Социальный характер – это совокупность черт, свойственная какой-либо группе людей, объединенных по национальному, гендерному, религиозному, профессиональному и другим признакам. Социальный характер является обозначением устойчивой системы ориентации личности. Он противоположен индивидуальному характеру, различающему людей между собой. На формирование социального характера наибольшее влияние оказывает окружающее человека общество, экономическая и политическая обстановка.
Процесс социализации начинается с момента определения человеком себя и своего отношения к другим людям, выстраивание той или иной модели отношений, которая приводит к установлению определенного социального характера.
Понятие
Человек не может существовать вне общества.
В этом его главное отличие от животных.
Социальная личность — это любой индивид, который входит в общественные группы, вступает в общественные отношения, является самостоятельным членом общества с определенными правами и обязанностями.
У каждого человека множество социальных личностей, поскольку его жизнь в обществе, как правило, достаточно многосторонняя. Один и тот же человек может восприниматься разными людьми из своего окружения по-разному с социальной точки зрения.
Например, та социальная личность, которую видят коллеги, может не иметь ничего общего со знакомой друзьям или родственникам личностью.
Социально-психологическая сторона любой личности включает комплекс специфических индивидуальных параметров. Каждая личность — это отдельный человек, с присущим ему набором социальных и психологических черт.
На формирование социально-психологического портрета индивида оказывает влияние множество факторов: анатомические особенности, свойства психики, ближайшее окружение, социальные группы, образование, сфера профессиональной деятельности, идеология, религия и т.д.
Каждый человек изначально представляет собой «чистый лист», который в процессе социализации под влиянием вышеперечисленных факторов начинает формироваться в конкретную личность со своим индивидуальным набором психологических и социальных черт.
Неандертальцы
Второе название данной ветви человеческой эволюции — это палеоантропы (Homo neanderthalensis). Согласно сведениям ученых, неандерталец появился на земле около 200 тысяч лет назад. Последние его представители вымерли около 30 тысяч лет назад. Основной деятельностью данного вида была охота. Она же служила основным способом пропитания. Обладая уже довольно хорошим оружием, неандертальцы могли приносить за одну охоту столько еды, что ее хватало на несколько недель всему племени. А благодаря мощному телосложению и росту около 170 см, выследить добычу и убить было не так сложно.
Рис. 5. Скелет неандертальца Объем мозга неандертальцев составлял 1000-1700 см3. Этот вид был двух типов:
- Европейский
- Западноазиатский
Лицо у неандертальцев очень сильно выступало вперед, впрочем, как и затылочная часть. Мощная челюсть свисала вниз, а покатый лоб придавал этим людям более грозный вид.
Важно! Проживали они уже не в пещерах, а в собственных убежищах, которые сооружались при помощи веток и шкур зверей. Неандертальцы умели легко разводить костер. Благодаря всем этим навыкам, они легко приспосабливались к любым природным условиям.
Типы
В современной науке принято выделять следующие социальные типы личности с точки зрения ценностных ориентаций, присущих индивидам:
- Традиционалисты. Для них на первом месте законопослушность, исполнительность, дисциплинированность и ответственность. Подобные черты наблюдаются на фоне отсутствия стремления к самореализации, самостоятельности.
- Идеалисты. Они являются полной противоположностью традиционалистов. Стремятся проявить себя и действовать в соответствии с собственными установками, принципами. Не признают авторитетов и традиционных взглядов на вопросы.
- Фрустрированный тип. Эти люди не чувствуют себя вовлеченными в общественную жизнь, в принятие важных общественных решений. Им свойственна низкая самооценка, постоянное состояние подавленности и пассивности.
- Реалисты. Подобные личности грамотно сочетают стремление к самореализации с осознанием чувства долга.
Они способны рационально подходить к решению проблем и объективно оценивать предлагаемые обстоятельства. - Гедонистические материалисты. Являются типичными потребителями, которые стремятся к получению сиюминутных удовольствий, не задумываясь о завтрашнем дне. Собственные желания для них всегда на первом месте.
Типы личности:
Стяжательская ориентация
Люди, относящиеся к этому типу, считают, что не могут что-то новое из внешнего мира, поэтому говорят о том, что нужно беречь и экономить то, что есть. Они находятся за своеобразной защитной стеной, они стараются как можно больше приносить в свое укрытие и как можно меньше из него отдавать.
В сфере любви их партнеры полностью находятся под контролем, и грают роль вещей, которые принадлежат только людям стяжательской ориентации. Это же касается и сферы вещей. Такие люди отличаются жадностью, сверхэкономией и сверхаккуратностью. У стяжателя мысли, воспоминания, чувства находятся в постоянном порядке, он терпеть не может, если вещи не на своем месте, и будет автоматически приводить их в порядок;
Социально-психологический портрет
Каждый человек обладает яркой индивидуальностью, складывающейся из природных, социальных, психологических особенностей.
Социально-психологический портрет любого индивида можно составить на основе анализа следующих компонентов:
- темперамент;
- характер;
- навыки и умения;
- уровень интеллекта;
- эмоциональность;
- волевые качества;
- коммуникабельность;
- уровень самооценки;
- степень самоконтроля.
В процессе социализации человека в обществе данные компоненты постоянно изменяются, развиваются. Это происходит в результате усвоения социального опыта, получения новых представлений об окружающей действительности, приобретения знаний, освоения моделей поведения и т.д.
По этой причине социально-психологический портрет человека формируется на протяжении всей жизни.
Свойства и качества
Социально-психологические свойства — это устойчивые, индивидуальные черты конкретного индивида, которые позволяют охарактеризовать его с социальной и психологической точки зрения.
Данные свойства делятся на четыре группы:
- свойства, связанные с развитием и применением социальных способностей (интеллектуальный уровень, воображение, налаживание связей и т.д.);
- свойства, формирующиеся под влиянием группы и в результате внутригруппового взаимодействия (знания, навыки, модели поведения и т.д.);
- свойства, связанные с социальным поведением, позицией индивида (активность, ответственность, чувство долга, стремление к сотрудничеству и т.д.);
- свойства, базирующиеся на психологических характеристиках индивида (открытость мышления, подвижность психики, модель реагирования на критические ситуации и т.д.).
Социально-психологические качества — это характеристики личности, которые формируются в процессе взаимодействия с другими людьми, во время коммуникации.
В зависимости от своих качеств личность может выполнять определенные общественные роли, занимать конкретное социальное положение. Стандартная классификация предусматривает разделение людей на три типа в соответствии с присущими им качествами:
- Атлетики. Люди с активной жизненной позицией, которые стремятся всегда доминировать и управлять.
- Пикники. Люди с хорошо развитыми адаптивными механизмами, позволяющими им легко вступать в коммуникации и успешно избегать конфликтных ситуаций.
- Астеники. Классические интроверты, предпочитающие уединение.
Духовный (эсхатологический) уровень
Сторонники, находящимся на этом уровне, считают человека существом вечно живущим, они уверены, что после земной жизни ничего не заканчивается, жизнь человека они связывают с духовным миром.
На этом уровне могут быть решены отношения человека с Богом, присутствует ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с ним.
В каждом типе личности есть все четыре уровня. В некоторые моменты один из уровней побеждает остальные уровни, исходя из определенной ситуации.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде — социальный тип характера человека
. При определении типа характера мы выделяем то существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.
На этой основе нами выделяются следующие типы характеров.
Гармонически целостный тип
отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему собственных ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам — таков способ адаптации этих людей.
Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой
характеризуется противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.
Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты.
Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности. Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической зашиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности личности, но не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.
Конфликтный тип с пониженной адаптацией
отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.
Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности — получения удовольствия (гедонизм). Люди такого типа все трудные ситуации воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите — искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний).
Вариативный тип
свидетельствует о внешней приспособленности к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности, о низком уровне развития личности, об отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения.
Бесхарактерность, постоянное приспособленчество — суррогат пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения основных целей, не отступая при этом от социальных норм и требований. Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий — внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами «технического» характера — как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Это тип «реалистов»: свои потребности они пытаются максимально полно удовлетворить в пределах реально существующих возможностей. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам — таков общий способ адаптации этих людей.
В основу типологической характерологии может быть положена и ведущая направленность личности
. Так, известный немецкий философ и психолог Э. Шпрангер (1882-1963) выделяет следующие типы личности по их ведущей направленности.
Научный человек
В чистом виде он знает лишь одну страсть — страсть к проблеме, вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания — истина любой ценой. Мир для него — бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости. В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности, и, возможно, на них гораздо отчетливее выступают структурные особенности типа, чем у больших ученых, которые часто являются очень сложными натурами.
Экономический человек
Это необязательно человек, связанный с производством. Самое главное то, что основным мотивом, определяющим различные сферы личности и характер ее бытия, является мотив полезности.
В общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность. Для него все становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время — только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте.
Эстетический человек
Чисто эстетическому поведению несвойственно вожделение. Непосредственное соприкосновение с миром всегда болезненно, связано с борьбой за существование. Но есть второй мир, где боль так же сладка, как и веселье, страдания так же одухотворены, как и радость: это мир фантазии. Мы знаем, что есть люди, окружающие себя подобными фантазиями, сквозь которые они и воспринимают действительность.
При рассмотрении эстетического типа мы имеем в виду не столько деятелей искусства, создающих материальные произведения, сколько людей, творящих самих себя, обладающих внутренней структурой эстетического типа.
Социальный человек
Особая жизненная форма, которую назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью.
Социальная направленность в высшем проявлении — любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины, или красоты, или святости. Сродни такой любви страстное стремление обрести ценности жизни, нам уже известные. Но суть самой любви еще глубже: она остается чем-то в себе, обращенным к другой жизни ради ценностей, заключенных в этой жизни. Понятийно определяя то, что в конечном счете не поддается формулировке, можно сказать, что любовь открывает в другом человеке — в одном, нескольких или многих — потенциальных носителей определенных ценностей и находит смысл своей собственной жизни в преданности этим людям.
Политический человек
Особый случай, когда главным для человека становится могущество само по себе.
Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутверждение, достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия.
Политический человек стремится к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождя, в лучах славы чувствует себя на своем месте.
Религиозный человек
Это тот, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего смысла жизни, постулированного религией.
В поведении религиозных людей доминирует альтруистическая направленность. Высший смысл своего существования они видят в благородном безвозмездном служении людям — в помощи пострадавшим, раненым, покалеченным, немощным, униженным и одиноким. Поведение таких людей значительно превышает норму социальной ответственности.
Религиозные догматы прочно внедряются в сферу сверхсознания религиозного человека, охватываются сложным интуитивным механизмом — механизмом веры. Поведение религиозного человека модифицируется — в его психике начинают доминировать идеи добра, любви к человеку. Оно характеризуется стремлением к безгреховности, а возможное его виновное поведение реорганизуется посредством глубокого раскаяния и искупления вины добрыми делами.
Все основные религиозные конфессии мира утверждают духовность, нравственность, высшие идеалы человеческого бытия, мобилизуют человека на достойное прохождение земного пути, постулируют незыблемые законы жизни человека среди людей.
Особенности
С социально-психологической точки зрения личности присущи следующие характерные особенности:
- является не только объектом, но и субъектом социальных отношений, поскольку обладает свободой выбора;
- является уникальной, так как имеет индивидуальный набор социальных и психологических характеристик;
- формируется под влиянием социума (процесс социализации);
- осознает свое отношение к различным событиям, явлениям, общественным установкам;
- осознает свои потребности, желания и цели;
- стремится к самореализации;
- самостоятельно формирует мнение о членах общества, с которыми вступает в различные коммуникации;
- полностью включена в отношения с окружающей действительностью;
- занимается конкретной деятельностью, позволяющей удовлетворить материальные потребности и занять определенное место в обществе.
Параметры анализа
Социально-психологические параметры анализа личности следующие:
- Зрелость. Высшим уровнем зрелости является наличие определенных жизненных установок и взглядов. Зрелый человек в своих действиях руководствуется индивидуальной системой ценностей. Он занимает уважаемое положение в обществе и является объектом для подражания, не отказывается от своих взглядов даже под угрозой применения насилия. Такой человек может содействовать развитию других членов общества, которые берут с него пример. Незрелая личность отличается отсутствием четкой системы ценностей, низким уровнем социальной ответственности.
- Адаптация. Это степень приспособления человека к жизни общества. При конфликтной адаптации происходит непринятие общественных норм, что приводит к психологическому напряжению и сложностям с самореализацией. При средней адаптации человек вполне вживается в окружающую действительность и более или менее успешно функционирует в обществе.
При высоком уровне адаптации индивид не только приспосабливается к окружающей действительности, но и успешно развивается в предложенных условиях. - Адекватность. Это принятие и усвоение человеком существующих в обществе норм и принципов. Индивид не просто внешне подстраивает свое поведение под общепринятые модели, а внутренне преобразовывает себя в процессе социализации. Адекватных с социальной точки зрения людей отличает высокий уровень морали, нравственности.
- Идентичность. Это результат самоидентификации человека. Осознав свое «Я», индивид может сопоставлять выдвигаемые обществом требования и предоставляемые возможности со своими способностями и желаниями. В итоге вырабатывается механизм регулирования поведения в обществе с учетом представлений о себе.
Рыночная ориентация
Люди этого типа выступают за то, что успех зависим от умения человека продавать себя на рынке с привлекательной стороны. Иначе говоря, человек воспринимает себя как товар. Он вступает в конкуренцию со многими другими. Такой тип людей интересуется не своей жизнью, а тем, как стать ходким товаром.
Для осуществления этого необходимо знать, какой тип личности отличается повышенным спросом. Образ желаемой личности могут сформировать мода, кино. Этот образ является целью любого человека рыночного типа. Для такого человека мерилами ценностей являются превратности рынка, как результат, разрушаются правильные представления о чувствах, собственном достоинстве и самоуважении.
В ситуации, когда человеку приходиться все время пробиваться к успеху, а любая неудача становится жестокой угрозой его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности.
Зрелость
Социальная зрелость — способность живущего в обществе человека брать на себя ответственность, принимать решения.
Зрелый человек отличается целостностью характера, предсказуемостью, позитивной направленностью поведения.
Зрелая личность всегда четко осознает свои цели и стремится к их достижению, не нарушая при этом интересов других членов общества. Такие люди предельно объективно оценивают самих себя и окружающих их людей, принимают решения сообразно обстоятельствам.
Достижение социальной зрелости не отменяет потребности в других людях. Зрелый человек продолжает усваивать новый опыт, пересматривать свои взгляды и работать над собой на протяжении всей жизни. Но другие люди для него являются советчиками и собеседниками, а не учителями и наставниками.
Классификация характеров
После Гиппократа психологи не раз пытались классифицировать характеры, выдвигая различные критерии анализа.
Типология Э. Кречмера
Классификация немецкого психиатра Э. Кречмера основана на сопоставлении телосложения человека с его характером и предрасположенностью к психическим заболеваниям. Он выделяет три типа характеров.
Шизотимики — тип характера у людей с астеническим телосложением: худощавых, с длинными конечностями и слабой мускулатурой. Основные черты шизотимиков — чрезмерная серьёзность, замкнутость, упрямство, плохая приспособляемость к окружению. Усиление этих качеств ведёт к шизофрении. Общаться с шизотимиками тяжело, они равнодушны к внешнему миру, эмоционально холодны, склонны грезить в мире собственного «Я».
Иксотимики — тип характера присущий атлетам, имеющим сильную мускулатуру, пропорциональное телосложение, высокий рост. Основные черты иксотимиков — стремление к лидерству, выдержка, практичность. Из недостатков — трудности в адаптации, в выражении эмоций. Они коммуникабельны, приветливы, положительно воспринимают внешний мир. При неблагоприятном развитии характера они рискуют заболеть шизофренией.
Циклотимики — характер людей низкого роста, склонных к полноте. Э. Кречмер называет такой вид телосложения пикническим. Он считает, что пикникам свойственна общительность, искренность, эмоциональность, хорошая приспособляемость к обстоятельствам. Возможное заболевание — маниакально-депрессивный психоз.
Типология К. Юнга
Психиатр из Швейцарии К. Юнг выделил два типа характера, взяв за основной критерий направленности психики человека.
Интроверты — люди «на своей волне». Они сосредоточены на собственном внутреннем мире и мало интересуются реалиями внешнего окружения. Интроверты замкнуты, малообщительны, мнительны.
Экстраверты — тип характера с направленностью на внешний мир. Коммуникабельность, инициативность, любознательность — отличительные черты такого характера.
Типология А. Лоуэена
Психоаналитик А. Лоуэн создал классификацию характеров, которые сложились под воздействием психических травм, перенесённых человеком в детские и юношеские годы.
Оральный тип — «травма покинутого». Особенности характера объясняются недостатком любви со стороны родителей в раннем детстве. Такой человек всю жизнь боится одиночества, нуждается в поддержке, не способен на самостоятельные поступки.
Мазохист — «травма униженного». Характер личности, перенёсшей в детстве унижение. Основные черты поведения: чувственность и стыдливость, скованность в проявлении своих потребностей, боязнь свободы и нерешительность. Любит страдать.
Читайте также: Архетип Льва как символ уверенности
Шизоид — «травма отвергнутого». Развитие ребёнка, нежеланного для родителя своего пола: когда папы не хотят сына, а мамы дочку. Кроме того, противоречивость: стремится к совершенству, но считает себя ничтожеством. Испытывает трудности в партнёрстве, тушуется, старается быть в тени.
Психопат — «травма предательства». Характер сложился после крушения доверия к одному из родителей (девочки — к отцу; мальчика — к матери). С трудом сдерживает обязательства, вынужден лгать. Нетерпелив и нетерпим, всегда уверен в своей правоте и стремится всех убеждать. Больше всего переживает за свой имидж.
Истерический тип — «травма несправедливости». Характер сложился под воздействием подавления индивидуальности ребёнка родителями. Истерику свойственны повышенные амбиции, он эмоционален, завистлив, сравнивает себя с другими, сомневается в своих поступках, аккуратен, всё держит под контролем.
Нарциссический тип — «травма неоправданных ожиданий». Личность формируется под постоянным прессом родительских требований к ребёнку: он должен соответствовать их представлениям о совершенстве. Только своими успехами ребёнок может заслужить любовь родителей. Нарциссы вырастают высокообразованными, успешными людьми, энергичными, целеустремлёнными. Они насквозь фальшивы, т. к. вынуждены подавлять своё внутреннее «Я» в погоне за внешними достижениями.
Соотношение биологического и социального
Человек является биологическим организмом, который появился в результате эволюции. В организме каждого человека происходят различные естественные процессы, которые в некоторой степени обуславливают его поведение.
Но с одной только биологической точки зрения оценивать человека невозможно, поскольку он одновременно является существом социальным.
Как продукт общества человек проходит процесс социализации, в результате которого происходит усвоение определенных норм, принципов поведения, правил, взглядов и т.д.
При этом во время социализации большое значение на усвоение всех этих принципов оказывают индивидуальные черты конкретного индивида, поскольку всю транслируемую обществом информацию он пропускает через призму собственного сознания.
Таким образом, заложенная на генетическом уровне информация отличает человека от других живых организмов и образует его биологическую природу. А получаемое в процессе социализации образование, воспитание формирует общественную составляющую.
Эксплуататорская ориентация
Этот тип людей, как указанный ранее, считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому. При этом они стараются получить желаемое силой, хитростью или и вовсе отнимают у других, так как не верят, что что-то можно получить в дар.
В области любви он заинтересованы только теми лицами, которых можно отнять или увести у других. Идеи они также не создают, но воруют их как плагиат или в форме парафразы идей, которые кто-то уже высказал до них.
Вещи, принадлежащие кому-то, кажутся людям с эксплуататорской ориентацией лучше, чем те, что они могут создать или уже имеют. Они стараются использовать и эксплуатировать всех, из каждого хотят что-то выжать.
Их установка характеризуется враждебностью и манипулятивностью. Каждый человек для них является объектом эксплуатации, он оценивается по степени его полезности. По отношению к другим людям они ведут себя цинично, отличаются особой подозрительностью, проявляют скрытую или явную враждебность, такие люди завистливы и ревнивы.
Теория психосоциального развития Э. Эриксона
Э. Эриксон утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни.
От рождения и до смерти он проходит 8 стадий, каждая из которых сопровождается определенным кризисом:
- младенчество (0-1 год);
- раннее детство (1-3 года);
- детство (3-6 лет);
- школьный возраст (6-12 лет);
- отрочество и юность (12-20 лет);
- ранняя зрелость (20-25 лет);
- средний возраст (25-65 лет);
- поздняя зрелость (после 65 лет).
Каждый кризис может завершиться благополучно или негативно.
Если человек успешно его преодолевает, то он переходит на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для дальнейшего личностного развития.
Если же кризис не преодолевается, то переход на следующий уровень все равно происходит, но неразрешенные проблемы на новом уровне остаются вместе с человеком.