Тема 1. Социальное взаимодействие и общественные отношения


Установление связей и развитие контактов между людьми характеризует возникающие коммуникации как двусторонний вид деятельности. Рассматривать общение как взаимодействие лучше с учетом того, какой тип отношений превалирует — кооперация или конкуренция. Но, в любом случае, его можно считать важным фактором общественного развития. От него зависит процесс зарождения и регулирования отношений в группе или социуме.

Определение

Взаимодействие в психологии – это процесс непосредственного или косвенного влияния людей друг на друга в результате общения, который порождает их взаимосвязь или обособленность. Такое определение понятия является самым распространенным в современной психологии, но не единственным.

Революция в способах изучения человеческой психики позволила науке об отношениях выйти на новый уровень и разграничить понятия души и тела, как отдельные области изучения. Проблема их соотношений приобрела особую остроту. Определение взаимодействия менялось в зависимости от влияния времени и трактовки различных психологических школ.

  • Рене Декарт, французский философ, описывал взаимодействие, как полную зависимость живого тела от влияния внешних сил.
  • Научный деятель и мыслитель из Нидерландов, Бенедикт Спиноза, определял психическое начало в человеке, как результат взаимодействия организма и природы, которое также является влиятельным фактором на это взаимодействие.
  • Согласно теории Парсона, американского социолога, взаимодействие между личностями лежит в основе построения индивидуальной человеческой деятельности. При таком подходе все многообразие социальной деятельности строится из психологии индивида.
  • Социальные психологи, американцы Тибо и Келли предъявили теорию взаимодействия в диаде. Такой подход подразумевает, что взаимодействием следует считать любые межличностные отношения, которые характеризуются реальным обменом поведенческими рефлексами в рамках конкретной ситуации. Взаимодействие будет продолжаться до той поры, пока оба участника получают взаимную выгоду от взаимодействия.
  • Польский социолог Я. Щепанский предложил иную модель определению взаимодействия, согласно которой взаимодействие характеризуется не отдельными актами, а делится на последовательные этапы.
  • Согласно концепции Г. Мида взаимодействие – исходный пункт каждого социально психологического исследования. В ситуации взаимодействия происходит становление личности. Индивидуум осознает себя, как личность в совместной деятельности с другими.
  • Отечественная психология также рассматривает различные схемы ситуаций взаимодействия. По определению Галины Андреевой, взаимодействие определяется, как форма организации конкретной человеческой деятельности.

Виды, типы, стили

Взаимодействие в психологии – это интерактивное действие индивидуумов в социальной среде, которое определяется множеством форм, видов и стилей. Социальное взаимодействие получило название — интеракция.

Под этим понятием подразумевается такие действия отдельных личностей, которые тесно влияют на действия и поступки других. Интерактивное взаимодействие проявляется в различных формах.

В современной психологии чаще всего для классификации видов, типов и стилей социального сотрудничества используется классификация П.А. Сорокина, американского социального психолога русского происхождения.

Он рассматривал интеракцию, как обмен и классифицировал ее по следующим типам:

Тип взаимодействияФормаСферы использования
ИмперативноеАвторитарная. Устанавливает контроль над действиями партнера. Предусматривает принуждение к определенным действиям. Отношения: Начальник-подчиненный.Уставные военные отношения, работа в экстремальных условиях.
МанипулятивноеСкрытное использование партнера в достижении индивидуальных целей. Стремление достичь контроля над действиями другого человека.Бизнес, политика, реклама, пропаганда.
ДиалогическоеРавноправное воздействие с целью взаимопознания и самосовершенствования.Широкая сфера

Отечественный психолог С. Братченко добавил эту классификацию еще тремя стилями:

  • Альтруистический – действия для других в ущерб себе, развитие партнера за свой счет. Такое взаимодействие подразумевает игнорирование своих проблем одним из участников.
  • Комфортный – индивидуум полностью присоединяется к мнению других участников, соглашаясь со всеми действиями. При таком положении отсутствуют возможности для саморазвития.
  • Индефферентный – позиция прагматика, при которой игнорируются психологические проблемы общения. Отсутствует возможность развития партнера.

Выделяют следующие виды взаимодействия, в зависимости от образа осуществления контакта внешнего свойства:

  • декларативный (словесный);
  • физический;
  • сенсомоторный (жестовый).

Взаимодействие внутреннего свойства – мысленное.

Все виды обладают общими свойствами – осмысленной ориентированностью на другого человека и мотивацией.

Распространенным в психологии является деление на два основных противоположных типа: кооперацию и конкуренцию.

  • Кооперация – взаимосотрудничество, основанное на достижении взаимного соглашения о средствах достижения цели, которое не нарушается до получения необходимого результата.
  • Конкуренция – взаимодействие личных или коллективных интересов в условиях противоборства между сторонами.

Способы взаимодействия человека с социумом

Психологи описывают 4 возможных способа взаимодействия личности с коллективом:

  1. Инициативный тип поведения. Действующий человек сам влияет на среду. Он способен изменять условия взаимодействия в своем коллективе, как ему нужно.
  2. Реагирующий тип. Человек способен адаптироваться к условиям среды. Но сам на нее не влияет.
  3. Интерпретирующий.
  4. Оценивающий — социальная среда влияет на него, он сам остается пассивен, лишь рефлекторно оценивает, что именно с ним происходит.

Естественно, что более успешны в социуме те, кто выбирают активную позицию, а не пассивную.

Характеристики и принципы

Осознание законов взаимоотношений помогает саморазвитию и успешному достижению целей.

Любое социальное действие обладает такими основным характеристиками:

  • Всегда имеет внешнюю причину или цель.
  • Выражено и доступно для наблюдения со стороны.
  • Привязано к определенной ситуации.
  • Выражает непосредственные намерения всех участников.

Взаимодействие в обществе, успех коллективного или индивидуального предприятия – эти темы во все времена являются актуальными для социологов. Над принципами продуктивного сотрудничества работают многие специалисты в области психологии и социологии. Психосоциальный теоретик Милтон Эриксон настаивал на тесной взаимосвязи физиологических, психических и социальных действий индивидуума.

Его основные принципы сводятся к следующему:

  • Все люди уникальны и имеют право быть самим собой. Для создания атмосферы доверия необходимо принимать человека со всеми его взглядами и убеждениями. Осознание того, что каждый в своей природе индивидуален, приводит к осознанию своей индивидуальности и внутреннему комфорту.
  • Каждый имеет свои внутренние ресурсы для достижения личной цели. Их реализация зависит от силы желания. Начиная сотрудничество с человеком с подобными целями не нужно судить первоначально о его возможностях, главное найти правильную общую стратегию.
  • Каждый выбор человека в данной ситуации является единственно правильным и необходимым под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому не стоит переживать за прошлые неудачи, лучше сконцентрироваться на текущем моменте.
  • На любое негативное действие следует посмотреть со стороны человека, совершившего его. За всеми совершаемыми поступками, даже плохими, стоит первоначальное намерение позитивного действия по отношению к себе лично или другому лицу. Это говорит о том, что нет полностью негативных людей. Есть те, кто свои позитивные намерения пытается достичь способом, негативно влияющим на окружающих. Если посмотреть на ситуацию с его стороны, возможно, удастся направить партнера или конкурента в нужное русло.
  • Ничто не остается неизменным. Новые опыт, новые технологии, новое окружение приводят к постоянным изменениям. Меняется и система ценностей внутри самого человека с возрастом и под действием новых знаний. Смена целей и путей их достижения не является трагедией, а только новой ступеней на пути.

Почему другие на нас влияют?

Мы каждый день познаем новую информацию и обмениваемся ею с другими людьми. Вся коммуникация построена на взаимовыгодном обмене информацией. Человек боится быть изгоем, поэтому, даже неосознанно, стремится соответствовать требованиям его социальной группы.

Путешествие, встреча с новыми людьми в поезде или самолете дает нам новые ощущения, новый опыт общения. Человек может кардинально изменить предпочтение в еде, если подружится с представителем другой культуры и проведет с ним много времени. А подружившись с компанией курильщиков, человек может начать курить, поскольку психологически некомфортно в коллективе быть белой вороной. И этому есть вполне рациональное биологическое объяснение — для построения новых контактов у нас в мозгу есть зеркальные нейроны, которые помогают нам имитировать действия окружающих, понимать тем самым их «язык», и казаться «своим» в коллективе.

Функции и роль

Взаимодействие в психологии – это многофункциональный процесс, который определяют различные критерии. Чаще всего роль взаимодействия рассматривают в модели: индивидуум – деятельность – социум.

Наиболее важными является такие функции межличностного общения:

  • Прагматическая – проявляется, как самое важное условие в объединении личностей для совместного выполнения общей работы.
  • Формирующая – реализуется в процессе формирования личности человека.
  • Функция подтверждения осуществляется в процессе познания и утверждения личностных установок во время взаимодействия с другими людьми.
  • Межличностная – имеет различные уровни, от сферы дружбы и любви до деловых отношений.
  • Внутриличностная – проявляется в общении индивидуума со своим внутренним «я», в построении диалогов внутренней и внешней речи.

Процессы социального взаимодействия

Общение строится на базе рефлексии. Понимать мысли и намерения другого невозможно без зеркальных нейронов. Подготавливаться к выступлению невозможно без осознания того, как тебя будут воспринимать другие.

Межличностное взаимодействие — это процесс обоюдного стремления к сотрудничеству. И если одна сторона не хочет идти на компромисс в общении или имеет предосудительные мысли в отношении другой стороны, то общение не состоится.

Какие процессы межличностного взаимодействия можно выделить? Если идти в глубь изучения общения, то все общение сводится к простой передаче символов — слов или знаков. В каждой транзакции участвует инициатор общения и адресат. Инициатор передает знаки — это первый процесс. Второй процесс — принятие этой информации.

Однако, чтобы расшифровать правильно смысл послания, в коммуникации не должно быть барьеров. К тому же обе стороны общения должны иметь общие культурные «точки соприкосновения» и относится к единому социальному уровню. Поскольку транзакции между разными культурными слоями сильно затруднены.

Формы проявлений и физиология

Каждый человек является существом социальным, то есть направленным на какой-либо вид взаимодействия. Люди имеют сильную потребность в присоединении, в формировании устойчивых отношений с другими индивидуумами. Потребность в позитивном взаимодействии обусловлена рядом социально-биологических аспектов и способствует приспособленности и выживанию человека.

Взаимодействие – процесс, который проявляется в самых различных сферах человеческого общения:

  • В экономической сфере каждый человек выступает в роли наемного работника, собственника или руководителя.
  • Политическая — порождает сотрудничество или противостояние индивидуумов, как представителей различных течений, политических партий.
  • Профессиональная — создает взаимодействие представителей различных профессий.
  • Демографическая — включает общение между различными возрастными, расовыми, половыми группами.
  • Семейная – взаимодействие в кругу родственных связей.
  • Религиозная – взаимодействие или конфликты на почве религиозных убеждений и верований.
  • На почве территориально-поселенческой сферы происходит взаимодействие пришлых и постоянных жителей.

Социальное взаимодействие проявляется, как связь индивидуума с другим единичным, так и связанность каждого с общим миром.

Существуют различные формы взаимодействия.

По структуре П. Сорокина они разграничиваются следующим образом:

  • По длительности: долговременные и краткосрочные.
  • По количеству участников: единичные, между двумя сторонами и многосторонние.
  • Организованные и стихийные.
  • Сознательные и неосознанные.
  • Интеллектуальные, эмоциональные и волевые.
  • Действительные и возможные.

В каждой сфере возможно проявление всех основных типов и видов взаимодействия. Становление человеческой личности проявляется в гармоничном соотношении психических и физиологических возможностей организма.

Реализация индивидуума в социуме возможна при достаточном уровне психологической энергии, которая определяет его работоспособность. В это же время гибкость и устойчивость психики позволяет адекватно оценивать окружение и находить пути к взаимовыгодному сотрудничеству.

Физиологическая основа социального взаимодействия

В 90-е годы XX века группа ученых-нейробиологов под эгидой итальянца Джакомо Риззолатти обнаружила у обезьян группу зеркальных нейронов. Группа особенных нервных клеток активируется в мозге, когда обезьяна видит, как кто-то другой берет в руку еду, например, орешек.

Как выяснилось позже, у человека они тоже есть, причем реагируют не только на движения тела в пространстве, но и на эмоции. Межличностное взаимодействие — это во многом работа этих нейронов. Это и есть биологическое обоснование нашей общественной природы; обоснование эмпатийности, заложенной в нас изначально.

Благодаря этим нейронам человек обучается говорить и действовать через подражание. А также учится воспринимать эмоции и строить длительные межличностные взаимодействия; поведение другого нужно себе как-то объяснить, особенно если этот человек другой культуры. Получается, чтобы построить отношения с другим, нужно увидеть в другом себя, и дать ему понять, что мы его понимаем.

Психологические теории и школы

Различные психологические школы представляют свои теории развития взаимоотношений.

Основными, принятыми в распространенной практике, являются:

ТеорияОснователи Основные принципы
Теория действияМ.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс.Социальное действие определено по структуре: Деятель – объект направленного действия-нормы взаимодействия – цели – ситуация. Схема пригодна лишь для экспериментального анализа.
Социального обменаДж. ХомансСоциальное взаимодействие сформулировано, как система обменов, основанная на уравновешивании трат и вознаграждений. Сформулированы 4 принципа взаимоотношений.
Социальной связиЯ.ЩепанскийОсновным является понятие социальной связи, которая представляется путем поэтапного осуществления:
  • пространственного контакта;
  • взаимной заинтересованности;
  • совместной деятельности;
  • постоянного взаимоотношения.
ПсихоаналитическаяЗ.Фрейд, К.Хорни, Г. СалливанТеория доказывает, что взаимодействие сторон основывается на впечатлениях, полученных в детстве. Отношения в семье являются подсознательными прототипами взаимоотношений с внешним миром в зрелом возрасте. Соответственно определяется три стратегии отношений:
  • к людям;
  • от людей;
  • против людей.
Трансактного анализаЭ. БернТрансакция – взаимодействие актуальных состояний субъекта. Выделено три состояния: родитель-взрослый-ребенок. В зависимости от состояний отдельного субъекта устанавливаются взаимоотношения. «Родитель» в отношениях требует соответствия нормам, законам, установленным правилам. «Взрослый» стремится реально оценивать ситуацию и находить решение вопроса. «Ребенок» — на первом плане эмоциональные переживания.

Широкое распространение имеют также теории:

  • символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер);
  • теория мотивации (А.Маслоу);
  • теория управления впечатлением (Э. Гофман);
  • схема регистрации взаимодействий (Р. Бейлз).

Что изучает социальная психология?

Проблемы межличностного социального взаимодействия оцениваются специалистами в разрезе таких вопросов:

  • Изучение когнитивных (познавательных) процессов каждого участника взаимодействия.
  • Исследование составляющих характеристик среды: пространственные, социальное, физические характеристики. И также учитывается аспект социальной группы — ученическая среда, собрание городского совета или другое объединение индивидуумов.
  • Изучение как системы отдельной личности и влияния на нее среды.

Многие ученые участвовали в развитии этой социальной науки — Л. В. Смолина, Ясвина, Панова, др.

Диагностика

Взаимодействие в психологии – это широкая область исследований в области межличностных отношений в различных сферах человеческой деятельности. С помощью тестовой диагностики психологи помогают определить личностные характеристики индивида, его наиболее сильные стороны и сформировать пути достижения целей.

Исследования в области межличностных отношений и коммуникаций позволяют оптимально построить выгодное взаимодействие в любой из сфер деятельности.

  • Опросник Тимоти Лири — диагностика межличностных отношений, позволяющая определить представление человека о самом себе, так и для оценки его со стороны окружающих. Тест состоит их 128 суждений. Из них нужно в первом круге выбрать те, которые соответствуют представлению человека о самом себе, во втором – его представлениям об идеальном образе. Результат предоставляется в графическом виде.
  • Тест поведения в конфликтных ситуациях Томаса – Килмана предназначен для стиля взаимодействия личности и также выявления предрасположенности к созданию или разрешению конфликтов. В тесте 30 пар ситуаций, из которых нужно выбрать наиболее свойственную для индивидуума.
  • Тесты Виктора Бойко определяют наличие и степень негативных коммуникативных установок, которые формируются в результате негативного опыта взаимодействий или ярко выраженной негативной эмоциональности. 25 вопросов теста предполагают искренние ответы «да» или «нет».
  • Тест Р. Гиршфильда диагностирует зависимость в межличностном взаимодействии в различных сферах: партнерской, любовной, семейной. Тест состоит из 48 вопросов, на которые даны 4 варианта возможных ответов.
  • Шкала Берри и Дженей Уайнхолд разработана для оценки взаимозависимости в отношениях. Тест состоит из 20 вопросов.
  • Шкала манипулятивного отношения Т. Банта позволяет выявить отношение к партнеру по взаимодействию, как к средству достижения личных целей, без учета его воли и желания. Тест состоит из 20 вопросов на суждения об окружающих людях.

Эти и другие тесты используются практикующими психологами. Многие предоставлены на сайтах, пройти их можно индивидуально бесплатно. В этом случае предоставляется упрощенная трактовка результата. При серьезном подходе к ситуации стоит получить консультации и более подробные разъяснения у практикующих специалистов.

Пройти психологическую диагностику можно в центрах психологической помощи. Услуги оказываются как по индивидуальному запросу, так и для коллективных исследований в рамках компании. Цены на услуги разные, в зависимости от запросов. Приблизительно минимальная стоимость консультации – в пределах 1200-1500 р.

Методы управления

Управление взаимодействием возможно с помощью разнообразных тренингов и психологических упражнений. Их цель – снять внутренние барьеры и развить навыки коммуникативного общения.

Над созданием специальных упражнений работают многие команды тренеров. Упражнения учат управлять ходом беседы, уметь представлять себя. Далее приведены несколько примеров упражнений, которые используют на тренингах управления взаимодействием.

Упражнения от тренингового :

«Расскажи о…»

Это упражнение используют для более глубоко личностного раскрытия и для знакомства.

Проводится в группе. Каждый из участников тренинга выбирает любой личный предмет и характеризует себя от лица этого предмета. Другие предметы могут задавать ему вопросы о его обладателе.

«Другими словами»

Во время этого занятия тренируется речевая гибкость, умение передавать своими словами одну и ту же мысль.

Все участники игры разделяются на команды по 4 человека. Цель игры: передать по цепочки несложную фразу выданную ведущим, не меняя ее смысла, но не употребляя ни одного слова в точном виде. В конечном итоге должны образоваться 4 новые фразы, точные по смыслу, но из разных слов. Побеждает та команда, которая выполнила это задание быстрее.

Упражнения от Клауса Фопеля:

«Кто кого напоминает»

Часто бывает так, что общение новой группе затруднено с кем-либо по причине того, что личность по каким-то признакам напоминает уже знакомого человека из близкого окружения. Подсознательно отношение к нему складывается по вызванной ассоциации. Упражнение проводят в начале знакомства членом группы.

Каждому участнику дается 3 минуты для выявления человека, похожего на кого-то из значимых для него людей. Этому человеку нужно передать карточку, на которой указать, кого он напоминает и основные черты значимой личности. Во время обсуждения происходит более тесное знакомство, выявляются совпадения и несовпадения реального с представляемым.

«Самораскрытие»

Взаимодействие в группе зависит еще и от того, как отдельный из ее членов способен раскрыть себя в коллективе. Во время тренинга каждый самостоятельно оценивает свою способность к раскрытию. Проводится обсуждение полученных результатов, их сравнение с мнением других членов группы о данной личности.

В психологии и социологии науке взаимодействия уделена большая роль. Эффективное общение – это основа различных сфер человеческой жизни, от личных отношений до взаимодействия в целях карьерного роста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]