Барьеры общения: как их распознавать и преодолевать

В процессе деловых коммуникаций возникают разные противоречия — барьеры общения. Преодолеть их помогает комплекс правил – нормы делового общения. Эти нормы характеризуются употреблением определенной лексики, речевых оборотов и профессионализмов. Особенности такого делового общения регламентированы языковыми нормами.

Вот некоторые из них:

  • Избегайте длинные слова и сложные предложения.
  • Чаще используйте определенно-личные местоимения (я – мы, ты – вы).
  • Используйте утвердительные высказывания.
  • Откажитесь от сленга.
  • Сочетайте утвердительные предложения с вопросительными.
  • Предпочтение отдавайте открытым вопросам.
  • Учитывайте лексическое значение употребляемых слов и их стилистическую принадлежность.
  • Исключите из речи тавтологии.

Языковые нормы продиктованы стилем делового общения. Стили речи делового общения – это совокупность приемов и методов поведения. На формирование стиля влияют характер и деятельность человека, владение приемами делового общения, конкретная ситуация.

Существует несколько классификаций стилей речи делового общения. Обозначим следующие:

  • Авторитарный. Диктат и тотальный контроль.
  • Демократический. Совместный поиск решения проблем.
  • Либеральный. Безответственность и невмешательство – признаки этого стиля.

Перцептивный барьер

Перцептивный барьер — барьер восприятия. Настроение, с которым с нами ведут беседу, напрямую сказывается на эффективности коммуникации.

Проблема

Равнодушный тон и незаинтересованность, выдаваемая языком тела, формируют у собеседника скептическое отношение к успеху беседы и отбивают у него желание вести с вами разговор. То же касается людей, объясняющих свою точку зрения без уважения или с трудно скрываемой или не скрываемой вовсе неприязнью.

Решение

Начните разговор с позитивной ноты и старайтесь удерживать её на протяжении всей беседы. Допускайте уместную жестикуляцию, улыбайтесь и не забывайте о зрительном контакте с собеседником.

Поведенческий барьер

Мнение окружающих о нас напрямую влияет на уровень усвоения ими наших слов и на вероятность эффективного диалога. Исходя из отношения к вам, собеседник может абстрагироваться от темы беседы или частично игнорировать информацию.

Проблема

Напыщенный тон — причина неприязни со стороны собеседника. Если вся информация проходит через призму снисходительности, это вредит коммуникации и портит впечатление о говорящем. Низкая самооценка также может послужить причиной возникновения барьера.

Решение

Воспринимайте собеседника как равного себе. Обязательно хвалите человека за хорошо выполненную работу, даже если думаете, что сами могли бы сделать её лучше. Не забывайте про зрительный контакт и улыбку.

Языковой барьер

Языковой барьер возникает не только между носителями разных языков, но и между людьми с разным уровнем компетенции в какой-либо области.

Проблема

Если собеседник в речи использует незнакомые слова, вряд ли вы сможете понять его. Прибегая к профессиональным жаргонизмам в разговоре со стажёрами, вы не добьётесь понимания с их стороны и вселите в них неуверенность в собственной профпригодности. Если вы будете объяснять ребёнку решение задачи так, как рассказывали бы взрослому, это также приведёт к печальному результату: ребёнок не сможет решить подобную задачу вновь, пострадает его способность мыслить и докапываться до истины постепенно.

Решение

Упростите вашу речь до уровня собеседника, не проявляя снисхождения, свойственного людям с завышенной самооценкой.

Барьеры общения и приемы их преодоления

Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности, поскольку высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга. Речь – это лучший паспорт человека. А это, в свою очередь, требует развития коммуникативных возможностей современного специалиста [1; 2].

Формы межличностного общения разнообразны. К ним можно отнести и мимолетный разговор накоротке, и обстоятельную беседу «по душам» и разъяснение своих требований, и спор по ряду вопросов, и попытку добиться согласия по какой-либо проблеме. Однако в процессе общения нередко возникают затруднения, непонимания. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения.

Речь, любого рода информация всегда была и является способом внушения чего-либо. Однако часто мы являемся свидетелями и встречной психологической активности, называемой противовнушением, т.е. человек как бы защищается от неумолимого действия речи другого человека. Механизм противовнушения воздвигает на пути речи, информации многочисленные барьеры.

Коммуникативные барьеры – это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов, или препятствующие взаимопониманию или взаимодействию [3; 4].

В связи с этим целью исследования является определение барьеров общения и приемов их преодоления. Проведённое исследование показало, что к преградам, которые возникают в организационных коммуникациях, относятся недостаточное внимание важности коммуникации, искажение сообщений, информационные перегрузки, неудовлетворительная структура организации.

В процессе делового общения возможно возникновение трех коммуникативных барьеров и их различные модификации: «авторитет»; «избегание»; «непонимание». Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последней защиту от самого сообщения.

К коммуникативным барьерам относят также: некомпетентность; неумение выражать свои мысли; плохую технику речи; неумение слушать; барьер модальности; барьер характера [5].

Реакции, приведенные выше, разрушительно воздействуют на деловое общение, вызывают раздражение и возмущение у собеседников, ставят барьер в их взаимоотношениях. Для преодоления барьеров общения необходимо:

  • справляться с раздражением, говорить медленно и негромко;
  • развивать свои способности, стараться сдерживать себя в попытке прервать собеседника, унизить его достоинство. Прежде чем отвечать, дайте ему возможность высказаться. Своими действиями подчеркните, что вам интересно его слушать. Если вам недостаточно полученной информации, попросите пояснить то, что не совсем понятно;
  • проявить полное внимание к партнеру. Случайного кивка, восклицания или замечания иногда достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность;
  • пересказать высказывание говорящего, если собеседник уже высказался, поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это гарантирует от недопонимания во взаимоотношениях;
  • воздержаться от поспешных выводов и оценок, постарайтесь понять точку зрения собеседника;
  • не заострять внимание на разговорных особенностях собеседника, на его манерах и выразительных средствах, искать суть высказывания, основное содержание полученной информации;
  • не лицемерить и не притворятся. Стоит партнеру это заметить, как его мысли путаются и он теряет главную мысль высказывания. Заранее не настраивайте себя на то, что беседа будет неинтересной;
  • не отвлекаться. Плохого собеседника отвлекает и телефонный звонок, и хождение людей, которых видно через открытую дверь, и журнал в руках партнера. Необходимо сконцентрировать свое внимание только на словах собеседника;
  • искать истинный смысл слов собеседника. Не всю информацию ему удалось вложить в слова. Речь дополняется изменениями тональности и окраски голоса, мимикой, жестами, движением;
  • следить за главной мыслью, не отвлекаться на частные факты. Анализируйте, какие факты и события являются главными, а какие – побочными. Взвешивайте их информационную ценность. Сравнивайте их, чтобы понять, какая мысль скрывается за ними;
  • приспосабливать темп мышления и речи. Как считают ученые, скорость мышления в 3-4 раза опережает темп речи [6; 7].

Быть эффективным слушателем или иметь привлекательный имидж, говорить то, что интересует собеседника, – это значит владеть приемами понимающего слушателя. Такие приемы обычно включают:

  • внимательное молчание, минимум ответов;
  • обращение к говорящему за уточнением;
  • повторение мысли собеседника своими словами;
  • подытоживание основных мыслей собеседника;
  • стремление отразить своими словами чувства собеседника.

Деловой разговор является не формальной акцией. Это эффективное общение сотрудников, то есть получение деловой оперативной информации, совместный поиск решения, результативная разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий, поддержание деловых контактов; стимулирование деловой активности сотрудников и, наконец, эффективная работа над имиджем. Деловому человеку следует запомнить несколько правил поддержания неофициальной беседы. В такой беседе нельзя поднимать судьбоносные, политические темы, которые могут задеть за живое собеседника; не давать сведений о неизвестных источниках информации, непроверенных фактах; не рассказывать о сновидениях, предсказаниях, мистических видениях; не говорить об определенных лицах, на темы семьи своей и близких; не рекомендуется показывать семейные альбомы, касаться популистских вопросов (о ценах, обедах, болезнях и т.д.). Самые предпочтительные темы для бесед на неофициальных обедах, приемах: о книгах, забавных историях, о хобби, о поездках, экскурсиях, о театре, музыке, живописи, фильмах – всех жанрах искусства, о спорте – обо всем, что выходит за рамки государственных, деловых, семейных тем [8; 9]

Задача имиджирования – отработка коммуникативных технологий, духовно-нравственное развитие личности.

В заключение отметим, что овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения [10; 11].

Эмоциональный барьер

Эмоциональный барьер возникает из-за неуверенности, злобы, печали или даже излишней радости. Домашние проблемы могут наложить отпечаток на рабочие коммуникации, и наоборот.

Проблема

Испытывая эмоциональное напряжение, мы сами не замечаем, что пропускаем часть информации мимо ушей и как страдает наша способность к анализу и рассуждению. Находясь не в духе, мы становимся раздражительны по отношению к словам собеседника, а чрезмерная радость во время рабочего диалога может привести к одобрению откровенно плохой идеи.

Решение

Будьте выше своих эмоций и не позволяйте им влиять на общение с другими людьми. Находясь в состоянии эмоционального напряжения, старайтесь вести разговор с собеседником нейтрально.

Как преодолеть психологический барьер

Если Вы все чаще отслеживаете у себя наличие психологических барьеров, то должны обязательно задуматься об их преодолении.

Если с этим не работать, то в скором времени обнаружите в себе такие черты характера, как:

  • отсутствие инициативы;
  • уступчивость;
  • неумение отстаивать собственное мнение.

Похожая статья: Как простить обиду — лучшая техника прощения обиды

Преодоление психологического барьера проходит одновременно с избавлением от внутренних зажимов.

  1. Научиться определять свои чувства. При выстраивании психологического барьера задавать себе вопрос: «Что я чувствую в этот момент?». На следующем этапе поработать над собой, над преодолением выявленных эмоций.
  2. Посетить тренинги по преодолению определенного психологического барьера. Групповая терапия под управлением психолога способна устранить первопричины.
  3. Иметь в словарном запасе фразы-клише, которые легко вставить в разговор на любую тему.
  4. Не бойтесь задавать вопросы, чтобы правильно понять собеседника. Переспрашивайте и уточняйте, если Вам не понятна тема разговора.
  5. Постоянно заниматься саморазвитием и личностным ростом, тем самым поднимая самооценку.

Культурный барьер

Когда коммуникация происходит между представителями различных культур, высока вероятность возникновения культурного барьера. Но различия культур проявляются не только в общении с иностранцами или представителями иной веры.

Проблема

Некорректное общение с человеком другой национальности или религии может оскорбить его убеждения. Рассказы о пятничных гулянках могут испортить настроение человеку, которому противопоказан алкоголь. Попытка объяснить человеку старшего возраста смысл популярного ролика на YouTube может быть встречена непониманием.

Решение

Постарайтесь изучить собеседника заранее и ведите разговор максимально тактично. Если высок риск ляпнуть что-то не то, постарайтесь объяснить собеседнику с глазу на глаз, что не слишком хорошо знакомы с его культурой.

Гендерный барьер

Причиной непонимания может послужить различия в общении и мышлении мужчин и женщин. Женщинам свойственно мыслить интуитивно, а мужчинам — логически. Так, женщины любят говорить о людях и эмоциях, а мужчины концентрируют внимание на чём-то физическом и измеримом. Эти стереотипы, естественно, касаются не всех.

Проблема

То, что приемлемо по отношению к мужчине, может быть неэтично в общении с женщиной. Мужчина-начальник может скептически относиться к профессиональным навыкам женщин, позволяя стереотипам вмешиваться в коммуникацию. Так он рискует не только задеть собеседниц, но и неверно оценить рабочую ситуацию.

Этот эффект работает и в обратном направлении: отношение к словам обаятельной женщины может быть несправедливо завышено.

Решение

Не разделяйте собеседников по половому признаку. Воспринимайте представителей любого пола как равных себе.

Список литературы

  1. Измайлова М.А. Деловое общение : Учебное пособие / М.А.Измайлова. – М.: Издательско-торговая , 2009. – 252с.
  2. Игебаева Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления. В сборнике: социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2004. С.116 – 119.
  3. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. //Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. – Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. – С.78 –113.
  4. Игебаева Ф.А. Современный руководитель АПК: каким он должен быть (на примере Республики Башкортостан) // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2014, № 6 (124), С.105 – 108.
  5. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. – 176 с.
  6. Игебаева Ф.А., Шакиров И.Р. Речь как средство формирования профессионально-ориентированной коммуникации. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 96 – 98.
  7. Игебаева Ф.А. Стиль управления – главная характеристика деятельности менеджера //Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. статей. Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – 344с.
  8. Игебаева Ф.А. К вопросу о повышении эффективности управленческой деятельности на предприятиях АПК // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 3 – С.13 – 15.
  9. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 – 62.
  10. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии : Учебное пособие / Г.Г.Камардина. – Ульяновск, 2000. – 52с.
  11. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. – Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. – 112 с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]