Особенности семейного воспитания. Плюсы и минусы разных стилей воспитания детей

Каждый родитель самостоятельно или на подсознательном уровне выбирает определенный стиль воспитания детей. Выбор стиля зависит от многих факторов, среди которых атмосфера, царящая в семье, возраст родителей, характер ребенка и многие другие. Условно все стили воспитания разделены на 4 вида – особенности каждого из них мы рассмотрим прямо сейчас.

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.

Стиль семейного воспитания — это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

{module [57]}

Почему нельзя рукоприкладствовать

  1. Ребенок слабее. Самооценка малыша страдает. Даже если он начнет слушаться, это не прибавит ему счастья.
  2. Маленький человек начинает всего бояться, перестает доверять взрослым. Кому же еще доверять, как не родителям?
  3. Воспитываемые таким методом легко попадают в плохие компании. Не находя любви у семьи, чувствуют себя более уютно с «добрыми» ребятами, которые делятся сигареткой, а потом «колесиком».
  4. Неуверенность в себе приводит к последующей гиперкомпенсации. Стараясь чего-то добиться, битый в детстве пойдет «по трупам».

Авторитарный стиль семейного воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.

Влияние авторитарного стиля воспитания на поведение подростков

По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя.

Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей.

Неограниченная свобода и безразличие

Эти два понятия характеризуют, соответственно, либеральный и индифферентный (или попустительский) стили воспитания.

Для первого характерны:

  • низкий уровень требовательности;
  • отсутствие запретов и ограничений;
  • привычка баловать детей.

Дети раннего возраста в таких семьях весьма подвержены стрессам. Они не готовы к новым обстоятельствам, не знают слова «нет», отвечают непослушанием на любые запреты. Если вы узнали в этом описании свою модель отношений с детьми, ситуацию нужно исправлять. Успешно противостоять стрессам, осознавать себя частью коллектива, приучиться выполнять требования взрослых помогают занятия ментальной арифметикой. Все названное происходит параллельно со скачком интеллектуального развития.

Ссылаясь на занятость, усталость на работе, некоторые родители предоставляют ребёнка самому себе. Им безразличны успехи или провалы в учебе, неинтересны спортивные достижения, круг общения детей и прочее. Мальчики и девочки в таких семьях остро чувствуют ненужность, у них формируется заниженная самооценка, негативное отношение к окружающим, замкнутость.

Либерально — попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», «Нельзя», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно», что «неправильно». Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют через чур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Каким вырастит ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием. Что в свою очередь приведет к не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.

Интересные статьи:

ПОВЕДЕНИЕ: степень влияния наследственности и воспитания на агрессивное поведение детей и взрослых.

Если ребенок кусается: причины, что делать, как отучить его от кусания, мнение психолога — видео.

Причины выпадения волос у женщин — средства лечения: причины, профилактика, лечение, как вернуть волосы.

Поведение родителей

Если говорить простыми словами, то поведение родителей можно разделить на 2 варианта:

  1. Я так сказал, значит так оно и будет.
  2. Я родитель, я взрослый, значит, я прав.

То есть родители не идут на компромиссы, заставляя ребенка выполнять свои требования от и до. Их частые фразы: «ты должен», «ты идиот», «ты обязан», «ты лентяй, тупой, дурак» и т. д.

Как правило, такие родители наказывают ребенка за каждый проступок, чаще всего прибегая к физическому наказанию. Любое проявление инициативы наказуемо. Желания и просьбы не слышатся и полностью игнорируются.

Гиперопекающий стиль семейного воспитания

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.

Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Каким вырастит ребенок при гиперопекающем стиле семейного воспитания

Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации.

Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, всегда будет бояться сделать что-то не так, ошибиться.

Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными.

Гиперопека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них.

Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания — формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастают «маменькиными сынками».

Определение термина

Авторитарное воспитание — это концепция педагогических действий, направленных на полное и беспрекословное подчинение воспитанника (ребенка, ученика, студента) воспитателю (родителю, няне, преподавателю и т. д.). У этого стиля есть и плюсы, и минусы.

Происходит понятие от латинского слова auctoritas — авторитет, уважение, власть или влияние. Течение зародилось еще в античную эпоху.

То есть авторитарное воспитание — это такой метод влияния, с помощью которого взрослый подчиняет полностью себе ребенка. Он развивает в нем безынициативность, подавляет его самостоятельность, препятствует выражению индивидуальности.

Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе.

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

Каким вырастит ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания

Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.

Подростки часто имеют проблемы с законом.

Рекомендации

  • Детям необходима душевная теплота. Не бойтесь проявлять теплые чувства, почаще беседуйте, интересуйтесь мнением собеседника.
  • Распределите семейные обязанности. У младших членов должны быть свои поручения.
  • Нужно, чтобы даваемые вами инструкции выглядели предложением, а не сухим приказом. Любое общение должно быть доверительным, эмоциональным.
  • Система запретов и наказаний обсуждается и понимается заранее. Любые порицания не адресуются личности. Ребенок никогда не плохой. Он поступил неправильно, взрослый объясняет, почему это нехорошо.
  • Подросток имеет право на выбор друзей, одежды, родители не вмешиваются в телефонные разговоры и выбор музыки для прослушивания.
  • О старых прегрешениях забывайте, всегда говорите о сегодняшнем состоянии, объясняйте, почему вы расстроены, не давите, не унижайте физически.
  • Любите свое дитя, не стесняйтесь проявлять это чувство, будьте искренни, старайтесь проявлять инициативу.

Хаотический стиль семейного воспитания

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.

Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Каким вырастит ребенок при хаотичном стиле воспитания

Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений.

Реальные примеры

Наиболее ярким примером ребенка, получившим авторитарное воспитание, является сам Адольф Гитлер. Его отец, уйдя в отставку со службы таможенника, оставил о себе нелестные отзывы, его характеризуют, как очень конфликтного и высокомерного человека.

Его тиранические наклонности заставили старшего сына, брата Гитлера, сбежать из дома. Сам же Адольф закончил с отличием школу в Ламбахе.

После бегства сына отец Адольфа стал муштровать его, что привело Гитлера к тем же мыслям о побеге, как и брата, но он не стал этого делать.

Однако свою ярость и борцовские черты он направил на формирования себя, как лидера. Уже в школе он сильно отличался от одноклассников, что видно даже по фотографиям. И, как говорил один из них, Гитлер был спокойным фанатиком.

Тиранический метод воспитания сказался на дальнейшей судьбе немецкого подростка, который в дальнейшем стал одним из самых ярких мировых диктаторов, погубившим миллионы человеческих жизней.

Еще одним мальчиком, который воспитывался в таком режиме, стал опять-таки немец. Это был Ганс Мюллер. Несмотря на то, что он был единственным ребенком в семье, держали его родители в строгой дисциплине. Любое нарушение правил каралось физически.

Авторитарное воспитание ребенка сделало его абсолютно неуверенным в себе, безынициативным, конфликтным, с заниженной самооценкой и очень враждебным. Четко проявлялись склонности к насилию.

По приказу родителей Ганс вступил в вооруженные силы нацисткой Германии и в национальную-социалистическую партию. В возрасте 25 лет его приняли в специальное подразделение, которое отвечало за охрану концлагерей «Мертвая голова».

Когда советская армия освободила Освенцим, к ним в руки попала вся документация, где были подробно описаны все злодеяния и ужасы, которые вытворял с пленными Г. Мюллер.

Демократический стиль семейного воспитания

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка.

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.

Каким вырастит ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания

Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.

Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь.

Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.

Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Какой бы из вышеперечисленных стилей вы не избрали, воспитывая, учитывайте тип темперамента ребенка.

Мы описали основные стили семейного воспитания, но практика в Центре психологической помощи семье позволяет выделить еще ряд типов неадекватного отношения матери к ребенку.

Воспитанность

Воспитанность – результат воспитания. Она проявляется внешне (выполнение норм и правил поведения) и внутренне (моральные установки и мотивы, нравственный выбор). Можно выделить два уровня воспитанности ребенка.

Высокий уровень

Большой запас нравственных знаний (отношение к себе, труду, другому человеку, обществу). Согласованность знаний с убеждениями и мотивами. Единство убеждений и действий. Единое личностное мировоззрение. Развитая сила воли, способность к целеполаганию. Доведение дела до конца, несмотря на трудности. Человек уверен в себе, преобладают положительные эмоции и чувства.

Низкий уровень

Неоднозначные представления о том, что нравственно, а что безнравственно. Личные мотивы расходятся с общественными нормами поведения. Нравственные знания и убеждения рассогласованные. Целеполагание «хромает»: цели нереальные или ситуативные, легко разрушаются при малейших трудностях. Человек тревожен и не уверен в себе, преобладают отрицательные эмоции и чувства.

Стили семейного воспитания и их характеристика по типу «материнского» отношения к ребенку:

Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу

Мать требует от подростка постоянного внимания к себе, заботы. Мать постоянно вмешивается в личную жизнь сына, ограничивает контакты со сверстниками и сверстницами, стремиться быть в курсе его личной и интимной жизни. От матери часто можно услышать недовольство по поводу того, что сын стремится отдалиться от неё, избегает общения. В менее грубой форме подростку присваивается роль «главы семьи».

Гиперопека и симбиоз

У матери наблюдается стойкое желание удержать, привязать ребёнка к себе, ограничить его самостоятельность из-за страха возможного несчастья с ребёнком в будущем. В психологии подобное отношение называется комплексом «умной Эльзы». Мать преуменьшает реальные возможности и способности ребенка, что приводит к ограничением и максимальному контролю, желанию сделать всё за ребенка, чтобы оградить его от мнимых несчастий в будущем.

Воспитательный контроль посредством лишения любви

Характеризуется подобный стиль воспитания в демонстрации ребёнку или подростку отношения «Что он не нужен такой, мама его не любит таким» при любом нежелательном поведении, непослушании, недостаточную, по мнению родителей, школьную успеваемость, навыки и достижения.

Свое недовольство родители как правило прямо не выражают, не проговаривают, не пытаются объяснить ребенку, почему он сделал что-то не так. Родители просто перестают разговаривать с ребёнком, игнорируют, говорят о нем в третьем лице.

У гипертимных подростков подобное отношение к нему родителей порождает бессильное чувство гнева и ярости, вспышки агрессии. Подросток подобным поведением хочет доказать свое существование, внедриться напролом в семейное «Мы». Родитель из-за чувства страха перед агрессией идет на мировую, либо путем ответной агрессии (оплевух, побоев) пытается преодолеть созданную им стену отчуждения.

Гипертимность — это стойкое приподнятое настроение, жизнерадостность, сопровождающееся личной и профессиональной активностью, повышенной социализацией.

У сензитивных детей или подростков подобное отношение родителей формирует глубокое чувство одиночества, собственной ненужности. Чтобы вернуть любовь родителей ребёнок вынужден ограничивать собственную индивидуальность, поступаться чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Таким образом родители добиваются послушания путем обесценивания личности ребенка.

Воспитательный контроль, путем вызывния чувства вины

На ребёнка, нарушившего запрет навешивается родителями ярлык «неблагодарный», «доставляющий любимой маме столько огорчений», «предавший родительскую любовь» и т.п. В будущем подросток под постоянным страхом оказаться виноватым перед неблагополучием родителей вынужден сковывать собственную самостоятельность и инициативу.

Характеристика

Авторитарный стиль характеризуется, как уже упоминалось выше, жесткостью. Он включает в себя такие инструменты воспитания, как принуждение, приказы, угрозы, критика и прочие манипуляции, которые способны вызвать чувства страха, стыда и обязательно вины.

Конечной целью является послушание. Чтобы он понял, как он не прав и не совершенен, в отличие от его родителя.

Соответственно, чтобы испытывал за это стыд и вину, которые будут стимулировать его соответствовать ожиданиям «любящих» его людей. Которые считают, что он просто лишён воли и способности принимать решения. Не в состоянии управлять своей деятельностью и делать выборы.

Насилие бывает не только физическим, порой наиболее сложным, вызывающим глубокие психологические травмы является непосредственно моральное. Чтобы покалечить другого человека, не обязательно его бить, можно просто лишить его воли и постоянно подвергать критике.

4.Индифферентный

Самый катастрофичный вид воспитания — отсутствие требований + игнорирование потребностей

По существу, это дети-одиночки. Родителям вообще нет до них никакого дела, и они всячески уклоняются от воспитания. Часто — это матери в депрессии, или родители, которые не очень хотели детей, и им неинтересно с ними заниматься. Дети их раздражают, поэтому они не интересуются их потребностями, чувствами и желаниями, иногда наказывают, но не с целью показать правильное и неправильное поведение, установить границы, а из-за собственных сиюминутных эмоций.

Заключительные выводы

Метод такого воспитания может привести к необратимым, пагубным последствиям для ребенка. То насилие и давление, которое родители оказывают на свое чадо, возможно навсегда лишат их спокойной старости. И, к сожалению, кружку воды подать будет некому.

Поэтому выбирая, как воспитывать ребенка, стоит сохранять равновесие и одинаково часто и хвалить, и воспитывать в нем дисциплину. Малыш должен чувствовать поддержку и любовь родителей, тогда только из него получится успешный и добрый человек.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]