Основы убеждения – важнейшее направление самосовершенствования для многих людей. Оно необходимо для профессионального саморазвития, для быстрого и бесконфликтного достижения своих целей в общении с близкими и друзьями. Просто-таки определяющими являются эти навыки для тех, кто работает с клиентами, в сфере обслуживания или продаж. От того, насколько такой специалист владеет хотя бы основами убеждения, зависит уровень удовлетворенности клиентов и объемы продаж товаров или услуг, а, как следствие, его собственный карьерный рост и доходы компании.
Как убедительно говорить?
Для того чтобы каждый из вас смог сделать свою речь убедительной, мы подготовили ряд полезных рекомендаций о том, как лучше формулировать свои мысли так, чтобы достичь своих целей в разговоре и оставить благоприятное впечатление на собеседника. Все это – основы убеждения, которые будут полезны абсолютно каждому, вне зависимости от сферы деятельности и возраста. Для того чтобы лучше разобраться в этой теме, мы разделили вопрос того, как убедительно говорить, на несколько блоков.
Где учиться:
The Orator Club
Orator-club.ru
Недешёвый курс для тех, кто готов всерьёз заняться своими коммуникационными навыками, четвёртый год подряд выезжающий на площадку парка Горького. Тренер курса — журналист и актриса, академик Международной академии телевидения и радио Наталья Козелкова.
Где: парк Горького
Когда: 11 мая — 27 июля, по четвергам
Стоимость: 50 000 / 36 часов
Говорим в позитивном ключе
Базовые основы убеждения – использование позитивных формулировок. Это настраивает на благоприятный исход и позволяет избежать ненужных негативных ассоциаций. Позитивное мышление и позитивная, убедительная речь – мощные инструменты влияния на собеседника. В этом контексте можно предложить следующие рекомендации:
- Очень важно избегать негативных формулировок, заменяя их нейтральными или позитивными. Простейшие примеры: «Этого легко достичь» вместо «Этого не так уж тяжело достичь»; «Нам удастся стабилизировать свое финансовое состояние» вместо «Нам удастся избежать банкротства».
- Таким же образом убедительная речь должна содержать как можно меньше частиц «не». Ведь всегда можно сказать «помните о…» вместо «не забудьте о…», «поймите меня правильно» вместо «не поймите меня не правильно» и т.д. Стоит уделить хотя бы пару минут анализу своей повседневной речи, и вы увидите, как много лишних «не» кроется там, где можно легко без них обойтись.
- В том случае, если отрицание обязательно, лучше использовать конструктивное, мотивирующее отрицание, которое оставляет пространство для дальнейшего диалога и смягчает негативное впечатление. Примеры мотивирующих отрицаний: «По этому вопросу я не совсем с Вами согласен», «Те факты, которые Вы привели, не вполне соответствуют реальному положению вещей».
- Всегда лучше говорить «уже» вместо «еще»: «Мы уже сделали часть работы и продолжаем» вместо «Мы сделали еще только часть работы, но продолжаем». Важно заметить, что слово «еще» преуменьшает объем чего-либо.
- Для того чтобы сделать свою речь убедительной и располагающей собеседника, очень важно научиться правильно отказывать. Плохая идея – использовать жесткие формы отказа «нет», «это исключено», «ни в коем случае!», способные оставить крайне негативное впечатление и могут спровоцировать ссоры и конфликты. Кроме того, они выглядят как законченные и завершенные, чего бы не всегда хотелось. Лучше заменять их более корректными формами «В текущей ситуации я не могу Вам помочь», «К сожалению, этого недостаточно для решения данного вопроса», «В таком виде я не могу это согласовать» и т.д.
Содержание речи (что мы говорим)
Одно лишь умение красиво говорить не сможет сделать из вас интересного собеседника. Для этого речь должна быть наполнена смыслом. Поэтому вместе с тренировкой дикции, вам, возможно, придется поработать над:
- Грамотностью речи и расширением словарного запаса;
- Улучшением точности выражения мыслей;
- Чистотой речи.
Как развить грамотность речи и расширить словарный запас?
Грамотная речь –это привычка. За один день развить ее не получится. Но если регулярно практиковаться, то результат не заставит себя ждать.
Чтобы развить грамотность речи и расширить словарный запас:
- Читайте книги. Разные жанры;
- Слушайте выступления спикеров. Например, на TED;
- Пользуйтесь словарями, чтобы узнать значение новых слов. Например, https://gramota.ru/;
- Пишите диктанты. Например, Тотальный диктант;
- Попросите друзей и близких поправлять ошибки в вашей речи;
- Начните писать и редактировать тексты. Книга «Новые правила деловой переписки» вам в помощь.
Как точнее выражать свои мысли?
Прежде чем говорить, нужно понять, а что именно вы хотите сказать. Ведь мысли в вашей голове рождаются не в виде слов, а в виде образов. И чем точнее вы опишите эти образы словами, тем проще вам будет донести до собеседника свои мысли.
Умение описывать свои мысли словами – это тоже навык. И на его развитие тоже потребуется время. Быстрее всего можно научиться только на практике. Поэтому:
- Больше общайтесь, участвуйте в дискуссиях;
- Учитесь у других людей;
- Читайте книги;
- Заведите дневник или блог.
Еще одно важное правило: научитесь слушать других людей и понимать их. Возможно вам для этого потребуется поработать над своим эмоциональным интеллектом. Начать можно с прохождения теста на эмоциональный интеллект.
Как избавиться от слов-паразитов и сделать речь чистой
Слова-паразиты («как бы», «короче», «в общем», «типа», «это самое», «вот», «так сказать» и другие) и непроизвольные звуки («ээмм», «ммм», «эээ» и другие) засоряют речь.
Чаще всего слова и звуки-паразиты люди используют для заполнения пауз. Говорящий произносит их в начале или конце предложения, либо при переходе от одной мысли к другой.
Несколько способов избавиться от мусора в речи.
- Запишите свою речь на диктофон и определите какие слова-паразиты и непроизвольные звуки вы вставляете в речь;
- Каждый раз, когда говорите слово-паразит или произносите звуки, хлопайте в ладоши. Это прекрасный способ увидеть, насколько засорена ваша речь;
- Начните говорить медленнее и делайте больше пауз. Так у вас появится время на проработку того, что хотите сказать.
Всё же специалисты по ораторскому искусству рекомендуют не избавляться от слов-паразитов полностью, а выбросить около 90%. Оставшиеся понадобятся для неформальных бесед.
Поделитесь ссылкой в соцсетях:
Как убедительно говорить? Избегаем лишних слов и оборотов
Рассматривая вопрос того, как научиться убедительно говорить, стоит обратить внимание на лишние слова и обороты. И речь тут идет не только о словах-паразитах, но и о тех фразах, которые просто не несут смысловой нагрузки или даже вредят ей:
- Крайне не рекомендуется использовать оборот «честно говоря», если вы хотите научиться убедительно говорить. Применяя это словосочетание, вы стремитесь достичь доверительной атмосферы в разговоре, но достигаете обратного эффекта: выходит, что раньше вы говорили не честно, а теперь вдруг разоткровенничались.
- В числе лишних слов, не несущих никакой смысловой нагрузки — «в принципе», «вообще-то», «собственно» и другие. Так, например, говоря «вообще-то мы можем с этим согласиться», вы даете понять, что есть какие-то ограничения. Если они действительно есть – лучше сказать об этом прямо.
- Если вы хотите, чтоб ваша речь была убедительной во время предложения какой-то идеи или собственных услуг, не стоит малодушничать, используя слово «просто» и «только» (например, «Мне просто пришло в голову, что…», «Это только наброски»). Лучше выражаться определенно: «Я хочу предложить…», «У меня возникла идея…», «Это мой предварительный проект».
- При деловом разговоре разумно не использовать обороты «и все же» или «но все же» (например, «…и все же я не могу Вам дать разрешение», «Я понимаю, что Вам трудно дать моментальный ответ, но все же давайте решим…»). Такая формулировка указывает на то, что аргументы собеседника никак на вас не влияют, и ваша позиция остается бескомпромиссной.
Не требуйте слишком больших изменений
Люди не только эгоистичны, многие еще и слишком ленивы. Тот, кто давал новогоднее обещание похудеть, перейти на здоровое питание и заняться спортом, знает, как трудно изменить свои привычки и образ жизни. Кроме того, людям гораздо проще изменить свое мнение по поводу простых вещей, чем глубоких убеждений (как религия или политические предпочтения). Вы должны разговаривать с аудиторией множество раз, прежде чем она захочет рассмотреть вопрос об изменении отношения или поведения.
Алена думала, что нашла лучшую няню для сына. Но та оказалась разлучницей
“Как я стала старше на год”: Яна Рудковская отмечает день рождения
Ненужные шнуры зарядки и другие вещи, от которых нужно избавиться в 2021
Основы убеждения: формулируем правильно
Любая мысль может быть высказано сотней разных способов. Смысл будет примерно один и тот же, но впечатление на собеседника будет разным, а различные оттенки значений могут быть восприняты по-разному. Именно поэтому к основам убеждения стоит отнести умение правильно формулировать и строить фразы. В этом контексте стоит посоветовать:
- Старайтесь не использовать без крайней необходимости «вы должны…», «вы обязаны…», «вам следует…» и т.д. Даже в том случае, если человек действительно должен и обязан, такие формулировки вызывают отторжение и автоматическую негативную реакцию. На них так и хочется ответить «Я никому ничего не должен!» Убедительная речь должна быть менее категоричной и назидательной: например, «Было бы хорошо, если бы Вы…», «Если Вы…, это поможет нам решить данную проблему», «Я рекомендую Вам…», «Я советую Вам…» и т.д.
- Всегда стоит аккуратно использовать местоимение «но», так как оно перечеркивает смысл сказанного в первой части предложения. Например, в реплике «Хорошо, что ты выполнил задание, но этого недостаточно» слово «но» уменьшает значимость того, что собеседник вообще что-то сделал. Лучше выразиться так: «Хорошо, что ты выполнил задание, и если ты еще сможешь презентовать подготовленный проект, то…»
- Время и место лучше назначать конкретно. Формулировки «Давайте встретимся где-то в районе входа в метро», «Я позвоню ближе к выходным» или «Я наберу Вас где-то в 5» звучат не слишком профессионально. Более благоприятное впечатление производят конкретные обещания: «Я позвоню Вам в пятницу», «Давайте встретимся у входа в метро в 17:00» и т.д.
- Основы убеждения клиентов базируются на умении задавать правильные вопросы. Самая грубая ошибка – это задать вопрос, подразумевающий однозначный ответ «да» или «нет». Например, «- Вам это интересно? – Нет». На этом общение обычно заканчивается. Больше информации от собеседника можно получить с помощью открытых вопросов: «Как Вам нравится такая идея?», «Насколько такое предложение Вам подходит?» и т.д. Даже в том случае, если клиент не настроен на сотрудничество, с помощью открытых вопросов можно оставить пути для будущих контактов: «Когда я смогу связаться с Вами по этому вопросу?», «Какие условия были бы для Вас приемлемыми в будущем?» Научиться задавать правильные вопросы — важнейшая направление, касающееся того, как убедительно говорить.
- Нет ничего конструктивного в формулировках «надо бы…», «нужно бы…», «следовало бы…» (например, «Вам нужно бы подключить эту ). Ведь даже если собеседник согласиться, ничего конкретно не решено. В этом случае лучше использовать конкретные установки «Для использования услуги Вам следует ее подключить в срок до …», «Вам следует продлить этот договор для того, чтобы…» и т.д.
- В разумных дозах убедительную речь можно дополнять оборотами «Я буду Вам благодарен (признателен), если…» и «Я прошу Вас». Такие фразы способны изменить позицию собеседника даже в том случае, если он имеет веские аргументы, чтобы отказать.
- Не стоит использовать категоричные определения «никогда», «всегда», «любой», «каждый», «все» и им подобные. Во-первых, так ваш собеседник легко сможет уличить в излишнем обобщении (ведь в любом правиле есть исключения), а во-вторых, негативные обобщения (например, «Мне никогда это не удается») ограничивают возможности для будущих успехов. Для того чтобы не попасть в неприятную ситуацию, стоит более конкретным и определенным в своих высказываниях.
- Одна из важнейших основ убеждения – желание показать собеседнику персонализированное желание помочь. Для этого стоит отказаться от формулировок «я должен», «в мои обязанности входит», «я обязан» (например, «Теперь я должен внести Ваши данные в…», «Я напишу Вам ответ по электронной почте. Это входит в мои обязанности»). Такие обороты однозначно указывают, что ваши услуги обусловлены только должностными компетенциями. Собеседника можно расположить к себе позитивными и более личными фразами «Я бы хотел…», «Я сделаю…», «Я сделаю все возможное, чтобы…».
- Во многих случаях разумно говорить «мы» и «Вы» вместо «я». Это подчеркивает факт сотрудничества между собеседниками и повышает ощущение важности клиента или партнера. Типичные примеры: «Мы с вами обязательно разрешим эту ситуацию», «Теперь Вам понятно истинное положение вещей».
Вы должны понравиться вашей «аудитории»
Представьте себе, что вы находитесь в мебельном магазине и выбираете новый диван. К вам подходит менеджер по продажам и начинает разговор. Вы уже сделали выбор, но продавец по-настоящему раздражает вас. Он следует за вами по всему магазину и болтает без умолку. Даже если вы уже достали кредитную карту, чтобы оплатить покупку, скорее всего, вы откажитесь от этой идеи, лишь бы убежать от назойливого продавца. Возможно, вы даже попытаетесь найти другой магазин, который продает такие же диваны.
Если вы не нравитесь своей «аудитории», люди никогда не купят то, что вы им говорите. Поэтому будьте внимательны и дружелюбны. Всегда учитывайте то впечатление, которое вы производите на других.