Кризис 5 лет у ребенка – это период капризов, истерик, агрессии и замкнутости малыша. С трудностями сталкивается не только сам ребенок, но и родители, которые часто не знают, как себя вести в этот сложный промежуток времени.
Пятилетний ребенок отличается от остальных детей другого возраста следующими особенностями:
- Различает «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», «правда» и «ложь».
- Совершает попытки применять логику взрослых, но это пока у него не получается.
- Обожает игры и выдумки: в ходе игры может превращаться в принцессу, принца, дракона, пони, солдата и других невероятных персонажей.
- Любит компанию детей того же пола, что и сам.
- Очень нуждается в похвале и одобрении взрослых и одногодок.
- Стремится быть лучшим среди сверстников.
- Определяет свои собственные стандарты и пытается им соответствовать.
- Способен дразнить и обижать детей, которые не соответствуют придуманным стандартам.
Для того чтобы кризис проходил легче, близким взрослым необходимо быть терпеливыми и чуткими по отношению к внутренним проблемам и противоречиям малыша.
Когда начинается кризис и сколько длится
Американский психолог Эрик Эриксон считал, что все люди проходят в жизни одинаковые стадии развития. У каждой стадии свои задачи. Если все проходит благополучно, ребенок решает их – и переходит к следующему этапу взросления. Если нет – в развитии личности возникает определенный пробел, в дальнейшем такому человеку труднее построить зрелые отношения с самим собой и с миром.
До 5 лет ребенок уже прошел несколько таких кризисных стадий:
- В раннем детстве формируется доверие или недоверие к миру. Этот этап приходится на первые два года.
- Когда привязанность с родными сформирована, ребенок уверен, что мир – это надежное и безопасное место. А значит, можно попробовать силы в качестве отдельной от родителей личности. Начинается самый известный и пугающий кризис 3 лет. Положительным результатом будет обретение определенной автономности, независимости; отрицательным – стыд и сомнение в собственных силах.
- Кризис 5 лет начинается после периода независимости и продолжается на протяжении всего старшего дошкольного возраста. Результатом развития станут инициатива, или вина и пассивность. Если все прошло хорошо, то к первому классу у ребенка формируется целеустремленность, он понимает собственные желания и старательно добивается их осуществления. Если же родители подавили детскую инициативность – ребенок ничего не хочет, боится пробовать что-то новое, в деятельности преобладает мотив избегания неудач.
Cам Эриксон не считал деление на периоды строго догматическим. Редко кто бывает полностью самостоятельным, полностью недоверчивым или полностью пассивным. Противоположные полюса постоянно присутствуют в жизни каждого человека. Просто во время кризисов одна из задач развития выходит на передний план.
Какой он, пятилетний ребенок?
Ваш ребенок уже не такой милый кроха, совсем не тоддлер, а личность, вы видите намеки, каким человеком он растет. Конечно, каждый индивидуален, но вот некоторые особенности развития пятилеток:
- Может отличить правильное от неправильного, правду от вымысла;
- Ещё не умеет использовать взрослую логику;
- Много играет и выдумывает, особенно в «превращения» (становятся принцессами, пони, пиратами и др.), всё более масштабно, чем в младшем возрасте;
- Больше любит проводить время с детьми своего пола;
- Стремится к похвале и одобрению со стороны взрослых и сверстников;
- Хочет соответствовать каким-то стандартам (своим или принятым в детском коллективе) и даже может дразнить тех, кто отличается.
То есть человек уже всё понимает, думает, что взрослый, но думать и действовать как взрослый ещё не получается. Кроме того, у ребенка развивается кора головного мозга и он пытается научиться контролировать свои эмоции.
Признаки кризиса 5-ти лет
Критический период, конечно же, не начинается точно с наступлением пятилетнего возраста. Временные рамки изменений – от 4 до 6 лет. Это время быстрого развития эмоциональных и социальных навыков, плацдарм для успешного начала школьной жизни. Если исследовательская деятельность малыша эффективна, то пятилетка учится обращаться с предметами, собственным телом и другими людьми конструктивными способами. Если же малыша строго критикуют, одергивают, запрещают и наказывают за активность, то формируется постоянное чувство вины и неумелости.
По каким признакам можно определить кризисный период:
- частое вранье, чтобы избежать неприятностей;
- появились страхи, которых раньше не было;
- боровшийся раньше за самостоятельность малыш вдруг становится «маминым», просит родителей оставаться рядом, не отпускает от себя;
- ребенок стал очень чувствительным к окружающим: тяжело переносит малейшие размолвки между родителями, старается помочь, пожалеть, переживает и плачет вместе с другими;
- появляется сильный страх смерти родителей;
- именно в этом возрасте взрослых заваливают просьбами «завести» братика, сестричку или хотя бы кошечку или хомячка;
- предприимчивость, инициативность и любопытство развиваются так бурно, что результаты некоторых детских «экспериментов» заставляют родителей хвататься за таблетки.
Изменение поведения и психологии ребенка в 5 лет
Происходящие в организме ребенка интенсивные изменения на физиологическом и психологическом уровне в пятилетнем возрасте накладывают негативный отпечаток на нервную систему малыша. В этот период дети подвержены переживаниям, перемене настроений. Заметив, что ребенок стал вести себя иначе, родители не всегда могут понять причину таких изменений поведения. Советы детских психологов помогут родителям справиться с возникшей ситуацией, не навредить психике ребенка и не трепать попусту себе нервы. Им необходимо понимать, что:
- В этот период идет социальная адаптация ребенка. Он пытается понять взаимоотношения между людьми, стремится подружиться с ровесниками, разобраться в причинах поведения взрослых и дать им оценку.
- Дети пятилетнего возраста осознают различия между девочками и мальчиками.
- Они чутко воспринимают такие нравственные понятия, как «добро или зло», «внимательное чуткое отношение к человеку или безразличие» и прочее.
- Они пытаются рассуждать и выдают взрослым собственные умозаключения, порой вызывающие недоумение родителей.
- Формируется у детей чувство страха: остаться одному дома или в темной комнате, лишиться любви родителей, разочаровать их своими поступками и многое другое.
В этот период пытливый детский ум интенсивно познает окружающий мир и его законы. Дети во всем подражают взрослым, особенно тем, кого они считают безусловным авторитетом. На самом деле, они еще не могут правильно сформулировать да и понять поступки взрослых. Поэтому именно в этот период все члены семьи должны проявлять к пятилетним детям исключительно доброжелательное отношение.
По теме: Во что поиграть дома и на улице с ребенком 5 лет
С чем связан кризис
Каждый кризис содержит свой «поворотный пункт» – выбор между двумя противоположными качествами. И если при кризисе 1 года решается базовая задача доверия-недоверия миру, то в пять лет активность противостоит чувству вины.
В 5 лет – роль семьи продолжает оставаться базовой. Детскую идентичность формируют мама, папа, братья, сестры и другие близкие родственники.
Знаете ли вы? Важнейшая задача данной возрастной стадии – формирование предприимчивости, инициативности. На другом полюсе этого качества – чувство вины за собственные поступки и личность вообще.
За прошедшие пять лет с момента рождения дошкольник очень многому научился, овладел различными навыками. Теперь маленький изобретатель легко придумывает себе игры и занятия, экспериментирует с окружающим. Некоторые результаты таких опытов совсем не радуют родителей, а возросшая активность и неугомонность вызывает желание найти «кнопку выключения» у маленького «энерджайзера».
Кризис 5-летнего возраста связан с активным освоением мира: ребенок изучает предметы, словесные конструкции, тело (свое и других), пределы собственных возможностей и отношения между людьми. Пятилетки начинают прекрасно разбираться в оттенках эмоций, они умеют почувствовать и разделить боль другого человека, могут не только принимать, но и отдавать.
Почему наступает кризис?
При переходе в новую возрастную группу у ребенка происходят изменения в манере поведения: он становится капризным, своенравным, непослушным, бурно проявляет эмоции. Поведение ребенка — это своеобразный вызов окружающим, желание показать свою индивидуальность, стать самостоятельным, обратить на себя внимание.
В зависимости от характера возникших проблем, ребенок может проявлять грусть, замкнутость или агрессию. Каковы причины возникновения кризиса?
Дети 4-5 лет многое умеют: у них есть достаточный запас слов для общения, игровой деятельности, развита фантазия, мышление, которое позволяет получать новые интересные впечатления об окружающем мире. Психика малыша развивается очень быстро. Вместе с ней может меняться настроение, которое на данном этапе характерно непредсказуемостью, подвергается перемене поведения — оно становится неорганизованным, сумбурным.
Капризы, причуды, истерики, протест — такими проявлениями «богат» возрастной кризис 4-5-летнего ребенка.
Каковы причины ухудшения психологического состояния малыша:
- нехватка заботы и внимания;
- недостаток общения;
- однообразие в повседневной жизни;
- проблемы с адаптацией к новой среде;
- психологическое давление родителей.
Влияние окружающих на состояние малыша имеет немалое значение. Ребенок во время кризиса должен легко делиться с окружающими своими мыслями, эмоциями, переживаниями. Ребята тяжело переносят продолжительное пребывание в одной и той же обстановке, необходим периодический активный отдых с новыми увлекательными развлечениями. В противном случае, у детей возникает психологический дискомфорт и течение кризиса намного усложняется.
Что чувствует ребенок
Пятилетка любит родителей не инстинктивно, а вполне осознанно. Для него близкие – самые дорогие люди на свете. Именно в этом возрасте дети трогательно признаются родителям в любви. Чувство привязанности и восхищения проявляется в желании сделать что-то хорошее: подарить родным аппликации, поделки, нарисовать маму и папу с коронами на головах, приготовить бутерброды или салат для «любимой мамочки».
Ребенок очень-очень хочет быть хорошим, нравиться обожаемым родителям, соответствовать их ожиданиям. Это одна из естественных потребностей в 5 лет. И эта вроде бы положительная потребность рождает такое ненавистное взрослым качество как детская ложь.
Знаете ли вы? В 5 лет дети врут из страха, что их поведение не понравится взрослым. А ведь для дошкольника жизненно важно быть «хорошим» в маминых и папиных глазах.
Наставления в стиле: расскажи правду, тогда я не буду сердиться, а будешь врать – накажу, только запутывают. Ведь врать пришлось, потому что малыш понимает, что сделал что-то плохое. Почему же взрослые сердятся за попытку исправить дело с помощью вранья, а за сам плохой поступок нет? Обычно пятилетка теряется и снова повторяет ложь, заставляя взрослых нервничать.
В этом случае лучше не стыдить, а использовать детскую потребность быть хорошим. Можно сказать, что-то вроде: «Мне нравится, когда ты говоришь правду, я хочу, чтобы ты всегда был честным». А затем спокойно обговорить последствия детского проступка.
Нужно помнить, что дошкольник мыслит «здесь и сейчас», способность к обобщению и формированию отдаленных во времени причинно-следственных связей разовьется чуть позже. Поэтому так малоэффективны разговоры вечером о том, как нужно вести себя в детском саду утром. Малыш искренне обещает быть хорошим. Но в садике мамы рядом нет, а есть другие дети и насущный конфликт, который решается привычным способом, например, дракой.
Характерные проявления
У кого-то данный период может продолжаться всего несколько недель, а у кого-то он способен затягиваться на месяцы. Давайте рассмотрим характерные симптомы кризиса пятилетнего возраста.
- Ребенок активно демонстрирует свою самостоятельность. При этом он может, например, заявлять о том, что сам пойдет на улицу, мама для прогулки ему не нужна.
- Может возникать скованность, малыш начнет замыкаться, перестанет делиться своими впечатлениями с родителями. Нередко отмечается у детей, которые прежде были разговорчивыми.
- У карапуза появляется неуверенность в своих силах, страх перед тем, что предстоит сделать, особенно если это действие новое.
- Малыш пытается копировать поведение взрослых. Он может подражать маме, которая готовит ужин или отцу, пришедшему с работы. Причем подобное копирование будет носить навязчивый характер, может привести к выбиванию взрослого из равновесия.
- Ребенок становится излишне активным. При этом у него также повышается утомляемость.
- За карапузом можно заметить частую раздражительность. В ответ на замечания, он становится злым и агрессивным.
- Часто дети в такой период становятся излишне обидчивыми.
- Нередко можно заметить истерику, особенно если что-то идет наперекор ребенку, например, его заставляют лечь в постель в дневное время суток.
- Карапуз может начать грубить, как своим сверстникам, так и взрослым.
- Малыш начинает много сочинять, выдумывает истории, которые кажутся очень реалистичными.
- Ребенок все чаще проявляет свое непослушание, отказывается подчиняться просьбам родителей.
- Карапуз может целыми днями плакать по непонятным причинам.
- Может выполнять просьбы родителей, но делать все наоборот, даже если при этом он наносит вред себе. У ребенка отмечается излишнее упрямство, он твердо стоит на своем мнении, не прислушается к чужому.
- Малыш все время недоволен окружающими и своим окружением, пытается всем рассказывать, как нужно жить.
Изменения после кризиса
Если все прошло хорошо, маленький человечек выходит из кризиса с уверенностью в собственных силах и с уверенностью в надежном родительском тыле. Это осознание помогает преодолевать в дальнейшем различные вызовы школьной жизни. А в будущем из дошкольной активности вырастет понимание, чем хочется заниматься в жизни вообще, и уверенность, что эта цель достижима.
Если достижение самого первого кризисного этапа – это доверие; второго – формирование волевых качеств и самостоятельности, то успешное прохождение третьего пика должно повлечь за собой формирование целеустремленности.
«Терпеть нельзя ругать»
Некоторым родителям могут показаться странными советы потакать детским капризам, спускать все с рук, закрывать глаза на истерики и пытаться говорить, когда легче успокоить ребенка криком или шлепком. Где поставить запятую – дело ваше, но лучше набраться терпения.
Любой кризис детского возраста – испытание для обеих сторон, но это неотъемлемая часть взросления на каждом возрастном этапе. Это завершающая ступень целого периода детства – образно говоря, «годовая контрольная». Задача родителей – помочь ребенку мягко и без потерь преодолевать этот нелегкий путь к становлению зрелой личности, формированию своего собственного «Я».
Чего нельзя делать
Во время кризиса 5 лет маленький человек становится очень уязвимым и доверчивым. Его как никогда легко обидеть или испугать. Психологи говорят, что большинство неврозов, заиканий, тиков, соматических расстройств берут начало именно из этого периода детства. Из-за развития воображения пышным цветом расцветают самые разные страхи: монстров, темноты, скелетов, инопланетян.
Учитывая такую чувствительность, нельзя делать следующее:
- не пугайте монстрами, бабой Ягой, бабайкой, так как в 5 лет эти персонажи очень реальны;
- не смейтесь над детскими страхами, не отмахивайтесь от них, не стыдите малыша, иначе он замкнется и будет мучительно переживать, не надеясь на поддержку близких;
- не используйте запугивание как воспитательную меру: обещания отдать в интернат, чужим людям, закрывание в комнате оставят шрам в душе на долгие годы;
- не оскорбляйте малыша: в 5 лет он верит родителям как никому, и любое оскорбление, унижение его личности, обесценивание его стараний скажется даже во взрослом возрасте.
В этом возрасте может появиться проблема, —как научить ребенка засыпать самостоятельно—. Ведь вроде уже и спал сам, а теперь цепляется за маму, придумывает всяческие причины, чтобы подольше оставаться со взрослыми. Здесь очень помогают сказки и «волшебные ритуалы». Детский страх говорит на языке образов, поэтому и справляются с ним с помощью фантазии: предлагают нарисовать страх, а затем – запереть в коробку или уничтожить. Или сочиняют историю о монстре, которому нужна помощь (заболел зуб, подвернул ногу). Либо придумывают «волшебный способ»: спрятаться под одеяло, взять в кровать любимую игрушку, прочитать специальный стих. Главное – не стыдите малыша, а помогите ему поговорить о своих страхах. Ведь то, что можно обсудить, становится менее страшным, а значит, более контролируемым.
Правила поведения для родителей семилетки
- Отыщите баланс между желанием приучить ребенка к самостоятельности и стремлением сделать его максимально послушным.
- Демонстрируйте свое доверие и уважение к подрастающему члену семьи, подчеркивайте его взрослость и всячески хвалите за достижения.
- Откажитесь от категорических запретов. Они накаляет конфликты, и при этом семилетка лишается возможности получить важный жизненный опыт.
- Не допускайте абсолютное попустительство. Оно вызывает острое чувство неудовлетворенности, занижающее самооценку.
- Поэтапно перекладывайте ответственность за благосостояние ребенка на его собственные плечи. С другой стороны, пусть кроха почувствует ответственность за необдуманные действия, чтобы учиться на собственном опыте.
Установите базовые правила поведения малыша в любых ситуациях. Перечень правил должен включать категорические запреты, защищающие кроху от опасности, а также список нежелательных поступков, с которыми вы способны примириться при определенных условиях. Наиболее обширным должен быть перечень действий, которые малютка может выполнять по своему усмотрению. Эта категория должна с возрастом расширяться, охватывая все сферы жизни ребенка.
Во время возрастного кризиса семи лет ребенок по-прежнему нуждается в вашей поддержке и любви, хотя и стремится к большей самостоятельности. Вам нужно помочь своему крохе стать немножко взрослее, формируя у него полезные привычки и прививая правила поведения в обществе.
А как вы справлялись с возрастными кризисами своего крохи? Поделитесь в комментариях!
Игра и развивающие занятия
Перед подготовкой к школе обычно стараются сделать упор на интеллектуальное развитие: иностранный язык, шахматы, обучение чтению, логоритмика и т.д. Такие вроде бы полезные занятия превращаются во вред, если занимают все детское расписание, не оставляя времени для длительной самостоятельной игры. А между тем, эксперименты на крысиных детенышах показали, что, лишенные игры, они останавливались в развитии, а лобные доли мозга оставались незрелыми.
Другая опасность занятий – если родители воспринимают их не как разновидность игры, хобби, а обязательно ждут результатов. Тогда под угрозой оказываются отношения. Есть результаты – есть похвала родных и общение. Из-за желания «быть хорошим» малыш быстро подстраивается под родительские амбиции – и старательно занимается, теряя понимание собственных желаний, навыки социального общения и способность творить. Постоянно занятой секциями или компьютерными играми ребенок утрачивает еще одну важную способность – умение развлечь себя самого, не скучать наедине с собой.
Поэтому важно в 5 лет дать полноценно «наиграться», участвовать в детских забавах, ведь это и есть сейчас самое важное. А занятий пусть будет немного, если они действительно в удовольствие.
Как помочь ребенку преодолеть кризис?
-Любой кризис нужно уметь грамотно преодолеть, нельзя делать многих вещей по отношению к ребенку. Как же помочь ему в этот, нелегкий для всех, период?
-Разговаривайте больше со своим ребенком, спрашивайте об его успехах, неудачах, сами рассказывайте ему, как прошел ваш день, общайтесь на любые темы (спросите как дела у его игрушек, расскажите, что на работу сегодня пришел новый сотрудник).
-Объясняйте ему все доступно, если он требует что-то, например, гулять одному, объясните, что он еще совсем маленький и нуждается в сопровождении взрослого (скажите, что будете сидеть на лавочке в парке, пока он гуляет, и просто издалека за ним наблюдать).
-Если ребенок отказывается спать, объясните, что спать днем необходимо, чтобы настроение было -хорошее, можете пойти ему на уступки – отодвинуть сон на небольшое расстояние (иногда сон можно заменить на другое очень спокойное занятие, чтобы он в любом случае смог хорошенько отдохнуть).
-Позволяйте ребенку выполнять взрослую работу, если он так желает скорее повзрослеть (поливать цветы, протирать пыль).
-Проявляйте терпение по отношению к своему ребенку, хвалите его всегда, за каждую мелочь. Если вы видите, что у него что-то не получается, не надо спешить к нему на помощь, если он не просит. Пусть ребенок сам придет к верному решению (похвалите его за то, что собрал все игрушки).
-Если вы что-то запрещаете ребенку, не будьте категоричны в своих словах, предложите ему альтернативу, несколько других занятий на выбор, чтобы ребенок не нервничал и не капризничал (если вы запретили смотреть телевизор, включите ему аудио сказку, пусть слушает).
-Если ребенок проявляет характер в кулаках, если дерется с сестрами или братьями, грубит, вы должны четко ему объяснить, что это неприемлемо в вашей семье, чтобы такого никогда больше не повторилось (скажите, что это очень плохо, если его ударят, ему больно, и другим тоже больно).
-Любите своего ребенка, показывайте ему свою любовь, то, как сильно он вам дорог, проявляйте ласку и трепет по отношению к ребенку, чтобы он чувствовал ваше тепло и заботу.
-Читайте сказки на ночь, играйте с ним в игры вместе (отложите все свои дела, чтобы он это видел, и поиграйте с ним в его любимые игры).
-Чтобы ребенок действительно вам доверял, станьте для него другом, делитесь эмоциями, чаще гуляйте вместе, разговаривайте с ним на любые темы.
Тем самым вы расположите к себе своего малыша, и, может быть, кризис пройдет ровно и гладко.
Что нужно делать
Бережное обращение – не обозначает вседозволенности и отсутствия дисциплины. 5 лет – возраст формирования школьной готовности, поэтому развитие волевых качеств, умение справляться с импульсивными желаниями, понимание правил очень пригодятся в школе. Тем более, что в 5 лет малышу правила даются легче, ведь присутствует мощный мотив «быть хорошим». Если взрослые твердо будут придерживаться дисциплины, проявлять уважение к личности пятилетки, строить теплые эмоциональные отношения с подросшим чадом, то и школьный —кризис 7 лет— пройдет быстро и спокойно.
При кризисе 5 лет у детей советы психолога очень просты: не препятствуйте детской инициативности, уделяйте время для разговоров и обсуждений, проявляйте уважение к формирующейся личности. Детская фантазия и любознательность у старших дошкольников находятся на очень высоком уровне. От того, как взрослые реагируют на такую исследовательскую активность, будет зависеть дальнейший социальный успех ребенка, какой полюс станет преобладающим – инициатива, или чувство вины.
Что делать для формирования предприимчивости:
- Спокойно реагируйте на бурную активность, терпеливо отвечайте на надоедливые «почему», «зачем» и «что будет, если» – так развивается интеллектуальная предприимчивость маленького почемучки.
- Не впадайте в панику или гнев от детских экспериментов, объясняйте, почему так делать нельзя, и очертите пространство, в котором можно. Например, вырезать что-либо из новых вещей нельзя, а резать лоскуты для кукольного платья вместе с мамой можно.
- Не мешайте маленькому непоседе бегать, прыгать, лазить – в общем, всячески испытывать собственные физическую силу и ловкость. Ребенок, которому родители позволили свободу в выборе активности, учится понимать собственное тело и границы своих возможностей.
- 5 лет – возраст расцвета фантазии и сюжетно-ролевой игры. Поддерживайте игровые начинания маленького фантазера, не спешите загружать детский мозг «наукой», разум малыша в этом возрасте лучше всего развивается в свободной ролевой игре.
- Для развития инициативности у ребенка обязательно должно быть свободное время для самостоятельного придумывания и проработки игровых образов и сюжетов. И здесь речь не о компьютерных играх, а о взаимодействии с реальными предметами.
Что это за зверь такой, этот кризис?
Психология рассматривает кризис как состояние, когда старое перестало работать, а новое ещё не было придумано. И вот человек находится на стыке, между тем, что устарело и тем, что пока не изобретено.
Отчего испытывает массу неприятных эмоций в связи с нестабильностью, неизвестностью. Например, тревогу, страх, злость, разочарование. Поэтому вспышки гнева и перемены в настроении или поведении становятся для нас понятными.
Только вот если кризис наступил у маленького человечка – это, что вполне ясно, пугает его до ужаса. Он не владеет какой-либо информацией о психологии личности и возрастной периодизации, не имеет жизненного опыта и каких-либо знаний о свойствах собственного характера.
А тут ещё и родители ругаются, что он изменился и не так хорош, как им кажется. А лучшая защита что? Верно, нападение. Поэтому и появляется неуверенность, страх, агрессивность и закрытость. Он начинает думать, что плохой, не достойный любви, перестаёт доверять другим и всячески отстаивает своё право быть собой.
Эмоции в момент истерики зашкаливают, отчего ему необходима помощь в успокоении, а не качественное наказание, которое ещё больше «расшатает» нервы.
Вспомните себя, когда вы чем-то расстроены или опечалены, вам поможет, если кто-то другой пригрозит, к примеру, лишением любви и внимания? Вряд ли, скорее всего, это ещё больше вас расстроит.
Поэтому с истериками важно не бороться, не лечить, а учить осознавать свои чувства и успокаиваться. Как это лучше всего сделать, вы узнаете далее.
Если всё идёт по плану, а точнее, при поддержке взрослых, то этот сложный период займёт примерно 6 месяцев, кому-то потребуется чуть больше времени, кому-то чуть меньше. Но если маленькая личность не справится и не сможет решить жизненные задачи этого возраста, то в дальнейшем будет регрессировать. То есть, иногда возвращаться в свои пять лет, несмотря на то, сколько ей реально лет.
Другие советы
Одним из самых больших страхов для 5-летних детей бывает страх смерти родителей. Тема смерти может быть очень болезненной даже для взрослых. Однако, если вы видите, что пятилетка боится смерти, если он задает вопросы о том, не покинут ли его родные, то обязательно поговорите об этом. Не нужно вникать в подробности, просто скажите, что люди обычно живут долго, и вы собираетесь принять все меры, чтобы не оставлять своего любимого человечка как можно дольше.
Есть такое изречение: развитие приходит из точки покоя. Применительно к ребенку это значит, что если крохе спокойно в семье, если его не дергают, не запрещают всего и не тянут постоянно в нужном родителям направлении, то малыш спокойно растет и развивается в собственном темпе. Нужна только любовь родителей, общение с семьей и другими, безопасность и, время от времени, приключения и сюрпризы.
Как вести себя недопустимо
Недопустимо повышать голос и физически наказывать
- Ни в коем случае не проявляйте открытую агрессию, направленную на своего ребенка. Бесспорно, может наступить момент, когда вы будете не в силах себя сдерживать, но в такой ситуации лучше отойти подальше от малыша, выйти в другую комнату и попытаться себя успокоить. Общайтесь с ребенком только после того, как будете абсолютно спокойны.
- Рукоприкладство и агрессия недопустимы. Нужно понимать, что никто не может покушаться на свободу человека, наносить ему боль, в том числе и физического характера.
- Недопустимо говорить фразы по типу «ты все равно ничего не сможешь сделать», «не мешай мне», «уйди», «даже не пытайся».
- Не стоит читать нотации, пытаться подчеркнуть малый возраст ребенка.
- Ни в коем случае нельзя прогибаться под давлением малыша, особенно в момент его неадекватного поведения и излишней агрессии.
- Недопустимо игнорировать карапуза, ставить свои потребности выше его.
- Если ребенок повторяет услышанные ранее ругательства, не заостряйте свое внимание на них, и не ругайте, иначе карапуз будет специально снова и снова их повторять. Лучше всего делать вид, что вы не замечаете, что ребенок говорит что-то не то. Существует вероятность, что он эти слова забудет.
- Непозволительно пускать ситуацию на самотек. Если видите, что проявления в поведении вашего малыша явно отличаются от поведения его сверстников, и начинают вас пугать, не стесняйтесь обратиться к специалисту. Психолог поможет определиться с причиной подобных проявлений, научит, как себя вести, чтобы все наладить.
Теперь вы знаете, что делать, если у ребенка начался кризис пятилетнего возраста. Помните о том, что задача родителей вести себя максимально спокойно для того, чтоб малыш проще смог пережить этот период и быстрее вернуться к нормальной жизни. Не забывайте о том, что есть ряд действий, которые недопустимы при воспитании ребенка, в частности в период кризиса.