Определение и характеристики самоактулизации личности человека


Теории


Абрахам Маслоу

Понятие самоактуализации подразумевает под собой выполнение личностью своего предназначения, реализация способностей. По сути, является процессом, необходимым для достижения важных целей в жизни.

Представляю Вашему вниманию теории четырех ученых, которые определили, что собой представляет самоактуализация личности.

  1. Маслоу. Определяет данное понятия, как стремление стать идеальным, используя свои способности и задатки. На пути к успеху рассматривает необходимость в: правильном восприятии окружающей реальности, принятии «собственного Я», взаимодействии с природой, естественности, концентрации на проблеме, автономии, свежем восприятии в события, вершином переживании, общественности, демократичном характере, межличностных отношениях, креативности, препятствиях окультуриванию.
  2. Гольдштейн. Рассматривает самоактуализацию, как тенденцию для актуализирования способностей индивидуума. Рассматривает такие критерии, как формирование необходимого уровня, позволяющего упорядочить дальнейшую деятельность; мнение о том, что организм, попадающий в новые условия, необходимые для реализации возможностей, может испытывать шок при успешном взаимодействии со средой.
  3. Роджерс. Под самостоятельной актуализацией рассматривал реализацию способностей и возможностей. Считал, что она в себя включает принятие «собственного Я», уверенность в том, что окружающие относятся искренне по отношению к себе, эмпатическое понимание.
  4. Олпорт. Определял самоактуализацию, как абсолютное применение жизненных потенциалов. Рассматривал такие характеристики, как способность создавать межличностные отношения, расширенные границы «собственного Я», исключение эмоциональных барьеров, правильное восприятие, самопознание жизненной философии.

Пространство исцеления жизни. Личный сайт Елены Барымовой

Пирамида потребностей Маслоу.

Маслоу утверждал, что всю совокупность потребностей человека можно описать в виде иерархической структуры, в которой внизу располагаются более «земные» потребности, а наверху — более «духовные». По мысли Маслоу, человек не может испытывать потребности верхнего уровня до тех пор, пока не удовлетворит потребности предыдущего. Вот эта иерархия: Потребность в раскрытии внутреннего потенциала, потребность в эстетике, познавательная потребность — Маслоу называл это самоактуализацией Потребность в уважении Потребность в привязанности, любви и принадлежности к социальной группе Потребность в безопасности Физиологические потребности (еда, сон, жажда и т.д.)

Соответственно, если мы не удовлетворим потребность в питании, то мы ради этой потребности будем жертвовать не только эстетическими переживаниями, не только обесценим значение поддержания своей репутации, но часто будем готовы жертвовать даже собственной безопасностью.

Критика

Данная модель очень много критиковалась и критикуется в основном за то, что она не очень универсальна. Безусловно, не нужно долго искать примеров, подтверждающих, что данная модель имеет смысл, но можно найти и множество примеров, в эту модель не укладывающихся. Множество художников, писателей поэтов писали одни из самых ярких работ в наиболее кризисные моменты своей жизни — в условиях гонений, в репрессиях, поэтому можно ли говорить, что неудовлетворенная потребность в безопасности всегда «убивает» потребность в эстетике и раскрытии внутреннего потенциала — большой вопрос.

В истории церкви можно найти множество примеров, когда люди достигали святости несмотря на гонения, а многие еще и сознательно ставили себя в сложные условия и ограничивали себя в самых базовых потребностях, но это не мешало им раскрывать внутренний потенциал. Более того, характеристика их личности очень соотносима со сформулированным Маслоу описанием личности, достигшей пика своего развития.

Почему эта модель может быть нам полезна?

В общем, вопросы к этой модели есть, но своя правда в ней тоже есть. Помимо того, что данная модель может помочь нам провести структурную оценку того, насколько у нас удовлетворены те или иные потребности и продвигаться на пути к реализации своего потенциала, мне доводилось наблюдать и очень практическое применение этой пирамиды. На нее иногда ссылаются, когда обосновывают нежелание читать книги, повышать свою квалификацию, когда стремятся договориться о более выгодных условиях сотрудничества)

Признаки самоактуализирующейся личности по Маслоу.

1. Более эффективное восприятие реальности.

Восприятие мира правильно и беспристрастно. Умение видеть действительность такой, какая она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть. Меньшая эмоциональность и большая объективность не позволяет вмешиваться надеждам и страхам, за счет этого человек лучше общается, лучше переносит сложные ситуации, лучше оценивает обстановку. Это помогает не бояться проблем, которые не имеют однозначных решений.

2. Приятие себя, других.

Самоактуализирующиеся люди могут принять себя и других такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги. У этих людей нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы.

3. Непосредственность, простота и естественность.

Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что oни постоянно ведут себя вразрез с традициями. Они могут приспосабливаться, чтобы не портить отношения с другими людьми.

4. Центрированность на цели.

Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика.

5. Независимость: потребность в уединении.

Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди не просто хорошо переносят, а даже нуждаются в одиночестве.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения.

Самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимы от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для истинно самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна “правильная” академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде. В этом смысле он представляет собой “самодостаточный” организм.

7. Свежесть восприятия.

Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.

8. Пиковые, или мистические переживания.

Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал пиковыми переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой.

9. Искренний интерес к другим.

Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, у них все равно есть искреннее желание помочь окружающим. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству.

10. Глубокие межличностные отношения.

Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем “обычные” люди.

11. Демократичный характер.

Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые “демократичные” люди. У них нет предубеждений и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. Самоактуализирующийся музыкант, например, полон почтения к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навыками, которых нет у музыканта.

В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: “Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти”.

12. Философское чувство юмора.

Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то самоактуализирующегося человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом.

13. Креативность.

Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое личности. Например, говоря о своей теще, которую он считал самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал именно этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии!

14. Сопротивление окультуриванию.

И наконец, самоактуализирутощиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны. В данном случае речь идет скорее о том, что следование нормам — это не выполняемое ими правило, а их собственный внутренний выбор, при этом если в каких-то моментах они с правилами не согласны, они не обязательно будут любой ценой с этими правилами бороться, но могут и бороться когда в этом есть смысл.

***************************************************************************

Запись на индивидуальные сессии и консультации

Потребности личности за Маслоу

Пирамида потребностей

Потребность человека в самоактуализации по мнению ученого включает в себя определенные надобности.

  1. Собственная безопасность. Когда человеку ничего не угрожает, он находится в спокойном состоянии.
  2. Признание и уважение. Какие действия бы не совершал индивид, он хочет чувствовать себя успешным, чтобы его ценили.
  3. Эстетические потребности необходимы для создания гармонии и стабильности.
  4. Физиологические. Потребность в пище, сне, воде.
  5. Любовь. Для полного счастья человек должен любить и чувствовать себя любимым, ощущать поддержку близких людей.
  6. Творчество и познание. Такая потребность особенно остро стоит у детей, которые интересуется всем вокруг.
  7. Духовные потребности. Личность совершенствуется, занимается самопознанием, развивает способности.
  8. Значимую роль в периоде становления личности отыгрывает тяга к самоактуализации, а она уже зависит от мотивов, целей и установок человека.

Все потребности можно рассмотреть в виде пяти уровней в зависимости от их значимости на пути к самоактуализации:

  • первый уровень – физиологические, необходимые для жизнедеятельности, защиты, сексуального удовлетворения;
  • второй – надежность, забота о здоровье, материальном благополучии, о счастливой старости;
  • третий — социальные нужды, удовлетворение при общении в обществе;
  • четвертый – необходимость в уважении и чувство собственного достоинства, наличие высокого места в обществе.
  • пятый — стремление к развитию личности, самореализации.

Критерии и аспекты, влияющие на самоактуализацию

Для самоактуализации необходимо соблюдать важные условия

Давайте рассмотрим, что собой представляют условия самоактуализации.

  1. Жизнь необходимо переживать с полной погруженностью в нее, без застенчивости. Важно, чтоб присутствовало бескорыстие.
  2. Должно присутствовать собственное мнение, нельзя зависеть от других людей.
  3. Нужно научиться брать на себя ответственность, избавиться от комплексов и страхов, научиться прислушиваться к собственному внутреннему голосу.
  4. Важно отказаться от маловероятных результатов, научиться здраво себя оценивать, понять, кем действительно являетесь.
  5. Относитесь к жизни, как к возможности наличия постоянного выбора. Знать, когда нужно двигаться дальше, а когда отступить назад.
  6. Сомнения мешают нам двигаться дальше. Постарайтесь избавляться от них. Требуйте от своего подсознания точного ответа на волнующий вопрос.
  7. Саморазвитие, совершенствование своих интеллектуальных способностей, творческих навыков также оказывает большое влияние на самоактуализацию.
  8. Определиться с тем, что собой представляет главная цель в жизни, и кем Вы хотите стать.

По Маслоу развитие самоактуализации личности может иметь место при наличии ряда аспектов.

  1. Интеллект. Позволяет расширить свое познание, улучшить творческие способности, повысить уровень мышления и памяти.
  2. Индивидуальность. Наличие у индивидуума собственных ценностей, вкусов, понимание своей природы.
  3. Воля. Человек, который хочет достигнуть высокой цели, должен запастись большой силой воли, иначе он не сможет дойти до конца, не сломившись по пути.
  4. Эмоции. Стремление самоактуализации должно подкрепляться положительными чувствами. Если человек будет счастливым, он быстрее достигнет желаемого.
  5. Тело. Удовлетворение физиологических потребностей позволяет задуматься о более высоких ценностях, о духовном мире.
  6. Социальные отношения. Для личности, которая хочет сама актуализироваться, необходимо присутствие уважения и любви среди друзей, коллег и близких.

Самоактуализирующаяся личность по Маслоу

Теория самоактуализации личности по Маслоу – это концепция, предполагающая, что человек хорош от природы и имеет способность к самосовершенствованию. Маслоу предлагает психологию личности, по которой сама сущность человека движет его в направлении личностного роста и самодостаточности.

Особенности самоактуализирующейся личности заключаются в следующем:

  • знает и понимает жизнь, не пользуется психологическими приемами защиты;
  • принимает окружающих и позволяет им иметь свое мнение, не вступая в споры;
  • увлечена любимым делом, ставит задачи и решает их;
  • независима от окружения;
  • понимает других членов социума, относится к ним доброжелательно;

А также, такая личность:

  • стремится к познанию нового;
  • различает добро и зло, убеждена, что цель не оправдывает средства;
  • ее поведение естественно;
  • проявляет творческие способности на работе и в отношениях с людьми;
  • осознает трудности и решает проблемы.

Лишь около 5 % людей соответствуют этим особенностям.

Столь минимальная цифра объясняется неблагоприятными социальными условиям и психологическими проблемами. Большинство людей избегает рисков, даже если они могут удовлетворить более высокие потребности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]