Межличностные отношения — виды, формы и примеры в обществознании


Понятие и определение

На уроках ученикам обычно кратко объясняют о взаимоотношениях между людьми. Лучше понять тему поможет конспект, который можно будет использовать для сочинения или сообщения. Межличностное взаимодействие формируется у человека с самого рождения и на протяжении всей жизни. Сначала дети учатся выстраивать отношения с обществом с помощью родителей, воспитателей и учителей. Через определённое время личность сформировывается, а последующее взаимодействие с окружающими зависит от его индивидуальных особенностей и умения общаться.

Некоторые считают, что любые взаимоотношения являются межличностными, однако многие отечественные (Г.М. Андреева, Боголюбов Л. Н.) и иностранные психологи (Дж. Морено, Э. Берн) думают иначе. Также существуют социальные связи, которые представляют собой взаимодействие ролей в социуме. Эти единицы не связаны с личностью. К примеру, в трудовом коллективе ролью считается директор, менеджер по персоналу, секретарь, оператор и т. д. Отношения между ними складываются в соответствии с должностными обязанностями, ролевым поведением и целями социальной группы.

Межличностные отношения возникают и формируются между людьми на основе различных чувств, которые рождаются у них по отношению друг к другу. Такое взаимодействие имеет несколько отличительных особенностей:

  1. Отношения формируются постепенно в процессе общения личностей.
  2. В основе взаимодействия лежат чувства, эмоции и оценивание партнёрами друг друга.
  3. Люди выступают в качестве неповторимых индивидуальностей, которые имеют собственные уникальные черты характера и эмоциональной сферы.
  4. Особенности каждой личности могут быть устойчивыми или меняться даже на противоположные.

Межличностное общение индивидуально. Не существует двух пар личностей, которые бы имели одинаковые взаимоотношения. Развитие межличностных отношений зависит от характера взаимодействия и эмоций людей.

Диагностика

Скорректировать свой стиль общения в нужном направлении для того, чтобы установить гармоничные отношения в семье или коллективе может каждый. Началом такой работы становится психологическое тестирование, которое помогает установить реальное отношение индивидуума к окружающим, его врожденные способности и наклонности. Тестов для определения личностного стиля общения существует много.

Самыми популярными из них являются:

  • Тест межличностных отношений американского психолога Тимоти Лири, создан в 1950 г., адаптирован для русскоязычной среды Людмилой Собчик. Предназначение теста – определение личностного представления о себе и преобладание типа общения. Тест состоит из 2 частей, содержит 128 высказываний о характере человека. Как видит себя он в идеале и в настоящем периоде. Тест может использоваться для личной оценки, так и для оценки человека «со стороны». Также возможно определение степени объективности самооценки.
  • Тест «Упорство-уступчивость» — один из серии тестов на межличностные отношения, созданных Гансом Айзенком и Гленом Вильсоном. Ответы на 210 вопросов предполагают варианты ответов «да» и «нет». С помощью теста определяется основные характеристики общения личности: агрессивность или гибкость, способность к манипулированию, стремление к руководству или подчинению.
  • «Диагностика коммуникативной агрессии» — методика, разработанная отечественным психологом Виктором Бойко. Тест позволяет определить степень агрессивности в отношениях, способность к переключению. «Индекс агрессии» строится на 11 параметрах.
  • «Диагностика типа коммуникативной установки» создана под руководством Виктора Бойко для определения наличия и величины проявления негативных установок в общении. Тест состоит из 25 вопросов, которые предполагают варианты ответов «да» и «нет».
  • Опросник межличностных отношений американского психолога Вильяма Шутца предназначен для определения коммуникативных особенностей личности.
  • Тест СМИЛ разработан по базовой методике Л. Собчик создает полный психологический портрет личности, в том числе стили его общения. Чтобы получить полную информацию о себе нужно потратить время, и ответить на 567 вопросов. Но существует и сокращенная версия, из 65 вопросов.

В наше время пройти множество тестов и получить результаты в течение нескольких минут можно в интернете в режиме онлайн бесплатно. Минус таких исследований в том, что самостоятельно человек, который не является специалистом в области психологии, не всегда может объективно оценить результаты теста. Для серьезных исследований лучше обратиться в консультационный центр к профессионалам.

В психологических центрах часто проводят диагностику стилей и других компонентов общения в деловой сфере. Такие услуги могут заказывать компании для оценки уровня сотрудников, так и отдельные личности. Стоимость услуг зависит от выбора специалиста, диапазона исследований. Примерная начальная стоимость одного тестирования с комментариями психолога составляет около 1500 руб.

Эмоциональная сторона

Многие психологи считают эмоциональную составляющую основой в межличностном взаимодействии. Даже при деловом характере взаимоотношений через какое-то время у людей формируются эмоции, которые они вызывают друг у друга. В таких отношениях важна эмпатия. Она означает осознанное сопереживание партнёру и желание поддержать или помочь ему.

От эмоциональной стороны межличностных отношений зависит продуктивность совместной деятельности и психологический климат в группе, который положительно влияет на взаимоотношения между людьми. В семье благоприятная атмосфера складывается на основе доверия, привязанности и взаимной заботы.

Люди, владеющие эмпатией, умеют радоваться чужим успехам. Они лучше предрасположены к формированию гармоничных отношений с другими, а окружающим приятно общаться с позитивно настроенными личностями. Взаимная неприязнь создаёт неблагоприятный психологический климат, который вызывает у людей тревогу и отбивает желание контактировать.

Роль чувств и эмоций в социальных взаимоотношениях

Все виды контактов между людьми очень тесно взаимосвязаны между собой, по этой причине их крайне сложно разграничивать. Также межличностные отношения базируются на человеческих чувствах и эмоциях. Для чувственного развития отношений характерны как позитивные, так и негативные эмоциональные проявления.

Когда мы встречаем в своей жизни любого нового человека, то сразу даем ему оценку – симпатичен ли он нам или же наоборот – крайне антипатичен. На основе этого начинает закладываться фундамент будущих контактов. Все виды межличностных отношений строятся по этому принципу.

Люди, которые владеют чувством эмпатии, умеют сопереживать и радоваться успехам других, более предрасположены к построению гармоничных взаимоотношений с окружающими. Такие личности располагают к общению, с ними приятно контактировать, хочется продолжать связь, а также отдавать взамен те положительные флюиды, которые исходят от гармоничных позитивно настроенных людей.

Уровни взаимоотношений

Межличностные связи отличаются разной глубиной и степенью вовлечённости личности в этот процесс. Эти нюансы позволяют выделить 3 уровня взаимоотношений:

  1. Перцептивный. На этом уровне происходит восприятие личностями друг друга. Они пытаются узнать и осознать индивидуальные черты, характеристики и другие особенности партнёра. Хотя отношения только зарождаются, иногда люди сразу испытывают симпатию или неприязнь с первой встречи.
  2. Взаимное притяжение или отталкивание. На втором уровне возникшее чувство симпатии заставляет людей пытаться узнать о партнёре больше. Они стараются найти новые особенности в другом человеке. Если же личности испытывают друг к другу неприятие, эта эмоция усиливается и перерастает в ненависть.
  3. Интерактивный. Люди, которые испытывают симпатию к партнёру, начинают активно общаться и искать общие интересы. Ненавидящие друг друга личности, не имеющие возможности избежать контакта, тоже взаимодействуют, но на основе конфликтов.

Эти уровни проходят любые межличностные взаимодействия. Когда отношения достигают максимальной степени эмоциональности, чувства начинают ослабевать. Они переходят в привязанность или привычку. А ненависть сменяется обычной неприязнью.

Определение

Стиль общения в психологии не имеет четкого однозначного определения. Представители различных психологических школ трактуют понятие по-своему.

Итак, стиль общения в трактовке теоретиков, это:

  • Постоянный способ построения взаимоотношений конкретного человека в различных сферах, который является индивидуальной чертой (Левин).
  • Форма, в которой происходит обмен актами общения (Е. Субботский).
  • Модель общения между людьми, которую предпочитает отдельный индивидуум (С.Братченко).

Современные психологические школы, обобщая опыт предыдущих и самых новейших исследований, определяют понятие стиля общения, как индивидуально постоянную форму коммуникативного поведения личности в зависимости от условий взаимодействия.

Классификация отношений

Межличностные связи классифицируют по разным признакам, например, по цели и характеру. В учебной литературе они представлены в таблицах, которые можно использовать для презентации к уроку.

По цели межличностные связи бывают первичными и вторичными. В первом случае люди общаются друг с другом на равных правах, не нуждаясь в чём-то. Вторичные отношения формируются при наличии какой-то необходимости, например, оказании помощи или услуги одной личности другой.

По характеру различают официальные и неформальные (неофициальные) связи. Первые отношения основываются на соблюдении строгих правил общения и отсутствии выбора партнёра. Обычно такое взаимодействие характерно для деловой среды. Для неформальных контактов не существует рамок. Для них характерны эмоции, личные предпочтения и возможность выбирать партнёра для взаимодействия.

Конфликты в межличностных отношениях

Среди того, что мешает межличностным отношениям, всегда отдельно располагаются конфликты. Считается, что это неизбежное столкновение различных мнений, суждений и действий, который свойственны разным индивидам. Конфликты могут возникать у каждого человека с разными партнерами, однако отличаться будет форма такого противоборства:

  1. При конструктивных конфликтах индивиды стараются решить возникшую проблему или вывести отношения на новый, более качественный уровень.
  2. При деструктивных конфликтах индивиды стараются проявить свою значимость или «продавить» собственную позицию. Такие взаимоотношения обречены на провал и деградацию.

Разновидности взаимодействий

Межличностные взаимоотношения также разделяют на несколько видов. Каждая разновидность имеет свои особенности.

Основные виды межличностных отношений:

  1. Знакомые. Эта разновидность взаимодействия считается самой обширной и включает множество людей из окружения. К такому виду связей относятся даже люди, которые знакомы человеку только визуально.
  2. Приятели. Такие связи базируются на взаимной привязанности, а также желании обеих сторон проводить время вместе и поддерживать взаимоотношения.
  3. Товарищи. Участников этих взаимоотношений объединяет общая деятельность. Личности, поддерживающие товарищеские связи, имеют общую цель, которую они желают достичь в группе.
  4. Друзья. Для формирования этих отношений необходимо много времени, усилий и определённых личностных качеств. Такие связи приносят человеку большую пользу в эмоциональном плане. Кроме того, друзья оказывают друг другу моральную поддержку и стараются помогать в разных делах.
  5. Любовные отношения. Гармоничные связи развиваются на благоприятном фоне и тоже требуют много усилий и времени. Любовь выступает мощной двигательной силой, которую могут постичь не все. Формирование любовных отношений зависит от индивидуальных особенностей личностей и возможности найти подходящего партнёра.

Построение любых межличностных связей зависит от самих людей. Если человек понимает свою ответственность за взаимодействие с другой личностью, это показывает значимость самих взаимоотношений.

Современные тенденции развития межличностных отношений

С развитием общества связь между людьми претерпевает определенные изменения. В современном глобализованном мире межперсональные связи характеризуются:

  1. Более глубокой персонификацией личности. Индивиды более полно осознают особенности своей личности и партнера.
  2. Ростом образованности и потребностей каждого из участников взаимодействия.
  3. Увеличение дистанции между поколениями и сокращение времени, проведенного индивидом в семье.
  4. Поверхностных речевых контактов и взаимодействий со СМИ становится все больше.
  5. Накопление информации занимает больше времени, чем ее обсуждение. Снижается эмоциональный фон общения.

Другие виды связей

Некоторые психологи делят межличностные взаимодействия на другие 4 группы. Одна из них представлена рациональными отношениями. Такие связи предполагают получение пользы или выгоды для всех участников этих взаимоотношений. Эмоциональные отношения основываются на личных предпочтениях и чувствах, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. К связям с благоприятным психологическим климатом относятся любовь и дружба. Антипатия и вражда представляют взаимоотношения с отрицательными эмоциями.

Межличностные связи могут быть паритетными. В этом случае общение участников одной группы базируется на равных правах. Такие отношения характеризуются полной свободой выбора. При субординационном взаимодействии преобладает чёткая иерархия. К примеру, это могут быть отношения между начальником и его подчинёнными.

Дружба, товарищество

Для каждого человека надежные друзья представляют большую ценность. На тему важности дружбы в человеческой жизни есть множество поговорок, пословиц, сказок. Приятелей, знакомых, товарищей может быть много, но друзьями становятся лишь избранные, единицы.

Дружбаэто бескорыстные межличностные отношения, основанные на симпатии, привязанности, общности взглядов на жизнь и целей. Настоящих друзей, от приятелей отличают следующие качества:

  1. Умение и желание прийти на выручку в трудную минуту;
  2. Способность хранить тайны (так устанавливаются доверительные отношения);
  3. Отсутствие зависти, чувство радости в случае внезапной удачи, счастья выпавшего на долю друга;
  4. Сопереживание, заинтересованность в жизни друга, его благополучии;
  5. Верность своему слову.

Чтобы обрести настоящего друга, нужно самому стараться обладать вышеперечисленными качествами, ведь друзей выбирают по общности интересов, характера, восприятия мира.

Товарищество это взаимная помощь, уважительное отношение и благожелательность между участниками отношений. Товарищи не так близко и доверительно общаются как друзья, но их отношения так же построены на симпатии, общности интересов. Чаще всего, товарищами становятся, занимаясь общей деятельностью: учебой, работой, продвижением к общей цели.

Пример. В 6-а учится 25 человек. У всего класса сложились хорошие отношения, нет конфликтов. Все одноклассники являются друг другу товарищами, но у каждого в классе есть только 1-2 настоящих друга.

Основы правильного общения

Неумение выстраивать отношения часто становится проблемой в межличностном взаимодействии. Если личность боится или не умеет налаживать контакты, развитие связей вряд ли будет успешным. Иногда складываются ситуации, когда человек не может подобрать необходимых слов или выражений для конструктивного диалога. Из-за этого в отношениях возникает недопонимание.

Быстрее научиться общаться с окружающими помогут следующие советы психологов:

  1. Необходимо уметь слушать собеседника и интересоваться тем, что он говорит.
  2. Человеку нужно следить за своей мимикой и чаще улыбаться.
  3. При общении партнёра чаще надо называть по имени, при произношении которого его обладатель испытывает положительные эмоции.
  4. Речь приятна на слух, если в ней нет слов-паразитов.
  5. Человеку надо следить за интонацией. Равнодушный тон отбивает желание продолжать общение.
  6. Личность, которая говорит чётко и красиво, приятно слушать. Когда человек ясно излагает свои мысли, они будут понятны собеседнику.
  7. Людям нужно регулярно пополнять свой словарный запас, чтобы правильно выстраивать свою речь и понимать чужую.
  8. Если индивид чувствует страх при контакте с окружающими, ему нужно проявить силу воли и поработать над своими коммуникативными навыками.

Любой человек появляется на свет и находится в обществе на протяжении всей жизни. Изолировать себя от всех невозможно, хотя личность может сократить виды межличностных связей и оставить лишь необходимые для неё типы отношений. Однако только удачное создание коммуникативного взаимодействия способствует гармоничному личностному росту.

Ошибки, которые приводят к разводу

Все люди совершают ошибки. Одни женятся и, хотя допускают промахи, продолжают жить вместе долго и счастливо. А некторые совершают такие ошибки, которые приводят к разрыву отношений.

Какие ошибки допускают женщины, которые рано или поздно приведут к распаду семьи?

  • Неоправданные ожидания. При выборе партнера останавливайте свой выбор на том человеке, который отвечает вашим амбициям. А если выбрали другого, то не имейте к нему никаких претензий и не пытайтесь его сделать таким, как хочется вам;
  • Дети на первом месте. Когда в семье появляются дети, многие женщины перестают уделять внимание мужу и занимаются только детьми. И это может поставить брак под удар. Брак – это отношения между женщиной и мужчиной, а дети – плод их любви. Если все свое внимание и заботу женщина переключает на детей, постепенно двое влюбленных превращаются в людей, просто живущих рядом;
  • Постоянные упреки и критика. Критику со стороны жены муж воспринимает как неуважение к себе. Тем более он болезненно воспринимает упреки, высказанные при посторонних людях. Нельзя сравнивать его с другими мужчинами. Будьте терпимы, не обижайте друг друга. Прежде, чем что-то сказать, подумайте, чтобы меньше ранить свою половинку;
  • Тотальный контроль. Жена совершает ошибку, контролируя своего мужа во всем. Она проверяет его телефон, страницы в соцсетях. Если он ушел к друзьям, через каждые 10 минут звонит и узнает, когда он придет домой. Постоянные попытки контролировать мужа могут в результате привести к разводу;
  • Замалчивание проблем. Хотя женщины более эмоциональнее мужчин, но не всегда они предпочитают высказывать вслух свои обиды. Со временем они накапливаются, и в результате женщина вываливает их на голову мужчины в самой уничижительной форме. Надо говорить о своих проблемах, ведь мужчина не знает, о чем вы думаете и не может читать ваши мысли;
  • Оспаривание главенства. Жена совершает ошибку, когда начинает выяснять, кто в доме главный. Возможно, она считает, что ничего плохого в этом нет. Но таким образом она подрывает авторитет мужа;
  • Решение финансовых вопросов. Когда пара вступает в отношения, она должна сразу обсудить подход к финансам: как заработанные деньги будут потрачены и сколько из них должно быть сохранено. Проблемы могут возникнуть из-за злоупотреблений и слишком больших трат одного из супругов. Чтобы избежать конфликтов на почве финансов, стоит заранее обговорить, сколько денег будет уходить на нужды семьи и сколько можно будет потратить на себя;
  • Уклонение от интимной близости. Мужчине важно чувствовать себя любимым. Если ему не хватает ласки жены, он будет искать ее на стороне. И, если там найдет то, что ему нужно, уйдет из семьи. Нельзя его наказывать отсутствием секса. Со временем это может стать причиной для развода;
  • Неверный выбор партнера. Некоторые женщины, делая свой выбор, сознательно выбирают мужчину, который им не подходит. Они наивно считают, что смогут его перевоспитать и сделать таким, какой им нужен. Этого не произойдет. Надо понимать, что главным условием брака должна быть взаимная любовь.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]