Шопоголик – больной или транжира? На радость маркетологам, на горе кошельку!

Шопоголизм или же ониомания — это разновидность психического аддиктивного расстройства. Поведение пациента становится иррациональным, он стремится покупать ради самого процесса, а не ради той утилитарной пользы, которую несет предмет приобретения. Например, женщина, идя в магазин, может принести десяток новых аксессуаров, несколько пар туфель и бог весть чего еще. Нужно ли ей все это? Нет, в большинстве случаев не нужно. Соответственно, речь идет о разновидности патологического процесса.

Расстройство, известное как шопоголизм, считается заболеванием относительно давно. Зависимость введена в оборот как отдельный диагноз в конце 19-го века, сейчас она рассматривается как полноценное заболевание. В странах бывшего Союза к проблеме относятся не так благосклонно. Скорее наоборот. Шопоголизм рассматривают как блажь человека, как вредную привычку и неумение держать себя в руках. Это только одна сторона медали, притом не основная.

Речь идет о полноценном аддиктивном поведении. Разновидности компульсии, когда для того, чтобы унять психологический дискомфорт, человек совершает определенный ритуал. В случае с ониоманией, таким «успокаивающим» действием становится поход в магазин.

Как правило, приобретают продукты и товары длительного пользования. Обувь, одежду, бижутерию, технику и много чего еще. Куда реже — продукты питания, но бывает и такое.

Шопоголизмом страдают в основном женщины, мужчины — значительно реже. Соотношение составляет, примерно 7:1. Пусть ониомания и не столь разрушительна, как алкоголизм, наркомания, она влечет катастрофические социальные последствия. Больной теряет деньги, может тратить все больше и больше, превращаясь в настоящего маньяка-потребителя. Потому во всех случаях требуется лечение. Каким оно будет — зависит от клинической ситуации.

Что такое шопоголизм

Шопоголизм или ониомания — это неконтролируемое желание совершать покупки. Причем большая часть из них не нужна и представляет собой необоснованные траты. По-другому называется компульсивным шоппингом.

Слово «ониомания» произошло от двух греческих слов. Onis — для продажи, а mania — безумие. Перевод говорит сам за себя. Шопоголизм не считается болезнью, поэтому не занесен в Международную классификацию болезней или МКБ-10. По мнению многих ученых, это всего лишь признак отсутствия силы воли. Они сравнивают его с тягой, например, к сладостям.

Однако на самом деле шопоголизм — это самая настоящая болезнь. Согласно проведенным исследованиям, походы в магазин провоцируют в организме шопоголика такие же изменения, какие происходят у алкоголиков, наркоманов и игроманов. Получается, что это такая же форма зависимого поведения, психическое расстройство, требующее лечения.

Немного истории и статистики

Впервые о шопоголизме как о заболевании и зависимости заговорили еще в 19 веке. Немецкий и швейцарский психиатры Эмиль Крепелин и Эйген Блейлер описали его симптомы и проявления. Самым известным шопоголиком 20 столетия по праву считается Барбара Зелински, которая даже составила ряд правил для таких же, как и она:

  1. Кто рано встает, тот больше магазинов обойдет.
  2. Нужную вещь не купить — здоровью вредить.
  3. За ценой не постоим.

Барбара отличилась тем, что умудрилась потратить зарплату супруга менее чем за 2 минуты. Это стало мировым рекордом. Мужчина, не справившись с увлечениями жены, в итоге с ней развелся.

На сегодняшний день больше всего людей, страдающих шопоголизмом, проживает в Америке. Там их около 15000000. В Англии 700000 шопоголиков. В России от ониомании страдает 7% населения.

Самые известные шопоголики современности — Виктория Бекхэм и Сара Джессика Паркер. У первой уже больше 100 сумок одного известного бренда. А вторая не может устоять перед покупкой очередной пары обуви. Сейчас у Сары более 100 различных пар.

В чем опасность шопоголизма — зависимости от покупок

Шопоголизм опасен социальными последствиями:

  • Семейные конфликты, вплоть до развода или разлада в семье
  • Долги, выходом из которых часто бывает лишение семьи денег, продажа каких-то ценностей и семейных реликвий за бесценок
  • Кражи в семье, на улице, на работе, в торговых центрах и прочих местах
  • Мошеннические действия
  • Воровство денег дома у близких родственников
  • Психосоматические расстройства и снижение иммунитета, и как итог эти люди начинают чаще болеть

Виды шопоголиков

Шопоголизм проявляется у всех по-разному. В психологии выделяют несколько видов шопоголиков:

  1. Импульсивные. Такие люди не согласны с тем, что у них есть проблема. В магазин они ходят со списком необходимых продуктов и вещей, но уже на месте забывают о нем, скупая все, что видят на своем пути. А если в магазине проводится распродажа или есть скидки, лишние покупки будут сделаны 100%.
  2. Осознанные. Человек осознает, что у него ониомания. Также он понимает, что желание купить новую одежду или любой другой товар у него появляется в те моменты, когда он испытывает стресс. Поход в магазин для него — это один из способов расслабиться, поднять себе настроение и отвлечься от плохих мыслей. Алкоголики для этого принимают спиртные напитки, наркоманы запрещенные вещества, а осознанные шопоголики совершают бессмысленные покупки.
  3. Целеустремленные. С таким типом шопоголиков психологам работать сложнее всего. Их желание скупать все подряд не зависит от настроения и наличия стресса. Они не видят проблемы, не согласны с тем, что у них есть зависимость. Покупки совершают спонтанно. Более того, в большинстве случаев они не помнят, как это сделали и зачем.
  4. Подражатели. Шопоголики этого типа обязательно купят вещь, которую увидели у друзей, знакомых, в рекламных роликах или просто у кого-то на улице. Их ничего не остановит.
  5. Экономящие. Такой шопоголизм называется завуалированным. Человек искренне считает, что он умеет экономить деньги. И он действительно старается жить экономно. Но стоит только узнать о распродажах и скидках, как ситуация в корне меняется. Он стремглав бежит в магазин, что приводит к неоправданным тратам и приобретению совсем ненужных вещей.

Как становятся шопоголиками: причины ониомании

Есть мнение, что поход по магазинам — отличный способ поднять себе настроение и избавиться от стресса. Отчасти так и есть из-за тех позитивных эмоций, которые приносят нам новые вещи. Но шопоголизм становится болезнью, когда человек попадает в замкнутый круг: сначала удовольствие от покупки, потом чувство вины и разочарование в себе от неуемной траты денег, а затем опять шопинг, чтобы унять стресс.

Психологи считают, что ониомании больше подвержены люди, которым в детстве не хватало родительского внимания и заботы. Став взрослыми, они продолжают страдать от «недолюбленности» и превращают покупки в некие подарки самим себе. К шопомании также склонны те, кто в детстве воспитывался в бедных семьях. В этом случае многочисленные покупки становятся самым простым способом доказать всем окружающим свою состоятельность. [3]

Но все же, основные причины шопоголизма, по мнению психологов, — личностные особенности человека и его взаимоотношения с окружающими. [2] Обозначим причины, которые могут вызывать зависимость:

  1. Неадекватная самооценка

Когда человек не уверен в себе, он начинает приобретать вещи, которые бы сделали его более привлекательным и значимым в глазах окружающих. Есть риск, что ситуация выйдет из-под контроля, обернувшись шопоголизмом.

По мнению психологов, именно женщины-шопоголики часто становятся зависимыми на фоне заниженной самооценки. Не удовлетворенные своей внешностью, они начинают заполнять шкафы одеждой, украшениями, косметикой. Мужчины «страдают» этим реже. [3]

  1. Эмоциональный дискомфорт

Тревожность, хронические стрессовые и депрессивные состояния, склонность к гневу и истерическим всплескам — эмоциональный дискомфорт часто становится причиной развития шопоголизма. Человек с помощью покупок пытается бороться с негативными эмоциями. Естественно, зависимость не решает глубокие психологические проблемы, а только усугубляет их.

  1. Проблемы на работе или в семье

Неспособность человека успешно разрешать конфликты (неважно — на работе или дома) побуждает его уйти в зависимость. Это может быть любая вредная привычка, в том числе и шопоголизм. Многочисленные покупки дают человеку иллюзию контроля над своей жизнью. Таким образом он пытается сбежать от постоянных проблем.

  1. Одиночество

Активный шоппинг дает покупателю максимум позитивных эмоций из-за высвобождения гормонов радости. Это помогает человеку заполнить внутреннюю пустоту и не ощущать себя таким одиноким.

По мнению психологов, одиночество и ощущение внутренней пустоты чаще приводят именно к женскому шопоголизму. Женщины, прислушиваясь к навязанным стереотипам, больше переживают из-за того, что к определенному возрасту не завели семью. [3]

  1. Низкий уровень саморегуляции

В силу врожденных личностных качеств, приобретенных привычек или воспитания низкий уровень саморегуляции может стать причиной развития шопоголизма. Человек не работает над собой, не способен признать свои эмоции и отказаться от незапланированных трат, сказав решительное «нет» новой покупке.

Причины развития шопоголизма

Подобно другим видам психических расстройств, шопоголизм или ониомания уходят корнями в детство. Существует две неправильные модели воспитания:

  1. Из ребенка делают кумира семьи. Он избалованный, капризный, требовательный, получает все по первому зову. В результате вырастает эмоционально нестабильный, эгоистичный человек. В детстве он получал массу внимания. Пытаясь привлечь его во взрослом возрасте, он демонстративно тратит деньги направо и налево. Причем траты эти совсем необоснованны.
  2. При второй модели воспитания в семье господствует авторитарный режим. Родители постоянно что-то требуют от ребенка. Они не проявляют к нему любовь и ласку, не заботятся о нем. Поэтому ребенок чувствует себя обделенным, брошенным. Во взрослом возрасте такие шопоголики стремятся восполнить дефицит хорошего отношения. Покупая ненужные вещи, они показывают, как любят самих себя. Так они обретают чувство нужности.

Другими причинами развития шопоголизма считаются:

  • чувство неудовлетворенности собой и жизнью, одиночество;
  • дефицит внимания;
  • нехватка любви и мужского интереса (для женщин);
  • стремление получить признание и похвалу.

Еще одной причиной шопоголизма можно назвать желание вновь испытать приятные ощущения от совершения покупки. В этот момент в организме увеличивается количество серотонина или гормона счастья. Он дарит удовольствие, а также помогает справиться с негативными эмоциями.

Не стоит забывать и о влиянии рекламы. Маркетологи умеют представить товар так, чтобы человек всем сердцем захотел его купить. Они показывают зависимость между вещью и такими качествами, как сексуальность, привлекательность, статусность и т.д. Делая покупки, шопоголик повышает себе самооценку, показывает свою значимость и финансовое благополучие.

Профилактика

Бороться с шопоголизмом долго и трудно. Гораздо проще не допустить его развития. Вот некоторые советы по профилактике:

  • Важно научиться управлять расходами. Своими ли силами или с посильной помощью окружающих.
  • Нужно найти хобби.
  • Важно придерживаться здравой общественной жизни. Не уходить в затвор, но и не перебарщивать. Найти комфортный круг общения.
  • Саморазвитие — это тоже хороший способ предотвратить зависимость.
  • Имеет смысл освоить несколько методик релаксации. Чтобы снимать тревожность.
  • При наличии психических расстройств не стоит медлить с консультацией врача.

Вам также может быть интересно:

Признаки шопоголизма

Шопоголизм или ониомания имеет ряд характерных симптомов:

  1. Походы по магазинам, посещение распродаж и мониторинг скидок становится главным увлечением шопоголика. Этими занятиями он заменяет любой другой отдых, например, чтение книг, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, просмотр телевизора и т.д.
  2. У человека появляется вредная привычка покупать то, что ему не нужно. И его не остановить. В его квартире или доме можно найти настоящий склад коробок и пакетов с новыми покупками. Но вряд ли что-то из этого он будет использовать.
  3. Как вы ведете себя, если вам нужно купить, скажем, новую мультиварку? Наверняка предварительно изучите ассортимент, сравните цены, определитесь с комплектацией и набором необходимых функций. Человек с шопоголизмом сделает наоборот. Он будет покупать все подряд.
  4. Если у шопоголика не хватает денег на покупку желаемого товара, он начинает паниковать, используя при этом любые способы получить желаемое. Часто это заканчивается оформлением кредита под неоправданно высокие проценты. Человек, не страдающий шопоголизмом, обычно в таком случае откладывает покупку на потом.
  5. Обычно шопоголики — любители посмотреть показы мод и телепередачи про моду, а также полистать модные журналы. Они лучше других разбираются в марках одежды, самых современных трендах. Люди с шопоголизмом готовы разговаривать на эти темы сутками. Кстати, зачастую это единственная тема, в которой они хорошо ориентируются.
  6. Прохаживаясь по магазинам и торговым центрам, человек получается несказанное удовольствие. Даже рассматривание витрин делает его счастливым.
  7. Чтобы избавиться от стресса или справиться с тревогой и переживаниями, шопоголик не идет в спортзал, на природу или на встречу с друзьями. Он идет в магазин. Это единственное, что может его успокоить и привести в чувства.

Любовь к покупкам или опасная болезнь?

Шопоголизм — болезнь. Не нужно его путать с любовью к совершению покупок, которая присутствует у многих людей. В норме человек тратит деньги обдуманно, с удовольствием пользуется купленными вещами.

При психическом расстройстве дела обстоят иначе. Больной испытывает непередаваемое чувство эйфории, когда что-то покупает. При этом он не может противостоять внутреннему желанию приобрести вещи, которые, на самом деле, ему не нужны. Это приводит к серьезным денежным тратам, долгам, непогашенным кредитам.

Лица, страдающие из-за ониомании (именно этот термин используют психологи, когда говорят о шопоголизме), имеют проблемы во взаимоотношениях с родственниками, друзьями. Любой человек, который пытается «наставить их на путь истинный», автоматически становится недругом.

Зависимость от шопинга можно даже сравнить с алкоголизмом или наркоманией — настолько сильным является желание ходить по торговым центрам. Ситуация усугубляется тем, что со временем симптомы расстройства становятся более выраженными.

Последствия шопоголизма

Психологи считают шопоголизм социально приемлемой зависимостью. По сути, человек не причиняет вреда окружающим. Если он не переходит допустимые границы, то ониомания действительно помогает улучшить настроение и победить стресс. В этом и есть ее отличие от алкоголизма и наркомании. «Больной» не деградирует как личность, не ворует и не убивает.

Но проблема в шопоголизме все же есть и кроется она в ухудшении взаимоотношений с родными и близкими людьми. В большинстве случаев они не одобряют необоснованные растраты семейного бюджета. Что уж там говорить о ситуациях, когда человек берет несколько кредитов. Иногда все это заканчивается громкими скандалами или даже разводом.

От шопоголизма страдает и сам ониоман. Если он не может выплатить кредиты и долги, у него развивается депрессия, тревожность, неврозы. Проблема в том, что устранить их он не может, поскольку привык делать это с помощью покупок. Невозможность получить желаемое провоцирует апатию. Получается какой-то замкнутый круг.

Диагностика расстройства

Диагностикой отклонения занимаются специалисты. Специального теста на шопоголизм не существует. Но есть специальные опросники аддиктивной идентичности, которые показывают особенности личности и ее поведения в статике. Чтобы изучить вопрос в динамике, нужно несколько консультаций. Плюс не лишним будет привлечь к делу родственников, друзей индивида. Тех, кому он небезразличен и кто может рассказать о состоянии подробнее. Это важно, поскольку больной не может объективно оценить свое поведение. Критика к патологической зависимости теряется. Частично или полностью.

Помимо, обязательно проводится устный опрос пациента. Нужно понять, действительно ли речь идет о шопоголзме. Врач собирает анамнез. Вопрос в том, откуда у патологического процесса «растут ноги».

Проблемы заключается в дефиците квалифицированных врачей. Многие специалиста в странах бывшего Союза все еще рассматривают шопоголизм как дурость. Неумение контролировать себя и просто каприз, что, конечно же, не так. Важно ответить на вопрос, увлечение это или патология. Только потом можно начинать терапию.

Советы психологов: как лечить шопоголизм

Лечение шопоголизма начинается с осознания проблемы. После нужно выяснить, в какой момент возникает непреодолимое желание совершить покупку. Может быть, вам скучно? Или вы испытываете злобу и агрессию? Чтобы точно понять, что толкает вас на необдуманные траты, ведите дневник эмоций. Записывайте туда все, что вы чувствуете в моменты срыва. Это поможет увидеть картину с разных сторон.

Теперь задумайтесь: удовлетворение какой потребности вы замещаете шоппингом? Вам не хватает развлечений и общения с друзьями? Или это попытка справиться с негативными эмоциями?

Далее определите, что именно вам нравится в походах по магазинам. Это может быть возможность проводить время с друзьями, которые сопровождают вас, рассматривание товара в окружении множества людей, поиск необходимой вещи.

Факторы риска

Чаще остальных с зависимостью сталкиваются лица:

  • с низким уровнем самооценки;

  • склонные к агрессивному поведению;
  • легко внушаемые;
  • плохо адаптирующиеся к новым условиям;
  • неуверенные в себе;
  • чрезмерно эмоциональные;
  • эгоцентричные.

Важно понимать, что шопоголиками не рождаются. Просто по каким-то причинам человек все больше времени начинает уделять хождению по магазинам и постепенно перестает себя контролировать в них.

Как бороться с шопоголизмом: 10 способов

Итак, как избавиться от шопоголизма? Есть 10 способов:

  1. Если вы идете в магазин, берите с собой только наличные средства. Кредитка даст вам ощущение, что деньги бесконечны. А вот реальная купюра поможет от него избавиться. Вы поймете, что отдаете ее безвозвратно.
  2. Ни при каких обстоятельствах не оформляйте кредит, если в данный момент у вас нет возможности купить то, что хочется. Подписывайте кредитный договор только в тех случаях, когда это действительно нужно. Это может быть необходимость в лечении серьезного заболевания, приобретение жизненно важных товаров и т.д. Кредит оправдан и при покупке бытовой техники, автомобиля и других изделий, на которые сложно накопить.
  3. Всегда берите с собой список покупок. Еще до выхода из дома посчитайте, сколько на них нужно денег. Не отступайте от того, что запланировали.
  4. Как только у вас появилось желание пойти в магазин, остановитесь, сделайте паузу. Убедите себя, что сходите туда в следующий раз, а сейчас вам нужно заняться чем-то другим. Пауза дает вам возможность остыть, подумать, так ли нужна вещь, которую вы хотели купить.
  5. Еще один эффективный способ борьбы с шопоголизмом — всегда помнить, что скидки и распродажи являются грамотным маркетинговым ходом, призванным увеличить продажи. Поэтому не соблазняйтесь ими.
  6. Сдерживайте себя от желания купить первую попавшуюся вещь. Если вы точно знаете, что хотите, походите по другим магазинам, сравните цены, качество.
  7. Не забывайте, что новая коллекция через несколько месяцев будет стоить намного дешевле, чем сейчас. Пока она подешевеет, вы сможете понять, нужны ли вам эти вещи или нет.
  8. Для успешной борьбы с шопоголизмом игнорируйте журналы и показы мод. Избегайте рекламу, не заходите на сайты интернет-магазинов.
  9. Придумайте занятие, которое отвлечет вас от шоппинга. Новое хобби поможет вам улучшать настроение и бороться со стрессом другими путями.
  10. Всегда обосновывайте свои покупки. Сначала рассматривайте целесообразность приобретения той или иной вещи, после изучайте скидки и выгодные предложения.

Если от шопоголизма страдает кто-то из ваших родственников, постарайтесь оградить его от стрессовых ситуаций, которые могут спровоцировать желание бежать за покупками. Не конфликтуйте с ним, а лучше найдите совместные занятия, которые будут давать вам положительные эмоции. Если ситуация выходит из-под контроля, ограничьте человеку доступ к финансам.

Как определить шопоголика: тест на выявление зависимости

Иногда бывает сложно определить, является ли близкий человек шопоголиком. Многие просто обожают ходить по магазинам — выбирать одежду, искать интересные предложения от любимых брендов, следить за акциями и распродажами. Но все это не означает, что у человека проявляются психологические расстройства.

Есть подозрение, что любовь к покупкам у близкого постепенно перерастает в манию? Проанализируйте его поведение. Шопоголизм — не просто трата денег. Это еще и эмоциональное состояние человека при совершении покупок. Важно оценивать весь комплекс признаков, указывающих на ониоманию.

Предлагаем вам пройти тест, чтобы понять, если ли основания для беспокойства по отношению к родному человеку. [2] Ответьте «да» или «нет» на 10 утверждений.

  1. Человек настолько увлечен телемагазинами, что часто заказывает в них нужное и ненужное.
  2. Близкий, несмотря на все договоренности, часто нарушает неприкосновенность своих личных или семейных сбережений ради совершения покупок.
  3. Многие из купленных человеком вещей так и висят в шкафу прямо с ценниками, поскольку он их не носит.
  4. Человек в курсе всех распродаж в ближайших супермаркетах и непременно отправляется туда, чтобы «скупить все по дешевке».
  5. Человек всегда покупает исключительно дорогие подарки друзьям и родственникам, даже если это ему не по карману.
  6. Человек постоянно занимает деньги в долг или берет кредиты в банках.
  7. Близкий очень долго отдает скопившиеся долги, отчего портятся его отношения с друзьями.
  8. Человек на короткое время после покупки испытывает чувство вины из-за необдуманных трат.
  9. Человек постоянно скрывает свои реальные траты и врет по поводу количества совершенных покупок.
  10. Близкий становится апатичным, раздражительным или даже агрессивным, если по той или иной причине не может что-то купить.

Подсчитайте количество положительных ответов. Если их больше 6, ваш родной человек уже близок к тому, чтобы пополнить ряды шопоголиков. Поддержите его и помогите справиться с зависимостью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]