жизни, но среди них много гениальных, тонко чувствующих людей являющих миру что-то ценное: научные открытия, произведения искусства.

Плюсы и минусы амбидекстрии

Для начала нужно рассмотреть сам термин. Итак, амбидекстрия — что это? Понятие можно охарактеризовать простыми словами. Это умение не только писать обеими руками, но и выполнять ими с легкостью все другие задачи.

По исследованиям ученых, каждое полушарие мозга отвечает за мышечные импульсы левой или правой конечности. Причем особенностью человеческого организма является перекрестное управление. То есть правое полушарие головного мозга отвечает за работу левой руки, и наоборот.

В чем же заключаются плюсы амбидекстрии? Использование одновременно двух рук или выполнение различных задач любой из них – это явное преимущество. Оно может быть полезным не только в быту, но и в спорте, музыке, искусстве. Уровень развития детей-амбидекстров несколько выше, чем у обычного ребенка. Достаточно вспомнить некоторых знаменитостей, которые стали известны благодаря своим талантам. Например, Бенджамин Франклин, Пол Маккартни и многие другие.

Можно привести и другой пример. Чаще люди имеют ведущую руку, которая наиболее развита. При ее повреждении человек не может писать или выполнять ряд других действий. Вторая рука, «не приученная» к ним, со многими манипуляциями будет справляться плохо или не сможет вовсе. При амбидекстрии человек одинаково хорошо владеет обеими. А значит, временное нарушение функций одной руки существенно не повлияет на его жизнь.

Но есть и минусы амбидекстрии. Такие люди часто очень восприимчивы, легко раздражаются, страдают резкой сменой настроения. У них может проявляться некоторая неуклюжесть, неловкость. А шанс развития синдрома дефицита внимания (СДВГ) в два раза выше, чем у обычного человека.

Ваш ребёнок амбидекстр? Рекомендации воспитателям и родителям

Главный принцип воспитания ребёнка – это аксиома об индивидуальности маленькой личности. Зачастую родители теряются: принять особенности малыша или постараться исправить их. Давить на ребёнка или переучивать его не стоит. Рекомендуется поддерживать малыша, всячески способствовать его разностороннему развитию.

Из-за особенностей поведения, взрослые сталкиваются с трудностями в общении или правильной организации учебного пространства. Существует несколько негласных правил, которые помогут общаться с ребёнком, а также успешно подавлять проявление негативных свойств амбидекстрии.

  1. Трудность, с которой сталкиваются взрослые, заключается в гиперактивности. Кричать, наказывать или призывать к спокойствию нет смысла. Однако попытаться направить энергию в мирное русло стоит. Со временем ребёнок сам научится самоконтролю. Главная рекомендация – всегда держать маленького непоседу в поле зрения.
  2. Особенный ребёнок легче и быстрее сверстников усваивает учебный материал. В учебном заведении таким детям часто становится скучно. На помощь воспитателям и педагогам приходят дополнительные задания. Стоит учитывать специфику работы, которая должна соответствовать двум критериям.
      Простой уровень сложности. Не стоит забывать, что таким детям свойственно частое переутомление. Выполнение упражнений на уроке вкупе с дополнительной нагрузкой могут негативно сказаться на самочувствии, эмоциональном состоянии ребёнка.
  3. Творческая логика. Выполнение задания должно быть направлено на развитие обоих полушарий. Частое разграничение требований увеличит разницу в развитии типов мышления.
  4. Если ребёнок взволнован или расстроен, взрослому необходимо сохранить спокойный, ровный тон. Это поможет не только избежать конфликтов, но наглядно показать умение справляться с эмоциями.

Психолог занимается с ребятами

Если родители испытывают особые сложности в общении и воспитании ребёнка, рекомендуется обратиться к психологам. Они проведут комплексную диагностику, сформируют индивидуальные рекомендации.

Развитие амбидекстрии

Если в семье есть человек-амбидекстр, не нужно стараться его изменить. Пусть остается самим собой. (Мы уже говорили, «амбидекстрия», что это означает. Имеется в виду, обе руки могут выполнять одинаковые функции. Причем любые действия быстро и эффективно.)

У некоторых людей такая способность остается после рождения и сохраняется всю жизнь. Но чаще всего она пропадает еще в детстве. Обычно акцент делается на правой руке. Однако есть не только врожденная, но и приобретенная амбидекстрия. При желании ее можно развить специальными тренировками.

Например, медленно прописывать алфавит рукой, которая разработана хуже. Обратить внимание на то, какие детали при этом занятии получаются плохо, и сделать на этом акцент. Потом начать писать слова, словосочетания и тексты. Делать все нужно медленно, торопиться нельзя. Развить амбидекстрию можно, если стараться делать все действия не ведущей рукой, а той, что разработана хуже.

Определение понятия

Амбидекстр — что это такое? Есть такое понятие – «ведущая рука». Это значит, что у человека одна рука функционирует более активно.

Во всем мире значительно больше правшей: людей, которые пишут, режут, едят и делают много других действий именно правой рукой.

Меньше левшей, хотя не так мало, как это фиксирует статистика: огромное количество левшей просто переучено на более «удобных» для системы образования правшей.

А есть и такие люди, у которых нельзя выделить эту самую «ведущую руку». Они одинаково хорошо справляются с основными действиями и правой, и левой рукой. Вот именно их и называют амбидекстрами.

Амбидекстры:

  • отличаются тем, что функционирование обеих рук у них развито одинаково;
  • скорость и точность действий, выполняемой обеими руками, идентичны;
  • могут быть с врожденными способностями, или приобретенными способностями к равнозначному функционированию рук.

Важный момент: ведущая рука – это только заметное следствие большей развитости определенного полушария мозга.

У правшей более развито левое полушарие (логическое), у левшей, соответственно, правое (интуитивно-чувствующее). Следовательно, у амбидекстров одинаково, гармонично развиты оба полушария.

Кто такой амбидекстр? Узнайте из видео:

Невроз навязчивых состояний

Люди, которые страдают неврозом навязчивых состояний, чаще всего оказываются амбидекстрами. У них очень критичное отношение к собственной персоне, акцент ставится на абстрактном мышлении. По этим признакам уже можно сказать, что в левом полушарии головного мозга накопилась усталость.

Работать одновременно при этом хорошо оба не могут. Одно из полушарий головного мозга непременно будет переутомляться. И, на первый взгляд, можно предположить, что такой человек всегда будет плаксивым и неудачником по жизни. Но есть яркие примеры, что это далеко не так.

Стоить вспомнить Леонардо да Винчи, составителя словаря Владимира Даля и многих других известных людей. Все они были амбидекстрами. Но это не помешало их карьере и жизни. Они стали знаменитостями, которых будут помнить веками.

Что делать с ребёнком-амбидекстром

Родители и воспитатели часто совершают ошибки при работе с амбидекстром. Главная ошибка – это давление на ребёнка в целях выбора одной ведомой руки. Делать этого не следует, наоборот, данное качество лучше развивать и поощрять.

Такие дети более активны, однако учебный материал они усваивают быстрее других, поэтому их следует нагружать дополнительными полезными задачами. Гиперреактивность ребёнка следует направлять в нужное полезное русло, чтобы это принесло пользу, иначе малыш заскучает и начнёт капризничать. Капризы у амбидекстров более активны и ярче, чем у обычных детей.

Нервная система амбидекстров быстрее устаёт, поэтому при работе с такими детьми рекомендует чаще менять их деятельность, чтобы они отдыхали.

Кроме этого, не следует повышать голос и проявлять грубость к такому ребёнку. Они воспримут это более близко, чем любой другой. Лишь благодаря спокойному тону можно войти в доверие к малышу-амбидекстру и сотрудничать с ним.

Упражнения и советы для тренировки амбидекстрии

Чтобы одинаково хорошо владеть обеими руками, необходимо знать, как тренировать амбидекстрию. Это довольно просто. Обычно у человека есть ведущая рука (часто правая). В этом случае необходимо нагружать работой, которую она обычно выполняет, левую. Причем стараться делать все именно этой рукой. Но есть ведь и люди-левши. В этом случае нагружается правая рука.

На прогулках лучше менять привычные маршруты и ходить в противоположном направлении. Начинать писать той рукой, которая развита меньше. Как развить амбидекстрию при помощи упражнений? Есть простое, но очень эффективное, рассчитанное на пятнадцать минут.

Берется листок бумаги и два карандаша. В течение пятнадцати минут одновременно обеими руками рисуются разные геометрические фигуры. Например, левой – квадрат, а правой – ромб. Как только это станет получаться хорошо, нужно усложнить упражнение. Можно начать рисовать разные сложные фигурки и т. д.

Значение слова

Слово понятие имеет латинские корни. Частица ambi – переводится, как «оба», а dexter – «правая сторона». То есть, дословно это человек с обеими правыми руками.

Сравнение с навыками праворуких обусловлено статистикой – их намного больше, чем левшей. Международная группа учёных под руководством Мариетты Пападату-Пастоу из Афинского национального университета установила, что на долю левшей приходится только 10,6%. Исследование охватило более двух миллионов человек в возрасте 16 лет с разным уровнем образования и гражданством.

Проблемы в детском саду и школе

Глобальная проблема только одна: это борьба с системой. Родители, умные и информационно подкованные, вполне могут создать ту среду, которая позволит ребенку развиваться в обоих направлениях, проявлять свои способности.

Но в школе и саду ребенка могут «ломать», потому как ему, возможно, необходим будет особый подход, а системное обучение не предполагает такого.

Потому для ребенка-амбидекстра важно:

  • чтобы педагоги учитывали их гиперактивность, превращая видимый недостаток в неоспоримое достоинство;
  • понимать, что он значим, что его видят – ему нужно давать общественные поручения, усложнять обычные задания, отмечать успехи;
  • чтобы педагог эмоционально поддерживал ребенка – сохранял его психологическую уравновешенность.

Самое главное – исключить всякое давление в выборе ведущей руки, а также способа достижения результата.

Переучивать, если ребенок уже чему-то научился, это однозначно вредно для ребенка, это огромная нагрузка на его мозг.

Что делать, если ребенок амбидекстр? Комментарий специалиста:

Известные знаменитости-амбидекстеры

Наиболее известен, наверное, в этой области – Гай Юлий Цезарь.

Для мужчин вообще редка многозадачность, их психика, скорее, одноканальна, они могут делать много дел, но только поочередно. И такие личности, как римский император, являются исключениями.

Также среди знаменитых амбидекстров есть:

  1. Мария Шарапова. Звезда большого спорта успешно играет и правой, и левой рукой. Возможно, эти уникальные способности и позволили Маше добиться таких вершин.
  2. Никола Тесла. Этот нобелевский лауреат также является амбидекстром. Кто знает, может развитость обеих полушарий и привела к его революционным исследованиям магнитного поля и переменного тока.
  3. Том Круз. Популярнейший актер тоже является амбидекстром: возможно, этим можно объяснить тот факт, что Тому Крузу так здорово удается перевоплощаться в кардинально разных персонажей.
  4. Тиль Линдеманн. Это известный мультиинструменталист, звезда немецкой группы «Rammstein». К слову, в активе Тиля овладение сразу несколькими профессиями, что еще раз подчеркивает особые преимущества этого психологического явления.

Конечно, амбидекстров в мире не так много. Эти люди интересны исследователям, ученым и психологами, и просто обывателю.

Потому нередко такие уникумы становятся героями захватывающих сериалов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]