Дезадаптация в психологии. Что это у ребенка, подростков: социальная, школьная, психическая. Причины

Социальная дезадаптация — это полная или частичная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума. То есть это нарушение взаимосвязей человека со средой, которое характеризуется неосуществимостью им своей положительной социальной роли в определенных социальных условиях, соответственной его потенциалу.

Социальная дезадаптация характеризуется несколькими уровнями, которые отражают ее глубину: латентное проявление явлений дезадаптации, дезадаптивные «пертурбации», разрушение ранее сформированных приспособительных механизмов и связей, закрепившаяся дезадаптация.

Школьная дезадаптация — что это, понятие

Школьная дезадаптация — это нарушение в работе механизмов адаптации ребенка к учебному процессу, которое влияет на его продуктивность и взаимоотношения с окружающими. Спровоцировать его могут различные факторы, которые чаще всего идут в совокупности:

  • наследственность;
  • индивидуальные особенности и новообразования;
  • взаимоотношения с семьей или отдельным человеком;
  • проблемы в установлении социальных контактов и др.

Школьники, которые входят в группу риска возникновения школьной дезадаптации, испытывают трудности в адаптации, имеют проблемы с усвоением учебного материала и успеваемостью. Их отношения со сверстниками и взрослыми складываются тяжело. А личностное развитие протекает вяло: часто это инфантильные дети, любят лгать, легко попадают под чужое влияние, плохо осознают свое «Я».

Психогенная школьная дезадаптация — это явление, которое может начать развиваться в любой момент обучения. Особенно часто она возникает при переходе из детского сада в школу, а затем — при переходе из начального звена в среднее. Часто провоцируют возникновение нарушения любые личностные конфликты ребенка. Поэтому проблема социальной и школьной дезадаптации долгое время остается актуальной в педагогике и психологии.

Особенности течения

Возрастные особенности

Начальная школа

С одной стороны, дезадаптация детей младшего школьного возраста охватывает более 80% учащихся. Это обширный процент, в котором виноваты сразу несколько сторон: родители, воспитатели детского сада и учителя начальной школы. Каждый из них должен психологически и физически подготовить ребёнка к такому серьёзному переходу.

С другой стороны, в этом возрасте состояние быстро корректируется. Как показывает практика, благодаря стараниям учителей, психологов и всё тех же родителей, к концу 1 класса она диагностируется уже только у 20% учащихся (усреднённые показатели).

Причины социально-психологической дезадаптации у младших школьников:

  • недостаточное или проблемное интеллектуальное и психомоторное развитие;
  • неспособность контролировать собственное поведение как следствие воспитания без запретов, которое сейчас в моде;
  • физическая слабость, болезненность, астенический тип нервной системы;
  • излишняя впечатлительность;
  • гипервозбудимость;
  • отсутствие интереса к учёбе, когда ведущей деятельностью остаётся игра;
  • неадекватная самооценка.

Средняя школа

При переходе из 4 в 5 класс некоторые дети также могут плохо адаптироваться из-за того, что один учитель сменяется сразу несколькими, и внимание к нему ослабевает, а требований становится больше. Однако преподаватели и психологи сразу вычисляют таковых (их всего 5-10%) на начальном этапе формирования нарушения и проводят соответствующую работу.

Старшая школа

С 8 по 11 класс резко увеличивается количество трудных подростков, у которых диагностируется школьная дезадаптация ввиду смены ориентиров (на первое место выходят друзья и самоутверждение среди них) и полового созревания. Трудности коррекции связаны именно с последним фактором, так как контролировать собственный организм подростки не могут. Изменения в гормональном фоне провоцируют перепады настроения, бунтарское поведение, нервозность и т. д. По окончании пубертатного периода всё встаёт на свои места.

Гендерные особенности

Дезадаптация чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек по ряду причин:

  • биологический фактор — уязвимость ЦНС к развитию психических расстройств выше у мальчиков;
  • полоролевой фактор — в воспитании на мальчиков оказывается большее давление (должны помогать, защищать, содержать, уступать; не должны плакать, быть слабыми и т. д.);
  • количественный фактор — девочек в классе больше, чем мальчиков, и они оказывают друг другу поддержку.

Физиологические особенности

Согласно новому образовательному стандарту, с 2021 года родители могут привести в обычные школы детей с ограниченными возможностями, которые раньше имели право учиться только в специализированных учебных заведениях. За два года существования этого Закона психологи и учителя стараются донести общественности о несостоятельности такого решения именно из-за повальной школьной дезадаптации детей-инвалидов.

В специализированных учебных заведениях им уделяли достаточное внимание для того, чтобы они привыкли к новым условиям своего существования вне дома и соблюдению норм и правил. Ритм жизни в обычной школе это сделать не позволяет. Результат — и психическое, и физическое состояние ребёнка-инвалида ухудшается.

Подходы к решению проблемы

В настоящее время педагоги совместно с психологами разработали три подхода к понятию школьной и социальной дезадаптации и разрешению этой проблемы:

  1. Школьную дезадаптацию определяют как психическое расстройство личности, справиться с которым можно только путем психиатрического лечения.
  2. Школьная дезадаптация рассматривается как педагогическое явление, где основным фактором возникновения является отношение с педагогами (их стиль преподавания и воспитания, манера общения). В этом случае коррекцию нарушения должны проводить именно они.
  3. Более широкий подход, который рассматривается как социально-психологический процесс формирования и развития конфликта между ребенком и школьными требованиями. В этом случае выходом считается комплексный подход к решению проблемы.

Третий вариант выглядит самым оптимальным и всеобъемлющим по своей логике и обоснованности. Но, несмотря на это, у специалистов до сих пор возникают споры, потому что обширность проблемы не позволяет найти универсальные пути ее решения.

Общие сведения

Данный термин укоренился в жизни людей. Кому-то может показаться удивительным то, что с развитием инновационных технологий, многие люди ощущают одиночество, становятся неприспособленными к условиям окружающей действительности. Некоторые личности не способны сориентироваться даже в обычных ситуациях, не знают, как себя вести в том или ином случае.

Под понятием социальной дезадаптации, как правило, рассматривают частичную или полную неприспособленность личности к окружающей действительности, ее условиям. Особа, которая страдает дезадаптацией, неспособна нормально взаимодействовать с другими индивидами. Такая личность будет или регулярно избегать контактирования или проявлять агрессивное поведение. Такому состоянию характерны повышенная раздражительность, неспособность принимать чужую точку зрения.

Такая дезадаптация появляется тогда, когда отдельно взятый индивид прекращает замечать происходящее в реальном мире, полностью пропадает в своей реальности, заменяя отношения с живыми людьми. При этом происходит утрата личностного роста.

Различают два вида СД.

  1. Частичная дезадаптация. Происходит выпадение из общественной жизни. Характерным примером является то, как человек после длительной болезни впервые выходит на работу. В этот период у него не было общения с коллегами, но присутствовали друзья и родственники.
  2. Полная дезадаптация. Происходит потеря веры в собственные силы, развивается недоверие к людям. Особа не знает, как вести себя, не представляет норм общества. Создается впечатление, что происходит что-то не так, как нужно.

Оба вида могут присутствовать у людей, которые имеют зависимости. Девиантное поведение всегда идет наравне с дезадаптацией в той или иной степени проявления.

Существует пять уровней развития СД.

  1. Нулевая стадия. Отсутствуют личностные деформации, ценности не изменены. Проявляются исключительно незначительные формы поведенческих изменений, грубое обращение, непослушание. Решение проблемы: социальное воспитание, прививание человеку убеждений социальных норм, информирование.
  2. Негативные социальные установки. Личностная деформация все еще отсутствует, однако, проявляется сильная зависимость от окружающих. Человек может начать экспериментировать с курением, алкоголем. Технология профилактики включает предупреждение профориентации по отношению к ближайшему окружению ребенка и его самого.
  3. Систематический. Присутствует проявления делинквентного поведения, кражи, хулиганство, драки. Носит хронический характер, появляются зачатки дезадаптации личности. Зачатки берутся в нарушениях мотивационно — потребностной сферы человека, у него становится меньше интересов и целей в жизни. В такой ситуации необходима социальная коррекция, чтобы исправить поведение.
  4. Аддикция, зависимость. Поведение индивида представляет опасность для других людей. Требуется реабилитация, главное, чтоб человек сам захотел измениться.
  5. Сопротивление. Индивид противостоит всем нормам, пытается изменить мир. Личностная деформация уже носит необратимый характер. У человека сформированная противоположная система ценностей. На данной стадии необходима ресоциализация, которая будет проявляться изменением установок, норм, целей и жизненных ценностей индивида.

Уровни развития школьной дезадаптации

В процессе развития школьной дезадаптации у ребенка можно выделить и проследить 3 различных уровня.

Педагогический

Если школьник попадает в некомфортную или конфликтную ситуацию, у него возникает ряд физиологических проблем, таких как:

  • невозможность длительно сосредоточиться на одной умственной или физической операции;
  • раздражительность от громких звуков, вспышек света, резких запахов;
  • неусидчивость;
  • резкие перепады настроения;
  • быстрая утомляемость;
  • тяжелое пробуждение и засыпание и др.

Все перечисленные проблемы не имеют постоянного характера, их вызывает только конфликтная ситуация. При ее решении они пропадают, легко корректируются.

Виды школьной дезадаптации

Процесс развития школьной дезадаптации у каждого ребенка индивидуален, поэтому ее вид в чистом виде определить практически невозможно. Почти всегда разновидности могут комбинироваться и создавать целый комплекс отклонений. Наиболее часто встречаются следующие виды:

  1. Социальная. Включает в себя отрицание принятых в обществе установок, асоциальное поведение, проблемы саморегуляции школьника.
  2. Психосоциальная. Характеризуется психологическими особенностями личности (в том числе и половозрастными). Чем меньше внимания и индивидуального подхода оказывается ребенку, тем ярче проявляется этот вид дезадаптации.
  3. Патогенная. Проявляется через нарушения в функционировании головного мозга, психические расстройства, а иногда и фобии, которые имеет ученик.
  4. Интеллектуальная. Чаще проявляется не в начальной школе, а у более старших ребят. Вызвана пропущенными и не восстановленными пробелами в знаниях, которые оказывают влияние на учебу.
  5. Эмоциональная. Ее выявляют через повышенный уровень тревожности, чувство страха за успеваемость. При этом возникает этот вид у детей с высокой мотивацией, но низкой самооценкой.

Классификация

К вопросу классификации единого подхода в психологии нет. Например, Коган в своих трудах различает психогенную, невротическую, психопатическую, органическую (в зависимости от причин развития) формы. Однако подробное описание всех этих типов отсутствует.

Чаще всего в литературе и на практике используется классификация С. А. Беличевой. Согласно ей, школьная дезадаптация бывает:

  • патогенной: результат фобий и нарушений ЦНС, головного мозга, анализаторов;
  • психосоциальной: следствие полового созревания, ярких акцентуаций характера, нездоровых проявлений эмоций, недостаточного умственного развития;
  • социальной: формируется из-за отсутствия элементарного воспитания, ценностных ориентаций, асоциального поведения, деформации социальных установок.

В основе данной классификации также лежит оценка причин, приводящих к развитию поведенческих нарушений. Каждый из этих видов характеризуется разными проявлениями.

Причины школьной дезадаптации

Мнения психологов о возможных причинах возникновения школьной дезадаптации разнятся. Одни считают, что единственная проблема школьной дезадаптации — дидактогенные нарушения: противоречие между требованиями образовательной среды и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка. Другие же склоняются, что существует целый ряд предпосылок школьной дезадаптации, которые приводят к возникновению этого явления.

К причинам школьной дезадаптации младших школьников относятся:

  • недостаточная подготовленность к школе: нехватка элементарных представлений о мире, уровень развития психомоторных навыков ниже среднего, отчего школьнику тяжело успевать за одноклассниками;
  • низкий уровень развития познавательных процессов и некоторых психических функций (слишком низкая или, наоборот, чрезмерно высокая самооценка, рассеянное внимание, слабая память);
  • поведенческие проблемы: школьник не может высидеть целый урок, не отвлекаясь и не вставая с места;
  • влияние родителей: гиперопека, боязнь ошибок и неудач, недостаточное внимание к ребенку, неблагополучные условия и атмосфера в семье;
  • влияние со стороны педагога: авторитарность, избыточная требовательность, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку или разделение на любимчиков и остальных;
  • социальный аспект: не складываются отношения со сверстниками, не признают в классе;
  • любые психологические нарушения и расстройства (в том числе и наследственные);
  • неспособность подстроиться под учебную программу (высокий темп, сложность, специфические особенности).

Социально-психологическая дезадаптация

Адаптация дословно означает приспособление. Это одно из самых значимых понятий в биологии. Широко используется в концепциях, трактующих отношения индивидов с его окружением в качестве процессов гомеостатического уравновешивания. Она рассматривается с точки зрения двух ее направленностей: адаптация индивида к внешней новой среде и приспособление как формирование на этом базисе новых качеств личности.

Выделяют две степени адаптированности субъекта: дезадаптация или глубокая адаптированность.

Социально-психологическая адаптация заключается во взаимодействии социальной среды и личности, приводящее к идеальному соотношению ценностей и целей группы в общем и личности в частности. В ходе такой адаптации осуществляются потребности и стремления, интересы личности, обнаруживается и формируется ее индивидуальность, индивид входит в социально-новое окружение. Итогом такой адаптации является образование профессиональных и социальных качеств коммуникаций, деятельности и поведенческих реакций, принятых в определенном обществе.

Если рассматривать приспособительные процессы субъекта с позиции социально-психологического процесса включаемости в деятельность, то в качестве главных моментов деятельности следует выделить фиксацию интереса к ней, налаживание контактов с индивидами, которые окружают, удовлетворенность такими отношениями, включение в социальную жизнь.

Понятие социальная дезадаптация личности обозначает срыв процессов взаимодействия субъекта с окружающей средой, которые направлены на поддержание баланса внутри организма, между организмом и окружающей средой. Данный термин появился сравнительно недавно в психологии и психиатрии. Применение понятия «дезадаптация» достаточно противоречиво и неоднозначно, что можно проследить, главным образом, в оценивании места и роли дезадаптационных состояний относительно таких категорий как «норма» или «патология», так как параметры «нормы» и «патологии» в психологии пока еще мало разработаны.

Социальная дезадаптация личности – это явление достаточно разностороннее, в основе которого лежат определенные факторы социальной дезадаптации, затрудняющие социальное приспособление индивида.

Факторы социальной дезадаптации:

  • относительная культурно-социальная депривация (лишение необходимых благ или жизненных потребностей);
  • психолого-педагогическая запущенность;
  • гиперстимуляция новыми (по содержанию) общественными стимулами;
  • недостаточная подготовленность к процессам саморегуляции;
  • потеря уже сформировавшихся форм наставничества;
  • утрата привычного коллектива;
  • низкая степень психологической готовности к овладению профессии;
  • ломка динамичных стереотипов;
  • когнитивный диссонанс, который был вызван вследствие несовпадения суждений о жизни и положении в реальности;
  • акцентуации характера;
  • психопатическое формирование личности.

Таким образом, говоря о проблемах социально-психологической дезадаптации, подразумевается изменение внутренних и внешних обстоятельств социализации. Т.е. социальная дезадаптация личности – это сравнительно кратковременное ситуативное состояние, которое является следствием влияния новых, непривычных раздражающих факторов изменившейся среды и сигнализирует о нарушении баланса между требованиями среды и психической деятельностью. Ее можно определить в качестве затруднения, осложненного какими-либо приспособительными факторами к трансформирующимся условиям, которое выражается в неадекватных реакциях и поведении субъекта. Она является важнейшим процессом социализации индивида.

Типы проявления школьной дезадаптации

Существует 5 типов проявления школьной дезадаптации, которые отличаются вызвавшими нарушение причинами.

Когнитивный

Этот тип дезадаптации выражается в неуспеваемости ученика по школьной программе, которая соответствует возрастным особенностям. Она может быть как хронической по всем предметам, так и отрывочной (время от времени). Ребенку сложно успевать за темпом всего класса: он опаздывает на уроки, быстро устает и долго выполняет задания.

Эмоционально-оценочный

Такой тип дезадаптации связывают с эмоционально-личностным отношением ко всему процессу обучения или к отдельным предметам. Ученик бурно проявляет свои эмоции, которые вызваны чувством страха и тревоги по отношению к урокам, педагогам, локациям школы.

Поведенческий

Поведенческий тип дезадаптации характеризуется неспособностью ребенка управлять собственным поведением и слабой саморегуляцией. Он нарушает социальные нормы поведения в школе: агрессивен, вступает в конфликты с окружающими, не хочет идти ни на какие контакты. Мотивация учиться и заниматься другими видами деятельности отсутствует.

Соматический

Еще один тип школьной дезадаптации, который связан с различными отклонениями и проблемами с физическим развитием и здоровьем школьника. Быстрая утомляемость, заболевания внутренних органов и слабый иммунитет негативно влияют на успеваемость и коммуникации ребенка.

Коммуникативный

Этот тип дезадаптации возникает из-за сложностей в общении и установлении контактов со сверстниками и педагогами. Школьник может стесняться, не уметь поддерживать разговор, не знать, как обратиться за помощью. Все это заканчивается неудачами, которые заставляют его замыкаться в себе еще больше.

Компоненты

Выделяют следующие компоненты психологического состояния.

Когнитивный

Признаки:

  • невыполнение домашних заданий;
  • отсутствие активности на уроках;
  • отказ выходить к доске;
  • сдача пустой тетради на контрольных работах;
  • низкие умственные способности;
  • недостаток знаний, умений, навыков;
  • неуспеваемость по большинству предметов (основной признак компонента).

Когнитивный компонент дезадаптации в школе приводит к тому, что ребёнка отправляют на психолого-педагогическую комиссию, где решают об оставлении его на повторное обучение.

Эмоционально-личностный

Признаки:

  • нежелание думать о жизненной перспективе (если я не буду учиться, я не сдам экзамены, не получу аттестат, никуда не поступлю, не состоюсь в жизни и т. д.);
  • отношение к школе как к месту встреч с друзьями, но не как к образовательному учреждению;
  • отсутствие жизненных принципов, ориентиров, моральных ценностей, мотивации (ведущий признак);
  • проблемный круг общения.

Эмоционально-личностный компонент при профессиональном подходе педагога-психолога успешно корректируется даже в подростковом возрасте.

Поведенческий

Признаки:

  • асоциальное поведение (основной признак);
  • реакции отказа;
  • антидисциплина;
  • игнорирование школьных правил;
  • хамство, обзывательства;
  • противопоставление себя окружающим.

Стратегии поведения у дезадаптированных школьников могут быть разными:

  • пассивно-безучастное отношение к процессу обучения: не реагирует на требования и замечания старших, отличается равнодушием и нездоровым спокойствием (пофигизмом, как говорят подростки);
  • негативно-протестное поведение: дерзит и хамит взрослым и другим детям только в том случае, если его заденут (попросят выйти к доске, сделают замечание, толкнут и т. д.);
  • демонстративно-протестное поведение: сам идёт на конфликт, пытаясь привлечь к себе всеобщее внимание.

Поведенческий компонент обладает стойким, повторяющимся характером и с трудом поддаётся коррекции.

Диагностика школьной дезадаптации

Школьную дезадаптацию на начальном уровне может диагностировать лишь учитель. Для этого требуется оценить уроки в целом, отметить, у кого из детей возникают периодические сложности в усвоении материала, темпе работы, выполнении домашних заданий.

Учитель может заметить у ребенка следующие сигналы дезадаптации:

  • быстрое истощение на уроках и снижение работоспособности (ребенок много крутится, не может долго усидеть за партой, зевает, играет со школьными принадлежностями, не может повторить, о чем только что говорилось на уроке);
  • повышенная утомляемость (внешний вид: ярко-красные щеки, синева над верхней губой, отказ от игр и общения с одноклассниками, отсутствие инициативы на уроках, агрессия по отношению к сверстникам, ходьба на носочках);
  • ошибки в письменных работах (выполнены не по порядку, много помарок и исправлений, не соблюдены правила ведения тетрадей, не вовремя сдаются домашние задания, пропущены буквы в словах);
  • повышенная тревожность при хорошей успеваемости (боится ответов у доски, сомневается в своих способностях, реагирует на замечания слезами или агрессией, при ответах теребит одежду, делает много движений руками, часто моргает или облизывает губы).

Если часто начинает проявляться хоть какой-то из признаков, то учитель обязан побеседовать с родителями и подключить школьного психолога.

Дальнейшее обследование выглядит следующим образом:

  1. Психолог проводит необходимые диагностические методики.
  2. Собирает и анализирует полученные данные, критерии школьной дезадаптации, при необходимости еще раз беседует с ребенком.
  3. Школьник проходит обследование у врача.
  4. Психолог беседует с педагогом, соотнося все результаты с наблюдениями.
  5. Педагог и психолог доносят всю информацию до родителей.

Признаки

Школьная дезадаптация затрагивает прежде всего пребывание ребёнка в стенах учебного заведения и может проявляться в следующих сферах:

  • пространственно-временной, когда ученик не может в силу разных обстоятельств соблюдать режим дня — он постоянно опаздывает, не ориентируется в кабинетах;
  • личностно–смысловой, если он не может наладить контакт со сверстниками, учителями, другими сотрудниками школы;
  • учебно–познавательной, что проявляется в его неуспеваемости.

Психологи называют следующие типичные признаки:

  • неврозы, истерики, раздражительность, перепады настроения;
  • скачки давления, частая кровь из носа, головокружения;
  • хроническая усталость;
  • страхи (боязнь учителя, контрольных работ, ответа у доски и т. д.);
  • неуспеваемость;
  • неадекватная самооценка;
  • повышенный уровень тревожности, панические атаки;
  • склонность к грубости и хамству, отсутствие воспитанности, вызывающее поведение;
  • недисциплинированность: постоянные опоздания, нарушение школьного устава и требований учителей, прогулы;
  • конфликтность;
  • трудновоспитуемость.

Часто у дезориентированных детей наблюдается один и тот же стереотип поведения: они с утра уходят в школу (так говорят родителям), а сами отправляются гулять по городу или отсиживаются в каком-нибудь укромном месте. Когда уроки заканчиваются (они отслеживают время), идут домой, делают вид, что всё в порядке и даже имитируют выполнение домашних заданий. Такие случаи, как показывает практика, далеко не редкость.

Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста

Единой методики коррекции школьной дезадаптации у детей школьного возраста не существует. К каждому ребенку должен быть осуществлен индивидуальный подход, т.к. факторы школьной дезадаптации и пути ее коррекции очень разнятся. Ребенок нуждается в квалифицированной помощи, которая будет рассматривать одновременно медицинский, психологический, педагогический и социальный аспекты.

Основной упор делается на психологическую помощь, поэтому большой пласт работы выполняет именно школьный психолог (при необходимости это может быть частный психолог или психотерапевт). Он подробно исследует основные моменты, связанные с жизнью школьника:

  • изучает социальную среду ребенка и условия его развития;
  • оценивает психофизическое развитие школьника, учитывает индивидуальные особенности;
  • определяет какой характер имеет внутренний конфликт, который и привел к нарушению;
  • выявляет факторы, которые приводят к кризисной ситуации и появлению признаков дезадаптации;
  • составляет индивидуальный план психолого-педагогической коррекции, доводит его до сведения педагогов и родителей.

Психолог практикует множество способов коррекции, чаще всего это могут быть:

  • беседы;
  • арт-терапия;
  • групповой тренинг;
  • ассоциативные методики;
  • игровая деятельность, направленная на сплочение классного коллектива;
  • упражнения на развитие психических процессов, когда это необходимо.

Учителя тоже активно задействованы в коррекционных мероприятиях для конкретного ребенка. Они создают положительные условия для адаптации ученика: комфортную и доброжелательную атмосферу на уроке, доброжелательный климат в классном коллективе, особое внимание к ребенку.

Родители должны участвовать в жизни ребенка, чтобы повысить шанс положительной динамики в развитии нарушения. Без их поддержки результат может оказаться минимальным. Семья должна выстраивать доверительные отношения с ребенком, подбадривать и помогать ему во всех начинаниях, обязательно хвалить. Все замечания должны быть сведены к минимуму или проговариваться спокойно и аккуратно. У членов семьи должно быть совместное времяпрепровождение, занятие какой-либо общей деятельностью.

Методы корректировки

Арт-терапия

Если у ребенка возникли какие-то трудности в школе, необходимо моментально предпринимать какие-то действия, чтобы устранить возникшие проблемы. Важно установить контакт с самим малышом. Необходимо, чтоб у родителей с сыном или дочкой были созданы доверительные отношения, иначе они не смогут понять проблему, которая сформировалась у ребенка, а также не получится с ней справиться.

  1. Беседа. Если Вы хотите, чтобы ваш малыш Вам доверял, то нужно, как можно чаще с ним разговаривать, не игнорировать, когда он пытается заговорить. Помните о том, что любому человеку нужно живое общение. А если Ваш малыш достаточно стеснителен, то ему тем более не обойтись без него, ему нужно чувствовать себя значимым в этой жизни. Общаясь с ребенком, не стоит сразу задавать вопросы о том, что его беспокоит, для начала поговорить о чем-то другом, несущественном. Со временем малыш сам почувствует, что Вам можно доверять, раскроет себя, расскажет о наболевшем. Не нужно поторапливать его и преждевременно давать оценку происходящему.
  2. Арт-терапия. Родители могут предложить своему малышу нарисовать на бумаге то, что его сейчас беспокоит. В данной ситуации ребенок изобразит школу или свой класс. Важно не мешать ему при этом, пусть рисует все, что хочет, не отвлекайте его, пока рисунок не будет закончен полностью. Это очень важно, ведь это способ избавить малыша от повышенной тревожности.
  3. Обучаем ребенка общаться со сверстниками. Данный совет подходит, если у малыша имеются с этим трудностям. Не исключено, что ребенок просто стеснительный, ему тяжело заговорить с другими детьми, а может ему неинтересно находиться рядом с одноклассниками. Вам нужно понять, что для ученика очень важно быть внутри коллектива, а не за его границами. Поймите, что дезадаптация подрывает уверенность в себе, лишает сил. Ребенку крайне важно ощущать себя частью школьного сообщества. Поймите, если его в классе травят, то это серьезное испытание для неокрепшей психики. В такой ситуации очень важно повысить самооценку, поработать над его страхами.
  4. Проблемный предмет. Ситуация, если все причины дезадаптации кроются в предмете, который ребенку не дается. В данном случае необходимо найти репетитора, который смог бы подтянуть ребенка по этому уроку. Малыш должен ощутить, что трудности можно преодолевать, прикладывая определенные усилия. В данной ситуации недопустимо обвинять ребенка в том, что он плохо учится, что запустил материал, нельзя оставлять его наедине с этой проблемой. Вы должны понять, что подобные действия отобьют желание учиться в принципе.

Психолог при общении с ребенком обратит внимание на следующие моменты.

  1. Выяснит, какой является социальная среда ученика, какие условия его развития присутствуют, соберет полный анамнез всех вопросов, которые его волнуют. Будет оценено психофизическое развитие, учтутся индивидуальные особенности ребенка, будут проведены специальные тестирования, которые соответствуют возрасту ученика.
  2. Будет выявлен внутренний конфликт, который ведет к развитию кризисных ситуаций.
  3. Специалист разберется с факторами, которые влияют на возникновение проявлений дезадаптации.
  4. Будет составлена специальная программа коррекции, которая будет ориентирована на индивидуальные особенности конкретного ребенка.

Профилактика школьной дезадаптации

Способы профилактики школьной дезадаптации также должны представлять собой комплекс мероприятий. На сегодняшний день он состоит из следующих мер:

  • компенсирующие классы;
  • специальные методики коррекционного обучения;
  • социальные тренинги;
  • тренинги совместно с родителями и учениками;
  • специальные консультации для родителей.

Главное внимание при профилактике должно быть обращено на успешную адаптацию к школьной среде. Ведь для каждого школьника это большой стрессовый процесс. И родители, и педагоги должны совместными усилиями помочь ребенку его пройти. Результатом должно стать его позитивное отношение к жизни, к учебному процессу, к учителям и одноклассникам. Тогда уроки будут проходить позитивно, с творческим подходом, учебная деятельность будет приносить радость и удовлетворение, а школа перестанет быть проблемой.

Намного легче пройдет процесс адаптации к школе, если между ребенком и родителями установлены доверительные и дружеские отношения. В этом случае любые жизненные трудности будут преодолеваться более успешно, а формы школьной дезадаптации не проявятся.

Симптомы десоциализации

Социальная дезадаптация проявляется в невозможности человека полноценно приспособиться к окружающим его условиям. Выделяют полную и частичную социальную дезадаптацию. При частичной дезадаптации человек перестает контактировать или соприкасаться с определенными сферами жизни: не ходит на работу, не посещает мероприятия, отказывается от общения с друзьями. При полной – нарушения возникают во всех сферах жизни, человек замыкается в себе, перестает общаться даже с самыми близкими и постепенно теряет связь с окружающей его действительностью.

Признаки социальной дезадаптации:

  • Агрессивность – один из самых характерных признаков. Дезадаптированные дети становятся агрессивными, так как они просто не понимают как себя вести и заранее занимают защитную позицию. Подростки и взрослые также используют вербальную и невербальную агрессию, манипуляции и ложь для наиболее быстрого достижения целей. В таком состоянии они не делают попыток наладить взаимодействие с окружающими и не пытаются понять, какие в этом обществе существуют нормы и правила.
  • Замкнутость – еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
  • Социофобия – постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
  • Отклоняющееся поведение – отсутствие социальных контактов приводит к игнорированию существующих в обществе норм и правил. Результатом этого часто становится отклоняющееся или асоциальное поведение.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]