Подбор типов задач для детей с разной сенсорно-перцептивной модальностью. консультация на тему

Один из важнейших источников познания окружающего мира – его изучение при помощи органов чувств. Научное название этого явления – перцепция. Известно, что основы перцепции, то есть чувственного восприятия, закладываются у человека еще в то время, когда он находится в материнской утробе. С возрастом перцепция начинает играть все большую роль в мировоззрении и формировании картины мира.

Чувственное восприятие мира помогает людям правильно оценивать обстановку

Перцепция в психологии

Перцепция это в психологии отношение человека к миру, которое формируется под влиянием информации, получаемой извне через основные органы чувств. В переводе с латыни это слово означает «восприятие». Противоположное понятие – апперцепция. Человеку необходимо правильно воспринимать мир, потому что перцепция:

  • помогает выработать правильное отношение к людям;
  • способствует активизации когнитивной функции мозга;
  • способствует эффективной коммуникации;
  • дает возможность правильно оценить себя и окружающих.

Данное понятие – одно из самых исследованных в теоретической и практической психологии. Навыки восприятия формируются с раннего детства, поэтому родители должны давать ребенку как можно больше информации, которую можно познавать органами чувств. Это могут быть музыка и различные звуки, красивые изображения, игрушки для развития тактильных навыков.

Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения

Перцепция – термин, обозначающий понимание и принятие другого человека. Как видно, он тесно переплетается с множеством стереотипов, навязанных обществом. В процессе общения они появляются под влиянием 3 факторов:

  1. Превосходство. Сильнее всего заметно, если собеседники имеют разный статус, материальное положение, интеллектуальные способности. Вы можете либо переоценить человека, либо, наоборот, недооценить его.
  2. Привлекательность. В любом случае на перцепцию влияет симпатия или антипатия. Красивым людям всегда приписывается больше положительных качеств.
  3. Отношение к нам. Тех людей, которые хорошо к вам относятся, вы, скорее всего, всегда будете воспринимать позитивно.

Эти факторы социальной перцепции искажают представление о человеке, мешают созданию его объективной оценки. Кроме стереотипов, нарушить механизм перцепции могут некоторые барьеры:

  1. Использование в речи жаргона, неизвестных слов, терминов, понятий.
  2. Боязнь выражать свои чувства и эмоции.
  3. Отсутствие интереса к обсуждаемой теме.
  4. Несовпадение во мнениях.
  5. Наличие физических проблем, например, нарушений слуха или речи.
  6. Невозможность понять и оценить поведение собеседника из-за общения по телефону или через интернет.
  7. Языковые различия.
  8. Нежелание принимать услышанное.
  9. Отличия в культуре и мировоззрении в целом.

Убрать эти барьеры при перцепции практически невозможно, поскольку человек осознает информацию, только пропустив ее через несколько своих «фильтров». Поэтому в процессе разговора вам нужно выделить, а потом передать суть так, чтобы собеседник смог правильно ее расшифровать. Ответственность за это лежит на перцептивной стороне общения. Поняв внутренний мир оппонента, вы сможете выбрать правильную модель поведения. Их 4:

  1. Гуманистическая. Между вами и оппонентом возник взаимный интерес, проявляется эмпатия.
  2. Манипулятивная. Вы пытаетесь навязать свою точку зрения, позицию. Подобные поступки не всегда имеют положительные последствия.
  3. Ритуальная. Ваше поведение учитывает культурные традиции собеседника.

Еще одна модель поведения носит название трансакционного анализа. Это способ взаимодействия, учитывающий роль каждого участника разговора. Таких ролей всего 3:

  • «родитель» рассказывает, как нужно себя вести;
  • «взрослый» рассказывает, как сочетать желания и обязанности;
  • «ребенок» руководствуется эмоциями.

Если и у вас, и у вашего собеседника эти роли совпадают, будьте уверены, что информация воспримется правильно.

Определение, плюсы и минусы

Рефлексия — что это в психологии, определение

Человек перцептивный – это остро чувствующая личность. У такого состояния психики есть свои достоинства и недостатки. Как и имя существительное, слово перцептивный от латинского perceptio произошло, что означает восприятие. Основной минус человека с обостренными чувствами – то, что даже самый незначительный звуковой, зрительный или тактильный раздражитель может вывести его из равновесия. Плюсы – в том, что такой индивид может легко найти общий язык с любым человеком, а также отличается большой восприимчивостью к разным видам и жанрам искусства. Родители и педагоги должны максимально использовать эти качества ребенка и развивать их. Обычно такие личности с детства отличаются одаренностью и талантом в какой-либо отдельной сфере деятельности.

Виды перцепции

В психологии перцептивный это связанный с восприятием. Перцептивные действия это поступки, направленные на чувственное познание окружающего мира. Они могут иметь разный характер, в зависимости от вида восприятия. Специалисты выделяют три разновидности чувственного познания окружающего мира:

  • познание с помощью зрения;
  • познание с помощью слуха;
  • формирование картины мира при помощи тактильных ощущений.

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение

Зная ведущий вид чувственного восприятия пациента, психолог сможет легко найти к нему индивидуальный подход. Для этого необходимо максимально задействовать именно ту перцептивную сферу, к которой наиболее чувствителен конкретный человек, используя исключительно слуховые, визуальные или тактильные стимулы, раздражители. Сделать это несложно, в современной практической психологии есть много способов активизировать работу различных органов чувств.

Интересно. Люди, у которых одинаково хорошо развиты все разновидности чувственного восприятия, встречаются крайне редко. Чаще всего лидирует один какой-то вид (например, зрительный), остальные типы отходят на второй план. Человек, у которого совсем не развита перцепция, – также очень редкое явление.

Зрительная

Человек, у которого обостренное зрительное восприятие мира, особенно живо реагирует на любые зрительные стимулы и раздражители. Как правило, такие люди интересуются живописью, любят рассматривать картины, отличаются прекрасной зрительной памятью и запоминают людей по лицам.

Слуховая

Личность, у которой наиболее развит слуховой метод познания окружающего мира, часто обладает абсолютным слухом и с легкостью воспроизводит любую услышанную интонацию. Такие люди часто связывают свою жизнь с музыкой. Основной минус – повышенная чувствительность к громким и негармоничным звукам.

Восприятие звуков играет важную роль в формировании картины мира

Осязательная

Есть люди, которым для запоминания информации надо обязательно потрогать объект руками, пощупать его и запомнить свои тактильные ощущения. В этом случае можно говорить об обостренном чувстве осязания. Этот вид перцепции особенно сильно развивается в раннем детстве, поэтому упражнения с детьми на совершенствование мелкой моторики оказывают самое благотворное влияние на память и интеллект.

Родителям на заметку

Формирование системы перцептивных действий у ребенка — забота в первую очередь родителей. Во-первых, им надо пристально следить за здоровьем органов чувств малыша, иначе их недостаточное функционирование затруднит восприятие особенностей объектов познания. Во-вторых, не следует полагаться только на воспитателей и учителей: развитие перцептивных действий — это одна из целей семейного воспитания на ранних стадиях жизни ребенка. Для этого надо помогать ему всесторонне обследовать предметы (как звучит, как устроен, из каких частей состоит, каков на ощупь, на вкус и запах), учить действиям с ним, обогащать словарь за счет существительных (что это?), прилагательных (какой?), глаголов (что делает?).

Детям следует показывать картинки и приемы рисования, лепки, конструирования, упражнять в сравнивании предметов по разным параметрам.

Основной метод обучения детей младшего и раннего возраста — игровой. Дети любят совместные игры и занятия с родителями. Эмоциональное предметное общение с ними стимулирует у ребенка развитие перцептивных действий.

Социальная перцепция

Социальная перцептивность – это восприятие другого человека через призму конкретных социальных установок и стереотипов. Оно далеко не всегда бывает адекватным. Действия перцептивные – это широкое понятие, в которое, в частности, входит оценка окружающих, ориентируясь на существующие в обществе нормы.

Умения перцептивные в социальном плане – это навыки, позволяющие правильно воспринимать окружающих. Они пригодятся и педагогу, и социальному работнику, и сотруднику психологической службы. Овладеть сутью этих умений очень важно. Для этого необходимо:

  • внимательно относиться к окружающим;
  • стараться замечать важные детали;
  • воспринимать внешний и внутренний мир человека как одно целое.

Все это поможет создать правильное преставление о других людях, составе их психики.

Понять другого человека поможет интенсивное общение

Механизмы социальной перцепции

Основными механизмами социальной перцепции являются:

  • мышление при помощи стереотипов:
  • рефлексивные механизмы;
  • эмпатия (проектировочная способность переносить на себя чувства других);
  • идентификация человека с каким-либо типом личности.

При помощи данных механизмов индивид видит окружающих в том или ином свете.

Эффекты социальной перцепции

Социальное восприятие, в отличие от физического, может характеризоваться отношением человека к окружающему миру и другим людям. Значение этого эффекта нельзя недооценивать, так как именно от правильной перцепции во многом зависит простая или сложная социальная адаптация индивида. Также данное явление непосредственно влияет на характер человека и его уровень общительности, открытости.

Природа процесса восприятия

Внешняя среда и отдельные ее предметы, явления воздействуют на органы чувств через анализаторы. Их комплексное взаимодействие обеспечивает поступление информации в мозговые центры и ее обработку.

Сложный анализ и синтез внешних данных обеспечивают создание целостного образа: определяются внешние и скрытые, внутренние, свойства и качества объекта. То есть, формируется ряд его характеристик.

Процесс восприятия одного и того же объекта уникален, как и его мысленный образ, поскольку они зависят от индивидуальных психических и физиологических особенностей человека. Жизненные принципы, воззрения, мотивы, интересы, предпочтения как результаты воспитания и образа жизни непременно определяют оценку свойств и качеств объекта. Например, одно и то же произведение искусства может эмоционально оцениваться разными созерцателями как «поразительно прекрасное» и… «омерзительное».

Проявления в отношениях с окружающими

У всех людей разные перцептивные способности. Это зависит, в частности, от генетики и культуры. Также это качество можно развить, что особенно важно для людей, чья работа связана с общением, педагогической деятельностью. Например, способности перцептивные педагога – это умения наблюдения, найти индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от его успеваемости, характера, национальности. В отношениях с окружающими перцептивные личности демонстрируют высокий уровень эмпатии – эмоционального сопереживания собеседнику.

Человек с высоким уровнем развития чувственного восприятия легко находит общий язык с окружающими

Структура перцептивного действия

Любой процесс состоит из отдельных операций — действий. От того, в правильной ли последовательности они выстроены и выполняются ли без ошибок, зависит качество его результата.

Процесс восприятия включает ряд перцептивных действий, это связано с тем, что человеку необходимо:

  • Сознательно выделить значимую для него информацию из множества поступающей через чувственные каналы.
  • Преобразовать ее в соответствии с собственными задачами деятельности.

Перцептивное действие — это несколько операций по преобразованию сенсорной информации.

Обнаружение — определяется наличие познавательного стимула.

Различение — формируется перцептивный эталон.

Далее происходит опознавательный процесс на основе таких действий как сличение и идентификация. Поступивший образ сравнивается с имеющимся в памяти и относится к определенному классу объектов, то есть происходит его категоризация.

Овладение перцептивными действиями — это весьма сложный для человека и длительный процесс, требующий специального обучения.

Гендерные особенности перцепции

Среди женщин перцептивных личностей больше, чем среди мужчин. Поэтому женщины более успешны в педагогике. Эту особенность необходимо иметь в виду при построении благоприятного психологического климата в коллективе. У мужчин, по сравнению с дамами, лучше развиты тактильное восприятие мира и познание через осязательный опыт.

Интересно. В России существует поговорка о том, что женщина любит при помощи ушей, а мужчина – при помощи глаз. Это в кратком виде значит, что представительницы сильного пола лучше всего воспринимают вербальную информацию (например, комплименты), а джентльмены – типичные визуалы.

Известно, что внутреннюю перцепцию, полезную в межличностных отношениях, как и интуицию, можно развить при помощи специальных тренингов и духовных практик, а также преподавателя-психолога. Во время некоторых психологических упражнений, особенно в молодом или детском возрасте, например, у дошкольников, основные органы чувств начинают острее воспринимать окружающий мир. В такие моменты обучения перцепция становится ведущим источником познания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]