8 методов творческого мышления, которые помогут придумать гениальную идею

Творческое мышление и креативность являются полезными и незаменимыми навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги или учебники для формирования и совершенствования этих навыков. По этим причинам мы разработали данный курс по развитию творческого мышления и воображения.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Так что если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, в нашем курсе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. От нас часто требуется креативный подход, способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда и везде.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно, но это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны, но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом.

Настоящие произведения искусства, как правило, создают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Также мы хотим заметить, что если вы хотите более подробно разобраться в теме развития креативности, рекомендуем пройти нашу программу «ТРИЗ на практике», где за 4 недели вы оцените свои творческие способности и узнаете способы их развития, научитесь применять творческие и изобретательские алгоритмы.

Данный же курс посвящен базовым навыкам развития творческого мышления. Впрочем, будет даже лучше, если сначала вы пройдете этот курс, а потом перейдете на продвинутый уровень. Так что смело приступайте к делу, а начнем мы с описания того, что вам предстоит изучать.

Особенности развития творческого мышления

Учитывая стремительное развитие технического прогресса, можно смело сказать, что творческое мышление и творческие способности – это методы решения любых задач, которые отличаются от запрограммированных в компьютере.

Техника всегда действует по установленной программе (алгоритму), и из любой ситуации ищет классический выход.

Нестандартный подход

Творческий же человек умеет разрушать установленные правила.

Для него необходим гибкий нестандартный склад ума и смелость быть не таким, как все.

Чаще всего творческое мышление идет наперекор общеизвестным канонам.

Идеи, которые вначале кажутся безумными, могут привести к гениальному открытию.

Таким мышлением могут похвастаться все знаменитые личности, которые совершили прорыв в мире науки – И. Ньютон, И. Павлов, М. Ломоносов и другие.

Формирование творческого мышления

Творческое развитие берет начало от правильного воспитания и обучения. Оно не может сформироваться без познания окружающего мира. Человек вначале знакомится с обыденным раскладом вещей, явлений, и только потом может их неординарно осмыслить, «переработать».

Тест на творческие способности

Этот тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанной кандидатом психологических наук Еленой Евгеньевной Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует придерживаться нескольких правил во время прохождения теста:

  • Среди предлагаемых коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант – «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность – это не врожденная характеристика, а качество, которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.

Cтатистика На весь экран

С другой стороны, творческое мышление связано не столько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую курса.

Методы развития творческого мышления

Человеческий разум уникален, он в силах адаптироваться к любым жизненным ситуациям. В экстренных случаях мозг может стремительно собрать всю нужную ситуацию воедино, и выдать неординарное решение.

Если человек в обычной жизни решает задачи на творческое мышление, его ничто не застигнет врасплох. Он из любой, даже самой трудной ситуации, найдет правильный выход, который к тому же принесет пользу.

Методы развития творческого мышления основаны на том, что любой человек реализовывает на протяжении своей жизни лишь небольшую часть своего потенциала, и нужно найти способы «включения» всех возможностей мозга.

Выделяют 2 основных метода развития творческого мышления:

«Мозговой штурм»

Автор А. Осборн. Метод был создан в 1938 г., и до сих пор активно используется в промышленности, военно-морском деле.

В его основе лежат понятия генерирование идей и их критическая оценка.

Классический «мозговой штурм» состоит из 2 команд.

Первая команда должна разработать как можно больше путей решения вопроса, какими бы нереальными и даже глупыми они ни казались на первый взгляд.

Вторая – обсуждает, развивает каждое предложение, и в результате должна остановиться на каком-либо одном решении.

Важные особенности «мозгового штурма»

  1. четкое разделение обязанностей;
  2. предлагать максимальное количество путей решения вопроса;
  3. уметь развивать самые безумные идеи, которые были предложены;
  4. уметь работать в команде.

Синектика

Автор У. Гордон. Метод был основан в 1948 г. Главным принципом является сделать известные вещи неизвестными, изменить стандартный взгляд на обыденные явления.

Читайте далее: Как развить эмоциональный интеллект

Примеры синектики

Синектика основана на таких приемах:

  1. ассоциация (поиск похожих процессов, явлений из абсолютно другой сферы);
  2. поэтические символы, образы;
  3. фантастическая аналогия. Почему бы не предложить решение по примеру сказочного персонажа?

Оба эти метода – «мозговой штурм» и синектика, должны разрушить стереотипное восприятие мира, и создать совершенно новый, оригинальный тип мышления.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление представлено в виде следующих основных форм.

  • Понятие, отражающее признаки класса из 1 элемента, а также однородных предметов. Выражается в виде слов и словосочетаний в языке
  • Суждение характеризуется утверждением либо отрицанием. Применяется к предметам, их отношениям или свойствам. Выражается повествовательным предложением, бывает простой и сложной разновидности.
  • Умозаключение делается посредством одного или ряда суждений в соответствии с правилами. Так развитие логики необходимо для того, чтобы иметь возможность изучать такого рода посылки и заключения.

Развитие творческого мышления

Творческое мышление напрямую связано с воображением.

Классический пример отлично развитого воображения – детские небылицы. Если ребенок начинает рассказывать что-то фантастическое, значит, у него прекрасно развивается творческое мышление.

Чем старше человек становится, тем сложнее ему фантазировать. Общественный стереотип гласит, что взрослый индивид должен быть серьезным, строгим, и не «летать в облаках».

Это неправильно. Ведь творческое мышление пригодится в любой профессии.

Человек, который мылит нестандартно, в силах предложить яркие идеи для бизнеса, сделать новое открытие в медицине, химии или военном деле, усовершенствовать уже созданные препараты, инструменты или технику.

Определение

Креативное мышление — что это такое в психологии

Творческое мышление человека – это процесс ознакомления с информацией, ее обработка и создание новых идей. В педагогике отмечается важность данного типа мышления ввиду того, что индивид самостоятельно стремится к получению новых знаний и скорейшему применению их на практике. Это относится не только к урокам музыки, рисования, но и истории, обществознанию и др. Кроме того, говоря о детях с предрасположенностью к такому мыслительному типу, отмечается важность наличия данного критерия для учебы, а также социализации.

Рисунки

С помощью творчества человек активно продвигает свое мышление. Больше рисуйте, переносите на бумагу то, что видите и чувствуете. Есть также упражнение на этот счёт, для него необходимо нарисовать шесть крестиков по горизонтали и вертикали. После этого нужно крестики превратить в зарисовки, чем интереснее и необычнее они будут, тем лучше.

Существует множество тестов, объясняющих значение рисунков, попробуйте анализировать своё творение. Что ваше подсознательное хочет сказать? Ведь познание себя это также развитие мышления, нестандартное понимание вещей.

Буриме

С французского «буриме» переводится как стихотворение на заданные рифмы. То есть человеку даётся рифма, которую нельзя подвергать перестановке и изменять. Необходимо связать её осмысленным текстом. Например, «зима-дома». Можно придумать следующее двустишье:

Опять наступила зима,

Снегом покрылись дома.

Такие стишки хорошо развивают творческое мышление, заставляют поразмыслить над связкой рифм. Иногда, чтобы усложнить задачу даётся несколько рифм и ограничивается время.

Практические советы

Чтобы добиться хороших результатов, а не потратить время впустую, прислушайтесь к следующим советам:

  • Выбирайте один из нескольких вариантов решения проблемы или вопроса, но не цепляйтесь за первую пришедшую в голову идею.
  • Если никак не получается найти выход из положения, просто переключите внимание на что-либо другое. Решения придет само собой, в тишине.
  • Не бойтесь идей, которые кажутся нелепыми. Часто абсурдные решения приводили к единственно верному результату.
  • Замените какое-либо привычное (ритуальное) действие непривычным. Например, перестаньте делать записи в блокноте: замените их символами либо рисунками.
  • Чаще старайтесь хвалить себя, ведь признание повышает самооценку и вдохновляет.

Часто новая идея или замысел появляются в каком-либо образе. Об этом нельзя забывать. Поэтому чтобы развивать креативность, нужно уделить должное внимание развитию воображения.

Головоломки

Отличной стимуляцией творческого мышления являются решения различных головоломок. Это не просто задачи, имеющие специальные формулы для решений, головоломки требуют включения умственного потенциала человека. Отличие головоломок от задач заключается в умственной работе, для решения задач нужны знания, для решения головоломок нужно мышление. Как правило, задачи не несут практической пользы в жизни, в то время как головоломки учат искать нестандартные пути решения проблемы, тем самым развивая наше творческое мышление.

Одним из самых популярных видов головоломок являются «головоломки со спичками». Из спичек выкладывается фигура или математический пример, и с помощью перестановки нескольких спичек нужно получить конечный результат. Например, когда 8+6=9+6? У второй шестёрки мы убираем одну спичку и получаем 8+6=9+5, что является верным результатом.

Пользуется популярностью старая головоломка «велосипед». Это небольшая железная фигурка создана в виде лабиринта. Автором считается американец Джон Р. Линн, который впервые продемонстрировал «велосипед» в 1898 году. С тех пор головоломка немного изменилась, но суть осталась прежней — снять кольцо с велосипеда, а затем вернуть его обратно.

«Загадка Эйнштейна» — старая задача, созданная по слухам самим Альбертом Эйнштейном в годы его детства. Смысл её следующий: в пяти домах живут люди разной национальности, дома их покрашены в разные цвета, каждый из людей курит определенный сорт сигарет, у каждого по одному домашнему животному и каждый пьёт свой любимый напиток. После этого даются подсказки по которым нужно определить кто выращивает рыбок.

Сам Альберт считал, что только два процента людей может решить эту задачу в уме, а остальные только с помощью бумаги и ручки. Задача в самом деле становится гораздо легче при решении её в виде таблицы, но тем не менее требует концентрации и повышенного внимания.

Кубик Рубика или «магический кубик» — одна из самых известных механических головоломок. Внешне представляет собой пластмассовый куб, состоящий из пятидесяти четырёх маленьких квадратов, которые могут вращаться в трёх осях. Суть головоломки — собрать кубик так, чтобы все грани были одного цвета.

Что это такое

Креативность, или творческое мышление, — это деятельность, в результате которой человек создаёт нечто совершенно новое. Для этого он использует не только исходные данные, но ещё и ассоциации, опыт, личное восприятие, воображение, внутренние ощущения. В результате получается абсолютно уникальный продукт.

Изучается в психологии творчества — отдельном разделе, посвящённом исследованию созидания всего нового человеком в науке, искусстве, технике, быту и обыденной жизни. Здесь же рассматривается творческий потенциал — как он формируется и развивается. Эти данные активно используются другими направлениями:

  • культурно-исторической психологией;
  • экзистенциальной;
  • гуманистической;
  • когнитивной;
  • психоанализом;
  • деятельностным подходом;
  • гештальт-терапией.

Потенциал творческого мышления используется не только в психологии. Им заинтересованы и другие науки: философия, социология, политология, педагогика, информатика. Сегодня одним из критериев набора сотрудников на работу во многие крупные компании является креативность. Она необходима не только художникам, кинорежиссёрам, поэтам и музыкантам. Многие современные профессии также требуют способности созидать нечто совершенно новое, уникальное. Это дизайнеры, стилисты, копирайтеры, маркетологи, рекламщики и т. д.

Возрастные особенности

Дошкольники

Деток, обладающих творческим мышлением, можно выделить из общей толпы ещё в детском саду. Они не любят выполнять синхронные, одинаковые движения вместе со всеми (например, на утренней зарядке) и придумывают свои. В игре они берут инициативу на себя, потому что просто разрываются от идей, как лучше распределить роли и что где разместить. Однако остальные ребята их часто не понимают, потому что те мыслят оригинальными образами. Вместо того, чтобы съесть яблоко на полдник, они обгрызают его таким образом, чтобы получилась какая-нибудь фигурка.

Однако не всегда можно распознать креативный потенциал в маленьком человечке. Часто они бывают скрытными, так как слишком сконцентрированы на своём внутреннем мире и образах. Выявить уровни творческого мышления дошкольников помогает сюжетное рисование.

Обычно тесты на определение уровня творческого мышления проводят у детей дошкольного возраста (5-6 лет), чтобы полученные данные могли использоваться в дальнейшем — при обучении в школе.

Начальная школа

С 1 по 4 класс творческое мышление младших школьников характеризуется следующими чертами:

  • быстрое решение учебных задач (применение нестандартных способов);
  • выявление потенциала в какой-то определённой сфере (музыка, литература, рисование, лепка);
  • необычность суждений, свой взгляд на привычный мир;
  • отказ от выполнения шаблонных заданий по образцу;
  • невнимательность на уроках.

Главная задача педагогов и родителей на данном этапе — распознать творческий потенциал ребёнка и направить все силы на его развитие. Если в начальной школе момент будет упущен, в дальнейшем эти способности могут так и остаться нереализованными. Как говорят психологи, именно здесь человечество теряет больше всего великих художников, музыкантов и поэтов.

В начальной школе также важно отделить «зёрна от плевел». В этом возрасте у многих детей разыгрывается фантазия, и происходит подмена понятий. Воодушевлённые россказнями своего талантливого чада родители начинают видеть в нём великого писателя, который в будущем станет непревзойдённым фантастом. На самом же деле это выдумки, основанные чаще всего на компьютерных играх и фильмах. Никакой креативности, чего-то уникального там нет. В психологии воображение (тесно связанное с творческим мышлением) и фантазия — совершенно разные понятия.

Среднее и старшее звено

В среднем и старшем звене с творческим потенциалом становится всё гораздо яснее. Подростки уже способны на самоопределение без указки взрослых. Те, у кого креатив зашкаливает, занимают посты лидеров различных школьных и юношеских объединений. Генерация необычных идей, нестандартные способы решения проблем и насущных задач делают их центром всеобщего внимания. Другие начинают проявлять себя в какой-то узкой специализации — становятся настоящими звёздами местного театрального кружка или изостудии.

На данном возрастном этапе существуют свои опасности. Ближе к 13 годам, на пороге подросткового кризиса, творческое мышление может сыграть плохую службу. В попытке доказать всем свою взрослость и самостоятельность и в силу юношеского максимализма такие дети начинают слишком ярко и яро демонстрировать своё видение мира — отличное от других. Всё это сопровождается агрессией и дерзким поведением. Здесь большое значение имеет поддержка родителей, которые могут направить всё это в нужное русло.

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

Определение латерального мышление Боно (лат. Lateralis, переводится как «смещенный») — представляет собой перенаправленный вид мышления по отношению к обычному мышлению.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]