Индивидуальность человека, как личности — что это?

В отличие от других живых существ, человек имеет двойственную природу. С одной стороны, на его поведение влияют особенности анатомии, физиологии, психики. С другой – он подчиняется законам общества. Если в первом случае речь идет о становлении человека, как индивидуума, то во втором имеет место развитие личности. В чем же отличие этих процессов? Что такое личность? Почему она формируется в социуме? Какие этапы проходит в своем совершенствовании? Много ли уровней становления личности бывает? Какие механизмы запускают данный процесс? Рассмотрим эту тему.

Индивидуальность человека – что это?

Индивидуальность — это особенности конкретно взятого человека, которые кардинально отличают его от других людей. Чем ярче эти проявления, тем сильнее человек выделяется из общей массы.
Индивидуальность невозможно представить без еще одного важного понятия, имеющего место в психологии и во многих ее учениях ставшим основополагающим. Это личность. Сюда входят присущие человеку нравственные черты.

Состоявшаяся личность всегда воспринимается в положительном смысле. Личностные качества:

  1. Артистичность, умение себя подать в обществе.
  2. Умение одеваться со вкусом.
  3. Грамотная жестикуляция.
  4. Четкая, грамотная речь.
  5. Воспитанность.
  6. Находчивость, умение достойно держаться в любой ситуации.
  7. Умение заботиться о ближнем, сострадание к окружающим.
  8. Свобода мышления, умение мыслить.
  9. Позитивное мировоззрение.
  10. Мудрость.
  11. Постоянное стремление к самосовершенствованию.

И это даже не полный перечень, а лишь наиболее важные качества личности. Едва ли самым главным из всех психологи отмечают самосовершенствование. Также в этом ряду целеустремлённость, готовность сотрудничать, ответственность.
Понятие личности, идущее в ногу с индивидуальностью – это наиболее совершенный тип «Хомо сапиенса». Нравственные качества этого человека достигли наибольших высот. В связи с этим психологи привыкли утверждать, сто не все, кто выделяется из толпы – личность и наоборот.

Индивидуальность человека – это совокупность свойств, характерных только для этого конкретного человека. Качества происходят из разных составляющих: разновидность характера и темперамента, особенности физиологии, психики, опыт, мировоззрение. Очень часто на наличие тех или иных индивидуальных черт накладывает отпечаток профессия и личные предпочтения (в еде, в одежде и др.).

Кого вы видите в первую очередь? Ваш ответ покажет вашу индивидуальность!

Основные механизмы развития личности

Говоря о личностном развитии невозможно не упомянуть о значении механизмов ее развития.

В исследующей развитие личности теоретической психологии понятие механизмов развития личности ассоциируется со сложным процессом, который имеет естественный характер и составными элементами которого являются:

  • специально организованные учеба и тренировки;
  • совместные действия взрослого и ребенка в процессе развития личности;
  • знания, полученные в ходе разрешения внутренних противоречий и кризисов;
  • процесс формирования организма и психики в целом.

Обсуждая результаты личностного развития исследователи отмечают наиболее характерные для них признаки:

  • формирование новообразований;
  • интериоризация данных новообразований во внутренний план личности;
  • применение полученных знаний и умений на практике в процессе развития.

Индивидуальность личности


Каждый из нас — Личность

Индивидуальность личности — это неповторимость, социально значимые характеристики, представленные в разрезе мировоззрения конкретного человека.

Если сравнивать это сложное понятие с термином «человек», тут психологи склонны говорить о родовом понятии, что указывает на происхождение, физиологические особенности. В этом контексте говорится, что существо стоит на высшей ступени развития эволюции, только и всего.

Когда речь заходит о личности, психология дает широкие разъяснения, касающиеся всего спектра жизни, мировоззренческих структур. Человека подразумевают как особь с определенным набором генетических качеств, но несли они особенные, речь уже может идти об индивидуальности. Впрочем, в таком смысле никакого отношения к индивидуальности личности это понятие не имеет.

Индивидуальность личности в психологии предполагает набор индивидуальных черт личности. Среди них особое милосердие и доброта, достойное поведение при любых обстоятельствах, даже компрометирующих. Соотношения же понятий личность и индивидуальность трактуется психологами, как два способа бытия одного и того же человека. В каких-то случаях он подключает все свои индивидуальные качества, в других – старается не отличаться от других, слиться с толпой.

Процессы становления личности и индивидуальности часто проходят параллельно. Характерны они не всегда для подросткового периода. Нередко еще совсем маленькие дети проявляют свои индивидуальные особенности в творчестве, неординарных подходах в общении со сверстниками и взрослыми.

По утверждению психологов, личность формируется с самого раннего возраста. Многие называют 2-3 года малыша. Другие исследователи говорят о пяти годах. Действительно, уже в раннем детстве у ребенка есть свое мировоззрение, индивидуальный взгляд на те или иные вещи, события, поступки других людей. Исходя из разных оценок увиденного, дети формируют собственную линию поведения.

Именно в детстве закладываются наиважнейшие качества личности. Способствует этому окружение ребенка, поведение родителей, воспитание. Примером становятся также сверстники, педагоги.

Почему у нас не получается?

Инициировать прогресс в жизни может быть довольно сложно. Это особенно верно, когда мы достигаем определенного успеха. В нашем стремлении к совершенству мы часто попадаем в эту ловушку и нам кажется, что мы не можем идти дальше.

Независимо от того, что мы делаем, создается впечатление, что мы застряли на этом уровне на всю оставшуюся жизнь. Более того, может показаться, что мы достигли самого высокого уровня из возможных, даже если когда-то мы намеревались пройти гораздо дальше.

Чувство застоя может быть опасным. Из-за того, что нам кажется будто нет никакого прогресса, у нас совсем может пропасть желание развиваться. Это замкнутый круг, который порождает множество ограничений и вредных привычек. Они заставляют нас удовлетворяться тем, что есть. В конечном итоге, это самодовольство ограничивает наш прогресс, порой мы даже не знаем, в чем заключается развитие личности.

Способы развития личности

«Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным».

Н. В. Гоголь

К счастью, ничего не потеряно. Даже если вы чувствуете себя обескураженным в данный момент, с помощью небольших, но эффективных корректировок можно достичь новых высот. Все, что нужно, это смелость и стремление к большему.

Давайте разрушим стены посредственности. Вот что можно для этого сделать.

Индивидуальность в психологии

В этом плане понятие связано с термином «индивид» — представитель сообщества людей. В таком понимании психологов различия между людьми состоят в физиологических и психических особенностях. В числе первых: рост, цвет волос, глаз. В ряду вторых – набор способностей, тип темперамента, уровень эмоциональности.
Формирование индивидуальности всегда проходит у всех по-разному. Человек обосабливается в личностном плане, проходит процесс самоопределения. В итоге ощущает себя неповторимым и уникальным.

Индивидуальная личность всегда самобытна, занимает активную общественную и творческую позицию, проявляет себя в большом количестве жизненных ипостасей. Часто это проходит в процессе социализации. Сначала человек усваивает принятые в обществе нормы и правила поведения, а затем формирует индивидуальную трактовку разноплановых схем поведения и общения.

Характерным отражением понятия индивидуальность стали такие эпитеты, как творчество, неповторимость, яркость, талант. Что же касается личности, тут чаще всего употребляют такие слова, как сила духа, энергичность, целеустремленность, независимость.

Нередко психологи отождествляют понятие индивидуальности с личностью. Это касается вариантов трактовки, которые берутся в широком смысле и имеются в виду все отличительные особенности, характерные только для конкретно взятого человека. Но чаще ученые относят индивидуальность к личностным свойствам.

Харизматичная личность — какая она?

Особенности процесса развития личности

Несмотря на то, что личностное развитие человека является самостоятельным и автономным направление формирования человека, оно очень тесно связано с физиологией и особенностями психического развития, которые создают непосредственные условия для повышения его уровня. Успех развития личностных качеств непосредственно зависит от создания соответствующих предпосылок развития.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

В процессе формирования человека идет постоянная и непрерывная смена процессов его роста и развития, сензитивные периоды сменяются кризисами, которые в свою очередь являются толчком для дальнейшего качественного развития личности. Это процесс напоминает смену горизонтального и вертикального движения, подъем, за которым следует спад и ровное движение.

В период горизонтального роста идет активное аккумулирование знаний и умений, накопленных за предыдущий период, затем наступает стремительные вертикальный переход на новую ступень развития, появляются личностные новообразования, к которым на протяжении следующего горизонтального периода человек адаптируется и переводит их в область внутреннего знания.

Наибольшей интенсивности процессы роста человека достигают в детском возрасте, а с возрастом они замедляются и в определенный период жизни приобретают регрессивный характер. Как показывают исследования в большинстве случаев у пожилых людей происходит процесс снижения интеллектуальных способностей, снижается память, происходит атрофирование мышечных тканей. Однако, несмотря на это личностное развитие может продолжаться на протяжении всей жизни человека.

Черты индивидуальности

Отдельно взятый индивид

Специфика этого понятия заключается и в наборе характеристик, присущих лишь ему. Черты индивидуальности интегрируют в себе большой набор качеств, формирующихся в процессе деятельности человека.

Они имеют как социальные, так и сугубо психологические особенности. К ряду физиологических черт индивидуальности

психологи относят:

  1. Наследуемая внешность.
  2. Поведенческие особенности.
  3. Адаптационные свойства.

Социальные черты индивидуальности
:

  1. Культурные особенности, которые накладывают отпечаток на свойства личности и формируют ее индивидуальность.
  2. Характерные ценности, привитые в семье.
  3. Стабильность поведения.
  4. Самооценка.
  5. Система контроля поступков.

Очень важный момент в оценке черт индивидуальности – возраст человека. За всю свою жизнь люди проходят огромное количество разных стадий социализации и на каждом этапе характеристики индивидуальности могут меняться. Другой вопрос, кардинально или нет. Чаще некардинально.
Что же до процесса самой социализации, нельзя сказать, что он завершается после становления личности. Социализироваться способен даже престарелый человек. К примеру, желание научиться пользоваться техническими средствами, которых и в помине не было в его молодости — это уже процесс социализации.

Человек не только с технической точки зрения познает азы обращения с телефоном или ноутбуком, но и впитывает в себя основы культуры общения в интернет-пространстве при использовании тех или иных гаджетов. Эта культура и ценности могут значительно отличаться от принятых им ранее. Их трактовка и проявляется в разном наборе новых черт индивидуальности.

Среди людей индивидуальность не каждый раз встретишь. Георгий Михайлович Вицин

Рефлексия в психологии — что это?

  • 3.1. Особенности процесса развития
  • 3.2. Движущие силы, условия и источники развития личности
  • 3.3. Закономерности психического развития
  • 3.4. Механизмы развития личности
  • 3.5. Самосознание личности
  • 3.6. Структурные звенья самосознания. Их генезис
  • Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

    3.1. Особенности процесса развития

    Развитие

    представляет собой качественные изменения – появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Для них характерны следующие закономерности:

    • поступательный характер, когда пройденные уже ступени как бы повторяют известные черты и свойства низших, но на более высоком уровне;

    • необратимость, т. е. движение на новом уровне, где реализуются результаты предыдущего развития;

    • развитие представляет собой единство борющихся противоположностей, которые являются движущей силой процесса развития. Именно разрешение внутренних противоречий приводит к новому этапу развития.

    К основным признакам развития относятся:

    • дифференциация, т. е. расчленение явления, ранее бывшего единым;

    • появление новых сторон, новых элементов в развитии;

    • перестройка связей между сторонами объекта. Современное представление о психическом развитии личности усматривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становления каждой личности. Постепенно происходят расширение и уточнение понятийного аппарата, необходимого для раскрытия закономерностей развития человека. Появляется ряд понятий, уточняющих термин «развитие».

    1. Эволюционное развитие,

    т. е. появление нового по сравнению с предыдущим этапом – сюда можно отнести новообразования возрастных периодов.

    2. Инволюционные изменения.

    Это утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущем периоде. Такие изменения происходят не только в старости, но и в подростковом, юношеском возрасте – в результате накопления изменений, переходящих в новообразования.

    3. Гетерохромное развитие.

    Это проявление психических качеств в различное время: одни функции опережают в развитии другие функции.

    4. Биологическое развитие.

    Считается, что развитие определяется наследственными и врожденными факторами. Врожденное определяется внутриутробным развитием, а наследственное – появлением нового за счет генного аппарата.

    5. Социальное развитие.

    Происходит под одновременным влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности и других факторов.

    6. Специальное развитие.

    Это развитие психических функций, процессов, свойств личности в рамках профессиональной подготовки, например, развитие профессиональной памяти, мышления, внимания, способностей и др.

    Становление личности – сложный процесс, имеющий свои тенденции, перспективы самоопределения, самореализации и включающий все вышеназванные этапы.

    3.2. Движущие силы, условия и источники развития личности

    Под движущими силами

    развития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.

    Потребности

    человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими.

    1. Биогенные: потребность в безопасности и самосохранении, эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, игре.

    2. Психофизические: потребности в эмоциональном насыщении, свободе, восстановлении энергии.

    3. Социальные: потребность в самоуважении, общении, познании, самовыражении.

    4. Высшие: потребность быть личностью, нравственные и эстетические потребности, потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодоления трудностей, потребность в созидании и творческом труде.

    Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.

    Одним из важных моментов движущей силы является мотивация.

    Она выполняет несколько функций:

    побуждает поведение;

    направляет и организует его;

    придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).

    Для того чтобы мотивация была устойчивой и положительной, необходимо наличие всех трех функций. Последняя функция – самая важная, она имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет для ребенка деятельность, зависят проявления побуждающей и направляющей функций. Следовательно, от того, насколько будет сформирована смыслообразующая функция, зависит успешность деятельности. Поэтому именно на эту функцию в первую очередь надо обращать внимание при воспитании.

    Данные мотивационные функции реализуются многими побуждениями, среди них такие, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др. На разных возрастных этапах их значимость проявляется по-разному. Этот факт тоже необходимо учитывать при воспитании.

    Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации.

    Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Все это и есть
    условия психологического развития ребенка.
    Действительно, одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях могут развиваться по-разному. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени. Поэтому на социальные условия развития следует обращать особое внимание.

    Источниками

    развития являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.

    Ведущий тип общения

    – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности.

    Ведущая деятельность

    – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.

    Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. Современные психологи выделили следующие виды ведущей деятельности.

    1. В возрасте от рождения до 1 года отмечается непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Новообразование – потребность в общении и хватании.

    2. В возрасте от 1 года до 3 лет присутствует предмет-но-манипулятивная деятельность. Новообразование – самосознание («Я сам»).

    3. Детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) присуща игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра. Новообразования – появляется внутренняя позиция школьника, возникают произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения.

    4. Учебная деятельность отмечается у детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет). Новообразования – идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.

    5. Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет) характеризуется общением, которое распространяется на различные виды деятельности: трудовую, учебную, спортивную, художественную и др. Новообразованиями являются: появление чувства взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения; идет развитие волевых качеств, появляется потребность в самоутверждении, самоопределении. Смена ведущей деятельности ведет к наступлению кризиса в развитии. Это связано с тем, что потребности ребенка меняются, но он еще не в состоянии их удовлетворить.

    Кризис развития

    в трактовке Л.С. Выготского – это сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» (Выготский Л.С., 1991).

    Л.С. Выготский считал, что сущностью каждого кризиса является перестройка внутренних переживаний, отношений ребенка и окружающих, изменений потребностей и побуждений. Кризис происходит на стыке двух возрастных периодов и характеризует окончание одного периода и начало другого.

    3.3. Закономерности психического развития

    К закономерностям психического развития относятся неравномерность и гетерохронность, неустойчивость, сен-зитивность, кумулятивность, дивергентность – конверген-тность.

    Неравномерность и гетерохронность.
    Неравномерность
    – это неравномерное развитие различных психических функций, свойств и образований. Данный процесс характеризуется подъемом, стабильным течением и спадом, носит колебательный характер. Когда говорят о неравномерности психического развития, имеют в виду темп, направленность, длительность происходящих перемен. Было замечено, что наибольшая частота колебаний в развитии какой-либо функции приходится на период наивысших достижений этой функции. Е.Ф. Рыбалко говорил, что чем выше уровень продуктивности (достижений) в развитии, тем больше колебательный характер ее возрастной динамики.

    Гетерохронность

    означает несовпадение во времени развития отдельных органов и функций. Если причиной неравномерности является нелинейная природа системы развития, то гетерохронность связана с особенностями ее структуры и неоднородностью ее элементов.

    Отечественный физиолог П.К. Анохин (1898–1974) считал, что гетерохронность заключается в неравномерном развертывании наследственной информации. В качестве примера он приводил такой факт: вначале формируются более древние анализаторы, а затем более молодые.

    Немецкий педагог и психолог Э. Мейман (1862–1915) показал следующее: чем нужнее та или иная функция, тем быстрее она развивается. Например, ребенок быстрее учится ориентироваться в пространстве, чем во времени.

    Неустойчивость развития.

    Данная закономерность, тесно связанная с неравномерностью и гетерохронностью, ярко проявляется в кризисах развития. Это обусловлено тем, что развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, в том числе кризисные. Устойчивость возможна при выполнении двух условий: 1) при частых мелкоаплитудных колебаниях; 2) при несовпадении во времени развития разных психических процессов, функций и свойств. Отсюда следует, что устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

    Сензитивность развития.

    Как говорилось выше, сензитивным периодом развития называется период, когда разумнее всего начинать и вести обучение и воспитание детей (см. 2.8). Отечественный психолог Б.Г. Ананьев понимал под сензитивностью временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения.

    Данные периоды ограничены во времени, и если в сензитивный период развитию определенного качества не уделялось должного внимания, то потом процесс его развития будет более долгим.

    Кумулятивность.

    Эта закономерность развития состоит в том, что результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий, но с определенными изменениями. Например, в процессе развития мышления сначала развивается наглядно-действенное, затем наглядно-образное и наконец словесно-логическое мышление. Такой процесс свидетельствует о качественном преобразовании психического развития.

    Дивергентность – конвергентность.

    Это две противоречивые, но взаимосвязанные тенденции. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности.

    3.4. Механизмы развития личности

    Личность

    – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р.С. Немов).

    Вопрос развития личности интересовал многих ученых. В результате многочисленных исследований и экспериментов были выявлены механизмы развития личности. К ним относятся присвоение, обособление и идентификация.

    В отечественной психологии утвердилось положение о том, что личность развивается через присвоение

    своей «всесторонней сущности»: личность человека тоже «производится», т. е. создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Тем самым в психологии создается проблема внешней детерминации, обусловливающей развитие и становление личности.

    Идея «присвоения» сама по себе была бы механической, если бы она не была представлена в диалектическом единстве с идеей о внутренней сущности человека, его активности и зависимости обстоятельств от «самоосуществления индивида». Люди творят обстоятельства и друг друга. Даже по отношению к самому себе человек выступает с субъект-субъектных позиций.

    Обособление

    – это отстаивание отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности. Другими словами, это стремление выделиться из числа других. Обособление выступает как процесс индивидуализации.

    Обособление бывает внешним и внутренним. К внешнему

    обособлению относятся физические параметры, внешние данные, национальность, половая принадлежность и др., к
    внутреннему
    – индивидуальные психологические особенности, интеллектуальное развитие, черты характера, темперамент и др. Частным случаем обособления является отчуждение.

    Идентификация

    – это процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом, переживание субъектом своей похожести (тождественности) с желаемым объектом. Поэтому идентификация выступает и как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, и как механизм социализации личности.

    Дети усваивают нормы, отношения и формы поведения, свойственные их родителям, сверстникам, окружающим людям. Процесс идентификации себя с ними протекает спонтанно. Ребенок перенимает их взгляды и жизненный опыт. Для детей раннего возраста основным источником идентификации служат родители, позже – сверстники и другие взрослые.

    Процесс идентификации продолжается всю жизнь. Ее источником могут служить другие люди, являющиеся носителями тех качеств и форм поведения, которые человек хочет в себе выработать.

    3.5. Самосознание личности

    Самосознание

    – это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности (И.С. Кон).

    Самосознание отражает реальное бытие человека, и важно, чтобы он научился реально, адекватно оценивать себя. Но человеку это свойственно далеко не всегда. Даже стараясь дать объяснение своих поступков другим людям и себе, он не обязательно бывает искренен. В результате мотивы, побудившие его к действию, остаются неизвестными окружающим, а иногда и ему самому. Поэтому самосознание можно назвать процессом познания, в ходе которого человек осознает свои переживания и побуждения.

    Самосознание не дается от рождения, это один из процессов развития. С годами, по мере накопления жизненного опыта, человек переосмысливает свою жизнь. Переосмысление определяет мотивы его деятельности и внутренний смысл задач, с которыми он сталкивается на жизненном пути. Способность понять, в чем состоит смысл жизни, распознать, что в ней действительно важно, а что нет, определить жизненную цель и стремиться к ее осуществлению, успешно решать задачи, которые ставит жизнь, – это то, что называют мудростью и к чему необходимо стремиться. Это возможно только при нормальном развитии самосознания.

    При формировании самосознания очень важно, чтобы человек мог выработать позитивное отношение к себе как к личности. Этого можно добиться при обобщении практических знаний о других людях. Ребенок рано начинает отделять в своем сознании людей от окружающего мира, а затем и отличать одного человека от другого, различать их жесты, движения, понимать, что взаимоотношения людей строятся по определенным правилам, и т. д. Благодаря этому он начинает овладевать движениями и производить действия, осознавая их с помощью оценок взрослых. Но требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка начали развиваться частичные формы самосознания. Это выражается в осознании себя в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Данное осознание ведет к становлению самосознания личности.

    Всякое изменение жизненного положения в общественной, трудовой, личной жизни ведет к изменению отношения к себе как к деятелю и субъекту этого положения. Б.Г. Ананьев считал, что осознать себя – это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и прежде всего как трудящегося, семьянина, отца, воспитателя, товарища, как часть коллектива.

    3.6. Структурные звенья самосознания. Их генезис

    Структурными звеньями самосознания являются:

    1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени; что отмечается уже у детей месячного возраста, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;

    2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;

    3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;

    4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;

    5) социально-нравственная самооценка, которая формируется в подростковом и юношеском возрасте.

    Развитие самооценки в онтогенезе осуществляется следующим образом. Сначала происходит стихийное, не направляемое самосознанием формирование личности, характеризующееся появлением полимотивированности и соподчиненности действий. Развитие самосознания личности начинается с двух лет – в это время ребенок уже выделяет себя как персону и носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я», определенный физический облик). Этот процесс продолжается на протяжении раннего и дошкольного возраста. С эмоционального отношения к людям начинает формироваться психологический «образ Я». Эмоциональная окраска этого образа может быть как положительной, так и отрицательной. «Образ Я» формируется и путем изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Затем начинает проявляться притязание на признание. Оно может иметь как позитивное, так и негативное направление. Потом у ребенка начинает формироваться чувство половой принадлежности, далее возникает ощущение себя во времени. У него появляется психологическое прошлое, настоящее и будущее. Он по-другому начинает относиться к себе, перед ним открывается перспектива развития самого себя.

    Рассмотрим этапы развития самосознания.

    В раннем детстве

    (от 1 года до 3 лет) происходит
    становление самосознания.
    Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» – т. е. он осознает себя как личность.

    Развитие самосознания введет к формированию самооценки.

    Именно после осознания себя как личности у ребенка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. В этом возрасте самооценка – чисто эмоциональное образование, она не содержит рациональных компонентов и основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии. А так как родители часто восторгаются ребенком и хвалят его, то самооценка у детей в раннем детстве как правило, завышена.

    В дошкольном детстве

    (от 3 до 6–7 лет) продолжается
    формирование самосознания,
    что считается основным новообразованием данного возраста. Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я», месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка появляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому. Он начинает осознавать свои переживания («Я весел», «Я зол» и т. д.), происходит и осознание себя во времени («Я маленький» и т. д.). (Подробнее о формировании самосознания см в теме 7.)

    В младшем школьном возрасте

    (от 6–7 до 10–11 лет) на развитие самосознания ребенка большое влияние оказывает оценка, которую ставит учитель за выполнение работы или оценивая его поведение. Ориентируясь на учителя, ребенок начинает считать себя «отличником», «троечником», «двоечником», хорошим или средним учеником, наделяя себя набором качеств, соответствующих той группе, к которой он сам себя отнес.

    Отсюда можно сделать вывод, что оценка успеваемости становится оценкой личности и влияет на социальный статус ребенка. Поэтому у отличников и «хорошистов» складывается завышенная самооценка, а у неуспевающих – заниженная, так как постоянные неудачи и плохие оценки уменьшают веру в свои силы, снижают уверенность в себе.

    Чтобы самооценка была адекватной, надо развивать в любом ребенке независимо от успеваемости чувство компетентности, собственного достоинства, ответственности.

    В подростковом возрасте

    (с 10–11 до 14–15 лет)
    развитие самосознания, формирование идеала личности
    направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критичным отношением подростка к своим недостаткам. «Я» подростка обычно складывается из качеств и достоинств других людей, особо ценных в его глазах. Но так как образцом для подражания у подростка могут быть как взрослые, так и сверстники, идеальный образ получается противоречивым. Возможно, это служит причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

    В этом возрасте у подростков появляется склонность к самопознанию (рефлексии).

    Он начинает сравнивать себя с другими людьми (взрослыми и сверстниками), критически относиться к себе, проходит через массу душевных переживаний, в результате которых происходит формирование его самооценки и определение своего мести в обществе.

    Как правило, у младших подростков самооценка противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками. (Подробнее об этом см. в теме 9.)

    В юности

    (с 15–16 до 20 лет) происходит становление самосознания и устойчивого образа «Я». Ученые считают, что причина данного становления заключается в том, что в этом возрасте происходят развитие абстрактно-логического мышления, открытие внутреннего мира, меняется образ воспринимаемого человека, появляется чувство одиночества, преувеличение своей уникальности и устойчивости во времени.

    И.С. Кон отмечал, что образ «Я» – это социальная установка, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов: 1) познавательного (знание себя, представление о своих качествах и свойствах); 2) эмоционального (оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т. д.); 3) поведенческого (практическое отношение к себе). Процесс становления самосознания очень сложен, и не у всех он проходит гладко и безболезненно. (Более подробно данный процесс описан в теме 10.)

    В период ранней взрослости

    (от 20 до 40 лет) продолжается развитие самосознания, самооценки и «Я-концеп-ции». На этот процесс оказывают влияние самоопределение личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина (подробнее об этом см. тему 12).

    В период средней взрослости

    (от 40 до 60 лет) самосознание обогащается новыми образами, самооценки приобретают обобщенный характер, потому что «Я-образ» развивающейся личности превращается в «Я-образ», связанный с развитием детей, учеников, сослуживцев и других людей (см. также тему 12).

    В период поздней зрелости

    (60 лет и старше) человек интегрирует свое прошлое, настоящее и будущее. И если его «Я-концепция» положительна и деятельна, то его личностное развитие будет продолжаться (см. также тему 12)

    Оглавление

Развитие индивидуальности

Этот процесс проходит еще на этапе становления личности, так называемой социализации. Ответственными выступают не только педагоги, воспитатели, но и родители ребенка.
Впрочем, некоторые принципы обучения и методики целенаправленно призваны формировать в юном человеке качества и черты индивидуальности. Но без понятия становления личности здесь не обойтись. Эти процессы должны идти параллельно.

Сегодня школьники и даже детсадовские ребятишки получают огромные возможности в формировании индивидуальности, в отличие от недавнего советского прошлого нашего общества, где все делалось буквально под копирку. Нельзя было отличаться от массы. В современной школе есть большое количество заданий, позволяющих проявлять смекалку, находить неординарные пути решения.

При этом дети получают расширенные знания по предметам. Педагоги все чаще заставляют их рассуждать об изучаемых событиях или фактах истории. Все это неустанно формирует в личности ребенка индивидуальные особенности, в том числе и психики. Индивидуальностью не рождаются. Об этом говорят практически все ученые-психологи.

Основные этапы развития индивидуальности:

  1. Формирование особых взглядов на вещи. При этом ребенок сначала узнает важные детали о событии или предмете и после начинает выражать свое отношение. На первых этапах оно может не отличаться от проявлений сверстников, но постепенно индивидуальные черты развиваются.
  2. Когда уже есть некое мировоззрение и человек или ребенок может трактовать те или иные события, исходя из таких представлений. И на этом этапе индивидуальность формируется, поскольку черты и качества под действием разных факторов меняются.

Собственно и процесс социализации способствует развитию индивидуальности, особенных черт характера юного или психологически сформировавшегося человека.

Проявления

Психологи называют следующие признаки индивидуальности в зависимости от уровня проявления.

На уровне внешности:

  • свой стиль в одежде;
  • умение привнести в образ изюминку;
  • особенность внешности, которую человек сумел превратить в достоинство (например, канадская фотомодель Винни Харлоу выделяется на фоне остальных манекенщиц своей кожей, так как страдает витилиго).

На уровне поведения:

  • умение деликатно отстаивать собственную точку зрения, при этом уважая мнение других;
  • установление уникальных межличностных отношений;
  • оригинальные способы знакомства, общения;
  • особенности в жестах, мимике, речи, отличающего человека от остальных;
  • вклад в культуру и духовное развитие города / страны / мира.

На уровне внутреннего мира:

  • адекватная самооценка;
  • богатый внутренний мир;
  • своя концепция мировоззрения;
  • формирование личной точки зрения на всё происходящее вокруг;
  • творческое начало;
  • уникальное восприятие окружающего мира;
  • постоянное саморазвитие;
  • высокое самообладание, твёрдый характер, железная сила воли.

На уровне психических особенностей:

  • высокий IQ, широкий кругозор, нетривиальное мышление;
  • феноменальная память;
  • богатое воображение;
  • неординарные способности;
  • умение контролировать собственные эмоции;
  • редкая акцентуация характера.

Следует также знать, что качества индивидуальности могут быть как положительными (в основном, выше были перечислены именно они), так и отрицательными. К последним относятся патологические акцентуации характера. Например, склонность к окрашиванию волос в разные ярко-ядовитые цвета, чтобы выделиться из общей массы. Или демонстративное нарушение правил поведения в обществе, чтобы привлечь к себе внимание. Или шокирующие общественность поступки (Ван Гог, например, отрезал себе ухо). Да, такие люди отличаются от остальных, но их индивидуальность носит патологический характер.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]