Черты характера и синдром психастенического типа личности

Психастенический тип личности относится к одному из видов акцентуаций характера А.Е. Личко. В детстве такие дети часто пугливые, неуверенные в себе. Склонны к самоанализу. Любят все рационализировать.

Акцентуации характера – это обострившиеся черты характера, образующие единую некую систему личностных особенностей. Человек часто проявляет их уже в детстве, но особенно эти черты проступают обычно в подростковом возрасте. Иногда с возрастом акцентуация «сглаживается», становится неявно выраженной. Исчезает ли она? Трудный вопрос. Но то, что в детстве или пубертате было критически важным для человека, с возрастом может утратить значимость и силу воздействия на личность. Порой одна акцентуация трансформируется в другую.

За годы развития психологии и психиатрии как науки было множество классификаций личностей. Одной из известных является классификация, предложенная российским ученым – А. Е. Личко. В частности, психастеническая личность рассматривается им как тип личности, предрасположенный к развитию неврозов, а именно обсессивно-фобических.

В современной классификации к психастении, как к расстройству личности приближены два вида: ананкастное и тревожное расстройство личности. На самом деле, все будет зависеть от специалиста, занимающегося конкретным случаем психастении. Как диагноз, в современном классификаторе она отсутствует. То, что называли раньше психопатией, а сейчас расстройством личности, остается с человеком на всю жизнь. Некоторые специалисты к психастении относят невроз (F 48.8) в рамках существующей систематизации.

Определение расстройства

Ученые медики разделились во мнении: с одной стороны, психастения – это невроз, который занесен в международную классификацию болезней Всемирной организацией здравоохранения. С другой, особенность характера, значительно усложняющая жизнь. Человек с психастенией чрезмерно мнительный в отношении всего, что с ним происходит. Его тревожит неизвестность, ему сложно сделать выбор даже в незначимой ситуации.

Что такое психастения, можно разобраться, переведя термин с греческого языка, – дословно перевод звучит как бессилие души. Некоторые считают это отсутствием характера. Однако характер у таких людей есть и, согласно классификации личностных расстройств, называется он тревожно-сомневающимся или тревожно-мнительным.

Внимание! Психастенический тип личности держит своего обладателя в постоянном ожидании отрицательных событий, любая ситуация кажется потенциально опасной.

Клиническая картина

На пути к успеху психастеники больше всего боятся поражения. Таким людям не свойственны спонтанные, необдуманные поступки. Их отличает нерешительность. Чтобы избежать поражения они тщательно разрабатывают план действий, стараются быть максимально пунктуальными, отличаются выраженной педантичностью. Когда же все детально спланировано, психастеник может упорно, без устали работать.

Психастеники очень боятся неопределенности. Если что-то в их плане нарушается, они сразу теряются и могут даже отказаться от намеченной деятельности.

Люди с психастенией не столько стремятся к успеху, сколько боятся поражения. Они никогда не прислушиваются к порывам своей души, не совершают необдуманных поступков.

В большинстве случаев такие люди начитанны, образованны, однако они не любят выступать перед публикой, высказывать свое мнение. Даже в совершенстве владея нужной информацией, при необходимости поделиться нею с окружающими, выступить с речью, докладом, психастеники приходят в состояние крайнего волнения и могут все забыть.

Людям, страдающим психастенией, тяжело дается принятие решений. Они прислушиваются к чужому мнению, просят помощи, совета, но только у тех людей, которым всецело доверяют. Как правило, круг их общения ограничивается небольшим количеством проверенных друзей, к которым они привязаны и чьему мнению полностью доверяют. Контактов с посторонними они избегают, чтобы не опозориться перед ними, не прослыть некомпетентными.

Педантизм и мелочная пунктуальность, свойственные психастении, могут вызывать раздражение у окружающих. А вот пунктуальность и трудолюбие, наоборот, помогают им завоевать расположение коллег и начальства на рабочем месте, однако их безотказность может стать поводом для сверхурочной работы, выполнения чужих заданий.

Повышенная мнительность к своему здоровью со временем может трансформироваться в ипохондрию, привести к возникновению реактивной депрессии.

Симптомы психастенической психопатии

Обсессивно-компульсивное расстройство личности — что это такое

Диагностируется болезнь путем выявления особых симптомов, с помощью которых можно ее отличить от других похожих расстройств:

  • двигательная неловкость;
  • постоянный и глубокий самоанализ;
  • неспособность принять важное решение, если один из исходов развития событий может нести опасность;
  • беспощадная самокритичность;
  • неуверенность во всем (в себе и ситуации);
  • чрезмерная совестливость.

Любая неудача, случающаяся в реальности с каждым человеком, развивает чувство неполноценности. Поэтому, если какое-то действие грозит малейшей неудачей, психастеник это постарается избежать, полностью отказавшись от участия в сомнительном мероприятии. Это зачастую становится причиной лености, которая легко развивается в человеке, боящемся ошибиться.


Неуверенность в себе

Признаки синдрома у детей

Психастеника, как типа личности, можно распознать, начиная со школьных лет. Такие дети особо медлительны, что объясняется маниакальным желанием перепроверить сделанную работу несколько раз. Они очень чувствительны к оценке учителя, из-за чего стараются исключить любые недочеты. Трудности в процессе обучения создает слабо развитая механическая память. Творческое мышление таким детям дается легче.

Повышенную нервную возбудимость иногда замечают в старших группах детского сада, когда ребенок особенно трудно переживает ожидание задерживающихся родителей. Нередко отмечаются особые ритуалы ожидания у таких ребят, являющиеся некими приметами, «способными ускорить» появления долгожданного родственника. Это может быть счет предметов в определенном порядке, покачивание на стуле или ритмичное постукивание. При этом все, что может нарушить ход важного для ребенка ритуала, вызывает резко негативную реакцию.


Психастения может проявляться в раннем возрасте

Благодаря своей медлительности и застенчивости, ученики, имеющие психастенический тип личности, легче усваивают материал. Это связано с тем, что они с удовольствием стараются разобраться в теме, не спеша, изучают литературу, отлично логически мыслят, легко систематизируют информацию в уме. Им важна высокая успеваемость, чего они с легкостью добиваются.

Интересно. За общественной деятельностью психастеника заметить невозможно. Боязнь ответственности и перспектива принимать решения единолично на благо общего дела рождают у таких учеников ужас.

Основная характеристика

Такие личности чрезмерно тревожны. Беспокойство у них вызывает абсолютно всё, что с ними происходит, или не происходит.

Они далеки от спорта, банальная зарядка может даваться нелегко, не говоря уже о более серьёзных стабильных тренировках.

В связи с этим у них слабо развиты мышцы, выносливость на низком уровне и вообще, нередко наблюдается лишний вес в связи с отсутствием физических нагрузок. Особенно, если пытаются «заесть» стресс, получив иллюзорное ощущение безопасности.

Самооценка обычно не соответствует действительности. То есть, могут приписывать себе лишние недостатки, обесценивать достоинства. Она всегда занижена, причем совершенно несправедливо.

Они критикуют себя по любому поводу, и даже если его совсем нет. За любые внешние обстоятельства, если они привели к неприятным последствиям, вину берут на себя. Хотя на самом деле никакого отношения к тому, что случилось, не имеют.

Это немного раздражает окружающих, хотя и является удобным. Ведь в таком случае появляется возможность все «шишки» бросать в адрес психастеника, и он не будет возражать.

Психастеники очень медлительные в процессе выбора. Если ему необходимо принять решение, например, какую обувь купить – он может часами раздумывать над тем, какая пара лучше ему подойдёт.

Сказывается нерешительность и неверие в себя, неумение прислушиваться к собственным желаниям. Он больше ориентируется на то, будут ли с него смеяться, скажут ли, что его выбор ужасен и так далее. Поэтому в отношения с ним непросто. Ведь обычные занятия будут доставлять больше хлопот, чем положено. Не каждый партнёр способен выдержать многочасовые колебания касательно того, на какой фильм отправиться, либо в каком ресторане поужинать.

При своей медлительности, данная акцентуация характера отличается ещё и нетерпением. Принимать решение будет мучительно долго, но как только поймёт, как поступить, не в состоянии будет ожидать ни минуты, мгновенно примется претворять задуманное в реальность. Даже если ему будут рекомендовать не торопиться с активной деятельностью.

Причины возникновения психастении

Акцентуацию характера человек может обрести по нескольким причинам:

  • генетическая предрасположенность, чаще передается от отца к сыну;
  • безрадостное и тяжелое детство в семье, где не хвалили ребенка;
  • травмирующая психику ситуация.

Органическое расстройство личности — что это за диагноз

У беспокойного родителя может родиться ребенок со здоровой психикой, но, чтобы сохранить ясность его мышления, требуется тесное и беспрерывное общение в кругу родственников, не страдающих подобными неврозами. Исправить психологическое состояние подростка гораздо сложнее, чем предотвратить его травмирование, обеспечив ребенку развитие в здоровом обществе.

Если у родившегося малыша есть генетическая предрасположенность к психастеническому синдрому, воспитывать его нужно в любви и уважении, не забывая ежедневно хвалить за каждое новое достижение. Закрепив уверенность в его способностях, удастся исключить развитие повышенной тревожности, связанной с возможностью собственной неудачи.

Важно! Любого ребенка нужно учить с малых лет тому, что не все будет получаться с первого раза, что проигрывать тоже полезно – будет, над чем поработать, что и его родители (а также бабушки и дедушки) когда-то не умели всего того, что умеют сейчас, а научиться можно, только не боясь работать над ошибками.

Имея предрасположенность к неврозу, человек, попадая в определенные условия, может получить толчок для развития тревожного состояния. Считается, что сильный стресс, не обязательно связанный с ущемлением самооценки человека, часто становится точкой отсчета для психастеника.

Отдельные медицинские исследования показывают, что чрезмерные умственнее нагрузки у школьников нередко становятся первопричиной проявления психастенического характера. Мыслительные процессы в мозге нагружают хрупкое детское сознание, приводя к аномалиям подобного рода.

Ответственность и педантизм – так им проще жить

Раньше, именно такие подростки ухаживали за младшими детьми в семье. Родителям было очень легко поручить им это. Впоследствии, когда в семьях стало рождаться уже меньше детей, да и особенности воспитания поменялись, такие дети стали объектом завышенных ожиданий родителей. Психастеники, чтобы не потерять любовь и расположение близких изо всех сил стараются «не ударить в грязь лицом», хотят соответствовать самым высоким ожиданиям родителей, чаще всего в учебе. Любят заниматься «самокопанием», рассуждать о глобальных проблемах человечества.

Вообще часто в неудачах обвиняют именно себя, а не других. Они вяло радуются даже своим успехам. Справедливо относятся к другим, не склонны к агрессии и обвинительству. Не будут с «пеной у рта» доказывать свою правоту, даже если это очевидно. Плохо переносят ситуации соперничества. Не стремятся к лидерству. Но сами хотят быть «правильными» во всем. Любят заведенный порядок, плохо переносят перемены. Склонны к педантизму, но только лишь потому, что им трудно привыкать к новому. Им легче поддерживать порядок, чем по новой все обустраивать.

Если говорить о спорте, то здесь уже сложнее. Подростки с психастенической акцентуацией чаще всего неловки в движениях, у них слабые руки, но зато сильные ноги, они успешны в беге, прыжках. В занятиях, требующих отличного развития мелкой моторики, они не показывают высоких результатов. Они не склонны к деликвентному поведению, у них редко бывает алкоголизация или наркотизация. Они не проявляются также и суицидальных намерений.

Психастеническая акцентуация характера является крайним вариантом нормы. Но существует также психопатия или расстройство личности по психастеническом типу. Здесь уже говорится о более глубоком изменении личности. Мешающем нормальной адаптации личности к окружающему миру.

Профилактика расстройства

Расстройство личности — что это такой за диагноз

Самостоятельно вырастить ребенка, имеющего генетическую предрасположенность к неврозам можно, обеспечив ему здоровый образ жизни как личный, так и в коллективе:

  • активное начало дня, дающее здоровое физическое развитие организму;
  • командные игры в постоянном коллективе;
  • акцентирование внимания взрослых на успехах разной значимости;
  • сведение к минимуму времени общения наедине с агрессивными или беспокойными родственниками.


Командные игры

Внимание! Командные игры учат чувствовать свою значимость в коллективе, замечать ошибки других ее членов, а также демонстрируют суть дружеской поддержки.

Диетотерапия астено невротического синдрома

Диета при астении. Диетотерапия или лечебное питание – метод помощи, при котором количеством и качеством питания воздействуют на механизмы развития болезненного состояния. Диета при астенических расстройствах зависит от общего состояния и наличия сопутствующих заболеваний. Основные особенности диетотерапии при астении: повышенное содержание в рационе витамино и белковосодержащих продуктов. Иногда, в комплексе лечения может применяться такой вид диетотерапии как голодание.

При астении диетотерапия не может быть основным методом лечения астении, только вспомогательным.

Лечебная физкультура при астено невротическом синдроме

Физические упражнения при терапии астении часто имеют весьма значимый вес. Не смотря на кажущуюся ослабленность пациентов в астеническом состоянии замечено, что некоторые виды физических нагрузок оказывают высокое лечебное воздействие на выраженность симптомов. Наиболее распространенными видами лечебной физкультуры при терапии астении являются легкая атлетика и водные виды спорта.

Хотя лечебная физкультура показана при всех видах астении, к сожалению, на практике доктора ее назначают редко.

Трудотерапия астенических расстройств

Восстановление нервной системы трудовой деятельностью – распространенный метод лечения многих психических расстройств и нарушений поведения. При астенических состояниях рекомендован труд с преобладанием умеренных и регулярных физических нагрузок над интеллектуальными.

Трудотерапия является необязательным методом излечения астении, а в некоторых случаях может иметь противопоказания.

Формы психастении

В зависимости от причины, давшей старт проявлению патологии, выражаться психология заболевания может двумя разными вариациями: обсессивно-компульсивным расстройством или тревожным расстройством.

Ананкастное расстройство личности

Ананкастное расстройство, или известное в международном классификаторе болезней, как обсессивно-компульсивное, характеризуется повышенной склонностью к сомнениям и перфекционизму. Обсессия – беспокойные мысли, тревожащие больного, психология которых на первый взгляд не ясна собеседникам. Люди с таким расстройством абсолютно ригидны, то есть не способны принимать компромисс, совершенно непоколебимы в своем мнении.

Компульсивность для психастеника – эффективный способ контролировать ситуацию, одновременно держа себя в состоянии относительного душевного спокойствия. Примером может служить ставший ритуалом пересчет предметов или особый ритмичный стук, который больной вынужден совершить в определенный момент времени, как ему кажется.

Уклоняющееся расстройство личности

Эта форма психастении заставляет человека желать изолироваться от общества, чтобы не допускать ни единого шанса окружению себя хоть как-то покритиковать или осмеять. Чрезмерная чувствительность к постороннему мнению мешает здоровому общению, дает право считать себя непривлекательным и не способным стать полноценным членом общества.

Часть I

Глава 4. Психастенический характер

1. Ядро характера

Психастенику (душевно слабому, в пер. с греч.

) свойственны изначальная тревога, слабое вытеснение, дефензивность, деперсонализация с блеклой чувственностью, аналитичность, реалистичность мироощущения.

Изначальная (базальная) тревога и слабое вытеснение.

Для психастеника жизнь полна опасностей. Он ощущает их не абстрактно — туманно, как большинство людей, а с острожгучим переживанием того, что рано или поздно они произойдут или уже произошли, только он пока этого не знает. Психастеник живет так, как будто идет по минному полю. Многим такое отношение к жизни кажется неправильным. Но правда психастеника в том, что мир, действительно, полон опасностей. Конечно, он понимает, что, кроме опасностей, есть свет и радость. Но верх берет тревожная логика: если опасность вовремя не обнаружить и не обезвредить, то свет и радость исчезнут — стало быть, об опасности думать нужно. Тревога эта изначальна, никто психастенику ее не внушал, она живет в глубинах его существа. Она базальна, так как вытекает из переживания зыбкости человеческого бытия.

Почему же большинство людей не страдают подобным образом? Им помогает доверие к бытию, судьбе, жизни, вера в Бога. Многие вытесняют базальную тревогу. У психастеника же очень слабое вытеснение

в этом отношении. Ему страшно не думать о страшном.

Изначальная (базальная) тревога свойственна астенику и ананкасту, но они в большей степени способны ее вытеснять. Эта тревога выражается не только в недоверии к естественному ходу событий, но и проявляется вполне определенными феноменами. У астеников — это преимущественно тревожная мнительность, у психастеников — сомнения, у ананкастов — навязчивости. Все эти феномены связаны одной тематикой — что-то плохое может случиться. Базальная тревога встречается и у людей других характеров, особенно у шизофренических и у циклоидов.

Психастенический характер родствен астеническому, но является более сложным характерологическим ансамблем. Описанная в главе об астениках дефензивность

с конфликтом ранимого самолюбия и чувства неполноценности в полной мере присуща психастеникам. Но в отличие от астеника, психастеник подробно анализирует внутренний дефензивный конфликт и его внешние проявления.

Деперсонализация

(чувство своей эмоциональной измененности) у психастеника носит мягкий характер. Суть ее в том, что в ситуации стресса у психастеника как бы выключаются, «немеют» чувства, мышление при этом остается ясным, и сохраняется способность разумно действовать. Этим-то и объясняется, почему робкие психастеники совершали военные подвиги, уверенно и собранно отвечали на экзамене после бессонной ночи. По причине того же душевного онемения они не чувствуют острого горя на похоронах. Психастеник может всю жизнь отчаянно бояться какого-то события, например смертельной болезни, но когда это событие происходит, то включается деперсонализация, и он встречает его стойко и даже мужественно.

Однако в повседневной жизни, при мелких стрессах душевное онемение оказывает психастенику плохую услугу. Всякий раз, когда нужно как-то выявлять свои чувства, они ускользают, и психастеник теряется. Без «компаса чувств» непонятно, что сказать в той или иной ситуации, невозможно естественное, раскованно-непосредственное поведение. Приходится искусственно выстраивать «правильное» поведение, одновременно анализируя, удачно ли получается. При этом психастеник тревожно напряжен, скован. Внутри у него — неуверенность, растерянность: что сказать, как ответить. Порой, как назло, при отсутствии адекватных чувств, приходят совершенно неуместные мысли и переживания; их надо вовремя отследить, не дать им выхода. В этом состоянии психастеник может допустить какой-то ляпсус, тут же попытаться исправить его, невольно напрягаясь и вызывая ответное напряжение у собеседника. В таком состоянии неуклюжие шутки психастеника вместо того, чтобы сгладить неловкость, лишь усиливают ее.

Пытаясь «включить» живые чувства, психастеник старается мыслями четче обозначит суть ситуации, характер отношений. Вместо радости общения в душе возникает неестественная натужность. Чувства же, ради собеседника, приходится немножко изображать. Иногда психастеник свою неспособность испытывать чувства, адекватные ситуации трактует как грубую патологию и напрасно мучается переживаниями по поводу несуществующей у него шизофрении.

Но вот остается психастеник вечером один в спокойном уюте своей комнаты, и в душе все оттаивает. Тогда и включаются живые чувства, возникает полноценный отклик на все произошедшее за день. Ощущается радость от встречи с интересным человеком или захлестывает острая душевная боль при воспоминании о похоронах. Психастенику досадно, что эти чувства пришли с опозданием, что не удалось их выразить в нужный момент. Однако следует заметить, что даже в эти моменты полного спокойствия психастенику может не хватать уверенности в точности своих чувств.

Если бы было принято выказывать свои чувства не в момент взаимодействия, а спустя какое-то время в письме, ему было бы легче. Иногда он и сам обнаруживает, что в письмах может выражать себя полнее. Психастеник начинает настраивать себя на то, что в следующий раз будет естественным, скажет искренние, от сердца слова, когда нужно — обнимет человека, выразит подлинное сочувствие. Однако наступает следующий день и вместе с ним — снова тревожное напряжение по поводу неестественных, онемевших чувств; впрочем, кое-что из намеченного выполняется.

Зная свою особенность, психастеник старается заранее обдумать ситуацию, написать в блокноте ключевые пункты — все это для того, чтобы его слова и поступки были точнее, адекватней. В ситуации, к которой, по его мнению, он готов, психастеник испытывает меньший стресс, стало быть, меньшее онемение и больше непосредственности. Ведь общается же он без выраженной деперсонализации с друзьями и родными.

Блеклая чувственность

или, как выражаются психофизиологи, слабость «животной половины», или «жухлая подкорка», неотъемлемы от данного характера. Подкорка — это область мозга, расположенная под корой больших полушарий. От ее функционирования зависит способность органов чувств ярко, цепко, точно и с наслаждением воспринимать окружающий мир. У психастеника работа мысли, то есть активность коры больших полушарий мозга, превалирует над активностью подкорковых областей мозга. Это объяснение И. П. Павлова хорошо и просто описывает физиологические предпосылки блеклой чувственности психастеника при одновременном компенсаторном засилии мыслительной работы. Подобный феномен И. П. Павлов называл «второсигнальностью»; психастеник именно «второсигнален».

Блеклая чувственность конкретно выражается в том, что непосредственные радости бытия — наслаждение тонкой гастрономической кухней, мышечная радость от занятий спортом, удовольствие от ходьбы босиком по влажной траве и т. п. — воспринимаются психастеником глуше, чем людьми иных характеров. Психастенику не хватает природной координации движений, ловкости, глазомера, природного чутья. Его механическая память слабовата, у него нет абсолютного музыкального слуха, не хватает сочности, яркости красок в восприятии мира. Проговорив целый час с человеком, психастеник затрудняется описать детали одежды собеседника, цвет его волос, не может уверенно вспомнить конкретных фраз и выражений. Но хорошо помнит общий смысл и тональность беседы.

По причине той же блеклой чувственности в его памяти не остается рельефного, устойчивого отпечатка только что произошедшего события. Так он мучается и перепроверяет, уже в который раз, закрыл ли дверь, выключил ли газ перед уходом из дома. Это не навязчивости, так как он на самом деле не может убедительно для себя воспроизвести в памяти момент захлопывания двери, выключения газа. И приходится повторять данные действия до тех пор, пока не возникнет четкое воспоминание-ощущение: да, газ выключен.

Эти проверки отчасти обоснованны, потому что психастеник по рассеянности действительно иногда забывает выключить газ, закрыть дверь: проверки являются компенсацией его рассеянности. Таким образом, мы видим у психастеника две причины неуверенности в собственных чувствах: деперсонализация и слабая чувственность. Необходимо отметить, что деперсонализация и блеклая чувственность неотделимо дополняют друг друга: блеклые чувства легче поддаются онемению, а онемевшие чувства становятся более блеклыми. Психастеник компенсирует свою неуверенность чрезмерной аналитичностью.

Аналитичность

психастеника рефлексивна.
Рефлексия
— это способность отстраненно оценивать свои переживания, как бы выходя из себя и наблюдая за собой со стороны. Рефлексивность — свойство абстрактного высокоорганизованного мышления. Интересно, с юмором описывал так называемое «тройное я» психастеника П. Б. Ганнушкин: «его первое «я» чувствует страх; второе «я», не желая обнаруживать перед другими свое психическое состояние, замаскировывает этот страх и старается — часто с успехом — скрыть свое волнение и быть спокойным; наконец, третье «я» наблюдает за первыми двумя, а подчас и подсмеивается над ними» (Ганнушкин, 1907: 438).

Деперсонализация, блеклая чувственность, слабое вытеснение способствуют рефлексивной аналитичности, так как мысль, не опьяняясь яркой красочностью впечатлений, захватывает душу, сплетаясь в тягостный самоанализ-самоедство. Как выражался С. И. Консторум, психастеник «совершает 80 тысяч лье вокруг своей персоны» (Консторум, 1935). При неудачах психастеник мало способен думать о себе нейтрально или хорошо, и эти «80 тысяч лье» превращаются в 80 тысяч самобичеваний. Одна из причин этого состоит в том, что неудачи актуализируют психастеническое чувство неполноценности во всех его подробностях, с чем не может смириться ранимое самолюбие психастеника и мучительно наказывает его. Самоанализ-самоедство часто не нравится самим психастеникам, так как не выводит их к свету и только сильнее занижает самооценку. Другой человек бросил бы это тягостное занятие, психастенику же непременно надо выяснить, что он за человек и чего стоит. Вытеснить из сознания это неприятное выяснение он не способен. При этом он судит себя чересчур строго (мерки задает ранимое самолюбие и гипертрофированная совестливость).

Нерешительность, а стало быть, трудность уверенно действовать также погружают психастеника в тягостное размышление, по принципу «семь раз отмерь, один — отрежь». Вспомним Гамлета, образ которого трактуется по-разному: от эпохального интеллигента до холодного эгоиста, философствующего там, где это не уместно. Независимо от этих мнений, ясно одно: убей Гамлет без промедления своего врага, великой пьесы не получилось бы. Вся соль пьесы — в глубоких размышлениях. Гамлет говорит: «Так трусами нас делает раздумье». Интересна и обратная мысль, что трусость (нерешительность) склоняет к тревожному размышлению. По отношению к психастенику верны обе эти мысли.

Сомнение

— типичная черта психастенической аналитичности. Сомнение — это встреча, борьба нескольких мнений, логическая работа ума. Оно возможно лишь в ситуации неопределенности. Когда психастеник сомневается, то это значит, что он не уверен ни в плохом, ни в хорошем. Если в неопределенности психастенику видится какая-то значимая для него угроза, то он постоянно думает об этом. Не думать для него в этой ситуации практически невозможно, тем более если речь идет о чем-то важном. Бывает, что сомнение крутится и крутится внутри себя, не продвигаясь вперед и не в состоянии остановиться. Изнурительно долго оно может работать вхолостую, пока неожиданно не озарится пониманием. Или постепенно, почти незаметно для себя винт сомнения входит в изучаемый вопрос все глубже и глубже, наконец достигая ответа. Психастеническое сомнение — это способность отыскивать неприятную неопределенность и превращать ее в радующую ясность.

Существуют типичные мучающие психастеника размышления: вопрос о смерти и ведущих к ней опасных болезнях; позор вообще и позорные болезни в частности; сумасшествие; благополучие свое и близких; сложности межличностных отношений; смысл жизни; нравственный долг. Таким образом, психастеник не переживает обо всем на свете, например по поводу неопасных болезней, мелких житейских неприятностей. От многого он вообще бережет свое внимание. Иначе он бы просто разрушился от обилия переживаний. Основные сомнения психастеника концентрируются в нравственно-этической и ипохондрической областях. Ипохондрия — переживания по поводу мнимой, не существующей у человека болезни. Если болезнь на самом деле есть, но чрезмерно переживается, то говорят об ипохондрических наслоениях.

Психастенические сомнения не бывают нелепыми, алогичными, они всегда реалистичны: то есть то, чего боится психастеник, действительно может произойти. Другое дело, что психастеник преувеличивает степень опасности, вероятность беды. Но и в этом есть своя логика. Например, психастенику говорят, что тысячи людей летают самолетами, и только маленький процент погибает в авиакатастрофах. Он соглашается, но добавляет: «А вдруг я-то как раз и окажусь в этом маленьком проценте?»

Истинная навязчивость отличается от сомнения тем, что человек воспринимает ее содержание, как полный абсурд. Психастеник в детстве и отрочестве может серьезно мучиться от навязчивостей, но с возрастом, по мере формирования характера их все больше и больше заменяют сомнения.

Структура тревожного сомнения психастенического психопата зачастую такова: существует 1% беды против 99% благополучия, ставка делается на этот 1%, и он воспринимается, предположим, как 30% или 90%. Поэтому однопроцентное «а вдруг?» может довести психопата до паники. Это преувеличенное «а вдруг» и есть жало тревожного сомнения. Психастенику для спокойствия нужно, чтобы никаких «а вдруг» не возникало.

Сомнения не позволяют психастенику быть убежденным там, где большинство людей на его месте давно бы пришли к решению. Например, он может долго сомневаться в реальности измены жены несмотря на то, что все в этом уверены. И корень сомнения здесь не в его оптимизме, которого мало, а в тревожной серьезности: поставишь точку, порвешь отношения — а вдруг жена не изменяла? Подобная опрометчивость страшна, и психастеник ходит кругами сомнений.

Реалистичность

мышления и чувствования проявляется, прежде всего, в склонности к реалистическому мироощущению, суть которого, по М. Е. Бурно (Бурно, 1998: 8), состоит в том, что человек ощущает свое тело источником своего духа. Психастеник не чувствует, что душа существует изначально, вне его телесного организма, сама по себе, приходя к нему из вечного духовного Первоисточника. Он чувствует, что его душевная жизнь рождается в недрах его тела. Подобная реалистичность свойственна психастеникам, астеникам, циклоидам, эпилептоидам, с известными оговорками также и инфантильно-ювенильным людям. Про людей других характеров в этом отношении нужно говорить особо. Речь идет не о мировоззрении, а о чувстве глубинно-интуитивной взаимосвязи своей души и мира. Мировоззрение и мироощущение могут не совпадать; особенно часто истерики и циклоиды думают то, что им хочется в данное время думать, а не то, что глубинно ощущают внутри самих себя.

Реалистичность психастеника проявляется также тем, что он поглощен обдумыванием земных проблем, а не абстрактных, философских, мистических построений. Его мышление опирается на факты, сверяется с ними в своей сложной аналитичности, уважает опыт и правду жизни. Благодаря сложной работе сомнений, умный психастеник видит мир глубоко и по-земному просто. Он не чувствует своей душой, как шизоид, подлинной реальности бесконечного, изначального Духа, правящего миром. Человек психастенического характера, пусть неуверенно и сомневаясь, идет по земле, ценя теплоту и красоту ее материальности.

Итак, неотделимо друг от друга в ядро психастенического характера входят:

1.
Изначальная (базальная) тревога со слабым вытеснением.
2.
Дефензивность с конфликтом ранимого самолюбия и чувства неполноценности.
3.
Деперсонализация с блеклой чувственностью.
4. Рефлексивная аналитичность со склонностью к тревожным сомнениям.

5. Реалистическое мироощущение.

Подведем итог: психастенику свойственно реалистическое мироощущение, но в отличие от других реалистов его изначальная тревожность, не будучи вытесненной, преломляясь дефензивностью, деперсонализацией, аналитичностью и реалистичностью, преобразуется в тревожные сомнения, прежде всего этического и ипохондрического характера, и в тревожную неуверенность по поводу адекватности своих чувств. Аналитичность выполняет компенсаторную роль по отношению к деперсонализации и блеклой чувственности. Похожий механизм отмечается при психастеноподобной шизофрении. Подчеркну, поэтому, что у психастеника нет расщепления (schisis — о нем речь дальше) душевной деятельности. Психастенический характер представляет психологически понятную цельность.

Кратко осветим историю осмысления психастенического характера. Научному изучению психастении положили начало исследования П. Жане (Жане, 1911) и Ф. Раймонд (Раймонд, 1910). Понимая ее широко, П. Жане основным расстройством психастении считал понижение психического напряжения, в связи с которым страдает «функция реального», возникает чувство незавершенности, неуверенности в своих психических процессах (деперсонализация в современном понимании). Из этого, по Жане, вытекают все остальные особенности психастенической психики: нерешительность, «умственная жвачка», неуверенность в себе, склонность к навязчивым состояниям. При этом клинические описания Раймонда и Жане включили в себя собирательную группу, по крайней мере десяти различных состояний.

С. А. Суханов (Суханов, 1912) понимал психастению уже, чем Жане и Раймонд, исключив из нее болезненные влечения, эпилептические и органические состояния. С. А. Суханов выделил «тревожно-мнительный» характер, который отождествлял с психастеническим. Однако его описания содержали широкий спектр психастеноподобных состояний, включая ананкастические и шизофренические. К тому же основным психастеническим расстройством Суханов считал, как Жане и Раймонд, истинные навязчивости. Т. И. Юдин отграничил от психастеников сенситивных шизоидов Кречмера, при этом психастеники и ананкасты остались у него неразделенными (Юдин, 1926).

Следующий важный шаг принадлежал П. Б. Ганнушкину (Ганнушкин, 1998, 1907, 1964), который обратил внимание на описанный в 1902 году пражским психиатром А. Пиком феномен и назвал его психастеническим сомнением. Именно склонность к сомнениям, а не к навязчивостям П. Б. Ганнушкин считал одной из основных черт психастеника. В его описаниях психастенический характер представлен как целостный ансамбль, душевный рисунок (второй важный вклад П. Б. Ганнушкина). Также он отграничил психастеника от астеника и неврастеника и, что особенно важно, от шизофренических состояний. Он показал, что психастеник с тяжелым характером — врожденный психопат. Однако в его работах о психастенике нет отчетливого описания деперсонализации. И. П. Павлов описал «второсигнальность» и чувственную блеклость психастеников, объяснив этим их двигательную неловкость, отсутствие чувства реального, неестественность, ощущение неполноты жизни, рассудочность (Павлов, 1949).

Курт Шнайдер (Schneider, 1940) описал психастеников, в нашем понимании, гораздо более скупо, чем П. Б. Ганнушкин. В психиатрии английского и немецкого языков преобладает описание ананкастических и обсессивно-компульсивных состояний (Каплан, Сэдок, 1994; Mayer-Gross, Slater, Roth, 1960; American Handbook…, 1967; Weitbrecht, 1968; Kahn, 1928; Bergmann, 1961). Возможно, это связано с тем, что в России больше психастеников, а на Западе ананкастов. К тому же работы П. Б. Ганнушкина малоизвестны за рубежом.

В наше время психастенический характер подробно изучался М. Е. Бурно, который, подытожив опыт предшествующих ученых, сформулировал ядро данного характера. Суть его, по М. Е. Бурно, — «обусловленная природной, изначальной тревожностью-дефензивностью, вкупе с чувственной жухлостью-блеклостью и засильем реалистической аналитической работы мысли, тревожно-тягостная неуверенность в своих достаточно реалистически-земных чувствах» (Бурно, 1998: 24).

Как и для астеников, для психастеников характерны раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью, впечатлительность, быстрая утомляемость, реакция гиперкомпенсации. Однако у психастеников обычно эти особенности менее выражены, чем у астеников. Астеники и психастеники — родственные характеры

и, в сущности, принадлежат к одной, астенической в широком смысле группе. Отличие состоит в том, что астеники обладают достаточно острой чувственностью и у них нет деперсонализации и гипертрофированной аналитичности.

Многие люди четко диагностируются либо как астеники, либо как психастеники. Существует и переходная часть спектра, когда про человека можно сказать, что он, скорее, астеник, чем психастеник, и наоборот. В силу этой родственности очень многое из того, что было описано в главе об астеническом характере, приложимо и к психастенику, поэтому второй раз описываться не будет. Лишь некоторые, особенно примечательные для психастеника моменты будут повторены.

2. Особенности проявления характера в детстве и юности

Уже у ребенка-психастеника больше тревожности, чем у других детей. Именно тревожности, а не страхов. Страх — это непосредственное переживание опасности в момент встречи с ней, а тревожность — мучительное ожидание опасности в будущем. В этом смысле у животных много страха, но мало тревожности. Ребенок-психастеник тревожится, например, когда матери нет дома, его воображение рисует картины всяческих несчастий. Даже если окажется, что мать задержалась, чтобы купить ему подарок, он обижается на нее и не рад подарку.

Поскольку тревога связана с опасностью, которая только еще может случиться, то вполне естественно возникновение защит. Подобная защита бывает реальной (например, мытье грязных рук при опасении заразиться) или ритуально-символической, если надежного реального способа защиты не находится. Г. Е. Сухарева (Сухарева, 1959: 291) и другие детские психиатры отмечали у психастеников (особенно часто в отрочестве) защитные ритуалы, «обереги». Их проявления многообразны (постукивания, приметы, подсчет предметов и т. д.), а смысл один — чтобы не случилось чего-либо плохого.

Учеба в младших классах дается трудновато, так как основная нагрузка ложится на память, способность к аккуратности, быстрому механическому усвоению навыков. Психастеникам присущ постоянный самоконтроль, бесконечные перепроверки, медлительность — в связи с этим они могут не успеть за урок справиться с контрольной работой. Во время докладов, публичных выступлений озабочены тем, как их оценивают окружающие. Публичные выступления часто трудны или невозможны. Они стремятся к порядку в учебе, но несобранность не позволяет им создать тот порядок, что вызывает у них раздражение. Очень переживают за свою успеваемость. Их не следует жестко ругать за плохие оценки, поскольку это порождает страх неудачи и затрудняет учебу. Если учитель по-доброму относится к такому ученику, подбадривает его, когда нужно, то это положительно сказывается на успеваемости.

В старших классах, где требуются аналитические способности, психастеники начинают учиться лучше и нередко творчески. Неспособные механически зазубрить материал, они вынуждены досконально логически разобраться в нем. Доходя до сути своим умом, они способны своими словами ясно объяснить изучаемый предмет другим ребятам, приобретая в том качестве популярность среди одноклассников. В институте их успеваемость повышается еще больше благодаря способности логически обобщать и мыслить, пусть медленно, но глубоко по-своему, с желанием вникнуть в суть любимых предметов. Во всей полноте аналитический талант психастеника нередко раскрывается уже в зрелом возрасте.

Школьная общественная работа для них нелегка, так как они боятся ответственности и решений, связанных с неопределенностью, риском. Они медленно сходятся с товарищами, ищут тех, которые не травмируют их ранимость. Из-за моторной неловкости с трудом дается физкультура, уроки труда. А. Е. Личко указывает (Личко, 1985: 50), что у психастеника лучше удаются те виды спорта, где нагрузка падает на ноги. Из-за того, что не любят и не умеют драться, вырабатывают в себе осторожность, умение обходить конфликты, уступать. Обычно не умеют знакомиться и ухаживать за девушками, стыдятся проявить свою влюбленность.

Несмотря на вышеописанное, психастеник-подросток и, особенно, ребенок не проявляет тревожной психастенической цельности взрослого. По временам ребенок может легкомысленно махнуть на что-то рукой, понадеяться на случай, вытеснить неприятность. В детстве у психастеника более «сочная подкорка», чем в старшем возрасте. Он больше способен к непосредственной, не обремененной самоанализом радости жизни. Да и сама жизнь под крылышком родителей видится радостней, безопасней. О многих опасностях ребенок-психастеник просто не знает и потому меньше тревожится.

Наибольшая нагрузка на психастенический характер падает в юности, когда он складывается в систему. Во-первых, психастеник из узкого круга школы и семьи выходит в широкий мир, где необходимо принимать быстрые и серьезные самостоятельные решения. Во-вторых, чем больше психастеник узнает о жизни, тем больше он узнает об опасностях, и тем больше возникает поводов для тревог. Мир «ощетинивается» новыми, до сей поры неизвестными опасностями. В-третьих, усиливающаяся в юности рефлексия на фоне бледнеющей чувственности (в сравнении с детством) часто усиливает нерешительность, стеснительность, трудности общения.

В юности даже реалистический психастеник встречается с промельками философического ужаса. Например, его разум не может вместить в себя представление об отсутствии границ вселенной. Порой у психастеника возникает кризис в жизни при мысли об обреченности на смерть, которая может явиться нежданно рано. Кажутся бессмысленными любые начинания, так как все равно умрешь, и зачем тогда все? Целенаправленная деятельность держится на имплицитной вере в то, что цель будет достигнута, а откуда взять эту веру, если не знаешь, будешь ли жив завтра? Молодой психастеник умом понимает неизбежность смерти, а душой принять, что не будет его, такого живого и настоящего, не может. Самые жестокие ипохондрии отмечаются в психастенической юности. Прав Э. Фромм (Fromm, 1971), «что умирать всегда тяжело, а не прожив жизнь, еще тяжелее».

3. Варианты психастенического характера

Клинические варианты психастеников практически не выделялись. Допустимо различать психастеников по различным «наслоениям» на основное ядро характера.

Психастеники бывают внешне общительными, душевно теплыми, то есть циклоидоподобными. Могут быть шизоидоподобными, и тогда у них есть повышенный интерес к аутистическому творчеству. Они любят доводить свои мысли до логической законченности, по причине сенситивности особенно трудно пускают к себе в душу. Эпилептоидоподобные психастеники внешне напряженны (но без дисфорической окраски) и как бы авторитарны, не просты в своих отношениях с людьми, завистливо-самолюбивы (по причине комплекса неполноценности, а не тяги к власти). Психастеники с ювенильностью отличаются внешней восторженностью, известной спонтанностью, романтическим полетом в душе. Они как бы «пьянеют» от своих тревог и потому поддаются терапии разубеждением труднее других, более рассудочных психастеников. Некоторых психастеников тревожный формализм роднит с ананкастами. Ряд истероподобных психастеников очень любят похвалы и аплодисменты, при этом стесняясь их, оставаясь болезненно самокритичными при неудачах.

Эти разделения по типу подобия условны, так как конкретный психастеник может быть «многоподобным», выявляя свои разные грани в разных ситуациях. Бывают и «хрестоматийные» психастеники, в которых ядро представлено почти в чистом виде, практически без «напластований».

Среди психастеников есть духовные люди с творческими, интересными сомнениями, а есть и примитивные, измучивающие своих родственников этическими сомнениями типа — пять или пятнадцать рублей дать почтальону, принесшему телеграмму.

Как диагностировать заболевание

Диагностика заболевания происходит путем обследования и тестирования пациента с целью обнаружения серьезных отклонений эмоциональных реакций от принятой в данной культуре нормы. При этом обязательно оценивается адекватность восприятия понятий «Я» и «другие».

Дополнительная информация. Сама диагностика подразумевает выявление отсутствия гибкости реакций, которое является причиной постоянного эмоционального напряжения, мешающего адаптивности в социуме.

В обязательном порядке проводят детальное обследование мозга, в ходе которого дают оценку качеству мозговой деятельности. Важно выявить наличие физических травм, нередко становящихся причинами развития истерического поведения личности.

Изучение качества кровоснабжения всех участков головного мозга необходимо для исключения сосудистой дистонии из списка причин невроза.

Медикаментозное лечение астении

Наибольшее значение в лечении астении или астено невротического синдрома имеет медикаментозная терапия. Истощение требует дополнительной сторонней поддержки, ввода недостающих питательных веществ нервной ткани. Перечень медикаментов возможных для терапии астении достаточно большой и требует особого внимания при их назначении.

К универсальным фармакологическим методикам относится нейрометаболическая терапия (сочетание витаминов группы В, ноотропных, сосудистых, дегидратационных и аминокислотных средств). Нейрометаболическая терапия помимо выраженного лечебного эффекта является и эффективным средством профилактики формирования астении. Курсы нейрометаболической терапии применяются перед перегрузками, перед предстоящими планируемыми стрессами. Лицам, которых доктора относят в группу риска по развитию астенических состояний, курсы нейрометаболической терапии проводятся два раза в год (чаще весной и осенью). Не редко, по усмотрению доктора используются лишь некоторые компоненты нейрометаболического лечения, например только витамины или ноотропные препараты.

Для лечения астено невротического синдрома могут применяться препараты из группы нейролептиков, антидепрессантов и нормотимиков. К ним прибегают в тех случаях, когда доктор видит биологические изменения (нарушения в нейромедиаторных системах головного мозга).

Медикаментозное лечение астении, так же как и физиотерапия, не является обязательным способом терапии астенических расстройств. Только после очного осмотра доктором принимается решение о необходимости применения фармтерапии астенических состояний. Медикаментозная терапия обязательна при лечении астении, но она должна быть умеренно разумной.

Светотерапия

Светотерапия применяется в тех случаях, когда симптоматика астении и невротическая симптоматика вызвана сезонными аффективными реакциями, либо когда астеническое расстройство осложняется депрессивными состояниями. При светотерапии пациент находится в специальном помещении, освещенным лампами с специально подобранными характеристиками. Курсы светотерапии могут достигать несколько десятков дней. Светотерапия – не обязательный метод лечения астено невротического синдрома.

Лечение астении реабилитационно-восстановительными программами

Некоторые специалисты, по традиции, относят реабилитационно-восстановительную терапию астено невротического синдрома к разновидности психотерапии, однако в этом способе лечения астено невротического синдрома, помимо психотерапевтических механизмов, начинают работать чувствительные рецепторы (обоняние, тактильные ощущения, восприятие и т.д.), работают климатический, физический, социальный и другие факторы. Поэтому для реабилитации часто советуют терапию путешествиями и даже выделяют в отдельный метод лечения астенического и невротического состояний.

Отправлять в путешествие человека в астеническом или астено-невротическом состоянии имеет право только доктор, оценив пользу и риски этого метода в каждом конкретном случае.

Способы лечения и возможные осложнения

После постановки диагноза «психастения» лечение может проходить несколькими способами, в зависимости от степени запущенности заболевания и причин, его провоцирующих:

  • при обнаружении нарушений в работе сосудов головного мозга первым делом восстанавливают их эластичность и повышают проходимость;
  • последствия травм костей черепа, имевших свое воздействие на внутренние ткани, по рекомендации квалифицированного специалиста, ликвидируются, насколько это возможно;
  • практикующий психолог (в некоторых случаях психиатр) прорабатывает индивидуальный курс адаптивной работы с пациентом;
  • при недостаточности психологической терапии применяют успокаивающие средства растительного или синтетического происхождения, подавляющие негативные всплески эмоций, купирующие тревожные состояния.


Обследование головного мозга – энцефалограмма

Пациенты с психастенией являются одними из самых непростых даже для квалифицированного психолога. Для того чтобы начать продуктивно лечить душевную слабость, специалисту требуется расположить к себе клиента, заставить поверить в то, что ему можно доверять. В то время как именно отсутствие способности раскрепоститься в обществе постороннего человека и привело больного на прием.

Есть ли у меня астения?

  • Признаки астении, это болезнь?
  • Астения может быть вариантом нормы?
  • Это временное и обратимое состояние?
  • При наличии признаков астении нужна ли помощь врача?
  • Можно ли избежать болезнь?
  • Какие симптомы входят в эту категорию?

Ответы на эти вопросы подготовлены для Вас нашими врачами. Начнем с того, как проявляется это состояние.

Первичные признаки астении

  • Утомляемость, слабость
  • Раздражительность, чувство недовольства другими
  • Пониженное самочувствие
  • Различные сексуальные расстройства, срывы и др.
  • Истощенное внимание с излишней конкретизацией
  • Слезливость, повышенная сентиментальность.
  • Нарушения сна (бессонница ночью, сонливость днем).
  • Плохая переносимость громких звуков, яркого света, сильных запахов.
  • Головные боли.
  • Нервозность.
  • Ощущение внутренней дрожи.
  • Плохой аппетит.
  • Чрезмерное беспокойство по несущественным поводам.
  • Трудности в принятии решений.
  • Легко теряется мысль, трудно сосредоточится .
  • Вегетативные симптомы: ощущение сердцебиений, потливость, чувство нехватки воздуха, дрожь, ощущение дрожи.
  • Неприятные ощущения в разных частях тела которые могут меняться и «мигрировать».

Течение астении

Течение астено-невротического синдрома или астении часто сопряжено с возможными осложнениями которые накапливаются и формируются в связи с длительностью протекания этого патологического процесса. Поэтому врачи настоятельно рекомендуют не затягивать лечение астении или лечение астено-невротического синдрома. Истощенная нервная система легко подвержена формированию самых различных патологий психического спектра заболеваний.

Не смотря на то, что прогноз по лечению астении или лечению астено-невротического синдрома в подавляющем большинстве случаев имеет благоприятный прогноз, длительность терапии может быть достаточно продолжителен и зависит как от глубины нарушений, так и от длительности его протекания.

Астения может протекать в виде приступов, с полным восстановлением в периоды затишья. Однако, чаще астеническое состояние характеризуется постоянным (нередко с усилением в вечернее время), «как фон» и длительным течением.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]