Коммуникативные барьеры — классификация, способы и примеры преодоления

Особенности общения

Коммуникация при речевом взаимодействии адресована собеседнику, состоит в обмене мнениями и переживаниями, выражении желаний или призвана вызвать у партнера по диалогу изменения в представлениях о каком-либо предмете. Иначе говоря, общение всегда подразумевает процесс обмена информацией. При этом озвученные сведения не только передаются, но и формируются, уточняются, развиваются.

Коммуникации отличаются некоторыми особенностями:

  • Разнообразие. От обсуждения новой компьютерной игры школьниками до научной беседы между специалистами на симпозиуме.
  • Эффективность общения. Зависит от формы коммуникации (устная, письменная).
  • Значимость. Обмен сведениями происходит с определенными целями и служит удовлетворению потребности людей в получении нужной информации.
  • Влияние. Успешное коммуникационное влияние может изменить представление собеседника о предмете разговора.

Тем не менее в жизни нередки ситуации, когда общение затрудняется пониманием людьми друг друга. Коммуникативными барьерами в психологии называются преграды различного происхождения, которые могут возникать между партнерами по диалогу во время обмена адекватной информацией.

Они проявляют себя как психологическое противодействие со стороны того человека, который как бы защищается от активного преподнесения информации и препятствует этим обмену сведениями между собеседниками, вступившими в диалог. При получении информации из внешней среды могут появляться коммуникативные барьеры (КБ), связанные со множеством сведений, которы ежедневно получает каждый человек.

В процессе внешней коммуникации возможно возникновение информационной перегрузки, чувства дезориентации при выборе источника (пресса, телевидение, интернет), что приводит к обесцениванию полученных сведений. С другой стороны, умение правильно использовать информацию, например, эксклюзивную или известную ограниченному кругу лиц, позволяет оказывать воздействие на других людей и расширить свое влияние.

Многозначность

Использование слов с несколькими значениями иногда приводит к путанице и непониманию сообщения. Примеры семантического барьера из-за невозможности определить смысл без контекста:

  1. «Ты подготовился к сегодняшнему вечеру?» – слово «вечер» может подразумевать и период времени под конец дня, и собрание (танцевальный/ литературный/ званый вечер).
  2. «Это – моя команда» – под словом «команда» можно понимать распоряжение, спортивную группу или группу, связанную общим интересом.
  3. «Достань тарелку» – слово «тарелка» может обозначать и посуду, и музыкальный инструмент, и даже летающий объект.

Сюда же можно отнести случаи отсутствия единого значения относительно абстрактных понятий. Они могут быть формально определены, но для каждого человека все же несут разный смысл. Это такие слова как доброта, счастье, справедливость, демократия, прогресс.

Для устранения многозначности достаточно употреблять слова в подходящем для них контексте. Значение абстрактных терминов можно обговаривать с собеседником отдельно.

Причины возникновения

Отсутствие взаимопонимания между собеседниками может появиться по многим причинам. К ним относятся:

  • уровень интеллекта;
  • неодинаковое знание темы или предмета разговора;
  • различия в лексиконе и тезаурусе (совокупности понятий, соответствующих какой-либо области знаний);
  • отсутствие понимания партнерами ситуации общения;
  • разное мировоззрение, основанное на различиях социального, культурного, политического, религиозного, профессионального, национального характера.

Преграды между собеседниками часто проявляются как индивидуальные особенности психологического свойства. Примеры коммуникативных барьеров такого рода:

  • излишняя откровенность одного человека и замкнутость другого;
  • обида, недоверие, подозрительность и другие негативные чувства, направленные на партнера;
  • интеллигентность в противовес напористости;
  • интуитивное неприятие чужой личности.

Эти фильтры могут подействовать таким образом, что правдивая информация будет восприниматься как ошибочная, а неверная станет приемлемой.

Бессвязность

Такое явление возникает из-за неспособности коммуникатора грамотно оперировать языком. Он уже на этапе подготовки монолога теряет смысл своего сообщения. Речь оказывается настолько плохо сформулированной, что ее сложно или невозможно понять. К этому виду причин относятся неправильный подбор слов, несогласованность предложений, частые повторы, перегружающие сообщение.

Даже идеальные сообщения бывают сложны для реципиента ввиду отсутствия у него необходимого опыта для обработки конкретного сообщения. Если коммуникатор не берет в расчет уровень его речевой культуры, смысл сообщения не дойдет до слушателя. Максимальное упрощение и очищение текста от воды (вводных слов, бессмысленных уточнений и пр.) позволяет избавиться от бессвязности.

Формы и виды

Коммуникативные барьеры устанавливаются, когда реципиент (получатель сообщения) хочет защититься от неважной, нежелательной или даже опасной информации. В зависимости от межличностного уровня общения, от умения партнеров, участвующих в диалоге, выразить свои мысли словами, сконцентрировать внимание на собеседнике и выслушать его различают три формы прозрачности КБ. К ним относятся:

  • избегание;
  • авторитет;
  • непонимание.

Избегание — наиболее непрозрачная форма КБ. Не воспринимать нежелательную информацию можно, избрав физический путь и избегая любых контактов с ее носителем, или психологическим способом — не вслушиваться в слова участников беседы, углубившись в собственные мысли. Самый прозрачный барьер — непонимание, при его возникновении сведения искажаются до неузнаваемости и низводятся до нейтрального смысла. Барьер авторитетного типа направлен на обесценивание информации путем субъективного снижения значимости и надежности ее источника.

Существует классификация психологических преград по формальным характеристикам содержания самого сообщения, приводящим к непониманию. По этому признаку КБ разделяют на фонетические, стилистические, семантические и логические.

Фонетические и семантические различия

Разбор причин появления таких барьеров показывает, что они обусловлены различием в акустических средствах передачи информации и непониманием значений слов. Фонетический барьер возникает в связи с физиологическими особенностями разговорной речи, которые присущи разным людям. К ним относятся:

  • плохая дикция и артикуляция;
  • неверная расстановка ударений;
  • слова-паразиты.

При этом диапазон непонимания довольно широк — незначительное относится к произношению отдельных слов, совершенное отражает полное незнание языка (иностранного или незнакомого). Частичный барьер возникает при быстром, невнятном выговоре, шепелявости, акценте. Но и замедленная речь, перемежающаяся ненужными звуками и словами-паразитами (э-э, м-м, ну, вот), вызывает у реципиента только раздражение.

Фонетическое непонимание проявляется и при неожиданном повышении голоса как следствие того, что повышенные тона блокируют восприятие речи. В таких случаях человек концентрирует внимание на отношении к нему собеседника вместо осмысления сообщения. Высокий или пониженный тембр голоса вызывают у реципиента защитную реакцию отключения внимания от слов говорящего.

Семантический барьер образуется при коммуникации между представителями разных субкультур и проявляется в непонимании лингвистического состава языка, относящегося к обычаям, нормам и ценностям, жаргонизмам, употребляемым в уличной или молодежной среде. Кроме того, имеет значение и многозначность избирательных слов, смысл которых зависит от предложенного контекста.

Стилистические препятствия

Возникают в случаях, когда стиль речи говорящего не соответствует ситуации или стилю речи реципиента, т. е. при неправильной организации сообщения. Например, критическое замечание не воспринимается таковым, если высказано в дружественной форме, так как выбранный стиль неуместный, не соответствует цели коммуникации и намерениям участника разговора.

Подсознательное или явное сопротивление у реципиента вызывают фразы, содержащие слова принуждения: должен, обязан, необходимо и т. п. В деловой сфере не всегда уместна и парадигма возможного и желательного без конкретики. Психологи советуют использовать такие приемы структурирования информации:

  • Правило рамки. Заключается в четком очерчивании начала и конца разговора, чтобы цели и намерения лучше закрепились в высказанном информационном ряду.
  • Правило цепи. Выражается в структурировании процесса коммуникации, когда сведения, необходимые для анализа задачи, образовывают цепь последовательных сообщений, объединенных в группы по определенным признакам.

Стилистический барьер появляется и в условиях, когда форма коммуникации не соответствует ее содержанию. Например, человек, пригласивший собеседника к диалогу, ведет односторонний монолог. Такой способ общения приводит не только к недовольству собеседника, но и вызывает непонимание и даже неприятие самой информации, вызванное негативными эмоциями, не позволяющими слушателю сосредоточиться и эффективно воспринять услышанное. Непонимание между партнерами возникает и при использовании стилей, уместных в письменной речи, но затрудненных для восприятия на слух.

Логические барьеры

Проявляют себя в ситуациях, когда партнеры не могут найти общий язык при коммуникации. Люди могут видеть суть обсуждаемой проблемы с разных точек зрения, которые не всегда совпадают с позицией другого участника разговора. Кроме того, собеседники могут придавать одним и тем же словам в различных ситуациях совершенно разный смысл, зависящий от индивидуально-личностных особенностей. Зародившись в сознании одного человека, он необязательно станет понятным слушателю, тем более что и сами мысли — это следствие различных потребностей индивида.

За каждой из них скрывается свой мотив как первичная составляющая в формировании словесных конструкций. Это выражается в том, что собеседник сначала формулирует свою внутреннюю речь и только после этого вербализует ее, слушателю же приходится сначала расшифровать послание, чтобы постигнуть смысл адресованного ему сообщения. Если реципиенту свойственны другие особенности мышления, то понимание информации будет неадекватным и непременно вызовет затруднения в коммуникации.

Зачастую такой барьер возникает, если у одного из партнеров абстрактно-логический вид мышления, а у второго — наглядно-образный: при этом логические операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения и других будут иметь разную направленность и глубину. Например, пока один человек пытается как можно глубже проанализировать проблему, другой останавливается на сборе поверхностной информации и быстро формулирует ответ. Логические барьеры наиболее заметны, когда партнеры с различиями в мыслительной деятельности не стремятся учитывать специфические черты друг друга.

Средства преодоления

Коммуникативные барьеры общения убираются с помощью психологических приемов, направленных на определение условий, ослабляющих их влияние на реципиента. Совокупность средств, помогающих процессу разблокировки коммуникационных каналов, называется фасцинацией. Термин произошел от английского слова fascination, что означает «очарование».

Средства фасцинации сопровождают подачу информации, увеличивают долю ее восприятия слушателем и повышают доверие к полученным знаниям. Обычно они выступают дополнительным фоном, например, для конструктивного диалога можно рекомендовать спокойную, доверительную обстановку, при общении через электронные носители — акцентированное музыкальное сопровождение.

Для преодоления фонетического барьера используются технические приемы по улучшению качества речи и соблюдению темпа диалога, наиболее подходящего для понимания смысла сообщения. Немаловажное значение имеет установка на верное произношение слов и правильные ударения. Фонетическое непонимание смягчают паузами, которые усиливают внимание и дают собеседнику передышку. Защититься от повышенного тона партнера можно только находясь в эмоциональном равновесии и обратившись к нему с просьбой соблюдать спокойствие во время беседы.

Оптимальная тональность и правильно расставленные акценты в сообщении также способствуют эффективной коммуникации. Для преодоления семантического барьера необходимы знания о культурных и религиозных обычаях разных народов, которые помогают понять особенности других людей и подобрать для разговора понятную им лексику. Оправдывает ожидание языковая вариабельность, когда меняется специфика сообщения в зависимости от того, кому оно предназначено.

Стилистические барьеры преодолеваются правильным построением разговора. Чтобы сообщение воспринималось лучше, его начинают с привлечения внимания и вызова заинтересованности у реципиента, далее переходят к основным положениям и вступают в дискуссию с возражениями и вопросами. Общение заканчивается выводами и подведением итогов диалога. Избежать логического барьера можно, если попытаться понять, каким образом собеседник строит умозаключения, выявить и постараться компенсировать различия.

Сленг или незнакомый язык

Использование профессионального жаргона не позволяет понять сообщение непрофессионалу, делая речь бессмысленной. То же самое характерно для сленга. Человек, не относящийся к группе, которой принадлежит сленг, не сможет разобрать смысл сообщения.

Единственное лекарство против этой причины семантического барьера – расширение словаря и изучение аудитории. Коммуникатор для успешного взаимодействия со слушателями должен хорошо разбираться в их словаре и подбирать аналогии под неизвестные ему термины.

Качества характера, создающие проблемы

На первое место можно поставить гордыню, ведь остальные качества – производные от нее. Эта черта проявляется в возвышении себя и снисходительном отношении к окружающим. Контактируя с гордецом, человеку приходится сдерживаться, чтобы избежать конфликтов.

Хвастовство – способ самоутверждения. За этой чертой может скрываться неуверенность, потребность в похвале. Хвастливые личности часто бывают тщеславными. Это следующая отрицательная черта. Тщеславный человек зависит от лести, чужого мнения. Он верит в свою значимость, только если видит одобрение окружающих. Важно научиться хвалить себя, ведь льстецы редко бывают искренними. Их цель – манипулирование тщеславным человеком.

Властолюбие выражается в неприятии чужих мнений и желаний. Это болезненная потребность контролировать окружающих. Чтобы плодотворно общаться с властолюбивым человеком, нужно уметь четко аргументировать позицию. В первую очередь властолюбец подавляет неуверенных личностей.

Вспыльчивость – неспособность осознавать свои эмоции, контролировать их. Вспыльчивая личность замечает последствия эмоционального «взрыва» после его окончания. Собеседникам такого человека приходится проявлять особенное спокойствие, не «отзеркаливать» грубые слова противоположной стороны.

Экспресс-итог

Таким образом, коммуникативные барьеры – это психологические препятствия, мешающие людям понимать друг друга правильно. В зависимости от того что и как не понимает собеседник, существует несколько видов коммуникативных барьеров и их характеристик. Ученые приводят разные способы классификации барьеров, поэтому сложно сказать наверняка, сколько их существует. Но для лучшего раскрытия темы стоит привести наиболее распространенные виды коммуникативных барьеров с примерами и способами, которые помогут достичь взаимопонимания. Как показывает практика, не существует той преграды к общению, которую невозможно преодолеть, есть только нежелание коммуникатора и реципиента найти общий язык.

Люди часто заблуждаются, думая, что достаточно высказать свое мнение, как его поймут. Это возможно только при условии, что сообщение достигнет своего адресата без изменений. И, к сожалению, такое случается очень редко, практически никогда. Коммуникаторы говорят одно, а реципиенты понимают совсем другое. И не потому, что они так поступают специально, просто все сообщения поддаются воздействию многих факторов и помех, снижающих результативность передачи информации. Невозможно учесть все факторы, искажающие сообщения, поэтому были предприняты самые разнообразные попытки классификации видов коммуникативных барьеров.

Особенности возникновения и проявления непонимания напрямую зависят от того, что стало причиной искажения информации. К примеру, если разговаривать с человеком, который раздражен с самого утра, то он явно не поймет и 10 % переданных данных, а в противном случае еще и возмутится из-за того, что его якобы оскорбили, хотя об этом даже никто не подумал.

Понятие

Коммуникационные барьеры — причинные факторы, препятствующие успешному общению, при котором обе стороны усваивают и обмениваются информацией.

Общение достигает успеха в результате снижения или отсутствия барьеров, когда данные отправителя адекватно воспринимается получателем.

Общая классификация коммуникативных барьеров делит их на основе масштаба:

  1. Макробарьеры глобальны — они мешают общению в целом. К примеру, географический барьер — когда один из участников коммуникации, находясь в другом часовом поясе, не может продолжать разговор и отправляется спать.
  2. Микробарьеры точечные, и относятся к конкретной сфере интересов. Например, в повседневной жизни человек общителен, но с коллегами немногословен, поскольку не находит общение с ними интересным.
    В данном случае имеют место быть личностный и психологический барьеры.

Способы вычислить тип барьера

Нужно проанализировать свои переживания и реакции партнера. Коммуникационные преграды связаны не с содержанием диалога, а с особенностями речи: логикой повествования, словарным запасом, четкостью произнесения слов.

Преграды взаимодействия возникают в ходе общения. В этом случае одну из сторон не устраивает моральный облик, уровень знаний и характер партнера. Барьеры восприятия – стереотипы, ожидания. Если психологическая преграда возникла слишком быстро или еще до общения – это барьер восприятия.

Визуально напряжение между спутниками проявляется через язык тела. Обращают внимание на:

  • мимику (напряженное лицо, улыбка не соответствует выражению глаз);
  • позу (закрытая поза – спутник отворачивается, скрещивает конечности; излишняя расслабленность и рассеянность также считаются признаками психологической закрытости);
  • жестикуляцию (резкие движения; невольно сжатые кулаки);
  • выражение глаз (отсутствующий, «бегающий» или длительный взгляд).

ЧИТАТЬ Как научиться общаться с людьми: советы специалистов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]