Человек – часть социума, и для него важно отношение окружающих, оценка его качеств, способностей, привлекательности. Но не менее важна для нас и самооценка, отношение к себе, которое формируется у человека в течение всей его жизни. От уровня собственной оценки своих достоинств и недостатков во многом зависит и то место в обществе, которое мы занимаем, и уверенность в своих силах, и степень социальной активности.
Что такое самооценка
Самооценка — это то, каким человек видит себя, как он представляет себя и своё место среди других людей. Изо дня в день мы выносим заключение о своём характере, привычках, способностях, сравниваем себя с окружающими, делаем выводы, стараемся измениться, стать лучше, совершеннее. Одни считают себя выше других, успешнее или талантливее. Другие — наоборот, страдают от несовершенства, непохожести на избранный идеал.
С раннего детства самооценка определяет поведение, настроение, внутренний баланс чувств человека. Ребёнок начинает оценивать себя, не научившись толком говорить. Малыш может расплакаться от того, что не в состоянии застегнуть сандалии.
— Значит, я хуже, чем мама, — думает трёхлетний карапуз, и его самооценка стремительно падает.
А если мама при этом напоминает, что соседский Славик давно уже сам одевается и обувается, — что ж, считайте, что начало комплексу заниженной самооценки положено.
То, как человек оценивает себя, накладывает отпечаток на всю его жизнь. Завышенная или заниженная самооценка одинаково опасны. Необъективная оценка собственных достоинств и недостатков приводит к тому, что человека неадекватно воспринимают окружающие. Трудно оценить самого себя объективно, и всё же, по выражению английского философа Фрэнсиса Брэдли, «каждый человек есть то, что он о себе думает».
Эффективные методы повышения самооценки
Самый главный шаг на пути к самосовершенствованию – осознать наличие проблемы. Часто человек маскирует ее за другими чувствами и сознательно избегает решения вопроса. Как только придет осознание, можно смело переходить к следующим методам повышения уверенности в себе:
- Заведите дневник достижений. Этот шаг не требует каких-либо серьезных денежных и временных затрат. Все просто: в конце каждого дня выделяйте 10-15 минут, чтобы записать свои маленькие и большие победы, которые случились с вами сегодня. Может быть, вы прочли книгу или, наконец, встали на час раньше обычного времени? Всегда можно найти повод для похвалы. Это поможет ежедневно формировать позитивное мышление и фокусировать свой взгляд на личных успехах. Важно перечитывать свои записи ежедневно.
- Смените окружение. Оцените тех, с кем вы чаще всего общаетесь. Если в вашем кругу есть негативно настроенные люди, откажитесь от взаимодействия с ними. Чаще находитесь в обществе позитивных и успешных людей, уверенных в себе и положительно настроенных по отношению к вам.
- Займитесь спортом. Лучший способ отвлечься, очистить мысли от негатива — физические упражнения. К тому же если заниженная самооценка связана с внешними данными, спорт поможет привести себя в форму. Кстати, во время занятий спортом наш организм вырабатывает гормон счастья — дофамин.
- Откажитесь от самокритики и самокопания. Не получится повысить самооценку, если постоянно себя ругать за что-либо или все время высказывать недовольства по поводу своей внешности и способностей. Чаще хвалите себя и думайте о хорошем.
- Избегайте сравнений. Каждый из вас — уникальная личность со своим индивидуальным набором качеств, достоинств и недостатков. Помните, что всегда найдутся те, кто достиг больших результатов, чем вы. В этом случае стоит брать с них пример, а не заниматься самобичеванием. А еще лучше – сравнивайте себя сегодняшнего с собой вчерашним, и отслеживайте свой рост, фиксируя достижения в дневнике, о котором мы говорили выше.
- Слушайте и проговаривайте аффирмации. Аффирмация — позитивное суждение, создающее правильный психологический настрой. Это наши утверждения и убеждения, мысли, чувства и желания, которые мы хотим иметь прямо сейчас. Важно формулировать аффирмации в настоящем времени. Например: «Я имею престижную и высокооплачиваемую работу», «Я красивая и здоровая», «Я счастливый человек».
- Выходите из зоны комфорта. Да, об этом методе слышат многие, но решается на это не каждый, ведь так уютно и безопасно находиться в своем «панцире». Посмотрите своей проблеме в лицо. Чувствуете неуверенность, когда находитесь в новой компании? Чаще посещайте людные места, мероприятия и первыми начинайте беседу. Отличным помощником для вас послужит наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», где вы научитесь эффективнее взаимодействовать с людьми благодаря интересным коммуникативным техникам. Стоит только сделать шаг, и вы поймете, что все не так страшно, как казалось на первый взгляд.
- Посетите тренинги. Существует много различных обучающих мероприятий, направленных на повышение самооценки, обретения уверенности в себе, что остается только выбрать подходящее именно вам. Если пока не готовы пройти тренинг, посмотрите фильм или прочитайте книгу на актуальную тему.
- Простите самого себя. Неуверенность часто является следствием чувства вины перед самим собой. Никто из нас не застрахован от ошибок, и здесь важно уметь их себе прощать. Напишите себе записку и расскажите в ней о своих чувствах, эмоциях, мыслях, проблемах, неудачах и обязательно письменно простите себе все то, за что ощущаете себя виноватыми.
- Медитируйте. Медитация помогает полностью расслабиться физически и отпустить мысли. Существует много разных техник, направленных на избавление от обиды на самого себя и достижение умиротворенности.
Уверенность в себе — это не врожденное качество, а сформированное в процессе жизни. Ваша главная задача на пути к здоровой самооценке – полюбить себя, научиться верить в собственные силы, что возможно только через ежедневную работу над собой и своими мыслями.
Занимайтесь любимым делом, не отказывайте себе в маленьких и больших радостях, всегда думайте о хорошем и тогда все получится!
Желаем удачи!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Психологический портрет
- Условия формирования характера
- Преодоление синдрома самозванца
- Формирование самосознания
- Как повысить самооценку: практика из области НЛП
- Формирование правильной самооценки
- Формирование самооценки у детей
- Самокритика
- Три маски патологического нарциссизма
- Полное руководство по уверенности в себе
Ключевые слова:1Коммуникации, 1Психорегуляция
Классификация
Самооценка присутствует у любого человека. У некоторых она представлена в зачаточном состоянии, на уровне «лучше — хуже», «он может, а я не могу», «меня ругают, а я хороший». Такой уровень самооценки характерен для детей, но может сохраниться и у взрослого. Чаще с возрастом человек формирует о себе устойчивое мнение, которое с трудом поддаётся корректировке.
Самооценки не может быть слишком много — её либо достаточно, либо недостаточно. В зависимости от того, насколько здраво человек подходит к оценке своих сил, качеств, поступков, можно выделить адекватную и неадекватную оценку. Самооценка может зависеть от конкретной ситуации или настроения человека. Критериев, по которым человек оценивает себя, — великое множество, однако можно выделить наиболее характерные и присущие большинству людей.
Мифы о самооценке
Это понятие у всех на слуху, однако не все знают, как именно должен воспринимать себя человек для комфортной жизни. В связи с чем возникли такие стереотипы:
- Формирование самооценки происходит только исходя из мнения о человеке других людей. Это справедливо только для детей. С возрастом главным, хоть и не единственным, критерием собственной успешности становится личный опыт.
- Человек с нормальной самооценкой всегда может правильно воспринимать остальных. Неадекватное представление о себе ведет к такому же отношению к другим. К сожалению, в обратную сторону правило срабатывает далеко не всегда.
- Чем выше самооценка, тем лучше. Это справедливо только в том случае, если человек является действительно очень успешным, т.е. он воспринимает себя адекватно. В ином случае это будет препятствовать его развитию и усложнит коммуникацию с другими людьми.
- Мужская самооценка зависит от количества партнеров в интимной жизни. В действительности такое положение вещей является лишь следствием неадекватного самовосприятия. Ведь количество партнеров далеко не всегда свидетельствует о каких-либо притягательных свойствах личности. Наоборот, часто именно успехами в интимной жизни как мужчины, так и женщины пытаются компенсировать неуверенность в себе.
- Самооценка должна быть стабильной. Это мешает развитию личности. Нормальное восприятие себя должно быть гибким и корректироваться в связи с изменением критериев оценки или из-за других существенных факторов.
- Женская самооценка не должна быть высокой, потому что девушку красит скромность. Это еще один довольно распространенный стереотип. Скромность — черта характера, которая может присутствовать как при высокой, так и при низкой самооценке.
- Сформированное в детстве восприятие себя изменить нельзя. Представления, заложенные в юном возрасте, очень сложно скорректировать. Однако это возможно. Более того, формирование адекватной самооценки обычно происходит именно во взрослом возрасте. При этом оно основывается на личном опыте человека.
- Завышенная и заниженная самооценки одинаково плохи. В действительности самоуверенный человек имеет больше внутренних ресурсов достичь желаемого. Это не означает, что не надо стремиться к адекватному восприятию себя. Ведь роль самооценки в жизни человека заключается в возможности выбрать занятие по своим силам и способностям, а также контролировать личностный рост.
Виды самооценки
Адекватная и неадекватная
Сложность в разделении этих двух видов заключается в том, что человек всегда считает себя правым в оценке собственных достоинств и недостатков. Уровень адекватности определяется уровнем здравомыслия, способностью оценивать свои поступки и личностные качества.
Стабильная и плавающая
В процессе взросления формируется отношение к самому себе, оценка своих способностей и возможностей. К определённому возрасту каждый человек точно знает, способен ли он стать космонавтом или примой балета. В то же время на самооценку влияет настроение и достигнутые успехи: похвала начальника или проигрыш в соревнованиях может значительно повысить или понизить уровень самооценки.
Общая, частная и ситуативная
Это разделение указывает на область или сферу самооценки. Можно иметь высокую общую самооценку, но признавать несостоятельность в хозяйственных делах. Или наоборот, страдать от комплекса неполноценности, но гордиться успешными детьми или пышными волосами.
При обозначении вида самооценки не используют такие понятия как «хорошая» или «плохая». Самооценка может быть различной по уровню — повышенной, низкой или средней
Психологи используют и другие способы классификации самооценки. В частности, выделяются актуальная самооценка, или оценка по достигнутым результатам; парциальная, зависящая от достижений в какой-то одной области; потенциальная, обусловленная врождёнными способностями и задатками.
В зависимости от того, как относится человек к своим достоинствам и недостаткам, принижает или завышает их значимость в собственных глазах, можно говорить о различных уровнях самооценки.
Нестабильная самооценка и ее разновидности
Самооценка есть фундамент личности. Мы привыкли к терминам «высокая» и «низкая» самооценка. Психолог Борис Литвак предложил заменить их на более объективные «стабильная» и «нестабильная». В своей книге «7 шагов к стабильной самооценке» автор говорит следующее:
«Я» человека со стабильной самооценкой не зависит от внешних событий. Он ориентируется на изменчивую реальность, но не пропускает все события через свое «Я». Это позволяет ему быть более спокойным и практичным. Нестабильная самооценка предполагает, что представление человека о самом себе, своей жизни, своем окружении, своих достижениях постоянно изменяется в зависимости от внешних событий, которые происходят в его жизни».
Стабильная самооценка согласно теории Б. Литвака имеет формулу «Я+». В этом состоянии человек понимает, что с ним все хорошо независимо от того, что о нем думают окружающие. Если самооценка шаткая и сильно зависит от внешних факторов, ее формула обратна – «Я-». Человек, угнетенный своей заниженной самоценностью на фоне других значимых людей, эмоционально зависим от оценок. Поэтому, его психологическое состояние напрямую связано с одобрением или порицанием со стороны.
В той или иной степени тенденция реагировать на посыл окружения присуща каждому, поскольку человек неразрывно связан с социумом. Однако личность с нестабильной самооценкой смещает центр значимости с себя на других. Вместо того, чтобы быть Солнцем в собственной галактике, такой человек становится маленькой планетой, нарезающей круги вокруг общественного мнения. Постоянная потребность доказывать значимость формирует стратегию социальной адаптации. Человек с базой «Я-» бессознательно трансформирует ее в формулу «Я+, если…». Это своеобразная подмена концепции «Я+», при которой он чувствует себя хорошо только при соблюдении определенных условий.
Я+, если я лучший
Такие люди стремятся быть первыми во всем. Они могут быть успешными в карьере, вести насыщенную жизнь, всегда оставаться в потоке и даже вызывать зависть. Однако в стремлении завоевать все возможные награды, они остаются несчастными. Причина в том, что источником мотивации выступает не вдохновение, а невротическое опасение за свою несостоятельность.
Как быть?
- осознать свои истинные цели без оглядки на их престиж с точки зрения социума;
- позволить себе ошибаться и быть неидеальным;
- трансформировать источник мотивации из страха во вдохновение;
- перестать разделять людей на тех, кто лучше или хуже вас.
Я+, если я радую других
Этот тип нестабильной самооценки характерен для общества с советским прошлым. Несколько поколений подряд людям внушали, что их основная задача – осчастливить других. Собственное счастье и благополучие стояли на последнем месте. Кроме того, влияние общественного мнения (Что скажут люди?) оказывало сильное влияние на жизнь каждого индивида. В связи с этим концепция «Я+, если радую других» встречается в наших реалиях часто. Такие люди несамостоятельны, нервозны, для них характерно плыть по течению и оставаться ведомыми. Им сложно говорить «нет» и отстаивать свои личностные границы.
Как быть:
- учиться планированию и постановке целей;
- учиться отказывать;
- баловать себя и поощрять за любые (по личному критерию, а не внешнему) достижения;
- выстраивать личностные границы;
- не бояться просить о помощи;
- рассуждать о проблеме с позиции здорового эгоизма.
Я+, если я сильный
Это самостоятельные люди, прочно стоящие на ногах. Они транслируют обществу свою уверенность, иногда сами провоцируют конфликты, и тщательно скрывают слабости. Но их недостаток в том, что образ непобедимого человека диктуем страхом быть осмеянным. Запрет на чувства и состояние вечной борьбы очень изматывают и лишают возможности радоваться жизни.
Как быть?
- принять себя с недостатками и слабостями;
- принимать и проживать любые свои эмоции;
- учиться компромиссам;
- избегать крайностей в суждениях о людях и себе;
- найти безопасный выход агрессии.
Уровни самооценки
Если абстрагироваться от видов самооценки, можно выделить повышенный, заниженный и адекватный уровень самооценки. То же самое можно выразить немного другими словами: высокая, низкая и средняя самооценка. Принципиальной разницы здесь нет, различие только в принятых формулировках.
Представление о средней, или адекватной самооценке, не имеет чётких границ. Точно так же, как трудно охарактеризовать «среднего», неприметного человека, не просто описать и среднюю самооценку в отрыве от её крайних проявлений.
Адекватная
Это реалистичное восприятие самого себя, не слишком отличающееся от того, как воспринимают вас окружающие. Человек с адекватной самооценкой несёт в себе осознанную уверенность, чувства его стабильны, а душевное состояние находится в гармонии с внешними проявлениями чувств и эмоций. Реалистически воспринимающие себя люди легко строят отношения с окружающими, спокойно реагируют на критику и всегда готовы пошутить над собой.
Адекватная самооценка подразумевает соответствие притязаний человека и возможностей реализовать эти притязания. Известный тост — «Пусть ваши желания всегда совпадают с вашими возможностями!» — хорошо отражает суть адекватной самооценки.
Заниженная
Если оценка собственных возможностей занижена по отношению к их реальной величине, можно говорить о низкой самооценке. Такой человек не уверен в своих силах и проявляет сильную зависимость от оценки окружающих. Мало того, выводы о своих возможностях он делает не по реальным высказываниям других людей, а по собственным домыслам — наверное, они думают обо мне так-то и так-то.
Человек с низкой самооценкой отличается повышенной тревожностью, мнительностью, неспособностью принимать решения и брать ответственность на себя. Такие люди часто настроены негативно по отношению к окружающим, им всюду мерещится подвох, попытка ущемить их права.
Другая сторона заниженной самооценки — неуверенность, стеснительность, робость. Заниженной самооценкой может страдать и умный, талантливый, достойный во всех отношениях человек, которому родители или другие люди — учителя, руководители, супруги — внушили мысль о его якобы неполноценности.
Завышенная
Завышенная самооценка не является сугубо отрицательным качеством до тех пор, пока высокое мнение о себе не начинает мешать адекватному восприятию такого человека окружающими. Если человек с повышенной самооценкой обладает реальным превосходством, например, лучше всех решает задачи или быстрее всех бегает, окружающие до поры до времени прощают его зазнайство.
Чаще бывает иначе: человек с завышенной самооценкой взирает на окружающих свысока, не имея для этого никаких оснований. Все свои поступки и мысли он считает единственно правильными, а в случае неудач винит в этом обстоятельства или других людей.
Рука об руку с завышенной самооценкой идут зазнайство, высокомерие, чванливость, неуважение к чужому мнению, а порой агрессивность и жестокость. Такие люди не выносят критики, их невозможно переубедить, заставить посмотреть на происходящее с другой стороны. Все эти качества отталкивают людей, создают социальный вакуум вокруг неадекватной личности.
Следует понимать разницу между высокой и завышенной самооценкой. Высокая базируется на реальных достоинствах и достижениях, завышенная — говорит о ложном самовосприятии
Причины низкой самооценки
По мнению психологов, на самооценку личности может влиять несколько факторов: взаимоотношения с родителями в детстве, оценка окружающих, зацикленность на конкретной неудаче, внешность. Рассмотрим типичные причины.
Родом из детства
Часто родители окружают ребенка гиперопекой, боясь, что малыш сделает неверный шаг, упадет, ушибется. Такое влияние формирует у ребенка чувство беспомощности и неумелости, делает его полностью зависимым от мамы с папой. Итогом подобного воспитания является то, что во взрослой жизни человеку трудно принять решение и сделать что-либо самостоятельно.
Так же ребенок берет пример с родителей: если он видит, что мама или папа неуверенны в себе, то он воспроизведет такое поведение в дальнейшем. К примеру, мама позволяет оскорбления в свою сторону со стороны отца или папа не заступается за маму в спорных или опасных ситуациях, т.к. неуверен в своих силах.
Еще одна причина родом из детства — отсутствие любви родителей к ребенку и постоянное сравнение с кем-либо не в пользу малыша. Это противоположная гиперопеке ситуация. Ребенка не замечают, не уделяют должного внимания, или, еще хуже, обижают и применяют физическое насилие. В итоге ребенок теряет веру в собственные силы и способности. Подобные ситуации делают из ребенка «трудного» подроста в будущем.
Негативный опыт
В жизни у каждого из нас случаются моменты, когда мы терпим неудачу в делах. Это могут быть несложившиеся отношения, предательство друга или фиаско на работе. И здесь важна адекватная оценка ситуации, а не излишняя самокритика. Часто человек зацикливается на плохом опыте и начинает избегать принятия решений.
Кстати, в детстве неудачи способны нанести ребенку серьезные психологические травмы, которые сказываются на самооценке в будущем.
Влияние окружающих
Важную роль в формировании самооценки играет общество. Там, где не ценится проявление инициативы и самостоятельность, уверенность в отдельной личности не сформируется.
Особое влияние оказывает чрезмерная критика других людей. Если человек изначально слабохарактерный, то критика оказывает на него пагубное влияние: опускаются руки, появляется замкнутость, отсутствует желание что-либо делать. Зачастую слабохарактерные люди специально начинают себя критиковать прилюдно. Их цель — получить опровержение своих слов и повысить собственную значимость. В этом случае важно не поддерживать мнение такого человека, а подбодрить его.
Общение с манипуляторами тоже способствует снижению самооценки. Им важно навязать свое мнение, получить власть над личностью через внушение чувства неуверенности в себе своей жертве и превознесения своей значимости.
Внешние данные
Неудовлетворенность своей внешностью или наличие видимых патологий часто являются причинами насмешек сверстников и нездоровой критики от окружающих во взрослом возрасте. К примеру, если женщина стыдится своего избыточного веса, то какие-либо высказывания на этот счет со стороны будут восприниматься особенно остро и даже могут привести к депрессии, когда для уверенной в себе женщины критика – это повод стать еще лучше в чем-либо.
Это тот случай, когда снова стоит напомнить о простой истине: полюби себя, и тебя полюбят другие.
В любом разе, что бы ни являлось причиной падения самооценки, есть отличные методы, применив которые вы вернете уверенность в себе. Поговорим о самых эффективных из них.
Структура самооценки
Понятие самооценки условно можно разделить на два компонента: когнитивный или познавательный, и эмоциональный, построенный на переживании человеком представлений о самом себе. Другими словами, самооценка складывается из набора качеств, которыми обладает человек, и из его отношения к этим качествам.
К этим компонентам можно добавить третью составляющую — поведенческий компонент, являющийся связующим звеном между внутренней оценкой себя и тем, как оценивает индивидуума общество. Таким образом, самооценка складывается из трёх взаимосвязанных частей:
представление человека о своих способностях, внешности, характере, месте в социуме собственное отношение к этим представлениям выстраивание взаимоотношений с окружающими на основе этих представлений
В сумме эти три составляющие дают понятие «самости», или «Я-концепции» — термина, распространённого в зарубежной психологии. Ядром «Я-концепции» является эмоциональный компонент, именно он отвечает за степень самоуважения, баланс между уровнем притязаний личности и её реальными достижениями.
Способы коррекции самооценки
Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.
- Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления
. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты. - Кстати, о комплиментах
. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».
- Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда
. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.
- Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу
. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».
- Прощайте себя за ошибки, их совершают все
. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.
В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.
Функции
Способность к самооценке и потребность в оценивании своих качеств заложена в природу человека. Отсутствие этой способности затрудняет существование в социуме, делает невозможным адекватное восприятие мира и себя в этом мире.
Можно выделить такие основные функции самооценки:
регуляторная защитная отражающая развивающая эмоциональная
Регуляторная функция помогает принять решение, сделать выбор. С помощью этой функции человек решает, как ему повести себя в той или иной ситуации — сделать или не сделать, согласиться или отказаться.
Защитная функция характерна для адекватной и завышенной самооценок. В случае неудачи или непредвиденных обстоятельств она позволяет пережить ситуацию без серьёзных потерь, не даёт опускать руки и терять веру в себя. У людей с низкой самооценкой эта функция не срабатывает.
Отражающая функция отображает отношение человека к самому себе. Она реалистически показывает, как индивидуум относится к своим поступкам, способствует адекватной оценке собственных действий.
Развивающая функция не позволяет останавливаться на достигнутом. Она стимулирует постоянное саморазвитие, личностный рост, подталкивает к мысли о необходимости получать новые знания и навыки.
Эмоциональная функция занимает особое место. Именно она отвечает за степень удовлетворённости собственными качествами, позволяет чувствовать себя адекватно и комфортно.
Помимо перечисленных можно выделить и некоторые другие функции самооценки — адаптационную, помогающую приспособиться к внешним обстоятельствам; корригирующую, выполняющую контрольные функции в процессе жизнедеятельности; терминальную, заставляющую прекратить действия в случае их нежелательного развития, и некоторые другие.
Функции самооценки
Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.
Функции | Описание |
Стимулирующая | Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку. |
Пост прогнозная | Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке. |
Регулирующая | Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. |
Эмоциональная | Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни. |
Защитная | Формирует стабильность личности. |
Контролирующая | Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий. |
Развивающая | Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию. |
Процесс формирования самооценки
Формирование самооценки происходит на протяжении всего периода развития личности. Начинается этот процесс с момента рождения и достигает кульминации в дошкольные и школьные годы.
Есть основания предполагать, что самооценка начинает формироваться уже в период внутриутробного развития. Влияние оказывают такие факты: желанный ребёнок или нет, возлагают родители большие надежды на наследника или воспринимают появление ребёнка как текущее событие своей жизни.
Самооценка формируется на базе взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Первые люди, с которыми сталкивается малыш — его родители, братья и сёстры, другие родственники. Затем приходит черёд воспитателей детского сада и учителей. Характер оценки окружающими поведения и способностей ребёнка в первые пять лет жизни откладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
Уважительное отношение со стороны родителей, высокая оценка способностей, заслуженные похвалы, поддержка инициативы формируют у ребёнка адекватную или повышенную самооценку
Если ребёнка с малых лет приучают к мысли, что он ничего не умеет, всё делает хуже, чем его сверстники, если ему не дают возможности проявить самостоятельность, фантазию, инициативу, — в результате вырастает неуверенный в себе, закомплексованный неудачник с пониженной самооценкой. Большим везением в этом случае станут опытные педагоги или талантливые тренеры и наставники.
В школьном возрасте есть возможность откорректировать и поднять самооценку за счёт выявления и стимулирования способностей к творчеству, наукам, спорту. Если упущен момент для формирования общей высокой самооценки, есть шанс поднять частную самооценку, научить выше оценивать себя в какой-то одной области.
Откуда берется неуверенность в себе?
Формирование самооценки происходит в разные периоды жизни. В каждый отдельно взятый промежуток времени развивается наиболее значимый на данный момент фактор. Наиболее важным периодом, когда происходит развитие самооценки, считается детство. Ведь именно в раннем возрасте личность приобретает фундаментальные представления о себе, мире и окружающих. Многое в этот период зависит от родителей: их степени принятия ребенка и осознания того, что такое самооценка и как она влияет на жизнь малыша. Наиболее важным в этом возрасте является одобрение со стороны старших. Ребенок беспрекословно усваивает самооценку, заданную его родителями.
Корни восприятия себя находятся в глубоком детстве. Родители нередко называют свое чадо неумехой, растяпой и другими нелицеприятными словами. Поскольку в детстве формирование самооценки только начинается, ребенок не поддает сомнению слова взрослых. Мать и отец на этом этапе являются для него неоспоримыми авторитетами. Какими бы благими ни были их намерения, ребенок на долгие годы, если не на всю жизнь, усвоит, что он плохой и не соответствует ожиданиям своих близких. Со временем это приведет к развитию низкой самооценки и комплексу вины.
Чтобы не допустить подобного сценария, родителям нельзя ругать ребенка, если у того что-то не выходит, особенно если малыш делает это впервые.
Чтобы вырастить человека, адекватно воспринимающего себя, родителям необходимо не только разбираться в том, как формируется самооценка у ребенка, но и поработать над своей собственной. Не стоит забывать, что дети подсознательно копируют поведение взрослых. Таким образом они рискуют получить заниженную или завышенную самооценку «в наследство».
Во взрослом возрасте основы стабильной самооценки могут быть нарушены сильным эмоциональным потрясением, например потерей кого-то из близких, увольнением или любой крупной неудачей. К восстановлению уверенности в себе стоит приступать незамедлительно. Справиться с этим можно самостоятельно в том случае, если произошедшие события не привели к депрессии. В иной ситуации лучше обратиться к специалисту. Влияние самооценки на поведение человека переоценить сложно. Именно этот фактор задает жизненный вектор.
Факторы, влияющие на формирование самооценки
В раннем возрасте на формирование самооценки влияют люди, с которыми ребёнок сталкивается чаще всего — родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Самооценка не рождается сама по себе, «ниоткуда». Привычка оценивать себя развивается постепенно, под влиянием тех оценок, которые дают нам окружающие люди.
С возрастом удельный вес различных факторов меняется. Если для маленького ребёнка на первом месте стоит оценка его поступков родителями, то для школьника приоритеты смещаются в сторону оценки учителей и сверстников. Примерный перечень факторов, влияющих на самооценку школьника младших классов, выглядит следующим образом:
оценка со стороны учителя, наставника, тренера мнение родителей, родственников мнение товарищей по учёбе, увлечениям личный опыт, чувство компетентности влияние рефлексии
После поступления ребёнка в школу формирование самооценки стремительно набирает обороты. Происходит внутренняя переоценка ценностей: избалованный ребёнок получает критические замечания со стороны педагога, подвергается насмешкам сверстников, сталкивается с первыми неудачами в процессе обучения. Это может привести к понижению самооценки, нервным срывам, нежеланию ходить в школу. И наоборот — те качества, за которые раньше ругали родители, оказываются востребованными и пользуются признанием у одноклассников, что способствует повышению самооценки.
Рекомендуемые книги
- Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка.
- Брайан Трейси. Самооценка.
- Бранден Н. Шесть столпов самооценки.
- Гюру Э. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей.
- Ковалевский В. Оптимальная модель мышления и логика объективной самооценки.
- Корягин А., Бариева Н., Кошлакова Ю., Боровкова Д. Самооценка и уверенное поведение.
- Литвак Б. 7 шагов к стабильной самооценке.
- Лоренц Т., Оппитц Ш. Самооценка. Повышай свою уверенность!
- Макги П. Самооценка.
- Никулина И. Развитие самооценки школьников с нарушением зрения.
- Новиченкова Е. Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку.
- Полетти Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо.
- Требунская О. Матрица жизни. Самооценка и удовлетворенность.
- Удилова И. Самооценка по-женски. Стань уверенной в себе женщиной.
Огромной популярностью пользуются работы спикера-миллионера Брайана Трейси. Он канадец и мотивирует людей на саморазвитие. Его аудиокнигу «Самооценка» можно скачать в Интернете в открытом доступе.
Популярен и Михаил Лабковский — семейный и индивидуальный психолог. Он придерживается точки зрения, что завышенная оценка позволяет добиться максимальных высот в жизни, а низкая тянет на дно и топит там. Почитать его эссе и лекции онлайн на эти темы весьма интересно.
Вам также может быть интересно:
Диагностика
Одним из качеств, характеризующих взрослого, самодостаточного человека, является умение правильно оценить свои возможности и способности, отделить собственную оценку от мнения окружающих. Насколько человек объективен в этой оценке, можно определить с помощью различных способов и методов диагностики самооценки.
Диагностика оценки личностью своих умений, качеств, особенностей характера лежит в сфере компетентности специалистов — психологов, психотерапевтов, педагогов. Анализируя различные виды самооценки, психологи пришли к выводу, что она бывает оптимальной и неоптимальной, или, говоря другими словами, адекватной и неадекватной.
Для того, чтобы правильно диагностировать самооценку, необходимы консультации специалиста, использование научных методик и различные способы тестирования
Оптимальная самооценка выражается в том, что человек относится к себе со здоровой долей критичности, оценивая себя реально. При такой самооценке индивидуум способен замечать в себе плюсы и минусы, видит свои успехи и отмечает неудачи, ставит перед собой реальные цели и способен корректировать своё поведение. Человек адекватно оценивает себя, старается представить, как выглядят его поступки со стороны. Внутреннее состояние такого человека отличается гармонией и стабильностью.
Под неоптимальной самооценкой подразумевается чрезмерно завышенная или наоборот, заниженная самооценка. Люди с неадекватной самооценкой либо идеализируют себя, либо необоснованно принижают. Никакие замечания извне такими людьми не воспринимаются, либо трактуются в угоду собственному мнению. Справедливый упрёк или просьба пересмотреть своё отношение воспринимается как попытка унизить или оскорбить достоинство. Такой человек, даже если не может отрицать очевидный промах, списывает его за счёт придирок или зависти окружающих.
Для чего она нужна
Развитие адекватной самооценки требуется для практического выживания в социуме. Зная свои достоинства и недостатки, можно грамотно подчёркивать одни и скрывать другие – это работает на создание позитивного образа, помогает в карьере, установке правильных связей и общему продвижению.
Внутреннее спокойствие от понимания своего места в жизни (хоть президент, хоть студент-двоечник) даёт внутреннюю стабильность. Это адекватная точка, от которой можно отталкиваться, а вот если преподносимый образ и реальный расходятся, то спокойствия меньше, окружающие реагируют, как на мыльный пузырь и обходят стороной. Меньшее количество тревог, внутреннего напряжения делает человека более здоровым соматически, получает безопасные отношения с другими, выстроенные на честности, и безопасную среду для обитания, и надёжное функционирование организма без нервных сбоев. Также адекватная самооценка позволяет человеку легче принимать и окружающий мир, и все свои проявления, отсюда меньше склонности к различным типам зависимостей и расстройствам питания.
Реалистичность поставленных целей, способность рассчитать свои возможности позволяет достигать значительно большего. Повсеместное стремление улучшить самооценку, поднять её и чувствовать уверенность и счастье приводят только к иллюзии. Думая, что легко справится со всем, человек не рассчитывает время, свои ограниченные силы и получает провал. Тот, кто адекватен по оценке, не пойдет на противостояние с более сильным, а предложит кооперацию, спросит совета у профессионала, а не будет самостоятельно решать вообще все вопросы. Возможно, даже признавая свою истинную глупость можно достичь больше, просто делегируя все необходимые задачи, чем имея средний интеллект пытаться всё сделать в одиночку.
Это главный механизм выживания, заложенный даже у животных. Грамотное сканирование окружающего пространства, соотнесение этого со своими умениями и габаритами позволяет выжить. Средних размеров хищник, видя маленькую добычу, принимает решение напасть и остаётся сытым, что продлевает его жизнь. А вот при столкновении с большим противником спасается бегством, и тоже остаётся жив. Если не правильно оценить себя, силы и окружающий мир, одинаково действовать в этих обеих ситуациях, то результат будет плачевным. Поэтому некоторые механизмы отслеживания мира закреплены эволюционно, остальные более высокоразвитые, обычно касаются социального уровня, человек должен доращивать сам.
Самооценка касается не только собственного положения и умений, но и ресурсов, и возможности их распределять. Понимая, что у вас много денег, но вы дико устали, имеет смысл заказать такси, тем, кто бодр, но беден, стоит выбрать пройтись пешком. Это всё является не только методом экономии и правильного распределения ресурсов, но также построения успешной дальнейшей деятельности и развития. Человек, наконец, может прогнозировать, к чему приведут его действия. Только при незрелой личностной структуре, неадекватной самооценке любые действия человека могут приводить к разным, а главное удивляющим его результатам.
Как повысить самооценку
Хорошо, если этим вопросом озаботятся родители ребёнка, обнаружившие в нём признаки заниженной самооценки. Для этого не нужно быть профессиональным психологом, достаточно посмотреть, как реагирует малыш на замечания взрослых. Растерянность, слёзы на глазах говорят о низкой самооценке. Если же ребёнок пытается отстоять своё мнение, сделать по-своему — это хороший знак. Попытки ребёнка подвести логическую базу под свои действия, например, сказать, что так для него удобнее или проще, говорят о хорошей, адекватной самооценке.
Когда ребёнок начинает посещать детский сад или школу, его самооценке могут быть нанесены серьёзные удары. Привыкший к родительским похвалам за каждое пустяковое достижение, он с трудом переносит критику старших или насмешки сверстников. Задача родителей на этом этапе — поддержать ребёнка, проанализировать ситуацию, дать мудрый совет. Если школьнику никак не даются точные науки, нужно подыскать такие предметы, которые вызывают наибольший интерес. Вполне возможно, что двойки по математике не помешают ребёнку стать талантливым биологом или писателем.
Выраженная самооценка полностью формируется у ребёнка уже к 5 годам. Поднять уровень самооценки на достаточную высоту — важная задача родителей и воспитателей детских учреждений
Низкую самооценку можно поднять и взрослому человеку. Сделать это сложнее, чем в детстве, ведь придётся полностью перекраивать сформировавшееся отношение к себе. В детстве это отношение складывается на основе оценок других людей. Значит, и теперь нужно найти таких людей, которые помогут пройти весь путь становления самооценки заново.
Таким человеком может стать профессиональный психолог или специалист, практикующий методики повышения самооценки. Хороший результат даст посещение вебинаров, работа в группе единомышленников, самостоятельное изучение соответствующей литературы.
Есть несколько простых, но действенных способов поднять самооценку:
Используйте формулы самовнушения, периодически мысленно или вслух произносите фразы: «Это мне по силам. Я обязательно добьюсь успеха», или: «Не боги горшки обжигают. У меня тоже всё получится!»
Определите сферы своих компетенций. Невозможно быть идеальным во всём — если вы страдаете, сравнивая себя с красивой и стройной подругой, почаще рассказывайте о том, какие вкусные блинчики и пирожки вы умеете готовить.
Читайте также: 10 способов повысить самооценку
Учитесь адекватно воспринимать похвалу. Люди с заниженной самооценкой слишком смущаются, когда слышат комплименты в свой адрес, они кажутся им насмешкой. Просто ответьте «спасибо!» и примите на веру услышанное.
Замените самокритику на сочувствие к себе. Иногда необходимо улыбнуться своему отражению в зеркале вместо того, чтобы расстраиваться по поводу прыщика на носу.
На каждый минус найдите плюс. Понизили зарплату — нужно поискать другую, более интересную работу. Любимый человек забыл поздравить с днём рождения — это его, а не ваша проблема. Плохая погода — повод посмотреть хороший фильм.
Задаваясь вопросом, как повысить самооценку, нужно отделять важное от второстепенного. Перед тем как что-то менять, следует задуматься, насколько это важно для вас и не повлечет ли ещё больших неприятностей. Знаменитая фраза «Если не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним» — вполне подходит и к вопросу повышения самооценки.
* * *
Низкая самооценка — это не обязательно плохо. Можно привести немало примеров успешных людей, которые всю жизнь страдали от неуверенности в себе, чрезмерно критического отношения к собственным слабостям и недостаткам. Особенно это свойственно тонким творческим натурам — актёрам, писателям, художникам.
Если в вашем окружении есть такие люди, протяните им руку поддержки. Намекните при случае, что тактичность, скромность, отсутствие амбиций — это их плюс, а не минус. Но если низкая самооценка мешает жить, работать, добиваться задуманного, вспомните слова Билла Гейтса: «Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от вас закончить дело ДО того, как вы почувствуете себя уверенно».
Как поднять самооценку и уверенность в себе?
Современное общество озабочено тем, как повысить самооценку и уверенность в себе. Подробнее, как бороться с заниженной самооценкой читайте по ссылке.