Порой отношения с другими людьми начинают приносить боль, разочарование и другие негативные чувства. Возникает закономерный вопрос: для чего вообще нужно общение человеку, не проще ли свести любые социальные контакты к минимуму? Многие не понимают, какую ценность в себе несут другие люди и взаимодействие с ними.
Стоит ли общаться и зачем?
Зачем нужно общение
Малоизвестный факт: если человека надолго изолировать от общества, он начнёт деградировать. Появятся изменения в психике. Человек — существо стадное, и мы не можем нормально жить и развиваться без общения и взаимодействия.
Психологи под общением понимают взаимодействие при помощи слов, жестов, положения тела, мимики, выражения лица. Человеку очень важно, чтобы вокруг были такие же люди, как он
Почему так важно общение?
- Человек получает подтверждение своего «я» от окружающих. Происходит идентификация личности. Это не кажется значимым для сознания, но очень важно для подсознания. Мы смотримся в других, как в зеркала, и они показывают нам, кто мы есть.
- Общение позволяет сравнить себя с другими. Мы получаем оценку своих качеств, действий и поступков. Так человек устанавливает для себя рамки – моральные барьеры.
- Мы получаем одобрение, сочувствие и поддержку, как подтверждение, что наши чувства правильные и оправданные. Когда такие же, как мы говорят нам, что чувствовали в такой ситуации то же самое, становится легче пережить стрессовую ситуацию.
- Человек испытывает удовольствие, когда разделяет свои чувства с другими. Радость не будет полной, если рядом нет кого-то, кто мог бы порадоваться за тебя. А горе в одиночку пережить ещё сложнее. Это тоже свойство психики: советоваться, делиться.
Вот почему общение важно для человека. Благодаря ему он не теряет себя. Он ориентируется на других людей, сравнивает себя с ними. Так создаются общества людей, в которых не принято убивать, унижать. Люди строят мирную жизнь, удобную для большинства. Асоциальные личности есть и были всегда, но они являются, скорее, исключением, которое только подтверждает правило. Для них в нашем обществе есть специальные исправительные учреждения: кабинеты психологов, психиатров, тюрьмы.
Если бы люди жили обособленно, не общались друг с другом, мы имели бы мир, похожий на психушку. Человек не может быть психически здоровым, находясь длительное время в изоляции. Вспомните Робинзона Крузо: он разговаривал с мячом. Если бы он этого не делал — сошёл бы с ума.
Психология общения с девушками: как начать разговор, чтобы заинтересовать любую девушку
Мужчины используют разговор для обмена конкретной информацией, поиска одобрения других мужчин, подтверждения своего мнения. Для девушек общение — средство эмоционального обмена. Чтобы заинтересовать разговором девушку, следует начать его с ненавязчивого комплимента. Похвала располагает и побуждает к ответному вовлечению.
Тему разговора предлагает инициатор, но важно учитывать интересы девушки. Если она поддерживает беседу из вежливости, но не испытывает интереса, разговор будет скомканным и натянутым.
Чтобы вызвать заинтересованное отношение, важно дать понять собеседнице, что она — особенная. Грубая лесть отталкивает, а искренняя симпатия располагает. Важно вести себя уверенно, но не навязчиво. Уважение — главное правило беседы, поэтому в случае прямого отказа настаивать на продолжении разговора нельзя.
Взаимопонимание в общении
Это, пожалуй, основа, лежащая на поверхности. Именно взаимопонимание люди считают главной пользой общения. Вот зачем человеку общение: он чувствует, что другие его понимают. Он осознает, что если другие поступают и чувствуют также, значит, он прав.
Не с каждым человеком получится достигнуть взаимопонимания. На это влияет множество факторов.
Например, разные темпераменты: если меланхолик рыдает в три ручья, холерик только рассердится и осудит такую реакцию.
Другой пример: разные условия жизни. Когда бедняк теряет кошелёк, это воспринимается гораздо тяжелее, чем если это случится у богача.
Говорят: «Сытый голодному не товарищ». И это верно. Если одинокая девушка опоздает на свидание и расскажет об этом своей замужней подруге, та не поймет всю глубину ее разочарования.
Польза общения
Не у каждого человека есть друзья. Так случается: есть люди, которые тяжело привыкают к другим, сильно отличаются от окружающих. Есть и те, кто просто не жаждет общения или не находит времени, чтобы сблизиться с другими. Для таких людей в ситуации стресса рекомендованы кабинеты психотерапевтов. Вот для чего нужно общение человеку: оно исцеляет.
Даже если у вас нет друга, которому вы могли бы довериться, поговорить о своих проблемах и получить поддержку, общение необходимо для психики. Когда человек не доверяет окружающим, всё держит в себе, проблемы накапливаются. Так возникают мышечные зажимы в теле, которые могут спровоцировать любое заболевание, кроме, пожалуй, сифилиса. Как писал один сатирик: «Все болезни от нервов, только сифилис от удовольствия».
Если о проблеме поговорить, она может разрешиться полностью или частично. В любом случае происходит разрядка. Польза общения для людей неоценима. В качестве такой разрядки психологи советуют вести личный дневник. Но гораздо эффективнее найти поддержку в лице собеседника.
Знание и опыт
Зачем человеку общение? Краткий ответ — для обмена информацией. Это даёт знания и опыт. Помимо собственного опыта мы перенимаем опыт других людей. Причём, вопреки расхожему мнению, учиться можно и у детей, не только у старшего поколения. Посредством контактов с другими людьми мы получаем новые знания обо всём. Это способствует личностному развитию. Наше окружение сильно влияет на нас, формирует нас, как личность. Поэтому родители часто беспокоятся за своих детей, которые выбирают себе друзей из разряда хулиганов. Чему они могут научить чадо?
Но это мнение спорное. Любой человек обладает определённым набором качеств. И даже у психов есть чему поучиться. Всё зависит от человека: мы сами решаем, что «брать» от окружающих. Ведь и образованные люди с хорошей репутацией могут научиться плохому. Например, высокомерию. А хулиганы могут научить, как постоять за себя. Они могут объяснить, что нельзя бросать друга в беде, покажут, что такое смелость. Все люди без исключения равны в этом плане. И в каждом есть добродетель и негативная сторона. Вот почему человеку необходимо общение: контактируя с разными людьми, мы сами выбираем, какие черты перенимать. Но мы в любом случае получаем знания и жизненный опыт.
Взгляд на вещи
Зачем нужно общение? Люди не всегда точно знают, как следует поступить в той или иной ситуации. Часто мы принимаем желаемое за действительное и действуем, исходя из неверных побуждений. Общение помогает рассмотреть проблему под другим углом. Человек начинает лучше понимать ситуацию, когда поговорит о ней с кем-то. Опыт других людей позволяет нам корректировать свои действия и не совершать ошибок. Это то, что даёт общение человеку. Если, конечно, человек достаточно умён, чтобы прислушиваться к другим.
Причины замкнутости и нежелания говорить о своих проблемах
Но бывает и так, что установки из детства мешают проговаривать проблемы. Это происходит, если родители считали выражение отрицательных эмоций чем-то плохим, невежливым и стыдным. Особенно часто такое происходит при стереотипном воспитании мальчиков: «Не плачь, ты же мужчина!», «Держи себя в руках, ты не девчонка!» Девочкам тоже достается: «Не реви, нос распухнет, будешь некрасивой!», «Не ной, маме за тебя стыдно!» То есть ребенку запрещают выражать эмоции и не учат их анализировать и находить достойный и правильный выход: порвать бумагу, если злишься, или прогуляться быстрым шагом.
В итоге человек вырастает и не понимает, как и что делать с накатившей злостью и обидой, и держит их в себе. Конечно, на открытого и общительного ребенка это не подействует — он все равно будет рассказывать всем и каждому, что приключилось и кто его расстроил. А и без того закрытый интроверт замкнется в себе еще больше.
Но когда тебе больно и тяжело, надо понимать: важно думать, как облегчить боль, а не о том, как выглядеть сильным или соответствовать каким-то неписаным правилам.
Способность сопереживать: эмпатия
Эмпатия — термин, означающий способность к сопереживанию. Эмпаты — люди, которые принимают чужую беду близко к сердцу, как свою. В сущности, это тяжёлая ноша, но здесь мы не выбираем. Эмпатия — не выработанная привычка, а врождённая черта, как темперамент и характер.
Эмпаты — замечательные собеседники, хорошие друзья. Они всегда помогают, потому что тоже испытывают ту боль, которая выпала на долю их близких. Такая добродетель хороша не всегда, в особенности для самих эмпатов. Они переживают во много раз больше, чем другие люди.
Как отличить эмпата.
- Может заплакать при просмотре фильма.
- Тащит в квартиру бездомных животных.
- Он — хороший слушатель.
- Помогает не только советом.
- Отзывчивый.
- Часто переживает по пустякам.
Такие люди — глубоко восприимчивы. Они замечательные друзья. И это ещё одна причина для общения: вам посочувствуют, вы почувствуете облегчение, когда кто-то испытает идентичные чувства, услышав о вашей проблеме. Эмпатия свойственна каждому человеку, но в разной степени. Как правило, друзья проявляют эмпатию по отношению друг к другу.
Почему возникает недоверие, как сблизиться с собеседником?
Личные особенности характера и ситуации часто мешают полноценному сближению. Между собеседниками возникает напряжение, они насторожены, замкнуты. Сближению препятствуют:
- изначально негативное отношение к собеседнику;
- нежелание прислушиваться к противоположному мнению;
- стремление подавить собеседника, навязать свое мнение;
Сближение упрощается, если участники разговора настроены доброжелательно, имеют похожие взгляды, принадлежат к одной возрастной группе.
Рефлексия в общении
Очень важное свойство общения — через него мы занимаемся, в том числе, самопознанием. Собеседник может обратить внимание на то, как вы думаете, как воспринимаете определённые ситуации. Это позволяет вам лучше познать себя, понять, как вы мыслите. Это и называется рефлексией. Без общения рефлексия получается односторонней. А так сложнее быть объективным.
Общение с позиции психологии
Психологи давно установили, что замкнутые люди, которые не имеют друзей и мало общаются, становятся асоциальными. Это грозит возникновением психологических проблем. Одни зацикливаются на себе и своих состояниях. Так появляется ипохондрия. Сегодня эта проблема очень распространена. Другие люди не делятся переживаниями, держат всё в себе. Они испытывают тяжесть ноши одиночества и становятся грубыми, черствыми.
Именно общение делает людей людьми. Это важнейший механизм, он заложен в человеке природой. И люди не должны забывать об этом. Да, без общения можно. Но это нанесёт, со временем, свой отпечаток на психику. Тогда как в общении человек исцеляется.
Роль общения
Подытожим вышесказанное и перечислим основные позиции общения в жизни человека.
- Самопознание.
- Получение знаний.
- Помощь и поддержка.
- Возможность оценивать ситуацию всесторонне, опираясь на мнение оппонента.
- Сопереживание.
- Защита.
- Идентификация личности.
- Самооценка.
- Психологическая разрядка.
Всё это человек получает посредством общения.
Условия общения
Существует некий устав взаимодействий индивидуумов. Для коллег бывает характерно здороваться с помощью кивка, обмениваться улыбками, жестами выражать одобрение. Это виды невербального общения. Взгляд, положение тела, выражение лица. Влюблённые могут общаться, не открывая рта. Близкие люди давно научились понимать друг друга без слов.
Этапы общения
Стандартный набор:
- визуальный контакт (люди друг друга видят);
- приветствие (люди сообщают жестами или словами, что заметили друг друга);
- обмен любезностями – назовем их условностями
На этом разговор может завершиться фразой, сигнализирующей о желании прекратить взаимодействие. «Ладно, мне пора», «Увидимся, привет жене». Если у людей есть общие темы, они обсуждаются, после чего разговор переходит к заключительному этапу.
- Завершение разговора.
Функции общения
Взаимодействие индивидуумов имеет ряд функций.
- Передача информации.
- Самопознание при внутриличностном общении.
- Получение пользы, выгоды.
- Светское общение, которое не несёт информационной пользы: люди говорят на общепринятые темы.
- Возможность самоподтверждения.
- Влияние на оппонента, манипуляция.
Правила делового разговора: о чем нельзя говорить во время переговоров
Особенность делового разговора требует соблюдения принципов:
- дозированность информации;
- целесообразность;
- кооперативность;
- правдивость информации;
- ясность мыслей;
- стремление понять мысль собеседника;
- учет индивидуальных особенностей.
Все участники должны соблюдать правила деловой беседы. Деловые переговоры не затрагивают посторонние темы, сосредотачиваясь вокруг конкретной деятельности. Но при этом важно учитывать этические стандарты и нормы поведения, чтобы сделать коммуникацию продуктивной и комфортной.
Виды общения
Существует подразделение на разновидности общения.
- Примитивное — объекты не получают пользы, лишь обмениваются любезностями.
- Формальное — навязанная обществом форма приветствия из ничего не значащих фраз.
- Ролевое — субординация, люди принимают отведенные им роли и выполняют ритуалы общения.
- Духовное — глубокое понимание друг друга. Обычно так бывает у друзей или влюблённых.
- Светское — ограничение общими фразами.
- Манипуляционное — связь с целью получения выгоды, воздействия на человека или ситуацию.
Что помогает людям общаться
Общение строится на вербальных и невербальных сигналах. Люди всегда улавливают недосказанное на подсознательном уровне. Например, если человек раздражен, но никак этого не показывает, оппонент может распознать это по жестам: скрещенные руки, взгляд в сторону, раздутые ноздри. Но это происходит на подсознательном уровне, человек не анализирует поведение и жесты собеседника — это делает его мозг, отправляя сигналы в подсознание. Люди называют это шестым чувством, когда сотрудник вдруг понимает, что сейчас не стоит просить отпуск, хотя начальник не подавал повода так думать. Мозг уже просканировал его поведение и отправил сигнал.
Людям помогают общаться не только слова. Общение происходит на уровне взглядов, жестов, положения тела. Опытный психолог сразу вычислит, какая из пар в кафе находится в ссоре, а какая счастлива. Люди, увлечённые друг другом, задерживают игривые взгляды, их плечи полностью развёрнуты друг к другу.
Основные принципы благотворного обмена мыслями
Чтобы получить удовлетворение от любого разговора, существует немало универсальных правил общения между людьми. Применяя их на практике, многие освоили мастерство передачи данных в современном мире.
Искренний интерес к людям
Намного легче завести и продолжить разговор, если постоянно быть внимательным к собеседнику. Важно запомнить его имя, увлечения и интересы.
Умение слушать
Один восточный мудрец посоветовал быть «скорым на слушание», чем на слова. Поэтому не нужно перебивать собеседника, чтобы высказать свои мысли. Лучше проявить самообладание и уважение к человеку, чем похвастаться своими познаниями.
Проявление доброты
В разговоре не следует зацикливаться на недостатках собеседника. Иначе может разгореться конфликт. Нужно избегать высокомерия, и не высмеивать ошибки других.
Подбор слов
Нередко во время бесед люди задевают друг друга словами. Если вовремя не извиниться, разговор примет неприятный характер. Поэтому важно постоянно следить за своей речью.
Однако самым главным правилом общения считается улыбка и дружелюбие. Никогда не следует ими пренебрегать. Даже если разговор обретает неприятный оттенок, улыбка поможет сгладить все углы. Применение всех правил общения поможет развить хорошие манеры и достойную репутацию в обществе.