Упражнения для развития памяти у младших школьников

У младших школьников в их возрасте наблюдается активный рост произвольности психических процессов, что очень важно. Навык выбирать ориентир и прилагать силы для достижения целей в период получения новой информации дают отличную возможность ребенку успешно обучаться в школе. Именно по этой причине хорошая произвольная память так важна для детей.

Многие взрослые уверены, что их дети имеют отличную память, так как без проблем способны запомнить ту или иную информацию. Тем не менее, каково же бывает их удивление, когда малыш, став школьником, теряет эту способность. На самом деле в этом нет ничего удивительного, просто родитель должен своевременно побеспокоиться о том, чтобы развить у чада произвольную память, которая представляет собой ведущий психический процесс в младшей школе.

В данной статье мы подробно расскажем о том, какие существуют упражнения на развитие памяти у младших школьников, и как их правильно делать.

Какие бывают виды памяти

Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

  1. По длительности:
  • кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
  • долговременная (данные хранятся в памяти долго);
  • оперативная (информация удерживается некоторое время).
  1. По типу:
  • слуховая (лучше запоминается услышанное);
  • зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
  • двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
  • образная (эмоциональная, ассоциативная);
  1. По степени приложения усилий:
  • непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
  • произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
  • непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
  • опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

  • запоминание;
  • хранение информации;
  • извлечение (воспроизведение) данных.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

  • Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);

  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Фоторепортаж

Заранее подготовьте картинку, например такую.

План действий:

  1. Покажите ребенку картинку и предложите ему «сфотографировать» ее своим внутренним «фотоаппаратом».
  2. Через 30 секунд уберите картинку.
  3. Попросите ребенка ответить на вопросы.

Вопросы к нашему образцу могут быть следующими:

  • Сколько полочек висит на стене?
  • Что нарисовано на постельном белье?
  • Кто лежит на кровати?
  • Какого цвета шкаф и тумбочки?
  • Что стоит на подоконнике?
  • Сколько времени на часах?
  • Где сидит черепаха?
  • Сколько ламп в комнате?
  • Какого цвета занавески?
  • Есть ли в комнате скрипка?

Подобных упражнений очень много в детских журналах.

Тренируем слуховую память

Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.

  • Добавь свое

Это упражнение хорошо отрабатывать группой. Здесь принцип такой. Взрослый предлагает нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начинает так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу». Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши». Второй участник занятий снова повторяет все сначала (фраза уже длиннее) и добавляет свое.

  • Запомни ритм

Карандашом или палочкой вы постукиваете по столу в определенном ритме и предлагаете ребенку его повторить. Начинать нужно с простых звуков, по мере того, как школьник справляется, ритм можно усложнять.

  • Поем песенки

Для развития слуховой памяти эффективно помогает такой простой прием, как пение песенок голосами знакомых персонажей мультфильмов, например. Для того чтобы изобразить чужой голос, ребенку придется вспомнить его тембр, громкость, интонацию и ритм.

  • Ищем пару

Тренировка состоит из двух этапов. На первом этапе вы читаете пары слов. Например: цветок – ваза, школа – ученик, заяц – лес, река – берег. На втором этапе вы называете одно слово из зачитанной пары и предлагаете малышу назвать второе. Если ваш ученик справляется, значит у него все в порядке и с памятью, и с логикой.

  • Играем в ассоциации

Это более сложное упражнение, хотя вашему ребенку точно понравится. Подготовьте несколько карточек, на которых изобразите предметы, животных. Например, лиса, свитер, солнце, автобус. Разложите карточки перед ребенком. Поставьте задачу: вы называете слова, а ребенок подбирает к ним картинку. Слова могут быть такими: лес, одежда, погода, гараж.

Обучение приемам запоминания в упражнениях

Младшие школьники способны сами применять особые методы запоминания, которые носят название «мнемотехника».

Если дитя научится использовать мнемические методы, у него разовьется произвольное запоминание, что даст возможность просто и быстро усваивать необходимый материал.

Многие родители интересуются, какими приемами следует пользоваться для обучения детей запоминанию. Так, существуют специальные упражнения для развития зрительной памяти у младших школьников, которые в основном проходят в игровой увлекательной форме. Ниже предлагаем вашему вниманию несколько заданий, которые помогут легко и просто развить у вашего ребенка память.

Упражнения на визуализацию

Упражнение 1 «Вспомни и нарисуй»

Задание способствует развитию визуализации.

Родитель должен неторопливо диктовать ребенку разные слова, при этом предлагая изобразить на бумаге образ, который возникает при их представлении. После этого, ориентируясь на собственные рисунки, он должен воспроизвести продиктованные слова. Для поддержания интереса у малыша, следует менять слова.

Упражнение 2 «Рисуем спичками»

Это упражнение представляет собой более сложный вариант вышеуказанного. Так, вместо рисунков, ученик должен создать образ из спичек. Старший должен произносить слова с интервалом в 1 мин., а ребенок за это время воспроизводит образ. Данное занятие развивает не только визуализацию, но и мелкую моторику рук.

Упражнение 3 «Изобрази, что запомнил»

Предлагаемое упражнение позволяет развить у ребенка осознанное воспроизведение объектов и формирует концентрацию внимания.

Малышу, в течение 30 сек. предлагают рассмотреть изображения того или иного знакомого для него предмета, после чего они закрываются. Школьник должен изобразить на бумаге те предметы, которые он смог запомнить. В итоге, рисунки сравниваются. Со временем, количество демонстрируемых изображений должно постепенно увеличиваться. Возможно, сначала ребенку будет довольно тяжело отразить на бумаге все, что ему показали, однако со временем, он будет совершенствовать свой навык.

Упражнение 4 «Представь предмет»

Это упражнение направлено на развитие слуховой и зрительной памяти у младших школьников, кроме того, благодаря нему у ребенка активизируется и словарный запас.

Родитель говорит малышу слова и просит его представить объекты, которые они обозначают. После этого дитя должно рассказать о том предмете, который ему запомнился. Чтобы развить зрительную память, необходимо использовать рисунки таких объектов.

Упражнение 5 «Запомни и отыщи»

Это упражнение позволит «включить» осознанное воспроизведение. Ребенку предлагают запомнить определенное количество картинок, на которых изображены те или иные объекты. После этого, картинки убирают, и ученик должен найти объекты на других сюжетных картинках.

Упражнения на ассоциации

Методика упражнений для развития памяти у детей в виде заданий на ассоциации уже продолжительное время считается классическим приемом, широко используемым психологами.

Такие упражнения позволяют формировать навык произвольной памяти. Данное умение будет кстати школьнику во время запоминания информацию в учебном заведении, особенно в тех ситуациях, когда некоторые понятия не связаны логически, например, во время математики, в частности таблицы умножения.

Упражнение 1 «Какая картинка поможет тебе?»

Родитель предлагает малышу ознакомиться с картинками (до 20 штук). Постепенно озвучивая слова, которые необходимо запомнить, взрослый предлагает ребенку выбрать картинку, которая бы позволила последнему запомнить это слово. После того, как все слова будут перечислены, малыш по памяти, а также с помощью имеющихся у него картинок, должен воспроизвести все слова, которые он слышал и запомнил. Это задание не требует спешки, необходимо дать чаду возможность сформировать ассоциативную цепочку между словами и картинками. Вначале родители могут помогать школьнику выбрать соответствующее изображение. Несмотря на то, что с первого взгляда это упражнение не из легких, оно как нельзя лучше тренирует память у детей.

Упражнение 2 «Придумай историю»

Это упражнение довольно непростое, оно нацелено на развитие произвольности памяти и подходит для учеников вторых или третьих классов.

Родитель озвучивает малышу определенное количество слов, которые необходимо объединить в единую группу, основываясь на одном из их общих признаков. После этого ребенок должен сочинить ситуацию, где все услышанные слова могли бы собраться в один сюжет.

Начинать работать над этим упражнением лучше всего с тех слов, которые между собой имеют логическую связь, постепенно усложняя задачу. Подобные занятия помогут не только развить память, но и подтянуть ассоциативное мышление с воображением. Так, со временем, школьник сможет объединять даже те слова, которые как внешне, так и логически не связаны.

Родители не должны каким-либо образом ограничивать воображение школьника, в то время как он сочиняет свой рассказ. Пусть малыш самостоятельно отыскивает ассоциации даже в том случае, если вначале они не совсем складные.

Упражнения на запоминание

Если брать во внимание учеников младших классов, можно определить группы детей, которые по-своему запоминают тот или иной учебный материал. Так, одни дети могут сразу воссоздать услышанное, другие – без проблем легко запоминают информацию, однако очень стремительно ее забывают, а третьи, наоборот, довольно долго запоминают и быстро забывают учебный материал.

Именно по этой причине, некоторым родителям приходится приложить массу усилий, чтобы их дети были готовы к тому, что придется запоминать сложный материал. В связи с этим, предлагаем вам ознакомиться с некоторыми приемами, которые как раз, и направлены на то, чтобы школьник смог научиться осмысливать то, что запоминает.

Упражнение 1 «Представляем стихотворение»

Данное упражнение позволяет научить ребенка мыслить образами. В основном, подобный метод очень кстати приходится во время запоминания стихотворений. Родитель учит школьника, зачитывая текст, представлять мысленно картинку – это и является основой запоминания. Чтобы было более понятно, предлагаем ознакомиться с алгоритмом проведения данного упражнения:

  • Зачитывается первая строка стихотворения.
  • Представляется то, что зачитано.
  • Подобная работа проделывается с подобранными четверостишиями.
  • Вымышленные образы вспоминаются, и ученик старается связать их со строками стихотворения.
  • Стихотворение читается еще раз, опираясь на образы.

Упражнение 2 «Собираем текст»

Для ребят постарше или для тех, кто уже довольно продвинулся в своей учебе, можно попробовать задания, которые касаются запоминания текстов. Так, психологами и педагогами в этой области уже разработана специальная и при этом довольная оригинальная методика. В частности, если в общих чертах, поделенный текст на части необходимо склеить.

Для этого взрослый подготавливает текст на отдельном листе бумаги, который необходимо прочесть школьнику, после чего содержание обговаривается. Далее прочитанный текст делится на части. К слову, в процесс разрезания можно вовлечь и ребенка. После этого школьник должен собрать все части текста в его первозданном виде.

Как правило, такое занятие весьма увлекательно для детей, так как в него входит не только мыслительный процесс, но и возможность что-то сделать самостоятельно своими руками. Тем не менее, взрослый должен в обязательном порядке должным образом подготовиться к занятию, распечатав текст, чтобы малыш не принялся разрезать книгу или учебник.

Упражнение 3 «Парочки»

Ученику диктуются парные слова, которые потом необходимо воспроизвести после прослушивания в таком же порядке, причем, только по первому слову. Освоив подобное упражнение, впоследствии, школьник сможет самостоятельно придумывать к словам «пару». Подобное обучение лучше всего практиковать в семейном кругу, когда участие будут принимать все домочадцы.

Упражнение 4 «Цепочка слов»

Родитель диктует ребенку 10 слов, которые последний должен запомнить. После этого, малыш в таком же порядке их воспроизводит. Лучше всего, за каждый правильный ответ стараться поощрять ученика.

Упражнение 5 «Кроссворды, головоломки»

Массу таких упражнений можно отыскать в разнообразных печатных изданиях. Они позволят не только заставить малыша думать логически, но и будут способствовать развитию у ребенка умения запоминать определенные термины.

Зрительная память

Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

  • Цветные картинки

Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

  • Геометрические фигуры

Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь. При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено.

  • Опиши картинку

Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

«Радужная путаница»

В нашей земной радуге ровно 7 цветов. И расположены они в определенном порядке (здесь можно вспомнить правильный порядок и рассказать про «каждый охотник желает знать…») А на планете «Путаница» радуга выглядит по-другому. Там в ней все цвета перепутались. И каждый день они меняются местами. Жителям этой веселой планеты приходится каждый раз запоминать новый порядок цветов в радуге.

Потребуются карточки всех цветов радуги: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. В произвольном порядке разложите их на столе и прикройте листом бумаги.

План действий:

  1. Покажите ребенку карточки и предложите внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке они лежат.
  2. Через 15 секунд закройте их листом бумаги.
  3. Попросите ребенка вспомнить, в каком порядке карточки были разложены на столе.

Если это упражнение вызовет затруднение, то можно начать с четырех цветных карточек, а потом увеличивать их количество.

Развиваем ассоциативную память

Развитие ассоциативной памяти у учеников младших классов является очень действенным методом. Для тренировки формирования ассоциаций есть целая наука – мнемотехника. Упражнения на развитие ассоциаций включают в себя схемы, таблицы, пары слов, не связанные по смыслу. По поводу последнего – назовите пару слов, разных по смыслу и дайте задание ребенку придумать историю с использованием данных слов. А схемы, таблицы с картинками научат детей составлять рассказы; выполнять какие-то манипуляции в определенной последовательности, например, одеваться. Мнемосхемы помогают увеличить словарный запас, быстро запоминать текст. Говорят, что стихотворение лучше запомнить, если его «увидеть».

Как улучшить память школьника?

Если вы видите, что ваш школьник невнимателен, плохо запоминает то, что ему говорят в школе и дома, не может сосредоточиться, конечно же, не стоит мириться с таким положением вещей. Нужно приложить усилия, и ваш ребенок будет лучше учиться, станет более собранным и в целом успешнее. А для этого существует несколько простых способов.

  • Читайте хорошую литературу

Конечно, современного ребенка трудно оторвать от переписки в социальных сетях, просмотра мультфильмов, компьютерных игр. Но для любящих родителей нет ничего невозможного. Убедите ваше чадо, причем, на личном примере, что читать – это не только полезно, но и модно. Подарите ему электронную книгу, чтобы он мог читать при любом удобном случае. Подберите для него хорошую литературу.

  • Осваивайте новое

Освоение новых умений очень хорошо тренирует память. Если ваш малыш не занимается спортом и не посещает кружки «по интересам», расскажите ему о том, что все это существует и доступно. Если он уже занимается чем-то, предложите освоить новый вид спорта или посещать музыкальную школу, заодно выясните, к чему у вашего чада лежит душа.

  • Развивайте словарный запас

Здесь поможет не только чтение книг. Можно организовать дома такую игру: каждый день – новое слово. Знакомьте ребенка со сложными словами, толковать их поможет Интернет. Это будет интересно и полезно и родителям.

  • Учите на память

Учите вместе с ребенком заданные в школе стихотворения. Расскажите ему о своих поэтических предпочтениях, о том, как вы в детстве запоминали стихи.

  • Запоминайте числа

Прекрасно влияет на развитие памяти запоминание чисел. Это могут быть даты рождения родственников и друзей, номера мобильных телефонов. Подскажите ребенку, как лучше их запоминать. Если в вашей семье есть еще дети, организуйте между ними соревнования «Кто больше запомнит».

  • Правильно отдыхайте

Здоровый сон, достаточный по времени для ребенка младшего школьного возраста (не менее 10 часов в хорошо проветренном помещении), а также прогулки на свежем воздухе (до двух часов ежедневно) великолепно стимулируют работу головного мозга и, соответственно, позитивно влияют на память. Не пренебрегайте этими простыми правилами.

Упражнения для развития моторной памяти

  1. «Повторяй за мной». Покажите одно или несколько движений. Предложите повторить. Важно не озвучивать движения, ребенок запомнит их дублируя.
  2. «Потанцуй со мной». Включите веселую музыку и подбодрите малыша потанцевать. Показывайте движения, пусть повторяет за вами. Например, разучите веселый танец.
  3. Для мелкой моторики используйте раскраски или прописи. Письмо в прописях поможет выработать у дошкольников хороший, аккуратный почерк. А занятия с раскрасками увлекательна, а также развивает фантазию.
  4. Лепка. Купите пластилин или плэй до, либо приготовьте соленое тесто. Лепите с ребенком всякие фигурки, потом усложняйте задания. Так весело и ненавязчиво вы разработаете мелкую моторику малыша.

Тренировки не заканчиваются особыми упражнениями и играми. Постарайтесь в каждый момент совместного досуга закреплять память малыша. Задавайте поручение выполнить несколько дел или принести сразу несколько игрушек. Спрашивайте, чем он занимался в садике или что видел. Просите пересказать мультфильм или сказку.

Конечно, предложенные упражнения требуют от родителей немало времени и терпения. Придется отказаться от своих интересов. Зато усилия принесут долгожданные плоды. Ваш малыш сможет похвастаться хорошими знаниями. Запомните, регулярная работа — залог успеха!

Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб

Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:

  • пройти регистрацию в системе;
  • ребенку – сдать тест, который его заинтересует.

После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.

Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.

Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.

Рекомендации по развитию памяти младших школьников

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически. Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  • занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Занимаясь с ребенком, помогайте ему выполнять задания, подскажите, какую тактику по запоминанию лучше применить. Таким образом, ваш малыш не просто научится запоминать, он будет воспринимать информацию осознанно и тогда она надолго сохранится в его памяти.

Работа с умственно отсталыми детьми

Больше всего проблем возникает при работе с детьми, отстающими в развитии. Отставание может иметь место из-за болезни или же отсутствия работы с ребенком – чаще всего из неблагополучных семей.

Конечно, существуют и специальные упражнения для развития памяти умственно отсталых школьников. Но также можно использовать те, которые описаны выше. Просто при этом нужно ставить планку значительно ниже и поднимать ее значительно медленнее. Например, при развитии зрительной памяти показывать не три карточки, а две, и делать большее количество повторов. Для развития логической памяти использовать очень короткие тексты – всего из нескольких предложений.

Благодаря такому подходу ребенок быстрее наверстывает упущенное, и разрыв между ним и другими детьми (если причина именно в запущенности, а не в физической неполноценности) сокращается значительно быстрее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]