Психологическая зрелость: признаки, уровни, критерии

Психическое здоровье человека – тема очень обширная и включает в себя много аспектов. Если человек здоров, целостен и каким-либо образом реализован, это еще не говорит о его личностной зрелости. Что можно считать показателем зрелости человека?

Одно из необходимых условий зрелости личности – это качество, или способность, человека опираться на самого себя. Личностная зрелость хорошо проявляется в отношениях.

Например, в нашем обществе считается, что счастливый брак – это брак, в котором партнеры удовлетворяют потребности друг друга. Человек уверен, что партнер должен о нем заботиться, создавать комфорт, утешать, защищать, и он готов давать что-то взамен. Но если этого не происходит, то человек разочаровывается в своем партнере и ищет того, кто сможет удовлетворить его потребности. Это довольно ясно показывает, откуда берутся разводы.

Показатель зрелости человека – это готовность человека самостоятельно о себе позаботиться. Он сам способен обеспечить себе безопасность, заботу о себе, этот человек способен любить себя. Это проявляется в том, что он может исцелить себя, если это необходимо, у него есть способности как саморегуляции, он способен утешить себя, создать для себя комфорт, способен защитить себя. В отношениях такой человек вместо того, чтобы ждать чего-то от партнера, сам может делиться этим с человеком. Т.е. показателем зрелости человека является способность человека не перекладывать всю ответственность на другого человека, быть способным улаживать самостоятельно свои эмоциональные проблемы, справляться со своими тревогами, со своими страхами.

Что же не делает зрелый человек? Он пытается уладить свои страхи, уладить свои тревоги, иногда насильственным способом, за счет другого человека.

Психологическая зрелость также проявляется в том, что человек способен, не смотря на свои эмоциональные проблемы, не только не нападать на другого, но и способен не игнорировать его, не отстраняться. Он сохраняет контакт, присутствует со своим партнером.

Еще одним важным качеством психологической зрелости личности является способность реагировать на эмоциональные проблемы другого человека. Это хорошо проявляется в партнерских отношениях. Когда человек способен, видя проблемы другого человека, не начинать его спасать, не начинать нападать на него. Но при этом и не отстраняться от него, не уходить, не оставлять его в одиночестве. Он способен быть просто в контакте, присутствовать, быть способным отражать его, быть рядом, поддерживать контакт.

Зрелая личность – это также человек, который способен быть гибким. Незрелый человек довольно жесток в своих оценках, в мировоззрении, в попытке отстаивать свою правоту. Он получает внутреннюю силу от своих убеждений и правил, полученных извне, которым привык следовать.

Таким образом, незрелый человек получает силу не внутри себя, а за счет семьи, за счет страны, за счет какой-то организации.

Показатель зрелости человека также заключается в том, что когда человек гибок, когда с ним все в порядке, он может позволить другому человеку убедить себя в чем-то, может позволить себе принять точку зрения другого человека, но при этом, не разрушив себя, сохранив себя. Он даже может позволить повлиять на себя, опять же сохранив себя и свою целостность.

Что еще можно считать показателем зрелости человека? Способность человека чувствовать какие-то болезненные чувства осмысленно, для роста, способность осознанно выходить из зоны комфорта. Способность показать другому человеку свою рану, свою уязвимость, свою боль, раскрыться, довериться, признаться в каких-то своих ограничениях, т.е. пойти на некий риск, пойти на то, чтобы пережить некий дискомфорт.

Люди естественным образом запрограммированы на то, чтобы избегать боли и стремиться к удовольствию и к комфорту. Поэтому, к сожалению, не всем удается решать свои задачи, даже имея желание. Почему так происходит, вы можете посмотреть в нашей статье на тему «О людях, которым не помогает коучинг» от Ольги Терещенко.

Определение понятия

Психологическая зрелость личности – это способность человека к самореализации, базирующаяся на его умении адекватно воспринимать ситуацию, эффективно взаимодействовать с другими людьми. Естественно, что для достижения зрелости человек должен обладать физическим и психическим здоровьем.

Примером зрелости характеров двух взрослых людей является счастливый брак, в котором супруги заботятся друг о друге, отвечают потребностям друг друга, помогают развиваться партнеру. Зрелые супруги не требуют друг от друга чего-то, а находят счастье в том, чтобы делать что-то для избранника по собственной инициативе, реагируют на эмоциональные потребности друг друга.

Подходы к определению критериев зрелости личности

Библиографическое описание:

Воюшина, Е. А. Подходы к определению критериев зрелости личности / Е. А. Воюшина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11844/ (дата обращения: 29.01.2021).


В статье освещены подходы отечественных и зарубежных авторов к определению понятия «зрелость личности», выделению его критериев.

Ключевые слова: зрелость, зрелость личности, психологическая зрелость, отечественные и зарубежные подходы

Долгое время в отечественной психологии периоду зрелости практически не уделялось внимания. Большинство исследователей обращались к изучению вопросов детского и юношеского возраста и практически не освещали проблемы изменений личности в зрелом и пожилом возрасте. В отечественной психологии зрелость изучалась в основном с позиций профессионально-личностного развития (А. А. Деркач, Зазыкин В. Г., А. А. Бодалев и др.). Некоторые вопросы развития личности в зрелом возрасте изучались в рамках зарубежной психологии — концепции развития личности (А. Маслоу, К.Холл, Ф. Перлз и др.), возрастные периодизации Г.Олпорта и Э.Эриксона, описание случаев из психотерапевтической практики (К. Юнг, И. Ялом, Дж. Холлис и др.). Однако и зарубежные, и отечественные исследования еще недостаточно полные и обоснованные. Сложности исследования данной проблемы вызваны неопределенностью терминологии, вариативностью взглядов на описание временных границ и характеристик этапов взрослости и конкретно периода середины жизни. В связи с этим можно считать развитие личности в период зрелости одной из самых многоаспектных и недостаточно разработанных проблем.

У авторов встречаются весьма противоречивые взгляды на зрелый возраст. Одни считают, что с началом зрелости развитие прекращается, происходит только простое изменение некоторых психологических характеристик. Так, швейцарский психолог Э. Клапаред считал, что «зрелый возраст равносилен остановке в развитии, окаменелости. В Комитете по развитию человека при Чикагском университете задачи развития никак не сформулированы именно по отношению к зрелой личности» [6, с. 51]. Скорее всего, такие представления связаны с пониманием зрелости как результата развития и одновременно его концом. Другие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) придерживаются мнения о том, что процесс развития человека бесконечен, ведь развитие — это основной способ существования личности. Как и любой другой этап развития личности, зрелость имеет свои психологические характеристики — прежде всего это изменения физического здоровья и интеллектуальных показателей, смена семейного окружения (уход детей в самостоятельную жизнь, а зачастую и появление внуков), достижение вершин профессиональной и общественной карьеры.

Современный этап развития общества — период ускоренных социальных трансформаций — повлиял также и на траекторию жизненного пути человека. В прошлом значительную часть жизненно важных выборов (выбор образования, профессиональной деятельности, стиля жизни и др.) личность осуществляла до зрелого возраста, сейчас, чтобы успешно приспособиться к социуму, это приходиться делать постоянно.

В психологии понятие зрелость, как правило, рассматривается с двух точек зрения: как возрастной этап и как уровень развития. Случается и так, что зрелый возраст не является показателем психологической зрелости человека. Отсюда появляется важный вопрос: определение объективных критериев зрелости человека.

В данной работе мы попытаемся сделать анализ подходов к определению критериев зрелости личности с точки зрения отечественных и зарубежных ученых.

Зарубежные психологи рассматривают феномен «зрелость личности» как набор определенных характеристик: способность к саморегуляции, стремление к осознанности, ответственность, независимость, самостоятельность, свобода выбора, стремление к самосовершенствованию, креативность, активная жизненная позиция, понимание и принятие других и себя.

Так, например, по мнению Э. Торндайка, зрелость рассматривается с позиции здоровья личности, адекватной реакции на стимул. В психоаналитической теории З. Фрейда также опора идет на физиологическое состояние: здоровье — нездоровье личности (невроз). Согласно периодизации психического развития по З. Фрейду зрелый человек находится на генитальной стадии — завершающем этапе в биологическом созревании психического и сексуального развития. Основными характеристиками этого периода выступают: активность, самоопределение, планирование и создание своей семьи, конструктивное взаимодействие с окружающим миром. Для Дж. Андерсон — представителя когнитивной психологии — зрелая личности представляет собой осознание и понимание себя, своих положительных и отрицательных качеств, достижение высокого интеллекта, развитие в физическом и психологическом плане [2, с. 89].

В отечественной науке термин «зрелость» впервые употребляется в трудах Б. Г. Ананьева. Он является одним из основоположников комплексного подхода, в котором изучается личность, её особенности, характеристика критерии с позиции зрелости. Исследуя эту проблему, Б. Г. Ананьев указывал, что именно трудности в определении критериев зрелости способствовали в подмене понятий «зрелость» и «взрослость». Сам ученый предлагал разделять физическую, умственную, гражданскую и трудовую зрелость.

Вслед за Б. Г. Ананьевым, А. А. Реан также предлагал выделять составляющие в понятии «личностная зрелость» — интеллектуальную, эмоциональную и личностную. А. А. Реан выделяет четыре критерия личностной зрелости, являющиеся базовыми, фундаментальными, структурообразующими: ответственность, терпимость, саморазвитие, и, интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них — позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир [7].

Отдельно стоит акмеология как научное направление, изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие личностные и профессиональные достижения на этапе зрелости. Эта наука рассматривает человека не только в психологическом аспекте, но и в социальных и профессиональных аспектах, пытаясь выяснить возможности гармонизации различных его ипостасей. В основе акмеологии лежат идеи об уникальности и ценности человеческой жизни, способности человека к творчеству и саморазвитию.

А. А. Бодалев, как яркий представитель акмеологии, определяет личностную зрелость как комплекс характеристик, образуемых в разные периоды развития человека, и, позволяющую организовать его жизнь таким образом, чтобы он успешно смог проявить себя в период взрослости. Познавательная сфера характеризуется активным отражением действительности и способность хорошо ориентироваться в ней. Продуктивно работающий интеллект, позволяет на высоком уровне объективности фиксировать все основные связи в этой действительности, беспристрастно субординировать по степени важности процессы, которые в ней происходят. При этом личностный потенциал человека определяется по социальной эффективности его поведения и деятельности [1, с. 48].

Е. Б. Штепа указывает на то, что личностная зрелость не всегда связана с хронологическим возрастом, развитие личности и индивида может идти гетерохронно и личностную зрелость необходимо рассматривать как динамическую личностную структуру, содержанием которой являются «черты личности, взаимоактивизирующие друг друга» [4, с. 24–25].

А. Ю. Маленова и Ю. В. Потапова, опираясь на работы Р. В. Овчаровой, Е. С. Штепа, Г. С. Сухобской, С. Л. Братченко, М. Р. Мироновой, А. А. Реана, Б. С. Братуся, И. С. Кона К. Витакера, В. Франкла, Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд, И. Гринберга, провели теоретический анализ взглядов этих авторов на зрелость личности [4, с. 25]. Обобщив полученные результаты, исследователями были выделены следующие критерии «зрелой личности»:

  1. ответственность
  2. гуманность, социальная направленность
  3. активность (самомотивация, умение ставить цель и следовать ей)
  4. гармоничные взаимоотношения с окружающими
  5. гармоничные отношения с собой, принятие и понимание себя
  6. независимость и свободный выбор личности, умение противостоять влиянию и зависимости
  7. целостность личности.

Подобное исследование было проведено и В. Р. Манукян [3, с. 68]. Она разделяет полученные критерии зрелости личности на интраперсональные (п.п. 1–9) и интерперсональные (п.п. 10–11):

  1. ответственность
  2. осознанность, рефлексивность
  3. направленность на саморазвитие
  4. самопринятие, самоуважение
  5. автономия
  6. жизнестойкость
  7. самоуправление и организация жизни
  8. целостность, конгруэнтность
  9. широта связей с миром
  10. толерантность, нравственное сознание, гуманистические ценности
  11. позитивные межличностные отношения — умение строить межличностные отношения.

Исходя из изучения тех же подходов, мы сформулировали свое видение критериев зрелости личности. На наш взгляд, критерии зрелости личности условно можно разделить на психологические и социальные.

Таблица 1

Критерии зрелости личности

Подразделы Критерии
Психологическая зрелость Мотивация
Самооценка (самоотношение)
Рефлексия
Самодостаточность
Способность к адаптации
Толерантность
Жизнестойкость
Социальная зрелость Экстенсивность-интентивность
Социальный интеллект
Гуманистические ценности

Проведенный анализ теоретических подходов к проблеме зрелости позволяет резюмировать, что, достижение зрелости, как интегративной характеристики личности, является центральным направлением развития в период ранней взрослости. В период ранней взрослости закладывается фундамент для достижения зрелости в последующие периоды развития личности.

Литература:

  1. Брюхова Н. Г. Психология развития и акмеологизация личности зрелого человека // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2011. — № 18. — С. 46–50. (3)
  2. Горбунова О. В. К проблеме определения понятия «зрелость личности» // Вектор науки ТГУ. — 2014. — № 2. — С. 88–91.
  3. Дерманова И. Б., Манукян В. Р. Личностная зрелость: к определению психологического содержания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. — 2010 — № 4. — С. 68–73.
  4. Маленова А. Ю., Потапова Ю. В. Зрелость личности и ее критерии как предикторы изучения ситуации сепарации // Вестник Омского университета. Серия «Психология». — 2014. — № 2. — С. 21–29.
  5. Носко И. В. Психология развития и возрастная психология. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. — 131 с.
  6. Порхачева Л. В., Джус К. Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. — 2008. — № 3. — С. 51–53.
  7. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер, 2007. — 480с.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: зрелый возраст, личностная зрелость, критерий зрелости личности, развитие личности, Ананьев, достижение зрелости, зрелая личность, отечественная психология, психологическая зрелость, ранняя взрослость.

Признаки

Обязательные компоненты психологической зрелости это:

  • понимание эмоций и настроения окружающих;
  • искренность и открытость в выражении своих эмоций и мыслей;
  • адекватная самооценка и естественное поведение;
  • гибкость в общении и оценках;
  • эмпатия, готовность прийти на помощь человеку;
  • умение найти общий язык с любым собеседником;
  • развитое чувство юмора;
  • умение обратиться с просьбой к кому-нибудь;
  • способность на безусловное принятие другого человека и искреннюю высокую любовь;
  • толерантность;
  • законопослушность, соблюдение норм и этических правил поведения в обществе;
  • отказ от использования в межличностном общении упреков, обвинений, агрессии, оскорблений, манипулирования, критики;
  • умение признать свои ошибки, принять точку зрения партнера по общению;
  • самодостаточность и независимость в суждениях, поступках, оценках;
  • принятие себя, систематическая работа по исправлению негативных черт характера;
  • самостоятельность в принятии решений и удовлетворении потребностей;
  • умение и готовность брать на себя ответственность за свою жизнь;
  • умение четко обозначить свои личные границы, уважение личных границ другого человека;
  • умение отказать человеку и не чувствовать при этом себя виноватым;
  • потребность в реализации своего творческого и интеллектуального потенциала;
  • потребность в познании нового, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • низкий уровень тревожности, отсутствие страха потери;
  • слабая потребность в одобрении посторонними людьми и руководством;
  • умение комфортно себя чувствовать как в компании людей, так и в одиночестве;
  • признание собственной уникальности, отказ от сравнения себя с другими людьми.

Уровни психологической зрелости

Уровень психологической зрелости связан с уровнем социальной зрелости и степенью социализации личности, так как признаки зрелого человека во многом связаны с особенностями его взаимодействия с другими людьми. Чем шире круг социальных контактов человека, тем выше уровень зрелости его характера.

Психологи выделяют следующие уровни психологической зрелости личности, которые одновременно являются и критериями ее диагностики:

  1. Высокий уровень. Им обладают толерантные и ответственные люди, которые стремятся к саморазвитию и познанию нового. Это экстраверты, которые обладают позитивным мышлением. Такие люди достойно выходят из конфликтных ситуаций.
  2. Средний уровень. Этот уровень свойственен людям, способным легко выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние партнеров по общению. Однако в спорных ситуациях они не готовы встать на позицию собеседника. Им не хватает толерантности. Для успешного разрешения конфликтов им нужно побороть свое упрямство, развивать гибкость.
  3. Низкий уровень. Люди с низким уровнем личностной зрелости инфантильны, они часто становятся инициаторами конфликтов. В ситуации принятия решения они предпочитают следовать указаниям авторитетной личности.

Развитие зрелой личности

Часто бывает, что в отношениях один человек развивается и открывает перед собой новое пространство, новый уровень, меняются его потребности в отношениях, в то время как его партнер остается на месте. На этой почве возникает конфликт. Что же в этом случае делать?

Во-первых, нужно понимать, что конфликт в отношениях это часть пути к психологической зрелости. Конфликт в отношениях это всегда нормально, это не является проблемой, это развитие. Когда мы попадаем в отношения, в конфликт, у нас всегда есть выбор – убежать из этого конфликта или прожить его, вырасти. Проживая конфликты, оставаясь в контакте, и происходит обучение, взращивание внутренних опор. Мы не можем купить внутренние опоры на тренингах, в книгах или у другого человека. В этих конфликтах зрелости и выращиваются опоры. В проживании этих конфликтов в контакте с собой, со своими чувствами, со своим партнером и выращивается эта способность любить себя, способность утешать себя. Конечно, здесь не обойтись без работы с травмой. Потому что очевидно, что многие вещи заблокированы у человека. Это не приобретается через знания, это приобретается через проживания, через принятие, через исцеление. В решении этих задач также может помочь курс НЛП-практик в Академии.

Другими словами, на психическое здоровье человека напрямую влияет исцеление внутренних травм

Иногда люди рождаются уже с высоким уровнем зрелости, иногда это происходит в результате целенаправленной работы над собой, например, травмотерапии, а иногда это результат роста в отношениях.

Конечно, все закладывается в детстве, когда родители обучают и помогают ребенку самому справляться со сложностями. Не атакуя его и не оставляя его одного на растерзание этого мира, а находясь вместе с ним, помогая ему вырастить способности самому действовать.

Например, если взять коучинг — это инструмент, который позволяет человеку самому справляться со своими сложностями, проблемами и задачами. Это также прекрасный метод, который помогает искать ответы внутри себя, искать ресурсы внутри себя, искать силу внутри себя, выращивать это в себе. Мы также обучаем людей коучингу в своей Академии.

В чем различие психологической и социальной зрелости

Сегодня психологи пришли к пониманию того, что психологическая зрелость – это психосоциальный возраст личности. Однако это не означает, что психологическая зрелость тождественна социальной. Уровень развития индивида определяет социальную успешность человека.

Личностная зрелость предполагает высокий уровень развития у человека социально значимых качеств: силы воли, ответственности, активности, инициативности. Она составляет морально-нравственную основу личности и определяет ее готовность к самостоятельной жизни, к созданию крепкой семьи и правильному воспитанию детей.

Социальная же зрелость характеризует степень развития коммуникативных навыков личности, ее умение взаимодействовать. Она проявляется в виде предсказуемости, адекватности и психической устойчивости личности во время общения. Вне ситуации общения социальная компетентность не может проявляться. Психологическая же компетентность личности проявляется в любой деятельности, которой занят человек: в работе, в бытовых делах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]