Восприятие в психологии — его виды, свойства, ошибки (иллюзии) и особенности восприятия человека человеком

19 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня хочу поговорить про очень интересную штуку — восприятие человеком окружающего мира и других людей.

Взглянем на этот процесс с точки зрения психологии, чтобы понять его суть. Узнаем, какими свойствами оно обладает, на какие виды подразделяется, какие ошибки иногда возникают и как человек воспринимает другого человека. Надеюсь, что будет интересно.

Что такое восприятие

В рамках разных наук формулировки данного термина отличаются. Так, например, в философии под восприятием понимают психическое действие, в результате которого в сознании человека образуются четкие образы предметов окружающего мира. В то же время восприятие по определению – это результат получения человеком информации об окружающей действительности, то есть это законченный образ предмета или явления.

Важно! Синонимами восприятия являются такие понятия, как «чувственное познание», «перцепция».

Причины нарушений

По определённым обстоятельствам могут возникнуть разные нарушения механизмов восприятия. Это могут быть психические перегрузки, воздействие химических веществ, заболевания или упадок сил. К наиболее известным относят галлюцинации — образы без реального наличия объекта.

Галлюциногенные явления возникают в любой модальности:

  • зрительной (посредством образов, разнообразных событий);
  • слуховой (звучаний, щелчков и т. д. );
  • тактильной (кожных реакций в виде ощущений холода, ожогов, ползающих насекомых).

Область восприятия обширна, люди видят мир в разных вариациях, несмотря на то, что в теории он одинаков для всех.

Признаки восприятия

Восприятие – это в психологии когнитивный процесс, результатом которого является формирование субъективной картины мира через непосредственное воздействие предмета или явления на органы чувств человека.

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

Законченный образ предмета в сознании человека формируется в результате совокупной работы различных анализаторов. Так, посредством зрения можно сделать вывод о цвете предмета, через тактильное ощупывание получить информацию о его текстуре. Если взять предмет в руки, можно почувствовать его вес, с помощью обоняния есть возможность ощутить его запах, посредством рецепторов на языке определить вкус. Получается, что в процессе знакомства с предметом воедино сливаются когниция и перцепция.

Важно! Восприятие всегда субъективно. Индивидуальные особенности работы анализаторов, жизненный опыт человека объясняют тот факт, что законченный образ предмета, воспринимаемого разными людьми, может отличаться. Процесс перцепции неразрывно связан с мышлением, вниманием, памятью, речью, эмоционально-волевой сферой.

Физиологическая основа

Какова психофизиология восприятия? Процессы, которые происходят во время познания окружающего мира человеком (это процесс практически непрерывный), можно зафиксировать на уровне органов чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе, их называют физиологической основой восприятия.

Механизм их действия можно наглядно объяснить так:

  • раздражители на окончаниях нервов органов чувств передают полученную информацию в кору головного мозга;
  • потом оно поступает в проекционные зоны мозга, которые называют сенсорными;
  • создаётся ощущение полученных сведений и их осмысление.

Любая «неисправность» этой цепочки может нарушить целостность восприятия.

Например, потеря зрения, как свойства органа чувств, ограничивает получаемый образ в плане его цвета, объёмности, формы и пр, а сбой на сенсорном уровне приведёт к тому, что увиденное человек будет воспринимать лишь, как набор световых и цветовых пятен.

Нервные связи, с помощью которых и работает процесс восприятия, бывают 2 направлений:

  • образующиеся после воздействия одного анализатора, — например, шум воды в реке, которую мы ещё не видим, воздействует пока только на наш слуховой аппарат;
  • межанализаторные, — образно говоря, они возникают, когда мы к реке подходим, здесь вступает в силу целый комплекс ощущений, в том числе, ассоциативных.

Уровни восприятия

Механическая память — что это такое в психологии и чем характеризуется

Процесс формирования целостного образа предмета проходит 4 уровня:

  1. Один из анализаторов замечает предмет. Человек может его увидеть, почувствовать запах или услышать какой-то характерный звук.
  2. Соотнесение сигнала от анализатора с тем или иным предметом. Этот процесс происходит с обращением к имеющимся в памяти представлениям о предметах окружающей действительности и соотнесением обнаруженного признака предмета с тем или иным эталоном.
  3. Идентификация и опознание. В результате мыслительной деятельности человек приходит к выводу о том, что это за предмет, как он называется, для чего нужен. Результатом процесса является формирование законченного образа предмета.

Формирование образа предмета

Модальность

Выделяют 4 сенсорных систем восприятия информации, (моделей — отсюда и название) которыми пользуется человек:

  • визуальная система предполагает восприятие цвета и формы, то есть, того, что мы видим;
  • слуховая система использует звуки, их громкость, тембр, ритм, частоту;
  • кинестетическая система воспринимает вкус, запах, температуру;
  • дигитальная использует логические построения.

Виды восприятия у людей

В процессе приятия окружающей действительности всегда участвуют все анализаторы, однако ведущим каналом получения информации является только 1 из них. Так, при чтении ведущим каналом является зрение, при прослушивании музыки – слух и т.д. Перцепцию принято классифицировать по различным основаниям.

По модальности

Кризис подросткового возраста в психологии — что это такое, причины

По модальности выделяют следующие виды восприятия:

  • Зрительное – формирование законченного образа предмета в сознании;
  • Слуховое – способность воспринимать звуки;
  • Осязательное – получение информации о той или иной вещи через прикосновение к ней;
  • Обонятельное – способность различать запахи;
  • Вкусовое – выражает формирование представлений о пище на основе работы вкусовых рецепторов.

В зависимости от ведущего анализатора

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, перцепция подразделяется на простую и сложную. К простым видам относятся кинетическая (в основе лежат ощущения и движение), аудиальная (базируется на слухе) и визуальная (на зрении).

Основные сложные виды и свойства восприятия основаны на сочетании сигналов от разных органов чувств. Если человек одинаково часто опирается на 2 и более анализаторных системы, то это приводит к выработке у него двигательно-зрительно-слухового или двигательно-зрительного восприятия.

Дополнительная информация. Кроме того, существуют специальные виды перцепции, которые появляются в конкретной ситуации при определенных действиях человека. Например, когда человек определяет расстояние до пункта назначения, работает один вид восприятия. Когда мужчина думает о том, как девушка к нему относится, анализируя ее поведенческие реакции, включается другой вид этого психического процесса.

Как она ко мне относится?

По способу актуализации

В психологии выделяются такие виды восприятия, как произвольное и непроизвольное. Если этот процесс произвольный, то у него есть определенная цель, и человек совершает конкретные действия для ее достижения. Произвольное восприятие имеет место, когда человек читает научный текст, желая изучить что-то новое.

Непроизвольное восприятие обусловлено яркими характеристиками объекта. Оно проявляется, к примеру, когда в аудиторию заходит опоздавший студент – все присутствующие поворачивают головы на звук открывающейся двери.

Пространство, время и движение

Взаимодействие и сочетание разных ощущений даёт способность воспринимать определённые формы существующей материи времени, пространства и движения. Пространство почти всегда воспринимается человеком. Сюда входит оценка присутствия и положения собственного тела. А также зрительное считывание — направление, удалённость, форма, глубина и объём.

Большое значение имеет отдалённость предметов, расположение светотеней. В восприятии пространства участвует обонятельная, слуховая, вестибулярная и прочие сенсорные системы.

Восприятие времени — понятие весьма субъективное, но отмечаются некоторые закономерности. Все явления в жизни протекают во времени. Закон настоящего и прошедшего времени заключается в том, что чем больше настоящее наполнено событиями, тем кажется более коротким. Промежутки ожидания ощущаются очень длительными.

В воспоминаниях же присутствует обратная картина — насыщенный событиями отрезок времени воспринимается более длительным. Оценивание времени очень индивидуально. На оценку действует характер деятельности, структурность и мотивация. Высокий интерес ускоряет временной интервал, а низкий замедляет. Здесь также влияет структура личности, мотивы, эмоции и возраст человека.

Движение — это отражение изменяемости расположения предмета в пространстве, учитывается также направление и скорость движения.

Различают восприятие:

  • по форме движения — круговое, дугообразное, прямое и т. д. ;
  • амплитуде колебания — маленькое, среднее и большое;
  • по направленности — право, лево, вверх, вниз;
  • по длительности — краткое, продолжительное;
  • по ускорению и скорости — быстрыми темпами, медленными, плавно или прерывно;
  • по характеру движения — сгибание, повороты, разгибание.

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.

Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Классификация свойств

Перцепция — это познание сложного образа предмета. Человек формирует собственную модель объективного внешнего мира. При первом контакте с предметом человеческий мозг получает знания о нём и формирует образ ощущения, затем на этой базе создаётся образ восприятия.

К ведущим свойствам восприятия (перцепции) относят:

  • Целостность.
  • Осмысленность.
  • Обобщённость.
  • Константность.
  • Предметность.
  • Избирательность.

Под целостностью понимается познание информации или предмета целиком, несмотря на отсутствие существенных деталей. Объект отражается в совокупности всех своих свойств. Допустим, дом без кровли, окон, трубы всё равно будет опознаваться как дом, только недостроенный или разрушенный.

Осмысленность — это понимание того, что именно воспринимается и соотношение его со знаниями и прошлым опытом. Даже в незнакомых предметах улавливается сходство со знакомыми объектами. Далёкий от техники человек создаст связь между увиденной конструкцией с лампочками и проводами, предположив, что это научный прибор.

Обобщённость — понятие, когда единичные объекты относят к классу однородных по определённым признакам.

Константность восприятия — это постоянство воспринимаемой формы величины и цвета предмета независимо от существенных изменений условий. Например, птица в полёте, клетке или на дереве воспринимается одинаково — как птица. То же касается и восприятия цвета. Красный всегда останется таковым при любом освещении. Благодаря константности человек распознаёт предметы при любых условиях.

Предметность — осмысленный цельный образ, когда воспринимается не только цвет, форма или величина, но функции, свойства, назначение предмета. Например, у ложки присутствует не только цвет, форма, но и назначение — столовый прибор. Важен смысл, вкладываемый в образ.

Избирательность — объект выделяют из других на основании личного опыта. Исходя из описанных характеристик, у восприятия выделяют свойства, определяющие его продуктивность:

  • Объём — количество воспринятых объектов одновременно.
  • Скорость — затрачиваемое время на перцептивные действия (обнаружение, опознание, различение).
  • Точность — соответствие образа особенностям и поставленной задаче перед человеком.
  • Полнота — уровень соответствия.
  • Надёжность — длительность восприятия с требуемой точностью, адекватное принятие объекта в заданное время и условие.

По анализам показателей можно судить о перцептивных способностях человека.

Ошибки в восприятии

Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.

Иллюзия

Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:

  • Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
  • Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.

Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.

Иллюзия реальности

Иллюзия восприятия возникает, когда реальность отражается искажённо, при этом эффект носит устойчивый характер. Иллюзии могут возникать у многих людей под влиянием физических, физиологических и психологических причин.

Излом ложки в стакане чая относят к физической иллюзии, а раздвоение изображения при надавливании вбок глазного яблока — к физиологической. Психологическая иллюзия возникает, когда происходит переоценка одинаковых линий в большую или меньшую сторону при объективном равенстве их длины.

В другом примере рассматривают переоценивание верхних частей фигуры. При разделении вертикальной линии пополам человек часто допускает ошибку, устанавливая середину значительно выше реальной.

Восприятие человека человеком

В обществознании выявлена особенность восприятия людьми друг друга. При знакомстве нет возможности получить достаточное количество информации для того, чтобы сформировался целостный законченный образ. Только в процессе длительного общения люди узнают друг друга настолько, что в сознании складывается психологический портрет товарища.

В момент первой встречи люди стараются произвести хорошее впечатление, если они заинтересованы в партнере по общению. Они словно встают на цыпочки, желая стать выше в нравственном плане. Свои недостатки и слабые стороны в самом начале отношений люди старательно маскируют. Первичный образ о собеседнике формируется у человека на основе анализа его осанки, позы, жестов, стиля общения.

Восприятие людьми друг друга

Кроме того, если собеседник сообщает свою профессию, человек мысленно приписывает ему стереотипные качества типичного представителя той или иной сферы профессиональной деятельности. Так, людям свойственно считать, что учителя ведут правильный образ жизни, а музыканты ранимы, впечатлительны, романтичны.

Социальный статус человека также оказывает существенное влияние на то, какое мнение складывается о нем у окружающих.

Интересный факт. Если человек обладает красивой внешностью, то партнеры по общению склонны наделять его положительными личностными качествами, которыми он в действительности не обладает. Если внешне собеседник напоминает человеку кого-то из родственников, симпатия к нему возникает с первых минут общения.

Развитие восприятия у детей

Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.

В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.

Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».

Восприятие времени детьми

По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.

Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому. Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях.

Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину. Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.

Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.

В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.

Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству. Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу. При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.

Краткое восприятие реальности

LiveInternetLiveInternet

Суббота, 13 Июля 2013 г. 01:08 + в цитатник
Тема 4-5. Ощущение и восприятиеНет ничего в сознании, чего бы раньше не было в ощущении.
Эрнст Хайне Приходила ли вам когда-нибудь в голову мысль посчитать весь запас знаний о предметах, явлениях, т.е. обо всем, что вас окружает? Даже если бы нашелся такой желающий и сделал подсчет, то удивился бы, что запас знаний такой огромный. 
Как мы получаем знания об окружающем мире?
Самые первые знания об окружающем нас мире человек получает с помощью особых психических процессов – ощущения и восприятия. Ощущения и восприятия – это основной поставщик знаний. Благодаря им человек отличает предметы и явления по цвету, запаху, вкусу, температуре, гладкости, величине, объему и другим признакам. Ощущения и восприятия лежат в основе более сложных психических процессов – мышления, памяти, воображения. Благодаря накопленным представлениям, полученным через ощущения и восприятия, мы учимся приспо­сабливаться и ориентироваться в окружающем мире. Возьмем один из самых простых примеров. Если мы легко одеты и без зонта попали под дождь, то возвращаемся домой в промокшей одежде, грязные, замерзшие. Урок не проходит да­ром — мы помним свои неприятные ощущения. В следующий раз, собираясь выходить из дома, мы слушаем прогноз погоды и не только берем зонтик, но и надеваем плащ или куртку, соот­ветствующую обувь. Ощущения и восприятия схожи, но между ними есть существенные различия.
^ Что такое ощущения?
Ощущения возникают при непосредственном контакте с пред­метом. Так, например, о вкусе яблока, которым нас угостили, мы узнаем тогда, когда попробуем его. На вид оно красное, красивое, а когда откусишь — может оказаться кислым. Как появился у нас любимый сорт яблок? Мы пробовали разные сорта, наши ощущения суммировались — вот это яблоко — для одних сладкое, для других кисло-сладкое, для третьих кислое — мне нравится. Впрочем, есть люди, которые любят все яблоки.
^ Ощущение – это психический процесс, возникающий у человека при воздействии на органы чувств предметов и явлений, который заключается в отражении (познании) отдельных свойств этих предметов и явлений.
Слово «отдельных» подчеркните. Все окружающие предметы обладают множеством свойств. Дотроньтесь до парты. Что вы чувствуете? Дотронувшись мы получаем знания не о всей парте, а только о ее отдельных свойствах – она твердая, сухая, шероховатая. А теперь посмотрите на парту. Какая она? Через зрение мы можем сказать, что парта определенного цвета, формы (серая, грязная, исписанная, прямоугольная и т.д.). Постучите по парте. Что чувствуете? Через слух определяем, что парта деревянная и издает глухой звук. Всё это примеры отдельных ощущений, через которые мы познаем окружающий мир. Запомните:
через ощущения мы получаем информацию не обо всем предмете, а только об его отдельных свойствах.^ Механизмы возникновения ощущений.
Чтобы было еще понятнее, что такое ощущения, рассмотрим, как же происходит этот процесс. Слышали такое понятие «
анализаторы
»? Это
сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т.е. выделяет его отдельные элементы и свойства.
Каждый анализатор приспособлен для выделения и анализа определенной информации. Самые известные анализаторы у человека: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, тактильный – по пяти основным чувствам. Каждый анализатор имеет определенное строение: 1)
рецепторы
– органы чувств (глаз, ухо, язык, нос, кожа, мышцы); 2)
проводник
– нервные волокна от рецепторов к головному мозгу; 3)
центральные отделы
в коре головного мозга. Как происходит ощущение? Например, мы прикоснулись к парте. Рецепторы на коже пальцев получили сигнал, они передают его по проводникам в кору головного мозга, где идет сложная обработка полученной информации (собственно и происходит ощущение) и человек получает знание, что стол холодный, шероховатый и т.д. Или горячий утюг… В коре головного мозга происходит обработка информации и мгновенный вывод: горячо и больно. Тут же идет обратный сигнал: отдернуть руку. Все отделы анализаторов работают как единое целое. Если поврежден один отдел – ощущение не возникает. Например, слепорожденные никогда не узнают цветового ощущения. Мы познаем окружающий мир и общаемся друг с другом с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, кожи, языка. Через эти органы в мозг поступает информация, и мы знаем, где нахо­димся, что происходит вокруг нас и т.д. Задумайтесь, как человек слышит звуки? «Я слышу ушами!» — скажете вы, но это неполный ответ. Человек слы­шит с помощью органа слуха, который устроен сложно. Ухо лишь его часть. Ушная раковина, или наружное ухо, — это во­ронка, с помощью которой человек улавливает колебания возду­ха. Пройдя по слуховому каналу, они воздействуют на барабан­ную перепонку. Колебания перепонки передаются слухо­вым косточкам и доходят до внутреннего уха. Далее по нервам импульсы достигают слухового центра, находящегося в коре головного мозга. Только с его помощью мы можем распознавать звуковые сигналы. Именно так возникают ощущения. Недаром в определении отмечено, что ощущения возникают при воздействии окружающих предметов и явлений на анализаторы (органы чувств).
^ Виды ощущений.
Ощущения, как вы уже поняли, бывают разные. Выделяют основные ощущения, связанные с пятью чувствами человека.
1. Зрительные ощущения
.
Через них здоровый человек получает около 80% информации об окружающем мире – ощущения цвета и света
.
Что, благодаря зрительным ощущениям, мы можем сказать об окружающем мире?
Зрительные ощущения помогают ориентироваться в пространстве. Цвета по-разному воздействуют на человека.
^ Красный
– возбуждает, активизирует;
Оранжевый
– веселый и жизнерадостный, общительный;
Желтый
– теплый, бодрящий, кокетливый, лукавый;
^ Зеленый
– спокойный, уютное настроение;
Синий
– спокойный, серьезный, печальный, настраивает на умственную работу, если его много – вызывает холод;
Фиолетовый
– таинственный, соединение красного и синего: притягивает и отталкивает, возбуждает и грустит.
2. Слуховые ощущения.
Занимают второе место по значимости у здорового человека. Главное назначение у человека –
распознание речи и других звуковых сигналов
. Выделяют речевые, музыкальные и шумовые ощущения. Сильный шум негативно сказывается на человеке (на умственной деятельности и сердечнососудистой системе). Зачем нам два уха? Может хватило бы одного? Два уха позволяют определить направление источника звука. Если закрыть одно ухо, то чтобы определить, откуда исходит звук, придется поворачивать голову во всех направления. Значение слуха в жизни человека очень велико. С помощью слуха люди получают информацию и общаются между собой. Ребенок слышит речь взрослых, и вначале просто распознает звуки, а затем начинает подражать им. Понемногу он учится произносить отдельные звуки, слова, а потом овладевает речью.
Задние 1.
С помощью простого опыта проверьте, у кого лучше слух. Для этого надо сесть боком друг к другу на расстоянии примерно полутора метров и закрыть глаза. Ведущий приближа­ет к вам по очереди свои часы и отдаляет. Услышав тиканье, вы говорите: «Слышу». Перестав слышать, — «Не слышу».
3. Вкусовые ощущения.
У человека на языке есть вкусовые сосочки, которые отвечают за
четыре вкусовых ощущения
. Кончик языка – распознает сладкие ощущения, задняя поверхность языка – горькие, боковины языка – соленые и кислые. По мере насыщения человека роль вкусовых ощущений возрастает, голодный же человек съест и менее вкусную еду. Пища состоит из разных компонентов и вызыва­ет сложные вкусовые ощущения. Когда мы едим, мы ощущаем тепло, холод, иногда головную боль из-за изменения атмосфер­ного давления, все это влияет на вкус пищи. Кроме того, вкусо­вые ощущения не воспринимаются в чистом виде, они связаны с обонятельными. Час­то то, что мы считаем «вкусом», на самом деле является запа­хом. Например, кофе, чай, табак, лимоны стимулирует орган обоняния больше, чем орган вкуса.
4. Обонятельные ощущения.
Отвечают за
распознавание запахов.
У современного человека они играют незначительную роль в познании мира, но оказывают влияние на эмоциональный фон и самочувствие человека. При поражении зрения и слуха обонятельные ощущения приобретают важное значение. Многие животные, например, собака, живут исключительно за счет нюха. В нашем носу мембрана из чувствительных клеток, ответственная за обоняние, занимает с обеих сторон площадь с ноготь. У собаки, если ее расправить – закроет больше половины ее тела. Слабое обоняние человека компенсируется более высоким раз­витием других органов чувств. Кстати, когда мы просто дышим, струя воздуха минует мембрану, и поэтому нам прихо­дится принюхиваться — пропускать воздух над мембраной, что­бы почувствовать запах. Существует пять основных типов запаха, которые мы можем уловить: 1. цветочный; 2. пряный (лимон, яблоко), 3. гнилостный (тухлые яйца, сыр), 4. жженый (кофе, какао), 5. эфирный (алкоголь, камфара). 
Зачем человеку вкусовые и обонятельные ощущения?5. Осязательные ощущения – комбинация кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов.
С их помощью маленький ребенок познает мир. У людей, лишенных зрений, это одно из важных средств ориентирования и познания. Например, при чтении используется шрифт Брайля. Глухие, чтобы понять, что говорит им собеседник, могут распознавать речь по движению голосовых связок (прикладывая руку тыльной стороной кисти к шее говорящего). Слепоглухонемая Елена Келлер через осязательно-двигательную систему обучения смогла полноценно существовать в обществе. Она получила образование, окончила институт, защитила диссертацию, в правительстве занимала должность по трудоустройству инвалидов. С осязанием связаны ощущения температуры, боли, давления, влажности и т.д. Это основные виды ощущений. ^ Выделяют и другие.
6. Органические – ощущения голода, жажды, сытости, удушья, боли в животе и т.д.
Рецепторы данных ощущений находятся в соответствующих стенках внутренних органов: пищевод, желудок, кишечник. Всем известно ощущение голода. Но как мы узнаем, что чув­ствуем голод? Голод не имеет ничего общего с пустым желудком, как дума­ют многие. Ведь больные часто, несмотря на отсутствие пищи в желудке, не хотят есть. Голод ощущается, когда в крови не хватает определенных питательных веществ. Тогда в «центр голода», расположенный в мозгу, поступает сигнал — работа желудка и кишечника акти­визируется. Вот почему голодный человек часто слышит урча­ние своего желудка. Как долго можно обойтись без пищи? Это зависит от индиви­дуума. Очень спокойный человек может не есть дольше, так как запасы белка в его организме расходуются медленнее, чем у легковозбудимого. На мировой рекорд продолжительности голо­дания претендовала женщина в Южной Африке, которая, по ее утверждению, прожила только на воде це­лых 102 дня!
^ 7. Кинестетические (двигательные) ощущения – ощущения движения и положения частей тела
. Проведите небольшой опыт. Закройте глаза и встаньте в ка­кую-нибудь позу: выполните команду «смирно», а потом опять примите ту же позу. Подумайте, благодаря какому из пяти орга­нов чувств вы повторили движение? Это было двигательное ощущение
,
вы­званное раздражением рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставах. При ходьбе, танцах, езде на велосипеде мы чувствуем изме­нение скорости или направления нашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. 8
^ . Вибрационные ощущения – возникают при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущими или колеблющимися телам��.
Важную роль играют у глухих и слепых. Слепоглухие с помощью этих ощущений узнают о приближении транспорта, человека, прикасаясь к губам говорящего человека и ощущая их вибрацию, могут изучать алфавит и в дальнейшем говорить. Отдельно выделяют
субсенсорные (допороговые) ощущения.
Существуют данные, что человек с помощью обычных органов чувств может воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности, т.е. человек реагирует не только на те сигналы, которые осознает, но и на те, которые не осознает. На этом построены предчувствие, предвидение. ^ Примеры из жизни: 1. Пшоник в 1952 году проводил опыт с дочерью. На кухне во время завтрака дочь держала палец на кнопке, к которой был подведен ток. Когда загоралась лампочка, ток поступал, нужно было успеть оторвать палец от кнопки. Со временем девочка уже без лампочки отдергивала палец, реагируя на допороговые ощущения. Вместе с лампочкой Пшоник включал генератор звуков высокой частоты, не слышимые ухом, девочка реагировала на эти звуки. 2. «25 кадр». Человеческий глаз осознанно воспринимает 24 кадра в секунду, на этом построено видео. Проводился эксперимент: во время просмотра фильма в кинотеатре включали 25-й кадр с рекламой: «Купите подтяжки». Осознанно человеческий глаз не может прочитать эту надпись, но картинка кадра оставляет образ на сетчатке. Никто из зрителей не скажет, что видел эту надпись, но 15-20% зрителей шли покупать подтяжки. Этот прием запрещен.
^ Важность развития ощущений.

Что будет, если человека с рождения лишить многих ощущений?
Этот человек будет медленнее и хуже развиваться. Недаром, слепые дети позже начинают ходить, говорить. Ощущения формируются и развиваются в результате практических действий и упражнений. Поэтому
необходимо, чтобы ребенок получал максимальное количество разнообразных ощущений
(через игры, игрушки, общение). Примерами важности раннего развития ребенка служат дети-маугли. Так, в 1825 году в германском городе был найден юноша примерно двадцати двух лет. Он сторонился людей, натыкался на предметы, не реагировал на речь. Постепенно он научился говорить и рассказал, что жил в погребе и помнил руки, которые иногда появлялись и давали хлеб и воду. Раз в неделю просыпался с чувством помытости и в новом белье. Потом его вывезли на окраину и оставили. Есть люди, которые видят только два цвета или видят 40 цветов. Отчего зависит такое различие? От опыта человека. Например, 5 тыс. л.н. египтяне видели только 6 цветов. Объяснялось это особенностью расцветки ландшафта, где они жили.
^ Ощущения зависят от упражнений.
Каждый человек обладает врожденной способностью к ощущениям. В течение жизни ощущения преобразуются, становятся многообразнее. Но для этого их необходимо развивать. Чтобы ощущения стали совершеннее, необходимо специально упражнять органы чувств. Многие профессии требуют тонких ощущений и, в свою оче­редь, способствуют их развитию. Например, у художников, музыкантов, танцоров, преподавателей иностранного языка, на­стройщиков музыкальных инструментов ощущения значительно выше, чем у других людей. У слепых прекрасно развит слух, у глухих – зрение. Немцы часто своих охотничьих собак ослепляли на один глаз и одно ухо, что увеличивало их нюх и зрение. Значит, ощущения можно и нужно совершенствовать.

Задание 2.
Можно проверить у вас тактильный порог различия ощущений, т.е. минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее заметное различие ощущений. Работа проводится в парах. Возьмите скрепку, распрямите ее. Один из вас закрывает глаза и протягивает руку, второй прикладывает две острые ножки скрепки к тыльной стороне руки. Сначала расстояние между ножками около 6 см, постепенно это расстояние уменьшайте до тех пор, пока у участника не появится ощущение одного прикосновения (хотя по прежнему прикасаются двумя концами скрепки). Измерьте расстояние между концами скрепки. Это ваш порог тактильной чувствительности. Чем ниже этот показатель, тем выше тактильная чувствительность.
^ Что такое восприятие?
Второй психический процесс, который отвечает за первичное познание нами окружающего мира и тесно связанный с ощущением, — это восприятие.
^ Восприятие – это психический процесс, возникающий у человека при воздействии на органы чувств предметов и явлений, который заключается вцелостном отражении (познании) этих предметов и явлений.
Слово «целостном» подчеркните. Как вы уже поняли, ощущения позволяют отражать и познавать только отдельные свойства предметов: цвета, форму, размер, гладкость, звуки, температуру и т.д. Но через ощущения полного образа предметы мы не получим. Так, если через ощущения описать лимон, то это будет что-то желтое, кислое, продолговатое, шероховатое и только. «Увидеть» целостные образ предмета нам позволяет восприятие. В ходе восприятия происходит объединение отдельных свойств предметов в единый образ. Мы видим предметы не только глазами, но и умом. В мозгу постепенно накапливается информа­ция об окружающем мире — у нас появляется опыт, которые участвует в процессе восприятия.
^ В основе восприятия лежат ощущения и прошлый опыт человека.
Посмотрите на тетрадь и опишите ее. Из чего у вас сложится ее образ? Из ощущений цвета, формы, объема, шероховатости. Почему вы уверены, что это именно тетрадь, а не мяч, рубашка? Только благодаря прошлому опыту. При восприятии знакомых предметов узнавание их происходит сразу, человеку достаточно объединить 2-3 признака. Например, у вас дома есть герань, вы знаете, как она выглядит. Придя к кому-то в гости и увидев такую же герань, вы узна­ете ее мгновенно. А рядом стоящее растение вы видите впервые и интересуетесь, как оно называется.
^ Виды восприятий.
По действию преобладающего анализатора существуют зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное восприятие. Выделяют и более сложные виды восприятия, возникающие в результате работы нескольких анализаторов.
1. Восприятие предметов.
В восприятии предметов действуют все виды ощущений. При виде апельсина у нас совмещаются зрительные, вкусо­вые, обонятельные и осязательные впечатления. Восприятие отдельных предметов очень сложный процесс. Мы выделяем ос­новные признаки предмета, отбрасываем несущест­венные, а затем наступает узнавание предмета. При восприятии знакомых предметов узнавание происходит быстро. Каждый раз при восприятии у нас формируется наглядный образ предмета. Этот предмет мы называем словом. Поэтому восприятие тесно связанно с речью. Воспринимая незнакомый предмет, мы пытаемся установить его сходство со знакомым. Например, воспринимая часы и мысленно называя их этим словом, мы отвлекается от таких несущественных признаков, как материал, из которого сделан корпус, размер, форма и выде­ляем главный признак — указание времени. 
Все ли, что окружает человека попадает в поле его восприятия? Как происходит выбор объекта восприятия?2. Восприятие пространства,
т.е.
удаленности предметов от нас и друг от друга, их формы и величины
. Эти восприятия строятся на основе соединения зрительных, слуховых, кожных и двигательных ощущений. Только накопленный опыт дает нам правильное представление о размере предме­тов. Человек, стоящий в лодке, удаленной от берега, кажется намного меньше человека, стоящего на берегу. Но никто не ска­жет, что один человек большой, а другой маленький. Мы говорим: один человек близко, а другой далеко от нас. По силе звука грома мы определяем расстояние, отделяющее нас от приближающейся грозы, при помощи осязания с закрытыми глазами можем определить форму предмета. Благодаря опыту восприятий у нас формируется представле­ние о перспективе. Когда мы смотрим на уходящие вдаль рельсы, то видим, что они сходятся на линии горизонта. Это видят наши глаза, а мозг, следовательно, наш опыт подсказывает, что нигде они не сходят­ся. У детей опыта еще нет, они думают, что рельсы сходятся, поэтому спрашивают: что там?
3. Восприятие времени.
Происходит
отражение длительности и последовательности событий,
происходящих в мире. Это очень субъективный процесс. Восприятие длительности времени зависит от того, чем заполнено это время. Отрезки времени, заполненные чем-то приятным, воспринимаются как более короткие. Так по ощущениям перемена всегда пролетает мгновенно, а скучный урок длиться очень долго. Зависит от возраста: дети воспринимают время как долго тянущееся, у взрослых дни и месяца пролетают очень быстро. 
Почему, когда нам хорошо, время воспринимается как быстро пролетающее, а когда плохо или скучно – как медленно тянущееся?
Есть люди, которые всегда знают, который сейчас час. У таких людей хорошо развито чувство времени. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливающегося опыта.
Задание 3
. Проверьте, у кого хорошо развито чувство времени. Периодически, не смотря на часы, проговаривайте, которой сейчас час, тот, кто чаще правильно угадывал (или был ближе к правильному времени), обладает прекрасным чувством времени.
4. Восприятие движения.
Происходит
отражение изменения пространственных отношений среды и самого наблюдателя
. В нем участвуют зрительные, слуховые, мышечные и другие ощущения. Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит их поля наилучшего видения и заставляет передвигать глаза или голову. Если объекты двигаются к нам и мы пытаемся сфокусировать на них взгляд, наши глаза сходятся в одну точку и глазные мышцы напрягаются. Благодаря этому на­пряжению у нас формируется представление о расстоянии. По внутренним ощущениям мы воспринимаем движения собственного тела. Воспринимая мир, человек что-то в нем выделяет, а что-то совершенно не замечает. Например, на уроке вы можете с увлечением наблюдать за происходящем за окном и абсолютно не замечать, что же там говорит преподаватель. То, что человек выделяет – это
предмет
восприятия, а все остальное – это
фон
. Иногда они могут меняться местами.
Задание 4
. Взгляните на изображение полуотвернувшейся молодой женщины. А можете заметить тут же старуху с большим носом и подбородком, спрятанным в воротник? Индивидуальное своеобразие восприятия зависит от психического состояния человека в данный момент. Если он бод­рый, веселый, радостно возбужденный, то одно восприятие, ес­ли испуганный, грустный, разгневанный, то совсем другое. Поэ­тому восприятие одного и того же человека, события, явления разными людьми так сильно отличается. Таким образом, в каждое восприятие входят не только ощу­щения, но и прошлый опыт человека, его мысли, эмоции, т.е. на любое восприятие накладывает отпечаток личность человека.
^ Иллюзии восприятия.
Иногда наши органы чувств и наше восприятие подводят нас, как бы обманывают. Такие
«обманы» органов чувств называют – иллюзиями.

^ Какой квадрат больше?

Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Недаром говорят: «не верь глазам своим», «обман зрения».  Светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров. Тем­ный предмет кажется меньше светлого той же величины. Эти иллюзии объясняются тем, что каждый светлый контур предме­та окружается на сетчатке глаза светлой каймой. Она и увеличива­ет размеры изображения. Вообще, все светлые предметы кажутся нам крупнее, чем темные.
В темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом.

^ Какой из горизонтальных отрезков длиннее?
^ Какие из линий длиннее?

 Сравнивая две фигуры, из которых одна меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой — большими. Это хорошо видно на рисунке: верхний отрезок на нем кажется больше длиннее нижнего, хотя на самом деле они равны.  Посмотрите на рисунок, где изображены ли­нии — горизонтальные и вертикальные. Какие из них длиннее? Вы скажете, что вертикальные длиннее. Это ошибка зрения. Линии одинаковой длины. Горизонтальные де­лятся вертикальными пополам и поэтому кажется, что они короче.  О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы, портные. Они используют их в своей работе. Например, портной шьет платье из ткани в полоску. Если он расположит ткань так, чтобы полоски были горизонтальными, то женщина в этом платье будет казаться выше ростом. А если «проложить» полоски горизонтально, то хозяйка платья покажется ниже и толще.  Перевёртыш — вид оптической иллюзии, когда от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.

^ Сколько брусков?
Можно создать такую фигуру?

 Иногда иллюзии возникают под влиянием сильных эмоций: Например, в страхе человек может принять одну вещь за другую (пень в лесу – за зверя.)

^ Что видите на рисунке?

 Существует иллюзия несуществующих предметов, чаще всего основанная на ложной перспективе, неоднозначных соединениях.  Есть иллюзии, обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, или два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др. Порой нас обманывают и другие органы чувств.  Если съесть кусочек лимона или селедки и запить его чаем с небольшим количеством сахара, то первый глоток покажется очень сладким.  Интересный феномен испытывают космонавты. При наступлении невесомости они переживают иллюзию переворачивания. То есть им кажется, они перевернуты головой вниз и ногами вверх, хотя на самом деле их тело располагается правильно.  Существуют целые иллюзорные произведения искусства. Они — триумф изобразительного искусства над действительностью. Пример: рисунок «Водопад» Мориса Эшера. Вода здесь циркулирует бесконечно, после вращения колеса она течет дальше и попадает обратно в исходную точку. Если бы такую конструкцию можно было бы построить, то был бы вечный двигатель! Но при более внимательном рассмотрении картины видим, что художник обманывает нас, и любая попытка построить эту конструкцию обречена на неудачу. Задание 5.
Иллюзии восприятия бывают у всех людей. Попросите друзей посмотреть на эти рисунки, и у них они вызовут те же иллюзии, что и у вас.

Какой из центральных кругов больше?Какой из вертикальныхотрезков длиннее?
^ Параллельны ли линии?Сколько ног у слона?

Новые понятия
:
восприятие, ощущение, кинестетические, органические, вибрационные ощущения, иллюзии восприятия. Проверочные вопросы.

  1. Что такое ощущение и восприятие?
  2. В чем сходство и различие этих процессов?
  3. Каковы физиологические механизмы возникновения ощущений?
  4. Какие виды ощущений и восприятия вы знаете? Что они означают?
  1. Какую роль играют ощущения и восприятия в нашей жизни?
  2. Что представляют собой иллюзии восприятия? Приведите примеры иллюзий.
  3. Опишите, из каких ощущений складывается образ восприятия сосны.
  4. Почему мы замечаем пыль на мебели и не чувствуем пылинок, которые опускаются на наше лицо?
  5. Выберите верный ответ.

9.1. При тренировке чувствительность органов чувств:
а) не изменяется; б) улучшается до определенного предела; в) улучшается без предела; г) ухудшается.
9.2. Восприятие предметов больше всего зависит:
а) от качества ощущений и опыта человека; б) от темперамента и характера человека; в) от движения или покоя этих предметов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Перейдите по ссылке и выполните проверочные задания. Проверочные задания.Литература
1. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: Владос, 2001. 2. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 1999. 3. Яновская Л.В. Основы психологии. – М.: Мир книги, 2007. 4. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. – М.: Просвещение, 1995. 5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ощущение 6. https://www.effecton.ru/185.html 7. https://www.e-psy.ru/html/publish/st6.html 8. https://works.tarefer.ru/70/100071/index.html 9. https://www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?l=ru&base=colier&page=showid&id=8872 10. https://psi.webzone.ru/tema/tema8.htm 11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Восприятие 12. https://net22.ru/category/vospriyatie/ 13. https://azps.ru/articles/proc/indexvo.html
Иллюзии восприятия
1. https://www.psy.msu.ru/illusion/ 2. https://vadim-andreev.narod.ru/ufo/iluzia.htm 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Оптические_иллюзии 4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иллюзия
Развитие ощущений и восприятия
1. https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_13b.shtml 2. https://psyvision.ru/help/psy-psy-psy/5-psyhology/263-popsnsferalich
Диагностика ощущения и восприятия
1. https://pro-psixology.ru/psixologiya-metodicheskie-…perceptivnyx-sposobnostej.html Это интересно знать
^ Можно ли совершенствовать свое восприятие?
Свое восприятие вы можете улучшить. Чтобы стать наблюдательным, сделайте следующее.

  1. Внимательно послушайте, как отвечает на уроке ваш товарищ, который учится лучше вас и всегда получает отличные оценки. Постарайтесь подражать ему и только после этого выработайте свою манеру ответов на вопросы учителя.
  2. При подготовке к урокам учитесь выделять в материале главное и акцентируйте на нем свое внимание.
  3. Подбирайте свои примеры для иллюстрации правил и законов, которые вы изучаете.
  4. Научитесь анализировать свою активность на уроке и в общественных мероприятиях и отмечать особенности своего восприятия, сравнивая его с восприятием своих одноклассников.

5. Для тренировки наблюдательности предлагаем вам простое упражнение. а) вспомните, кто отвечал на уроке сегодня? А вчера? б) на какие вопросы отвечали ученики? в) какие действия совершал учитель? г) какую они имели цель? д) знаете ли вы, сколько в вашем классе блондинов и брюнетов? Старайтесь систематически тренировать и развивать свою на­блюдательность, уделяя этому хотя бы несколько минут каждый день.[/td]

Рубрики:Психология. Тренинг воображения, головоломки, шахматы Познание мира и себя

Метки:
восприятие

Процитировано 1 раз Понравилось: 1 пользователю

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 1
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось1
0

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]