Значение перцепции
Проводниками, посредниками между человеком и внешним миром являются органы чувств. Именно они (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые) обеспечивают целостное восприятие окружающего, получая на рецепторные поверхности сигналы-раздражители. В результате человек получает полное представление о предметах и явлениях, их свойствах и качествах, и строит свои «отношения» с ними.
Вам будет интересно:Измерение сопротивления изоляции электродвигателя
Кроме ощущений, восприятие мира обеспечивают мышление, речь, память, поэтому перцептивная деятельность индивидуума — сложный совокупный процесс, зависящий от многих индивидуальных свойств его психики.
Аспекты
Изначально перцептивный аспект проявляется в визуальном восприятии собеседника. С точки зрения физиогномики существует определенная связь между чертами лица человека и его психологическими характеристиками, особенностями поведения.
Общаясь с оппонентом, мы подсознательно или осознанно анализируем его внешность и строим первые предположения относительно его личности.
Далее устанавливается определенное эмоциональное взаимодействие. Если разговор носит негативный характер, то, как правило, формируется отрицательное восприятие личности оппонента.
Если же беседа окрашена в позитивные тона, то и расположение к человеку появляется с большей вероятностью.
Именно здесь кроется основная проблема перцептивного аспекта , при первичном знакомстве мы можем делать неправильные выводы о личности партнера лишь на основании сложившегося мимолетного впечатления.
Достоверное восприятие другого субъекта возможно только в результате тщательного наблюдения за ним.
Во время коммуникации происходит наблюдение за словами, жестами, манерами, мимикой оппонента.
Полученная вербальная, невербальная информация позволяет сделать выводы и прийти к пониманию личности человека.
Свойства перцепции
Вам будет интересно:Психология. Рассудительность — это…
Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА
Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.
Восприятие обеспечивает работу разных психических процессов.
Восприятие предмета как конкретного образа независимо от его расположения обеспечивает такое свойство перцепции как предметность.
Одновременно с восприятием образа (натурального или, к примеру, нарисованного) воспроизводятся в сознании и его свойства.
- Такое свойство как целостность выражается в том, что объект узнается независимо от того, все ли его части присутствуют, искажены они, или их расположение в объекте неправильное.
- Осмысленность перцепции при нормальном функционировании психики человека прослеживается в том, что наблюдаемый объект соотносится с конкретным классом, категорией (классифицируется).
- Наблюдаемые объекты (или ситуации) воспринимаются как не измененные, даже если меняются условия их демонстрации. Так, например, ощупывая предмет в полной темноте, человек может правильно определить, что это, назвать его основные характеристики. Это свойство перцептивной деятельности называется константностью.
- Такое свойство перцепции, как структурность, позволяет воспринимать окружающее достоверно, даже если не подключаются ощущения. Выражение «стеклянная гладь озера» рисует конкретный образ идеально гладкой, блестящей, голубовато-зеленоватой поверхности водоема.
- Индивидуальное состояние психики обязательно оказывает влияние на восприятие: грозовая погода кого-то восхищает, а кого-то безмерно пугает, порождает паническое состояние. Такое свойство восприятия называется апперцептивностью.
- Перцепция зависит от условий, в которых она происходит. Восприятие той же грозы в реальной обстановке и, например, при просмотре кинофильма будет происходить по-разному, в чем и проявляется такое свойство перцепции как контекстность.
Общая характеристика восприятия, перцептивный образ.
Общая характеристика восприятия, перцептивный образ.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств. Восприятие – активный процесс отражения окружающего мира, тесно связанный с деятельностью, выполняемой человеком. Важной составной частью восприятия являются движения: движения глаз, рассматривающих предмет; движение руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним; движения гортани, воспроизводящие слышащий звук, и т.д.
Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Наряду с ними существуют и общие закономерности восприятия: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность и обобщенность, избирательность, апперцепция.
Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п.
17 Основные свой-ва восприятия:Целостность восприятия – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое Константность – это относительное постоянство восприятия образа. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого и далекого расстояния будет различным. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. Благодаря предметности восприятия, объект воспринимается нами как отдельное физическое тело.Структурность восприятия – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Осмысленность восприятия определяется пониманием связи предметов и явлений через процесс мышления. Всё что мы воспринимаем, мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Узнать предмет – значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом.Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении объекта из фона. Апперцепция. Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Различают личностную и ситуативную апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от образованности, убеждений личности.Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются эмоции, установки и т. п. Так, например, ночью в лесу пень может быть воспринят человеком как фигура зверя и способствовать появлению у него соответствующих эмоций.
Классификация восприятия
В основу классификации восприятия положены следующие критерии:ведущий анализатор в восприятии;степень организации;направленность восприятия;форма отражения.В соответствии с тем, какой анализатор играет в данном восприятии ведущую роль, различают: зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные, вкусовые восприятия.Любое восприятие определено деятельностью не одного, а нескольких анализаторов. В зависимости от цели восприятия бывают преднамеренные и непреднамеренные.
Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с волевыми усилиями. Непреднамеренные восприятия – это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным.По степени организации восприятия могут быть организованными и неорганизованными.Организованное восприятие – это организованное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности. По направленности восприятия бывают внешненаправленными и внутренненаправленными.Внешненаправленное восприятие
– это восприятие предметов и явлений внешнего мира, а
внутренненаправленное – восприятие собственных мыслей и чувств.По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют: *восприятие пространства, предметов, явлений окружающего мира;*восприятие человека человеком;*восприятие времени;*восприятие движений.
22. восприятии пространства: линейная и воздушная перспективы.Существенное значение при восприятии пространства имеют линейная и воздушная перспективы.
При линейной перспективе удаляющиеся линии как бы сходятся у горизонта. Линейная перспектива усиливается ослаблением разницы между светом и тенью, а также выпадением отдельных мелких деталей.По законам линейной перспективы размеры предметов по мере их удаления уменьшаются. Воздушная перспектива предполагает различное восприятие объектов действительности в зависимости от того или иного состояния воздуха и характера источника освещения. Влияние характера источника освещения в воздушной перспективе представляется следующим образом. При удалении от наблюдателя освещенные поверхности темнеют, а затененные – бледнеют, становятся бледно-серым силуэтом. Наоборот, чем ближе они к наблюдателю, тем светотень контрастнее, освещенные поверхности кажутся светлее, а затененные – темнее.Пространственная перспектива определяется также по градиенту плотности. Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называют глазомером. Различают статический и динамический глазомеры.Статический глазомер – определение размеров неподвижных предметов с учетом их удаленности. Динамический глазомер – способность определять расстояние между движущимися объектами.
21. Восприятие величины, формы и объемности предметов
Восприятие величины, формы и объемности предметов обусловлено совместной деятельностью зрительных, мышечных и осязательных ощущений.Основой восприятиявеличины предметовявляются размеры объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза. Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение предмета, находящегося на далеком расстоянии, будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас.Восприятие формы – сложный процесс зрительного восприятия, при котором большое значение имеют движения глаз. При этом оптические данные обрабатываются мозгом в сочетании с данными глазодвигательных мышц глаз. При восприятии формы предмета существенно его взаимодействие с фоном.В то же время четкости восприятия содействует резкая очерченность контура объекта. Непосредственное восприятие формы предмета, его рельефа происходит путем осязания, в котором принимает участие кожный и двигательный анализаторы. В основе восприятия объемности предметов лежит бинокулярное зрение (видение с помощью двух глаз). При этом видении получаются два изображения на сетчатке левого и правого глаза. Одновременное видение предмета двумя глазами создает впечатление объемности воспринимаемого предмета. При значительном удалении от нас предметов, когда их изображения на обеих сетчатках теряют свои различия, мы не воспринимаем объемности предметов, а лишь мыслим их объемными на основании представлений, сохранившихся от рассматривания на близком расстоянии. При этом большое значение имеют законы перспективы и светотени. Известно, что на плоской картине, руководствуясь правилами перспективы и светотеней, можно изобразить предметы так, что они будут восприниматься как объемные.
23.Восприятие глубины достигается прежде всего с помощью бинокулярного зрения, т.е. видения двумя глазами. Восприятие удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика. При восприятии далеких предметов хрусталик становится плоским. При восприятии близких объектов кривизна его возрастает. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодацией.Правильно воспринимать расстояние до значительно удаленных от нас предметов с помощью лишь одного глаза мы не можем. Монокулярное зрение позволяет правильно оценивать расстояние только при удаленности от нас предметов на расстояние не больше 30 метров. Объясняется это тем, что аккомодация (т. е. изменение кривизны) хрусталика глаза, играющая главную роль при оценке расстояния при монокулярном зрении, обеспечивает ясное видение только на близком от нас расстоянии.В восприятии удаленности при расстояниях до предмета более 30 метров при бинокулярном зрении важную роль играет механизм конвергенции глаз.Мышечно-двигательные ощущения при конвергенции глаз позволяют нам судить о том, какие предметы ближе, какие дальше от нас. Процессы аккомодации и конвергенции происходят непроизвольно. Человек не думает о необходимости фокусировать изображение, этот процесс протекает автоматически. Он, как правило, не замечает того, что при переводе взгляда с близких объектов на дальние (или наоборот) в органе зрения происходят существенные изменения.Тем не менее эти изменения можно наблюдать на следующем простом опыте. Закройте один глаз, а другим смотрите вдаль, на линию горизонта, после чего поместите перед этим глазом на расстоянии 30–40 см карандаш или ручку. Если вы сосредоточите свое внимание на линии горизонта, то горизонт будет виден четко и ясно, а карандаш нерезко и расплывчато. При переводе же внимания на карандаш, четко будет виден карандаш, а горизонт при этом расплывается, будет нечетким.
24. Восприятие объектов:перцептивная деятельностьПриемы распознования образа:1)упрощение изображения2)создание конкурирующих образов3)создание образов,лишенных определенного смысла.Одна из основных чер всех явлений восприятия это тенденция к избирательному выделению и организация данных,получаемых органами чувств.При интерпритации зрительной информации мы выделяем в качестве единиц любые группировки, каждая из которых обладает отличительной особенностью. Предотвратить организацию информации сложно.Интерпритация сенсорных даны регулируется следующими правилами:1)выделение признаков2)интерпритация признаков в целом. Выделение признаков объектов при интерпритации сенсорныхданных основано на:1)непрерывном движении глаз2)возниковении последовательных образов. Перцептивные задачи-требования которые предъявляет и воспринимает деятельноть.Воспринимать значит решить ту или иную перцептивную задачу. Чтобы перцептивная задача была решена нужно выполнить необходимые перцептивные действия. Перцептивные дейс-я явл-ся производным от практических дест-й.Перцептивные дейст-я – это основанные структурированные процессы,обеспечивающие построене предметного образа.Перцептивные дейст-я реализуют с помощью набора перцептивных операций.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ àДЕЙСТВИЯ àОПЕРАЦИЯ.Важным фактором развития у детей перцептивного образа явл-ся развитие сенсорных эталонов.Особое место в формировании перцептивного образа занимает формирование оперативных единиц восприятия. Оперативная единица восприятия – выделение в перцептивном поле единых предметов.Развитие восприятия связано со сменой единиц перцептивного образа. Опер. Един-ми постепенно стан-ся образы предметов.Благодаря этому возникает возможность одномоментного восприятия.
25. Восприятие человека человеком — понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственномобщении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики . Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности. Можно выделить четыре основных стратегии в восприятии другого человека:1. Аналитическая, при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (наличие очков — ученый);2. Эмоциональная, при которой непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности; 3. Перцептивно–ассоциативная, при которой приписываются свойства другого человека, внешне похожего; 4. Социально–ассоциативная, при которой приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.
26.Восприятие ВремениВосприятие времени-отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе В. в. лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В В. в. участвуют различные анализаторы, наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. И. М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память -памятью времени. Субъективное воспрятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта. Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в ретроспективном отчете соотношение м. б. обратным: время, проведенное в безделье и скуке, кажется короче, когда о нем вспоминают спустя некоторое время. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицат. — субъективно несколько растягивают временные интервалы. На культуральном уровне Л. Н. Гумилев выделил 7 типов отсчета времени и отношения к нему: атемпоральность, фенологический и циклический календари, живая хронология и линейный счет, квантование и релятивизация времени..В своих долголетних исследованиях сов. психолог Д. Г. Элькин показал, что у человека на протяжении его культурного развития происходит постепенное усвоение социальных эталонов длительности, составляющих систему временных шкал и мер. Такое опосредствование позволяет не только точнее оценивать различные интервалы, но и выходить далеко за пределы возможностей непосредственного В. в. Т. о., В. в. основывается, с одной стороны, на сигнальном значении временных характеристик собственных произвольных движений и ритмов непроизвольных вегетативных процессов («биологические часы»), как натуральных мерках, при посредстве которых осуществляется оценка времени; с др. стороны, на исторически развивающейся системе социальных эталонов и технических средств. См. Восприятия времени нарушения. (Б. М.)
27. Восприятие движения – это отражение изменения положения объекта в пространстве и во времени, т.е. его направленности и скорости. Оно является результатом одновременного отражения и объекта, и события. В настоящее время в психологии наибольшим признанием пользуются две гипотезы, объясняющие механизм восприятия движения:1. Восприятие движения обусловлено перемещением образов предметов на сетчатке глаза. Эта гипотеза лучше объясняет так называемое «реальное (физическое) движение», механизм которого основан на стробоскопическом эффекте. Отображение предмета возникает на сетчатке как перцептивном поле статичного глаза. Затем по сетчатке перемещаются образы движущихся предметов в соответствии с эффектом мультипликации.Однако указанная выше гипотеза не в состоянии объяснить, например, фи-феномен, т.е. эффект псевдодвижения М.Вертгеймера. Попеременные вспышки лампочек семафора воспринимаются нами как движущиеся огни. В данном случае подвижен глаз человека, а реальный предмет, напротив, статичен. Нельзя отличить реально движущийся объект от реально неподвижного объекта (иллюзия перемещения луны на фоне подвижных облаков).2. Восприятие движения является результатом движения глаз. Так, в эксперименте американского психолога Л.Мэтина испытуемым закапывали в глаза химическое вещество, вызывающее временный паралич глазных мышц. В результате подвижные объекты воспринимал статичный глаз, а у испытуемых возникал эффект «прыгающего мира».Исходя из этой гипотезы трудно объяснить спровоцированное движение, когда движущийся предмет вызывает движение другого – неподвижного – предмета. Например, иллюстрация теории относительности: движущийся поезд за окном и вы внутри неподвижного вагона.Можно также привести результаты исследования автокинетического (саморегулируемого) движения. Неподвижная светящаяся точка в темной комнате через некоторое время воспринимается испытуемыми как подвижная. При этом «наивный» испытуемый искренне верит, что светящаяся точка подвижна, тогда как она остаётся непожвижной.Видимо, особенности нашего восприятия в данном случае можно объяснить на основании закона «фигуры и фона». Движение возникает, если объект воспринимается как фигура относительно фона, создаваемого другим объектом. Поэтому имеет значение отражение расстояния между предметами (т.е. движение глаз) и его перемещение по сетчатке глаза (исчезновение автокинетического эффекта, когда мы фиксируем образ объекта на сетчатке
28. Апперцепция — влияние на восприятиепредметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин „апперцепция“ был введен Г. Лейбницем, который развел перцепцию, как смутную презентацию какого–либо содержания и апперцепцию как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания. После Г. Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. В. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия.Роль установокЭта роль особенно значительна при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Так, в эксперименте двум группам испытуемых студентов показывали фотографию одного и того же человека, но при этом одной группе было сказано, что это изображение опасного преступника, а второй группе, что это изображение известного ученого. В последующем словесном портрете объекта восприятия одни и те же его черты характеризовались по разному: в одном случае глубоко запавшие глаза свидетельствовали якобы о затаенной злобе, а в другом — о глубине мысли и т.п .Стереотипизация в одних случаях приводит к определенному упрощению процесса познания людьми друг друга. В иных случаях стереотипизация приводит к формированию предубеждения. Если восприятие человека строится на основе прошлого опыта, и опыт этот был негативным, то всякое последующее восприятие людей той же группы может окрашиваться неприязнью, нанося вред взаимодействию людей. Так, при обострении этнических конфликтов в современных условиях очень распространенными среди населения являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп, строятся предвзятые выводы относительно всей группы.
29. Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.Виды вниманияВ зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют:Непроизвольное внимание (пассивное)Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.Произвольное вниманиеВозникновение исторически связано с процессом труда.Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение. Послепроизвольное вниманиеВид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).Свойства внимания:Концентрация(Под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте)Объём(кол-во предметов кот.могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью)Устойчивость( противоположность ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания.) Переключаемость(изменение направления сознания с одного предмета на другой). Распределение(Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов)
35.Произвольное (преднамеренное) внимание активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Произвольное внимание зависит от состояния нервной и определяется мотивационными факторами: силой потребности, отношением к объекту познания и установкой. Этот вид внимания необходим для усвоения навыков, от него зависит работоспособность.Исходя из этого произвольное внимание отличают следующие характеристики:-Целенаправленность.
Произвольное внимание определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности
.-Организованность.
При произвольном внимании человек заранее готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на этот предмет, проявляет умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы
.-Повышенная устойчивость.
Преднамеренное внимание позволяет организовать работу на более или менее долгое время, оно связано с планированием этой работы.Произвольное внимание требует значительных энергозатрат, а поэтому при узкой направленности на один, особенно малосодержательный объект, быстрее утомляет человека, чем внимание непроизвольное.
30.Физиологические основы вниманияС физиологической точки зрения, внимание есть не что иное, как нервная деятельность определенного участка коры больших полушарии мозга, в данный момент и при данных условиях обладающего оптимальной (т. е. наилучшей при данных обстоятельствах) возбудимостью, тогда как остальные участки коры находятся в состоянии более или менее пониженной возбудимости.В участках коры с оптимальной возбудимостью легко образуются новые условнорефлекторные связи и успешно вырабатываются дифференцировки. Этим объясняется ясность и отчетливость сопровождаемых вниманием психических процессов. Участки коры с оптимальной возбудимостью являются творческим отделом больших полушарий мозга в данный момент. Они постоянно перемещаются по всему пространству больших полушарий в зависимости от получаемых в процессе данной деятельности раздражений. Соответственно изменяются в своих размерах и постоянно перемещаются в коре и участки с пониженной возбудимостью.Для объяснения физиологических механизмов внимания известное значение имеет выдвинутый А.А.Ухтомским принцип доминанты. В каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга имеется участок (очаг) с повышенной нервной возбудимостью, господствующий (доминирующий) над остальными частями коры. При некоторых условиях (оптимальная степень возбуждения) он усиливается за счет других нервных импульсов, обычно вызывающих иные реакции. Так, например, ритмически слабые звуки, при обычных условиях вызывающие ориентировочный рефлекс, при наличии доминантного очага, связанного с процессом чтения, способствуют его усилению и, таким образом, увеличивают концентрацию внимания. Однако при максимальной степени нервного возбуждения в доминирующем очаге побочные импульсы не только не содействуют его усилению, но вызывают в нем парабиотическое торможение и, таким образом, приводят к нарушению концентрации внимания.
31.Теории внимания в западной психологииМоторная (моторно-эмоционалъная) теория внимания Т. Рибо. полагал, что непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания. Внимание, по мнению французского психолога, это психологическая неподвижность, которая противоречит нормальному течению жизненных процессов.Э. Титченер ввел дополнительную метафору для объяснения феномена внимания – метафору волны. Тем самым он подчеркивал прерывный характер внимания, т.е. утверждал, что в каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперцепции). Он описал явление «аккомодации» внимания – преимущественного апперцептирования того содержания, которое лучше согласуется с предыдущим.Э. Титченер создал также одну из самых ранних классификаций внимания. По степени произвольности он выделял первичное (непроизвольное) и вторичное внимание. В случае первичного внимания новые неожиданные или, напротив, прочно связанные с течением наших мыслей содержания буквально «берут наше сознание штурмом».Вторичное внимание мы способны удерживать только с помощью усилия.Заслугой В. Вундта является измерение объема сознания: около шести ассоциативно связанных объектов. Для измерения объема сознания он использовал мелодический ряд, включающий разное количество тактов. В. Вундт предположил, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находится в фокусе сознания, а все остальные удерживаются за счет ассоциативных связей с фокусом. Для описания содержания сознания (и внимания) В. Вундт использовал предложенные Г. Лейбницем термины: «перцепция» и «апперцепция». Перцепцией он называл вхождение содержания в сознание, апперцепцией – сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания.По мнению В. Вундта, наша способность к осознанию не является постоянной и зависит от характера воспринимаемого материала. Если мы воспринимаем набор случайных элементов, объем сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание).
34. Непроизвольное (непреднамеренное) внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли.Непроизвольное внимание вызывается внешними причинами. Особенности, благодаря которым внешние предметы могут привлекать наше внимание, следующие.Интенсивность раздражителя.
Более сильный, чем другой, одновременно с ним действующий на организм, объект скорее привлечет к себе внимание.
Новизна, необычность объектов. не выделяющиеся своей интенсивностью объекты привлекают к себе внимание, если только они для нас новы.Резкая смена
, а также
динамичность
объектов
, часто наблюдающиеся при сложных и длящихся долгое время действиях, например при наблюдении за спортивным. Непреднамеренное внимание характеризуется следующими основными особенностями:-При непреднамеренном внимании человек предварительно не готовится к данному восприятию или действию.-Непреднамеренное внимание наступает внезапно, немедленно вслед за воздействием раздражения и в своей интенсивности обусловливается особенностями вызвавших его раздражений. Непреднамеренное внимание скоропреходяще: оно длится, пока действуют соответствующие раздражители, и, если не принять необходимых мер к его закреплению в форме преднамеренного,— прекращается.
32.Теории внимания в отечественной психологии Русский психолог Н.Н. Ланге определил внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия». Именно критерий моментальности позволяет отделить внимание от других приспособительных реакций организма. По мнению ученого, акт внимания имеет три фазы: первичное внимание, реакция, улучшающая восприятие, и собственно улучшенное восприятие.Второе название данной теории – концепция волевого внимания – становится очевидным, если обратиться к предложенной Н.Н. Лангеклассификации видов внимания. Так, рефлексивное внимание лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически (например, расширение зрачка в темном помещении).Н.Н. Ланге полагал, что слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для возникновения процесса восприятия, что затруднено при деменции. Именно поэтому мы часто видим или слышим то, что хотим, а не то, что происходит на самом деле. Традиция рассматривать внимание вместе с восприятием не утратила своей актуальности и представлена во многих зарубежных учебниках по психологии.Концепции П.Я.Гальперина сводятся к следующему:1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской дея-тельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, еры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.
33. Свойства внимания.Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одних действиях при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания зависит от возраста и опыта работы, а также от состояния нервной системыПоказателем сосредоточенности,внимания является его помехоустойчивость, определяемая силой постороннего раздражителя, способного отвлечь внимание от предмета деятельности. Устойчивость внимания – это длительность сосредоточения на объекте или явлении или удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени. Зависит от индивидуальных физиологических особенностей организма,от психического состояния,от мотивации,от внешних обстоятельств. Отвлекаемость внимания – свойство, противоположное устойчивости. В отличие от переключения, совершаемого преднамеренно и произвольно, внимание отвлекается всегда непроизвольно и чаще – при воздействии сильных посторонних раздражителей Интенсивность вниманияхарактеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности,
в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.Интенсивность внимания выражается в большой сосредоточенности и позволяет добиться лучшего качества совершаемых действий.
Колебание вниманиявыражается в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебание внимания объясняется утомлением нервных центров в процессе деятельности, выполняемой с напряженным вниманием. Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.
Чем больше предметов или их элементов воспринимается в один момент, тем больше объем внимания;Средний объем внимания 5±2ед у детей, 7±2ед у взрослых.
Распределение внимания–это возможность одновременного выполнения индивидом двух или более видов деятельности.Переключаемость внимания – это способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые виды деятельности, соответствующие изменившимся условиям. Переключаемость внимания зависит от подвижности нервной системы. Зависит от темперамента.
36. Характеристика постпроизвольного внимания содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но качественно от него отличается. Когда при решении задачи появляются пе
Природа процесса восприятия
Внешняя среда и отдельные ее предметы, явления воздействуют на органы чувств через анализаторы. Их комплексное взаимодействие обеспечивает поступление информации в мозговые центры и ее обработку.
Сложный анализ и синтез внешних данных обеспечивают создание целостного образа: определяются внешние и скрытые, внутренние, свойства и качества объекта. То есть, формируется ряд его характеристик.
Процесс восприятия одного и того же объекта уникален, как и его мысленный образ, поскольку они зависят от индивидуальных психических и физиологических особенностей человека. Жизненные принципы, воззрения, мотивы, интересы, предпочтения как результаты воспитания и образа жизни непременно определяют оценку свойств и качеств объекта. Например, одно и то же произведение искусства может эмоционально оцениваться разными созерцателями как «поразительно прекрасное» и… «омерзительное».
Учителя
Перцептивные способности учителя — это умение:
- воспринимать психологическое состояние ученика;
- держать в поле зрения одновременно весь класс и конкретного воспитанника;
- дифференцировать характерные черты учащегося от проявления сиюминутного состояния;
- оценивать деятельность учеников по результату выполнения (положительный, отрицательный, нейтральный), озвучивая комплексный анализ.
Следует отметить, что требования к умениям, навыкам и компетентности учителя меняются в зависимости от сферы деятельности: школа, колледж, университет. Разные исследователи по-разному классифицируют компетенции педагога. Неизменным остается вывод о значении педагогической направленности личности в деятельности (при высоком уровне развития общих и специальных способностей).
Лариса Максимовна Митина в своих исследованиях выделяет рефлексивно-перцептивные способности педагога и их составляющие:
- педагогическая рефлексия;
- педагогический такт;
- педагогическая направленность.
Все перечисленные умения — это составляющие педагогической культуры. Структура ее включает значимые качества:
- профессионально-личностные;
- профессиональные знания;
- профессиональные умения;
- активная педагогическая позиция;
- опыт творческой деятельности.
Ценностью является ребенок — его развитие, обучение, защита и поддержка достоинства. Развитые перцептивные способности педагога — это фундамент для совместной направленной деятельности учителя и ученика в рамках педагогической культуры.
Структура перцептивного действия
Любой процесс состоит из отдельных операций — действий. От того, в правильной ли последовательности они выстроены и выполняются ли без ошибок, зависит качество его результата.
Процесс восприятия включает ряд перцептивных действий, это связано с тем, что человеку необходимо:
Перцептивное действие — это несколько операций по преобразованию сенсорной информации.
Обнаружение — определяется наличие познавательного стимула.
Различение — формируется перцептивный эталон.
Далее происходит опознавательный процесс на основе таких действий как сличение и идентификация. Поступивший образ сравнивается с имеющимся в памяти и относится к определенному классу объектов, то есть происходит его категоризация.
Овладение перцептивными действиями — это весьма сложный для человека и длительный процесс, требующий специального обучения.
Механизмы
Механизмы перцептивной стороны общения предполагают:
- Рефлексия. Способность оценивать свои поступки и действия, делать выводы из сложившейся ситуации и осознавать желаемые пути дальнейшего развития событий.
Во время коммуникации мы стараемся представить впечатление, которое производим на собеседника. Если результат не соответствует ожиданиям, возникает рефлексия. - Идентификация. Подразумевает уподобление себя другому индивиду. Во время диалога мы ставим себя на место другого человека и стараемся взглянуть на ситуацию его глазами, через призму его мировоззрения.
- Эмпатия. Это умение сопереживать, разделять эмоции. Наибольшая степень эмпатии свойственна людям с тонкой душевной организацией, развитой системой моральных ценностей. Они умеют четко оценивать состояние других людей, наблюдая за их поступками, словами, жестами и мимикой.
- Антропологические стереотипы. Оценка внутренних, психологических качеств личности строится на восприятии антропологических признаков человека. Например, человек решает для себя, что глубоко посаженные глаза собеседника свидетельствуют о скрытном и жестком характере, а изнеженные руки говорят о лени.
- Социальные стереотипы. Оценка личности партнера происходит на основании имеющейся информации о его социальном статусе, материальном положении, занимаемой должности и т.д.
- Эстетические стереотипы. Суждение о человеке строится на основании его внешней привлекательности.
Например, красивая и улыбчивая девушка воспринимается собеседниками как добрый и открытый человек, хотя ее внешняя привлекательность может никаким образом не отражать суть ее личности. - Проекция. Наделение партнера по общению теми качествами, которые присущи самому субъекту. Это может происходить сознательно или неосознанно.
- Казуальная атрибуция. Интерпретация слов и поступков другого человека на основании собственных наблюдений, предположений.
Когда и как формируются перцептивные навыки
Развитие перцептивных действий гарантирует человеку полноценное познание окружающего мира и максимальное приспособление к нему. Чувственное восприятие предметов, действия с ними, наблюдения расширяют и совершенствуют, пополняют личный опыт индивидуума.
Формирование перцептивных действий начинается у детей в 2-3-летнем возрасте. Старший дошкольный возраст и школьный в этом отношении — особо важные периоды. Развитие перцептивных действий детей происходит в условиях специально организованных систематических и последовательных занятий в детском саду и в школе.
Дети под руководством воспитателей и школьных учителей открывают для себя предметный мир, знакомясь с различными объектами и их свойствами, учатся анализировать их, выделять наиболее значимые, которые становятся сенсорными эталонами. Они дополняются системой двигательных, или моторных, навыков, что обеспечивает ребенку всестороннее «открытие мира». Моделирование (рисование, ручной труд, игры со строительным материалом) позволяет преобразовывать мысленные образы в реальные.
Социальная значимость навыка
Человек познает себя, окружающих людей и мир через общение (вербальное и невербальное). На этой основе формируются и развиваются социально-перцептивные способности личности. Понимание эмоциональных переживаний собеседника формируется у дошкольников в процессе общения со значимыми взрослыми и сверстниками. Эта необходимая составляющая коммуникации формируется как бы исподволь, неосознанно, как адаптация к окружающей действительности.
Общение — процесс, состоящий из социальной перцепции, интеракции (обмен действиями) и коммуникации. Исключение какого-либо составляющего приводит к недопониманию, неправильному толкованию намерений, искажению контакта между собеседниками. Если над коммуникацией (обмен информацией) и интеракцией взрослые сознательно работают практически всю свою жизнь, то с перцепцией дела обстоят сложнее.
На формирование и развитие социально-перцептивных способностей оказывает влияние опыт переживания ребенком семейных ситуаций и связанных с ним эмоциональных состояний. При этом большое влияние оказывают на ребенка эмоции, проявляемые обоими родителями. Как правило, чем шире детей, тем успешнее они распознают эмоциональное состояние собеседника.
Если так случилось, что перцептивные способности у взрослого человека сформированы на недостаточном уровне и этот факт является существенной помехой в установлении и поддержании контактов, то устранению проблемы придется уделить много времени и усилий. В настоящий момент созданы специальные компьютерные программы, призванные помочь в коррекции восприятия эмоций собеседника с опорой на мимику (точнее, мимические микровыражения лица).
Проблемы интерпретации эмоциональных состояний человека описывает в своих книгах известный психолог Поскольку возникновение такой проблемы способно ощутимо испортить жизнь человека, создаются специальные курсы по обучению общению, методики, списки рекомендаций и упражнений.
Родителям на заметку
Формирование системы перцептивных действий у ребенка — забота в первую очередь родителей. Во-первых, им надо пристально следить за здоровьем органов чувств малыша, иначе их недостаточное функционирование затруднит восприятие особенностей объектов познания. Во-вторых, не следует полагаться только на воспитателей и учителей: развитие перцептивных действий — это одна из целей семейного воспитания на ранних стадиях жизни ребенка. Для этого надо помогать ему всесторонне обследовать предметы (как звучит, как устроен, из каких частей состоит, каков на ощупь, на вкус и запах), учить действиям с ним, обогащать словарь за счет существительных (что это?), прилагательных (какой?), глаголов (что делает?).
Детям следует показывать картинки и приемы рисования, лепки, конструирования, упражнять в сравнивании предметов по разным параметрам.
Основной метод обучения детей младшего и раннего возраста — игровой. Дети любят совместные игры и занятия с родителями. Эмоциональное предметное общение с ними стимулирует у ребенка развитие перцептивных действий.
Источник
Программы и методики развития
Все программы и методики развития перцептивных способностей делятся на три группы:
- комплексы для детей (и взрослых) с проблемами в развитии;
- для детей (и взрослых) с нормальным развитием;
- для одаренных.
В них учитываются не только интеллектуальные, но и возрастные и гендерные особенности развития детей, подростков и взрослых. Чтобы определить подходящий вариант, нужно ознакомиться с пояснительной запиской. В ней подробно описываются целевая аудитория, цели и задачи методики или программы.
Роль перцептивных способностей в жизни взрослого человека
В структуре общих характеристик личности перцепция тесно связана со вниманием, мышлением, познанием, ощущением и воображением. В обыденной жизни люди с развитыми перцептивными способностями выгодно отличаются от своих антиподов. Это выражается в объеме, точности, полноте и быстроте восприятия, эмоциональной окрашенности процесса. Такие люди легко обучаемы, хорошо приспосабливаются к обстановке, творчески относятся к работе, имеют свою точку зрения на происходящие события, ценят время.
Возможно, зная эту закономерность, работодатели наравне с профессиональными тестами проводили бы и тесты на сформированность перцептивных способностей. В личном развитии человека перцепция также играет не последнюю роль. Решение многих проблем находится в сфере полноты и точности восприятия. Поэтому и существуют присказки «ларчик просто открывался» или «трудно найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет».