Составляющие общения и его разновидности
Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.
К ним относятся:
- цель,
- средства,
- субъекты (участники взаимодействия),
- тип связи между субъектами,
- стиль,
- тактика,
- техники, методы,
- результат.
В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:
- эмоциональное – обмен эмоциями;
- когнитивное – обмен знаниями;
- деятельностное – обмен навыками и умениями;
- мотивационное – обмен желаниями и целями;
- материальное – обмен предметами или продуктами.
Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.
Классификация общения
Коммуницирование — стремление создать и развить контакты между двумя людьми или группой. В процессе применяются несколько структурно-функциональных процессов, которые направлены на реализацию практических навыков, умений и знаний. Классификация позволяет разделить его на группы, определить тип и средство достижения поставленной цели коммуникации.
По целям и содержанию
Содержание — информационный элемент, который передается людям во время контактов с целью обмена опытом и знаниями. Виды содержания:
- Материальное — позволяет удовлетворить активные потребности.
- Когнитивное — обмен накопленными знаниями.
- Кондиционное — психическое или физиологическое состояние является основой для коммуникации.
Содержание может быть мотивационным. Люди обмениваются целями, идеями и задачами.
По цели оно разделяется на:
- биологическое (необходимо для сохранения вида);
- социальное (укрепление достигнутых связей, поиск новых контактов для взаимодействия);
- деловое;
- личностное;
- инструментальное — стимулирует, ставит задачи и заставляет искать пути их решения.
- целевое — служит средством удовлетворения специфической потребности (передача знаний, умений и навыков).
По степени опосредованности
По этому показателю различают непосредственное взаимодействие (лицом к лицу) и опосредованное. Каждая вовлеченная в процесс сторона получает информацию по телефону, в сообщении или письме.
По временному контексту
По этому показателю межгрупповой контакт может быть длительным или коротким. Обмениваться сведениями и повышать свой социальный статус люди могут ежедневно или по определенному графику.
По форме отношений
Классификация по этому параметру следующая:
- дружественное;
- деловое;
- личностное;
- массовое;
- прямое;
- косвенное.
Человек стремится адресовать информацию определенному кругу лиц, среди которых могут быть друзья или деловые партнеры. От этого зависит форма подачи, манера поведения, эмоциональность.
По средствам общение может быть:
3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Уровни общения:
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
3. Обсуждение интересующей проблемы.
4. Решение проблемы.
5. Завершение контакта (выход из него).
Функции общения :
1) инструментальная функция
характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;
2) интегративная функция
раскрывает общение как средство объединения людей;
3) самовыражение — функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;
4) трансляционная функция
выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.
Средства общения
– способы передачи информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.
вербальные
(общение осуществляется посредством речи)
невербальные
(жесты, мимика, позы, контакт глазами, тембр голоса, тональность, прикосновения, объятия, поцелуи, и др.)
Техники активного слушания
предполагают следующие действия (вербализации):
- Проговаривание. Собеседник дословно повторяет высказывания партнера, при этом он может начать с воной фразы: «Как я вас понял, ….», «Другими словами, …» и т.д.
- Перефразирование. Собеседники воспроизводит высказывание партнёра в сокращённом и обобщённом виде, кратко формулирует самое существенное в его словах. «Вашими основными идеями, как я понял, являются…»; «Итак, ..»
- Развитие идеи. Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказывания партнёра: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…»
Вербализации выполняют следующие функции:
- Позволяет собрать информацию.
- Позволяет отобразить наиболее важную информацию.
- Помогает уточнить, правильно ли вы поняли партнера.
- Помогает лучше запомнить информацию.
- Помогает осмыслить информацию.
- Помогает подвести итоги.
- Помогает держаться в русле проблемы.
- Является средством ориентации на партнёра.
- Помогает лучше понять свою проблему.
- Помогают закрепить точку зрения партнёра.
- Даёт время на обдумывание.
- Вербализация помогает использовать механизм паузы.
Стадия «поиск совместного решения». Её ещёчасто называют стадией аргументации, так как здесь необходимо аргументировать свою точку зрения и работать с аргументами партнёра.
Что необходимо делать с аргументами, которые ваш собеседник уже высказал? На какие-то из них нужно привести контраргументы, какие-то аргументы разобрать, рассмотреть с разных точек зрения
Существует две основные стратегии аргументации – по восходящей и по нисходящей.
Стадия «Принятие решения»
Четвёртая стадия – стадия принятия решения и выхода из контакта. Успешность прохождения и завершения этой стадии зависит от того, насколько эффективным было общение, то есть отвечало ли оно обоим критериям эффективности. Очень важно уделить внимание тому, чтобы принято единое решение, и все участники одинаково понимали это решение. Второй важный момент – это чтобы все участники общения были довольны как самим решением, так и процессом принятия решения, а, следовательно, и друг другом. В такой ситуации выход из контакта происходит естественно, всем легко сказать друг другу приятные слова.
Вопрос 3. Коммуникативная информационная сторона общения. Модель коммуникативного процесса
Информационной стороне общения, т. е
передаче и получению информации, сотрудники правоохранительных органов придают особое значение, о чем свидетельствует тот факт, что 2/3 опрошенных практических работников, а также курсантов и слушателей Московского университета МВД России на вопрос о том, что они понимают под общением, отметили важность информационного обмена. Значимость оперативной информации трудно переоценить. Актуальным является информационный обмен и для следователя, и для оперуполномоченного, и для работника любого подразделения полиции, которые в процессе служебной деятельности устанавливают причины и обстоятельства правонарушений, мотивы преступной деятельности, решают практические, воспитательные задачи и многие другие
В процессе деятельности люди обмениваются различными представлениями, интересами, идеями, эмоциями и т. п. Причем, каждый стремится быть правильно понятым, желая получить от партнера определенное подтверждение, отклик на переданную ему информацию. Процесс передачи информации от одного партнера другому (или другим) — не односторонний, это всегда отношения общающихся, где очень важную роль приобретает элемент «обратной связи».
В схеме «Кто» — коммуникатор, т. е. человек, направляющий информацию; «Что» — содержание, сама информация; «Кому» — партнер по общению, принимающий информацию; «Эффект» показывает результативность общения, как поняли коммуникатора, сигналит ему об обратной связи. Однако для того, чтобы эта схема «работала», необходимо использование партнерами единых инструментов общения: системы знаков, понимания ситуаций и т. п.
В сущности Код + Контакт — это инструменты общения, средства передачи информации. Код состоит из знаков (символов) и языков. Знаки бывают различные — генетические, химические, тепловые, дорожные и т. п. Человеческие знаки имеют предельно абстрактную природу, носят конвенциональный характер. Система знаков организуется в языки: вербальный язык (звуковой, словесный) мимический язык, интонации, топомимический (жестов), письменный и т. д. Для эффективности общения зачастую используется несколько знаковых систем параллельно, этим способом достигается надежность передачи информации. Неубедительная игра актеров на сцене говорит о неправильном использовании, например, вербального и мимического языка.
Научение знакам (и языкам) происходит в первые годы жизни человека. Известны феноменальные случаи владения 12 языками. Чем шире словесный запас человека, тем больше его мыслительные и понятийные способности. Контекст — это поле значения слова. В разном тексте (и в различной интонации) одно и то же слово может менять свой смысл. В зависимости от социальной сферы и психологических особенностей человека отмечаются различия в уровне и формах его общения, полноте и глубине взаимопонимания с другими людьми. В любой конкретной ситуации общения мы всегда что-то узнаем от партнера и что-то сообщаем ему. Содержание конкретной коммуникации может быть очень различным: приказ начальника, призыв мыть руки перед едой, допрос обвиняемого, беседа со свидетелями, потерпевшими и т. п. Что бы это ни было — это всегда коммуникация, и представить себе общение без нее невозможно.
Культура общения
Культурой же общения мы называем социальное явление, которое отличается и характеризуется нормативностью этого самого общения. Социальные нормы – это правила поведения, определяемые социальными группами и ожидаемые в реальном поведении участников этих групп.
При помощи этих правил социум избавляется от тяжелой надобности регулировать схожие случаи поведения в индивидуальном порядке. Подобные эталоны поведения нужны не только самому социуму, но и отдельной личности, более того, их возникновение стало реальным только с приходом осознания человеком своего отношения к остальным людям, к их личности и индивидуальности. Как следствие, социальная жизнь практически не может существовать без норм общения.
Лексика и особенности языка, элементы искусства, ритуалы, правила вежливости и этикет, игры и прочее – все эти социальные явления типизируют общение и формируют различные человеческие, как духовные, так и физические, качества, превращая их в привычки, которые можно назвать массовыми.
Описание моделей общения
Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.
Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.
Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).
МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:
«Монблан». Отстраненный, холодный собеседник
Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны. «Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек
Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто. «Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга. «Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом. «Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику. «Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать. «Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды. «Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.
Формирование культуры общения
Но как формируется культура общения? Кто помогает нам освоить ее азы? Ответ на этот вопрос двойственен. С одной стороны, главным институтом усвоения социальных норм является семья, то есть взрослые партнеры человека по общению. Именно взрослые дают ребенку основные представления о социальных нормах, табу, социальных ролях, которыми ребенок затем пользуется, входя во взрослую жизнь.
Общение со взрослыми более официально и уважительно, более табуировано, более подвержено нормам вежливости и этикета. В то же время, сверстники, которые принимают в жизни ребенка ощутимое участие, тоже привносят свой вклад в его культуру общения. С друзьями он более открыт, более активно проходит социализацию, сверстники помогают ребенку формировать свою Я-концепцию: представление о самом себе и оценку самого себя, сравнение себя с другими, определение своих слабых и сильных сторон.
Значение общения в онтогенезе
В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.
Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.
Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:
Непосредственно-эмоциональное
Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.
Предметно-действенное
Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.
Внеситуативное интимно-личностное
Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).
Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.
Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность
Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой
Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.
Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.
Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.
Помехи в общении
Снижению качества коммуникации способствуют помехи в общении. В психологии выделяют следующие причины:
- источник информации;
- получатель (второй участник общения или остальные члены группы);
- окружение.
Человек, выступающий в качестве источника информации, плохо передает суть сказанного, делает это грубо, невнятно. Получатель — участник коммуникации, который не хочет участвовать в разговоре или чувствует себя дискомфортно. Окружение может помешать общению, создавая шумовые помехи. Также участники могут выстраивать проблемы следующих типов:
- физиологические (проблемы со слухом, речью, зрением или подвижностью);
- языковые (возникают у иностранцев);
- поведенческие (несоответствие действий и жестов с речью и информацией, неумение или нежелание слушать собеседника).
Помехи в общении могут иметь психологическую природу: предвзятость и узость мышления, неоправданные ожидания и надежды, выставленные конфликтные параметры. Стереотипы также относятся к помехам в процессе коммуникации. Необходимо стремиться к устранению возникающих проблем и помех, чтобы расширять круг общения, постоянно получать информацию, развиваться и совершенствоваться. Общение — важная часть жизни человека. Без него невозможными будут развитие и социализация. Соблюдение правил поведения и выстраивание доверительных отношений помогут в процессе коммуникации.
Тема 1.4. Виды и уровни общения
План:
- Виды, уровни и функции общения
- Стороны общения
- Способы влияния одного человека на другого
Понятия:
общение; коммуникативная, интерактивная
,
перцептивная стороны общения; кинесика, проксемика, просодика, паралингвистика, экстралингвистика; жесты и позы, визуальный контакт; невербальное общение; идентификация, эмпатия и рефлексия; убеждение, заражение, принуждение, подражание.
Вопросы к обсуждению
:
- Стратегии общения: открытое — закрытое, личностное — ролевое, монологическое — диалогическое.
- Виды общения и их характеристика: «контакт масок», примитивное, формально-ролевое, деловое, духовное или межличностное, манипулятивное, светское общение.
Коммуникативные функции
Во время общения происходит взаимоинформирование сторон. Коммуникативная функция общения реализуется в обмене между людьми, имеющимися знаниями или навыками. Также обмену подлежат:
- интересы;
- идеи;
- настроения;
- чувства;
- установки;
- эмоции.
Процесс коммуникации призван помогать обретать смысл, обрабатывать и принимать информацию. В этом заключается одна из функций. Другая — обретение единства деятельности, общения и познания. Человек должен научиться контролировать чувства и эмоции, уметь слушать и слышать, понимать основную мысль. Полная и правильная реализация коммуникативной функции общения разделена на уровни. В начале человек и его собеседник входят в контакт, затем они начинают передавать и принимать информацию. В конце возникает стремление понять взгляды и установки каждой из сторон.
Три стороны общения
Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:
Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию
Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта
Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним
Коммуникация – обмен информацией
Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.
Интеракция – обмен действиями
Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.
Средства при взаимодействии
Информацию передает слово или символ. Для включения в общение взаимодействий применяются дополнительные средства. Выделяют несколько вариантов:
- Вербальное общение включает символы и звуки (речь на родном или понятном языке). В процессе происходит обмен не только информацией, но и чувствами, эмоциями. Значение слов, форма и суть повествования дополняются интонациями, паузами, громкостью, темпом и тембром речи, манерой вести себя с собеседником.
- Невербальное общение — жесты, выражение лица, выбранные позы и положение тела, установление зрительного контакта , прикосновения.
Невербальные средства общения подразделяются на несколько типов, которые позволяют ускорить появление взаимопонимания между собеседниками:
- оптико-кинестетическая связь;
- паралингвистическая;
- экстралингвистическая;
- проксемическая.
Основной способ установления доверия — визуальное общение.
Описание типов общения
Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.
Типы общения:
- Менторский. При таком типе общения человек все время поучает, наставляет, подчиняет себе собеседника.
- Информативный. Тип общения, который является простой ретрансляцией информации, без возможности или желания получить обратную связь.
- Вдохновляющий. Индивид участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов взаимоотношений.
- Конфронтационный. В отличие от остальных форм общения предусматривает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения истины путем конфронтации между личным субъективным и объективным взглядом, реальностью.
Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.
Формы общения
Кроме трех необходимых составляющих мы можем говорить и о формах общения. Формы общения определяются по характеру и содержанию информации, которой собеседники обмениваются между собой. Таким образом, можно выделить следующие формы общения:
• служебное (деловое). Пример: официальные переговоры о предстоящей сделке • повседневное (бытовое). Пример: разговор матери и ребенка о том, как прошел его день в школе. • Убеждающее. Пример: предвыборная речь кандидата в депутаты. • Ритуальное. Пример: общение между служителями храма во время проведения церемонии. • межкультурное (межэтническое). Пример: коммуникация представителя восточной цивилизации с представителем западной.
Понятие общения и его роль в развитии человечества
Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые. Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.
Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности
Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми
Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.
Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.
Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.
Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.
Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.
ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ:
- самоуважение;
- уважение собеседника, признание его прав и интересов;
- терпимость, толерантность;
- справедливость, честность;
- непредвзятое отношение к людям.
Понятие общения
Социальная психология дает общению множество определений, однако, наиболее используемым в фундаментальной науке является следующее:
Общение является процессом установления и поддержания прямого, опосредованного или непосредственного разными средствами контакта между людьми. Говоря о непосредственном общении, мы можем вспомнить свой последний разговор с другом на перемене или с родителями дома.
Упоминая опосредованное – последний телефонный разговор или голубиную почту средних веков, когда общение осуществлялось не только через письменную форму, но и посредством птицы-почтальона.
Убеждающая модель общения.
Эта модель позволяет сделать участников общения своими единомышленниками, выйти из той или иной ситуации с наибольшей продуктивностью. Однако убеждение
— это сложный коммуникативный процесс, и не каждому удается пользоваться этой моделью общения с максимальной эффективностью.
Известно, что убеждение было формализовано как определенная концепция более двух тысяч лет назад греками, которые сделали риторику
(от гр. rhetorikos — красивая, напыщенная, но малосодержательная речь) — искусство использовать речь эффективно и убедительно — частью своей системы образования. Аристотель первым ввел понятия «этос», «логос» и «пафос», которые в приблизительном переводе означают «надежность источников», «логичные доводы» и «эмоциональный призыв». Все это — необходимые составляющие убеждающей модели общения.
Убеждение
— это коммуникативный процесс, в котором коммуникатор пытается вызвать изменение в убеждениях, отношении или поведении другого индивидуума или группы индивидуумов через передачу сообщения в таком контексте, где убеждаемый имеет некоторую степень свободы выбора. В литературе описаны базовые принципы, влияющие на убеждение. Среди них предпочтительны устные, позитивные сообщения, сдержанно эмоциональные обращения, логические выводы, опирающиеся на факты и веские аргументы, удовлетворение альтруистических потребностей человека, ораторское мастерство.
Наиболее трудная задача убеждения — это превратить противоположные мнения по поводу тех или иных действий, решений в совпадающие. Люди делают обобщение на основе личного опыта и того, что говорят им члены их группы. Убеждение происходит гораздо легче, если сообщение совместимо с общей позицией по отношению к тому или иному предмету, ситуации, проблеме. Самая легкая форма убеждения — это коммуникация, усиливающая благоприятные мнения и позиции. Каждому участнику общения необходимо осуществлять непрерывные усилия по поддержанию запаса доброжелательности и таким образом превентивно создавать условия для эффективной совместной деятельности.
Убеждение
— это также метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Чтобы убедить в чем-либо профессиональных партнеров, коллег, чей интеллект, как правило, высоко развит, участникам общения необходимо использовать специальные коммуникативные техники. Результат убеждения считается успешным тогда, когда собеседник в состоянии самостоятельно обосновать принятое им решение или мнение, оценить положительные и отрицательные его стороны, а также возможности и последствия других вариантов и решений.
В процессе общения следует помнить, что убеждение как коммуникативная техника более убедительно и действенно в следующих ситуациях: — в рамках одной потребности; — при малой интенсивности эмоций; — с интеллектуально развитым партнером.
Стадии общения.
Общение или беседа будет эффективна или успешна тогда, когда
а) Люди удовлетворены ею;
б) Найдено и принято решение, с которым все согласны.
Таким образом, напрашивается вывод, что для того, чтобы общение было эффективным, необходимо пройти четыре стадии общения.
- Контакт.
- Ориентация.
- Поиск совместного решения
- Принятие решения.
Контакт. Эта стадия очень важна, так как именно в этот момент устанавливается доверительный контакт, который помогает быстрее прийти к единому пониманию ситуации, а затем к решению задачи. Стадия контакта может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. Например, когда собеседники здороваются и переходят к делу – тогда стадия контакта очень короткая. Но иногда люди сначала долго говорят на отвлечённые темы и только после того переходят к делу – тогда стадия контакта может быть больше чем остальное общение.
Ориентация. На этой стадии необходимо сориентироваться в собеседнике, в его проблеме и сориентировать собеседника в своём понимании проблемы.
Поиск совместного решения. Здесь основной акцент делается на совместности решения, то есть оба собеседника как партнёры должны прийти к единому решению.
Принятие решения – для того, чтобы подчеркнуть значимость принятого решения. Бывает, что люди поговорили, и у каждого осталось впечатление, что вроде бы всё решено, но непонятно, что за решение и кто ответственный. Поэтому на данной стадии самое главное – чётко проговорить принятое решение и убедиться в одинаковом его понимании.
Также важен выход из контакта или ритуал прощания.
Стадия «Контакт». «Правило угла». За спиной любого человека находится угол, в который его легко загнать, но из угла нет достойного выхода. Есть только два недостойных. Первый – это попытаться выиграть за счет агрессии. Но всё равно проиграть. Второй – согласиться, уступить, и потом чувствовать негативные эмоции, то есть сразу проиграть. Таким образом, есть два правила угла: не загонять другого в угол, т.е. не осуждать его без достаточного основания, и самому не заходить в этот угол, т.е. не обижаться.
Невозможно решить проблему, не установив контакта!
Правила вступления в контакт.
Первое правило – приветствие. Три составляющих: обращение к человеку по имени, улыбка, рукопожатие.
Второе правило – контакт глаз необходимо поддерживать 10-15% времени общения
Третье правило – сокращение социальной дистанции.
Четвёртое – сказать человеку о его значимости.
Пятое – не вести серьёзных разговоров на ходу.
Стадия «Ориентация». Чтобы сориентировать человека в вашем понимании проблемы и сориентироваться самому в том, как ваш собеседник понимает проблему:
Нужно уметь говорить;
Нужно уметь слушать;
Обращать внимания на невербальные проявления.
Карта реальности . Собачки. Обобщение, упущение, искажение.
Люди думают с помощью образов, звуков и ощущений.
- Любое произнесённое или прочитанное слово вызывает у них образ.
- У каждого своя собачка в голове.
- Внутренние картинки и образы объединяются в голове в целые фильмы. Именно эти фильмы запоминаются как воспоминания о сказанном или прочитанном.
- Слова – это кнопки, пусковой механизм, запускающий процесс воображения.
Есть три процесса, участвующих в создании пространства внутренних представлений у человека.
- Обобщение;
- Упущение;
- Искажение.
Обобщение. Обобщения помогают нам быстро учиться. Обобщения могут ограничивать наш мир.
Упущения. Мы можем отключать тот или иной канал восприятия и не воспринимать всю информацию, имеющуюся вокруг нас в данный момент.
Искажение. Без процесса искажения мир не мог бы изменяться и развиваться. Но и у этого процесса есть свои отрицательные стороны. Например, с помощью процесса искажения у людей появляются страхи.
Самые большие ошибки людей.
- Люди часто думают, что другие думают точно так же как они.
- Люди часто уверены, что в любой ситуации может быть только одно истинное восприятие и только одна трактовка событий – их трактовка.
- Люди часто считают, что при произнесении слова, например, «собачка», другие люди подразумевают и видят то же самое, что и они.
Как добиться наиболее полного взаимопонимания с окружающими? Нужно сделать несколько вещей.
- Во-первых – это осознать субъективность восприятия окружающего мира человеком.
- Во-вторых научиться слушать и слышать человека.
Для этого необходимо освоить несколько техник. Одна из них – техника активного слушания.
Можно выделить три способа слушания:
- Негативная оценка, игнорирование и эгоцентризм.
- Выспрашивание, замечания о ходе беседы – техники пассивного слушания. С их помощью можно показывать партнёру, что «я тебя слушаю», но в действительности, слушать не помогают.
- Техники активного слушания.
Классификация
Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:
- Примитивное. Собеседник рассматривается как средство достижения цели и оценивается по шкале «нужен – не нужен». Такое непосредственное и простое отношение не скрывается.
- Манипулятивное – взаимодействие с целью извлечения собственной выгоды. В отличие от примитивного контакта, манипуляция – тонкая игра, с использованием множества техник и приемов (ложь, лесть и так далее).
- Формально-ролевое – полностью регламентированное взаимодействие. Люди контактируют друг с другом с позиций социальных ролей. Например, начальник и подчиненный, учитель и ученик, врач и пациент и так далее.
- «Контакт масок» – сухое, формальное взаимодействие, при котором используются стандартные, заученные фразы и жесты. Оно призвано скрыть любые эмоции и истинные мысли за маской вежливой учтивости или безразличного спокойствия. Также некоторые люди в качестве социальной маски используют скромность, показную заботливость и другие приемы. Участники взаимодействия не стремятся понять друг друга.
- Деловое. Целью такого социального контакта является нахождение общего решения по интересующему вопросу. Личность собеседника непременно учитывается, несмотря на то, что существуют особые правила и принципы делового общения.
- Светское. Субъекты не выражают свои мысли, а произносят то, что должно и принято в конкретной ситуации. Светские беседы – это, как правило, «разговоры ни о чем», пустые и бесцельные пересуды.
- Духовное. Такое взаимодействие возможно в близких, доверительных отношениях. Собеседники хорошо знают друг друга, уважают убеждения, интересы и взгляды, умеют предугадывать реакции друг друга, контактируют на уровне «Личность – Личность».
Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:
- Микроуровень – единичный, несущий информацию и смысл, акт вербального или невербального контакта. Например, кивок головой в знак согласия, рукопожатие как знак приветствия и тому подобное.
- Мезауровень – разговор и действия в пределах одной темы, произошедшие однажды или повторяющиеся.
- Макроуровень – сложившаяся преимущественная стратегия взаимодействия, выбранная и вырабатываемая человеком в процессе жизнедеятельности, соответствующая требованиям социума, традициям и обычаям.
Также известны следующие виды коммуникации:
- Непосредственное. Осуществляется при помощи голосовых связок, глаз, ушей, рук и других органов человеческого тела.
- Опосредованное. Взаимодействие с помощью специально изготовленных приборов и средств обмена информацией (по переписке, по телефону, через интернет-ресурсы и так далее).
- Прямое. Личный контакт и непосредственное восприятие собеседника.
- Косвенное. Взаимодействие через посредников или представителей, передающих и воспроизводящих необходимую информацию.
- Вербальное – взаимодействие посредством устной речи.
- Невербальное – взаимодействие без слов, но при помощи мимики, жестов, поз, прикосновений и так далее. Невербальные сигналы тела влияют на восприятие слов и обрабатываются бессознательно, в то время как речь осознается и сознательно анализируется.
Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику контролировать сложно, они спонтанны, оттого с большей долей вероятности выражают истинные мысли и намерения человека.
Манипулятивное общение
Манипуляции. – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором. Манипуляция сознанием присутствует во всех сферах общественной жизни.
Манипулятор – своего рода кукловод, который с помощью «ниток» управляет другими. Такими нитками могут быть человеческие комплексы, амбиции, общественное мнение, духовные и нравственные ценности. Кто и для чего применяет манипуляцию:
- Манипуляцию применяют в тех случаях, когда целью манипуляции является действие или намерение, аморальное в глазах общества;
- Манипулируют индивиды, для которых заявить о своих намерениях или просьбах невозможно, из – за влияния различных комплексов (чувство вины, чувство превосходства, повышенная тревожность, беспокойство о будущем и другие);
- Естественно, манипулируют политики, всегда. Просто по привычке, чтобы не потерять форму;
- Однозначно манипулируют журналисты, телеведущие, следователи, прокуроры, адвокаты и прочие юристы.
- манипулируют врачи, учителя и психологи.
Манипулятивная система может быть определена как манипулятивный или игровой стереотип. Можно выделить четыре основных манипулятивных схемы.
- Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает своё общественное положение.
- Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному манипулятору
- Соревнующийся манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующие постоянной бдительности, поскольку здесь можно выиграть или проиграть – третьего не дано. Он колеблется между методами первого или второго поэтому может рассматриваться как нечто среднее.
- Четвёртая форма манипулятивной системы – это система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль безразлично, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть. «Мне плевать» — его любимая фраза.
Первый признак – человек ведет себя неестественно, неискренне и в то же время заученно, т.е. играет наиболее удобную для него на данный момент роль. Фальшивые нотки в голосе, преувеличенные или наоборот, неестественно подавленные эмоции – тоже признак манипуляции. У манипуляции, помимо всего этого, есть и вербальные проявления – это всевозможные словесные штампы, клише, банальные речевые обороты, не несущие смысловой нагрузки.