Социальная дезадаптация как одна из актуальнейших проблем современности

Здоровье, самочувствие и успешность человека во многом определяется его умением адаптироваться к окружающим условиям и налаживать связи с людьми. Кому-то это удается очень легко, кто-то учится в течение жизни, а для некоторых это превращается в настоящую проблему. Психологическая дезадаптация не только ухудшает качество жизни человека, но и может стать причиной развития множество психологических и социальных проблем – от отсутствия круга общения до невозможности работать и содержать себя.

Что это такое

Понятие социальной дезадаптации трактуется в психологии по-разному в зависимости от подхода. Одни специалисты рассматривают её как одно из многочисленных пограничных нервно-психических нарушений, когда человек в силу своих психических особенностей не может выстраивать отношения с другими людьми в социуме (из-за аутизма, фобий, расстройств личности и поведения). Для других это временное явление, которое возникает в кризисный момент как защитная реакция подсознания и проходит после его преодоления.

Так что в психологии нет единого мнения о понятии социальной дезадаптации, её видах и способах коррекции из-за неоднозначного подхода к природе её возникновения. Чтобы не было путаницы, для академических учебников было принято дать общее определение этому термину, отражающее суть явления, но обходящее стороной спорные моменты. Оно звучит следующим образом.

Социальная дезадаптация — это неспособность жить в социуме, соблюдать его нормы, контактировать с другими людьми. Она означает невозможность человека в силу каких-то обстоятельств выполнять свою общественную функцию, взаимодействовать с той микросоциальной средой, в которой он оказывается. Наиболее ярко проявляется на работе, в школе, в гостях, на улице, в магазинах — везде, где нужно общаться с другими. Что касается дома, то отношения с близкими страдают при запущенной форме, но на ранних стадиях она может на них никак не сказываться.

Несмотря на существование разных подходов к проблеме, в психологии это не считается патологией, хотя в некоторых ситуациях она может быть следствием какого-то серьёзного нервно-психического нарушения. Но сама таковой не является.

Социальная дезадаптация подростков

Процесс социализации – это в введение ребенка в социум. Данный процесс характеризуется сложностью, многофакторностью, разнонаправленностью и слабым прогнозированием в конечном итоге. Процесс социализации может длиться всю жизнь. Не стоит отрицать также воздействие врожденных качеств организма на личностные свойства. Ведь происходит становление личности только по мере включения человека в окружающий социум.

Одни из обязательных условий для формирования личности является взаимодействие с другими субъектами, передающими накопленные знания и жизненный опыт. Это свершается не посредством простого овладения общественными отношениями, а как результат сложного взаимодействия социальных (внешних) и психофизических (внутренних) задатков развития. И представляет собой сплоченность социально-типических черт и индивидуально-значимых качеств. Из этого следует, что личность социально обусловлена, развивается только в процессе жизнедеятельности, в смене детского отношения к окружающей реальности. Отсюда можно сделать вывод, что степень социализации индивида обуславливается множеством компонентов, которые в соединении складывают общую структуру влияния социума на отдельно взятого индивида. А наличие определенных дефектов в каждом из таких компонентов ведет к образованию в личности социальных и психологических качеств, которые способны привести личность в конкретных обстоятельствах к конфликтным ситуациям с социумом.

Под воздействием социально-психологических условий внешней среды и при присутствии внутренних факторов у ребенка появляется дезадаптация, проявляющаяся в виде анормального — девиантного поведения. Социальная дезадаптация подростков зарождается при нарушениях нормальной социализации и характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентаций подростков, снижением значимости референтного характера и отчуждением, в первую очередь, от воздействия педагогов в школе.

В зависимости от степени отчужденности и глубины образовавшихся деформаций ценностных и референтных ориентаций различают две фазы социальной дезадаптации. Первая фаза заключается в педагогической запущенности и характеризуется отчуждением от школы и потерей референтной значимости в школе при сохранении достаточно высокой референтности в семье. Вторая фаза более опасная и характеризуется отчуждением и от школы, и от семьи. Теряется связь с главными институтами социализации. Происходит усвоение искаженных ценностно-нормативных представлений и появляется первый криминальный опыт в юношеских группировках. Результатом этого будет не только отставание в учебе, плохая успеваемость, но и возрастающий психологический дискомфорт, которые испытывают подростки в школе. Это толкает подростков на поиск новой, нешкольной среды общения, другого референтного коллектива сверстников, который впоследствии начинает играть ведущую роль в процессе социализации подростков.

Факторы социальной дезадаптации подростков: вытеснение из ситуации роста и развития личности, пренебрежение личностным стремлением к самореализации, самоутверждению общественно приемлемым способом. Последствием дезадаптации будет являться психологическая изоляция в коммуникативной сфере с потерей ощущения принадлежности к свойственной ей культуре, переходом на установки и ценности, доминирующие в микросреде.

Неудовлетворенные потребности могут привести к повышенной социальной активности. А она, в свою очередь, может вылиться в социальном творчестве и это будет позитивным отклонением, или проявится в антиобщественной деятельности. Если она не найдет выхода, то может устремиться на поиски выхода в пристрастии к спиртным напиткам или наркотикам. В самом неблагоприятном развитии – суицидальная попытка.

Сложившаяся социальная, экономическая нестабильность, критическое состояние систем здравоохранения и образования не только не способствует комфортной социализации личности, но и усугубляет процессы дезадаптации подростков, связанные с проблемами в семейном воспитании, которые ведут к еще большим аномалиям в поведенческих реакциях подростков. Поэтому все больше процесс социализации подростков приобретает негативный характер. Усугубляется ситуация духовным прессингом криминального мира и их ценностей, а не гражданских институтов. Разрушение основных институтов социализации приводит к росту преступности среди несовершеннолетних подростков.

Также на резкий рост количества дезадаптированных подростков влияют следующие социальные противоречия: безразличие в средней школе к курению, отсутствие действенного метода борьбы с прогулами, которые сегодня практически стали нормой школьного поведения наряду с длящимся сокращением воспитательной и профилактической работы в государственных организациях и учреждениях, которые занимаются досугом и воспитанием детей; пополнение несовершеннолетних группировок преступников за счет подростков, которые бросили школу и отстают в учебе наряду со снижением социальных взаимосвязей семьи с педагогами. Это облегчает установление контактов подростков с преступными группировками несовершеннолетних, где свободно развивается и приветствуется противоправное и девиантное поведение; кризисные явления в социуме, которые способствуют росту аномалий в социализации подростков наряду с послаблением воспитательного влияния на подростков общественных коллективов, которые должны осуществлять воспитание и общественный контроль за действиями несовершеннолетних.

Следовательно, рост дезадаптации, девиантных поступков, подростковой преступности — это результат глобального социального отчуждения детей и молодежи от общества. А это является следствием нарушения непосредственно процессов социализации, которые стали носить неуправляемый характер, стихийную направленность.

Признаки социальной дезадаптации подростков, связанные с таким институтом социализации как школа:

Первым признаком является неуспеваемость по школьной программе, которая включает в себя: хроническую неуспеваемость, второгодничество, недостаточность и отрывочность усвоенной общеобразовательной информации, т.е. отсутствие системы знаний и навыков в учебе.

Следующий признак – это систематические нарушения эмоционально окрашенного личностного отношения к обучению в целом и некоторым предметам в частности, к педагогам, жизненным перспективам, связанным с обучением. Поведение может быть равнодушно-безучастным, пассивно-негативным, демонстративно-пренебрежительным и др.

Третий признак – регулярно повторяющиеся аномалии поведения в процессе школьного обучения и в школьной среде. Например, пассивно-отказное поведение, неконтактность, полный отказ от школы, устойчивое поведение с нарушением дисциплины, характеризующееся оппозиционно-вызывающими действиями и включающее в себя активное и демонстративное противопоставление своей личности другим ученикам, учителям, пренебрежение к принятым в школе правилам, вандализм в школе.

Теория и практика

Проблема социальной дезадаптации набирает обороты и актуальна в современном обществе, как никогда. Это связано с увлечениями детей и подростков соцсетями и играми. Виртуальный мир и интернет-общение заменяет им реальность и связи с живыми людьми. В последнее время нередко это наблюдается и у взрослых. Кроме того, слишком резкое раздвоение общества на богатых и бедных породило такое явление, как буллинг (травля). Он тоже становится одним из факторов, из-за которых человек рвёт с социумом всякие отношения.

В связи с этим проводятся многочисленные исследования. Психологи, психотерапевты, социологи, медики, учёные пытаются охватить как можно больший круг факторов, которые приводят к такому нарушению личности и поведения. Ведь без устранения основной причины её коррекция невозможна.

Ещё совсем недавно для социально дезадаптированного ребёнка в психологии было с десяток названий: запущенный, трудный, неблагополучный, находящийся в группе риска, с поведенческими отклонениями, с травмированной психикой, с деформированным поведением. На сегодняшний день все эти понятия продолжают существовать, но в большинстве исследовательских работ они заменяются на термин «дезадаптант». Самое интересное, что его же начали применять и по отношению к взрослым, которые испытывают проблемы, пытаясь приспособиться к условиям социума, но терпящие в этом крах.

Как отмечают исследователи данной проблемы, возрастной ценз социальной дезадаптации стал старше. Если раньше её диагностировали преимущественно у детей и подростков, то сегодня психологи компаний заявляют, что около 25% их сотрудников испытывают серьёзные трудности в установлении контактов со своими коллегами и начальством. Это неутешительные цифры, заставляющие учёных-специалистов искать новые пути коррекции данного нарушения, потому что не все инструменты, удачно работающие на детской психике, оказываются так же сильны при воздействии на взрослых.

Специалисты, занимающиеся вопросами социальной дезадаптации: Мамайчук И. И., Беличева С. А., Григоренко Е. Л., Собкин В. С., Гиндикин В. Я., Казанская В. Г., Личко А. Е., Лебединская К. С., Лубовский В. И., Фельдштейн Д. И. У них можно найти фундаментальные работы на эту тему, которые включают в себя как теоретические выкладки, так и практические способы коррекции нарушения.

Профилактика

Профилактика включает в себя и действия, направленные на детей, у которых появились первые признаки социальной дезадаптации

  1. Первичная. Направлена на предотвращение развития возможных проблем, неблагоприятных условий, которые могут влиять на формирование дезадаптации.
  2. Вторичная. Направлена на распознание ранних проявлений дезадаптации, уменьшение воздействия плохих факторов, работу с детьми, которые находятся в группе риска.
  3. Третичная. Проведение специальных мероприятий при наличии уже появившихся признаках дезадаптации. Направлена на предупреждение формирования новых проявлений.

Теперь Вы знаете, что собой представляют причины социальной дезадаптации. Зная их, человек способен предупредить развитие подобного состояния. Если замечаете в себя характерные проявления, то лучше не бездействовать, а сразу заняться корректировкой, чтобы не допустить развития последствий.

Концепции

Кризисная

Самая знаменитая концепция — кризисная. Её автор — В. В. Козлов, российский психолог, работающий в области именно социальной психологии, основатель «интегративной психологии». По его мнению, данный тип дезадаптации развивается по следующей схеме:

  1. У человека имеется склонность к аутоагрессивным реакциям на сложные (кризисные) жизненные ситуации.
  2. Каждый такой кризис формирует личностную негативную дезинтеграцию.
  3. Она, в свою очередь, обрастает деструктивными изменениями в отношениях с окружающими.
  4. С каждым разом происходит всё большее нарастание социальной аутизации.

По мнению В. В. Козлова, аутоагрессивные личности, не устойчивые к кризисным условиям и в итоге закрывающиеся в себе от социума, подвержены хроническому саморазрушению. Оно чаще всего проявляется суицидальными наклонностями, алкоголизмом и наркоманией.

Медицинская

Есть ряд психологов, которые считают социальную дезадаптацию следствием различных психических заболеваний. Они не рассматривают её как самостоятельную патологию. Только после того, как у человека диагностируются нарушения в поведении и расстройства личности, она себя проявляет.

Действительно, при шизофрении, обсессивно-компульсивном расстройстве и прочих патологиях трудно налаживать связи с окружающими. Такие люди не могут усвоить элементарные правила поведения в обществе, простейшие социальные установки. Это и приводит к дезадаптации. Соответственно, для устранения такого последствия требуется психиатрическое (чаще всего) лечение.

Однако данная концепция не рассматривает как отдельное явление ту же подростковую социальную дезадаптацию, которая обычно никак не связана с физиологией. В этом минус подхода.

Психологическая

Тесно связана с кризисной концепцией Козлова, так как отражает процессы, происходящие с личностью. Однако при таком подходе личность может «выпасть» из социума, не переживая никакого кризиса. Это происходит в момент осознания, что собственные ценности не уживаются с правилами существования в обществе.

Например, человек по своей природе не любит подчинения и тотального контроля со стороны. Вполне естественно, что при таких акцентуациях ему будет трудно уживаться с начальником на работе и постоянными дедлайнами. Он будет всеми силами ограничивать своё общение с коллегами и шефом. Нередко такие люди открывают своё дело и делегируют полномочия заму, наслаждаясь полной свободой.

С точки зрения такого подхода можно объяснить механизм развития любой социальной дезадаптации, и в этом его несомненный плюс.

Причины

Причинами социальной дезадаптации могут быть разные факторы.

Физиологические

Социальная дезадаптация является следствием различных психических расстройств:

  • психозов;
  • тяжёлых невротических расстройств;
  • расстройств личности и поведения;
  • врождённого аутизма.

В этом случае коррекция без терапии основного заболевания невозможна.

Она также нередко диагностируется у больных, которые находятся на длительном лечении в психиатрической больнице. Такое явление называют госпитализмом.

Иногда причиной дезадаптации становится недостаток внешности. Это могут быть сильные ожоги на лице, неаккуратно зашитая заячья губа, лопоухость, ожирение и т. д. В детском возрасте в изоляции виноваты сверстники, которые отвергают ребёнка, не похожего на них. Они отказываются с ним играть, сидеть за одной партой, дружить, приглашать куда-то. У взрослых в такой ситуации срабатывают внутренние комплексы, и они сами, совершенно осознанно, пытаются уйти от общения.

Психологические

  • Наличие психологических травм в детском возрасте: фамильгении, социогении, дидактогении;
  • педагогическая запущенность;
  • потеря привычного окружения (при переезде, переходе в новую школу или на другое место работы);
  • конфликтность характера (невозможность с кем-то ужиться в силу акцентуаций);
  • зависимости различного рода: алкогольная, наркотическая, от соцсетей, компьютерных игр;
  • замена реального мира виртуальным.

При подозрении на социальную дезадаптацию специалисты в первую очередь стараются докопаться до её сути, выяснить основную причину, из-за чего она могла возникнуть. Иногда в качестве пуска срабатывает целый комплекс провоцирующих факторов. Типичные способы выявления — беседы с психологами, медицинские обследования, тестирование, иногда гипноз.

Дезадаптация у детей

На сегодняшний день присутствует критическая ситуация, которая сложилась в обществе, связанная с социальной дезадаптацией детей. Все чаще фиксируются такие проявления, как:

  • нежелание обучаться;
  • педагогическая запущенность;
  • повышенная утомляемость;
  • серьезное истощение;
  • отсутствие целенаправленности;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • алкоголизация в раннем возрасте.

На формирование подобных проявлений воздействуют социальные и биологические обстоятельства. На адаптацию молодого человека в социальной среде влияют условия его социализации в детской среде.

К причинам появления проблемы в детском возрасте относят:

  • неадекватность оценивания себя в момент общения;
  • отсутствие коммуникативных навыков, даже элементарных;
  • завышенное требование к своему окружению, особенно, когда ребенок превосходит своих сверстников по тем или иным параметрам;
  • эмоциональная нестабильность;
  • тревожное состояние и боязнь общения;
  • замкнутость;
  • преобладание собственного Я, ощущение превосходства над другими.

В зависимости от того, какие факторы повлияли на становление социальной дезадаптации, малыш может или подчиняться тому, что его выталкивают из круга сверстников или же самостоятельно уходить от них, при этом быть озлобленным, желая отомстить.

Когда у ребенка отсутствуют коммуникационные навыки, это является значительной преградой для межличностных отношений.

Дезадаптация в социальной сфере может проявляться:

  • излишней агрессией ребенка;
  • заниженной самооценкой;
  • отсутствием желания общаться;
  • неуравновешенность, которая может проявляться перепадами настроения;
  • замкнутость;
  • демонстрация своих эмоций на людях.

Подобное состояние весьма опасно для детского возраста, так как может привести к серьезным последствиям, а именно:

  • личностным деформациям;
  • задержке психического и физического развития;
  • дисфункции мозга;
  • одиночеству;
  • расстройствам нервной системы, в частности агрессивности, подавлении инстинкта самосохранения, проблем взаимоотношения с другими людьми и сверстниками, к суициду.

Признаки

Какими могут быть признаки социально-психологической дезадаптации и проблемного поведения:

  • непризнание правил культуры поведения, сатурация (отвращение) деятельности, которую выполняют все;
  • неуравновешенность;
  • уход в себя, одна из форм аутизма;
  • чрезмерная возбудимость вплоть до агрессии или обратный полюс — заторможенность, иногда они могут чередоваться;
  • вызывающее поведение и поступки;
  • участие в неформальных группировках;
  • нарочитое противопоставление себя окружающим;
  • слабое стратегическое прогнозирование (опоздания, нарушение обещаний);
  • решение проблем натиском, грубостью, драками или слезами, истериками, попытками убежать и спрятаться;
  • социофобия.

Социальная дезадаптация личности выражается по-разному в зависимости от уровней её развития.

Коррекция социальной дезадаптации

В детском возрасте основными направленностями коррекции социальной дезадаптации личности должны быть: развитие коммуникационных навыков, гармонизация межличностного общения в семье и в коллективах сверстников, корректировка некоторых свойств личности, препятствующих общению или трансформация проявлений свойств таким образом, чтобы в дальнейшем они не могли негативно воздействовать на коммуникационную сферу, корректировка самооценки детей для приближения ее к нормальной.

В настоящее время особой популярностью в коррекции социальной дезадаптации пользуются тренинги: психотехнические игры, направленные на развитие различных функций психики, которые связаны с трансформациями в сознании, и ролевой социально-психологический тренинг.

Данный тренинг направлен на разрешение внутренних противоречий субъекта в условиях отработки определенных навыков выполнения конкретных социальных функций (формирование и закрепление нужных социальных и культурных норм). Тренинг проходит в виде игры.

Основные функции тренинга:

  • обучающая, заключающаяся в развитии навыков и умений необходимых для обучения, таких как: внимание, память, воспроизведение полученной информации, навыки владения иностранной речью;
  • развлекательная, служит для создания более благоприятной атмосферы на тренинге, которая трансформирует обучение в увлекательное и занимательное приключение;
  • коммуникативная, заключающаяся в установлении эмоциональных контактов;
  • релаксационная – направлена на снятие эмоциональных напряжений;
  • психотехническая, характеризуется формированием навыков для подготовки своего собственного физиологического состояния с целью получения большего объема информации;
  • профилактическая, направленная на предотвращение нежелательного поведения;
  • развивающая, характеризующаяся развитием личности с разных сторон, развитием черт характера посредством проигрывания всяческих возможных ситуаций.

Социально-психологический тренинг заключается в специфическом психологическом воздействии, которое основано на активных способах работы в группах. Он характеризуется интенсивностью подготовки индивида к более полноценной и активной жизни. Сутью тренинга является специально организованное обучение с целью самосовершенствования личности индивида. Он направлен на решение таких задач, как: освоение социально-педагогических познаний, формирование способностей познания себя и других, приумножение представлений о своей значимости, формирование разнообразных способностей, умений, навыков.

Тренинг – это целый комплекс последовательных занятий с одной группой. Задачи и упражнения подбираются для каждой группы индивидуально.

Уровни

Первый

Названия: начальный этап, скрытый, нижний, латентный.

Признаки: не выявляются, так как всё происходит внутри человека. Он начинает задумываться о том, что боится или не хочет строить отношения с окружающими. На этом уровне чётко обозначается причина, из-за которой впоследствии произойдёт обрыв связей с другими.

Как интерпретируют начальный этап социальной дезадаптации в психологии: его сравнивают с латентной, инкубационной стадией болезни, когда вирус уже попал в организм, но пока ещё только подготавливает почву для своей активации.

Коррекция: социальная дезадаптация ещё не диагностируется, а вот причина, которая послужила толчком, может быть выявлена и устранена (если это возможно). Если это произойдёт, человек сможет и дальше беспрепятственно налаживать контакты и строить отношения в социуме, благополучно живя по его правилам.

Второй

Название: «половинный» уровень.

Признаки: дезадаптивные пертурбации дают о себе знать, но носят временный характер вспышек. Человек может закрыться в своей комнате и не выходить оттуда несколько дней, отказываясь общаться вживую, по телефону, в соцсетях. Но потом ведёт себя, как обычно: улыбается, разговаривает, шутит, встречается с друзьями.

Как интерпретируют: как продромальный период болезни, когда себя проявляют её «предвестники». Но сам диагноз поставить ещё трудно, потому что симптомы слишком неспецифичны и типичны для многих других недугов. Ведь каждому человеку в определённый момент может стать плохо и он не захочет ни с кем общаться. Это ещё не значит, что он социально дезадаптирован.

Коррекция: если социально дезадаптированный на данном этапе посещает психолога или делится с кем-то своими переживаниями, специалист и близкие могут увидеть начало развивающейся проблемы. Надо лишь связать фактор-провокатор и эти самые «предвестники». В этом случае с помощью бесед и поддержки со стороны друзей развитие отклонения можно остановить.

Третий

Название: устойчиво входящий.

Признаки: социальная дезадаптация проявляется и становится заметной всем окружающим. Её характерные черты позволяют чётко увидеть проблему. Человек рвёт прежние контакты, не заводит новых, сторонится людей. С точки зрения психики, разрушаются все те адаптивные механизмы, которые формировались до этого момента годами.

Как интерпретируют: как период полного развития болезни, когда признаки ярко выражены и позволяют поставить правильный диагноз.

Коррекция: займёт много времени, но приведёт к успешным результатам. Без психолога и поддержки близких невозможна. Основная задача — не дать нарушениям перейти на следующий уровень развития и стать закрепившимся паттерном поведения.

Четвёртый

Название: закрепившаяся социальная дезадаптация.

Признаки: закрытость человека от других распространяется на большинство сфер его жизни. Он может отказаться от общения даже с самыми близкими людьми (родителями, детьми, супругом/-ой). Нередко перестаёт ходить на работу, в школу, в магазин — лишь бы избежать столкновения с социумом.

Как интерпретируют: как переход болезни в хроническую форму.

Коррекция: длительная (от полугода и больше), затруднена устойчивыми паттернами поведения. Данную работу в обязательном порядке должен поводить психолог. В самых запущенных случаях — психотерапевт. Чтобы докопаться до истинной причины, которая привела к этому, нередко задействуется гипноз.

Классификация

В зависимости от причин:

  • физиологическая / патогенная;
  • социально-психологическая.

В зависимости от характера проявления:

  • поведенческая / явная;
  • глубинная / скрытая.

В зависимости от области проявления:

  • мировоззренческая / социально-идеологическая;
  • коммуникативная;
  • субъектно-личностная.

По глубине охвата:

  • общая / полная;
  • частная / частичная.

По характеру возникновения:

  • первичная;
  • вторичная.

В настоящее время для диагностики и коррекции у детей и взрослых применяются все вышеперечисленные классификации. Такое разнообразие позволяет не упустить ни один аспект в описании нарушения, а это, в свою очередь, помогает подобрать наиболее успешные инструменты коррекции.

Особенности

В детском саду

Социальная дезадаптация может возникнуть даже у ребёнка, который кажется ещё совсем маленьким. Многие считают, что такое серьёзное психологическое явление проявляет себя гораздо позже, но уже в 2-3 года малыш может вступить в конфликт с социумом. Ведущий фактор-провокатор — избалованность, неправильное воспитание.

Если с него дома сдувают пылинки и выполняют по первому требованию любой каприз, он однозначно не захочет делиться на детской площадке совком и ведёрком с другими детками. Он будет истерить в магазине, чтобы ему купили игрушку. Станет проблемным для нянечек и воспитателей, так как будет отказываться спать днём, есть кашу, идти со всеми на прогулку и т. д. Если на данном этапе не будет проведена коррекция, такой ребёнок однозначно станет ставить себя выше остальных и не сможет принять правила микросоциума.

В школе

Самые яркие проявления социальной дезадаптации наблюдаются в школе. Почти в каждом классе есть ребёнок-изгой. Иногда он сам ставит себя таким образом, что другие не хотят с ним общаться. Причины могут быть разными: опять-таки избалованность и завышенная самооценка, подмена реального мира виртуальным, аутизм.

Но чаще всего у него не получается ужиться со сверстниками, потому что именно они не принимают его из-за скверного характера, нищеты, какой-то отвратительной привычки и даже просто потому, что он не такой, как все (с какими-то внешними дефектами). Ребёнок не может наладить отношения сначала только со сверстниками, но потом эта проблема распространяется и на взрослых. Он становится обозлённым на весь мир из-за постоянного буллинга, закрывается в себе.

У подростков

В подростковом возрасте данная проблема стоит особенно остро. Если ребёнок в начальной школе не смог вжиться в микросоциум класса, он и дальше идёт с этим багажом, до самого выпуска. Взрослея, он с каждым годом всё чувствительнее воспринимает собственную изолированность. Дезадаптация углубляется и становится устойчивым паттерном. Это приводит к таким проблемам, как прогуливание уроков, девиантное поведение, неумение общаться и идти на компромиссы. Самым страшным последствием становится суицид.

Дома из-за всего этого обстановка накаляется, происходят ссоры с родителями. Если в такой ситуации подросток не получает помощи специалиста и поддержки со стороны родных, это приводит к серьёзным психологическим расстройствам личности и поведения.

Согласно статистике, более 60% детей и подростков в определённый период жизни испытывали дезадаптацию в школьном социуме. Однако 40% из них преодолевали кризисы и личностные акцентуации и находили выход с помощью психологов, родителей, друзей. Оставшимся 20% приходилось с этим жить дальше.

У взрослых

Всё-таки возраст имеет определённое влияние на социальную дезадаптацию. Согласно статистике, после 30 лет она практически исчезает с радаров психологов. То есть у старшего поколения она диагностируется крайне редко и только вследствие экстренных обстоятельств (из-за обнаружившегося заболевания или тяжёлой психологической травмы). Это объясняется тем, что взрослый человек в силу своего возраста и опыта усваивает нормы общества и имеет уже устоявшиеся контакты, которые проверены временем.

А вот у молодых людей социальная адаптация ярко выражается во время студенчества (18-19 лет) и устройства на работу (примерно в 25 лет). Первый кризис связан с тем, что приходится ехать учиться в другой город, улетать из насиженного и такого уютного родительского гнезда. Школьная система и обучение в колледже/институте сильно отличаются. Зачастую те, кто были звёздами в классе, становятся никем в новом коллективе. Это приводит к разочарованию, изменению личностных ориентиров и, как результат, социальной дезадаптации.

Во время устройства на работу ведущей акцентуацией становится несовпадение ожиданий и реальности. Большинство студентов сразу после получения диплома ожидают высокую зарплату, карьерный рост, офисную непыльную должность и много других приятностей. Но действительность оказывается более жестокой. Кто-то втискивает себя в рамки требования нового микросоциума, другим приходится искать иные способы, как справиться со своей дезадаптацией.

Акцентуации характера

Отдельно стоит раскрыть особенности социальной дезадаптации с нарушениями характера, когда человеку мешают приспособиться к общественным нормам собственные акцентуации.

  • Гипертимный / демонстративный тип личности

Человеку нужно постоянно находиться в центре внимания. Если оно отсутствует и в каком-то коллективе его воспринимают не более чем серой мышкой, это может привести к дезадаптации.

  • Дистимический /интровертивный

Склонность к одинокому образу жизни. Таких людей дезадаптация в социуме совершенно не напрягает. Они даже рады своей изоляции.

  • Аффективно-лабильный

Постоянные перемены настроения делают такого человека невозможным в общении, так как он слишком резко и беспричинно меняется. Поэтому постепенно круг его друзей сходит на нет.

  • Эмотивный / возбудимый /застревающий

Слишком эмоциональный, чувствительный, легкоранимый, воспринимающий всё близко к сердцу. Такой человек способен отказаться от общения из-за одного косого взгляда, неосторожного слова, замечания по проделанной работе.

  • Тревожный

Не может принимать решения в сложных ситуациях. Любой кризис способен его социально дезадаптировать.

  • Экзальтированный

Яркие, эпатажные личности, как ни странно, оказываются чаще всего социально дезадаптированными, хотя сами об этом не подозревают и живут с этим всю жизнь. Они не могут втиснуть своё поведение в рамки норм, установленных обществом. И все из знакомства оказываются «на час».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]