Способы выхода из конфликта: как найти оптимальный

Как выйти из конфликта и что категорически нельзя делать в конфликтной ситуации? С таким неприятным явлением сталкиваются люди всех возрастов. Маленькие дети ссорятся между собой из-за игрушек, внимания родителей. Взрослые не сходятся во взглядах на жизнь, рабочих моментах или вопросах отдыха и развлечений.

Одни конфликты решаются с помощью серьезного разговора. Другие же затягиваются на недели, месяцы, годы. Как быть в таких случаях?

Причины

Конфликты и спорные ситуации возникают по многим причинам:

  1. Нехватка какого-либо вида ресурсов. Пример – семья, долгое время копившая деньги. Когда набралась нужная сумма, жена решила купить посудомоечную машину. Муж же грезит приобретением нового компьютера. Такое несовпадение взглядов и желаний провоцирует развитие конфликта.
  2. Зависимость от окружающих. Часто приходится решать рабочие задачи вместе с другими людьми. В любом коллективе кто-то будет недоволен тем, как работает коллега.
  3. Разница в методах достижения целей. Ситуация, похожая на предыдущую. Иногда обсуждается сразу несколько методов работы. Однако на деле используется один или максимум два. Другой пример – решившие отдохнуть вместе друзья. Один хочет идти в ночной клуб, а другой предпочитает провести время дома за просмотром нового фильма.
  4. Разные цели. На этой почве конфликты развиваются как между отдельными людьми, так и между группами.
  5. Неполная или неточно переданная информация. Здесь психологи часто приводят пример о двух сестрах, которые никак не могли поделить апельсин. За помощью они обратились к мудрецу. Выяснилось, что проблемы не было. Одной девушке нужен сок, а другой цедра.

Как бы банально это ни звучало, часто причиной конфликтов становятся особенности характера и эмоционального состояния. В большинстве случаев такие ситуации возникают между людьми, которые живут или работают вместе.

Популярные приемы урегулирования ситуации

Наиболее эффективные стратегии, которые используются чаще всего на практике для регулирования конфликта:

  1. Избегание. Одна из сторон устраняется от спора, демонстрируя нежелание продолжать дискуссию.
  2. Изменение предмета. Спор переводится незаметно в другое русло. Например, на косвенно касающийся основного предмета спора вопрос. В результате конфликт за неимением прежнего эмоционального накала постепенно затухает.
  3. Столкновение. Каждая из сторон настаивает на своей позиции, что приводит к необходимости разрешения ситуации путем учета мнений обоих участников спора.
  4. Приспособление. Одна из сторон старается найти для себя пути разрешения ситуации, которые дадут возможность устранить предмет спора.
  5. Откладывание. Одна из сторон берет перерыв для обдумывания сложившейся ситуации.
  6. Примирение. Обоюдное признание конфликта исчерпанным. Как правило, это возможно только при посредничестве третьей стороны.
  7. Компромисс. Достижение компромиссного решения в результате проведенных мирных переговоров.

О способах решения конфликтов в этом ролике:

Виды

Конфликты бывают трех видов. Каждый имеет свои особенности и отличительные признаки.

Явный конфликт

Имеет четко выраженную причину. Все стороны знают, чего хотят. Здесь можно вспомнить пример о ссоре супругов из-за накопленных денег.

Скрытый конфликт

Участники конфликта не понимают причины его появления. К примеру, классный руководитель часто ругает ученика за неопрятный, по ее мнению, внешний вид. Однако причиной недовольства является личная неприязнь.

Ложный конфликт

Развивается на фоне недоразумений или получения неточной информации. К примеру, мама ругает ребенка за то, что он хотел погладить бездомную собаку. Однако ребенок даже не думал этого делать. Он просто подошел к ней во время прогулки.

Кто-то должен победить

Этот вариант подходит для игроков, для тех, кто ставит свои интересы выше интересов других людей.

В случае борьбы частенько применяются нечестные правила игры, мухлевство, подстава и т.д.

Именно о борьбе идет речь между участницами конкурса красоты, олимпийскими призерами или просто коллегами, борющимися за право занять директорское кресло.

В любом случае пока кто-то один не победит, напряженная ситуация не закончится.

Несколько фактов о конфликтах, причинах их возникновения

и как из них выйти,

смотрите также в видеоролике:

Методы решения конфликтов

Существует масса способов выхода из конфликтных ситуаций. Они помогают решить проблему сразу после ее возникновения или остановить ее развитие.

Соперничество

Реализуется чаще других методов. Предполагает отстаивание своих интересов до победного конца. Участники конфликта готовы на все, чтобы не уступать друг другу. В процессе возможно использование различного рода давления.

Метод используется тогда, когда от принятого решения зависит жизнь людей, успех предприятия. Примером может быть ситуация, когда один из членов семьи хочет оправиться на отдых в страну со сложной политической ситуаций, угрозой военного переворота. Здесь оппоненту можно и нужно доказать правоту.

Фазы развития разногласий

Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную.

Для конструктивной фазы конфликта характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью. Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения разговора — повышенном эмоциональном тоне речи, упреках, оправданиях, игнорировании реакции партнера, а с другой — в неречевых характеристиках поведения: уходе от разговора, прекращении совместной деятельности или ее нарушении, замешательстве, внезапном увеличении дистанции с партнером по общению, принятии закрытой позы, отведении взгляда, неестественности мимики и жестикуляции.

При этом беседа остается в рамках делового обсуждения, разногласия не принимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение становятся неконтролируемыми.

Эта фаза может иметь две стадии. Первая психологически характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет. Она связана также с необоснованностью критических замечаний, с пренебрежительными репликами, взглядами, жестами в сторону оппонента. Эти реакции воспринимаются последним как личные оскорбления и вызывают противодействие, т. е. ответное конфликтное поведение.

Если конфликтующие не меняют тактику взаимоотношений, то такие столкновения становятся систематическими, а негативизм субъектов все более упорным. Возникает хронический конфликт, характеризующий вторую стадию деструктивной фазы.

Читайте о том, как реагировать на оскорбления.

Конфликт и контроль эмоций

Управлять чувствами в конфликтной ситуации сложно, однако этому стоит научиться. Негативные эмоции не решат проблему. Они ухудшат отношения с оппонентом, настроение, состояние здоровья.

На выпады и эмоциональное воздействие собеседника нужно реагировать максимально спокойно. Это главный совет. Нельзя поддаваться «врагу» и действовать таким же образом. Лучше остановиться, задать себе три вопроса: «Почему человек так себя ведет?», «Чего он хочет добиться?», «В чем основная причина проявления негативных эмоций?». Эта тактика имеет массу преимуществ:

  1. Активизируется работа сознания. Благодаря этому включается защита от эмоционального перенапряжения.
  2. Оппонент может выпустить пар.
  3. Получается хоть на несколько мгновений отвлечься от ненужной, обидной информации.
  4. Размышления и поиск ответов позволяет оценить ситуацию со стороны, выяснить причину конфликта.

Второй совет касается конструктивного диалога, в ходе которого можно поделиться переживаниями, высказать эмоции. Часто негатив является своеобразной защитной реакцией человека на грубое поведение или крики. Поэтому разговаривать нужно спокойно, стараясь избегать некорректных высказываний, унизительных фраз.

И, наконец, третий совет. Он затрагивает самооценку. Ни при каких обстоятельствах нельзя занижать ни свою самооценку, ни оппонента. Разговор должен происходить на равных.

Правила поведения в конфликтных ситуациях

Чтобы решить конфликт и сохранить хорошие отношения, нужно придерживаться определенного алгоритма действий.

Найти общий знаменатель

Один из эффективных путей выхода из конфликта. Терпеть неприятную ситуацию или избегать оппонента долгое время не получится, поэтому разговаривать все же придется. Обойтись без «жертв» помогут несколько действенных рекомендаций:

  1. Криками и возмущением ничего не добиться. Есть, конечно, исключения. Однако обычно они имеют обратный эффект. Поэтому нужно сохранять спокойствие. Такое поведение несколько утихомирит «соперника», вызовет в нем уважение.
  2. Важно понять другого человека. Нужно подумать, почему оппонент ведет себя именно так. Знание мотива поможет решить конфликт так, чтобы больше не возвращаться к нему.
  3. Узнать мнение извне. Зачастую окружающие предоставляют более адекватную оценку происходящего. Поэтому нужно описать ситуацию близкому родственнику или другу. Возможно, он укажет прямой путь выхода их конфликта или хотя бы даст дельные советы.
  4. Оценить отношение к оппоненту. Нужно задуматься, не является ли причиной конфликта предвзятое отношение к человеку? Если так и есть, стоит напомнить себе, что на планете нет одинаковых людей. Несовпадения в характере и взглядах на жизнь не делают оппонента плохим.
  5. Подумать, что есть общее между участниками ссоры. Это может быть что угодно: хобби, музыка, фильмы, семья. Бывает, что одинаковые интересы сводят на нет разногласия, в корне меняют характер взаимоотношений.

Уйти от конфликта, как. 10 способов выйти из конфликта победителем

  1. Если вы хотите выйти из конфликта победителем, то не начинайте свою речь к оппоненту со словами «Я давно хотел сказать тебе…» Такое высказывание вызывает напряженность и взволнованность, что не совсем благоприятно для начала диалога.
  2. Чтобы достойно выйти из конфликта- исключите такие слова как «Всегда» и «Никогда» Эти слова обобщают ситуацию и отношения вообще. Ваша конфликтная ситуация — это конкретный случай, который вы и должны обсуждать с оппонентом. Прошлые промахи не вспоминаются, если вы хотите прийти к компромиссу и тем самым выйти из конфликта победителем.

3. Никогда не сравнивайте поведение своего оппонента с другими людьми. Такие фразы как: «Вот Вася бы так не поступил бы…» — унижают. Это правили справедливо и для того, чтобы достойно выйти из конфликта, и также по отношению к тому, чтобы в конфликты не попадать

4. Чтобы выйти из конфликта победителем не приписывайте своему собеседнику того, что он не говорил. Это важно, когда вы хотите выйти из конфликта победителем и достойно выглядеть в глазах оппонента. Контролируйте себя и свои слова, особенно когда вы разгневаны. Это очень непростая задача, но если стараться, то у вас будет получаться следить за собой. Как контролировать свои эмоции?

5. Не концентрируйтесь на личности соперника. Чтобы достойно выйти из конфликта лучше активизируйте свое внимание на проблемах, и вариантах ее решения. Если вашей целью действительно будет разрешение конфликтной ситуации, а не месть вашему оппоненту, или вымещение обид, и т. п. то, эмоции в сторону, и начинайте рационально мыслить для того, чтобы выйти из конфликта победителем. Мудрое поведение в конфликте

6. Не говорите только о своих проблемах и не высказывайте претензии. В первую очередь дайте возможность вашему партнеру высказаться, а вы его внимательно выслушайте. Тогда у вас будет больше информации, и вы сможете выстроить свои аргументы. Это грамотная стратегия, которая позволит вам выйти из конфликта победителем.

7. Не спешите делать выводы особенно за партнёра. Выдерживайте психологическую паузу, это может снять эмоциональное напряжение. И тем самым решить ситуацию быстро и конструктивно.

Что категорически запрещено делать при конфликте

Есть несколько запретов:

  • критиковать оппонента;
  • приписывать плохие намерения;
  • демонстрировать свое превосходство;
  • обвинять в случившемся исключительно собеседника;
  • игнорировать интересы и позицию визави;
  • принимать во внимание только собственное мнение;
  • намеренно приуменьшать заслуги оппонента;
  • провоцировать;
  • повышать тон, кричать;
  • давить на «больное место».

Не стоит мыслить стереотипами. У человека может быть другое мнение. Не пытайтесь втиснуть решение проблемы в общепринятые рамки.

Настойчивость или принуждение

Эта стратегия служит для того, чтобы принудить человека принять вашу точку зрения и таким образом вы сможете удовлетворить собственные интересы.

Данная стратегия целесообразна в том случае, если вам нужно немедленно отреагировать. Также если вы имеете полномочия и право принимать такое решение. И если результат конфликта для вас имеет огромное значение.

В этом случае человек добивается удовлетворения собственных интересов в ущерб интересам других людей. Он не согласен на поражение и не принимает мнение другого человека во внимание. Такая стратегия не приемлема в дружеских отношениях, семье или на работе.

Такая стратегия оправдана, если человек имеет власть или пытается навести порядок, берет все под свой контроль. Но она никогда не дает долгосрочных результатов, ведь тот, кто проиграл, может и вовсе отказаться от сотрудничества. Тактически, такой человек контролирует все действия противника, давит на него. Использует обман, хитрость, провокацию. В ход идут все средства ради победы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]