Существует такой вид общения, который осуществляется с целью передачи определенных знаний и навыков, то есть заключает в себе основной механизм обучения как такового. Таким образом, педагогическое общение – это многоуровневое и профессиональное общение педагога с учащимися, которое включает в себя не только непосредственный процесс обучения, но также установление и совершенствование процессов коммуникации между преподавателем и учениками, налаживание взаимопонимания. Особенности педагогического общения также заключаются в том, что его эффективность напрямую выражается в удовлетворенности обеих сторон (педагога и учеников) относительно удовлетворения реализации актуальных для них потребностей.
Стиль педагогического общения
В настоящий момент существует далеко не один стиль педагогического общения. Большой спектр различных стилей, а также выбранный преподавателем стиль, напрямую влияет на дальнейшее формирование личности ученика.
Под стилем общения педагога понимают в первую очередь избранные самим преподавателем методики и приемы воспитательного воздействия на своих учеников. Они. В свою очередь, определяются рядом ожиданий и требований касательно поведения воспитанников, которые ставит перед собой педагог. Сам по себе стиль выражается в том, каким образом педагог реализует организаторскую деятельность, общение с детьми и между ними, какие он имеет в своем распоряжении методики для реализации надежных взаимоотношений с детьми. В педагогической практике выделяют 3 главных стиля, к ним относятся авторитетные, демократические и либеральные стили педагогического общения.
Теория авторитарного воспитания
Под таким стилем подразумевается полная диктатура. Ребенка держат под очень строгим контролем, так сказать «в ежовых рукавицах», запрещая практически все, что может приносить ему радость.
Если представить себе метод «кнута и пряника», то, в данном стиле авторитарного воспитания пряника нет вообще, только кнут. Фактически, единственное, чем родители берут, это наказаниями, которых ребенок страшно боится.
Этот метод всегда вызывал среди деятелей педагогики жаркие споры, деля ученных на два лагеря. В первом доказывали, что это приносит положительные результаты, развивая в отпрысках послушание, добропорядочность и организованность. Вторые же напротив, высказывались категорически против авторитарного типа воспитания, объясняя это тем, что такие дети вырастают с некими психическими отклонениями и полностью подавленной волей.
Так какие же на самом деле можно выделить положительные и отрицательные стороны такого метода?
Демократический стиль общения педагога
Принято считать, что наиболее эффективным и приемлемым является демократический стиль общения педагога. Главной чертой данного стиля является широкий контакт с детьми, общее проявление уважения и доверия, при этом сам педагог налаживает максимальный эмоциональный контакт со своими воспитанниками и никоим образом не подавляет их индивидуальность. Общение с детьми в данной ситуации также выражается частыми позитивными оценками, отсутствием реальных наказаний, строгости.
Данный стиль сложен тем, что он требует соответствующей отдачи со стороны самих воспитанников, без которой реализация желаемой атмосферы взаимного уважения не бывает возможной. Во многом все зависит от того, умеют ли дети правильно воспринимать свои ошибки и как они нацелены на различные формы совместной деятельности. Чаще всего, работа «демократичного» педагога нацелена стимуляцию мотивации детей к познанию, вызывает исключительно позитивные эмоции и тем самым лишь поощряет тягу к знаниям. Обучение у подобного преподавателя формирует понимание ценностей взаимоотношений, взаимоуважения и коллективных работ, формирует чувство уверенности в себе у детей.
Авторитетный стиль общения педагога
«Авторитетные» педагоги отмечаются совершенно противоположной точкой зрения и подходом к обучению. Прежде всего, они избирательны относительно своих воспитанников. Именно они чаще всего склоны к введению различного рода запретов, жестких правил, ограничений, прибегают к наказаниям. Говоря иначе, авторитетный стиль общения педагога – это проявление строгости и непоколебимости. Такой педагог ожидает от своих учеников постоянного и покорного послушания. Прибегая к большому количеству воспитательных мер, при этом все они являются однообразными.
Следует сразу отметить, что подобный стиль приводит к повышенной конфликтности, недоброжелательности в отношениях, а потому создает крайне негативную атмосферу для обучения и воспитания, особенно, школьников. Чаще всего, педагоги прибегают к авторитетному стилю исключительно в благих намерениях как можно лучше воспитать ребенка. С их точки зрения, если сломать детей и добиться максимального эффекта путем подавления «ненужной индивидуальности» своим авторитетом, то можно добиться максимального эффекта в кратчайшие сроки. Тем не менее, такое отношение вызывает у детей чувство отторжения, подавленности и незащищенности, что приводит, чаще всего, к очень негативным последствиям.
Либеральный стиль общения педагога
Данный стиль характеризуется безответственностью, низкой инициативой и настойчивостью со стороны педагога. Также наблюдается непоследовательность в выдвигаемых им требованиях, отсутствие решительности, необходимой в случае возникновении сложных ситуаций. «Либеральный» педагог способен в одно мгновение выдвинуть какое-либо требование или правило своим воспитанникам и тут же, позабыв о нем, придумать новое, совершенно противоположное предыдущему.
Чаще всего либеральный стиль общения педагога выражается зависимостью оценок деятельности воспитанников сквозь призму личного настроения педагога. Часто он переоценивает способности своих учеников, не проверяет насколько были выполнены предъявленные к заданию требования. Если у самого педагога хорошее настроение – дети получают хорошие оценки, в обратном случае – плохие.
Несмотря на все, такой преподаватель всегда доброжелателен к своим воспитанникам, всегда общается ласково и сдержано, каждого из них воспринимает как обязательно честного и хорошего человека.
Следует отметить, что особенность педагогического общения не является чем-то заранее предопределенным или выбранным, а формируется в процессе жизнедеятельности педагога. Таким образом, нельзя утверждать о том, что кто-то принимает полностью демократичный или полностью авторитетный стиль. Чаще всего встречаются смешанные варианты, например, демократичный и либеральный, или же демократичный и авторитетный.
Большую роль играет психолого-педагогические отношения индивида. Дальнейшая тактика общения и преподавания зависит во многом от личностного опыта педагога. На его стиль общения влияет непосредственное отношение с воспитанниками, умение общаться с ними в неформальной обстановке, общение с другими педагогами, представителями различных органов общественности и контроля за образованием. Следует отметить, что также значимой является компетенция самого педагога относительно детской психики, особенностей развития детей в определенном периоде жизни, умения наладить с ними доверительный контакт.
Классификация
Стили общения в психологии наиболее ярко проявляются в деловой сфере, во взаимодействии начальник-подчиненный или между равными партнерами. Большинство исследователей основывали свои классификации на исследованиях именно в этой области.
Вторая по значимости сфера изучения стилей общения – педагогика. Яркое проявление типажей происходит во взаимодействии учителя и ученика.
По К. Левину
Первая классификация стилей общения была создана в 1939 г. группой ученых под руководством К. Левина. Классификация является самой простой, но благодаря своей наглядности, остается самой популярной до нынешнего времени.
Изучение вопроса велось в сфере лидерства экспериментальным методом. Различные группы учеников выполняли тождественные задания под руководством наставников, которые представляли различные стили лидерского общения.
Стиль | Описание | Плюсы | Минусы |
Авторитарный (директивный) | Общение лидера с коллективом сводится к направлению указаний (директив), которые не подлежат обсуждению и являются обязательными к исполнению. Субъект взаимодействия принимает единоличные решения по вопросам личных действий и действий других субъектов. Мнение и удобства других подчиненных не являются важными. Личная инициатива каждого члена коллектива не поощряется. Руководство осуществляется методами диктата и гиперопеки. | Может иметь положительный эффект в случаях, когда лидер является самым компетентным лицом и необходимо быстрое принятие решений, когда необходимы срочные действия, без обсуждения мнений других членов команды. | Жесткое руководство, при котором не учитываются мнения опытных сотрудников, ведет к злоупотреблению властью, развитию конфликтных ситуаций, текучке кадров, в результате которых теряются знающие специалисты. |
Либеральный (попустительский) | Роль лидера сводится к минимуму, как и ответственность его за результаты деятельности. Контроль за процессом отсутствует или происходит выборочно, бессистемно. В общении проявляется равнодушие к проблемам коллектива и личностей в отдельности. | Может быть полезно в обществе, где все члены команды обладают равной компетенцией, квалификацией и выполняют строго определенные обособленные действия. | Нерациональное использование ресурсов и времени. Бесконтрольность ведет к отсутствию мотивации, теряется заинтересованность в результатах работы. Скрытые конфликты внутри коллектива. |
Демократичный | Стиль предполагает активное участие руководителя в деятельности группы, при этом принимая во внимание точку зрения каждого сотрудника. Лидер осуществляет общее руководство и контроль, оказывает содействие, поощряя активную деятельность каждого. Важные решения принимаются совместно. Методы руководства – просьбы, объяснения, рекомендации. | Данный стиль руководства подразумевает высокую компетенцию и беспристрастность лидера. Не всегда уместно проявление демократичности в критических ситуациях, когда требуются срочное принятие решения и выполнение действий по жестким инструкциям. | Демократичный стиль общения руководителя признан самым действенным. В этом случае максимально раскрывается потенциал каждого, но при этом сохраняется дисциплина и присутствует высокая мотивация. |
По С. Братченко
В психологии также популярна современная трактовка стилей межличностного общения, разработанная под руководством Сергея Братченко в конце ХХ века.
Стили, выделенные в данной классификации, по мнению ученых, встречаются в равной мере в различных ситуациях межличностного общения.
- Авторитарный стиль предполагает ориентированность на лидерство, подавление личности собеседника. Такой стиль общения определяет агрессивную коммуникацию, эгоизм, требование полного согласия со своей позицией. Мнение собеседника подавляется и не учитывается.
- Диалогический стиль общения основан на доверии, взаимопонимании. Диалог ведется с уважением мнения всех сторон, которые ориентированы на сотрудничество и взаимное самовыражение.
- Альгероцентричный стиль проявляется в случае, если общение индивидуума направлено на потребности собеседника. Собственные интересы игнорируются и добровольно подавляются. Первоочередная задача – развитие собеседника, иногда в ущерб собственному благосостоянию.
- Манипулятивный стиль ориентирован на диалог с целью использования информации в личных интересах. Собеседники коммуникации выступают в роли средств для достижения определенной индивидуальной цели. Проявляется некоторая хитрость в общении: следует как можно лучше понять собеседника для получения информации, при этом глубоко спрятав свои намерения.
- Комфортный стиль подразумевает готовность принять позицию собеседника, не желая высказывать свою точку зрения. Собеседник, которому присущ такой стиль общения не стремится вести конструктивный диалог, раскрывать свою позицию, равно, как и понять позицию партнера. Полное согласие с точкой зрение собеседника, не вникая в суть.
- Индифферентный – стиль, который проявляется в полном нежелании общения. Цель – закрыть проблему, не важно, каким способом, и уйти от сотрудничества.
По Л. Петровской
Ведущий российский социальный психолог Лариса Петровская (1937 – 2006) в основу своей классификации стилей заложила фактор самой ситуации, при которой возникло общение.
Исходя из этого, она выделяет 3 основных стиля общения:
- Ритуальный стиль ставит своей задачей удовлетворение потребности в принадлежности к какой-либо социальной группе, определенной сфере отношений. Цель общения между партнерами — поддержание связи с окружающим социумом. Партнер в такой ситуации является необходимым атрибутом достижения цели. Ритуальное общение подразумевает знание правил данного общества. Личностные интересы и особенности в данном случае не учитываются. Проявление ритуального стиля чаще всего характерно для общества людей, которые давно знают друг друга или для организаций со стабильным коллективом.
- Манипулятивный вид общения проявляется в использовании партнеров для исполнения собственных задач. Это не всегда негативное явление. Представляя свои лучшие качества и преимущества друг другу, партнеры решают многие задачи и выигрывают каждый в своем вопросе. Для использования такого способа общения нужно иметь навыки в манипулировании людьми.
- Гуманистический стиль проявляется в равноправном взаимодействии, когда партнеры не ставят целью продвижение сугубо личных интересов, а заботятся о комфорте и самореализации партнера. В процессе общения стороны оказывают поддержку друг другу, относятся с уважением к мнению других, не стараются манипулировать и перевоспитывать. Основной разговорный жанр в этом случае – диалог, в ходе которого высказываются все точки зрения. Решение принимается на основе соглашений и компромиссов, мнением большинства. Гуманистический стиль является наиболее демократичным, но часто в решении важных производственных задач он эффективно используется в качестве вспомогательного варианта.
В социальной психологии
Свой особенный стиль общения проявляется в каждом человеке не только в деловой сфере. В социальной психологии выделяют несколько стилей, по которым классифицируется поведение человека в общении с другими.
- Творчески-продуктивный (совместное творчество) стиль позволяет наиболее проявить лучшие качества всем участникам совместной деятельности. Партнеры в этом случае стремятся к общей цели и находят едино правильное решение совместными усилиями. Профессиональная компетентность, личные этические качества проявляются наиболее ярко.
- Дружеский стиль предполагает общение на основе уважение и дружеского расположения партнеров друг к другу. Искренний интерес к личности партнера, открытость перед ним, составляют предпосылку к успеху в делах.
- Дистанционный стиль широко распространен в сфере педагогического общения, в связке «учитель-ученик». Дистанция определяет ведущую роль одного из участников, подчеркивает различия партнера в возрасте, социальном положении, профессиональной компетенции и других качествах. При поддержании такого стиля общения важно правильно выбрать область его применения, чтобы в разумных пределах поддерживать дистанцию, но не перейти на стадию полного отрешения и диктаторства.
- Подавляющий (менторский) стиль является агрессивным проявлением стиля дистанционного. В этом случая один из партнеров принимает на себя роль всезнающего наставника-ментора, что мнение будет основным и непрекословным. Постоянный покровительственный тон в диалоге может привести к разрыву доверительных отношений или полному прекращению контактов.
- Стиль заигрывания можно рассматривать, как непродуктивную крайнюю степень дружеского стиля. Проявление видимости дружбы носит в этом случае неискренний характер, ставит целью завоевание искусственного авторитета у нужного лица. Часто встречается в отношениях взрослых с детьми или в общении с подчиненными малоопытного руководителя. Положительную роль заигрывание может сыграть в начале отношений двух лиц противоположного пола.
В зависимости от направленности личности
Стили общения в психологии классифицируются также в зависимости от направленности человека:
- Исполнительный – направленность на исполнение поручений согласно субординации и принятых межличностных контактов.
- Инициативный – направленность на свои интересы и дело.
- Агрессивный стиль присущ личностям, которые стремятся достичь успеха, контролируя действия других.
- Отчужденный стиль проявляется независимым поведением, попытками сохранять определенную дистанцию.
- Альтруистический стиль ориентирован на помощь другим, в ущерб своим интересам.
- Миссионерский – осторожное влияние на других людей.
- Внимательный стиль проявляется по таким признакам, как искренняя заинтересованность делами других, умение высказывать благодатность.
- Трансформационный стиль употребляют иногда деловые люди, когда обращением к высоким идеалам стараются направить собеседника на изменение их прежних целей.
По критерию адекватности способов и средств коммуникации
Классификация стилей общения проводится также по уровню адекватности способов и средств коммуникации.
На основании этих факторов выделены 3 стиля:
- Гибкий – стиль, для которого характерна высокая степень адекватности в выборе коммуникативных средств и поведения. Понимание эмоционального состояния партнера и цели общения.
- Регидный – стиль, при котором отсутствуют оценка коммуникативных возможностей и анализ стратегии общения. Эмоциональное состояние собеседника не подлежит оценке, подтекст сообщения не рассматривается.
- Переходный стиль объединяет в себе характеристики гибкого и регидного стилей, в зависимости от обстоятельств.