Межличностные отношения. Психология межличностных отношений

Все люди рождаются и живут в социуме. Соответственно, между членами этого социума должно возникать некое взаимодействие. Это взаимодействие осуществляется с помощью некоторых инструментов, таких как общение, тактильный контакт, половые отношения и т.д. Трудно представить, что бы делали люди, не имея возможности общаться, как происходил бы контакт, как они понимали бы друг друга. Для такого инструмента, как разговор между индивидами, введен даже специальный термин: межличностное общение. Так что такое межличностные отношения и процесс общения?

Поведение в социуме основывается на общении

Что такое межличностное общение

Межличностное общение – это контакт одной личности с другими, независимо от гендерного различия, качества воспитания, социального статуса и т.д. Это определение имеет множество производных. Для того чтобы общение между людьми исключало споры, конфликты, скандалы, непонимания, ввели специальные правила.

В последнее время многие интересуются тонкостями межличностных взаимоотношений, для того чтобы использовать эти знания при взаимодействии с людьми во время бизнес-переговоров, политических обсуждений, экономических решений вопросов и др. Данное понятие изучается достаточно длительное время. Может, в жизни и невозможно с каждым человеком общаться по определенным правилам, так как характер у каждого разный, но придерживаться культуры общения рекомендуется.

Типы отношений в обществе: социальные и межличностные

В многочисленных статьях на сайтах интернета под межличностными отношениями, как правило, понимаются любые отношения между людьми, в том числе профессиональные. Однако признанные специалисты в области социальной психологии, как отечественные (Г. М. Андреева, В. Н. Дружинин, Н. Н. Обозов, Е. В. Андриенко и др.), так и зарубежные (Т. Шибутани, Дж. Морено, Э. Берн и др.) придерживаются иной позиции. Мне она кажется более правильной. Суть этой точки зрения в следующем.

Все разнообразие человеческих отношений можно разделить на две большие группы: социальные и межличностные, и они принципиально отличаются друг от друга.

Социальные отношения

Они носят ролевой характер и складываются между социальными ролями, а не между конкретными личностями, наделенными индивидуальными характеристиками и особенностями эмоциональной сферы. Роль – это функциональная единица общества, и она безличностна. То есть совокупность поведенческих паттернов роли никак не связана с конкретной личностью. Роль человек примеряет на себя, как костюм. Например, в трудовом коллективе могут быть такие роли: директор, замдиректора, менеджер по продажам, секретарь, системный администратор и т. д. И отношения между ними определяются должностными обязанностями и стереотипами ролевого поведения.

В семье тоже есть свои роли: мать отец, муж, жена, дочь, сын, брат и т. д. У каждой роли свой социально заданный шаблон поведения, свои функции, права и обязанности. Они связаны с целями и задачами социальной группы, а не с личными качествами отдельных ее членов.

Поэтому социальные отношения тоже не связаны с личностями как уникальными и неповторимыми индивидами, ведь содержание социальной роли не меняется в зависимости от того, кто эту роль играет. Разве что яркая индивидуальность окрашивает роль, но не меняет ее.

Межличностные отношения

Иное дело межличностные отношения, которые складываются между личностями, поэтому отличаются рядом особенностей:

  • В основе их чувства и эмоциональные оценки партнерами друг друга.
  • Личности в них выступают как неповторимые индивидуальности со своими уникальными особенностями характера и эмоциональной сферы.
  • Межличностные отношения формируются постепенно в процессе взаимодействия людей.
  • Они динамичны и могут меняться с течением времени даже на совершенно противоположные.

Человек может выступать одновременно субъектом и ролевых, и межличностных отношений, причем с одними и теми же партнерами. Это делает систему социальных взаимодействий необычайно сложной и интересной.

Психология межличностного общения

В психологии рассматривают 3 вида межличностного общения:

  1. Императивный;
  2. Манипулятивный;
  3. Диалогический.

Невербальное общение — что это такое в психологии

Императивный вариант общения называют еще диктаторским. При этом варианте одна из личностей оказывает психологическое давление на другого человека с целью достижения определенной цели. В процессе императивного общения возможны вариант полного подчинения себе воли оппонента, контроль над его действиями, словами, порой даже мыслями. Диктатор принуждает собеседника к выполнению конкретных действий. Собеседников при императивном варианте общения называют «активом» и «пассивом», где первый – это авторитарная личность, второй – страдательная сторона.

Манипулятивное общение – самое распространенное взаимодействие между индивидами. Оно предполагает воздействие на человека для того, чтобы достичь свои скрытые намерения. По смыслу императивное и манипулятивное общение очень похожи. И в первом случае, и во втором на одну сторону оказывается психологическое давление для достижения каких-либо целей. Отличает их то, что при императивном варианте цели четко озвучиваются, и страдательная сторона понимает, что ее используют, более того, она сама готова к этому. В манипулятивном варианте цели не озвучиваются, все намерения скрыты, пассивная сторона считает, что приняла решение сама, а не под воздействием общения с другим человеком.

Обратите внимание! Чаще всего манипулятивное общение разрушает выстроенные годами доверительные связи. Поэтому рекомендуется как следует подумать прежде, чем использовать определенные качества близкого человека для своих манипуляций.

Манипулятивное общение

В основе диалогического контакта лежит равноправие сторон.

Основы межличностных отношений

С социальными отношениями все понятно. Есть примерный сценарий, есть установленные роли – спектакль начат. Они похожи на действующий в унисон, сплоченный организм – вроде «муравейника». В отличие от них, межличностные отношения – непредсказуемы. Даже формировавшуюся годами, идеально сплоченную ячейку может разрушить чье-то плохое настроение или любая другая мелочь. Никогда не знаешь, чего ожидать на следующий день.

А самое потрясающее то, что межличностные отношения – уникальны. Одна пара людей может быть слегка похожа на другую: они могут ходить в одни и те же места, пить одно и то же вино, любить одинаковые фильмы. Но они всегда отличаются – и не могут стать отражениями друг друга.

Именно поэтому, когда две поссорившиеся пары придут к психологу, им выпишут разные рецепты и дадут разные советы. Просто потому, что не существует универсальной инструкции выстраивания отношений: каждый случай должен быть рассмотрен индивидуально.

В основе межличностных отношений лежат два момента: характер взаимодействия и эмоций.

Процесс межличностного общения с примерами

Примеры межличностного общения можно взять в любой сфере жизни. Например, императивный вариант часто встречается в рабочих коллективах, в отношениях директор – наемный служащий. В тот момент, когда директор дает наемному служащему на выполнение некое задание, происходит яркий пример императивных отношений. В этом случае цели четко озвучиваются лидером и без возражений принимаются пассивной стороной.

Вербальное общение — что это в психологии

Еще один пример императивных отношений выделяется на предприятиях, связанных с военной деятельностью, в армии, на полигонах. Как и в прошлом случае, активная сторона четко и ясно отдает приказы, пассивная – их обязана выполнить. Пассивная сторона не имеет права высказывать претензии.

К манипулятивным примерам отношений можно отнести взаимодействие партнеров в бизнесе или любой деловой сфере. Особенно хорошо видна манипуляция в пропаганде, к примеру, выборы президента в стране. Любая партия проводит агитацию, т.е. есть она пытается воздействовать на общество посредством манипулятивного общения, дабы социум отдал свои голоса за лидера именно этой партии.

Важно! Манипулятивное общение может применяться в любой сфере жизни. Оно не всегда приносит комфорт каждой из сторон. Особенно неприятны манипуляции в романтических или семейных отношениях, так как основная задача одного из личностей такого общения заключается в использовании другого в качестве исполнителя определенных действий. Многие психологи утверждают, что манипуляторы незнакомы с таким чувством, как эмпатия, что они циничны, лживы и довольно примитивны.

Диалогическое общение также весьма популярно в наше время. Его часто можно встретить в различных школах саморазвития, на психологических тренингах и т.д. Такой форме общения следует учиться. Не всегда начальная стадия общения остается в такой же форме на конечной стадии. Диалогическое общение предполагает уважительное отношение к партнеру, его знаниям, развитию и мыслям.

Диалогическое общение

Межличностное общение в молодежной среде

Часто общение среди подростков заканчивается конфликтными ситуациями. Это происходит потому, что у молодежи социализация развита не настолько хорошо, насколько она развита у взрослых, самостоятельных людей. У подростков возникают как формальные конфликты, так и неформальные.

Формальное конфликтное общение – это общение в школе, с преподавателями. Неформальные конфликты возникают в семье или между индивидами, связанными дружескими отношениями. На первоначальных этапах решать такие конфликты могут сами подростки, но в более сложных ситуациях не могут помочь даже родители. Это может значить, что нужна помощь психолога. Такие конфликты проходят в процессе взросления, так как именно в пубертатный период возникает гормональный дисбаланс, который провоцирует неустойчивые поведенческие реакции. После окончания процесса формирования личности проблемы исчезают.

Основные постулаты теории В. Шутца

Основные положения теории были сформулированы в виде четырех постулатов.

I. Постулат межличностных потребностей

Каждый индивид имеет три межличностные потребности: включение, контроль и аффект. Включение, контроль и аффект позволяют предсказать и объяснить межличностное поведение индивида.

II. Постулат непрерывности отношений

Наблюдаемое межличностное поведение взрослого индивида — это поведение, подобное тому, с которым он встречался в своих взаимоотношениях в детстве, прежде всего, со своими родителями. Оно возникает на основе следующих принципов:

Принцип постоянства: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно той, которая имела место в детстве в его отношениях «родитель—ребенок», то его взрослое поведение будет соответствовать поведению в детстве по отношению к родителям и другим авторитетам.

Принцип идентификации: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно позиции своего родителя в его детских взаимоотношениях с ним его взрослое поведение будет соответствовать поведению родителя (или других авторитетов) по отношению к нему.

III. Постулат совместимости

Если совместимость группы А больше, чем совместимость группы В, то группа А ближе чем группа В к уровню своего оптимального функционирования.

IV. Постулат развития группы

Формирование и развитие межличностных отношений двух или более индивидов протекает в определенном порядке:

Принцип групповой интеграции — от момента, когда группа вступает в жизнь, вплоть до начала распада, преобладающей областью взаимодействия первоначально является включение, затем следует контроль и в конце концов — аффект. Этот цикл может повторяться.

Принцип распада группы — на последних этапах перед предполагаемым распадом группы преобладающие области межличностного поведения сменяют друг друга в обратном порядке: аффект, контроль, включение.

Формы межличностного общения

Зачем человеку общение — что это дает и почему людям это важно

Кроме видов межличностных отношений, существуют еще и формы. Есть позитивные формы, к которым относятся:

  • Любовь;
  • Дружба;
  • Близость;
  • Приятельское общение;
  • Влечение;
  • Альтруизм.

Альтруизм как форма межличностного общения

Нейтральные формы:

  • Безразличие;
  • Аутизм;
  • Эгоизм;
  • Конформизм.

Негативные формы:

  • Негативизм;
  • Неприязнь;
  • Агрессия;
  • Ненависть.

Вопрос 2. Формирование и развитие личности

С МЫСЛЬЮ О ТОМ, ЧТО ЛИЧНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕК НЕ РОЖДАЕТСЯ, А СТАНОВИТСЯ, СОГЛАСНЫ СЕЙЧАС БОЛЬШИНСТВО ПСИХОЛОГОВ. ОДНАКО, ИХ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ТО, КАКИМ ЗАКОНАМ ПОДЧИНЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, ЗНАЧИТЕЛЬНО РАСХОДЯТСЯ. ЭТИ

РАСХОЖДЕНИЯ КАСАЮТСЯ
:

  • ПОНИМАНИЯ ДВИЖУЩИХ СИЛ РАЗВИТИЯ,
  • ЗНАЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА И РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ,
  • ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ,
  • НАЛИЧИЯ, СПЕЦИФИКИ И РОЛИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ КРИЗИСОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ,
  • ВОЗМОЖНОСТЕЙ УСКОРЕНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ И ДРУГИХ ВОПРОСОВ.

С КАЖДЫМ ТИПОМ ТЕОРИЙ СВЯЗАНО СВОЕ ОСОБЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ УСИЛИВАЕТСЯ ТЕНДЕНЦИЯ К ИНТЕГРИРОВАННОМУ, ЦЕЛОСТНОМУ РАССМОТРЕНИЮ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ РАЗНЫХ ТЕОРИЙ И ПОДХОДОВ. ОДНОЙ ИЗ ТАКИХ КОНЦЕПЦИЙ СТАЛА ТЕОРИЯ АМЕРИКАНСКОГО ПСИХОЛОГА Э. ЭРИКСОНА, НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ ВКЛАД КОТОРОГО В ТЕОРИЮ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВЫДЕЛЕНИИ
8 ЖИЗНЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ, НЕИЗБЕЖНО НАСТУПАЮЩИХ У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА :

  1. КРИЗИС ДОВЕРИЯ — НЕДОВЕРИЯ (В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ),
  2. АВТОНОМИЯ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ СОМНЕНИЯМ И СТЫДУ ( В ВОЗРАСТЕ 2 — 3 ЛЕТ),
  3. ПОЯВЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ В ПРОТИВОВЕС ЧУВСТВУ ВИНЫ (ПРИМЕРНО ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ),
  4. ТРУДОЛЮБИЕ В ПРОТИВОВЕС КОМПЛЕКСУ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ (В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 12 ЛЕТ),
  5. ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СЕРОСТИ И КОНФОРМИЗМУ (ОТ12 ДО 18 ЛЕТ),
  6. ИНТИМНОСТЬ И ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ В ПРОТИВОВЕС ЛИЧНОСТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ (ОКОЛО 20 ЛЕТ),
  7. ЗАБОТА О ВОСПИТАНИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ «ПОГРУЖЕНИЮ В СЕБЯ» (МЕЖДУ 30 И 60 ГОДАМИ),
  8. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОЖИТОЙ ЖИЗНЬЮ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ОТЧАЯНИЮ (СТАРШЕ 60 ЛЕТ).

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ ЭРИКСОНА ПОНИМАЕТСЯ КАК СМЕНА ЭТАПОВ, НА КАЖДОМ ИЗ КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ КАЧЕСТВЕННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА И РАДИКАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЕГО ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОГО ОН КАК ЛИЧНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕТ НЕЧТО НОВОЕ, ХАРАКТЕРНОЕ ИМЕННО ДЛЯ ДАННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ И СОХРАНЯЮЩЕЕСЯ У НЕГО В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ.

2 стр., 618 слов

Факторы речевого развития человека

Татарис Е.В. Большинство исследователей речи уделяют основное внимание ее фактической стороне: произносительной, лексической, грамматической и связной речи. Это, безусловно, важно. Но еще больший интерес представляет изучение факторов процесса развития речи, тех движущих сил, которые не всегда заметны, но играют в нем ведущую роль [3]. Для нормального становления речевой деятельности необходимо …

САМИ ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПО ЭРИКСОНУ, ВОЗНИКАЮТ НЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ. ИХ ПОЯВЛЕНИЕ НА ОПРЕДЕЛЕННО СТАДИИ ПОДГОТОВЛЕНО ВСЕМ ПРОЦЕССОМ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. НОВОЕ В НЕЙ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ И УТВЕРДИТЬСЯ, ЛИШЬ КОГДА В ПРОШЛОМ УЖЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ЭРИКСОНУ :

  1. РАННЕЕ МЛАДЕНЧЕСТВО (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА).
    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПОЧТИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОБЩЕНИЕМ С НИМ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ МАТЕРИ. НА ЭТОЙ СТАДИИ УЖЕ МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ ПРЕДПОСЫЛКИ К ПОЯВЛЕНИЮ В БУДУЩЕМ СТРЕМЛЕНИЯ К ЛЮДЯМ ИЛИ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ НИХ.
  2. ПОЗДНЕЕ МЛАДЕНЧЕСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ).
    ОПРЕДЕЛЯЕТ ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ТАКИХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. ИХ ФОРМИРОВАНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ХАРАКТЕРА ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ.
  3. РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОКОЛО 3 — 5 ЛЕТ).
    ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ.
  4. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 5 ДО 11 ЛЕТ).
    ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И ТРУДОЛЮБИЯ.
  5. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ, ПОДРОСТНИЧЕСТВО И ЮНОСТЬ (ОТ 11 ДО 20 ЛЕТ).
    УЧЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, АКТИВНЫЙ ПОИСК СЕБЯ
  6. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (ОТ 20 ДО 45 ЛЕТ).
    СТРЕМЛЕНИЕ К КОНТАКТАМ С ЛЮДЬМИ. РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ЛЮБОВЬ И РАБОТА.
  7. СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (ОТ 40-45 ДО 60 ЛЕТ).
    ТВОРЧЕСТВО. ЗРЕЛАЯ ПОЛНОЦЕННАЯ И РАЗНООБРАЗНАЯ ЖИЗНЬ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  8. ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (СВЫШЕ 60 ЛЕТ).
    ПОЛНОТА ЖИЗНИ, ОЦЕНКА ПРОЖИТОЙ ЖИЗНИ, ЕЕ ПОЛЕЗНОСТИ.

Культура межличностного общения

Культурный межличностный контакт предполагает, что оба оппонента будут чувствовать себя эмоционально, интеллектуально, психически и физически комфортно от взаимодействия друг с другом. В обществе существуют нормы межличностного общения, овладение которыми позволит вывести взаимодействие на ступень культурного. Так как общение затрагивает любые сферы жизни, важно понимать, где будет уместен серьезный разговор, а где – непринужденная болтовня. Любая из этих бесед имеет свои характеристики и требования. Для того чтобы овладеть культурой межличностных отношений, их необходимо правильно развивать.

Лекция 12. Межличностное поведение

1. Природа и типология конфликтов.

2. Последствия конфликтов и стратегии их разрешения.

3. Ассертивное поведение и трансакционный анализ.

1. Природа и типология конфликтов.Организациям, по определению, необходимы сотрудники, обладающие навыками взаимодействий и общения друг с другом. В идеале такого рода межличностные взаимоотношения предполагают продуктивность, сотрудничество и удовлетворение участвующих в них лиц. В реальной же организации идеал чаще всего таки остается «светлым образом». Формами взаимодействия человека в группе являются: кооперация, подчинение,слияние,конфликт. Практически все возникающие в процессе труда взаимоотношения рано или поздно приводят к конфликтам. Но их характер (конструктивный или деструктивный) зависит прежде всего от установок и навыков сторон (а также от имеющегося в их распоряжении времени и других ресурсов). Рассмотрим теоретические концепции возникновения и выхода из конфликтов.

Как считает Р. Таджиури, конфликты — неотъемлемая часть общественной жизни. Современный взгляд на конфликт в организации состоит в том, что считается жизненно важным для организации, является неотъемлемой частью процесса изменений, конфликты возникают в процессе взаимодействия и общения индивидов между собой. Под конфликтом мы понимаем любую ситуацию, в которой его субъекты (два или более) воспринимают позиции контрагентов как противоположные. Конфликт — это межличностный процесс, в основе которого — расхождения участвующих в нем сторон по поводу целей или методов их достижения. Взаимодействие, основанное на противоречиях – это конфликты. Основанное на реальных или мнимых противоречиях взаимодействие преследующих несовместимые, взаимоисключающие цели сторон, действия которых непосредственно направлены друг против друга и исключают взаимную выгоду называется конфликтом. Конфликт происходит в тех случаях, когда стороны испытывают разногласия по принципиальным вопросам или когда эмоциональный антагонизм порождпет между ними трения. В споре стороны отстаивают не только различные цели, но и специфические методы их достижения (прецедент более сложного конфликта). Конфликты различных интересов неизбежны, но в некоторых организациях они разрастаются до «вселенских» масштабов.

Объектом конфликта является установки и мотивы людей в ходе их взаимодействия. Основные причины конфликта — это ограниченные ресурсы, распределение ресурсов, взаимозависимость задач, различия в целях, различия в ценностях, различия в манере поведения, неудовлетворительные коммуникации.

Очевидно, что понимание природы конфликтов и обладание навыками их разрешения — неотъемлемая составляющая управленческого искусства.

Межличностное поведение играет весьма важную роль в деятельности менеджеров. В качестве одной из основных причин провалов имевших хорошую репутацию управленцев обычно называется напряженность в отношениях с другими людьми.

Типы конфликтов:

1. Существующий конфликт – это фундаментальное разногласие в отношении поставленных целей или задач, а также средств их достижения.

2. Эмоциональный конфликт подразумевает межличностные проблемы, происходящие из чувств гнева, недоверия, неприязни, страха, негодования и т.п.

Уровни конфликта.

1. Внутриличностный конфликт – происходит внутри индивида вследствие реального или воспринимаегог давления со стороны несовместимых целей или ожиданий.

2. Межличностный конфликт – происходит между двемя и более индивидами, находящимися в оппозиции друг к другу. Межличностные конфликты представляют собой серьезную проблему, ибо оказывают значительное влияние на человеческие эмоции (прежде всего в тех случаях, когда индивид защищает свой имидж и самооценку от дискредитации). Непосредственная угроза самооценке человека чревата серьезными столкновениями и осложнением взаимоотношений с другими людьми. Нередко причиной ссор становится несовместимость темпераментов участвующих в конфликте сторон, неэффективные коммуникации или различия в восприятии или оценках событий.

Причины возникновения межличностных конфликтов различны:

• Организационные изменения.

• Личностные расхождения.

— Различные системы ценностей.

• Угроза статусу.

• Контрастирующие восприятия. Различный жизненный опыт и ожидания определяют наше индивидуальное восприятие бытия. Поскольку для каждого из нас восприятие почти тождественно реальности, человек часто просто не допускает мысли о возможности иных воззрений. даже в тех случаях, когда индивиды стремятся разобраться в аргументах оппонентов, рассмотреть проблему с отстаиваемых ими позиций, угроза возникновения конфликта сохраняется.

• Недостаток доверия. Продолжительные взаимоотношения индивидов и групп предполагают, что межцу ними существует определенная степень доверия — способности определять свои действия, полагаясь на высказывания и поступки другой стороны.

3. Межгрупповой конфликт- возникает между различными группами в организации. Острые конфликты нередко возникают между подразделениями или отделами организации, когда каждая из сторон стремится одержать верх в «стычке», добиться расширения зоны своего влияния и власти и улучшить собственный имидж. Причины такого рода столкновений — различные подходы к проблемам, преданность группе и борьба за ресурсы. На конкурентном рынке каждая организация ограничена в доступе необходимых для ее деятельности ресурсов и направлениях их использования, а значит, функционирующие в ней группы испытывают недостаток средств. Зерна межгрупповых конфликтов прорастают везде, где ограничены ресурсы.

4. Межорганизационный конфликт – возникает между организациями.

Выделяют также ролевой конфликт. Основная причина большинства ролевых конфликтов сотрудников организаций — противоречащий их воззрениям прямой приказ непосредственного начальника или одного из руководителей компании. Значительно реже внутриличностный ролевой конфликт возникает вследствие противоречий исполняемых индивидом ролей, когда, к примеру, менеджер исполняет обязанности руководителя команды, который обязан добиваться привлечения дополнительных ресурсов, и в то же время является ответственным за сокращение операционных расходов должностным лицом.

Некоторые конфликты носят конструктивный характер. Данное утверждение справедливо и для межгрупповых взаимодействий, когда открытая форма конфликта и поиск взаимоприемлемого решения способствуют устранению проблемы. До тех пор пока стороны не сформулировали проблему, ее невозможно ни осознать, ни проанализировать. В то же время межгрупповой конфликт мотивирует противостоящие группы к его разрешению и достижению нового состояния равновесия. Приверженцы подобных воззрений настаивают на необходимости периодических искусственно раздуваемых конфликтов. С другой стороны, в определенных ситуациях требуется погасить неожиданно разгоревшийся конфликт, чтобы не допустить разрушительных для организации последствий. Задача менеджмента заключается в управлении конфликтами.

Выделяют следующие стадии конфликта: зарождение, формирование, расцвет, угасание или преобразование.

2. Последствия конфликтов и стратегии их разрешения.

Позитивные результаты конфликтов состоят в том, что они побуждают участников к анализу различных путей движения к цели и выбору наикратчайшего, к проявлению конструктивных подходов и апробации новых идей, идентификации и устранению проблем. И более того, разрешение конфликта предполагает повышенное доверие к полученным результатам у непосредственных участников их достижения. Негативные эффекты конфликтов связаны с их длительностью, повышенной интенсивностью, нарушением кооперации и групповой работы на межличностном уровне. На индивидуальном уровне может возникнуть ощущение личного поражения, снижается самооценка, возрастает уровень индивидуального стресса, что обусловливает снижение мотивации некоторых работников. Менеджмент должен осознавать возможность межличностных и внутригрупповых конфликтов, предвидеть их результаты и предлагать стратегии для их решения.

Источники возникновения, направления и скорость развития конфликтов многообразны. Противоречия могут длительное время находиться под «пеплом». А иногда конфликт подобен внезапному извержению вулкана. Менеджер обязан четко осознавать, когда ему необходимо стимулировать конфликт, а когда приходит время положить ему конец.

Рассмотренные нами источники противоречий предопределяют конструктивный или деструктивный характер конфликта. В том случае, когда противоречия воспринимаются как деструктивные, менеджер применяет стратегию направленную на предотвращение разрастания конфликта, минимизацию его негативных последствий или локализацию. Затем стороны оценивают результаты конфликта (выигрыш или проигрыш).

РЕЗУЛЬТАТЫ КОНФЛИКТА. В зависимости от подходов, которых придерживаются вовлеченные в конфликт стороны, принято выделять четыре основных его результата. Первый – «проигрыш—проигрыш», отражает ситуацию, когда развитие конфликта приводит к ухудшению, в сравнении с первоначальным, положения участвующих в нем сторон. Второй — один индивид терпит поражение, а другой — одерживает победу. В третьем случае «выигрыш—проигрыш» имеет место обратная ситуация — поражение второго и победа первого. Четвертый — результат конфликта «выигрыш—выигрыш», когда обе его стороны обнаруживают, что они находятся в лучшем положении, чем были до начала столкновений. Данный результат является наиболее предпочтительным для менеджмента организации; на его достижение необходимо ориентироваться в текущих отношениях с поставщиками, покупателями и работниками.

Функциональнй конфликт ведет к положительным последствиям для группы. Дисфункциональный конфликт ведет к потерям на уровне индивида, группы или организации.

СТРЕМЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ. Результаты конфликта определяются стремлениями и стратегиями его субъектов.

СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА. Разрешение конфликта происходит тогда, когда устранены причины конфликта. Стратегии разрешения конфликта во многом определяются стремлениями его сторон. Выбор и реализация стратегии оказывает существенное влияние на результаты конфликта. Простейшие стратегии предполагают акцент на контрастирующих подходах (либо кооперация, либо противоборство), но принятая типология предполагает наличие по крайней мере четырех различных вариантов действий (и одной комбинированной, или компромиссной стратегии), каждый из которых имеет предсказуемый исход.

Известны три основные стратегии управления конфликтами: нормативная, идеалистическая, реалистическая.

Методы управления конфликтами бывают структурные и персональные.

Общие принципы управления конфликтами: институализация конфликта, легитимизация процедуры управления конфликта, структурирование конфликтующих групп, редукция.

Выделяют следующие основные стили конфликтного поведения: силовой, уклонение от конфликта, приспособление, компромисс, мирное сосуществование, формирование индифферентности.

Уклонение — физический или ментальный уход от конфликта определяемый тем, что каждая из сторон мало заинтересована в его результатах; данная ситуация нередко завершается взаимным проигрышем.

Пииспособление — попытка изменить свои требования в соответствии с интересами другой стороны, обычно в ущерб себе, что детерминирует результат проигрыш—выигрыш.

Силовой подход — ставка на агрессивное давление без учета интересов оппонента. Наиболее вероятен результат выигрыш—проигрыш.

Компромисс — поиск золотой середины или желание отказаться от ряда требований в обмен на определенные уступки другой стороны. Результаты неоч видны.

Формирование индифферентности – равнодушности.

Конфронтация — анализ основных причин конфликта, совместный поиск взаимоприемлемого решения. Известна также как решение проблемы. Результаты — выигрыш—выигрыш.

Найти действительно устраивающщее все стороны решение позволяет только стратегия конфронтации, предполагающая обращение к основным различиям в позициях сторон и устранение их в процессе созидательного решения проблемы.

Руководство по использованию конфронтационной стратегии

разрешения конфликтов:

1. Достижение согласия об общей для сторон цели — разрешении конфликта.

2. Принятие субъектами конфликта обязательств о проявлении гибкости в процессе поиска решения.

З. Совместный анализ участниками конфликта своих сильных и слабых сторон.

4. Признание необходимости взаимного сохранения лица.

5. Исключение возможностей сокрытия значимой информации.

б. Контроль за эмоциями, избегание беспредметных дискуссий и ответов — да, но.

7. Попытайтесь встать на позиции противной стороны, вникните в ее потребности.

8. Не стесняйтесь задавать вопросы в случаях, когда вам необходима дополйительная информация, постарайтесь быть понятым оппонентом.

9. Убедитесь в том, что все стороны заинтересованы в достижении конкретных

результатов.

10.По разрешении конфликта поддерживайте взаимоотношения с его участниками.

Существуют другие стили конфликтного поведения.:

1. Избегание – попытка притвориться, что конфликта на самом деле нет.

2. Аккомодация или приспособление подразумевает преуменьшение различий и нахождение вопросов, по которым существует согласие.

3. Компромисс подразумеват, что каждая из сторон жертвует чем-то в пользу другой.

4. Конкуренция – это попытка добиться победы силой, превосходством в умении или за счет домирования.

5. Авторитарное управление означает использование формальной власти для прекращения конфликта.

6. Сотрудничество подразумевает признание того факта, что дела обстоят не так, как надо, и необходимо уделить внимание решению проблемы.

7. Решение проблемы подразумевает использование информации для прекращения споров.

Насколько значительны отличия в подходах к конфликтам различных социальных групп или культур? Исследователи конфликтов отмечают, что;

РАЗНООБРАЗИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ. Мужчины являются приверженцами силового подхода, в то время как женщины предпочитают иные стратегии, менеджеры (а большинство из них мужчины) выбирают силовой подход, тогда как их подчиненные — уход, смягчение или компромиссы; американские менеджеры относятся к оппонентам как к конкурентам, японские — отдают предпочтение кооперации.

Кроме того, выделяют следующие тенденции в поведении участников конфликтов. Каждая сторона стремится копировать стиль оппонентов (например, на силу отвечают силой, на приглашение к компромиссу следует согласие). Поведенческие стили выбираются в зависимости от сорта «яблок раздора» (например, оценка результатов деятельности предполагает конфронтацию, а расхождения, вызванные привычками и манерами индивидов — компромиссы). Очевидно, что стратегия разрешения конфликта в значительной мере определяется ситуационными факторами (групповые характеристики, такие как пол). Очевидно, что использовавшие ее стороны оценят недавний конфликт как продуктивный, ибо достигнутое решение выгодно всем участникам. Кроме того, субъекты конфликта воспринимают процесс поиска решения как взаимоподцерживающий, способ твующий сближению позиций сторон. Проведенные исследования свидетельствуют, что участники конфликтов оценивают конфронтационный подход как наиболее приемлемый, позволяющий сторонам не только сохранить лицо, но открыть новые положительные черты оппонентов.

3. Ассертивное поведение и трансакционный анализ. Конфронтационная стратегия разрешения конфликтов требует специфических личных качеств участвующих в них субъектов. Столкнувшись с необходимостью ведения переговоров, кто-то ощущает превосходство другой стороны, некую зависимость, недостаток необходимых навыков, что приводит к попытке подавления чувств менеджера (как часть стратегии уходов) или вспышке немотивированного с точки зрения окружающих, гнева. Ни одна из этих реакций не является продуктивной.

Конструктивной альтернативой является ассертивное поведение. Ассертивность — это процесс выражения чувств, предложений о легитимных изменениях и установлении обратной связи. Ассертивный индивид не испытывает неловкости, когда он советует другому человеку отказаться от наступательного стиля ведения переговоров, и не чувствует неудобства, отказывая кому-то в безосновательной просьбе. Обучение ассертивному поведению предполагает ознакомление и освоение эффективных образцов поведения в вызывающих тревогу индивида ситуациях.

Ассертивные индивиды отличаются прямотой, честностью и экспрессивностью, уверены в себе, имеют высокую самооценку и стремятся завоевать уважение других людей. По контрасту агрессивный индивид способен унизить оппонента, а неассертивный вызывает у окружающих жалость. И тот и другой образцы поведения уступают в эффективности движения к цели ассертивному.

Ассертивное поведение включает в себя пять стадий. Реализуя стратегию конфронтации, ассертивныйиндивидстремится объективно описать причины конфликта, адекватно выразить свои эмоции, уделяя особое значение позиции другой стороны. Затем он предлагает возможные варианты разрешения проблемы, указывая как позитивные, так и негативные их последствия. Стадии ассертивного поведения.

Стадия

Пример

1. Описание поведения. В том случае, если вы поступите…

2.Выражение ваших чувств. Я чувствую…

3.Сопереживание. Я понимаю, почему Вы..

4. Предложение альтернативного решения. Я посоветовал бы рассмотреть другой вариант…

5. Информация о последствиях. Если вы сделаете (не сделаете) именно так, Целесообразность использования остальных шагов зависит от важности проблемы и взаимоотношений участников конфликта.

Ассертивное поведение наиболее эффективно в тех случаях, когда осуществляются как устные, так и письменные коммуникации. Личный контакт с глазу на глаз означает искренность и веру в себя участвующих в нем индивидов (во многих культурах). Большое значение имеют жесты и мимика, голос и его модуляции. Возможно, наиболее убедительной выглядит спонтанная и экспрессивная реакция.

ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. Вне зависимости от форм (ассертивные или неассертивные) взаимодействий людей мы имеем дело с социальными трансакциями, когда один индивид отвечает другому. Изучение такого рода социальных обменов индивидов — предмет разработанного в 1950 гг. психотерапевтом Эриком Берном трансакционного анализа (ТА). Задача ТА заключается в исследовании человеческих отношений и предложении действий, способствующих их укреплению.

Согласно Э. Берну, при взаимодействии двух индивидов каждая из сторон занимает одну из психологических позиций, определяемых как эго-состояния. Принято выделять три эго-состояния индивида — Родитель, Взрослый и Ребенок.

Эго-состояние Родитель предполагает, что индивид контролирует ситуацию, выступает как защитник, патрон, воспитатель, критик, проводник определенной политики и приверженец стандартов, подбадривающий собеседника: «Ты знаешь правила, Алекс. Остается только следовать им».

Эго-состояние Взрослый проявляется в рациональном расчетливом, не допускающем лишних эмоций поведении. Индивид стремится внести улучшения, обрабатывает полученные данные, оценивает перспективные возможности, принимает участие в обсуждении проблем.

Эго-состояние Ребенок характеризуется спонтанностью, зависимостью, креативностью или вспьильчивостью, когда индивид стремится к немедленному признанию своих заслуг и вознаграждению. Его легко идентифицировать по эмоциональным реакциям (когда работник возмущенно заявляет своему начальнику: «Вы всегда только критикуете мой действия».

Необходимо отметить три основных момента эго-состояний. Во-первых, во время переговоров поведение индивида нередко представляет собой комплекс реакций Родителя, Взрослого и Ребенка. Во-вторых, каждое из эго-состояний имеет как положительные, так и отрицательные черты (добавляя нечто либо негативно воздействуя на чувство удовлетворения контрагента). В-третьих, мы определяем эго-состояние индивида, ориентируясь не только на слова и их смысл, но и на интонации, позу, жесты и выражение лица собеседника. Эго-состояния более четко проявляются в общении один на один.

ТИПОЛОГИЯ ТРАНСАКЦИЙ. Трансакции (обмен словами, действиями, письменными сообщениями) могут быть комплементарными или некомплементарными. Комплементарными являются трансакции, осуществляемые в открытом обмене взаимодополняющих эго-состояний отправителя и получателя.

Некомплементарные, или пересекающиеся, трансакции изображаются пересекающимися лнниями стимула и ответной реакции.

Наиболее эффективные в процессе труда формы обмена—это трансакции типа Взрослый к Взрослому, так как участвующие в них индивиды ведут себя разумные существа, а значит, вероятность эмоционального конфликта между ними уменьшается. Достаточно продуктивны и комплементарные трансакции, но некоторые из них (к примеру, отношения менеджер — работник по типу Родитель к Ребенку) ограничивают возможности роста.

ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ. Поведение каждого индивида есть форма выражения его жизненной позиции. В раннем детстве у нас формируется доминантный способ общения с другими людьми, стремление к сохранению «господствующих высот» остается с человеком в течение всей его жизни, до тех пор, пока опыт трансакций не заставит изменить жизненную позицию. Таким образом, у каждого из нас есть доминирующая, но не единственная жизненная позиция. Сущность жизненной позиции формулируется как взаимодействие двух точек зрения относительно того, как индивид оценивает сам себя и как он носится к окружающим людям. Все возможные комбинации положительного (хорошо) или отрицательного (плохо) ответов определяют основные жизненные позиции:

• Мне плохо — вам хорошо.

• Мне плохо — вам плохо.

• Мне хорошо — вам плохо.

• Мне хорошо — вам хорошо.

Наиболее желаемой позицией является та из них, которая в наибольшей степени приближается к трансакции Взрослый к Взрослому, т е. хорошо — вам хорошо, так как в данном случае индивид демонстрирует позитивное отношение к самому себе и уважительное — к окружающим. Такая позиция способствует формированию конструктивных взаимосвязей, продуктивным конфликтами удовлетворяющим обе стороны конфронтациям. Остальные жизненные позиции менее эффективны. Вне зависимости от собственной жизненной позиции каждому менеджеру необходимо помнить о достоинствах позиции мне хорошо — вам хорошо, так как возможное обращение к ней благоприятствует улучшению межличностгтых трансакций.

ПРИМЕНЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННОГО АНАЛИЗА. ПОГЛАЖИВАНИЕ. Во взаимодействиях с другими людьми каждый человек стремится заработать поглаживание. Данный термин используется для идентификации любого акта признания индивидом другого человека. Наиболее распространены вербальные.

Выделяют позитивные, негативные и смешанные поглаживания. Получение индивидом позитивных поглаживаний сопровождается положительными эмоциями (состояние «мне хорошо»). Негативные поглаживания ранят физически или эмоционально (ощущение «мне хорошо» быстро идет на убыль). Смешанное поглаживание – в данном случае имеет место трансакция Родитель к Ребенку, когда отрицательное поглаживание относительно недостатка опыта призвано продемонстрировать превосходство или наказание за предыдущее отрицательное поглаживание со стороны работника.

Наиболее предпочтительными, на наш взгляд, являются трансакции Родитель к Ребенку (при условии, что они не предполагают наказаний) и побуждение к отношениям Взрослый к Взрослому.

Кроме того, выделяют условные и безусловные поглаживания. Условные поглаживания получают работники, деятельность которых удовлетворяет менеджеров. Безусловные поглаживания предоставляются вне связи с поведением, но содействуют позитивному настроению сотрудника («Ты хороший работник»). Однако высока вероятность того, что безусловные поглаживания вводят работников в замешательство, ибо в них отсутствует указание о том, как добиться увеличения числа поощрений. Эффективность поглаживаний существенно возрастает в ситуации, кода менеджер осуществляет их с целью изменения поведения, когда поощрение вознаграждает желаемые действия.

ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА. Между выделяемыми в ТА жизненными позициями индивидов и их доминирующими стратегиями разрешения конфликтов существуют определенные взаимосвязи. Так, эго-состояние Родитель обычно обусловливает силовой подход, тогда как эго-состояние Ребенок — уход от конфликтов или стремление ких смягчению. Индивид, характеризующийся жизненной позицией «Мне хорошо — вам хорошо», обычно является сторонником поиска результата выигрыш-выигрыш в любом конфликте, занимая позицию Взрослого и опираясь на конфронтационную стратегию.

ДОСТОИНСТВАТРАНСАКЦИОННОГО АНАЛИЗА. Обучение сотрудников организации основам ТА позволяет многим из них глубже осознать движущие силы, как своего собственного поведения, так и реакции и действий других людей как в организации. Работники получают возможность фиксировать возникновение перекрестных коммуникаций и предпринимать шаги для восстановления комплементарнык трансакций, предпочтителные в форме Взрослый к Взрослому. Наибольшую отдачу обучение ТА позволяет получить в торговле и в других сферах деятельности, в которых успех во многом определяется отношениями сотрудников организации с покупателями.

Тема 5. Персональное развитие в организации.

Развитие межличностного общения

Развитие общения подразумевает под собой правильное оценивание собеседника, что влечет верно выбранный тон в разговоре, адекватное течение беседы. Культура коммуникации основывается на психологическом состоянии человека, его самооценке, обществознании, способности регулировать свое настроение в процессе общения.

Обратите внимание! В развитии культуры межличностного общения очень важно уметь чувствовать собеседника, его внутреннее настроение и состояние. Очень важным пунктом в развитии коммуникации является умение выслушать, провести диалог.

Развитие межличностного общения

Вопрос 1. Индивид, личность, индивидуальность : соотношение объема и содержания этих понятий.

КОРЕННЫМ ИЛИ РОДОВЫМ ИСХОДНЫМ ПОНЯТИЕМ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОНЯТИЕ «ЧЕЛОВЕК».

  1. ЧЕЛОВЕК — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО, ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ К МЛЕКОПИТАЮЩИМ РОДА HOMO SAPIENS. ЧЕЛОВЕК КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ САМЫМИ СУЩЕСТВЕННЫМИ ПРИЗНАКАМИ, КОТОРЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ :
  • ПРЯМОХОЖДЕНИЕ,
  • НАЛИЧИЕ РУК, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ К ПОЗНАНИЮ И ТРУДУ,
  • БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ ЧЕРЕПА С ВЫСОКОРАЗВИТЫМ МОЗГОМ.

ФАКТ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РОДУ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ В ПОНЯТИИ «ИНДИВИД». ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ ИНДИВИДОМ. ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА (НОРМАЛЬНОГО, АНОМАЛЬНОГО, ШИЗОФРЕНИКА, ПАРАНОИКА, ОЛИГОФРЕНА И Т.Д.) ВСЕ — РАВНО НАЗЫВАЮТ ИНДИВИДОМ.

ИНДИВИД — ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, СВОЙСТВЕННЫХ ЛЮДЯМ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ПРИСУТСТВУЮТ ИЛИ ОТСУТСТВУЮТ ОНИ У ДАННОГО КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА.

ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА 2 КЛАССА :

  1. ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ СВОЙСТВА :
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ,
  • ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ,
  1. ИНДИВИДНО-ТИПИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА :
  • КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (ОСОБЕННОСТИ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ),
  • НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА (ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ),
  • ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА, СВЯЗАННЫЕ С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА.

НАИВЫСШЕЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ ЯВЛЯЮТСЯ ТЕМПЕРАМЕНТ И ЗАДАТКИ.

2. РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДА В СОЦИУМЕ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ В ПОНЯТИИ «ЛИЧНОСТЬ». И РЕЗУЛЬТАТ ЭТОГО РАЗВИТИЯ ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ, НО И ОТ ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ (Т. Е. С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВАЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗАДАТКИ, НО ЧТОБЫ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ РАЗВИТИЯ. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, НЕДОСТАТОЧНО ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, НАПРИМЕР, МУЗЫКОЙ, НУЖНО, ЧТОБЫ У НЕГО БЫЛИ ЗАДАТКИ К ЭТОМУ)

12 стр., 5969 слов

Возрастные особенности формирования свойств внимания

… регуляторов во внутренние, позволяющий индивиду полноценно развиваться. Объект исследования: свойства внимания. Предмет исследования: особенности формирования и развития свойств внимания в периоды ранней … следующие моменты: завершение получения высшего образования, овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность, формирование …

Т.О. ЛИЧНОСТЬ — ЭТО ИНДИВИД, ВЗЯТЫЙ В СИСТЕМЕ ТАКИХ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК, КОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕНЫ, ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ПО ПРИРОДЕ СВЯЗЯХ И ОТНОШЕНИЯХ, ЯВЛЯЮТСЯ УСТОЙЧИВЫМИ И ОПРЕДЕЛЯЮТ ПРАВИЛЬНЫЕ, СТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВА, ПОСТУПКИ ЧЕЛОВЕКА.

КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ПОНЯТИИ «ЛИЧНОСТЬ», ТО НЕОБХОДИМО ЗАТРОНУТЬ ДВА ВАЖНЫХ МОМЕНТА: ПОТРЕБНОСТИ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ И СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ.

ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ — ЭТО ЗНАЧИТ ОКАЗАТЬСЯ И ОСТАВАТЬСЯ В МАКСИМАЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРЕДСТАВЛЕННЫМ ЗНАЧИМЫМИ ДЛЯ СЕБЯ КАЧЕСТВАМИ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕНА СОВОКУПНОСТЬЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И КАЧЕСТВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОВЕРШАТЬ ДЕЯНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ.

ИСТОЧНИКАМИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ :

  • АКТИВНОСТЬ САМОЙ ЛИЧНОСТИ,
  • ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЬЮ ИНДИВИДА В ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ И ОБЪЕКТИВНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ РЕФЕРЕНТНОЙ ДЛЯ НЕГО ОБЩНОСТИ ПРИНИМАТЬ ЛИШЬ ТОЛЬКО ТЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НОРМАМ И УСЛОВИЯМ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.

3. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
— НЕ ЕСТЬ ЧТО-ТО НАД- ИЛИ СВЕРХЛИЧНОСТНОЕ
. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — ЭТО ЛИЧНОСТЬ В ЕЕ СВОЕОБРАЗИИ. ЭТО ПОНЯТИЕ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ЛИШЬ ТЕ ИНДИВИДНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА, ТАКОЕ ИХ СОЧЕТАНИЕ, КОТОРОЕ ДАННОГО ЧЕЛОВЕКА ОТЛИЧАЕТ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ИМЕЮТ В ВИДУ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. ЧАЩЕ ВСЕГО СЛОВОМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПОДЧЕРКИВАЮТ КАКУЮ-ЛИБО ВЫСТУПАЮЩУЮ ОСОБЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ДЕЛАЮЩУЮ ЕЕ КОНТРАСТНОЙ , НЕ ПОХОЖЕЙ НА ОКРУЖАЮЩИХ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ В ЛЮБОЙ СФЕРЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ — УМЕНИЕ ВИДЕТЬ ТО, ЧТО НЕ ЗАМЕЧАЮТ ДРУГИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, Т.Е. УМЕНИЯ СТАВИТЬ ПРОБЛЕМЫ И РЕШАТЬ ИХ.
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ — ЧРЕЗМЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ОДНОГО ИЗ ЧУВСТВ, ПОДВИЖНОСТЬ ЭМОЦИЙ.
  • ВОЛЕВОЙ — СИЛА ВОЛИ, УДИВИТЕЛЬНОЕ МУЖЕСТВО ИЛИ САМООБЛАДАНИЕ.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МОЖЕТ СОСТОЯТЬ В СВОЕОБРАЗНОМ СОЧЕТАНИИ СВОЙСТВ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА, ПРИДАЮЩЕМ ОСОБЫЙ КОЛОРИТ ЕГО ПОВЕДЕНИЮ ИЛИ ДЕЙСТВИЯМ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ЛИЧНОСТЬ КОНКРЕТНЕЕ, ДЕТАЛЬНЕЕ И ТЕМ САМЫМ ПОЛНЕЕ.

9 стр., 4439 слов

Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека

Кафедра тяжелоатлетических видов спорта имени А.С. Медведева РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ (КУРС ЛЕКЦИЙ) Проблема 1. Медико-биологические и психологические факторы, определяющие и лимитирующие спортивную деятельность Лекция 9. Влияние силовых нагрузок на организм тяжелоатлета Профессор: Ю.В. Верхошанский …

Проблемы и трудности, которые могут возникать

В межличностных отношениях часто возникают проблемы и трудности. Это связано с тем, что в России не изучается даже краткий курс культуры общения. Бывают ситуации, в которых один собеседник обладает культурой коммуникации, а второй даже не знает, что это такое. Проблемы общения делятся на 2 группы:

  1. Субъективно переживаемые;
  2. Объективно переживаемые.

Каждая из этих групп, в свою очередь, делится на первичную и вторичную подгруппу. К первичным относится несоответствие темпераментов и характеров у субъектов общения, к вторичным – память неудачных межличностных отношений.

Во время общения люди узнают много новой информации, меняют свое настроение, делятся горестями и радостями, реализовывают себя. Единственный способ чувствовать себя комфортно в любом обществе – изучать нормы поведения и повышать культуру межличностной коммуникации.

Чувства и их роль в отношениях

Каждые взаимоотношения выстраиваются на основании определенных чувств, которые могут быть как положительными (симпатия), так и отрицательными (антипатия). Сначала формируется чувства и эмоции, вызваны внешними данными нового знакомого, и только потом начинают формироваться определенные чувства к его чертам характера, его внутренней сущности. Неформальные отношения между людьми часто складываются на чувствах, которые далеки от объективности. Искажают мнение одного индивидуума о втором, что может существенно повлиять на набор чувств, являются следующие факторы:

  • отсутствие способности различать истинные намерения и мотивацию других людей;
  • неумение объективно и трезво оценивать положение дел и самочувствие своего собеседника или просто нового знакомого в момент наблюдения за его поведением;
  • наличие у человека предубеждений, установок, навязанных самостоятельно или обществом;
  • наличие стереотипов, которые мешают разглядеть истинную натуру человека (он нищий – он плохой, или все женщины меркантильны, а мужчины полигамны и что-то в этом роде);
  • форсирование событий и стремление сформировать окончательное мнение о человеке так и не разобравшись до конца и не узнав, какой он на самом деле;
  • неумение принимать и считаться с чужим мнением и нежелание это делать в принципе.

Гармоничные и здоровые межличностные взаимосвязи выстраиваются только в том случае, когда каждая сторона способна отвечать взаимностью, сочувствовать, радоваться за другого, сопереживать. Такие контакты отдельных личностей достигают наивысших форм развития.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]