Как правильно слушать: 20 советов для душевных разговоров


Если ты хочешь научиться ладить с людьми, то тебе прийдется освоить умение слушать. Не смотря на кажущуюся простоту, мало кто придает этому серьезное значение. Вместе с тем, это критически важный навык для того, чтобы хорошо понимать окружающих и чтобы у них возник к тебе интерес. Умение слушать напрямую помогает развить коммуникабельность. Специалист по психологии эффективного общения Дейл Карнеги пишет о том, что именно умение слушать — является мощным рычагом влияния на людей, а не умение говорить (как можно подумать).

Слушать и слышать — какая разница

Для начала давайте разберемся, а в чем разница умение слушать человека от умения слышать человека?

«Слушать» и «слышать» — два близких, но по сути очень разных умения.

Умение слушать –это про умение слушать так, чтобы ваш собеседник захотел вам раскрыться, говорил с вами открыто и с удовольствием.

Умение слышать — это умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного.

Слушать не значит слышать

Припомните, как часто, общаясь с малознакомым человеком, вы больше внимания уделяли обдумыванию своей следующей реплики, а не содержанию сказанного собеседником? Вы можете сказать, о чем конкретно вам говорили или в памяти отпечатались только ваши ответы?

Сегодня, благодаря современным средствам коммуникации, контакты между людьми осуществляются намного легче, чем еще лет 30 назад. В то же время технические средства препятствуют истинному пониманию другой стороны. За столь непродолжительный промежуток времени мы почти полностью разучились эффективно взаимодействовать с людьми, ограничиваясь передачей необходимой информации. Проблема стала острой настолько, что многие серьезные компании проводят тренинги для своих сотрудников, обучая их навыкам правильного слушания. Топ-менеджеры хорошо понимают, что продуктивное сотрудничество напрямую зависит от умения каждого сотрудника общаться с клиентами.

Знаменитый бизнесмен, основатель «Virgin Group» и миллиардер Ричард Брэнсон убеждён, что эффективный обмен информацией внутри компании невозможен без умения слушать и слышать. Его мнение подтверждено многократными исследованиями: у активных слушателей круг общения всегда шире, да и сами они надежно защищены от стрессов.

Как же научиться слушать человека.

Сконцентрируйтесь.

Отложите все свои занятия, и постарайтесь сконцентрироваться на том, что говорит вам человек. Поддерживайте «теплое внимание» к собеседнику и не отвлекайтесь.

К сожалению, при разговоре, многие «делают вид», что слушают собеседника, хотя это не так, отсюда идет недопонимание и конфликт.

Старайтесь поддерживать контакт с человеком, живым лицом, искренним чувством и поддержкой.

Не возражайте собеседнику, даже если вам очень хочется, постарайтесь встать на его сторону (вспоминаем упражнение «Позиция восприятия»).

Если вам что-то не понятно, задавайте уточняющие вопросы собеседнику, находясь при этом, в состоянии заинтересованности и полного внимания к нему.

Приучайте себя кивать, отражая лицом чувства собеседника.

Знаете ли вы, что кивки-это главный элемент умения слушания человека. Ваш кивок говорит, что вы «на одной волне» с собеседником, что вы его слышите и понимаете. Вам понятно, что он говорит и что вам это не безразлично.

К кивку полезно добавлять любые слова «понимания», такие как: «Угу. Да! Понятно. Вау!»

При этом ваше лицо должно выражать искренний интерес к собеседнику и позитивным образом отзываться на то, что он говорит.

Правила внимательного слушателя

Надеемся, что убедили вас в необходимости научиться слышать собеседника? Предлагаем познакомиться с основными принципами внимательного слушателя.

Научитесь молчать

Как говорил Марк Твен, если бы человек был больше приспособлен к разговорам, чем к слушанию, у него было бы два языка и одно ухо. Умейте делать паузы в словах, не стремитесь привлечь к себе внимание всех присутствующих непрерывными монологами. Избавьтесь от привычки перебывать собеседника, даже если вам кажется, что вы уже поняли суть того, что он хочет сказать.

Слушайте внимательно

Беседуя с кем-либо, постарайтесь не отвлекаться на посторонние помехи: отключите телефон, компьютер и т. п. Наладить контакт вы сможете, полностью сконцентрировавшись на предмете разговора. Не отвлекайтесь на посторонние мысли, отложите размышления о пробках на дорогах и плохой погоде. Нет ничего хуже, чем понимание, что вас не слушают, а витают в иных реалиях – продолжать общение при таких условиях захочет далеко не каждый.

Ведите себя непринужденно

Если вы будете в меру расслаблены, собеседнику тоже будет проще почувствовать себя раскованно. Зрительный контакт, одобрительные жесты и мимика создадут атмосферу доверия, и общение обязательно сложится.

Научитесь эмпатии

Эмпатия – это способность разделять эмоции и чувства другого человека. В разговоре старайтесь вникать не только в суть сказанного, но и в переживания собеседника. Только воспринимая переживания в комплексе, вы сможете встать на позицию рассказчика и оценить ситуацию непредвзято. Ваше сопереживание обязательно будет располагать к вам людей.

Проявляйте терпение

Дайте собеседнику возможность высказаться, и не переводите разговор на другую тему, пока он исчерпывающе не изложит все, что хочет. Пауза в разговоре не всегда становится сигналом к смене темы, иногда рассказчик замолкает, чтобы собраться с мыслями. Умение слушать заключается в терпеливом и чутком отношении, никогда не продолжайте фразу, начатую другим – это проявление дурного тона. Демонстрация телепатических способностей допустима только в общении с друзьями.

Избавьтесь от предубеждений

Возможно, вас раздражает громкий голос, избыточная жестикуляция, заикание, застенчивость, акцент и многое другое в собеседнике. Постарайтесь не раздражаться, иначе вы не сможете оценить содержание разговора беспристрастно. Сконцентрируйтесь на смысле, а не на форме речи. Чтобы адекватно воспринимать собеседника, особенно при важной беседе, ни в коем случае не принимайте алкоголь, пока не разберетесь с делами.

Обращайте внимание на идеи, а не на слова

Профессиональные психологи умеют собирать мозаику из отрывков информации в общую картину. Вы должны научиться не фиксировать внимание на отдельных словах, а вникать в суть, которая очевидна далеко не всегда. Овладеть этим навыком непросто, но в попытках проанализировать сказанное вы можете ошибиться в оценке смысла и приписать человеку мысли, ему не принадлежащие. Если что-то вызывает у вас сомнение, уточните, правильно ли вы поняли собеседника, вместо построения ложных выводов.

Чтобы понять – спрашивайте

Иногда неприязнь к человеку подталкивает нас к неконструктивному общению. Мы задаем неудобные вопросы, стремясь уличить неприятную личность во лжи или неискренности. Такое общение может привести только к еще большей разобщенности. Чтобы достичь взаимопонимания, спрашивайте и внимательно выслушивайте ответы, не пытаясь искать подвохи. Будьте максимально объективными.

Улавливайте невербальные сообщения

Общение будет эффективнее, если вы научитесь считывать язык жестов, мимики, интонации. Вы узнаете недосказанное, освоив науку невербальных коммуникаций. Нередко слова и поведение человека не совпадают настолько, что это бросается в глаза, но мы предпочитаем учитывать услышанное, пренебрегая очевидными проявлениями эмоционального состояния собеседника.

Шестнадцать секретов общения, для успешного понимания человека

Для того, чтобы успешно научиться слушать человека, нужно освоить несколько секретов/навыков, о которых я сегодня расскажу.

Некоторые из них возможно вы уже знаете и успешно ими владеете, тогда, порадуйтесь этому: «Вау! Вы молодец!», и начните осваивать, то что пока еще не ваше.

Итак, приступаем, шестнадцать секретов/навыков общения:

  • Мне сложно установить контакт с человеком и разговорить его. Если это так, осваивайте упражнение Солнышко.
  • Я поддерживаю разговор кивками, выражением согласия и показом интереса. Если это не так, приучите себя этому
  • Я никогда не демонстрирую во время разговора скуку, тоску или хотя бы безразличие. Если это не так, тогда отучайте себя от этой дурной привычки. Это просто невоспитанность.
  • Я могу выслушивать собеседника до конца, даже если он отвлекается и говорит заведомо ошибочные и несправедливые вещи. Если это не так, учите себя этому. Да это непросто, но это повысит вашу эффективность.
  • Какие бы чувства у меня не возникали, я не перебиваю собеседника, и даю ему спокойно договорить до конца. Если это не так, учимся вести Дневник эмоций, иначе это безобразие. Человек с внутренней культурой такого себе не позволяет.
  • Если человек меня перебивает, я спокойно останавливаюсь. Два человека одновременно говорить не могут. Если это не так -учитесь этому. Если собеседник не воспитанный, зачем ему уподобляться?
  • Даже если собеседник использует фразы — колючки, я продолжаю обсуждение спокойно, внимательно и корректно. Если это не так -обратите внимание на статью «Магнетический взгляд» Она вам поможет. Она научит вас находиться в состоянии покоя при любых стрессовых ситуациях.
  • Если рассказ идет не туда, я умею мягко перенаправить его в нужное русло. Если это не так — тогда осваивайте упражнение «Внутренний переводчик» и учитесь все делать с улыбкой. У вас все получится.
  • Когда человек говорит о том, что его волнует, я расспрашиваю о том, что волнует его, а не перевожу разговор на «о своем и о себе». Если это не так —поставьте себе такую задачу и потренируйтесь. Это несложно и увлекательно.
  • Когда человек рассказывает, мои глаза не в стороне, а всегда на собеседнике. Если это не так -тренируйте «Магнетический взгляд» и внутреннюю улыбку. Вам понравится.
  • Я внимательно слушаю собеседника и практически всегда могу повторить все его основные мысли. Если это не так -тренируйте повтор дословно. Важное упражнение!

  • Я чувствую, что действительно волнует человека, и умею дать ему нужную эмоциональную поддержку. Если это не так тренируйте упражнение «Вчувствование». Упражнение непростое, но супер интересное.

  • Умных и деловых людей я слушаю умно, а волнующихся и переживающих с душой. Если это не так -во время разговора задумайтесь и определите, что вам важно, а что важно собеседнику.
  • Поддерживая разговор, я чаще поднимаю не негативные и конфликтные мысли, а позитивные и сближающие нас темы. Если это не так -начинайте за собой следить и делайте такие простые и важные вещи
  • Когда в том, что говорит человек мне что-то непонятно, я не теряю интерес, а задаю вопросы, чтобы разобраться. Если это не так — вам мешают эмоции, поэтому снова «Магнетический взгляд»
  • Я владею техникой «Повтори-согласись -добавь» и при необходимости всегда ее использую. Если это не так — осваивайте эту технику.

Как правильно слушать. Что дает умение слушать?

По-настоящему слушать и слышать друг друга очень важно. Это помогает строить крепкие взаимоотношения, решать различные задачи, обеспечивает взаимопонимание. Умение слушать людей — это важнейший навык.

Например, на работе эффективное взаимодействие людей, знающих ответ на вопрос «как правильно слушать», снижает количество ошибок, уменьшает пустую трату времени. Такие профессионалы могут принимать сложные решения, потому что владеют большим количеством информации, полученной от разных людей. Также они могут избегать конфликтов, вызванных недопониманием, они уверены в себе и с легкостью находят общий язык с окружающими.

Как стать одним из таких людей, наладить отношения и в семье, и на работе, мы поговорим в этой статье. 20 эффективных советов для построения хороших отношений с самыми разными людьми ждут вас! Читайте статью и узнайте, как правильно слушать!

Но прежде чем приступим непосредственно к советам, поговорим об одном интересном феномене.

Эмоциональный интеллект

Недавно ученые ввели новый термин — «эмоциональный интеллект». Он означает умение понимать эмоции других людей и управлять собственным эмоциональным состоянием.

При присутствии у вас высокого уровня эмоционального интеллекта, вы сможете не только различать мотивы другого человека, но также чувствовать и понимать самого себя. Например, поймать момент, когда вам пора снять стресс или сменить обстановку, чтобы эмоционально не перегореть.

В таком состоянии вы сможете разрешать конфликты, находить лучшие решения в самых сложных ситуациях. В спорах вы лучше будете осознавать, чего хотят ваши оппоненты и как лучше себя с ними вести.

Уже сейчас многие крупные международные компании проводят тестирование на уровень эмоционального интеллекта. Недавно было проведено исследование среди крупнейших компаний США (Google, Pepsi и другие), оно выявило, что высоким уровнем эмоционального интеллекта обладает 90% ведущих менеджеров.

Следовательно, для того, чтобы построить успешную карьеру нужно обладать не только высоким показателем IQ, но и EQ. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта — это хороший эмпат. Он способен хорошо распознавать эмоции другого человека, предугадывать его поведение и мотивацию. Такой работник будет полезен на любой позиции. Кроме того, он на подсознательном уровне понимает, как правильно слушать и говорить.

Человек, одаренный эмоциональным интеллектом, стремится к достижению своих целей, не обращая внимания на провалы и неудачи.

Давайте собеседнику обратную связь

В общении всегда участвуют двое, попеременно выступая в роли говорящего и слушающего. Для первого всегда понятны собственные рассуждения. А вот для слушателя они могут быть запутаны или ясны не до конца.

Будучи слушателем, вы должны формировать обратную связь, чтобы ваш оппонент понимал, что ему нужно остановиться и разъяснить мысль подробнее. Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы и проговаривать услышанное вслух, чтобы вас поправили, если вы запутались.

Лучше уточнить что-то во время разговора, чем оказаться впоследствии в неловкой ситуации.

Умение слышать включает в себя:

  • Быть в спокойном состоянии, не терять присутствие духа.
  • Не стоит подвергать осуждению и оценке сказанное. Иначе можно легко потерять доверие.
  • Старайтесь сдержаться от действий. Зачастую, человек уже знает выход из создавшегося положения, он начинает искать поддержку. Выслушав, вы поможете ему решиться на нужные шаги.


При разговоре часто уместен вопрос «Что ты планируешь предпринять?» на то или иное событие, произошедшее у собеседника. Но, не стоит спешить с таким вопросом.
Лучше, если высказывание сделать в виде приглашения: ‘Предлагаю, подумать, что лучше предпринять?’, ‘если желаешь, я расскажу, какой бы поступок я совершил в этом случае’.

Используйте медитационные техники

На занятиях по йоге и медитации учителя часто используют техники правильного дыхания, чтобы заставить учеников сосредоточиться на моменте. Если во время беседы вы заметили, что думаете о чем-то своем и не слушаете собеседника, обратите внимание то, как вы дышите — это поможет вам не отвлекаться от разговора.

Правильное дыхание помогает успокоиться, а значит, вам будет легче воспринимать информацию. Такая дыхательная пауза даст вам возможность вырваться из паутины собственных мыслей и взглянуть на них со свежей точки зрения. И когда наступит время отвечать, вы можете сказать что-нибудь более полезное и релевантное.

Непредвзятое слушание разрушает барьеры

В разговоре важно убирать личные мотивы, преодолевать барьеры, мешающие эффективно слушать.

Нас постоянно отвлекает от слушания огромное количество внешних раздражителей: телефон, собачий лай, шумные игры детей, внешний вид человека.

Мешают и внутренние раздражители — поток мыслей, навязчивая мелодия, тревоги, заботы, эмоции.

В разговоре было бы хорошо подавлять навязчивые мысли в своем сознании. Представить их не имеющими значения в данную минуту. Не стоит отвлекаться, суетиться, отключаться от собеседника.

В разговоре надо находиться здесь и сейчас, познавать суть человека. Сосредоточиться на основных и важных мыслях собеседника.

Такой способности к сопричастности помогает умение слышать сердцем. Слушание сердцем — очень глубокая форма взаимодействия людей, которая помогает находиться на одной чувственной волне, подстраиваться под говорящего. Не зря сказал мудрец: «Когда сердца слушают — ангелы поют».

Когда вы выслушиваете обратную связь, воздержитесь от возражений, пока собеседник выговаривается. Если вас критикуют — молчите. Представьте, что через человека, критикующего вас, говорят высшие силы. Может, так, а может, и не так. Ответьте, что вы подумаете, разберетесь, а потом дадите ответ, если это возможно по ситуации.

В случае, когда от вас ждут немедленной обратной связи, помните, что впадать в роль «спасателя» и давать непрошенные советы не нужно. Желательно просто изложить известные вам факты по обсуждаемому вопросу. Рами Блект — учитель и консультант по восточной психологии — советует: «Делясь идеями и информацией, мы оставляем за слушателями свободу выбора, позволяем им самостоятельно определять свое отношение к сказанному. В этом случае они могут воспринимать эти идеи и информацию в свете их собственных целей, знаний и опыта, применяя их согласно собственному разумению. Решение никогда нельзя навязывать. Это важный эзотерический принцип. Мы даем человеку объективную и достоверную информацию, но сделать выбор он должен сам».

Не поддавайтесь на эмоциональное давление собеседника

Слушая взволнованного или эмоционально собеседника, сосредоточьтесь только на смысле слов. Отбрасывайте эмоциональную окраску, чтобы ваши собственные чувства не блокировали то, что вам действительно необходимо узнать. Иначе вы рискуете стать жертвой манипуляции.

Не говорите собеседнику фраз в стиле: “Я понимаю ваши чувства”. Как правило, такие высказывания воспринимаются, как попытка убедить, человека, что вы его слушаете. Обратите внимание, это выглядит именно как попытка, и такая попытка вызывает серьёзное недоверие к вам.

Слушайте не только слова, но и обращайте внимание на чувства собеседника

Этот совет особенно касается общения с девушками.

Помимо информации, передаваемой в разговоре, большинство людей вкладывают в сообщение так же свои эмоции и чувства. Понимать чувства собеседника очень важно, потому, что через них он делится с вами той информацией, которую не хочет или не может озвучить.

Например, девушка может всегда окрашивать в негативные краски свою реакцию на ваше увлечение экстремальным спортом. Вы можете думать, что она не понимает спорт или не любит его. На самом деле она очень сильно за вас волнуется, настолько, что хотела бы запретить вам рисковать собой.

Что означает «слышать»?

Слышать — способность человека посредством органов слуха воспринимать звуки из окружающей среды. Умение как направлять слух на какие-либо звуки, так и воспринимать их. Слышать — это физический акт, как зрение или осязание. Когда слышим, информация воспринимается нами поверхностно. Мы не вникаем глубоко в смысл услышанного, а просто улавливаем знакомые слова, не вдаваясь в их конкретный смысл.

Слыша мы лишь выстраиваем поверхностную картину, да и то не всегда.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]