Психоанализ Зигмунда Фрейда: предпосылки и базовые идеи за 5 минут


Изучением психики человека уже не один десяток лет занимаются великие умы, но на многие вопросы ответов до сих пор нет. Что скрывается в глубинах человеческого существа? Почему события, произошедшие когда-то в детстве, по сей день оказывают влияние на людей? Что заставляет нас совершать одни и те же ошибки и мёртвой хваткой держаться за опостылевшие отношения? Где берут своё начало сновидения, и какая информация в них заложена? На эти и множество других вопросов, относительно психической реальности человека, может ответить революционный и поправший собой многие основы психологии психоанализ, созданный выдающимся австрийским учёным, неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.

Основные концепции психоанализа

Вот несколько фундаментальных идей психоанализа, в той или иной мере, присущих большинству психоаналитических методов.

— Поведение человека, состояние его психики (сознания) в значительной степени зависят от внутренних бессознательных мотивов, которые определяются ЛИБИДО или сексуальным влечением (в процессе развития это положение было неоднократно скорректировано или оспорено последователями Фрейда).

— Основная причина психологических проблем личности (невротическое поведение, депрессии, тревожность, комплексы) — неизбежный конфликт между бессознательными импульсами (желаниями) и сознательной частью личности.

— Существенного ослабления этого конфликта, можно добиться через осознание личностью травмирующих воспоминаний, вызывающих конфликт, путем высвобождения этого материала из сферы бессознательного и последующей работы с ним при посредстве психоаналитика (проживание, анализ, принятие травмирующего материала).

— Психика человека обладает защитными механизмами, препятствующими осознанию содержимого бессознательного (основная статья — Психологические защиты личности).

Краткое резюме

Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:

  • Научную дисциплину
  • Комплекс мероприятий по исследованию психических процессов
  • Методику лечения нарушений невротического характера

Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Метод свободных ассоциаций
  • Страх: психологические основы и известные научные исследования этого феномена
  • Зачем человеку отношения: ответы психологов
  • Что такое сознание?
  • Идеи Карла Густава Юнга
  • Мифы о гипнозе
  • Теория умственных действий Гальперина
  • Символдрама как способ достучаться до бессознательного
  • Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
  • Оперантное обусловливание Скиннера как технология формирования личности

Ключевые слова:1Коммуникации

Структура личности (психики) по Фрейду

Согласно теории Зигмунда Фрейда, существует три различных уровня сознания человека.

1. СОЗНАНИЕ. Это часть нашего сознания, которая осознается нами, в каждый момент времени. Здесь находятся наши мысли, идеи, концепции, ощущаются и осознаются эмоции, сопровождающие мыслительный процесс, здесь, через мысли и ощущения интегрируется рациональный опыт познания мира (восприятие информации при помощи органов чувств). Сознание — единственная часть нашей психики (и по Фрейду весьма незначительная), которая подлежит реальному осознанию и оценке.

2. ПРЕДСОЗНАНИЕ (подсознательное). Говоря компьютерным языком, это часть психики представляет из себя некое подобие оперативной памяти. Эта часть не осознается нами в каждый момент времени (и это было бы нерационально), однако, при необходимости, мы всегда имеем доступ к его содержимому. Здесь содержатся наши воспоминания, наши знания, в общем и целом, это наша память.

3. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Это недоступная для обнаружения и рационального осознания часть нашей психики. Здесь находится материал, по тем или иным причинам вытесненный из сознания и предсознания. Это страхи, неприемлемые устремления (сексуальные и агрессивные), вытесненный опыт (чаще всего травматический), иррациональные устремления.

В общем, СОЗНАНИЕ, ПРЕДСОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ представляет из себя некую виртуальную информационную среду, которая, хоть и является неотъемлемой частью нашей личности, доступна для нее в разной степени.

Сама личность, включающая в себя все три уровня сознания (психики), структурно состоит из следующих частей — ИД (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я).

ИД (ОНО) это изначальная (базовая) часть психики с которой рождается каждое человеческое существо, это врожденная, а не приобретенная в результате развития, часть личности. Именно оно отвечает за выживание в реальном мире, отвечает за обеспечение наших базовых потребностей, посредством эмоциональных импульсов заставляя нас ХОТЕТЬ реализовать эти потребности.

По Фрейду, ИД руководствуется принципом максимального удовольствия (наслаждения), и по природе своей несет в себе принцип Абсолютного Эгоизма и удовлетворения потребности. Метафорически, для ИД единственное реальное благо — это удовлетворение потребностей, причем немедленно и любой ценой. Так младенец, структура личности которого еще не сформировалось, руководствуется именно этим принципом.

В психоанализе Фрейда считается, что эта часть психики находится полностью в бессознательном.

ЭГО (Я). Фрейд считал, что эта часть личности развивается в первые три года жизни младенца. Причина развития — необходимость во взаимодействии с внешним миром, развивается ЭГО, руководствуясь рациональным принципом реальности. Что это означает? Это значит, что ребенок начинает понимать, что немедленное и безусловное удовлетворение желаний ИД сопряжено с известными трудностями, и их исполнение приходится увязывать с некоторыми реалиями окружающего мира. Эти реалии — наличие других людей, у каждого из которых, также, есть свои желания и потребности. На основе опыта, происходит осознание того, что безусловное эгоистичное поведение (того что требует ИД) может принести определенные проблемы и отсрочку получения желаемого. Так происходит постепенное формирование стратегий поведения, с учетом внешних обстоятельств. С точки зрения теории Фрейда, эта часть психики находится и в сознании, и в предсознании, и в бессознательном.

СУПЕР ЭГО. Согласно Фрейду, эта часть сознания формируется примерно к 5 годам и содержит нравственные принципы (этика), которые формируются в сознании, благодаря влиянию родителей, других людей, а также описанных ранее естественных внешних обстоятельств жизни ребенка. Именно эта часть личности ответственна за формирование оценок плохо — хорошо, приемлемо-неприемлемо, а в дальнейшем, за формирование базовых идей о том, каким является окружающий нас мир и какое в нем место занимает сама личность. Фрейд разделял эту часть личности на две оставляющие — СОВЕСТЬ и Я — ИДЕАЛ. СУПЕР ЭГО, как и ЭГО находится во всех трех «стихиях», в сознании, в предсознании и в бессознательном.

По мнению Фрейда, показателем психологически здоровой личности, является эффективный контроль ЭГО над Супер Эго и Ид. Принимая такую позицию, можно сделать вывод о том, что Эго, должно быть «сильнее» других частей личности. По сути, исходя из логики структуры личности, роль Эго сводится к рациональной деятельности по достижению компромисса между Ид и Супер Эго. Тем не менее, следует понимать, что роль Я, в любом случае, сводится к удовлетворению ИД максимально быстрым и при этом, максимально безопасным для личности способом. Найти идеальный компромисс между ИД и СУПЕР ЭГО, в реальных обстоятельствах жизни в социуме практически невозможно. Учитывая данный тезис, можно сделать вывод, что полностью устранить психологические напряжения в психике человека нельзя.

В случае, если в человеке доминантным является Супер Эго, то мы имеем в итоге, пуританина, неукоснительно следующего моральным принципам и (или) высоким идеям, которые стоят во главе угла и подавленные устремления Ид, постоянно стремящиеся выйти наружу. Если же доминантным является Ид, то данная личность, будет постоянно стремится к наслаждению, невзирая на других людей и общественные установки. Идеальным выражением такой ситуации, будет психопатическая личность с диссоциальным расстройством личности.

Продолжение, следующая часть темы — ПСИХОАНАЛИЗ, КАК МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ.

Главные открытия

Фрейд совершил несколько фундаментальных открытий в области психологии, введя новые течения и понятия. К ним относятся:

  1. Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
  2. Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
  3. Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
  4. Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.

Не все современники приветствовали идеи Фрейда, некоторые их критиковали. Карен Хорни, американский психоаналитик, в одной из своих работ подробно рассмотрела теорию Фрейда о зависти женщин к мужскому пенису и предположила, что на самом деле мужчина завидует наличию матки и способности воспроизводить потомство, а движущей силой человеческой личности является не либидо, а тревожность. Смелые взгляды Карен сделали ее одной из знаковых фигур неофрейдизма.

Методы психологической защиты

Вытеснение. Подавление, исключение из сознания неприятных или неприемлемых импульсов. В этом случае они переводятся в бессознательное. Замещение.

Переориентация импульса с одного объекта на другой, более доступный. Рационализация. Попытка рационально обосновать желания и поступки, вызванные такой причиной, признание которой грозило бы потерей самоуважения. Проекция.

Бессознательный перенос собственных чувств и влечений на другое лицо. Соматизация. Фиксация на состоянии своего здоровья как форма защиты от конфликтов. Реактивное образование. Замена неприемлемых тенденций на прямо противоположные. Регрессия. Возврат к примитивным формам поведения в затруднительной ситуации. Отрицание. Невыполнимые желания, мысли, побуждения не признаются.

Отрицается само их существование. Сублимация. Преобразование социально неприемлемых импульсов в социально приемлемые и поощряемые. Ярчайший пример – сфера искусства.

ТЕОРИЯ А. МАСЛОУ

Маслоу Абрахам Харальд (1908-1970) – американский психолог. Основоположник гуманистической психологии, изучающей проблему ценности самого человека. Создал иерархическую модель мотивации (“Мотивация и личность”, 1954).

Маслоу — автор подробной классификации мотивов, особенности которой следующие:

— представляет не отдельные, а группы мотивов

— группы мотивов упорядочены в целостной иерархии.

Упорядоченность зависит от уровня развития личности, от возраста и роли социальной мотивирующей группы в развитии личности.

Потребности, или группы потребностей, – выступают как инициатор активности.

Деятельность обусловлена не изнутри, она привлекается извне возможностью удовлетворения потребности.

Потребности, образующие иерархию, взаимодействуют между собой так:

— пока не удовлетворены потребности нижележащих уровней, потребности более высокого уровня не актуализируются;

— если у субъекта актуализируются потребности разного уровня, то в этом конфликте побеждают потребности жизненного уровня.

Иерархия потребности (по А. Маслоу):

I уровень: физиологические потребности (голод, жажда и т.д.);

II уровень: потребность в безопасности;

III уровень: потребность в социальных связях (внешности, любви, идентификации, аффилиации и т.д.);

IV уровень: потребность в самоуважении (признаки, достижения, одобрения и т.д.);

V уровень: потребность в самоактуализации (реализация собственных способностей, в понимании и осмыслении себя и других).

Самоактуализирующихся личностей всего 1% от общего количества людей.

Эта потребность не всегда достигается; это тот идеал, к которому личность стремится (или должна стремиться).

Эдипов комплекс и Комплекс Электры

Концепция философии Фрейда включает глубокий анализ сексуальных желаний человека. Ученый полагал, что они формируются в детстве и проявляются как Эдипов Комплекс или Комплекс Электры.

В основу описания комплексов, легли на наблюдения Фрейда за детско-родительскими отношениями и способами проявления привязанностей у мальчиков и девочек. Он установил, что мальчики гораздо больше внимания уделяют матери, стремятся обнять или поцеловать ее, требуют постоянного внимания. Если мать предпочитает больше времени проводить со своим мужем, а не сыном, мальчик начинает ревновать. Бессознательно он испытывает к матери сексуальную тягу и воспринимает отца, как соперника. Девочки демонстрируют привязанность к отцу и показывают негативную реакцию на его отношение к матери.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]