Как научится общаться с людьми и стать интересным собеседником?

Почему одни люди умеют без всяких проблем в считанные минуты найти общий язык и завоевать доверие совершенно чужих людей, а другие неспособны договориться даже со своими родными? Ответ на этот вопрос один: эти люди имеют разные навыки общения.

Один из самых действенных и в то же время простых способов улучшения своих коммуникативных способностей можно выразить всего одним словосочетанием — будьте хорошим слушателем.

Умение слушать заключается в том, что вы не просто закрываете рот, чтобы ваш собеседник успел вставить несколько фраз. Вы должны действительно внимательно и заинтересовано внимать чужим словам. Это не только поможет вам наладить контакт, но также является отличным способом продемонстрировать уважение к собеседнику.

Когда люди чувствуют такое отношение к себе, это сразу меняет атмосферу ваших взаимоотношений. Просто вспомните о том, как вы здорово себя чувствовали, когда кто-то пристально слушал вас в то время, как вы увлечённо рассказывали о важном для вас событии.

Все люди хотят быть услышанными. Даря им эту возможность, вы сразу приобретёте много друзей. Только не притворяйтесь: следите за рассказом, задавайте уточняющие вопросы, реагируйте на ключевые моменты. Иногда это бывает не так просто, особенно если ваш собеседник не блещет ораторским мастерством.

Кроме умения слушать вам могут пригодиться ещё несколько советов, которые помогут улучшить ваши навыки общения.

Содержание

  • От чего зависит качество общения
  • Что главное в общении
  • Технология слушания
  • Технология слышания
  • Технология микрослышания
  • Установление доверительной дистанции
  • Рассказы о себе
  • Технология расспроса и допроса
  • Юмор и ирония
  • Технология и виды недоговаривания
  • Окончание разговора
  • Ответы на вопросы слушателей

Мы видим, что процесс общения сворачивается очень сильно. Люди всё меньше разговаривают друг с другом. Если раньше поражались ситуации, когда в кафе сидела молодая пара и оба уставились в телефоны (это было как символ новой эпохи), то сейчас это уже настолько часто, что уже никого не удивляет.

То есть, люди постепенно разучиваются общаться. Но если для всех эту тенденцию не остановишь, то для людей, которые голову на плечах имеют, для них её можно притормозить. Именно поэтому и такую тему вебинара выбрали.

Если человек неправильно мыслит, то он не может и правильно говорить. Сегодня пространные обсуждения не вписываются в темп времени и мышление будущего. Поэтому чтобы хорошо говорить, надо хорошо думать.

Почему так важно стать общительным

Способность устанавливать контакт и развивать отношения с другими людьми оказывает сильное положительное влияние на всю вашу жизнь. Неважно, желаете вы наладить личные отношения либо хотите повысить эффективность деловой коммуникации, для вас важно знать, как стать общительным.

Коммуникационные навыки – это ключ к построению и развитию дружественных отношений, созданию крепкой сети социальной поддержки. Навыки общения помогают вам достигать поставленные цели, не нанося ущерб при этом ценностям других людей.

Люди, не имеющие опыта в сфере эффективной коммуникации, не знают как правильно себя вести в различных ситуациях в процессе общения. Некоторые из нас обладают необходимыми навыками, но им не хватает уверенности для их использования. В любом случае, практикуясь, вы повысите свою уверенность и улучшите навыки общения.

Вырабатывайте свою уверенность, взаимодействуя с другими людьми. Развивайте навыки общения, которые повысят возможности построения успешных отношений.

Человек не рождается с опытом эффективной коммуникации. Как и любой другой навык, он отрабатывается посредством проб и ошибок, а также повторения на практике.

Как научится общаться с людьми

Качество общения с другими зависит от следующих умений:

  • слушание, слышание и микрослышание;
  • установление доверительной дистанции;
  • уточнение картины мира;
  • нахождение общих интересов;
  • рассказы о полезных случаях или о себе;
  • сообщение об эмоционально запоминающихся событиях;
  • использование иронии и юмора;
  • поддержание правильного информационного темпа;
  • умение недоговаривать;
  • умение сохранять лицо собеседника;
  • умение упаковывать разговор и его результат.

Есть такие виды искусства, где если навыка нет, то ничего не получится (например, физическая борьба). Радостный момент состоит в том, что в искусстве общения, даже если эти навыки не обретены, то сам момент, когда человек вспомнит что «надо делать так» уже поможет.

Способы развития коммуникативных навыков детей

Навыки эффективного общения дошкольников проще всего развить в игре. Для этого используются дидактические и настольные игры, совместная игровая деятельность со старшими детьми, взрослыми и педагогами. В ходе нее дети учатся межличностной коммуникации, сотрудничеству, могут выразить эмоции и снять внутреннее напряжение (например, упражнение «Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»). Дети преодолевают стеснительность, развивают командный дух, в них растет энтузиазм к общению и взаимодействию (например, упражнение «Волшебная палочка»).

Популярна для развития коммуникативных умений дошкольников также социоигровая методика, которая предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей. Обучающая методика направлена на развитие индивидуальных качеств детей и раскрытие их творческого потенциала.

Работа в микрогруппах состоит из нескольких этапов:

  1. Объединение в группы по различным принципам (по полу, по месяцу рождения, по цвету одежды, по считалочке и т.д.);
  2. Придумывание название команде;
  3. Назначение посыльного, который получает задание от воспитателя;
  4. Процесс групповой самостоятельной работы;
  5. Представление результатов и их совместное обсуждение.

Занятия для работы в микрогруппе могут быть разные. Например, в качестве задания для создания рабочей атмосферы дети могут заполнить «Карту настроения», в которой дети отмечают, с каким настроением они пришли на занятие, рисуют солнышко, листочек или тучку.

Другой пример игры – «Пишу по воздуху». Ведущий, которого дети выбирают сами, «пишет» в воздухе цифру, букву или геометрическую фигуру, а другие дети из команды отгадывают, что было написано или нарисовано. В конце каждого занятия дети обмениваются впечатлениями.

В процессе такой совместной работы эффективно развиваются навыки сотрудничества, способность слышать другого, умение идти на контакт и другие важные составляющие комплекса коммуникативных навыков.

Что главное в общении

Меньше говорить, больше слушать

В этом ничего нового нет. Еще в древности говорили — держи уши открытыми, а рот закрытым.

Черпать информацию для разговора из самого разговора

Чтобы разговор был интересным, очень важно черпать информацию для разговора из самого разговора. Разговор, где один рассказывает, что он знает, а потом другой рассказывает, что он знает (такие монологи чередующиеся) — это не настоящий разговор.

Настоящий разговор возникает, когда новая подтема возникает из того, что ответил собеседник. Тогда разговор имеет неограниченную пищу для самого себя. И здесь играет большую роль микрослышание, о котором позже будет речь.

Быть не замкнутым, но и не навязчивым

Очень правильно, когда разговариваешь не дольше, чем хочет собеседник. Нужно чучуть меньше говорить, чем он хочет от тебя услышать.

Кроме того, любой разговор он либо сближает, либо отдаляет дистанцию между людьми. Она колеблется внутри разговора. И очень важно не пережимать, не сближать дистанцию, когда собеседник этого не хочет.

Иначе говоря, собеседник должен чуть больше хотеть с тобой разговаривать, чем ты с ним. Это правильная позиция. Конечно, если встретятся два мастера, то там не возможно, чтоб такой зазор был, только в этом случае будет разговор совсем на равных.

Говорящий — продавец, слушающий — покупатель

Как происходит диалог? Продавец что-то продал (что-то сказал). Значит ли это, что покупатель купил то, что он сказал? Не значит. Он этот товар повертел в руках и может поставить на место. Вроде как и слышал, но не принял во внимание.

Может задать вопрос, расспрашивать, расспрашивать, а потом товар НЕ купить. Это всегда большое разочарование для продавца — когда он объяснял, рассказывал, доказывал, а его товар так и не купили.

Но это значит, что продавец когда продавал товар — он не чувствовал покупателя. Не чувствовал, что тот уже принял внутреннее решение — не покупать — и нужны титанические усилия, чтобы он купил.

Как в рыночной экономике покупатель немного выше по рангу чем продавец, так и при общении, слушающий немного выше по рангу, чем говорящий. Бывает и наоборот, но в общем ситуация именно такая.

Например, есть сейчас типичная картина, когда пожилой мужчина говорит с девушкой (или в кафе сидит, или где-то по улице идут) и он говорит, говорит — видно, что он продает товар. И его немножко жалко, так как видно, что девушка смотрит с отрешенным видом куда-то, вроде и слушает, но ясно, что товар не очень покупает.

Вот такая сцена, она всегда режет глаз, потому что человек старается, но он не понимает другого человека.

Какую роль в разговоре вы чаще всего выполняете?

Этап 2. Расширение круга общения

Как бы странно это не звучало, чтобы стать более общительным, нужно больше общаться. Есть несколько простых приемов, которые могут двигаться в данном направлении.

Меняйте рутинные привычки

Заходите в другие магазины, добирайтесь до работы новыми маршрутами, обедайте в разных кафе. Даже в рабочее время, выходя в туалет, можно подняться на другой этаж или пройти в противоположный конец коридора. Ежедневно вы будете видеть новые лица, а это отличная возможность для знакомств и общения.

Используйте социальные сети

Многие недооценивают соцсети, не подозревая, как часто виртуальное общение приводит к очень перспективным реальным знакомствам. Главное – не стесняться приглашать людей на встречи, можно даже предложить встретиться небольшой компанией (если это группа, связанная с общими интересами).

Не скупитесь на слова

Нередко мы ограничиваемся простым «Пожалуйста!», когда помогли коллеге, или «Спасибо!», когда получили помощь. Но гораздо лучше сказать «Пожалуйста! Уверен, что ты тоже помог бы мне!» или «Спасибо! И ты обращайся, если нужна будет помощь!». Подобные фразы пробивают барьеры и сближают людей.

Совмещайте приятное с полезным

Интересное и увлекательное занятие вполне может послужить катализатором новых дружеских отношений. Можно записаться на курсы или тренинги, где будут люди с такими же интересами. Совместная деятельность – отличный повод для знакомства и начала общения. Есть также специальные клубы по интересам, куда может вступить любой желающий, например, клуб любителей игры в «Мафию» есть практически в каждом городе.

Приглашайте и принимайте приглашения

Как в фильме «Всегда говори «Да!». Не отказывайтесь от приглашений, когда Вас куда-то зовут, и старайтесь также приглашать кого-то сами. Это отличный способ стать более общительным, не создавая для себя дискомфортной обстановки. Вы сами можете выбрать способ времяпровождения. В лучшем случае это будет приятное свидание или дружеская беседа, в худшем – просто ценный опыт в общении.

Не бойтесь услышать «Нет»

Мы так устроены, что каждое услышанное «Нет!» обжигает нас. Поэтому взрослые люди испытывают панический страх перед отказами и упускают массу возможностей в жизни. Но бояться слова «нет» не обязательно. Начните нарушать привычные сценарии поведения. Увидев симпатичную незнакомку (или незнакомца) на остановке, не стесняйтесь заговорить. Даже если знакомство не сложится, вы ничего не потеряете, а лишь приобретете ценный опыт.

В завершение, давайте обсудим такой простой, но в то же время такой сложный вопрос:

Технология слушания

Технология слушания — действительно слушать и выглядеть как человек, который слушает другого. Выглядеть слушающим не только для того, кто говорит, но и для других людей — иначе ты снижаешь ранг, имидж говорящего. В этой технологии нужно помнить о следующих правилах.

Надо смотреть на говорящего не менее 20% и не более 80% времени

Почему такие проценты? Ну тут я верю психологам. Вроде как они делали исследование, и вывели следующие тезисы:

  • если говорящий не интересует слушающего, то слушающий смотрит на него меньше 20%;
  • если слушающего интересует только личность говорящего, но не содержание его речи, то слушающий смотрит на него больше 80%. Поэтому в этих рамках 20-80 и нужно стараться держать свое внимание.

Надо задумываться над словами собеседника

Ведь у него неравномерно информация расположена — одни более важные вещи, другие менее важные. Поэтому если понятно, что для говорящего определенный тезис — это что-то серьезное, то надо действительно задуматься над данной мыслью.

И должно быть видно, что ты действительно задумался — это уважение к собеседнику. Когда человек не задумывается — это производит нехорошее впечатление.

Вот я раньше когда начинал консультировать, я часто отвечал сразу же на вопрос. Меня спросят что-то — я сразу отвечаю. А потом понял, что это не правильно. В каком смысле не правильно?

Во-первых, надо подумать — вдруг что-то лучшее придумаю. Но не только в этом дело. А если я подумал, то человек понимает, что я подумал над тем, что он сказал, а не то, что я с кармана готовые рецепты вытащил. Поэтому важно задумываться над словами собеседника. Иногда, даже если оба помолчат, то это совсем неплохо для разговора.

Надо поддерживать говорящего своей мимикой

Это очень важно. Вот я нередко давал интервью и запомнил одну журналистку. Она отличалась от других журналистов тем, что вообще не перебивала когда я говорю. Только мимикой — поддерживала, удивлялась, переспрашивала. Такой диалог, когда один говорит, а другой мимикой поддерживает — я считаю, что это высокий класс журналистики.

Не надо перебивать говорящего пока не возникает пауза

Надо поощрять дальнейшее говорение заинтересованным ожиданием

Например, человек сделал паузу, а ты чувствуешь, что ему есть еще что сказать — не спеши говорить, выдержи эту паузу. Это всё нужно делать, чтобы быть хорошим слушателем.

А почему так важно быть хорошим слушателем? Дело в том, что хороший слушатель встречается гораздо реже, чем хороший говорящий. Хороший слушатель, это тот, кому говорящий интересен.

Хороший слушатель разговорит любого неговоруна и с любого вытянет интересные рассказы, потому, что он черпает из самого разговора пищу. Это более высокое искусство — хорошо слушать.

Универсальные темы для разговора

Как стать проще в общении и быть интересным собеседником? Для этого необходимо изрядно потрудиться. Для начала определитесь с темами, которые вам близки.

Например, животные. Их любят почти все. Даже если вы столкнетесь с тем, кто животных ненавидит, вам будет, о чем поспорить. Начните собирать интересные факты о животных, анекдоты и байки. Это поможет вам прослыть веселым и перестать стесняться. Изучите мнения зоозащитников и их оппонентов. Смотрите дискуссионные передачи. Они помогут понять, как стать хорошим собеседником.

Для вас важно не стать ходячей энциклопедией, периодически выдающей разрозненные сведения. Чтобы стать интересной, вам необходимо вовлечь в разговор других. Общительный человек всегда стремится втянуть окружающих в дискуссию. Поэтому подход даже к такой простой теме должен быть разносторонним. Ее можно рассмотреть через призму психологии. Например, обсудить человека, который испытывая злость на жену, исподтишка пинает ее кота. Поднимите социальные проблемы, такие как догхантерство или бабульки, содержащие у себя десятки полуголодных котов и пр. Можно подать эту тему под юмористическим «соусом». Только разнообразие углов зрения поможет вам удерживать внимание собеседников и стать разговорчивее.

Тема погоды считается палочкой-выручалочкой на случай, если разговор иссяк, и возникла неловкая пауза. Однако некоторые теряются и не идут дальше фразы «хорошая сегодня погода». Чтобы разговор не увял на первых 2-3 высказываниях, изучите тему природных явлений. Запомните удивительные погодные аномалии, случавшиеся когда-либо. Периодически просматривайте мировые сводки погоды. На Земле регулярно случаются то град, то наводнение, то невиданная жара. Вам будет, чем поделиться с собеседником. Кстати, можно изучить погоду и на других планетах. Как только вы разовьете свою эрудицию, сразу почувствуете, как становитесь раскрепощенным и легким в общении.

Вот еще 1 пример, как развить общительность, используя распространенную тему. Здоровье — это универсальная тема. С молодежью можно поговорить о здоровом питании, витаминах и антивитаминах, с представителями старшего поколения — о фитотерапии. Изучите вопрос всесторонне. Недостаточно знать, что ромашку заваривают от кашля. У любой медали есть две стороны. У трав есть польза, а есть противопоказания. Нередки случаи, когда скорая не успевала спасти людей после их безвредных травяных чаев. Изучайте подобные случаи. Поинтересуйтесь новомодными диетами, их обратной стороной, бесконтрольным приемом гормонов и анаболиков. Расскажите об этом. Однако опасайтесь стать спорщиком.

Технология слышания

Нужно слышать всё говоримое

Имеется в виду просто физически слышать. Для этого надо прежде всего не отвлекаться. Отвлекается в основном человек на какие-то зрительные искушения и отвлекается на свои мысли.

При чем отвлекается на свои мысли по разному. Иногда просто потому, что скучновато человек говорит и не хочется терять время зря. А бывает наоборот — он говорит, что-то такое важное, что у тебя сразу своя мысль рождается, ты хочешь дальше думать её и отвлекаешься, не слышишь, что дальше человек сказал.

В этом случае тому, кто говорит, важно это почувствовать и дать человеку паузу, чтобы обдумать некоторые слова.

Нужно понимать говоримое

Не только расслышать в том плане, что ты можешь повторить сказанное, но и понимать говоримое. А это уже сложнее — надо напрягаться, иногда переспросить. Надо упаковывать всё сказанное у себя в голове.

Когда ты слушаешь, тут должен параллельно еще и процесс запоминания быть. Нормальный человек запоминает хорошо суть говоримого, если смог его упаковать в голове — компактно, кратко, самое главное и это всё одновременно слушая.

Поэтому в паузах нужно компактно пересказывать услышанное, а иногда даже специально останавливать говорящего, пересказать суть сказанного и получить подтверждение, что ты всё понял правильно.

Какие они — интересные собеседники?

Оказалось, что интересный собеседник — это человек, обладающий тремя ключевыми чертами:

  • Умением слушать.
  • Умением импровизировать.
  • Любовью к жизни.

Разберём по порядку. Под «умением слушать» эксперты подразумевают живой интерес к другому. Люди любят говорить о себе. Но если каждый сосредоточен только на своей персоне, вряд ли между людьми завяжется интересная насыщенная беседа.

Золотое правило: один говорит — другой слушает.

Умение импровизировать — это способность поддержать разговор на любую тему. Полёты на Марс, раннее творчество Фицджеральда, внешняя политика Северной Кореи — вы заранее не можете знать, что интересует оппонента. Но вам и не нужно. Если сфера его интересов не соприкасается с вашей, но вы заинтересованы в этом человеке, достаточно сказать «Я ничего об этом не знаю, но мне очень интересно. Расскажи подробнее!».

И вот здесь вам пригодится умение любить жизнь и проявлять к ней активный интерес. Проще говоря, сохранять любознательность. Читайте, смотрите фильмы, пролистывайте новости. Развивайтесь в тех областях, которые заставляют вас «гореть». Это сделает вас притягательным для других, а заодно подскажет, как общаться с ними.

Технология микрослышания

Технология микрослышания — это значит, что надо замечать заминки, паузы, изменения голоса, вздохи, оговорки, изменения мимики, позы и иногда делать на таких мелочах акценты.

Иногда нужно спрашивать о выявленных акцентах

Например, «а что вы так оживились, когда это рассказываете?». Это двоякую пользу несет. Во-первых, человек понимает, что его внимательно слушали. Во-вторых, это может подтолкнуть его к какому то новому рассказу — очень интересному, а иногда и просто важному, из того, что он не решался вам сказать.

Наблюдать изменение невербального поведения

Изменения не только мимики, но и позы. Интерпретировать это нужно для себя, а иногда и вслух. То есть надо сообщать о своих чувствах, на поведение собеседника.

Строить предположения о недосказанном

«Наверное это потому то?» Вам легче будет запомнить, если вы высказали версию, а она оказалась не такая.

Нужно обдумывать, что из сказанного имеет конфиденциальный характер

Для себя вы знаете, что лучше, чтобы осталось в тайне. А вот, что является конфиденциальным для собеседника? Иногда лучше спросить об этом говорящего.

Важно убедится, что ваш пересказ лучше рассказа собеседника и понравился ему

Когда он после пересказа сказал: «Ну да, вообщем-то так», надо остановить его после этих слов. Умение пересказывать особенно важно для тех, кто занимается управленческим консультированием.

Человек не может быть консультантом, если он не может пересказать рассказ о событиях каких-то или проблемах лучше, чем ему рассказали. Он может не так подробно рассказать, но в его рассказе должно быть четче видно главное.

Синдром табуретки

Человек включен в общение с себе подобными с момента рождения. Поэтому все базовые навыки общения у нас формируются еще в «досознательном» возрасте. Привычные нам способы общения очень быстро автоматизируются, становятся шаблонными. И с годами может получиться так, что сформированные в детстве навыки «отстают», не соответствуют новым коммуникативным задачам и ситуациям взрослой жизни.

Вот простой пример. Одним из базовых навыков общения является самопрезентация – представление себя партнеру (партнерам) по общению. Самопрезентация предполагает дозированное и избирательное самораскрытие. То есть важно не вываливать на собеседников все шокирующие подробности о «себе любимом», а предоставлять ровно столько информации, сколько необходимо для формирования позитивного впечатления о вас и (главное!) для достижения цели общения.

А теперь представьте себе, скажем, мальчика Васю, выросшего с «синдромом табуретки». «Синдром табуретки» (это шуточное название, не научный термин) возникает у детей, родители которых всячески культивируют их одаренность (даже если таковая на самом деле отсутствует) и демонстрируют ее окружающим. Если в такую семью приходят гости, то родители тут же громко объявляют: «А сейчас наш Васенька прочитает стишок / сыграет на скрипке / споет!» После чего Васенька оказывается в центре всеобщего внимания (встает на реальную или гипотетическую табуретку) и демонстрирует всем свои таланты.

Постепенно у ребенка формируется установка: «Я должен начать общение с демонстрации своих талантов, должен восхитить всех и оказаться в центре общего внимания». Как вам кажется, насколько полезен будет такой навык общения, скажем, во время важных деловых переговоров? Наверняка вам знакомы подобные персонажи, которые вместо того, чтобы сосредоточиться на деле, «тянут одеяло на себя». Они готовы пойти на все, даже сорвать переговоры, лишь бы привлечь внимание к своей персоне. Такие люди не владеют на осознанном уровне навыком самопрезентации, шаблонно воспроизводя сформированный в детстве «синдром табуретки».

8 базовых навыков общения:

  1. Ориентировка в ситуации общения (включая понимание целей, ролей, мотивации участников).
  2. Установление контакта, начало общения (и симметричный навык – завершение общения).
  3. Самопрезентация.
  4. Получение информации от собеседника (активное и пассивное слушание, использование вопросов, чтение «языка тела» и др.).
  5. Предоставление информации (презентационные).
  6. Эмоциональная регуляция и саморегуляция.
  7. Психологическое воздействие (убеждение, внушение) и противостояние воздействию.
  8. Предоставление обратной связи.

Разумеется, есть и более сложные навыки общения – например, связанные с ведением переговоров или публичными выступлениями перед большой аудиторией. Но без достаточного овладения базовыми навыками общения освоить навыки/умения более высокого уровня будет проблематично.

Установление доверительной дистанции

Надо устанавливать доверительную дистанцию

Для этого нужно правильно строить ролевые соотношения. Каждый из нас играет много ролей по отношению к другому. Вы можете быть и соседом, и другом, и игроком в боулинг, и кредитором. И для установления доверительной дистанции, нужно выбирать те роли, где у вас с человеком дистанция наиболее близка для разговора.

Из нее уже можно дальше легче действовать. Кроме того, бывает много ролей в самом разговоре — говорящий и слушающий, сомневающийся и доказывающий и тому подобное. И нужно по разговору двигаться так, чтобы дистанция становилась всё ближе и стала настолько близкой, насколько она комфортна для обеих сторон.

Часто повторять имя собеседника, но не перестараться

Уметь недоговаривать

Если мы хорошо держим дистанцию и чего-то недоговариваем, то это мотивирует собеседника задавать вопросы и сблизить дистанцию.

Самый простой прием сближения дистанции — разговоры о детстве

Свои случаи рассказывать, чужие расспрашивать. Почему детство сближает? Потому, что люди немножко побаиваются друг друга, даже близкие люди — это нормально, всегда есть страх сделать какую то ошибку, где-то задеть, быть непонятым.

Поэтому, если человека расспрашивать о текущих событиях, он не уверен, что поступил правильно и он несет ответственность за свои слова и дела. А вот за детство свое он не несет ответственности, и поэтому безбоязненно рассказывает о детстве. И вот это отсутствие страха общения, после рассказа о детстве, может сохранятся дальше.

Как развить коммуникативные свойства?

Следует помнить, что общительность или коммуникабельность — это не столько свойство характера, сколько навык. И здесь действуют те же самые законы развития, как и с любым другим умением. Если вы всю жизнь просидели за компьютером, не исключено, что вы в соревнованиях по бегу сойдете с дистанции. Однако ситуация изменится, если вы в течение долгого времени ежедневно будете тренироваться в беге. Если не тренировать память, вскоре вы будете не способны запомнить кусочек самого банального текста. То же касается и общения.

Общительный человек контактирует с другими непрерывно. Но став однажды отшельником, вернуться внезапно в общество и быть заводилой у вас не получится. Однако ежедневное общение поможет значительно улучшить навыки коммуникации. Как стать разговорчивым? С чего начать? С самого простого:

  1. Здоровайтесь с соседями, спросите их, как дела, как здоровье их детей, родителей, что в их жизни новенького. Ни в коем случае не позволяйте себя втянуть в интриги, не поддерживайте и не распространяйте сплетни. Это может оттолкнуть от вас людей, и вы окажетесь от цели дальше, чем когда были отшельником.
  2. Следующий шаг того, как развить в себе общительность, прост. Заговаривайте с незнакомыми людьми: в очереди, на остановке, с продавцами. Не стесняйтесь! На рынке можно спросить, хорошо ли идет торговля. На остановке, давно ли была нужная вам маршрутка. Посетовать, что общественный транспорт стал ходить хуже, или порадоваться, что ситуация на дорогах улучшилась. Неплохо вспомнить историю из жизни, например, как человек подал в суд на транспортную компанию из-за отсутствия кондиционера. В очереди к врачу можно рассуждать о плюсах и минусах платных и бесплатных клиник, рассказать что-нибудь интересное о зарубежной медицине (предварительно изучив вопрос). Однако не стоит негативно высказываться о своем лечащем враче и рассказывать о своих болячках. Таких людей не любят.
  3. Многие тренинги на тему «Как же стать общительным человеком» предлагают заговаривать с прохожими на улице. Придумайте несуществующий соцопрос. Например, как люди относятся к стерилизации бездомных животных. Или стоит ли разрешать усыновлять детей иностранным гражданам. Выберите любую актуальную тему из новостей и проведите мониторинг общественного мнения. Если на слуху нет ни одной темы для опроса, прошерстите интернет и выберите тему из опросов, которые проводили профессиональные журналисты. Обязательно уточните у человека, почему он придерживается такого мнения. Попробуйте привести свои аргументы. Это самый простой рецепт, как стать общительнее и легко заводить друзей.

Тренировать свои навыки общения необходимо ежедневно. И через какое-то время вы поймете, как быть раскрепощенной, дружелюбной и общительной в любой компании.

Рассказы о себе

Когда мы рассказываем о себе важно сохранять баланс между рассказами об удачах и неудачах. Когда человек рассказывает только об удачах, он выглядит, как хвастун. Когда он рассказывает только об неудачах, он выглядит, как неудачник.

Не обязательно 50/50, но какой то баланс должен быть. Особенно ценно, когда он рассказывает о каких-то конфузах, которые типичны для многих людей. Так вы показываете, какие из них вы сделали выводы, и эти выводы могут быть полезны для многих людей.

То же самое, как руководителю я советую, использовать совершенные ошибки, как материал для обучения подчиненных. Также надо в разговоре сообщать побочную полезную информацию, которую человек может запомнить и она в жизни пригодится.

Это особенно важно при продажах. Так, продавец может не продать товар, но он может рассказать какие-то вещи, которые человек запомнит, перескажет другим и будет полезным этим рассказом для других.

Технология расспроса и допроса

Чем отличаются расспрос и допрос

Первое отличие. Расспросы — это когда человек задает следующие вопросы исходя из рассказанного. При допросах задают вопросы никак не связанные с предыдущими ответами.

Второе отличие. Допрашивающий хочет, чтобы ему рассказали всё, но сам он не готов ничего рассказывать. Он своей тональностью говорит «я тебе не буду говорить, почему я об этом спрашиваю».

Поэтому нужно избегать допросов, если нет для них повода. И даже из любопытства всё-таки не допрашивать, а расспрашивать. То есть должна быть обоснованная мотивация в вопросах и вопросы должны быть связаны с ответами на другие вопросы.

Иногда нужно употреблять незаконченные вопросы, дающие право их проигнорировать

Например, когда мы не уверенны насколько тактично будет спросить то или другое, мы задаем вопрос как то недосказанно, намечаем вопрос, давая право человеку проигнорировать и пойти дальше.

Вопросы нужно задавать с включенной информацией

То есть кроме вопроса, идет рассказ, еще какой-то важной информации, которая его уточняет.

Надо плавно переходить к более рискованным и конфиденциальным вопросам

Если человек, отвечающий на вопросы не испытывает дискомфорта, мы можем приблизиться гораздо дальше. Но важно помнить один нюанс.

Если мы задали какие-то рисковые вопросы, и человек ответил на них, то у него бывает потребность нам объяснить, почему он ответил на те вопросы, на которые не надо было отвечать (или он не имел права отвечать).

Поэтому очень важно дать ему возможность оправдаться в наших и своих глазах, после таких ответов.

Надо иногда задавать вопросы, демонстрирующие нашу некомпетентность

Такие вопросы подымают статус говорящего. Кроме того, это и нам полезно, и говорящему приятно от того, что он сделал нас компетентнее.

Иногда надо задавать вопросы, помогающие говорящему рассказать всё в деталях

Часто человек собирается нам рассказать что-то в общем, у него нет плана рассказывать в деталях, но если мы своими вопросами, покажем, что у нас есть время и интерес услышать детали, то он будет рад их поведать.

Есть два типа пересказа

Первый — как полицейский протокол. Только факты, без всякой лирики, без всяких «по моему мнению», «мне показалось» и так далее. Второй — как художественное произведение. Это два разных типа пересказа. В идеале надо владеть обеими.

Когда мы рассказываем о себе, важно помнить об высказывании Оскара Уайльда — «Секрет быть скучным — рассказать о себе всё»

Когда вы долго что-то рассказываете, не надо спрашивать собеседника «тебе интересно то, что я рассказываю?»

Кто же скажет, что не интересно. Такой вопрос имеет смысл в начале беседы, но не в середине. Чтобы реально узнать интересно ли человеку, оцените его поведение. Если он стал меньше смотреть на вас — значит он теряет интерес к рассказу.

Всё что вы рассказываете может быть пересказано третьему лицу, при чем вы не знаете кому именно

Либо же может быть использовано против вас этим же слушателем, когда вы с ним поссоритесь. Это очень важное обстоятельство. Не нужно поддаваться обаянию момента, чтобы потом не пожалеть.

Как стать общительным

3 области коммуникации, которые вам необходимо развивать
  1. Невербальная коммуникация (язык тела).
  2. Вербальное общение (разговорный навык).
  3. Уверенность.

Невербальная коммуникация

Невербальное общение занимает огромную долю в процессе коммуникации. То, что вы говорите людям с помощью ваших глаз или языка вашего тела, имеет такое же сильное влияние, как то, что вы произносите словами.

Когда вы чувствуете волнение, вы ведете себя соответствующим образом. Например, вы можете избегать зрительного контакта или говорить очень мягко.

Иными словами, вы пытаетесь ограничить общение, чтобы собеседник не дал вашему поведению негативную оценку.

Тем не менее, ваш язык тела и тон голоса передают явные сообщения о следующих аспектах:

  1. Эмоциональном состоянии (нетерпение, страх).
  2. Отношении к собеседнику (покорность, презрение).
  3. Знании темы общения.
  4. Честности.
Как улучшить невербальные навыки общения
# 1. Определение проблем

Для начала задайте себе несколько вопросов:

  1. У меня есть проблемы с поддержанием зрительного контакта при разговоре с другими?
  2. Я слишком много улыбаюсь из-за нервозности или слишком мало?
  3. Я сутулюсь?
  4. Держу ли я голову прямо?
  5. Я говорю робким голосом?
  6. Я говорю слишком быстро, когда я беспокоюсь?
  7. Я перекрещиваю руки или ноги?

К важным составляющим невербального общения, на которые вы должны обратить внимание, относятся:

  1. Поза (голова приподнята вверх, тело наклонено вперед).
  2. Движение и жесты (пересекающиеся руки).
  3. Физическое расстояние (нахождение ближе либо дальше, когда разговариваете с другими).
  4. Контакт глаз (смотрите в глаза или отводите взгляд в сторону).
  5. Выражение лица (улыбка, каменное выражение лица).
  6. Тон голоса (речь звучит громко либо тихо).
  7. Уверенность в голосе (без комментариев).
# 2. Экспериментируйте с невербальными навыками и практикуйте их

Старайтесь отрабатывать только один навык за раз. После того, как убедитесь, что освоили его, можете переходить к следующему.

Вы можете попросить близкого друга или родственника охарактеризовать ваше невербальное поведение. Полученная обратная связь может быть очень полезной, потому что мы не знаем точно, как окружающие воспринимают нас.

После того, как вы определили проблемные места, измените свое поведение. Вы можете отрабатывать свои новые невербальные навыки стоя перед зеркалом.

После того, как вы получите результаты по итогам практики в домашних условиях, начните применять новые умения в реальной коммуникации с другими людьми. Хорошая идея – начать с малого, разговаривая, например, с продавцами в магазинах.

Попытайтесь увеличить интенсивность зрительного контакта в процессе разговора. Наблюдайте за своим действиями и обращайте внимание на реакции окружающих. Например, является ли собеседник более дружелюбным или более разговорчивым, когда вы задействуете больше зрительного контакта и больше улыбаетесь?

Вербальное общение

Если вы хотите узнать, как стать общительным, то одной из самых больших проблем для вас будет начало разговора и его удержание.

Это нормально, что вы говорите немного, потому что не всегда легко думать об интересных вещах и одновременно говорить о них. Это особенно верно, когда вы волнуетесь.

С другой стороны, некоторые взволнованные люди слишком много говорят, что также не является эталон общения.

Как улучшить вербальные навыки общения
# 1. Определение проблем

Ниже приведены вопросы, которые вы можете задать себе, чтобы определить те области, над которыми вам нужно поработать:

  1. У меня есть проблемы с разговором?
  2. Я быстро прекращаю говорить?
  3. Могу ли я сказать только “Да” или кивнуть, и попытаться заставить других людей поддерживать общение, чтобы не разговаривать самому?
  4. Я не хочу говорить о себе?
Советы для начала разговора
  1. Начните разговор, сказав что-то общее и не слишком личное, например, заговорите о погоде (“Великолепный день, не так ли?”).
  2. Скажите комплимент (“Этот свитер отлично смотрится на вас”).
  3. Сделайте наблюдение (“Я заметил, что вы читали книгу о парусном спорте, у вас есть лодка?”).

Чтобы стать общительным, вам не обязательно казаться остроумным. Старайтесь быть искренним, будьте собой.

Спустя некоторое время после начала разговора, особенно если вы уже были немного знакомы с собеседником, будет целесообразным перейти к более личным темам, например, отношениям, семейным ценностям, целям и убеждениям.

Не забывайте обращать внимание на свое невербальное поведение – смотрите в глаза и говорите достаточно громко, чтобы другие могли вас слышать, не переспрашивая о том, что вы произнесли.

Советы, как вести разговор

Помните, что разговор – это не соло, а дуэт. В процессе общения не говорите слишком мало или слишком много. Старайтесь говорить, позволяя высказываться вашему собеседнику, при этом скромное молчание тоже не пойдет вам на пользу.

Раскрывайте информацию о себе, такую как ваш досуг, любимая футбольная команда, ваше хобби и интересы. Личная информация не должна быть “слишком личной”. Вы можете начать с того, чтобы высказать свое мнение о вещах, которые вам нравятся.

Задавайте вопросы о вашем собеседнике. Если вы познакомились с ним только сейчас, пытайтесь не затрагивать очень личные темы.

Старайтесь задавать открытые, а не закрытые вопросы.

Закрытый вопрос – это вопрос, на который отвечают одним-двумя словами, например “Да” или “Нет”: “Вам нравится ваша работа?”. Открытый вопрос предполагает гораздо более детальный ответ, например, “Как вы попали на эту работу?”

Чтобы понять, как стать общительным, не забывайте, что люди обычно любят говорить о себе, особенно если другой человек проявляет к этому неподдельный интерес.

Советы для завершения разговора

Любой разговор рано или поздно заканчивается, поэтому имеет смысл подготовиться к его завершению.

Чтобы прекратить общение, вы можете сказать, что вам нужно взять чего-нибудь выпить, найти знакомого на вечеринке, вернуться на работу или вы можете пообещать продолжить разговор позже (например, “Надеюсь, у нас будет возможность снова пообщаться” или “Увидимся в ближайшее время”).

# 2. Экспериментируйте и практикуйте вербальное общение

В следующий раз, когда вы будете с кем-нибудь общаться, попробуйте сломать некоторые из ваших привычных шаблонов коммуникации. Если вы склонны не говорить о себе, попробуйте поделиться своими мыслями и переживаниями, и посмотрите, что произойдет. Если вы привыкли ждать, пока другой человек закончит разговор, попробуйте завершить его по своей инициативе.

Ниже приведены некоторые практические рекомендации:

  1. Поговорите с незнакомцем на автобусной остановке, в лифте или в очереди в магазине.
  2. Поговорите со своими соседями о погоде или о том, что происходит в вашем районе.
  3. Взаимодействуйте с коллегами. Общайтесь на позитивной волне со своими сослуживцами во время обеденного перерыва.
  4. Заводите новых друзей, а также развивайте дружеские отношения со знакомыми людьми. Предложите коллеге или знакомому встретиться за чашкой кофе либо пригласите родственника, которого давно не видели, на день рождения.
  5. Делайте комплименты девушкам и не только. Возьмите на себя обязательство делать по крайней мере два комплимента каждый день, причем предпочтительно должны звучать те слова, которые вы обычно не говорили. Не забывайте всегда быть искренним, для этого делайте комплимент тому, кто по вашему мнению этого заслуживает.

Уверенность

Как стать общительным? Станьте уверенным.

Уверенность в процессе общения – это искреннее выражение собственных взглядов, желаний и эмоций, которое вызывает уважение к ним со стороны собеседника.

Когда вы говорите уверенно, стиль вашего общения не подвергается осуждению, и вы несете ответственность за свои собственные действия.

Если вы зависите от чужого мнения, у вас могут возникнуть трудности, чтобы выразить свои мысли и эмоции открыто.

Навыки уверенности могут стать трудными для освоения, особенно если быть уверенным для вас означает, что вы ведете себя не так, как поступаете обычно. Возможно, вы опасаетесь конфликтов в процессе общения, всегда соглашаетесь со взглядами окружающих людей, а также избегаете высказывать свое собственное мнение.

В результате такого поведения вы, наверняка, выработали пассивный стиль общения. Вместо этого вы можете стремиться контролировать и доминировать над другими, развивая навыки уверенного общения.

Уверенная манера общаться несет в себе много преимуществ. Она поможет вам относиться к другим более искренне, снизит уровень беспокойства и обид. В итоге вы получаете больший контроль над вашей жизнью и уменьшаете число обстоятельств, которые не зависят от вас.

Уверенность – это приобретенный навык, а не черта личности, с которой вы рождаетесь. Уверенность не является частью вашей сущности, потому что она возникает в результате совершения необходимых действий, практики и дисциплины.

# 1. Определение проблем

Для начала задайте себе следующие вопросы, чтобы определить, в каком направлении нужно работать:

  1. Прошу ли я то, что хочу?
  2. Мне трудно изложить свое мнение?
  3. Насколько легко я могу сказать “Нет”?
Как стать уверенным в общении

Многим людям трудно спросить о том, что им нужно, чувствуя, что они не имеют права спрашивать или боятся последствий вопроса. Вы можете подумать: “А что, если он скажет нет?”, или “Она подумает, что я грубый и невоспитанный”.

Когда вы о чем-то спрашиваете, будет полезно начать с того, чтобы выразить ваше понимание проблемы другого человека. Например, “Я знаю, что в последнее время вы сильно заняты”.

Затем расскажите о сути вашего вопроса и о том, как вы к нему относитесь. Например, “Эта презентация должна появиться в следующую пятницу, и я сильно беспокоюсь, что она не будет готова вовремя”.

Важно говорить о своих чувствах, а не обвинять других. Например, лучше сказать: “Мне обидно, когда вы опаздываете на встречу со мной”, чем: “Вы всегда опаздываете! Вам на меня все равно!”.

Затем опишите, что вы хотите от собеседника. Будьте как можно более кратким и позитивным. Например, “Мне бы очень хотелось понять, как мы можем ускорить выполнение нашего проекта”.

Наконец, расскажите собеседнику, что он получит взамен, если ваша просьба будет удовлетворена. Например, “Я бы постарался помочь создать слайды для презентации на следующей неделе”.

У многих людей есть проблемы с выражением своих взглядов открыто. Возможно, вы ждете, когда сначала другие выскажут свое мнение, и только после этого поделитесь вашим, если оба мнения совпадут.

Быть уверенным – значит быть готовым выразить свое мнение, даже если другие этого не делают или ваше мнение отличается от взглядов окружающих людей.

Вместе с тем, уверенность означает возможность принять новую информацию и изменить свое мнение. Однако это не значит, что вы передумали, потому что другие считают иначе.

Как научиться говорить “Нет”

Сказать “Нет” может быть сложно, если вы не достаточно уверенны. Однако, если вы не можете сказать “Нет” другим людям, у вас не получится нести ответственность за собственную жизнь.

Когда вы говорите “Нет”, используйте утвердительную позу из арсенала невербального общения (стойте прямо, смотрите в глаза, говорите громко).

Прежде чем говорить, решите, какова ваша позиция.

Говоря “Нет”, не надо извиняться, защищать себя и оправдываться.

Если вам сложно сразу сказать “Нет”, ответьте “Мне нужно время, чтобы подумать”. Это поможет выйти из порочного круга, когда вы всегда выражаете согласие с чужим мнением.

Помните, каждый человек имеет право сказать “Нет!”.

# 2. Развивайте свою уверенность

Во-первых, осмыслите вышесказанное о тех случаях, когда вы избегаете возможности выразить свое мнение, сказать “Нет” или спросить о том, что вам нужно. Как вы могли бы справиться с ситуацией по-другому?

Оттачивайте мастерство общения вслух, находясь наедине с самим собой, чтобы вы привыкли к новой манере вести разговор. Например, “К сожалению, я не могу помочь вам в эти выходные“, или “Я хочу, чтобы работа была сделана до конца завтрашнего дня”.

Затем смоделируйте ситуацию, которая возникнет на следующей неделе, и в которой вы сможете проявить свою уверенность. Начните с того, чтобы высказать свое мнение или сказать “Нет” близким людям, а затем применяйте отработанные навыки в общении с другими людьми.

Оцените, как все прошло. Обратите внимание на реакцию собеседника. Могли бы вы сделать что-то по-другому в следующий раз?

Помните, что уверенность подобна любому новому навыку и требует времени и практики. Не будьте слишком требовательны к себе в самом начале, если вы волнуетесь, или не понимаете, как все сделать правильно. Вам потребуется время, чтобы привыкнуть к новому стилю общения и к изменениям, которые произойдут внутри вас.

Установки, которые мешают стать общительным и уверенным в себе
Быть уверенным означает быть эгоистичным

Это неверно, просто потому что выражение вашего мнения и предпочтений не означает, что другие люди вынуждены следовать за вами. Если вы ведете себя уверенно (не агрессивно), вы не отрицаете наличия уважения к ценностям и убеждениям других людей.

Пассивность – это способ быть любимым

Быть пассивным, означает соглашаться с другими, всегда позволяя им управлять вами и не обращаться в их адрес с какими-либо просьбами. Такое поведение не гарантирует, что другие будут любить вас или восхищаться вами. На самом деле, они могут воспринимать вас как скучного и разочарованного человека.

Лучше молчать, чем говорить правду

В некоторых случаях нам действительно лучше не высказывать собственное мнение, особенно если это касается отношений между руководителем и подчиненным, и то не всегда. Однако чаще другие люди будут заинтересованы в том, чтобы узнать ваше мнение. Подумайте, как бы вы себя чувствовали, если бы все всегда с вами соглашались.

Я должен делать все, о чем меня попросят

При общении с нашими друзьями мы можем беспокоиться, что будем выглядеть эгоистичными, если не будем делать все, о чем нас попросят. На работе мы можем волноваться, что покажемся ленивыми или малоэффективными, если не будем удовлетворять все просьбы наших коллег.

Другие люди не будут знать, насколько вы заняты, либо есть ли у вас другие планы, пока вы не скажете им об этом.

Несмотря на то, что необходимо отрабатывать на практике навыки общения, для того, чтобы лучше понять, как стать общительным, вам следует внимательно наблюдать за другими людьми. Спросите себя, с кем вам комфортно общаться? Изучите их поведение: улыбка, жесты, слова, тон голоса. Внедряйте фишки других людей в свою жизнь.

Юмор и ирония

Нужно по возможности использовать иронию и юмор. Этому надо учится, конечно. Чтобы научится шутить, надо водить дружбу с шутниками.

Но, есть важный принцип использования юмора — мужчины часто смеются НАД кем-то, а женщины ВМЕСТЕ с кем-то. Так вот, чтобы юмор улучшал отношения, надо смеяться вместе с кем-то, а не над кем-то.

Юмор можно тестировать по нейтральным темам. Хороший способ юмора — слегка изменять высказывание человека в более смешную сторону. В общем, юмор надо употреблять, но надо использовать его осторожно, так как это обоюдоострое оружие.

Теперь, когда мы разговариваем с человеком, очень важно соблюдать информационный ритм.

Дело в том, что когда мы говорим, то мы меняем картину мира человека. Если мы её не меняем, то ему скучно. Если наоборот, меняем очень интенсивно — одно новое, сразу другое, третье — то он не успевает эти компоненты как-то обустроить в своей основной картине мира, и ему также становится скучно.

Здесь нужно меру знать. Надо чтобы картина мира менялась с таким ритмом — сказал что-то новое, собеседник это обработал, и снова новое. При этом надо помнить, что когда ты говоришь с массой людей, им нужно больше времени на обработку информации, так как притупляется скорость реакции людей в большом количестве.

Иногда надо употреблять короткие реплики, вместо длинного рассказа. Они дают человеку больше времени подумать. При разговоре надо помнить простую вещь — нельзя много раз быть правым.

Один рассказывает в какой он был стране, другой приводит страну покруче, один говорит, что он купил сумку за $500, другой сразу бьет это покупкой за $2000. Так вот, не надо всё время перебивать другого своим превосходством — либо в правоте, либо в деньгах, либо в связях, либо еще в чем то. Это раздражает.

Также, нужно помнить, что есть информационная усталость. Важно делать перерывы, кофе-брейки, отдыхать или переходить на отвлеченные темы.

Откуда берутся проблемы с общением?

Коммуникативные навыки формируются у человека на протяжении всей жизни, при этом существует несколько основных факторов, оказывающих решающее значение. Рассмотрим наиболее важные.

  1. Особенности воспитания. В каждой семье свои идеалы, и нередко родители сознательно прививают ребенку черты, не способствующие большому успеху в жизни. Они гордятся, что их ребенок растет скромным и неконфликтным, хорошо учится, слушается родителей и учителей. Увы, подобные особенности воспитания создают человеку определенные сложности во взрослой жизни.

Кроме того, модель социального поведения ребенка полностью формируется на родительском примере. Если семья ведёт относительно замкнутый образ жизни и редко приглашает гостей, ребенок просто не научится общаться, и в дальнейшем будет испытывать из-за этого определенные трудности.

  1. Негативный опыт общения
    . Дети очень общительны и нередко сталкиваются с негативной реакцией на это. Родители просят их вести себя тише, сверстники начинают подшучивать, учителя в школе закрывают рот. Последствия подобного опыта вполне очевидны.
  2. Недостаточная эрудированность
    . Если у человека мало доступных тем для разговоров, стать более общительным ему будет непросто. Поэтому важно постоянно повышать свою эрудированность, много читать, интересоваться актуальными событиями и новостями.
  3. Особенности характера
    . Существует несколько типов характера, и уровень общительности – одно из их главных отличий. Так, флегматики обычно менее разговорчивы, чем холерики. Но если говорить именно об общительности, удобнее провести деление на
    интровертов и экстравертов. Для близких друзей интроверты обычно являются открытыми и интересными собеседниками, но общение с малознакомыми людьми им даётся непросто. Если Вы относитесь к интровертам, то Ваши трудности с общением объяснимы, но вполне решаемы. Более подробно о том, кто такой интроверт, читайте в отдельной статье.
  4. Неуверенность в себе
    . Подобная проблема мешает самореализации во всех сферах жизни. Неуверенному человеку тяжело найти работу, завести друзей и построить романтические отношения. Если присутствует данный фактор, начать следует с повышения самооценки, иначе остальные усилия могут оказаться безрезультатными.

Ну что же, друзья, с основами разобрались, теперь переходим к основной части.

Стать более общительным — это просто

В первую очередь необходимо понять, что общительность – это навык, а не особенность личности. А ценные навыки нужно развивать. Это доступно любому человеку, главное – непрерывно совершенствоваться в выбранном направлении. Весь процесс будет состоять из двух этапов: развития коммуникабельности (т.е. умения общаться с людьми) и расширения круга общения. Без лишних слов, переходим к первому этапу.

Технология и виды недоговаривания

  1. Недоговаривание может быть как протест против перебивания. Очень хороший способ. Вы в компании сидите, разговариваете, вы что-то начали говорить и вас перебили. Вы начинаете своё — опять перебивают. В таком случае, самому не нужно перебивать. Лучше подождать, спросит ли кто-то продолжения ваших слов. Если никто не спросит, то значит это всем не интересно. Если кто-то спросит — вы продолжите.
  2. Недоговаривание также бывает когда и так всё понятно.
  3. Недоговаривание, как тест на слушание — вы не закончив один сюжет, переходите к другому, чтобы оценить реакцию слушателя.
  4. Недоговаривание, как тест на приемлемость темы.
  5. Аксиоматическое недоговаривание — вы недоговариваете и не делаете каких-либо выводов, а вывод делает сам слушатель.
  6. Интригующее недоговаривание — не договорить, чтобы заинтриговать.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]