Направленности личности: виды, формы и их характеристики

Каждый человек имеет свои взгляды на жизнь, стремления, идеалы, интересы, желания и цели, и в психологии совокупность этого имеет название – направленность личности.

Направленность формируется в зависимости от воспитания и окружения, ведь любой человек поддается влиянию общества в какой-либо мере. Направленность личности – это важная характеристика человека, в психологии ее также заменяют термином «динамическая тенденция», которая влияет на его характер и деятельность.

Структура

Психология направленности личности имеет сложную структуру, которая состоит из нескольких частей:

  1. Мотивов. Потребности, которые побуждают индивида к их удовлетворению.
  2. Потребностей. Ощущения, которые вызывают у индивида необходимость получения чего-либо для достижения комфорта.
  3. Интересов. Избирательное отношение к значимому предмету. Интересы могут касаться материального или духового плана.
  4. Идеалов. На них опирается человек при решении задач.
  5. Ценностных ориентаций. Система отношений, контролируемая социумом. Личность принимает или отрицает установки общества.
  6. Мировоззрения. Система взглядов.
  7. Убеждений. Факты об обществе, устройстве мира. Им индивид верит беспрекословно. Его сложно разубедить в личных убеждения.

Послесловие

Таким образом, направленность личности – психологическое свойство, подразумевающее совокупность внутренних установок, стремлений и жизненных целей. Кто-то видит цель жизни в творчестве, кто-то в труде, кто-то в преступлениях. Направленность личности вытекает из убеждений и обуславливает поступки человека.

Направленность отражает содержание человека как участника общественной жизни. Отражает, что и как делает человек, как относится к обязанностям, какую ценность и полезность представляет для общества.

Формы

Формы:

  1. Влечение. Неосознанное природное стремление, которое проявляется на уровне инстинктов. Оно влияет на формирование предпочтение, мотивы. При влечении не осознается главная цель.
  2. Стремление. Нужно для достижения поставленной цели, удовлетворения желаний. С помощью стремления индивид преодолевает сложности, встречающиеся у него на пути к цели.
  3. Склонности. Направленность к определенному виду деятельности. Появляется, когда личность хочет достичь желаемого.
  4. Желание. Интерес к объекту, который осознается человеком. В этот момент индивид понимает, чего хочет, но не знает, как это получить.

Формы направленности личности определяют продуктивность индивида.

Я-концепция

«Я-концепция»

— это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных, интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.

«Я-концепция» возникает в результате социального взаимодействия человека со средой обитания. Среда оказывает влияние на формирование «Я-концепции», однако, затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой.

Классификация

В психологии выделяется 4 классификации направленности личности. Каждая из них имеет определенные особенности.

По открытости

Направленность может быть скрытной или истинной. Скрытую невозможно заметить в обычных жизненных ситуациях. Она проявляется только во время кризиса, нестандартных ситуаций.

По структуре

Виды:

  • личная;
  • коллективная;
  • деловая;
  • эмоциональная;
  • социальная.

По личной позиции индивида

Направленность бывает:

  1. Депрессивной. Проявляется низкой самооценкой, которая мешает нормально работать, заниматься привычными делами.
  2. Эгоистической. Преобладает устойчивая заинтересованность к себе. Мнение общества или окружающих игнорируется или занижается.
  3. Гуманистической. Проявляется устойчивым положительным отношением индивида к обществу.
  4. Суицидальной. Преобладает у людей, которые частично или полностью утратили ценность к себе, родственникам, близким.
  5. Деловой. Устойчивая система мотивов, которые оказывают прямое влияние на деятельность индивида, ее результат.
  6. Коллективистской. Устойчивая ориентация индивида на контакты с обществом.

По сфере реализации активности

Направленность бывает:

  • спортивной;
  • культурной;
  • профессиональной;
  • исследовательской.

Виды

В психологии существует понятие различных видов направленности. Они не могут быть лучшими или худшими. Каждый вид определяет поведение личности в различных сферах деятельности, ее поведение в определенных ситуациях.

  • Личная — свойственна людям, которые являются очень сильными, волевыми личностями. Они уверены в себе, рассчитывают только на свои силы, двигаются к своей цели самостоятельно, не ожидая помощи со стороны. Очень часто такие личности считаются эгоистами, так как сосредоточены на построении и воплощении в жизнь собственных планов, не интересуясь мнением окружающих. Человек с таким видом направленности очень целеустремленный, и ответственный. Он умеет организовать деятельность, следует составленным планам. Индивидуум, направленный на личную заинтересованность, способен взять на себя ответственность и не будет искать виноватых среди других. В негативном плане личная направленность приводит к потребности в одиночестве. Таким личностям тяжело переадресовать свои обязанности кому-либо.
  • Направленность на других – отличается повышенной потребностью в общении, зависимостью от общественного мнения. Личность чувствует себя неуютно при выполнении самостоятельно задания, ей очень важно одобрение со стороны. Индивидуальные планы и стремления в этом случае являются невозможными. Выход за рамки принятого в окружении правила считается катастрофой. Направленность на других людей позволяет личности интересоваться общественной жизнью, принимать активное участие во всех мероприятиях. Таких людей любят в коллективе и в семье, они безотказные исполнители, всегда готовы оказать помощь. Так как для них здоровая обстановка важнее личного удобства, направленные на других личности подбирают ключик к любому характеру и уживаются со всеми.
  • Деловая – этот тип направленности позволяет людям удачно вести любое дело, не только в бизнесе. Они умеют находить выход из любой ситуации, извлекать выгоду из любых обстоятельств. Деловой подход позволяет находить выгодное положение не только для себя, но и для коллектива или любого окружающего общества. Люди с деловым типом направленности часто становятся душей компании, сами любят общество, но при этом не позволяют себе подчиняться чужим правилам.
  • Эмоциональная – свойственна личностям, у которых очень сильно развита способность к эмоциональному сопереживанию происходящих событий. Человек такого типа очень чувствителен к чужой боли, отзывчив и готов всегда оказать помощь. Эмоциональная направленность, как правило, присуща людям искусства, так как позволяет глубоко проникнуть в настроение вымышленного произведения и персонажа. Эмоциональная неустойчивость, частые перемены настроения приносят такому индивидууму много тревожных переживаний, часто по придуманному поводу.
  • Социальная – характеризуется повышенной наблюдательностью за происходящими в человеческом обществе событиями. Человек, ориентированный на социальную направленность часто становится политическим или общественным деятелем. Он может руководить, может подчиняться, но его деятельность должна быть связана с обществом. Такая личность всегда тонко чувствует происходящее и способна прогнозировать развитие событий.

Функции

Функции:

  1. Направляющая. Считается основной. С ее помощью человек находит путь к намеченной цели, обходит препятствия. В какой-то части она осуществляется бессознательно.
  2. Побуждающая. Нужна, чтобы вызвать активность со стороны человека. Она может побудить его, спровоцировать, вдохновить или обусловить на действие. На побуждающую функцию влияют мотивы, желания, интересы, цели, мировоззрение, идеалы.
  3. Смыслообразующая. Нужна, чтобы придать смысл к достижению целей. Функция помогает индивиду получить необходимый результат.
  4. Регулирующая. На эту функцию влияют потребности, мотивы, их иерархия

Определение

Каждый человек имеет собственные взгляды на жизнь, своё место в мире, на общество. Направленность личности – это её приоритеты и мировосприятие, увлечения и потребности, цели и желания. Она складывается во многом, благодаря воспитанию и окружению, и зависит от уровня нравственности общества. Так, ребёнок нередко перенимает мировоззрение родителей, их страхи, интересы и приоритеты. На родных несомненное влияние оказывает социальная среда.

В религиозном обществе на направленность сильно влияет вера. Набожный христианин будет видеть свой путь в служении Богу и людям, расчётливый китаец часто руководствуется поговоркой «не пойман – не вор».

Ориентация личности – путь к самореализации, цели.

Мотивы

Существуют:

  1. Мотивы для предотвращения неудач. Индивид совершает осторожные действия, взвешивает каждый шаг. При этом выполняются менее значимые действия.
  2. Мотивы для достижения цели. При решении задач используется максимальное количество ресурсов.

Типы связи мотивации и направленности:

  1. Идейно-духовный. Человек испытывает стремление к изучению мироздания. Индивид начинает мыслить в направлении развития, сохранения человечества.
  2. Инстинктивно-физиологический. Проявляется стремлением к удовлетворению телесных потребностей, чтобы сохранить себя, свой вид.
  3. Индивидуально-личностная. Стремление к удовлетворению собственных потребностей, поддержанию индивидуальности, самовыражению.

Мотивированные действия чаще проходят на фоне внутренних противоречий. Человек имеет конкурирующие, разнонаправленные влечения. Мотивация помогает их временно подавить, чтобы достичь чего-то быстрее.

Ценности и потребности

Отношение человека к действительности определяется в первую очередь теми потребностями, которые он считает для себя необходимыми. Потребности создают конкретные желания и запросы, а это, в свою очередь, складывается в общую психологическую ориентацию личности. Основной из ее компонентов — это ценностно-смысловые образования, основанные на тех потребностях и притязаниях человека в соответствии с его уровнем жизни, запросами и отношениями с окружающими. Сюда можно отнести желание власти и влияния, потребность в определенном социальном статусе, те ценности, которые хочет иметь человек в результате своих стараний и усилий. Сюда же относится и самооценка — способность человека адекватно оценивать себя в соотношении с окружающей действительностью.

Помимо тех целей, которые ставит перед собой человек, важны также и способы их реализации. Все мы много раз могли наблюдать это на практике. Для кого-то «цель оправдывает средства», а для кого-то конкретные методы окажутся недопустимы с этической точки зрения. Такое различие является следствием в первую очередь родительских установок. Львиную долю своей системы ценностей родители передают детям, показывая на своем примере ребенку с раннего детства. Хотя порой и делают это неосознанно. Поэтому многие известные психологи и советуют уделять максимальное внимание особенностям детской психологии, детско-родительским отношениям и вопросам педагогики. Ученые-психологи В. А. Сластенин и В. П. Каширин рассматривают, например, такие проблемы, как личностная психология, теоретико-методологические аспекты воспитания и обучения детей, общие вопросы педагогики, поддержание психического здоровья, регулирование межличностных отношений. Особое внимание ученые уделяют профессиональной детской психологии.

Влияние на жизнь индивида

Способы влияния:

  1. Направленность к взаимодействиям. Проявляются у людей, которые для нормального психологического состояния, эффективной деятельности постоянно взаимодействуют с группой людей. Мнение индивида подавляется окружающими, он не может взять руководство над другими. Для таких работников характерна постоянная совместная деятельность с кем-то.
  2. Деловая. Преобладают мотивы, которые связаны с получением требуемого результата для группы. Люди стараются взять все в свои руки, чтобы контролировать ситуацию. Они общаются с другими людьми, мотивируют их на активность.
  3. Личная. Преобладают личные желания, потребности над мнением большинства. Люди занимаются только собой, не обращают внимания на окружающих. В совместной жизни это будет активное проявление эгоизма со стороны одного из партнеров, в работе — игнорирование рабочих, достижение личных целей даже если они идут в разрез с рабочим процессом.

Как выяснить свой тип

Для этого есть тест. Направленность личности можно узнать за 5-7 минут, прохождение опросника не займет больше времени. Всего он включает в себя 30 пунктов с тремя вариантами ответов. Это не вопросы, а предложения, которые предлагается продолжить. Отметить надо два варианта из трех: один «больше всего», а другой – «меньше всего». Вот примеры:

  • Вопрос: «В жизни мне дает удовлетворение…». Как можно ответить: больше всего – осознание того, что работа выполнена успешно. Меньше всего – оценка моего труда. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: «Сознание, что находишься среди друзей».
  • Вопрос: «Я рад, когда мои друзья…». Как можно ответить: больше всего – когда они верны и надежны. Меньше всего – что они помогают посторонним при наличии возможности. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: «Они интеллигентны, имеют широкие интересы».
  • Вопрос: «Если бы я мог стать кем-то из предложенных вариантов, я бы хотел быть…». Как можно ответить: больше всего – опытным летчиком. Меньше всего – начальником отдела. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: научным работником.

Также тест по направленности личности включает в себя такие вопросы: «Когда я был ребенком, то любил…», «Мне не нравится, когда я…», «Я не люблю коллективы, в которых…» и т.д.

По итогам теста человек узнает результат. Рекомендуется отвечать, не задумываясь, так как первый пришедший на ум ответ, обычно, отражает истинные мысли.

Самостоятельное определение личного психотипа

Характеристики психотипов:

  1. Целеустремленный. Они любят классический стиль одежды. Мимика уверенная, властная. Используют яркую жестикуляцию, чтобы ввести собеседника в заблуждение, выручить из этого выгоду. Часто проявляют высокомерный тон. Речь уверенная. В общении предлагают свои темы, которые их интересуют, о чем-то другом общаться не любят. Соблюдают последовательность в изложении мыслей, живут по строгому распорядку.
  2. Демонстративный. Любят носить нестандартную, выделяющуюся одежду. Часто поступают в разрез с социальными нормами, чтобы выделиться из толпы. Любят быть лидерами в шумных компаниях. Речь экспрессивная, эмоциональная, часто разбавляется драматическими паузами. Не скрывают эмоции, любят общаться. Их проще слушать, чем говорить с ними.
  3. Застревающий. Уверенные личности с тяжелым, прямым взглядом. Речь вялая, движения четкие. Редко выплескивают эмоции. Любят факты, в разговорах всегда оперирует ими.
  4. Возбудимый. Любят спортивный стиль одежды. Мимика слабая, вялая. Взгляд агрессивный, прямой, иногда яростный. Речь вялая, но твердая.
  5. Странный. Живут в иллюзорном мире.
  6. Жизнерадостный. Мимика энергичная, живая. Движения активные, что часто приводит к травмам. Заговариваются, из-за чего теряют суть разговора.
  7. Чувствительный. Одеваются в приятную, мягкую одежду. Имеют неуверенную, слабую мимику. Жесты плавные, речь тихая.

Направленность личности в психологии — психологическое свойство, которое состоит из жизненных целей, стремлений, внутренних установок. При его изучении можно понять причины разного поведения индивида в общественной жизни.

Профессиональная направленность

Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. В психологии определяют несколько типов личности:

  • Реалистический тип

Предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Больше всего им подходят такие профессии: строитель, техник, механик.

  • Конвенциальный тип

Личность обладает внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Предпочтительные профессии: библиотекарь, товаровед.

  • Интеллектуальный тип

Эти люди очень любят размышлять и узнавать новую информацию. Они любят проводить исследовательские работы. Самые подходящие профессии: учитель, писатель.

  • Предприимчивый тип

Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Подходят такие профессии: руководитель, бизнесмен.

  • Социальный тип

Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Подходят такие профессии: врач, социальный работник.

  • Артистический тип

Такое личности не любят работать по графику и вводить себя в какие-либо рамки. Они непредсказуемые и творческие. Лучшие профессии: художник, поэт.

Гуманистическое направление в теории личности

Теория самоактуализации А. Маслоу

Такой термин, как «гуманистическая психология» был введен в обиход группой специалистов, работавших над проблемой в период 1960-х годов. Данное направление развивалось как психология третьей силы. Она предполагает трактовку человеческой природы диаметрально противоположной той, что была общепринята в самых широких кругах исследователей человеческих душ.

Сторонники Маслоу предлагают придерживаться следующих основополагающих, по их мнению, принципов:

  • Человек – существо мыслящее, свободно выбирающее способ действия.
  • Каждый индивид находится в постоянном развитии.
  • Каждый человек сам выбирает, как прожить свою жизнь.
  • Бытие каждого отдельно взятого человека уникально и неповторимо.

Гуманистическая психология К. Роджерса

Роджерс продолжил развивать теорию личности и в результате проделанной работы были сделаны соответствующие выводы:

  • Каждый человек конструктивен, его сущность реалистична и направлена на постоянное развитие.
  • Каждый человек – это позитивное, нацеленное на гармонию существо.
  • Развитие каждого человека осуществляется на основе врожденных возможностей.
  • У каждого отдельно взятого человека выражено естественное стремление к движению по направлению к независимости и социальной ответственности. Все это – на основе творчества и зрелого подхода к самой жизни!

Бихевиоральное направление в теории личности

Бихевиоризм Уотсона

Это учение стало продолжением развития философской школы периода 16 века, получившей название «Британский Эмпиризм». Суть этого направления заключается в том, что все люди получают знания и идеи эмпирически – посредством органов чувств, а также в результате полученного жизненного опыта. Изначально, человеческий разум представляет собой чистую доску, на которую постепенно наносятся те или иные отпечатки.Сторонники этого течения также полагают, что наблюдение позволяет сформировать более прочную основу для знаний, чем мышление.

Основные положения теории Скиннера

Профессор Гарвардского университета разработал теорию оперантного научения, а все теории он считал психологически умозрительными. То есть – основанными на предположении. Скинер полагал, что человеческий организм представляет собой, так называемый, «черный ящик», внутри которого находятся эмоции, мотивы, влечения и т.п. Все это объективно измерить невозможно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]