Типология личности – это сверхпопулярная, востребованная на сегодня сфера как в классической науке и ее прикладных направлениях, так даже и в обыденности, житейской психологии. Относить себя самого к типу представляется интересным занятием. Однако, чтобы типирование не стало развлечением, такое отнесение всегда должно соответствовать цели. Чаще всего цель эта состоит в том, чтобы типируемый, понимая собственную индивидуальность, развивался как личность, разрешал психологические проблемы, не просто отнес себя к одному типу и огородил.
Разные авторы, описывающие личностные различия, понятие типологии личности и в ключе дифференциальной психологии понятия индивидуальности, даже темперамента, характера описывали синонимичными по своему значению, ставя между ними подчас знак равенства. Индивидуальность некоторыми рассматривалась в широком значении как личность, характер сливался с личностью. Здесь дифференциальная психология обнаруживает расхождения с общей, которая отделяет, четко разграничивая эти понятия.
Индивидуальность традиционно определяется суммой свойств, отделяющих одну личность от другой. Свойства могут пересекаться и коррелировать между собой, формируя устойчивые характеристики. Однако такая сумма свойств не является еще типом. Рассматривая понятие типологии личности, мы теперь предполагаем набор не только взаимосвязанных черт, но тех, что вместе обладают целостной структурой, гештальт организацией. Различаясь с классами свойств, простых объединений, тип предполагает строгое выделение остова характеристик, опору на эти характеристики, главную черту, какая центрирует все остальные.
Что такое типология личности в психологии
Типология личности в психологии основана на разделении людей на психотипы, в зависимости от врожденных или приобретенных особенностей характера, темперамента.
Согласно научному определению, психотип – это система доминирующих поведенческих установок личности при взаимодействии с окружающим миром, основанная на индивидуальных типологических особенностях отдельного человека.
Систематизация поведенческих стереотипов имеет цель объяснить разницу между людьми. Этой теме посвятили свои исследования многие психологи и психиатры, представители различных школ и направлений.
Классификация Карла Юнга
Слова «интроверт» и «экстраверт» слышал каждый. Именно такие типы личности выделил швейцарский психиатр Карл Юнг в 1921 году. Со временем типология, построенная на выделении интровертной и экстравертной психологических установок, была доработана и расширена другими учеными. Она удобна тем, что позволяет однозначно определить психотип конкретного человека и достаточно точно предсказать характерные особенности поведения.
Особенности психотипов по К. Юнгу:
- Экстраверт
. Сознание такого человека направлено на внешние объекты. Внутренние процессы для него менее важны, объективное – важнее субъективного. Большую часть времени он занят взаимодействием с объектами внешнего мира. Планируя свои действия, экстраверт предпочитает ориентироваться на обстоятельства, под которые способен достаточно гибко подстраиваться. Также он часто ставит интересы коллектива выше собственных. - Интроверт
. Люди с данным типом личности обращены к внутренним процессам и стремятся меньше зависеть от внешних обстоятельств. Субъективное для них важнее объективного, они акцентируют внимание на ценности собственной интерпретации происходящих событий (не следует путать интровертную психологическую установку с эгоцентричной). Более подробно об интровертах читайте в этой статье.
Причина разделения людей на типы
Вопрос о том, почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному, порой резко противоположным образом, вставал перед каждым хотя бы раз в жизни. В современном мире, который развивается ускоренными темпами, изучению психотипов уделяют все больше внимания, как специалисты, так и отдельные граждане.
В психологии с помощью типологии составляют индивидуальный психологический портрет личности, который включает такие качества, как:
- темперамент;
- характер;
- способности;
- наклонности;
- эмоциональность;
- мотивация;
- личные ценности.
Несмотря на то, что выделенные психотипы по любой из теорий в чистом виде практически не встречаются, каждый может определить у себя преобладающие черты одного из типажей. По составленному психологическому портрету специалисты могут спрогнозировать поведенческую модель отдельной личности в той или иной ситуации.
- Знание преобладающего психотипа у себя лично помогает человеку быстрее найти свое предназначение в жизни, повысить самооценку. Личный психологический портрет подскажет, как применить на практике свои лучшие качества и скрыть недостатки.
- Данными психологических тестов–опросников все чаще пользуются специалисты по персоналу при найме на работу. Такие же тесты позволяют определить, какое поручение лучше дать кому из сотрудников. Также важно подобрать членов коллектива, взаимодействие которых будет направлено на оптимально четкое выполнение задач.
- Психоанализ позволяет определить слабые места и спрогнозировать действия преступника или врага. Применяется в правоохранительных органах и военных действиях.
- Типологию личности многие используют при выборе подходящей половинки для создания семьи. Знание психотипов родственников и понимание их действий помогает разрешить или сгладить семейные конфликты.
- Составление психологического портрета имеет большое значение для подростков, так же, как и для их родителей. Порой приходится признать, что выбранная родителями цель не подходит для темперамента и характера их ребенка. Типология индивидуальности – важный компонент выбора профессиональной направленности.
- 1. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности
- 2. Типология личности
- 3. Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества
- 4. Социализация личности. Механизмы и агенты социализации
ЛЕКЦИЯ № 5. Социология личности
1. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности
Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.
Это обуславливается рядом факторов:
1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений;
2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;
3) личность представляет собой индикатор общественного развития.
Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность».
Человек
– это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.
Индивид
– отдельно взятый человек как представитель рода.
Индивидуальность
– специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.
В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов
.
1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.
2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.
3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.
4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.
5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».
6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.
Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:
1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;
2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;
3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;
4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.
Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.
Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры.
Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.
Биологический уровень
включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).
Психологический уровень
личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.
Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня
:
1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);
3) нравственный (мораль, нравственность).
Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения.
К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.
Потребности
– это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.
Интересы
– это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.
2. Типология личности
Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.
Социальный тип личности
– это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.
Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование различных вариаций. В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях.
Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером
в 1914 г. Исследователь разработал
шесть «идеальных типов» личности
на основе их мотивационной направленности.
1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;
2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;
3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;
4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;
5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;
6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.
При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.
Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий.
Идеальный тип
– это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.
Таким образом, нетрудно заметить, что в данном случае основой классификации выступает отношение между личностью и существующими социальными условиями.
Различие между этими личностными структурами существенно. Идеал в принципе никогда не получит своей завершающей реализации, но в каждый данный момент он получает свое воплощение в базисном типе личности.
Однако нетрудно увидеть, что оба этих типа также можно разделить на множество подтипов, в основе чего могут лежать другие критерии.
Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом.
Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению.
В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.
Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.
Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.
Американский социолог Д. Рисмэн
предложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную».
Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой.
Внешне ориентированная личность лишена такой возможности.
Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе.
Среди разработок отечественных ученых в этой области можно отметить выделение нового типа личности, который сложился в 30-е гг. XX в. под влиянием социалистической формы организации общественной жизни.
Данный тип получил название командно-административный тип личности
. Для такого типа личности характерны такие качества, как конформизм, отсутствие автономии, боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность на результаты труда, безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие к новому, враждебность к переменам, нетерпимость к различным отклонениям.
В современных условиях под влиянием рыночных реформ и демократических ценностей в России формируется новый демократический тип личности.
3. Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества
Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция.
В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним набор функций.
Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида
и
Р. Минтона
.
Значительно обогатили теоретический материал этой теории труды Т. Парсонса
.
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».
Итак, согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определенное место.
Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей.
Именно эти позиции и являются социальными статусами человека.
Таким образом, нетрудно увидеть, что каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов.
Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.
Социальный статус
– интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.
В социологии существует классификация социальных статусов на предписанные и приобретенные.
Предписанный статус
– это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.
Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).
Приобретенный статус
– это положение в обществе, достигнутое самим человеком.
Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.
Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке.
Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.
Естественный статус личности
– место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.
Профессионально-должностной статус
– это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.
С понятием «социальный статус» тесно связано понятие «социальная роль».
Социальная роль
– это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.
При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.
Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и рабочего металлопрокатного завода. Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:
1) эмоциональность
, т. е. некоторые роли предполагают широкое проявление эмоциональности, другие, наоборот, – ее сдерживание;
2) способ получения
– в зависимости от типа статуса они могут быть предписанными, либо достигнутыми человеком самостоятельно;
3) масштаб
– объем полномочий одной роли четко установлен, других – неопределен;
4) регламентированность
– некоторые роли строго регламентированы, как, например, роль государственного служащего, некоторые размыты (роль мужчины);
5) мотивация
– выполнение роли ради собственной выгоды, либо ради общественного блага.
Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон.
С одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением человека в зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.
С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением человека, которое он считает соотносящимся со своим статусом.
Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека.
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:
1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;
2) предписания (требования), связанные с данным поведением;
3) оценка выполнения предписанной роли;
4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. То есть, поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.
4. Социализация личности. Механизмы и агенты социализации
Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации.
Социализацию
можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.
Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;
2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации
– это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации
– родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации
– представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации
– это семья, школа, группа сверстников и т. д.
Вторичные институты
– это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.
1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.
3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.
В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
1) биологическая наследственность;
2) физическое окружение;
3) культура;
4) групповой опыт;
5) индивидуальный опыт.
Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.
Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.
Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации.
Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.
Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.
Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации.
Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «я» на основе воспринятых им реакций других людей, с которыми он вступает в контакт.
Кули определяет три стадии формирования зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения; наши чувства по поводу этого мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить в точности.
Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.
Таким образом, можно сказать, что на процесс социализации оказывают влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.
В силу того, что социальная среда является объективным условием социализации, составляющие ее элементы также оказывают определенное влияние на этот процесс. Такие элементы общества называются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.
Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека.
Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания.
Итак, наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.
К моменту достижения личностью своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как правило, достигает определенной завершенности.
Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса.
Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления, что существует только белое и черное.
Важным процессом социализации является процесс идентификации.
Идентификация
– это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.
Оглавление
Что такое темперамент в психологии?
Темперамент переводится с латыни, как «должное соотношение частей». Этим термином обозначают совокупность индивидуальных особенностей человека, которая определяет его активность в течение жизни. Прежде всего, темперамент проявляется в эмоциональности, в степени проявления переживаний, особенностей приспособления к окружающему миру. Темперамент проявляется силой импульсивности.
Темперамент и характер – понятия хоть и связанные между собой, но обозначают совершенно разные категории. Если темперамент определяется уже при рождении ребенка и являет собой биологически обусловленные параметры, то характер формируется под воздействием социальной среды и приобретенного опыта.
Темперамент не меняется в течение всей жизни человека, черты характера могут развиваться и меняться со временем.
Диагностика поведенческих типов
Поведенческий тип человека по модели disc определяется по разным признакам. Тип личности «S» распознать труднее других, поскольку «зеленые» скрытны и склонны подстраиваться под собеседника.
Для каждой модели поведения характерны выраженные черты. Провести диагностику среди коллег или подчиненных легко: достаточно обратить внимание на состояние рабочего места и внешний вид. В повседневной жизни важными критериями являются также внешний вид, мимика, жесты, манера поведения и общения. Если на работе сотрудник ведет себя более сдержанно, особенно в присутствии начальства, то в компании друзей он расслабляется и не скрывает часть личностных качеств.
Внешний вид | Рабочее место | Мимика и жесты | Поведение и общение | |
Тип «D» | Удобная одежда, адаптация к условиям. Одевается по случаю. Не придает большого значения одежде. | Демонстрация высокого статуса: большое кресло, массивный стол, компьютер, бумаги, дорогие предметы интерьера. | Крепкое рукопожатие, ощущение постоянной спешки, конкуренция. | Открытость, прямолинейность, грубость, дерзость, высокая скорость речи, изложение по факту, без лишних подробностей. |
Тип «I» | Модная одежда, яркие образы, аксессуары, необычные детали, например, оранжевый галстук, яркая рубашка, большие цветные серьги. У женщин – яркий макияж. | Подчеркивание уникальности, творческий беспорядок. На столе лежат интересные вещицы, но бесполезные в работе. | Эмоциональность, постоянная жестикуляция, использование жаргонных выражений. | Заинтересованность, тактильные контакты, иногда нарушение личных границ, желание завоевать внимание окружающих. |
Тип «S» | Неброская одежда, приглушенные цвета, стандартные фасоны, гармоничный вид. | Организованность и уют. Растения в горшках, фото семьи, нужные вещи. Все на своих местах. | Мягкость, дружелюбие, тенденция соглашаться с собеседником, скудность ярких эмоций. | Интерес к собеседнику, внимание, доброжелательность, осторожность к новым предложениям. |
Тип «C» | Чистая и выглаженная одежда, хороший вкус, подобранные цветовые сочетания, предпочтение – популярные бренды. | Абсолютный порядок. Только нужные и полезные предметы. Много необходимой рабочей информации, личное скрыто. | Осторожность, скептицизм по отношению ко всему сказанному, сдержанность, краткость, избегание тактильных контактов. | Пунктуальность, следование правилам, составление плана перед началом деятельности. |
Система определения типа личности disc допускает погрешность, поскольку поведенческие модели бывают смешанными. Если один тип доминирует над другим, определенные качества будут выражены более ярко.
Классификация психотипов личности
Типология личности в психологии исследуется различными психологическими школами. Со времен Гиппократа прошло более 2-х веков, но его теория разделения людей на 4 вида темперамента актуальна и сегодня. Но так как это разделение является очень условным по причине множества индивидуальных качеств отдельной личности, многие психологи предлагают свои методы классификации.
Сложно сказать, какая теория является самой точной, ведь, несмотря на общность некоторых черт у определенных групп людей, рисунок отдельной личности оказывается более сложным, чем описания самого совершенного классификатора. Чем выше уровень развития индивидуума, тем труднее вписать его в шаблонные определения. Классификаций психотипов на сегодняшний день насчитывается около 4 тысяч.
Вот некоторые из теорий, которые используются чаще:
- Разделение на 4 типа темперамента по Гиппократу.
- Теория характеров Кречмера.
- Классификация темпераментов Шелтона.
- Типология личности Юнга и Майерс-Бригсс.
- Акцентуации личности по Леонгарду.
- Разделение на психотипы по Ганнушкину и Личко.
- Соционические типы Аушры Аугустинавичюте.
Интуитивный интроверт
Эти люди чрезвычайно чувствительны к самым тонким раздражителям. Интуитивные интроверты соответствуют типу людей, которые могут почти угадать, что другие думают, чувствуют или хотят сделать. Они творческие, мечтатели и идеалисты. Они борются с тем, чтобы «держать ноги на земле».
- 8 физических качеств, раскрывающих вашу личность
- 2 черты личности, которые указывают, что у вас высокий IQ
Классификация в зависимости от темперамента
Чаще всего типология личности составляется на основе разделения на темпераменты. Несмотря на древность, теория Гиппократа наиболее известная широкому кругу и актуальна по нынешний день. Современные психологи связывают темпераменты с врожденными свойствами нервной системы, Гиппократ связывал их с преобладанием одного типа жидкости.
Тип темперамента | Основные черты | Положительная сторона | Отрицательная сторона | Преобладающая жидкость |
Холерик |
| Пылкий энтузиаст | Необдуманное принятие решений. | Желтая желчь (холе) |
Сангвиник |
| Энергичный и гибкий специалист в любой области. | Непостоянство, поверхностные увлечения. | Кровь (сангвис) |
Флегматик |
| Высокий уровень ответственности и выдержка в любых ситуациях. | Сухость в общении, безразличие к другим людям. | Лимфа (флегма) |
Меланхолик |
| Глубокие переживания, эмоции. | Застенчивость, склонность к депрессиям. | Черная желчь (мелэна холе) |
Карл Густав Юнг также считал правильным разделение человечества на психотипы, исходя из врожденного темперамента.
В своей теории он пошел дальше Гиппократа, его классификация основана на разделении на 2 основных типа по направленности восприятия:
- Интроверты – внимание направлено внутрь себя, оценка события и действий происходит, исходя из личного восприятия.
- Экстраверты – направленность на социум, больше сосредоточены на окружающей реальности, чем на внутренних переживаниях.
Дополнение классификации Юнг основал на 4-х чувствах:
- мышление;
- интуиция;
- эмоции;
- ощущения.
В результате классификация типов по Юнгу выглядит следующим образом:
Тип личности | Основные положительные качества | Недостатки |
Мыслящий экстраверт | Рассудительности в принятии решений, объективная оценка реальности. | Отсутствие эмоций, игнорирование моральных законов. |
Интуитивный экстраверт | Активность, способность увлечь за собой. | Типаж авантюристов, которые быстро загораются идеями и также быстро остывают. |
Эмоциональный экстраверт | Способность к правильной эмоциональной оценке партнеров и ситуаций, любовь к искусству. | Эмоциональность холодная, без внешнего проявления чувств. |
Чувствительный экстраверт | Радующиеся жизни эстеты. | Чрезмерная тяга к наслаждениям и удовольствию любой ценой. |
Мыслящий интроверт | Высокая интеллектуальная общительность, направленная на углубление знаний. | Трудности в общении с окружающими людьми, плохие учителя и советчики. |
Интуитивный интроверт | Способность к фантазированию, искусству. Тип художников, мистиков. | Творчество не всегда понятно окружающим. |
Эмоциональный экстраверт | Повышенная чувствительность к нуждам других. | Эмоции скрыты, склонность к меланхолии. |
Чувствительный интроверт | Акцент на сенсорное восприятие. | Трудности в общении, если объект не вызывает сильных ощущений. |
Что такое модель disc
Система disc – это характеристика типов личности. Уильям Марстон выделил 4 таких типа:
- Dominance – доминирование;
- Influence (ранее Inducement) – влияние (ранее побуждение);
- Steadiness (ранее Submission) – постоянство (ранее уступчивость);
- Compliance – соответствие.
Для наглядности каждому типу присвоили цвет:
- D – красные;
- I – желтые;
- S – зеленые;
- C – синие.
Эмоциональное состояние человека легко прочитать по его мимике, манере разговора, общению. Выяснив, к какой категории относится собеседник, можно выстроить удобную, выгодную, продуктивную модель взаимодействия. Это особенно актуально в бизнес-маркетинге, где важно налаживать контакты с менеджерами, директорами, пиарщиками.
Также модель поведения disc используется работодателями для определения сильных сторон сотрудников. Каждый тип обладает рядом психологических различий, которые влияют на работу. Для определения модели поведения проводится тестирование.
В повседневной жизни типология ДИСК применяется не столь часто, хотя изучение поведенческих особенностей никогда не бывает лишним. Каждая личность уникальна, но все же обладает чертами, характерными для одного из вышеназванных типов.
Итак, система disc – это типология личности, позволяющая определить приоритетные и сильные направления возможностей человека. Каждый тип обладает особенностями, положительными и отрицательными чертами характера. Различие между ними столь явно, что вы наверняка сразу определите собственную модель поведения.
Доминирование
Dominance – доминирование. «Красная» личность – уверенный в себе человек, способный контролировать эмоции. Для «красных» важно показать себя, постоянно демонстрировать собственную важность, иметь контроль над происходящим, доминировать над более слабыми, добиваться целей любой ценой.
Положительные качества | Отрицательные качества |
эффективная деятельность; | грубая манера общения; |
настойчивость; | азарт; |
отсутствие страха перед сложными задачами; | вспыльчивость; |
отсутствие страха перед сложными задачами; | низкий уровень внимания к деталям; |
высокая скорость при принятии решений, даже важных и серьезных; | стресс провоцирует агрессию; |
постоянная активность; | нетерпение; |
гибкость в трудных ситуациях. | стремление получить желаемое сразу, здесь и сейчас. |
В бизнесе «красные» становятся лидерами, руководителями. Способны вести за собой команду, однако люди идут за ними не по собственному желанию, а из-за слабости и страха.
Классификация в зависимости от характера
В отличие от темперамента, который считается врожденной особенностью личности, характер – понятие более широкого смысла. Характер человека формируется на основе врожденного темперамента под воздействием особенностей окружающей социальной среды на протяжении всей жизни.
Типология личности в психологии, основанная на особенностях характера, определяет типы людей по совокупности постоянных способов поведения и естественной реакции на определенные события.
Классификация характеров по Карлу Леонгарду выделяет такие типы индивидуальности:
- Демонстративный.
- Педантичный.
- Застревающий.
- Возбудимый.
Распространенная в широких кругах теория определения типов характеров Кречмера предлагает разделение на 3 вида телосложения, которым соответствует 3 типа характеров:
- Астеник – худощавый человек с длинными конечностями, узкой грудной клеткой, животом без жира. Такому типажу соответствует характер шизотим. В поведении этих людей преобладает серьезность, холодность. Общение с окружающими поверхностное, без глубокого внутреннего содержания. Шихотимы – люди со стальной энергией, устойчивые и непоколебимые.
- Пикник – человек среднего роста, с плотной фигурой, широкой грудной клеткой и массивным животом. Характер – циклотим, определяется повышенной возбудимостью, общительностью, высокой степенью приспособляемости к окружающему миру.
- Атлетик – человек статного, пропорционального телосложения. Характер – иксотим. Такие люди спокойны, сдержаны, склонны к адекватной оценке событий. Порой тяжело переносят перемены.
Смешанные поведенческие типы
Личность, которой свойственно вести себя в соответствии с одной моделью disc, встречается редко. Гораздо чаще в одном человеке смешиваются два типа, похожих по характеристикам. Либо обе модели выражаются в равной степени, либо одна преобладает над другой. Всего выделяют 6 смешанных типов личности.
DI-ID
Красно-желтый, желто-красный: вдохновитель. Такая личность любит находиться среди людей, общаться, убеждать в чем-то и перетягивать на свою сторону. Отличный дипломат, склонный к манипуляциям. Главный страх – потеря контроля и влияния.
Как наладить контакт: дружелюбное общение, внимание к фактам, четкие действия, напоминание о достигнутых успехах.
IS-SI
Желто-зеленый, зелено-желтый: связной. Легкие в общении, внимательные, добрые. Преданные друзьям и гибкие, когда случаются изменения. Любят стабильность, излишне доверчивы, избегают конфликтов.
Как наладить контакт: общаться максимально открыто и по-дружески, избегать агрессии по отношению к ним, говорить об их важности.
SC-CS
Зелено-синий, сине-зеленый: координатор. Надежный и усидчивый, на таких людей можно положиться. Любят стабильность и планирование. Главный страх – неожиданные ситуации, отсутствие логики.
Как наладить контакт: немногословные разговоры по делу. Не навязываться, давать возможность все обдумать и в спокойной обстановке принять решение.
DC-CD
Красно-синий, сине-красный: исполнитель. Склонны к перфекционизму, агрессивны в процессе достижения цели. Любят изменения, быстро подстраиваются и усваивают новшества. Слабая сторона: желание усовершенствовать или починить то, что в этом не нуждается.
Как наладить контакт: не оказывать давления, не торопить, уважать и поддерживать молча. С осторожностью говорить о том, что все наладится.
IC-CI
Желто-синий, сине-желтый: противоречивый. Сложное сочетание противоположных типов личности. Стремятся к успеху и разделяют его с товарищами. Добиваются целей, попутно вдохновляя на это других. Иногда нетерпимы, иногда чересчур эмоциональны.
Особенности и методы определения психотипа
Определением психологических особенностей личности для тех или иных целей занимается отдельная отрасль психологии – психологическая диагностика. Для определения психотипов используются различные методики: тесты, опросники, беседы.
Психологические консультации предоставляют конкретному человеку знания, которые помогают глубже понять определенную ситуацию, а также скорректировать свои действия в ней. Современная психология обладает рядом исследований, которые позволяют определить психотипы по внешности, привычкам и ряду других признаков.
Психодиагностические методы классифицируются по нескольким параметрам:
По типу задач:
- проективные;
- многофакторные;
- акцентуации;
- физиологические;
- действенные.
По форме:
- бланковые;
- компьютерные;
- сенсорные.
По адресату:
- сознательные;
- неосознанные.
Взаимодействия с людьми разных поведенческих типов
После проведения диагностики становится явным преобладающий тип личности у конкретного человека. От этого стоит отталкиваться при построении конструктивного взаимодействия. Соблюдение некоторых правил позволит расположить к себе товарища любой поведенческой модели. Основные нормы при установлении контактов довольно просты.
Онлайн-тесты на определение типов личности
Самым доступным способом для определения личного психотипа являются онлайн-тесты, которые может пройти каждый с помощью интернета. Большинство тестов имеют направленность на раскрытие внутреннего потенциала человека, его способность к взаимодействию, поведенческих характеристик в кругу близких людей.
Существует также много современных классификаторов для самых различных конкретных задач.
Примеры категорий онлайн-тестов:
- Многофакторные методики исследования личности (тест Кеттелла).
- Проективные тесты (цветовой тест Люшера)
- Тесты Леонгарда для определения личностных акцентуаций.
- Тесты для исследований темперамента (Айзенка, Стреляу).
- Опросники для исследования интеллекта (тест интеллектуального потенциала ИТ).
- Тесты на исследования различных сфер деятельности (тест Торранса)
- Методики самоудовлетворения, жизненных ценностей (тест жизнестойкости Мадди).
Типологии личности уделяется все больше внимания в практическом применении. К последним достижениям психологии обращаются специалисты всех сфер деятельности. Методы раскрытия индивидуального потенциала с каждым днем совершенствуются, и позволяют познать сущность человека с большой точностью.
Применение модели disc
Основная задача модели disc – ее применение в сфере бизнеса для установления контактов и продвижения. Работа с конкурентами, партнерами и сотрудниками складывается из межличностного общения на разных уровнях. Для достижения большей эффективности применяются хитрости в общении. Например, «красных» легко оттолкнуть лишними комплиментами, а «желтые» с удовольствием их принимают.
Система типов личностей ДИСК применяется и в личном общении. Однако больше она направлена все же на работу. Подстраиваться под коллегу, партнера или начальника – значит соблюдать деловой этикет и действовать ради достижения определенных целей.
Установление контактов в повседневной жизни с применением знаний по disc помогает определить, сложатся ли дальнейшие отношения с конкретным человеком. Если под друга приходится постоянно подстраиваться в то время, как он не делает того же, – какой же он тогда друг?
Изучение системы распознавания типа личности развивает коммуникативные способности и помогает лучше разбираться в людях. Эти знания непременно пригодятся в жизни.