Вы Наполеон или Дон Кихот? Разбираемся, что такое соционика и работает ли она

С социотипическими тестами сталкивался, наверное, каждый: их нередко проводят в школах Букалов А. В., Карпенко О. Б. Соционика и психоинформационные технологии в образовательном процессе. Царскосельские чтения. , вузах Крамаренко Р. А. Организация самостоятельной работы студентов с учётом индивидуальных особенностей психики (соционический подход). Сибирский педагогический журнал. и при трудоустройстве Гуров С. А., Алексеенко М. А. Соционический подход в бизнесе. Бизнес и дизайн ревю. .

Соционика — популярная отрасль знаний. Согласно каталогу статей eLIBRARY, на данный момент существует Публикации по запросу «Соционика». eLIBRARY. около 5 000 научных публикаций, так или иначе связанных с этим направлением. Однако насколько оно научно? Лайфхакер решил разобраться в этом вопросе.

Соционика: краткая история и обзор основ

Соционикой называют особую концепцию типов личности и взаимоотношений между ними. Появилась она в 70-х годах 20 века, а ее создательницей стала литовский социолог Аушра Аугустинавичюте. Основные идеи этой концепции были изложены ей в работе «О дуальной природе человека» 1980 года.

Базой для создания соционики послужила типология психотипов швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, а также теория информационного метаболизма польского психиатра Антона Кемпинского. Из последней Аугустинавичюте взяла идею о том, что психика человека «питается» информационными сигналами, приводя тем самым в действие информационный метаболизм.

Но наибольшее значение для соционики все же имеет типология Юнга, описывающая восемь психологических типов:

  • Мышление (интровертное и экстравертное)
  • Чувство (интровертное и экстравертное)
  • Ощущение (интровертное и экстравертное)
  • Интуиция (интровертная и экстравертная)

Юнг выделял и еще одну характеристику – психологическую установку – интровертную (направлена «внутрь себя») или экстравертную (направлена на восприятие внешнего мира). Именно с ее учетом каждый из четырех основных психотипов разделяется на два (интровертный и экстравертный).

Кроме того, мышление, чувство, ощущение и интуиция – это еще и основные психические функции, к каждой из которых могут быть добавлены по две дополнительных – ощущение и интуиция. С помощью них можно более точно описать человеческую психику (более подробно об идеях швейцарского психиатра вы можете почитать в нашей статье «Идеи Карла Густава Юнга»).

Изначально юнговская типология не предназначалась для классификации людей, но через некоторое время на основе его идей родились тесты, позволяющие классифицировать людей по типам (например, опросник Майерс-Бриггс, тест Грея-Уилрайта и другие), и, естественно, соционика.

Психическим функциям теории Юнга (в его теории это были количественные характеристики психических процессов) Аугустинавичюте придала форму «вариантов информационного метаболизма». Также она предположила, что в процессе восприятия окружающей действительности человеческая психика задействует восемь дискретных (прерывающихся) соционических функций:

  • Логика (соответствует Мышлению в типологии Юнга). Подразделяется на интровертную или структурную (обозначается ) и экстравертную или деловую (обозначается ).
  • Этика (соответствует Чувству в типологии Юнга). Подразделяется на интровертную или этику отношений (обозначается ) и экстравертную или этику эмоций (обозначается ).
  • Сенсорика (соответствует Ощущению в типологии Юнга). Подразделяется на интровертную или сенсорику ощущений (обозначается ) и экстравертную или волевую (обозначается ).
  • Интуиция (соответствует Интуиции в типологии Юнга). Подразделяется на интровертную или интуицию времени (обозначается ) и экстравертную или интуицию возможностей (обозначается ).

Каждая соционическая функция воспринимает какой-то один конкретный «аспект» информации, который поступает из внешнего мира. Исходя из этого, то, насколько развита определенная соционическая функция, влияет на способность человека понимать соответствующие аспекты окружающей действительности. И тут нужно вернуться к информационному метаболизму.

С позиции соционики, поток информации, который воспринимает и обрабатывает психика, в процессе информационного метаболизма делится на восемь аспектов, соответствующих каждой из функций и ею обрабатываемых. Соционика опирается на то, что каждый тип личности по-своему воспринимает и обрабатывает информационные аспекты, исходя из разницы в развитии той или иной функции. Соционические функции являются психическими элементами, помогающими человеку взаимодействовать с информационными аспектами.

Таким образом, соционика изучает законы, по которым психика каждого из нас воспринимает и обрабатывает информацию, касающуюся всего многообразия окружающего мира. С помощью этой модели мы можем давать прогнозы действиям других людей, устанавливать их качества и потенциал, понимать, чего можно от них ожидать.

Основа соционики состоит в моделировании и системных подходах. Однако из-за недостаточной эмпирической обоснованности (по мнению некоторых специалистов) наукой ее до сих пор не признали. Не относясь ни к области изучения социологии, ни к сфере исследований психологии, соционика была и остается пока что самостоятельным направлением.

Кроме того, все критерии определения соционического типа (социотипа) человека были установлены по большей части умозрительно. Поэтому определение и проверка результатов психологического типирования представляют некоторые трудности с позиции науки. Именно по этим причинам соционику рассматривают как направление или учение, а не как науку (о критике мы еще поговорим позже).

Несмотря на это, многие известные психологи вполне разделяют идеи соционики. Среди них можно выделить А. В. Букалова, В. М. Шлаина, Г. А. Шульмана, В. В. Мегедя, О. Б. Карпенко, В. В. Гуленко, В. Д. Ермака, С. А. Тартухина, Ю. В. Лемешева, Я. А. Дуброва и других. Основан Международный институт соционики, сотрудниками и руководителями которого являются доктора философии, медицинских и биологических, технических, физико-математических и других наук. (Зарубежных специалистов в этом списке нет по той причине, что на Западе само понятие «соционика» используется для обозначения междисциплинарной области исследований в сфере распределенных систем AI (искусственного интеллекта) и их приложениям к социологии.)

Технологии соционики уже несколько десятков лет применяются в кадровом менеджменте множества крупных компаний, подготовке и формировании авиационных и космических экипажей, проведении бизнес-тренингов и семинаров, издательской деятельности, разработке новых методов маркетинга и рекламы и т.д.

Что же касается обычных людей и их жизни, то соционика (типы личности, сама модель и т.д.) способствует пониманию и улучшению человеческих взаимоотношений и совместной деятельности. И главная ее ценность состоит, конечно, именно в знании о социотипах людей. Но прежде чем продолжить разговор, советуем посмотреть это небольшое авторское видео о том, что может дать человеку соционика, от основателя и руководителя Школы прикладной соционики – Елены Андреевны Удаловой.

Почему соционика — это псевдонаука

В современной науке любые концепции типов личности вызывают Person‐factors in the California Adult Q‐Set: closing the door on personality trait types? European Journal of Personality. сомнения, так как они слишком упрощают понимание человеческого характера и неприменимы в повседневной жизни — несмотря на утверждения их сторонников. В частности это связано Шмелев А. Г. Уже не соционика, но еще не дифференциальная психология. Психология. Психофизиология. с развитием дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия людей.

Учёные настаивают, что человек может соответствовать сразу нескольким типам и не обладать всеми характеристиками одного из них, что бывает намного чаще полного совпадения. Также человеческая психика меняется Donnellan M. B., Lucas R. E. Age differences in the Big Five across the life span: evidence from two national samples. Psychology and aging. со временем, а соционика настаивает на том, что типы личности неизменны.

Статистических данных, подтверждающих эффективность соционики, просто нет Кручинин С. В. Статус соционики в современной науке. Научно‑исследовательские публикации. , а результаты соционических исследований не воспроизводятся при повторении.

Настораживает и то, что соционика почти не изучается Букалов А. В., Карпенко О. Б. Соционика как академическая научная дисциплина. Соционика, ментология и психология личности. за пределами бывшего Советского Союза. Философ Артемий Магун связывает Magun A. L’éducation supérieure dans la Russie post‑soviétique et la crise mondiale des universities. Multitudes. это с общим кризисом постсоветской науки из‑за недостатка взаимной критики и оторванности от опыта зарубежных учёных.

Сама концепция Антона Кемпинского об информационном метаболизме, лежащая в основе соционики, считается Ceklarz J. Revision of Antoni Kępiński’s concept of information metabolism. Rewizja koncepcji metabolizmu informacyjnego Antoniego Kępińskiego. Psychiatria polska. противоречивой, так как некоторые её элементы невозможно проверить опытным путём. Среди них — тезис о том, что любым существом двигают две главные установки: сохранение жизни и сохранение вида.

Кроме того, формулировки в описаниях соционических типов слишком общие и могут распространяться на кого угодно. Вот, например, фраза из описания типа «Дон Кихот» с сайта Прокофьева Т., Кузьмина М. Описания соционических типов. НИИ Соционики. «НИИ Соционики»:

Их хлебом не корми, дай прочитать о чём‑нибудь загадочном и таинственном. Полученные знания ИЛЭ стремятся тут же применить на практике, но при этом редко бывают заинтересованы в получении реальной выгоды от своих открытий.

Если подумать, то практически любому человеку интересно таинственное и загадочное. И очень многим из нас свойственно пытаться сразу же применить полученные знания. Подобные общие утверждения любят использовать экстрасенсы и астрологи, а само это явление называют эффектом Барнума.

Всё это, как считает Сергеев А. Г. Синекдоха отвечания, или Защита гомеопатическая. Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. В защиту науки. М. 2021. математик Армен Глебович Сергеев, член специальной комиссии РАН, роднит соционику с откровенными псевдонауками, такими как астрология и гомеопатия.

Последователи теории Майерс — Бриггс, в отличие от сторонников соционики, уделяют Шмелев А. Г. Уже не Соционика, но еще не дифференциальная психология. Психология. Психофизиология. гораздо больше внимания доказательствам существования представленных в концепции типов. Но это не спасает и их теорию от критики.

Так, независимые исследователи называют работы, доказывающие эффективность MBTI, ненадёжными Gardner W. L., Martinko M. J. Using the Myers‑Briggs Type Indicator to Study Managers: A Literature Review and Research Agenda. Journal of Management. , а результаты самого теста — невоспроизводящимися Grant A. Goodbye to MBTI, the Fad That Won’t Die. Psychology Today. даже у одних и тех же людей. Также учёные не обнаружили Pittenger D. J. Measuring the MBTI … And Coming Up Short. Journal of Career Planning and Employment. значительного преобладания одних функций человеческой психики над другими (например, мышления над чувством).

Сам Юнг, хоть и не отказывался от своей концепции типов личности, был разочарован Юнг К. Г. Психологические типы. Спб. 2001. её популярностью, а основанные на ней практики называл «салонной детской игрой» и «навешиванием ярлыков». Юнг считал свою теорию инструментом, с которого психолог начинает работу, а не ставит с его помощью точный диагноз.

Гораздо большее доверие A robust data‑driven approach identifies four personality types across four large data sets. Nature Human Behaviour. у учёных вызывает пятифакторная The Oxford Handbook of the Five Factor Model. Oxford University Press. 2021. модель человеческой личности («Большая пятёрка»), которую западные исследователи разрабатывают с 60‑х годов XX века. Эта концепция не выделяет типы характера, а оценивает личность по пяти критериям:

  • экстраверсии;
  • доброжелательности (способности к дружбе и нахождению консенсуса);
  • добросовестности (сознательности, трудолюбия, порядочности);
  • эмоциональной стабильности (невротизма);
  • интеллекту (открытости новому, творческим способностям).

На первый взгляд соционика представляет собой довольно стройную, чёткую и логичную систему. А апелляция к авторитету Юнга в психологии и чуть ли не математическая модель определения личности создают ощущение её научности. Но на самом деле соционика слишком упрощает концепцию личности и не способна объяснить «выпадение» характеров многих людей из её типологии. Она может быть развлечением, но никак не наукой.

При этом соционика делает именно то, чего Юнг не ждал от своей классификации, и даже идёт дальше. Она не только навешивает на людей ярлыки, но и предлагает строить взаимоотношения на основе туманных описаний, похожих на астрологические. Кроме того, соционика хорошо продаётся: это и книги, и платные тренинги, и даже рабочего коллектива. Вот только польза от них, скорее всего, будет околонулевой.

Поэтому не стоит ограничивать себя рамками соционической типологии и распространять подобные стереотипы на других людей.

Соционика: типы личности и их влияние на характер

Как мы и сказали, за основу соционической типологии была взята типология Юнга. Но если в его теории это были психотипы, и их было восемь, то в соционике они называются социотипами, и их шестнадцать (также их называют ТИМами от «тип информационного метаболизма»). Очень любопытно, что названия этих типов отличаются образно-художественным характером (мы приведем также и научные названия), а их основой служат имена известных личностей (реальных или вымышленных), в той или иной степени соответствующих каждому из типов.

В краткой форме рассмотрим эти типы:

  1. «Максим Горький» (логико-сенсорный интроверт). Педантичен, чрезмерно чистоплотен, быстро вызывает к себе доверие. Отличается трезвым взглядом на вещи, адекватно оценивает свои силы, мыслит рационально.
  2. «Штирлиц» (логико-сенсорный экстраверт). Очень трудолюбив, социален, рационален. Вокруг него всегда кипит жизнь. Прекрасный мотиватор, открыто проявляет свои чувства, любит шумные компании. Отличается радушием и добротой.
  3. «Робеспьер» (логико-интуитивный интроверт). Оригинален как личность, независим, организован. Способен глубоко и спокойно размышлять, держится в стороне от шумных компаний. Склонен к душевным беседам, мыслит четко и логично, обладает развитой интуицией.
  4. «Джек Лондон» (логико-интуитивный экстраверт). Быстро адаптируется к новым обстоятельствам, прекрасно определяет свой и чужой потенциал. Любит рисковать, предпочитает активное времяпрепровождение и экстремальные ощущения.
  5. «Драйзер» (этико-сенсорный интроверт). Анализирует свои и чужие действия, склонен разбираться в себе. Способен настойчиво, но в мягкой форме отстоять свои взгляды. Придерживается мнения о равенстве всех людей.
  6. «Гюго» (этико-сенсорный экстраверт). Легко манипулирует людьми, всегда активен. Отличается коммуникабельностью и работоспособностью. Альтруистическая натура, способная поступиться своими интересами.
  7. «Достоевский» (этико-интуитивный интроверт). Предпочитает доверять людям и легко их чувствует. Обладает способностью и желанием к обучению. Отличается прекрасными педагогическими качествами.
  8. «Гамлет» (этико-интуитивный экстраверт). Излишне эмоционален, очень выразителен. Отличается активной жестикуляцией. Легко чувствует, когда ему лгут. Обладает прекрасной интуицией.
  9. «Габен» (сенсорно-логический интроверт). Познает мир через свои ощущения. Любит работать руками. Отличается техническим и рациональным складом ума, мышлением инженера.
  10. «Жуков» (сенсорно-логический экстраверт). Добивается своего любой ценой. Любит руководить, анализировать. Предпочитает всегда побеждать и находить во всем выгоду для себя. Прекрасно планирует.
  11. «Дюма» (сенсорно-этический интроверт). Понятен и прост в общении, неконфликтен. Обладает хорошим чувством юмора и любит активно проводить время. Отличается потребностью быть нужным, любит оказывать поддержку и помогать.
  12. «Цезарь» (сенсорно-этический экстраверт). Стремится к лидерству и предпочитает окружать себя более слабыми людьми. Любит казаться необычным и интересным, а также меланхоличным. Сохраняет дистанцию в общении, никогда не раскрывает всех своих мыслей.
  13. «Бальзак» (интуитивно-логический интроверт). Склонен к философским размышлениям и рассуждениям, любит читать. Предпочитает все подвергать анализу и на несколько раз перепроверять. Аккуратен, осторожен, ценит окружающих, стремится жить в комфорте.
  14. «Дон Кихот» (интуитивно-логический экстраверт). Отличается широтой интересов и взглядов. Быстро приспосабливается к новому. Не любит рутину, умеет простым языком доносить сложное, постоянно генерирует идеи.
  15. «Есенин» (интуитивно-этический интроверт). Мечтатель, любит сочинять стихи. Прекрасно разбирается в людях. Любит тратить деньги. Пользуется большим успехом у противоположного пола. Использует свои преимущества для достижения целей.
  16. «Гексли» (интуитивно-этический экстраверт). Обладает многими талантами и богатой фантазией. Человек с тонкой душой, любящий творчество. Не любит скуку и обыденность. Быстро находит общий язык с окружающими.

О том, как определить свой социотип, мы поговорим чуть позже, а пока заметим, что в полной мере он характер, конечно же, не определяет. Каждый человек уникален по своей природе, и даже с помощью шестнадцати типов личности невозможно дать исчерпывающее описание характера и других параметров личности.

Да и в чистом виде в человеке какой-либо соционический тип никогда не присутствует – есть лишь один преобладающий, а все другие существуют в личности в меньшей степени. Причем в одном человеке могут сочетаться, казалось бы, несочетаемые вещи. Например, интуитивно-логический интроверт, который бережет семью, доверяет людям и любит размышлять, может стремиться добиваться своего любыми путями и из всего извлекать выгоду, что характерно для сенсорно-логического экстраверта.

Модель соционики позволяет установить способ восприятия информации, отражающий реакции человека (и их устойчивость) на те или иные обстоятельства, события и т.д. Это в свою очередь позволяет лучше узнать себя самого (и других), понять, что нужно в жизни, как правильнее общаться людьми, какими способами достигать целей и т.п. Определить же соционический тип можно с помощью специальных методов.

Что такое соционика?

Соционика — это учение о том, как воспринимает человек информацию об окружающем мире и информационно взаимодействует с другими людьми.

Она была сформулирована еще в начале 1970-х годов литовским социологом и экономистом Аушрой Аугустинавичюте и описана в своей работе «О дуальной природе человека» в 1980 году. Автор попыталась развить представление Карла Густава Юнга о психических типах и совместить с концепцией информационного метаболизма Антона Кемпельского. Отсюда многие говорят, что соционика создана на стыке психологии, социологии и информатики.

Предметом изучения в соционике является процесс обмена информацией психики человека с окружающим миром, а ее методом – моделирование информационной системы психики. Роль и статус соционики совершенно неодназначны. Кто-то относится к соционике, как к отдельной науке, а кто-то считает ее просто частью психологии. Для одних она – прописная истина, для других – псевдонаука. Все это говорит только о том, что соционика только в начале своего становления.

Она показывает, что каждый из нас относится к одному из 16 психологических (соционических) типов. О них я расскажу дальше в статье более подробно. Эти типы названы именами наиболее известных литературных и исторических персонажей, что поспособствовало в свое время ее популяризации. Кстати, она очень похожа на мою любимую астрологию. В своей жизни я применяю именно связку психологической соционики и эзотерической астрологии, что дает более широкое представления о себе и окружающих людях.

Далее я опишу 3 основные причины, почему же стоит начать изучать соционику.

Помогает лучше понять себя

Каждый из нас для более гармоничной жизни с собой и окружающим миром должен понимать свой потенциал, свои слабые и сильные стороны, всевозможные варианты поведения и так далее. Человеку, который не познал себя, очень сложно идется по жизни. Причем он обвиняет всех и вся снаружи вместо того, чтобы заглянуть внутрь, проанализировать и осознать многие вещи. И соционика в некотором плане помогает это сделать.

Я интроверт и мне часто необходимо быть наедине с самим собой, чтобы погружаться в свой внутренний мир. Для этого мне, во-первых, нужно свое личное пространство. А во-вторых, время, которое я могу провести в одиночестве. Так я заряжаюсь энергией, анализирую какие-то действия и события, а так же вырабатывают новые идеи. И для меня все это понятно, как «ясный день», а вот друзья и знакомые расценивают мои «уходы в себя» по-другому. Почему не пишешь?! Куда пропал?! Да никуда, просто хочу побыть один. Иногда мне так даже комфортней чем с кем-либо. Такова просто моя природа. Принимайте таким, какой я есть…

Помогает найти спутника жизни

Некоторые фанаты соционики ищут партнеров по жизни благодаря этому направлению. Сейчас широкую популярность приобретают сообщества в социальных сетях и соционические клубы знакомств, где люди могут найти свою вторую половинку. Считается, что больше всего шансов у тех, кто является «дуалами», т.е. представителями оптимально дополняющих друг друга типов. Я за использование соционики однозначно, но против фанатизма в любых его проявлениях.

Необходимо понимать, что кроме соционических показателей в жизни есть много других, благодаря которым люди сходятся и строят гармоничные отношения. Могу сказать однозначно, что в совместной жизни будет очень сложно рационалу и иррационалу! Это подтверждает и мой опыт, и опыт моих знакомых. Зная наши сходства и различия, мы просто можем более гибко подходить к построению отношений в паре. Главное, чтобы эти знания только помогали, а не говорили, что если ты не «дуал», то с тобой точно отношения не сложатся.

Помогает построить отношения в коллективе

Соционика хорошо зарекомендовала себя в бизнесе, командообразовании и мотивации. Для успешной работы команды необходимо распределять функциональные роли и должностные обязанности в соответствии с реальными способностями и предпочтениями каждого его члена. Поэтому для каждого соционического типа разработан примерный перечень деятельности. Да, он условен, но все-таки отражает общие предпочтения и круг возможных задач без какого-либо навязывания.

Что касается меня, то основным моим стимулом является интерес к работе. Научно-исследовательская и аналитическая являются предпочитаемыми сферами деятельности. Мне нравится, когда можно применить системный анализ, выстроить классификацию или выработать новую концепцию. Я люблю программирование, писательство и преподавание. Именно поэтому веду этот блог о саморазвитии и развиваю проект гармоничного развития личности «7 сфер жизни». Здесь хорошо работают все мои качества: интроверсия, интуиция, логика и рационализм.

Если посмотреть на эти 3 причины почему стоит изучить соционику, то мы видим, она помогает проработать 3 вектора сферы Отношений: Я, Семья и Окружение. А это одна из самых сложных сфер жизни, над которой нужно постоянно работать. Поэтому следует сделать соционику своим другом!

Соционика: методы определения социотипа

Традиционно для определения социотипа (типирования) человека используются:

  • Соционические тесты и опросники. Большой популярностью пользуется опросник Майерс-Бриггс (пройти его можно здесь), хотя опытные специалисты (соционики) указывают на неполное соответствие типологии Майерс-Бриггс соционической типологии, поэтому эти опросники адаптируются. Есть также тесты Вайсбанда и Мегедь-Овчарова, опросники Таланова, тест Гуленко, многофакторный тест Лытовых, соционический тест Кейрси.
  • Соционические интервью. Это беседа соционика с типируемым на произвольную или запланированную тему (нередко она сопровождается тестированием или анкетированием). Проводя диагностику, специалист оценивает, насколько ярко выражаются признаки ТИМа и некоторые другие специфические параметры. После этого соционик сопоставляет полученные данные и делает заключение о ТИМе.
  • Эксперименты. Для реализации этого метода, как правило, соционики создают для типируемых специальные условия, ставят перед ними конкретные задачи. В процессе выполнения заданий специалисты отслеживают действия, реакции, решения людей, а затем делают выводы о ТИМе.
  • Наблюдения. Специалист наблюдает за человеком (или группой людей), оценивает его внешность, поведение, поступки, невербальные проявления. Но чтобы сделать достоверные выводы, соционик должен обладать навыком образно-чувственного узнавания ТИМа, основанного на впечатлении.
  • Исследования досье. Соционик изучает личное дело человека, свидетельства очевидцев, личные тексты и/или дневниковые записи, фото- и видеоматериалы, результаты творчества.

Считается, что опытные люди и профессиональные специалисты могут определять социотип человека по его реакциям, внешности, манере общения и даже стилю одежды, не прибегая к длительным исследованиям. Кроме того, некоторые способны адекватно определять свой собственный социотип. Но чтобы достичь такого уровня в соционике, необходимо, во-первых, подробно разобраться в самой системе этого направления и ее социотипах, во-вторых, изучить психотипы, предлагаемые теорией Юнга, и, в-третьих (если дело касается самотипирования), научиться объективно воспринимать и оценивать себя, свои черты характера, реакции и другие особенности своей личности. Не следует забывать и об основной проблеме соционики – о том, что с научной позиции в ней отсутствуют объективные критерии определения соционического типа. Другими словами, любой анализ человека при помощи соционики не будет иметь достоверных научных обоснований.

Тем не менее, если вы научитесь определять социотипы, вы сможете с определенной долей вероятности устанавливать, в чем состоят поведенческие различия между людьми, и искать к ним правильный подход, определять привычки, интересы и способности окружающих, понимать, чем продиктованы их действия и поступки. Обладая соционическими знаниями, человек способен также определять свою совместимость с людьми, прогнозировать развитие отношений, выделять, какие качества в других людях следует воспринимать в качестве основных, а на какие есть смысл не обращать особого внимания. Короче говоря, соционика, несмотря на отсутствие научного статуса, может быть очень даже полезной, как для одного человека, так и для общества в целом.

Вывод: научна ли соционика?

Ответ очевиден: нет, ненаучна. Возможно, когда-нибудь в будущем соционика будет признана научным сообществом как отдельная дисциплина, но пока что это лишь эмпирическая модель, основанная на субъективном восприятии автора, интересная в качестве интеллектуального развлечения, но не имеющая под собой никакой статистически подтвержденной базы. Единственный близкий к научному инструменту тест данной типологии имеет недостаточную валидность и надежность. Труды по соционике, опубликованные научными (не соционическими) изданиями, практически отсутствуют, а несостоятельность ее научное сообщество даже не стремится доказывать — ведь доказательный труд в данном случае ложится на плечи сторонников теории.

Несмотря на это, соционика — популярное хобби для многих и останется таковым и дальше. В этом качестве она может существовать сколь угодно долго вместе с другими непризнанными наукой типологиями, например, гороскопами. Почему? Она дает интересный повод для общения, иллюзию контроля над собственной жизнью и отношениями, да и просто приносит удовольствие, как игра или головоломка. Что ж, и такое развлечение имеет право на существование, но, по всей видимости, не представляет в целом для людей какой-либо ценности, так как не несет в себе инструментов для решения проблем или другой пользы.

Соционика: польза для человека и общества

Модель соционики сегодня проникает во все большее количество областей. К тем, что приняли ее более остальных, можно отнести:

  • Подбор, обучение и развитие персонала
  • Повышение эффективности управления организациями
  • Создание инновационных образовательных технологий
  • Диагностика и лечение психосоматических заболеваний
  • Профессиональная ориентация подростков и взрослых
  • Воспитание детей в семьях и специализированных учреждениях
  • Организация знакомств
  • Самопознание и саморазвитие

Самой же востребованной сферой применения соционики является выстраивание комфортных взаимоотношений в любой социальной группе. С помощью соционики мы можем понять, что осложнения в общении с другим человеком (знакомым, коллегой, родственником и т.д.) могут вовсе не быть следствием его злого умысла или внутренней «непригодности» для нас. Просто разные люди воспринимают мир и жизнь индивидуально, имеют свои мнения, обладают разными ценностями. И одно лишь понимание того, как работает наша и чужая психика, может привести к избавлению от множества проблем в отношениях и снятию напряжения. А это важно совершенно в любой области жизнедеятельности.

В дополнение к этому, изучение соционики позволяет личностно расти, расширять границы, выходить из зоны комфорта, учиться быть самим собой и понимать себя, не втискивая свою личность в рамки того, как «должно» быть. Невзирая на ненадежность методов, необъективность результатов, отсутствие статуса науки, это направление имеет неоспоримое преимущество. Состоит оно в том, что соционика помогает каждому формировать правильную самооценку, эффективнее общаться с людьми, быстрее и легче достигать поставленных целей и находить свое место в этом огромном мире.

В то же время с самого своего появления и по сей день соционика подвергается серьезной критике. Рассмотрим ее, чтобы получить более объективные выводы.

Похожие материалы:

Dior | Lacoste | Estee Lauder | Диор | Лакост | Эсте Лаудер | Любовь | Отношения | партнер | интроверт | экстраверт

Статьи

  • Красивый загар. Защита 12 июля 2010, 00:00
  • Белая ворона: как правильно носить белый цвет 18 февраля 2015, 00:00
  • Кулинарная азбука: латте-арт 09 февраля 2021, 00:00

Видео

  • Внимание, блондинки! от Estee Lauder 11 августа 2010, 00:00
  • Летний офисный макияж от Estee Lauder 17 августа 2010, 00:00
  • Знойное лето от Estee Lauder 24 августа 2010, 10:49

Критика соционики

Многие исследователи говорят не только о том, что соционика не является наукой, а потому не заслуживает особого доверия, но и о том, что типирование личности вообще может навредить человеку.

В первую очередь еще раз нужно вспомнить, что соционика основана на типологии Юнга и теории информационного метаболизма Кемпинского. Если идеи Юнга вполне можно отнести к научному знанию, то к теории Кемпинского ученые относятся неоднозначно. Да и вообще информации о ней очень мало, а доказательства ее верности и обоснованности требуют поиска и многочисленных проверок. Имеет смысл сказать также, что основательница соционики Аушра Аугустинавичюте была экономистом, а не психологом по профессии, что также вызывает некоторую настороженность.

Кто сегодня разрабатывает соционические тесты часто неизвестно, и, опять же, не все авторитетные психологи их признают. Собственно, и точность этих тестов далека от идеала. Можно пройти несколько таковых и получить разные результаты (разные соционические школы могут типировать одного и того же человека по-разному, т.к. ни одна не имеет четкой оценочной системы, а характеристики социотипов часто расходятся), что и указывает на их низкую надежность и валидность. Но и это еще не все – есть и другие показатели, говорящие о том, что соционика вряд ли когда-нибудь станет наукой.

В той же психологии есть конкретные критерии объективности в исследованиях (объективность, повторяемость, однородность результатов и т.д.), и любые эксперименты, им не отвечающие и не подтвержденные на разных выборках, автоматически считаются сомнительными. И как раз соционика не может представить такие эксперименты, т.к. их вообще не проводили и вряд ли проведут, ведь соционические критерии субъективны и размыты. А согласно еще одному принципу научного знания, чем меньше субъективности в утверждении, тем больше его можно считать научно достоверным.

По принципу верификации, который вывел Карл Поппер (австрийский и британский социолог и философ), научное знание можно проверить лишь через наблюдение и эксперимент. В соционике хоть и используются эти методы исследования, но все они субъективны и зависят от специалиста, руководствующегося собственными мыслями и опытом.

Другой принцип – принцип фальсификации (почитайте статью «Фальсифицируемость Поппера как научный критерий») указывает на то, что «научным» можно назвать только то знание, которое можно опровергнуть. А когда какое-то направление или учение выстраивается так, чтобы объяснить любые факты, научным оно уже быть не может. В соционике есть масса самых разных пространных формулировок типа «иногда», «обычно», «склонность» и т.п., обобщающих сведения так, что любой человек при желании найдет в таких описаниях с чем согласиться. Она использует по большей части бытовой язык в описании психических явлений, а он неточен и неопределен. По этой причине появляются наукообразные утверждения, невозможные для доказательства или опровержения.

С момента своего появления соционика почти не изменилась и не производит никаких новых знаний, а наука, которой можно доверять, развивается и продуцирует новые знания. Соционика не нуждается в серьезных глубинных исследованиях и многолетнем образовании, она легко и просто определяет психотип и все, что с ним связано, вплоть до «благоприятного» партнера для семейной жизни. Достоверное же психологическое знание требует самого серьезного изучения, сложно для освоения и никогда не оценивает человека однозначно. Соционика же позволяет каждому самому для себя стать психологом, найти легкие ответы на самые сложные вопросы.

Что же касается пагубного влияния на личность, то соционика может «оправдывать» отрицательные черты характера, такие как тревожность, истеричность или хамство, в результате чего человек перестает работать над собой («я такой, какой есть»). Другими словами, то же, что можно использовать себе во благо, может иметь и негативные последствия. Все зависит от интерпретаций, стремлений, дисциплины – одним словом, самого человека. Подобная самостоятельная диагностика тоже имеет мало общего с научностью.

Соционика была получена ненаучным методом, а значит, априори не способна стать наукой и претендовать на достоверность и объективность, тем более, беря за основу неподтвержденные концепции и недоказуемые утверждения.

Это лишь некоторые «против», касающиеся соционики, и, поискав, вы можете найти целые научные работы с ее критикой. Как относиться к этому учению – как к полезному инструменту познания себя и окружающих или как к забавной идее и пище для размышлений на досуге – дело ваше. Безусловно, из нее можно взять нечто полезное для себя, однако всегда нужно помнить о том, что слепо верить ей не стоит – для этого нет никаких научных оснований.

И для сохранения баланса (ведь у нас уже было видеоролик о применении и пользе соционики) предлагаем вам посмотреть видео на тему критики этого направления от кандидата психологических наук Александра Невеева.

Критика со стороны научного сообщества и независимых исследователей

Кручинин Сергей Владимирович, кандидат политических наук, в своей научно-исследовательской статье критически обосновывает несостоятельность применения соционики для маркетинговых исследований:

«В [книге Киселевой Е.С. «Роль и значение потребителя в системе маркетинга и способы управления его поведением на основе соционики»] авторами даются… смелые утверждения… что маркетолог должен знать соционический тип сегментов рынка. Это крайне амбициозное утверждение, которое методологически корректно преподносить как действительность, только после подтверждения соответствующей статистикой и проведения исследования двойным слепым методом, зарекомендовавшим себя в проведении медицинских исследований. Недостаток привлечения соционики в данном случае обусловлен одним из ее положений о врожденности соционического типа и не сменяемости его. Связывание типов предпочтений с соционикой требует уже доказательства того, что эти предпочтения не поменяются, так как не меняются типы, согласно утверждению соционики. (…) Но как раз доказательств того, что поведение человека… не будет меняться, не приведено. Напротив, человек с возрастом и жизненным опытом может менять предпочтения в выборе товара, менять стратегию поведения». Также он выражает глубокий скепсис относительно использования соционических типов, установленных с помощью теста MBTI, для подбора персонала, и сомнения в реалистичности результатов некоторых связанных с соционикой исследований, что могли бы придать ей научный вид, например, приведенные в статье Шмелева А. Г. «Уже не соционика, но еще не дифференциальная психология»:

«…Пожалуй, впервые проведены попытки соотнести соционику с анализом больных аффективных патологий. Попытка интересная, но результат 100% этических рационалов среди людей с аффективными расстройствами позволяет либо усомниться в репрезентативности статистической выборки, либо усомниться в правомерности причины и следствия».

Он делает следующие выводы: соционика, безусловно, является раскрученным брендом, представляет интерес для исследователей и в качестве математической головоломки, но серьезной научной ценности не имеет [1].

В статье о соционике, опубликованной в «Сообществе скептиков», также подвергается сомнению научность методологии соционики, она сравнивается с астрологией, а все совпадения поведения по типам объясняются Эффектом Барнума. Этот эффект заключается в следующем: люди высоко оценивают точность таких описаний личности, которые, как они полагают, созданы специально для них. Критически разбирается не только популярная, но и так называемая «продвинутая» литература по соционике — проблемы во всех этих источниках схожи и связаны также с методологией.

«Бизнес — это люди, мисс Стил, и я очень хорошо умею в них разбираться. Я знаю, что их интересует, чему они радуются, что их вдохновляет и как их стимулировать», — говорит герой одной из самых известных книг современности и по совместительству миллионер (или миллиардер?) Кристиан Грей юной Анастейше Стил. Помните этот момент? Она, такая неопытная и робкая, сидит в его кабинете — а он, прожигая ее взглядом, выдает одну из немногих здравых мыслей всего произведения. Если я приведу еще одну цитату из нашумевших «Оттенков», все решат, что статья про секс и прочие извращения. А вот и нет. Она про то, как научиться понимать людей, и про науку, которая этому учит, — соционику.

Зачем нужна соционика

Один начальник большого магазина электронной техники так уверовал в соционику, что послал нескольких специалистов по персоналу учиться в крупный соционический центр. Специалисты выучились, вернулись, и первое, что сделали, — перетасовали продавцов внутри вверенного им магазина. В частности, на возврат товаров вместо деловитого парня, который тщательно проверял и перепроверял товары, прежде чем принять их обратно, поставили тихую и нежную девушку. Из примечательного в девушке были только ласковый голос и исключительное умение внимательно слушать собеседника. Она даже в технике толком не разбиралась. Через месяц произошло невероятное: процент возвратов снизился на 30%. На сколько вырос гонорар новоявленных социоников, скромно умолчим.

Не обязательно учиться в соционическом или любом другом центре, чтобы уметь поставить каждого работника на то место, где он принесет максимум пользы. Можно иметь громадный стаж в искусстве подбора персонала или просто, что называется, природное чутье, «нюх» на людей. Но если у вас нет ни того, ни другого, а разобраться все же хочется, у меня для вас хорошие новости. Этому можно научиться. Ну как, скажем, математике.

Математика + психология = новая наука?

Мало кто знает, но основательница науки о социуме не была ни психологом, ни социологом. Она была экономистом — и предположила существование 16 социотипов, основываясь на теории Юнга и простых математических расчетах. Звали ее Аушра Аугустинавичюте. Только представьте: некоторым соционикам — преподавателям в основном — приходится повторять это имя из года в год. Они, впрочем, не жалуются и повторяют с неизменным трепетом — на свете не так много женщин, которым удалось в одиночку основать целую науку.

Однако официально такой науки, как соционика, до сих пор не существует. Зато существует термин «лженаука», который приклеился к ней чуть ли не с момента основания в конце 1970-х годов. Все потому, что людей, которые пишут в Интернете что-нибудь из серии «Если вы мрачный тип с тягой к абсолютному порядку и пробивным характером, будьте уверены — вы Максим Горький» становится все больше. Доверия к ним и к соционике в целом — все меньше.

Волшебное превращение

Соционика меж тем — прямая наследница теории Юнга о восьми психотипах. Аушра (вы же не думаете, что я еще раз напишу ее фамилию, правда?) взяла за основу четыре выделенных им аспекта — мышление, чувство, ощущение, интуицию — и предположила, что каждый имеет две разновидности — экстравертную и интровертную. Так появились восемь соционических аспектов. То, что Юнг называл мышлением (аспект, связанный с представлениями о причинно-следственных связях и объективными критериями), в соционике стало логикой. Чувство, у Юнга отвечающее за оценочные суждения, расширилось до межличностных отношений и умения понять другого и превратилось в этику. Ощущение, ответственное за восприятие окружающего мира органами чувств, назвали сенсорикой. И только интуиция — то же восприятие, только бессознательным путем, — сохранила свое название.

Модель Аушры

Важно помнить: каждый человек обладает всеми восемью аспектами. Мы не можем жить без восприятия материального мира органами чувств или полностью игнорировать свое и чужое эмоциональное состояние. Но согласитесь: не каждому из аспектов мы уделяем одинаковое количество сил и внимания. В тяжелые моменты каждый полагается на что-то одно: логические соображения, интуицию, — или просто, что называется, слушает свое сердце. Аушра заметила это — и расположила восемь аспектов в зависимости от того, какую роль он играет для каждого из 16 типов, в особой таблице. Таблица получила название «модель А» (Аушры в смысле), а каждый тип — подробное описание по функциям.

Своя среди своих

То, что социотипов именно 16 (а 16 — это 4 в квадрате), с удивительной точностью укладывает соционику во все другие типологии. Например, в дифференциальной психологии выделяют четыре основных типа (циклоиды, шизоиды, истероиды, эпилептоиды), знаки зодиака привязаны к четырем стихиям (земля, огонь, вода, воздух), мы воспринимаем окружающий мир четырьмя разными способами и делимся в зависимости от них на кинестетиков, визуалов, аудиалов и дискретов. Если я привяжу четыре основных типа соционики — сенсориков, интуитов, логиков и этиков — к каждой из названных групп (а я могу), представители типологий найдут меня и закидают тапками. Так что я лучше расскажу вам о каждом из аспектов. А вы попробуйте проследить закономерности — иногда они не просто лежат на поверхности, а просто-таки бросаются в глаза.

Кстати, по этой фразе опытный соционик сразу поймет, что сенсорика — моя сильная сторона. С нее, пожалуй, и начнем.

«Выжить любой ценой» — силовая сенсорика

Сенсорики — это люди, которые хорошо понимают материальную и чувственную (не путать с чувствительной) сферу жизни. Это люди «про потрогать». Они могут «на глаз» прикинуть пространство, оценить габариты и мощь чего угодно — предмета, человека, машины, взрыва — и не ошибиться. Один мой знакомый как-то посягнул практически на святое — решил выявить соционическую закономерность среди героев ВОВ. Провести эдакий расчет, кто из 16 типов больше склонен к подвигу. Скажу сразу: типировать людей, которых нет в живых, если только они не оставили после себя книгу размером с «Войну и мир», воспоминания современников и желательно фото в полный рост, — затея сомнительная. И все же расскажу вам об этом исследовании — его результаты меня потрясли. Степень героизма у того или иного типа исследование не выявило. Зато обнаружилась другая интересная закономерность. Герои, награжденные посмертно, были кем угодно, только не сенсориками. И наоборот — из тех, кто совершил подвиг и выжил, сенсориков, особенно экстравертных, оказалось больше всего. Причины были разные: вовремя проскользнул, проскочил, уклонился от пули — и остался жив.

Экстравертная сенсорика (она же силовая, она же черная) отвечает за власть, силу, умение управлять своим (и при необходимости чужим) телом. Она позволяет хорошо прикинуть расстояние и мощь соперника или опасности. Впрочем, с «прикинуть» и не ошибиться прекрасно справится и сенсорика ощущений.

Взвесить все (а еще потрогать и попробовать) — сенсорика ощущений

Приведу менее кровожадный пример, а заодно и тест на сенсорику, который каждый может провести у себя дома. Задумайтесь: часто ли вы готовите по рецепту? И по рецепту или скорее по наитию? Отмеряете стаканами, щепотками, «на глаз» или, напротив, для пущей точности пользуетесь электронными весами? Чем свободнее вы обращаетесь с любыми мерами (если только это не результат 20-летнего опыта работы поваром), тем больше шансов, что сенсорика у вас не самая слабая. И наоборот — если хочется все тщательно взвесить, проверить и перепроверить… то хорошая новость такая: в наши дни уклоняться от пуль уже не приходится.

Интровертная сенсорика (она же белая, она же сенсорика ощущений) отвечает за восприятие материального мира во всем его разнообразии — через запах, цвет, вкус. С телом — и своим, и чужим — сенсорики умеют обращаться не хуже своих «черных» собратьев. Но, в отличие от них, берут не нахрапом, а мягкостью.

«Случайно все успеть» — интуиция времени

Главные антагонисты сенсориков — и люди, максимально оторванные от материального мира, — это интуиты. Одна моя подруга — базовый белый интуит — может иногда забыть позавтракать. Или заснуть на рабочем месте на 15 минут. Потом проснуться и как ни в чем ни бывало продолжить работать. Причем она точно знает, что прошло 15 минут, хотя часы не носит. Чем лучше работает функция, тем меньше нам нужны внешние ориентиры. Вы вот часто смотрите на часы? А на руке носите? Я — всегда. Дома у меня часы висят на самом видном месте, а будильник на прикроватной тумбочке тикает в буквальном смысле под самым носом. Все потому, что я плохо чувствую время — хотя почти никогда не опаздываю. Но, не взглянув на часы, вряд ли скажу вам, который сейчас час.

Еще один тест на интуицию времени: попробуйте понаблюдать, как разные люди (и вы в том числе) готовятся выйти из вагона в метро. Кто-то закрывает книгу и встает поближе к двери, едва объявят следующую станцию. У таких людей обычно главный кошмар в жизни — что-то не успеть. А есть те, кто спокойненько встает со своего места ровно за несколько секунд до того, как поезд остановится. И так же спокойненько выходит. Базовые белые интуиты часто рассказывают, как в студенческие годы просыпали пару или даже экзамен ровно в тот день, когда его о — страдальчески вопрошают в этом месте те, кто обычно приходил за час до экзамена, чтобы, не дай бог, не опоздать. «Ну вот как-то так. Само получилось».

Кстати, любопытное соционическое наблюдение: многие люди, называющие себя экстрасенсами, — это белые интуиты. Их базовая функция — интровертная интуиция, она же белая, она же интуиция времени, — позволяет им почувствовать, как ситуация будет развиваться во времени.

«Этого не может быть, потому что не может быть никогда» — деловая логика

Обычно происходит так: белые интуиты вещают с позиции «как-то так» и «само получилось», угадывают, все вокруг удивляются, дальше набегают деловые логики — и давай выяснять причины и следствия. Проводят исследования, ставят эксперименты — экстравертным логикам всегда нужна материальная база для выводов, — ищут закономерности. Помните, в любой непонятной, сложной или опасной ситуации мы опираемся на свою базовую функцию? У логиков обоих подтипов, и экстравертных, и интровертных, такая ситуация случается, когда им наступают на святое — их логическую картину мира, в которой все можно объяснить причинно-следственными связями. А если нельзя, то тут и думать нечего, говорят деловые логики. Фигня все эти ваши экстрасенсы.

«Или все-таки может?..» — абстрактная логика + интуиция возможностей

Иногда, правда, для объяснений подтягиваются абстрактные (они же интровертные, они же белые) логики, которые могут — чисто теоретически — допустить все и всегда. Нужно только подвести к этому нужное объяснение, обосновать его и систематизировать. Именно абстрактные логики делают на первый взгляд совершенно умопомрачительные предположения — и оказываются правы. Хотя им не очень интересно оказаться правыми или даже проверить эту свою теорию: если она вписывается в существующие (иногда только в их голове) системы и правила — значит, существует. Чего тут доказывать?

Часто, чтобы создать что-то принципиальное новое, абстрактной логике в поддержку нужна интуиция возможностей, которая отвечает за предположения о внутреннем устройстве объекта. Есть один социотип, у которого оба эти аспекта сильные, — самый первый из шестнадцати. Статистика показывает, что именно люди этого типа чаще всего двигают науку веред. Они могут вывести теоретическую закономерность, которая будет доказана через добрых 100 лет. Все непризнанные современниками гении, о которых вы сейчас подумали, которые впоследствии оказались правы в своих предположениях, были, скорее всего, абстрактными логиками. Принято считать, что и сама Аушра из их числа. Ведущие эксперты в современной соционике Григорий Рейнин и Виктор Гуленко — тоже абстрактные логики.

А вот занимаются соционикой в основном логики деловые: без живого материала для поиска причинно-следственных связей экстравертам, ориентированным на внешний мир, пришлось бы туго.

«Видеть людей насквозь» — этика эмоций и этика отношений

Сенсорики и интуиты тоже занимаются соционикой, но таблицами (моделью А в смысле) стены не обклеивают. Кого вы в этой сфере вряд ли встретите, так это этиков. На всякий случай повторю: к этике как комплексу правил поведения в обществе соционический термин отношения не имеет. Этика отношений в соционике — это про взаимоотношения между людьми и их чувства, а этика эмоций — соответственно про эмоции и внутренние переживания. Так вот, именно этики обычно говорят: да ну эту вашу соционику, и так же все видно, кто какой и чего хочет. В этот момент их главные антогонисты, логики, обычно ищут стенку, чтобы побиться об нее головой, — им-то вообще ничего не видно, и они без специальных таблиц, учебников и систем ничего не понимают. Так как я логик и этика у меня слабенькая (это общая закономерность, у сенсориков плохо с интуицией, у логиков — с этикой, и наоборот), рассказать о том, как этики видят мир, мне не то что сложно, а просто энергозатратно. Еще один пункт в копилку типирования — если человеку сложно или неинтересно говорить о чем-то, значит, сфера, к которой привязана тема (отношений, материальных благ, личной выгоды и т.д.), у него слабая. Но и это не приговор. Я хоть и логик, но неплохо разбираюсь в людях — просто мне пришлось для этого годами учиться. В то время как этик видит человека (часто первый раз в жизни) и говорит: в этой ситуации он поступит так, в этой — так. Вот эти двое поладят. А те вообще скоро поженятся. Ах, они еще не знакомы? Ну, какие мелочи!

Кстати, больше половины любовных сюжетов построены на противостоянии этиков и логиков. Подтверждение тому — наш мистер Грей. Все уже, наверное, убедились, что статья не о сексе, так что приведу вторую часть его высказывания: «…чтобы добиться успеха в каком-нибудь деле, надо овладеть им досконально, изучить его изнутри до малейших подробностей. Решения, которые я принимаю, основаны на фактах и логике. У меня природный дар распознавать стóящие идеи и хороших сотрудников. Результат всегда зависит от людей». Ну что, догадались, кто перед нами? Логик или этик? А кто его любимая сабмиссив — Анастейша Стил?

Мы все дополняем друг друга

Чем меньше мы что-то понимаем, тем более загадочным оно для нас выглядит — и тем больше притягивает. Это работает и в отношениях между людьми. Логики вообще не понимают этиков, но подсознательно хотят быть к ним поближе. Этики восхищаются умением логиков все расставить по полочкам, для них это равносильно умению решить любую проблему. Сенсорики считают, что интуиты постоянно витают в облаках, — но зачастую тихонько пристраиваются рядом: вдруг удастся заглянуть в эти облака хоть одним глазком? А интуитам сенсорики вообще иногда нужны банально для того, чтобы выжить: многие из них забывают поесть или вовремя постирать одежду. И нет, я не преувеличиваю.

На этом притяжении, кстати, основаны дуальные пары — эдакие идеальные соционические половинки. Но о них в другой раз. А пока вместо заключения хочу спросить: имеют ли отношение все описанные примеры к качествам человека? Опаздывает ли он, меряет ли на глаз или весами, обложился секундомерами или живет исключительно полагаясь на чутье? Нет. Все это говорит лишь о том, как человек обрабатывает информацию из внешнего мира. Как быстро реагирует на нее. Что считает важным, а что нет. Именно поэтому термина «социотип» не существует — зато существует термин «ТИМ» — тип информационного метаболизма. И именно поэтому мой знакомый (логик, как вы уже, наверное, догадались), который пытался понять, какой же ТИМ больше других склонен к подвигу, потерпел неудачу. Подвиг невозможно предугадать или объяснить. Он исходит из глубины души. И независимо от типа на него способен каждый человек.

От редакции

Руководствуясь только логикой, у вас не всегда получится убеждать других людей. В этом уверяет нас соционика. А также это и одна из ключевых идей книги психиатра, профессора, бизнес-консультанта Марка Гоулстона «Я слышу вас насквозь». Автор сфомулировал девять главных правил по налаживанию контактов с другими и описал 12 простых техник убеждения при выходе из непростых ситуаций. Подробнее — в нашем обзоре: .

Определение ТИМа (типа информационного метаболизма) очень важно и в сфере воспитания детей. Ведь поняв, как ребенок обрабатывает информацию из внешнего мира и как быстро реагирует на нее, можно выстроить наиболее эффективную систему обучения. Сейчас многим детям тяжело дается учеба в школе. Возможные причины такой ситуации рассматривает в своей статье педагог, психолог Марина Таланина: .

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]