Что делать, когда страх ошибок мешает профессиональному развитию


Сколько раз страх совершить ошибку удерживал вас от поступков, которые могли бы в корне изменить вашу жизнь? Причём в положительную сторону. Сколько раз вам приходилось жалеть о том, что, побоявшись, вы упустили возможности, которых так ждали? Наверное, все могут привести пару примеров таких случаев.

Интересно, смогли бы мы в детстве научиться ходить, если бы постоянно боялись упасть? А можно ли научиться плавать, не снимая спасательного жилета? Кататься на коньках, не отпуская папиной руки? Вряд ли. Чтобы чего-то добиться, нужно справиться с парализующей силой страха.

Описание патологии

Страх неудачи действительно чаще рождается еще в детстве, а по мере взросления личности боязнь сделать что-то не так остается, и как преодолеть ее – человек не знает.

Получить положительную оценку своего труда или действий удается не всегда. Иногда приходится выслушать критику, потерпеть неудачу. Уверенный и развитый человек справляется с критикой и неудачами достаточно быстро.

Иные же только усиливают страх неудачи, пытаясь избегать в дальнейшем подобных действий. Получается следующее: испытав неудачу в каком-то из дел, чтоб побороть свой страх, человек больше не берется за это дело. Доходит до того, что приготовить кофе для него – серьезнейшая задача, в которой главное – не провалиться. То есть, наблюдается полная изоляция человека от социума и патологическая боязнь неудачи.

Страх ошибки по-научному называют атихифобией. Это одна из наиболее распространенных фобий в современном мире. В психологии принято относить боязнь ошибиться к социальному классу страхов, так как страх совершить ошибку рождается и видоизменяется под действием общества.

Человек, которого одолевает боязнь совершить ошибку, может полностью отказаться от попытки что-либо предпринять, так как будет считать ее заранее неудачной. В свою очередь, личность, которой страшно ошибиться, постепенно будет опускаться по социальной лестнице, поскольку самосовершенствование и карьерный рост ее пугают.

Ошибки с точки зрения нейробиологии

Есть основания утверждать, что ошибки играют определяющую роль не только в процессе обучения и приобретения навыков, но и в том, насколько высока нейропластичность мозга. Более того, такой подход может перевернуть представление о человеке и вписать его в эволюционную перспективу, тем самым высвободив из перспективы теологии, в которую он был традиционно вписан.

Биологической основой обучения является нейрональная пластичность. Эта концепция относится к способности нервной системы изменять силу синапсов — соединений между нейронами.

Основная теория, с помощью которой сейчас объясняют понятие нейропластичности, была разработана американским психологом Дональдом Хеббом. Согласно теории Хебба в основе способности нашего мозга меняться лежит изменение силы синапсов, то есть связей между нейронами.

Правило Хебба гласит: если два нейрона активны примерно в одно и то же время, их связи усиливаются (Cells that fire together, wire together).

Процесс, благодаря которому усиливаются синаптические связи между нейронами, называется долгосрочным потенцированием.

Именно долгосрочное потенцирование считается ключевым процессом в объяснении нейропластичности. Хотя известно, что модификация силы синапсов включает также процесс его угнетения — долгосрочную депрессию. Однако если при рассмотрении темы нейропластичности упомянуть потенцирование считается обязательным, то о депрессии синапсов либо говорят во вторую очередь, либо не говорят вообще.

Модификация силы связей нейронов предполагает как их усиление, так и ослабление. Мы склонны забывать об этом втором аспекте, поскольку привыкли считать генеративные процессы ключевыми, а дегенеративные — вторичными.

Впрочем, в истории нейробиологии были и попытки свергнуть общую перспективу. Некоторые исследователи утверждают, что именно долгосрочную депрессию следует рассматривать как ключевой процесс, лежащий в основе обучения и формирования памяти.

Общая логика здесь такова: конфигурация существующего объема знаний в человеческом мозге оставалась бы неизменной, если бы нейронные контакты не обладали способностью ослабевать и в конечном итоге исчезать. Другими словами, механизм обучения и формирования знаний, синаптическая пластичность обязательно включает в себя способность ослаблять синаптические связи.

Так, американский инженер Джеймс С. Альбус, работавший над созданием модели мозжечка, предположил, что «хранение паттернов должно осуществляться главным образом за счет ослабления синаптических весов, а не их усиления».

Английский ученый Ричард Докинз полагает, что избирательная смерть нейронов может лежать в основе хранения памяти. Французский нейробиолог Жан-Пьер Шанжё в книге «Нейрональный человек» утверждает, что «учиться — значит стабилизировать заранее установленные синаптические комбинации и устранять излишки».

В своей статье Learning from Mistakes ученые Данте Чиалво (Аргентина) и Пер Бак (Дания) продвигались дальше по этому пути. По их мнению, то, как мы сегодня понимаем биологические механизмы, обусловлено нашей склонностью к телеологическому (то есть предполагающему, что у всего происходящего есть конечная цель) мышлению. Оно не позволяет нам перенастроить наше мышление так, чтобы оно было выгодно для изучаемого процесса, а не служило нашему удобству.

Чиалво и Бак пересмотрели общепринятое мнение о том, что для обучения обязательно требуется усиление синапсов и что долгосрочное потенцирование — это ключевой процесс:

«Хотя можно представить, что долгосрочное потенцирование является определяющим явлением для хранения информации и что долгосрочная депрессия может существовать просто для перезагрузки долгосрочного потенцирования, следует отметить, что также можно представить, что противоположное может быть правдой».

Ученые предложили схему понимания нейронных процессов обучения, которая переворачивает всё с ног на голову, утверждая, что именно снижение синаптической активности является фундаментальным динамическим механизмом, а потенциация играет только вспомогательную роль. Именно долгосрочная депрессия имеет формообразующую силу.

«Вера в подкрепление Хебба долгое время оказывала влияние на исследования, препятствуя объективному изучению альтернативных сценариев. Мы утверждаем, что отрицательное подкрепление имеет важное значение и, кроме того, любое положительное подкрепление снижает способность к адаптации».

Причины атихифобии

Боязнь опозориться может быть вызвана совершенно разными причинами. Преимущественной причиной остается имеющийся негативный опыт человека. Из-за боязни перед неудачей человек проецирует опыт одного случая на весь свой возможный опыт.

Некоторые люди испытывают перед неудачами ту разновидность страха, что даже и думать не хотят о возможности попробовать что-то предпринять и начать какое-то дело. Такая стереотипная форма мышления, как кажется человеку, защищает его от ошибок. На самом деле, она предотвращает любое движение в его жизни.

Страхи неудач могут возникать также тогда, когда деятельность оценивается только по ее результативности, без учета собственных ритмов и качеств человека. В результате такой односторонней оценки присваивается определенный ярлык деятельности – потерпел неудачу или достиг успеха. Ничего среднего между двумя этими ярлыками нет.

Причинами, по которым люди боятся совершать любую деятельность, могут быть:

  • Связь с детским страхом, когда в детстве ребенка сильно наказывали за любые промахи.
  • Невозможность ошибаться в коллективе, высмеивание любой ошибки – чаще всего невозможность преодолевать страх зарождается в коллективе подростков, в школе или колледже.
  • Многими боязнями руководят и социальные страхи, навязанные окружением – человек начинаться бояться, что, если он будет хуже остальных, то его отвергнут.

Правильное целеполагание

Очень часто страх перед неудачей вызывает у человека и трудности с целеполаганием. Однако навык постановки целей сформировать проще, чем начать борьбу с боязнью ошибаться. Правильная постановка цели помогает человеку разобраться, чего именно он хочет, а также найти оптимальный путь для осуществления своего желания.

Считается, что эффективным способом мотивировать себя для начала движения на пути к цели – визуализация. Однако результаты исследований показывают, что если человек находится во власти страха перед провалом, такой методикой пользоваться не рекомендуется: начав визуализировать свой успех, он может еще больше укрепиться в своих страхах перед неудачей и оставит всякие попытки осуществить задуманное.

Что лучше предпринять?

Если страх неудачи слишком велик, начните с небольших целей, которые вам наверняка удастся достичь. Однако цель не должна быть слишком легкой – в этом случае у вас не возникнет радостное чувство преодоления, помогающее укрепить уверенность в своих силах.

К примеру, если вы задумали создать компьютерную игру, не пытайтесь сразу ставить себе целью достичь результата. Начните с разработки самого простого прототипа.

Вот как описывает автор «Fallout» Тим Кейн один из сюжетов на начальном этапе разработки:

Все начинается в современной действительности, затем герой отправляется в доисторические времена, убивает обезьяну, которая должна была в процессе эволюции превратиться в человека, а затем отправляется в космос. На планете, живущей по законам фэнтези, он магическим образом перемещается на альтернативную Землю, где разумные существа произошли от динозавров, и уже оттуда возвращается в реальный мир и спасает свою любимую.

Но этой концепции не суждено было воплотиться. Вместо этого глобального проекта разработчики сосредоточились на одной простой идее: нормальный герой действует в ненормальном мире, причем обитатели этого мира воспринимают себя как норму. Постепенно эта идея трансформировалась и приобрела визуальное воплощение в виде мира после ядерного апокалипсиса.

Уилл Смит называет такой подход к планированию принципом «по одному кирпичу» и иллюстрирует очень наглядно:

Когда вы приступаете к строительству стены, вы не думаете: «Сейчас я создам самую высокую, грандиозную и величайшую стену на свете». Вы просто начинаете укладывать кирпичи. Каждый из них вы кладете настолько хорошо, насколько можете это сделать. За ним – следующий, и еще, и еще… И так изо дня в день. В конце концов, оказывается, что ваша стена готова!

Принцип «по одному кирпичу» позволяет обрести уверенность в собственных силах и сконцентрироваться на задачах, которые человек в силах взять под свой контроль, не думая о пугающе-глобальных масштабах всего проекта в целом.

Конечно, даже маленькие задачи должны быть связаны с вашей основной целью. К примеру, это может быть овладение определенными навыками, получение знаний, которые будут полезны для реализации вашего большого замысла. Не забывайте фиксировать результаты, уделите внимание каждому «кирпичику», тогда у вас будет больше стартовых возможностей для анализа и постановки более общих задач на пути строительства вашей «стены».

Проявления страха

Атихифобия выражается достаточно разными способами. Описать, что характерно страху при этой патологии, можно так:

  • Самоизоляция – человек боится участвовать в любых мероприятиях, особенно, общественных, закрываясь в своей зоне комфорта.
  • Самосаботаж – боясь, что он сделает что-то не так, человек подсознательно подрывает свои силы и усилия.
  • Неподвижность – для того, чтобы не сделать что-то не так, человек решает совершенно ничего не делать и ни к чему не стремиться.
  • Неуверенность в себе – боясь ошибиться, человек сам себя уверяет в том, что все сделанные им дела и полученные знания ничего не стоят.
  • Перфекционизм – желание быть самым лучшим во всем и всегда держать лидерские позиции, желание работать только в той сфере, в которой человек уверен полностью.

Научитесь жонглировать

Когда основателю IDEO Дэвиду Келли попалась на глаза книга для начинающих жонглеров «Juggling for the Complete Klutz» Джона Кэссида, его поразила одна вещь:

Практически половина этого пособия, в отличие от прочих аналогичных книг, была посвящена не тому, чтобы научить подкидывать и ловить шары, не рассказывала, как соизмерять силу подбрасывания и вес предмета. Она была посвящена тому, как сформировать навык ронять шар. На первый взгляд, это ужасно глупо. На самом деле, привыкнув к тому, что шар непременно падает, мозг перестает воспринимать это как «ошибку» или «провал». Он привыкает к тому, что падение шара – это нормально и перестает посылать мышцам сигналы тревоги, заставляющие их излишне напрягаться.

Дэвид Келли решил, что такой подход наиболее эффективен вообще при любом обучении чему-либо. Действительно, приучите себя к мысли, что ошибки – это нормально и неизбежно.

Физические симптомы заболевания

Страх неудачи – это не только психические проявления. Данная патология характеризуется и рядом физических состояний человека. Отмечается учащенное сердцебиение, например, когда человеку кажется приближаемый крах его дел. Возможны боли в сердце.

Из-за панического страха тяжело дышать, ощущается жжение в груди, одышка, тошнота и мышечные спазмы. Возможна диарея. Иногда повышается нервная возбудимость, у некоторых же, напротив, возможна скованность и закрытость.

Отмечается повышенная потливость, озноб, ощущение жара или холода. В некоторых случаях возможны галлюцинации, чаще – слуховые.

Как избавиться от фобии

Данный страх значительно снижает качество жизни человека, мешает его саморазвитию и профессиональной деятельности, личной жизни и налаживанию связей. Потому помощь в запущенных случаях должен оказывать именно специалист.

  • Не бойтесь вспоминать моменты, когда страх проявился впервые. Необходимо проанализировать причины, по которым то или иное дело не состоялось. Даже если причиной стала невнимательность или другой личный фактор, не стоит возлагать на себя слишком большую ответственность.
  • Причиной патологии может быть постоянное неведение или неизвестность. Чтобы этого избежать, следует иметь основательную теоретическую базу перед началом любого дела. Тогда возможные риски будут значительно снижены.
  • Научитесь отказывать, если чувствуете, что не справитесь с каким-либо заданием. Не идите на риск, если он не оправдан.
  • Трезво оценивайте потери, которые возможны, если возложенная на вас задача не будет выполнена. Упущенные возможности порой становятся значительно большими потерями, чем ощущение страха.
  • Всегда запасайтесь резервным планом. Так у вас будет подстраховка, что в случае неудачного хода дела вы сможете его изменить. Например, заручитесь поддержкой друга или коллеги.
  • Будьте более решительны, любое промедление будет только усиливать страх. Создайте ситуацию, в которой нельзя будет отступить.
  • Поверьте, наконец, в то, что неудачи случаются абсолютно у всех. Но рациональнее всего – использовать их в качестве трамплина для дальнейшего старта и совершенствования себя.

Психологи применяют для терапии такого страха методы анализа и самоанализа, предоставляя пациенту тщательное изучение причин, по которым он считает любое предприятие провальным.

Способ выйти из зоны комфорта

Для того чтобы выход из зоны комфорта не казался чем-то катастрофически-важным, начните с «пустяков». К примеру, почему бы не завести себе новое хобби? Выберите занятие, которое вас может заинтересовать, но, в то же время, абсолютно новое и непривычное, непохожее на то, чем вы когда-либо занимались раньше. Это может быть что угодно: рисование, игра на инструменте, вязание, вокал, резьба по дереву, плетение из лозы – словом, что-то такое, что нельзя освоить сразу, в течение одного-двух занятий.

Естественно, в процессе освоения нового умения вы столкнетесь с неудачами и ошибками. Но ведь это просто ваше увлечение, а значит, нет причин делать трагедию из каждого промаха. Стоит попробовать еще – вы ведь хотите, наконец, освоить это умение? Такое «несерьезное» отношение снизит степень тревоги по поводу возможных неудач и поможет научиться не придавать ошибкам слишком большого значения. Вы постепенно привыкните к мысли, что это нормально, как в примере с жонглированием.

Страх почувствовать себя новичком и дилетантом постепенно уступит место пониманию, что ошибки не мешают освоению нового. Достигнув определенного уровня умений, вы обретете уверенность в себе. Со временем это чувство распространится и на другие, более значимые области ваших интересов.

И не стоит считать, что неуверенность в себе и страх перед провалом – это врожденная особенность характера, которую невозможно преодолеть. Вы уже доказали, что вполне на это способны, когда приобретали навык ходьбы в возрасте от года до полутора. Поначалу вам тоже было страшно стоять на ножках и больно падать – но вы же научились ходить!

В конце концов, посвящать хотя бы несколько минут в день чему-то, что способно приблизить вас к вашей мечте – более эффективный путь, чем просто сидеть и бояться, что ничего не получится.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]