Определение понятия высоты сечения рельефа следует начать с того, что такое горизонталь. Этим термином называют замкнутую кривую линию, посредством которой отображается контур точек поверхности, находящихся на одинаковом уровне относительно моря.
Впервые отображать рельеф при помощи горизонталей стали картографы Франции и России в начале XVIII века. Это представляется следующим образом:
- рельеф пересекается плоскостями, каждая из которых параллельна горизонтали;
- расстояния между горизонталями (высоты сечений) одинаковы;
- точки пересечения рельефа с горизонталями проецируются на плоскость и наносятся на план описываемой территории.
Также называется линией равных уровней относительно моря, так как она объединяет точки, лежащие на одном уровне относительно моря.
Основные термины
Высота сечения рельефа определяется как расстояние между соседними плоскостями, образующими горизонтали (разность уровней смежных плоскостей). Исходя из отображения этих линий определяется следующий термин, описывающий особенности поверхности местности — заложение. Оно определяется как расстояние между нанесенными на схему смежными горизонталями.
Определить направление ската в заложении можно, представив перпендикуляр к горизонтали, которая лежит в его основании. Величина наклона (угол ската) обратно пропорциональна заложению. Здесь скат является гипотенузой прямоугольного треугольника, катеты которого равны заложению и высоте сечения. Соответственно скат всегда больше, чем заложение.
На картах одинакового масштаба принято отображать одинаковую величину сечения. При увеличении масштаба она растет, а угол ската уменьшается. Для карт равнин и предгорий этот показатель вдвое меньше, чем для горной местности (см. таблицу 1).
Таблица 1. Величина высоты сечения в зависимости от масштаба карты.
масштаб | высота сечения, м | |
на равнине, в предгорье | в горах | |
1:10000 | 2,5 | 5 |
1:25000 | 5 | 10 |
1:50000 | 10 | 20 |
1:10000 | 20 | 40 |
Если карта (план) составлена по материалам более крупномасштабной съемки, высота сечения принимается в соответствии с данными исходных материалов.
На планах, предназначенных для инженерно-гидрологических работ, высоту сечения рельефа дна закладывают аналогично показателю для суши на карте аналогичного масштаба.
Если же необходима карта с подробным и специальным промером, ее составляют исходя из таких величин:
- 0,5 метров для глубин до 10 метров (обычный промер);
- 0,5 метров для глубин до 5 метров (рекогносцировочный и облегченный промеры);
- 1 метр для глубин свыше 5 метров (рекогносцировочный и облегченный промеры).
При составлении карт местности с очень крутыми склонами высота сечения может быть увеличена. Это делается, чтобы изображение не засорялось слишком большим количеством линий, расположенных близко друг к другу.
Передать форму рельефа, используя только горизонтали, не всегда возможно. Для отображения особенностей местности могут использоваться дополнительные схемы, отображающие перегибы, скаты, седловины и прочие особенности земной поверхности в разрезе.
Горизонталь
Горизонталь – это замкнутая линия, изображающая на карте горизонтальный контур неровностей, все точки которого на местности расположены на одной высоте над уровнем моря (линия равных высот).
На примере рисунка 1 рассмотрим сущность изображения рельефа горизонталями. На рисунке показан остров с вершинами А и В и береговой линией D, E, F. Замкнутая кривая d, e, f представляет собой изображение береговой линии в плане. Поскольку береговая линия является сечением острова уровенной поверхностью океана, изображение этой линии на карте представляет собой нулевую горизонталь, все точки которой имеют высоту, равную нулю.
Рисунок 1. – Сущность изображения рельефа горизонталями
Допустим, что уровень океана поднялся на высоту h, тогда образуется новое сечение острова воображаемой секущей плоскостью h–h. Проектируя это сечение с помощью отвесных линий, получим на карте изображение первой горизонтали, все точки которой имеют высоту h. Точно так же можно получить на карте изображение и других сечений, выполненных на высотах 2h, Зh, 4h и т.д. В результате на карте будет иметь место изображение рельефа острова горизонталями. При этом рельеф острова изображается тремя горизонталями, охватывающими остров целиком, и двумя горизонталями, охватывающими отдельно каждую из вершин. Вершина А несколько выше 4h, а вершина В несколько выше 3h относительно уровня океана. Скаты возвышенности А круче, чем скаты возвышенности В, поэтому в первом случае горизонтали на карте расположены ближе друг к другу, чем во втором.
Из рисунка 1 видно, что способ изображения рельефа горизонталями позволяет правильно не только отображать формы рельефа, но и определять высоты отдельных точек земной поверхности по высоте сечения рельефа и крутизне скатов. На топографических картах горизонтали проводятся толщиной 0,1 мм.
Миасс
— город в составе Челябинской области (Россия).
Город расположен на реке Миасс у подножия Ильменских гор, в 96 км к юго-западу от областного центра — Челябинска. Неподалёку от города находится Ильменский минералогический заповедник.
Территория города 111,9 км2, численость жителей — 151,8 тыс. человек (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года), общая протяжённость дорог — 454 км. Железнодорожная станция на линии Уфа—Челябинск. Площадь жилого фонда — 3 488 тыс. м2.
День города
Год основания города Миасс: 1773
. День города отмечается
18 ноября
:
- в 2011 году это третья пятница месяца (238 лет);
- в 2012 — третье воскресенье месяца (239 лет);
- в 2013 — третий понедельник месяца (240 лет);
- в 2014 — третий вторник месяца (241 год);
- в 2015 — третья среда месяца (242 года);
- в 2021 — третья пятница месяца (243 года);
- в 2021 — третья суббота месяца (244 года);
- в 2021 — третье воскресенье месяца (245 лет);
- в 2021 — третий понедельник месяца (246 лет);
- в 2021 — третья среда месяца (247 лет);
- в 2021 — третий четверг месяца (248 лет);
- в 2022 — третья пятница месяца (249 лет);
- в 2023 — третья суббота месяца (250 лет).
История
История образования Миасса типична для городов горнозаводской зоны Челябинской области.
Первое поселение возникло в 1773 году
, выходец из тульского купечества Л. Лугинин начал строительство медеплавильного завода на реке Миасс у Чашковских гор, где были обнаружены богатейшие месторождения медных руд. Строительные работы были начаты
в 1773 году без официального разрешения
. Завод был пущен
12 августа 1777 года
, а дата подписания прошения о строительстве императрицей Екатериной II —
18 ноября 1773 года
— отмечается как день основания Миасса.
В первое десятилетие своего существования завод постепенно наращивал объемы производства: за 1777—1780 годы
выпущено 12,9 тысяч пудов меди,
за 1781—1790
— 40,2 тысячи пудов.
В 1787 году
завод перешел к племянникам основателя — Ивану и Николаю Максимовичам Лугининым.
В 1798 году
И.М. Лугинин продал предприятие казне,
в 1799—1800 года
выплавка меди не производилась. А к середине
XIX века
производство меди сократилось, и содержание завода стало убыточным, вследствие чего он был закрыт.
Экономическому развитию Миасса способствовала разработка месторождений золота. В первой половине XIX века
вся долина реки Миасс превратилась в огромный золотой промысел.
В 1836 году
здесь разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи.
Самым известным является Царёво-Александровский (Ленинский) прииск. В 1824 году
шихтмейстер Меджер открыл россыпь, которая оказалась богатейшей: промывка песка показала содержание «более фунта золота во ста пудах».
Летом 1824 года
здесь заложили прииск. Во время одного из своих путешествий сюда, на золотые прииски, приехал император Александр I. Он захотел испытать свою удачу и как простой золотоискатель, и повезло императору, в тот же день нашел самородок весом в 3 килограмма. В честь этого визита прииск и получил своё название.
Он занимал первое место среди приисков Миасского района по богатству и количеству найденных крупных самородков, только за один год здесь было найдено 52 штуки, в 1842 году мастеровым Никифором Сюткиным найден один из крупнейших в мире самородков «Большой треугольник» весом 36,21 килограмм.
С середины XIX века
появляется Миасское золотопромышленное товарищество графа Левашова, Дарагана и К°. Пайщиками были представители Петербургской аристократии. В границы отводов товарищества вошли все группы казенных приисков общей площадью 23394 га. Товарищество допустило к разработке россыпей старателей, которые давали более половины всей продукции.
С началом деятельности товарищества связано внедрение в золото добычное производство новых технических достижений, что, наряду с продолжающейся разработкой богатых россыпей, позволило достичь расцвета золотого промысла в Миасском районе.
В это время история города тесно связана с именем Егора Митрофановича Симонова, который пройдя путь от простого старателя, до хозяина приисков, стал самым богатым человеком в городе. Симонов внес большой вклад в развитие города.
Золотодобыча оставалась основным градообразующим производством вплоть до начала XX века
. После национализации крупные объединения развалились, и стали в основном вести незначительные старательские промыслы.
В годы первой мировой войны (в 1915 году)
царское правительство эвакуировало из Риги в Миасс пилозубный завод английской . Через год состоялся пуск миасского напилочного завода, который долгое время был ведущим предприятием отрасли в стране и одним из лучших в мире.
Вопрос о выделении Миасскому заводу статуса города решился в декабре 1919 года на съезде тринадцати волостных ревкомов Троицкого уезда Челябинской области, состоявшемся в Миассе
(неудобство административного подчинения Троицку тормозило развитие экономической жизни завода). С того времени Миасс стал сначала заштатным городом (то есть не имеющим уезда), а затем уездным.
В 1926 году Миасс получает статус города.В 1926 году
в городе, помимо напилочного завода и приисков треста «Уралзолото», действовали ряд мелких предприятий, таких как горный отдел Златоустовского металлургического завода, занимавшегося добычей талька и других нерудных ископаемых, Северо-Ильменский и Чернореченский торфяники, три государственные мельницы, овчинно-шубный завод, кожзавод, типография, электростанция напилочного завода. Индустриализация страны позволила технически перевооружить золотой промысел. Построенная
в 1932 году
на окраине Миасса электроподстанция повысила энерговооруженность золотопромышленных предприятий. В том же году на Ленинском прииске спустили на воду плавучую фабрику золота — первую электрическую драгу.
С 1933 года
вступили в строй и шахты ряда рудников. Большое развитие получила
в первой половине XX века
и лесная промышленность. Миасс и ранее был крупным поставщиком лесоматериалов: в окрестностях Тургояка для Златоустовского и Миасского заводов заготовлялись бревна, дрова, выжигался уголь. С созданием Миасского лепромхоза деловая древесина, древесный уголь, крепежный материал, шпалы направляются предприятиям Южного Урала. Часть леса сплавлялась при этом по горным рекам Куштумге и Сухокаменке.
Весной 1939 года
началось строительство центральной части города.
3 ноября 1941 года
Госкомитетом обороны было принято решение об организации в Миассе автомоторного производства. Для этого из Москвы был эвакуирован автомоторный завод имени Сталина (ЗИС).
В 1943 году
предприятие переименовали в Миасский автомобильный завод, а
21 июня 1944 года
— в Уральский автомобильный.
Сначала на заводе выпускались двигатели и коробки передач, а 8 июля 1944 года
с конвейера сошел первый уральский автомобиль ЗИС-5. Первая партия автомобилей была отправлена на фронт, и на них стали монтировать знаменитые «Катюши». В послевоенные годы уральский автозавод продолжал успешно развивать производство и выпускать новые модели «Уралов». Всего с конвейера УралАЗа с момента пуска и до конца XX века сошло 1 миллион 270 тысяч автомобилей. Уже много лет успешно функционирует совместное российско-итальянское предприятие «Ивеко-УралАЗ», на котором налажено производство большегрузных автомобилей.
Почти одновременно с автозаводом из столицы в Миасс эвакуировали цеха Московского . Уже 15 января 1942 года
динамовцы выпустили первую продукцию для фронта, положив начало новому предприятию в городе — .
В1950—1960 годы
в Миассе развиваются самые разнообразные отрасли производства: строительная, горнодобывающая, автотранспортная, легкая и пищевая промышленность, железнодорожный транспорт. Тогда возникли крупные предприятия: Тургоякское рудоуправление, Хребетский щебеночный , трест «Уралавтострой».
В 1958 году
было принято решение о развитии и реконструкции Уральского автомобильного завода и поставлена задача — освоить выпуск большегрузных автомобилей высокой проходимости. Миасцы успешно решили сложную техническую задачу без остановки производства. Вскоре с главного конвейера сошел первый трехосный автомобиль новой модели — «Урал-375Д». Автомобили — вездеходы «Урал», автозапчасти, напильники, различная электроаппаратура, флюсы и тальковый порошок, строительные материалы, мраморные плиты, щебень, швейные изделия, резиновая обувь, мебель и другая продукция стали маркой нашего уральского города.
С 1959 года
ускорились темпы развития Миасса в связи с размещением в северной его части предприятий оборонной промышленности — Государственного ракетного и Научно-производственного объединения электромеханики.
В 1970—1980 годах
был сооружен завод крупнопанельного домостроения. У подножья Ильменского хребта появился белокаменный корпус центральной городской больницы, поликлиника и акушерско-гинекологический корпус.
В 1973 году
приняла первых гостей города гостиница «Нептун». В Ильменском Государственном заповеднике имени В.И. Ленина построен целый комплекс просторных, светлых зданий, где разместились знаменитый минералогический музей, научные лаборатории.
В 1976 году
вошли в строй поликлиника в поселке электроаппаратчиков Динамо, торговый центр в северной части города, новое здание железнодорожного вокзала и многие другие объекты. Большие изменения в эти годы произошли в сфере общественного транспорта, на улицах города появились троллейбусы.
5 мая 1982 года
за успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, и значительный вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР город Миасс был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
В 2003 году
в городе проживало 173,3 тысяч человек.
В настоящее время это один из пяти городов Уральского Федерального округа, претендующих на статус «Наукограда». Окрестности Миасса, в том числе и «уральская жемчужина» озеро Тургояк, стали сегодня местом реализации крупных бизнес-проектов в сфере горнолыжного спорта, туризма и индустрии отдыха. Город, расположенный в окружении лесов, гор и множества живописных озер, притягивает к себе любителей путешествий, равно как и своеобразие купеческих домов старого Миасса, старые и возрожденные храмы.
Источники информации:
- ru.wikipedia.org — Википедия: Миасс;
- gorod.miass.ru — официальный сайт Администрации Миасского городского округа;
- calend.ru — Миасс: город в золотой долине.
Дополнительно на Геноне:
- Об истории возникновения каких городов можно узнать на Геноне?