Одной из главных проблем современного общества является феномен выученной беспомощности. Это состояние имеет много общего с тревожностью: человека одолевают сомнения и негативные мысли относительно своих способностей и исхода того или иного дела. Лень или неумение заставить себя выполнить обещание тоже является проявлением выученной беспомощности.
Безвыходность
Что такое синдром выученной беспомощности?
О синдроме в мире психологии впервые заговорили в 60-х годах прошлого века. Открытие совершил американский ученый Мартин Селигман. Предметом интереса Селигмана было изучение механизма формирования условных рефлексов. Однако в результате он совершил другое открытие. Исследование, которое М. Селигман проводил на собаках с целью повторить эксперимент Павлова, было менее гуманным. Вместо еды использовались удары током, а свет был заменен на звуковой сигнал.
Подопытных собак разделили на две группы. Каждая из них при определенных обстоятельствах подвергалась легким ударам током. У первой группы была возможность избежать наказания, второй этой возможности не предоставили. Счастливчики из первой группы быстро сообразили, что нужно делать для спасения и легко пережили стресс. Собаки из второй группы, предприняв несколько неудачных попыток, смирились с неизбежностью и не пытались выйти из камеры даже когда им открыли дверь. Уже будучи в безопасности, подопытные второй группы проявляли признаки тревоги, депрессии и пассивности.
Автор эксперимента был удивлен, поскольку такое поведение подавило один из самых сильных инстинктов, инстинкт самосохранения. Селигман выдвинул гипотезу о том, что в условиях постоянного стресса человек ведет себя аналогичным образом. Данное явление получило название «синдром выученной/приобретенной беспомощности».
Тут будет размещена реклама
Люди реагируют на стресс подобным образом. Ректор университета Юлиус Куль доказал это, проведя эксперимент на своих студентах. Он дал подопечным задачу, которая не имеет решения. Когда студенты выбились из сил, испытывая отчаяние, Куль предложил решить другую задачу. Она была проста, но, несмотря на это, никому из студентов не удалось дать правильный ответ и на нее.
Причины возникновения синдрома
Принято считать, что психологические нарушения произрастают корнями из детства. В большинстве случаев так и есть, но не с выученной беспомощностью. Это наглядно продемонстрировал эксперимент Куля. Синдром как способ социальной адаптации носит ситуационный характер и не коррелирует с возрастом.
Основные причины:
- стрессовая ситуация, понесшая за собой психотравму;
- попадание в экстремальные жизненные условия;
- болезнь;
- уход близкого;
- развод;
- потеря работы;
- бытовые проблемы.
Предпосылка к возникновению защитной реакции – это невозможность выбирать и отсутствие контроля ситуации. Негативный опыт дает подсознанию ложный сигнал о том, что впредь будет только так. Поэтому в дальнейшем у человека пропадает мотивация и стремление к тому, чтобы что-то менять.
Что касается детства, в раннем возрасте синдром приобретенной беспомощности формируется как следствие авторитарного или непоследовательного воспитания, гиперопеки, родительского примера, сравнений ребенка с другими и так далее. В этом случае уже к 8 годам ребенок будет уверен в своей неполноценности и некомпетентности в решении жизненных задач.
Любопытно, что выученная беспомощность не жертвенна, как может показаться на первый взгляд. Однако такие люди чаще попадают на крючок созависимых отношений или спускаются по социальной лестнице. Причина этому – подсознательное стремление к неудачам, интеллектуальная и физическая пассивность, неверие в себя.
Модель оптимизма Селигмана
Селигман, один из исследователей, которые помогли обнаружить феномен беспомощности, которому он научился, позже обнаружил, что его внимание обращено на то, что, возможно, является полной противоположностью усвоенной беспомощности: оптимизм.
Хотя имя Селигмана на протяжении многих лет было синонимом выученной беспомощности, он знал, что может предложить миру гораздо больше. Его работа над этой темой заставила его задуматься о том, какие другие перспективы можно выучить и могут ли люди развить положительные черты, вместо того, чтобы развивать чувство беспомощности.
Исследования Селигмана привели его к созданию модели выученного оптимизма. Он обнаружил, что благодаря обучению устойчивости люди могут научиться развивать более оптимистичную перспективу. Эта способность наблюдалась у детей, учителей, военнослужащих и многих других.
Возможно, не так легко научиться оптимизму, как беспомощности, но это можно сделать. Если вы хотите узнать больше об оптимизме и о том, как его можно узнать, ознакомьтесь с книгой Селигмана «Изученный оптимизм: как изменить свой ум и свою жизнь». Помимо краткого обзора исследований по этому вопросу, вы также прочитаете о нескольких простых методах, которые можно применять для разработки более позитивного и сострадательного стиля объяснения.
Как выявить наличие симптома приобретенной беспомощности?
По внешним признакам поведения выученная беспомощность не отличается от комплекса жертвы. Для обоих синдромов характерны схожие реакции на проблемы и жизнь в целом. В разговоре преобладают пессимистические настроения, а от человека часто можно услышать фразы:
- «Весь мир против меня»;
- «Неприятности так и липнут…»;
- «Я лузер»;
- «Все равно ничего не выйдет…»;
- «Значит, на роду написано» и так далее.
И там, и здесь присутствуют вторичные выгоды. Разница в том, что человек с выученной беспомощностью, несмотря на пессимистические настроения, жертвой себя не ощущает. Он, скорее, похож на Ежика в тумане, которого, как в одноименном мультфильме, несет стремительное течение реки.
Статистика 90-х годов, актуальная и по сей день, свидетельствует о распространении синдрома на возрастную категорию населения 35-40 лет. Для людей среднего возраста характерны такие ее признаки:
- отсутствие интереса к жизни;
- затворничество;
- «заболоченность» быта;
- склонность к фатализму;
- отказ от социальных ролей;
- снижение физической и интеллектуальной активности;
- зависимость от алкоголя или лекарств.
Люди с выученной беспомощностью верят в предопределенность судьбы. Им всегда мешают внешние факторы, другие люди и обстоятельства. Они видят проблему, но не ищут решения. Признак синдрома – нежелание брать ответственность за то, что происходит с человеком и как складывается его жизнь. Отсутствие выбора в негативном опыте создает иллюзию его отсутствия впредь и навсегда.
Соответствующие тесты и вопросы
Несмотря на то, что многие люди включили в свою учебную программу показатели заученной беспомощности, они часто являются неформальными. Однако есть две меры, которые использовались довольно часто в последнее время.
Шкала усвоенной беспомощности была разработана Quinless и Nelson (1988) для сбора и подсчета баллов за усвоенную беспомощность. Шкала состоит из 20 пунктов, оцениваемых по шкале от 1 (полностью согласен) до 4 (категорически не согласен). Минимальный балл по этому показателю — 20, а максимальный — 80, причем более высокие баллы указывают на большую степень усвоенной беспомощности.
Анкета «Изученная беспомощность» была создана в 2014 году в исследовании Сорренти и его коллег по изученной беспомощности и ориентации на мастерство. «Изученная беспомощность» состоит из 13 предметов, оцениваемых по шкале от 1 (не соответствует действительности) до 5 (абсолютно верно), для общего возможного балла от 13 до 65. Примером этой шкалы является утверждение «Когда вы сталкиваетесь с препятствием в учебные занятия вы перестаете пытаться. Вы легко разочаровываетесь.
Важно! Если вас больше интересует шкала, измеряющая усвоенный оптимизм, вы можете найти тест усвоенного оптимизма — шкалу, адаптированную из книги Селигмана. Он включает в себя 48 пунктов с двумя возможными ответами.
Выбор без выбора как фактор синдрома
Выученная беспомощность может сформироваться даже в объективно благоприятной среде. Это доказал эксперимент, проведенный в 70-х годах в доме престарелых Арден-хаус (штат Коннектикут).
Объектами исследования стали жители дома второго и четвертого этажей. Их контингент был схож, а высококлассное обслуживание идентичным с оной только разницей. Сервис, расписание дня, порядок выдачи лекарств и прочие услуги жителям второго этажа предоставлялись безоговорочно. А старичкам с четвертого этажа всего этого необходимо было добиваться: самим просить лекарства, узнавать расписание дня, звонить сестре-хозяйке, дабы она занялась уборкой комнаты и так далее. Кроме того, им позволялось менять обустройство быта и досуга.
По прошествии времени группы прошли тесты на уровень удовлетворенности жизнью. Показатели оказались существенно выше у людей, живших на четвертом этаже. Эти старички были бодры, они с воодушевлением рассказывали родственникам о своих маленьких победах. Смертность подопытных по сравнению с группой второго этажа снизилась. Все потому, что люди получили жизненно необходимый ресурс – возможность самостоятельно делать выбор и управлять ситуацией.
Эксперимент сломал стереотипы, царившие до этого в области геронтологии (науке о старении). Он побудил изменить уклад в домах для престарелых по всей Америке и странам Европы. Стало ясно, что принудительный отказ от самостоятельности без веских на то причин сокращает жизнь, поскольку человек утрачивает мотивацию просыпаться по утрам. В приоритете теперь находится возможность выбора и активность по мере физической возможности. Аналогично применять опыт эксперимента эффективно при реабилитации больных и в воспитании детей.
Детям нравится проводить свободное время с родителями
Многие современные дети отказываются от прогулок, выполнения уроков, работы по дому – они хотят постоянно сидеть в своих смартфонах или смотреть телевизор. Им нравиться так проводить свое свободное время. Как тут быть? Ограничивать?
Если ребенок хочет все время проводить с гаджетом в руках, то ограничение тоже выход, однако плохо работающий. Почему? Потому что свободное время детей надо чем-то заполнить. Любой малыш или подросток охотно проводит свободное время с папой и мамой. Но и родители должны иметь возможность, и желание заниматься со своими детьми.
А что же ночью? Взрослые ночью спят, потому что с утра вставать на работу, а вот дети сидят в соцсетях и могут до утра переписываться со сверстниками: мало спят, не отдыхают и плохо воспринимают информацию в школе.
Здесь родители сами должны определить собственную ответственность и выдержку. Необходимо понять, что сейчас важно: ребенок, самостоятельно принимающий решения по поводу учебы и успеваемости, или подросток, который хорошо выспался, отдохнул и слушается родителей.
Сохранение доверительных взаимоотношений с ребенком – вот что главное в этот период времени. Когда подростки переходят к взрослой жизни, возникают трудности и вопросы, связанные с отношениями и множеством опасностей. Дети учатся принимать самостоятельные решения. Родители должны постараться переместить акцент на чувства ребенка.
О пользе сна говорить, конечно, надо, но не в категоричной форме, а оперировать конкретными доводами и примерами.
Как побороть синдром приобретенной беспомощности?
Антиподом выученной беспомощности является выученная жизнестойкость. Человек способен выучиться и тому, и другому. Поэтому хорошая новость заключается в том, что от выученной беспомощности можно отучиться, а жизнестойкости научиться.
С проблемой эффективно борется когнитивно-поведенческая терапия. Программа, разработанная на ее основе, позволяет перекодировать негативные убеждения человека и задать ему принципиально новую установку на успех. Селигман предлагает начать с «выученного» оптимизма. Специфика беспомощности в том, что, столкнувшись с неприятностью и потерпев поражение, человек уверен, что в будущем так будет происходить всегда. Задача психотерапевта – разорвать этот порочный круг. Ведь, если человек ищет проблему, он обязательно ее найдет. Но, если ищет решение, найдет и его.
Психотерапевтическая методика состоит из этапов:
- Определение негативных установок;
- Перекодировка беспомощности на жизнестойкость;
- Повышение самооценки и уверенности в собственных силах;
- Формирование адекватной Я-концепции и знакомство с ней;
- Получение контроля над жизнью с учетом использования новых качеств личности;
- Прививание навыков использования потенциала личности на практике.
Психологи дают несколько советов тем, кто борется с синдромом выученной беспомощности самостоятельно.
Не бездействуйте
Делайте хоть что-нибудь для улучшения своего текущего положения. Двигайтесь маленькими шагами, дабы не терять чувство комфорта. Допускается, что ваша деятельность не будет иметь непосредственного отношения к проблеме. Ваша задача – избегать пассивности. Сделайте уборку в доме, займитесь полезным делом, прогуляйтесь на свежем воздухе, пообщайтесь с людьми, которые вас поддерживают. В процессе движения энергия для решения проблемы появится сама.
Формируйте новое самовосприятие
Концентрация на негативе только подкрепляет беспомощность. Поэтому важно сместить фокус на позитив. Вспоминайте ситуации, в которых были собой довольны и выходили из ситуации победителем. Эти события непременно есть, и концентрироваться необходимо именно на них.