«Иногда банан — это не просто банан». Психоанализ Зигмунда Фрейда в 10 простых вопросах и ответах


Социальная природа человека обуславливает его способность жить в обществе и быть его частью. Структура личности как таковая и совокупность индивидуальных особенностей личности конкретного человека обеспечивают ему возможность быть субъектом социокультурной жизни общества.

Психологи расходятся во взглядах и представлениях о содержании понятия «личность» и о структуре личности. Однако существует немало очень интересных теорий, позволяющих лучше понять социальную природу человека и особенности функционирования его психики.

Инстинкт жизни и инстинкт смерти

Инстинкты — это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энер­гии. Для Фрейда инстинкты — это не врожденные рефлексы, а та часть стимуляции, которая исходит от тела. Целью инстинктов является устранение или ослабле­ние стимуляции при помощи определенных типов поведения (например, еда или сексуальная активность).

З. Фрейд выделял 2 большие группы инстинктов: жизни и смерти.

Инстинкты жизни (Эрос) включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохра­нение особи и выживание вида. Это созидательные, поддерживающие жизнь силы. Та форма психической энергии, в которой они проявляют себя, получила название либидо. Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.

Фрейд верил в то, что людям присуще и стремление к смерти. Инстинкты смерти (Танатос) — это разруши­тельные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. К концу жизни Фрейд все больше приходил к убеждению, что инстинкт агрессии может быть весьма могуществен в качестве фактора мотива­ции.

Во что мы упираемся?

Беглый обзор закончился, и мы подошли к черте, перешагнуть которую способен не каждый. То, о чем я дальше буду говорить, сложновато для понимания, так как требует известного напряжения мысли или, словами материалистов, перерасхода энергии неокортексом на создание новых нейральных связей.

Обещаю говорить просто и не напускать тумана. Не буду цитировать Геделя, де Соссюра, Гуссерля, Пирса, Шредингера, Бома, Пенроуза и других выдающихся мыслителей. То, что нельзя объяснить на пальцах, объяснять не стоит.

Трёхкомпонентная структурная модель психики

В своих ранних работах З. Фрейд выделял лишь сознательные и бессознательные аспекты личности. Сознательная часть мала, как бы составляет лишь вершину айсберга, и по своей сути не имеет существенного значения. А вот бессознательная часть является обширной, занимая большую часть айсберга. Подсознание содержит инстинкты и движущие силы поведения человека.

Со временем Фрейд пересмотрел это простое деление на созна­тельное и бессознательное и стал говорить о соотношении трех компонентов личности — Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

1. Ид (Оно) — это источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного. Это наиболее примитивная и наименее доступная часть личности, она является исходной, первобытной структурой психики. Ид тесно связано с биологическими побуждениями (сон, еда, вода, половое влечение и т.д.), которые наполняют энергией поведение человека.

Стимулы Ид требуют немедленного удовлетворения, не считаясь ни с чем. Они действуют в соответствии с принципом наслаждения, который ищет лишь возможности снять напряжение, стремясь к удовольствию и избегая боли. Ид является основным источником нашей психической энергии, либидо, которая проявляет себя в виде напряженности. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую мы затем пытаемся различными способами снизить до нормального уровня. Например, если человек испытывает жажду, он должен удовлетворить свою потребность в воде. Это снизит напряжение, которое вызвала жажда.

Ид похож на маленького ребенка, который еще не понимает правил окружающего мира. Он активно пытается получить все, чтобы удовлетворить свои желания и потребности, не оценивая свои возможности и способности, возможные неудобства для себя и других, а также последствия своих действий. Для него существует только «хочу», поэтому Ид контролируется со стороны Эго.

2. Эго (Я) — это рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.

Этот компонент психики ответственен за принятие решений, это та область, в которой происходят интеллектуальные процессы. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с требованиями и ограничениями, налагаемыми внешним миром (безопасным для человека и адекватным для общества способом).

Эго ориентируется на причинные связи и рациональ­ность, в отличии от Ид. Оно следует принципу реальности, сдерживая порывы Ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, а психическое напряжение снято.

Эго не существует отдельно от Ид. Более того, Эго черпает свою силу в Ид. Само Эго существует, собственно, для того, чтобы помогать Ид.

3. Супер-Эго (Сверх-Я) — это усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.

Супер-Эго представляет собой моральность. Из этого становится понятно, почему Супер-Эго не может не конфликтовать с Ид, т.е. со структурой, которая не признает мораль или какие-либо нормы.В отличие от Эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний Ид до более подходящего случая, Супер-Эго намеревается полностью подавить эти вожделения.

Человек не рождается с Супер-Эго. Оно формируется в процессе социализации — начиная с того периода, когда ребёнок впервые узнаёт, что «хорошо» и что «плохо», начинает различать «правильно» и «неправильно» (3-5 лет). Дети обретают Супер-Эго благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими фигурами».

В итоге, Эго предстает, по Фрейду, как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится маневриро­вать между молотом и наковальней, пытаясь справиться с настойчивос­тью и нетерпением Ид, соотносить свои действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с непрерывным стремлением Супер-Эго к совершенству. В тех случаях, когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает ситуация, называемая тревогой.

«Сверх-Я», или «супер-эго»

Superego – это своеобразная надстройка над сознанием, которая формируется при жизни человека под влиянием социальных норм, требований, запретов – табу. С одной стороны, «супер-эго» позволяет нам различать добро и зло, хорошее и плохое, осознавать нравственные принципы и идеалы. Но с другой стороны, по мнению Фрейда, «сверх-Я» ограничивает свободу человека, загоняя его в рамки общепринятых норм. Моральные запреты препятствуют удовлетворению естественных потребностей и проявлению столь же естественной агрессивности. Это приводит к различным проблемам психического характера, например, неврозам.

Чтобы избежать критической ситуации, сознание человека, его «Я» изобретает различные способы компенсации или сублимации – преобразования энергии запретных желаний во что-то более приемлемое для социума.

Защитные механизмы личности

Тревога — это своего рода предупреждение о том, что Эго в опасности. Фрейд выдвинул предположение, что Эго возводит своеобразную преграду против тревоги — защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное отрицание или искажение реальности.

Защитные механизмы (психологические защиты личности) — это определенные типы поведения, призванные защитить Эго (Я) от тревоги, порождаемой конфликтами в повседневной жизни.

1. Отрицание — это процесс устранения, игнорирования травмирующего восприятия внешней реальности. Например, смертельно больной человек отрицает неминуемость смерти.

2. Замещение — это переключение импульсов Ид с одного объекта, недоступного или таящего в себе угрозу, на другой, более доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект.

Например, замещение неприязни к босу на придирчивость по отношению к собственному ребенку. В телерепортажах о футбольных матчах мы часто видим, как нападающий, не попавший в ворога, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом происходит разрядка накопившейся энергии.

3. Проекция — это ситуация, когда вызывающий тревогу импульс приписывается кому-то другому. Чаще всего это неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира.

Собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо.

Например, некто утверждает, что на самом деле это вовсе не он ненавидит своего профессора, а тот его недолюбливает. Или скупой, который, как правило, видит в других людях прежде всего жадность, а агрессивная личность всех вокруг считает жестокими.

4. Рационализация — это переформулирование поведения таким образом, что оно становится более понятным, более приемлемым, а потому и менее пугающим для окружающих. Функция рационализации в маскировке, сокрытии от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. При действии этого механизма происходит блокировка осознания тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые. Человек после каких-то действий, поступков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается понять их и рационально объяснить, приписывая им более приемлемые, более благородные мотивы.

Например, можно заявить, что работа, с которой вас только что уволили, на самом деле была не столь уж и хороша.

5. Реактивная формация — это подмена одного импульса Ид на другой, противополож­ный первому. Человек скрывает тревожащие его импуль­сы тем, что превращает их в нечто противоположное (как вариант, может замещать ненависть любовью). Например, некто, кого постоянно одолевает желание употребить алкоголь, может вдруг стать страстным борцом за принятие «сухого закона».

6. Регрессия — это психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.

Появление у взрослого человека черт детского, зависи­мого поведения, ассоциирующимися со счастливыми временами.

7. Подавление (вытеснение) — это отрицание существования какого-то фактора или события, вызы­вающего тревогу. В результате действия данной защиты неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п. Например, невольное вытеснение из сознания некоторых воспоминаний или переживаний, вызывающих сильный дискомфорт.

8. Сублимация — это изменение или замещение некоторых импульсов Ид через переключе­ние энергии инстинкта на социально приемлемые цели. Происходит подмена тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены непосред­ственно, на социально приемлемые цели.

Например, перевод сексуальной энергии в сферу художественного творчества.

9. Идентификация — это защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Идентификация имеет и позитивный момент, так как с помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами. Например, при использовании механизма идентификации человек подражает манерам какого-то иного человека, кем он восхищается и кто кажется ему менее уязвимым в тревожных ситуациях.

Основные концепции психоанализа

Вот несколько фундаментальных идей психоанализа, в той или иной мере, присущих большинству психоаналитических методов.

— Поведение человека, состояние его психики (сознания) в значительной степени зависят от внутренних бессознательных мотивов, которые определяются ЛИБИДО или сексуальным влечением (в процессе развития это положение было неоднократно скорректировано или оспорено последователями Фрейда).

— Основная причина психологических проблем личности (невротическое поведение, депрессии, тревожность, комплексы) — неизбежный конфликт между бессознательными импульсами (желаниями) и сознательной частью личности.

— Существенного ослабления этого конфликта, можно добиться через осознание личностью травмирующих воспоминаний, вызывающих конфликт, путем высвобождения этого материала из сферы бессознательного и последующей работы с ним при посредстве психоаналитика (проживание, анализ, принятие травмирующего материала).

— Психика человека обладает защитными механизмами, препятствующими осознанию содержимого бессознательного (основная статья — Психологические защиты личности).

Психосексуальные стадии развития личности

Фрейд был убежден, что истоки невротических расстройств надо искать в детских переживаниях пациентов. Таким образом, он стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики. По его мнению, базовые черты личности человека формируются почти полностью к пятому году жизни.

З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет). Для каждой из этих стадий характерна своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности.

Кратко о теории

Когда Зигмунд Фрейд занялся психоанализом и представил миру свое видение душевных проблем, общественность восприняла учение «в штыки». Новая теория противоречила всем канонам: религии, науке, философии, социальным устоям, культуре. Но, зародившись в конце 19 века, и поныне теория используется ведущими психиатрами мира.

Ученый посвятил свою жизнь тому, чтобы понять психику человека и определить составляющие, мотивирующие его действия. Основная идея теории – убеждение, что душевная природа не имеет перерывов, и из одного события рождается следующее.

Не всегда можно проследить цепочку последовательностей. Но то, что произошло в детстве, обязательно окажет свое влияние (хоть и неосознанно) в дальнейшей жизни. Теория Фрейда кратко интерпретируется так: каждый поступок, желание, мысль – это сознательное либо бессознательное намерение, «растущее» из прошлого.

Обратите внимание! Задача аналитика – разобраться в душевных переживаниях, найти скрытые связи событий и установить истинные причины поступков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]