Цели SMART: 10 примеров + инструкция от ТОП-менеджера


Что такое SMART?

SMART – это тот редкий случай, когда аббревиатура соответствует содержимому. Перевод слова smart звучит с английского как «умный». Планирование по-умному. Отличное название!

Само слово разбирается на простые и понятные составляющие. Каждая буква наделена смыслом, и, вот секрет, пока не удастся проникнуться сутью каждого термина, система смарт для постановки цели работать не будет. Или плохо справится со своей функцией.

Почему так?

Потому что каждый элемент в этой системе имеет значение: для осознания цели, для ее формирования и достижения. Более того, при создании верной формулировки планируемых задач по «смарт» нередко происходит трансформация проектов – вырисовываются ранее незамеченные важные аспекты, нюансы, детали.

Займемся расшифровкой:

S (Specific). Конкретно.

M (Measurable). Измеримо.

A (Achievable). Достижимо.

R (Relevant). Согласовано.

T (Time). Время.

Примеры

Чтобы закрепить полученные знания, давайте подробно разберем несколько примеров. Главное, что нужно учитывать при оценке SMART-цели, – это контекст. Цель может отлично работать в одних условиях и быть совершенно непригодной для других. Поэтому я подробно буду описывать каждую ситуацию.

  • Пример 1

Студент 3-го курса хочет досрочно сдать курсовую, чтобы поехать на лето в США по программе студенческого обмена. Учебный год только начался, но он не хочет растягивать это дело надолго. Парень формулирует свою цель так: “сдать курсовую работу до 1 февраля следующего года”.

Проверка:

  1. S (конкретность). Написание курсовой – достаточно конкретная и четкая цель.
  2. M (измеримость). Оценка в зачетной книжке будет подтверждением достижения цели.
  3. A (достижимость). В прошлом году написание курсовой работы заняло у молодого человека 2 месяца. До дедлайна остается еще 5 месяцев. Преподаватель и декан не возражают против досрочной сдачи. Вывод: цель достижима.
  4. R (актуальность). Цель вписывается в систему ценностей, образ жизни и не противоречит другим планам.
  5. T (ограниченность по времени). Установлен конкретный срок – 1 февраля.

Общий вердикт – цель рабочая и соответствует всем критериям SMART.

  • Пример 2

Девушка мечтает научиться играть на гитаре. У нее есть свободное время по вечерам, которое она планирует посвятить урокам. Свою цель она формулирует так: “научиться играть на гитаре за год”.

Проверка:

  1. S (конкретность). К сожалению, уже на этом этапе цель сходит с дистанции. “Научиться играть на гитаре” – неконкретная формулировка, которая может включать в себя множество толкований. Нужно сформулировать яснее: “выучить 20 песен”, “освоить игру по нотам”, “выступать в оркестре” и т. п. А затем уже прикинуть, сколько времени понадобится.

Вердикт – цель нужно доработать.

  • Пример 3

Парень очень хочет завести собаку. Уже даже с породой определился – немецкая овчарка. При этом своего жилья у нашего героя нет – он снимает комнату в трехкомнатной квартире. Цель он сформулировал так: “купить немецкую овчарку к 1 декабря 2020 года”.

Проверка:

  1. S (конкретность). Цель вполне конкретная.
  2. M (измеримость). Цель измерима – в момент обмена денег на собаку она будет достигнута.
  3. A (достижимость). Цель достижима – немецкие овчарки стоят не очень дорого и наш герой может позволить себе эту породу.
  4. R (актуальность). А вот здесь загвоздка. Держать такую большую собаку в одной комнате будет проблематично, да и хозяин квартиры вряд ли обрадуется. Цель конфликтует с реальностью. Поэтому лучше отложить ее до лучших времен или совсем отказаться.

Вывод: цель не соответствует критериям SMART.

S – Specific. Конкретная цель – половина успеха

Везде пишут: цели по системе смарт должны быть конкретными. Но что это значит?

Все просто! Нужно четко осознавать, какой итог должен быть у данной цели.

Не просто похудеть, а снизить объем талии до 60 см или увидеть стрелку весов на 55 кг. Не поднять продажи предприятия, а достичь показателей лучше аналогичного периода за прошлый год на 40%. Не «купить дом», а «заработать 2 миллиона за полгода и приобрести дом в коттеджном поселке «ХХХ».

Если проект требует участия какого-то еще человек – сотрудника, компаньона, руководителя, то очень важно получить обратную связь по конкретизации цели. Иначе может случиться так, что тренер спортзала ориентируется на достижение итогового веса, а вы стремитесь к точным объемам своих форм!

Даже рассматривая примеры по системе смарт для постановки целей, мы видим не абстрактный план, а четкую картинку. И это очень важно для запуска работы подсознания, которое поняв, что нужно человек, начнет всячески способствовать выполнению его желаний. Подкидывать правильные мысли, стимулировать верные идеи, направлять по лучшему маршруту.

Если же вы верите во влияние Вселенной на нас, то можно использовать и этот аргумент. Чем четче запрос к Вселенной, тем быстрее и правильнее он будет реализован.

Получается, как не объясняй феномен SMART – везде сплошные плюсы.

неправильные примеры

На практике часто цели и задачи компаний, даже будучи условно структурированными, формируются неправильно. И сейчас я Вам расскажу про самые типичные ошибки формулировок.

Пример 1.

Долго размусоливать не буду и сразу продемонстрирую Вам список целей, формулирование которых является неправильным:

  1. Ознакомиться с материалами по статье;
  2. Обеспечить конкурентных преимуществ на рынке;
  3. Развить понимание сотрудниками общих целей компании;
  4. Повысить эффективность подразделений к Новому Году;
  5. Максимизировать присутствие компании на рынке;
  6. Сделать сайт по продаже межрегиональной недвижимости;
  7. Изменить отношение подчинённых к работе;
  8. Улучшить качество нашего обслуживания клиентов.

Эти формулировки цели не отвечают ни одному из критериев SMART. И как бы утрировано это ни выглядело, но многое из перечисленного – это реальные примеры.

Пример 2.

И еще один пример (какой не должна быть цель), Вы можете увидеть на рисунке ниже.


Неправильная формулировка цели

Хорошо видны намерения компании стать лучше, чем она есть, но совершенно не понятно что, как и в какие сроки будет выполняться.

На основании этих планов сложно формировать инструкции к действию для конкретного сотрудника или всего отдела, и курс компании больше всего похож на “вырулить куда-то туда”.

М – Measurable. Весы для измерения целей

Второй важный нюанс.

Цели по системе SMART должны быть измеримыми. В них должны присутствовать количественные или понятные качественные показатели, характеристики, которые в итоге укажут, что цель достигнута.

Что можно использовать для измерения:

  • деньги – рубли, евро, доллары, тугрики;
  • доли, проценты, соотношения;
  • отзывы или иные критерии внешней оценки;
  • лайки, число подписчиков, «просмотрено» для статей;
  • частоту действий – каждый второй пользователь кликает «заказать»;
  • время – ограниченность периодов;
  • штрафы – мотивация «от обратного»;
  • утверждение, согласование, одобрение – получение положительного мнения специалиста или руководителя.

Можно найти и совсем странные варианты измерения целей:

  • «крестики» у вышивальщиц;
  • оценки у школьников;
  • конкурсы у преподавателей;
  • количество блюд каждый день у хозяйки;
  • «Помидорки» у занятого человека.

Все что можно измерить и оценить, должно быть измерено и оценено.

Цели по системе SMART – примеры:

  • похудеть на 10 кг
  • напечатать 5 статьей за день
  • знакомиться с 1 человеком в день
  • получить согласование договора у юриста

Все примеры «обрублены», так как предназначены для демонстрации только критерия «измеримости». Более точные ориентиры для целей по СМАРТ в конце статьи.

Примеры личных целей по методике СМАРТ

Приведем несколько примеров:

  • Получать заработную плату в размере 100 000 рублей на текущем месте работы к февралю 2021 года.
  • Стать студентом экономического факультета МГИМО в 2020 году.
  • Пройти обучение в автошколе до ноября 2021 года.
  • Уменьшить вес на 5 кг к 1 октября 2021 года.
  • Провести неделю в Италии с 1 по 7 января 2021 года.
  • Выучить 50 новых слов на английском до 15 августа 2019 года.
  • Принять участие в вебинаре «Как достичь цели» 15 июля 2019 года.

Каждая приведенная цель соответствует всем принципам СМАРТ-методики, поэтому вышеперечисленные формулировки вполне могут использоваться в качестве образца.

Для того чтобы сделать первый шаг навстречу мечте, нужно сначала обозначить свое намерение (лучше в письменном виде). В процессе формулировки цели постарайтесь использовать все принципы СМАРТ-методики. Это позволит сразу выявить те сложности, которые могут помешать исполниться вашему желанию.

Применение методики СМАРТ-цели позволяет максимально сосредоточиться на конкретном стремлении. Вы как бы автоматически настраиваетесь на нужную волну, то есть не только подбираете возможные способы достижения цели, но и «притягиваете» все необходимые события.

Благодаря конкретизации, концентрации и необходимости временного ограничения вы сможете понять, чего хотите на самом деле. Так вы выявите поистине свои цели и избавитесь от навязанных.

СМАРТ-методологию можно также применять к советам от других людей, любым рекомендациям, предложениям и т. д. Техника помогает отсеять всё лишнее, сконцентрироваться на важном и действительно необходимом.

Применение методики СМАРТ нецелесообразно в следующих случаях:

  1. Когда невозможно представить конкретную дату достижения цели. Долгосрочное планирование по СМАРТ не имеет смысла, поскольку ситуация может кардинально измениться (особенно в том случае, если вы ставите не актуальные цели до достижения сроков).
  2. Если вам важно не достичь итогового результата, а лишь начать движение в нужном направлении.
  3. Если вы заранее знаете, что никакие действия предприниматься не будут, рассматриваемая методика теряет свой смысл. СМАРТ всегда предполагает совершение определенной последовательности действий для достижения поставленных целей.
Рекомендуем

«Повышение производительности труда: способы, методы и пути решения» Подробнее

А – Achievable. А достижима ли мечта?

Предположим, вы, будучи обычным офисным работником или домохозяйкой, поставили цель: через полгода получить одобрение комиссии для полета на Луну. Конкретно? Измеримо? Все верно!

Достижимо? Вряд ли…

СМАРТ – не волшебная пилюля, которая переместит вас в волшебный замок только за правильно сделанную формулировку.

Это система, которая ориентируется на реальность бытия. А это значит, что при обдумывании любых планов важно соотносить имеющиеся в наличии ресурсы и возможности с желаемым результатом.

Вариантов оценки достижимости также много как самих целей и способов их измерений. Это:

  • материальные и моральные ресурсы;
  • время;
  • умения;
  • знания;
  • финансовые возможности;
  • здоровье…

Ошибки и еще 3 образца для подражания

Не совершайте следующих ошибок:

  • Нет конкретики улучшения – нечем «померить» динамику.
  • Цель «высказана» вообще, без обращения к конкретному человеку. Особенно, если действующих лиц много. Встречается такая ошибка часто в бизнесе, где потом, при выяснении невыполнения задачи, идет перекладывание ответственности с одних плеч на другие.
  • Забыт срок исполнения.

Можно подойти к правильной формулировке цели через проблемы. Здесь опять помогут вопросы:

  • Что не устраивает? Конкретизируйте?
  • Кто должен решить проблему?

Для примера составила вот такую таблицу – правильно – неправильно.

ПРОБЛЕМАЦЕЛЬ
Проблема 1
Строительство дачи не было завершено согласно договору
Цель 1
Завершить строительство дачи в кратчайшие сроки
Проблема 1: Строительство дачи к 31 августа завершено только на 80% — не проведены отделочные работы.Цель 1: В срок до 30 сентября 2010 года закончить строительство дачи на 100%, завершив все отделочные работы.
Проблема 2
Все плохо!
Цель 2
Чтобы стало все хорошо
Проблема 2: За прошедшую неделю я опоздала на работу 4 раза более чем на 30 минут, мой бонус по итогам месяца будет значительно снижен.Цель 2: С 13 сентября 2010 года ежедневно приходить на работу к 08.30 часам.
Проблема 3
Поставщики несвоевременно выполняют свои обязательства перед клиентами, что привело к значительному снижению продаж нашего отдела
Цель 3
В целях выполнения плана значительно повысить уровень продаж отдела
Проблема 3: За последние два месяца на 20% увеличилось обращение клиентов с претензией на задержку доставки и сборки шкафов – купе . На текущий момент фирма своевременно не исполнено 53 заказа. По итогам 3 квартала наш отдел выполнил план по продажам на 85%.Цель 3:К 31.12.2010г. добиться своевременного выполнения всех заказов клиентов, выполнить годовой план по продажам на 100%.

Приведу «живые» неверные примеры формулировок из практической деятельности:

  • «Перевыполнить план по
  • «Уменьшить время ожидания в очереди»
  • «Сделать это быстрее…»
  • «Увеличить количество точек, сданных в аренду»

R – Relevant. Согласуем цель с реальностью!

Интересный момент – согласование цели. С чем или кем ее нужно «согласовывать»?

Со всем!

С реальностью…

С уже существующими планами…

С желаниями…

Что может получиться, если исключить этот пункт из планирования по СМАРТ? Абсурд и полная невыполнимость сформулированных задач.

Плохо стыкуются цели: «выспаться», «бегать в 5 утра», «проводить с мужем время после его возвращения с работы в 24-00». Или: «сокращения 80% штата» и «выход на прибыль в 200% в сравнении с прошлым годом».

Если есть противоречия, то надо пересматривать и корректировать планы.

Примеры целеполагания — для офиса

Пример из бизнеса, свидетелем постановки цели я была.

Цель: В секторе улучшить дисциплину.

В данном случае напрашивается вопрос: «Что не так с сотрудниками, и все ли виноваты?». Разбираемся. Всего 4 человека.

Из них – одна девушка Оля постоянно опаздывает.

Другой сотрудник Коля часто ходит на перекуры, отчего качество работы значительно ниже, чем у остальных. Два оставшихся сотрудника работают без замечаний. В таком случае, будет 2 задачи поставлены по технологии.

Пример 4

Оле научиться не опаздывать, и приходить за 5 минут до начала рабочего дня, до 20 числа.

А уже эту задачу, Оля может разбить на составляющие:

  • Ложиться на 15 минут раньше с сегодняшнего вечера;
  • Ставить будильник на 15 минут раньше, чем обычно, начиная с сегодня.
  • Подготовить и проверить школьный портфель у сына с вечера, а не с утра, как обычно, начиная с текущего вечера.

И прочие моменты. Главное, оцифровать: Не просто пораньше лечь, а на 15 минут. Цифры дисциплинируют человека.

Пример 5

Коле сократить перекуры до 2 раз; не больше 10 минут, начиная с завтрашнего рабочего дня (1 – до обеда и 1 после). Но это еще лояльный начальник попался. Кто-то может и вообще запретить))

Уже здесь всё ясно – цель поставлена по СМАРТ: адресно, по времени, конкретно, и выполнимо.

Но если вдруг, все достало, и не знаете, как найти цель, то может Вам пригодится эта статья…

T – Time-bound. Когда оценивать результат?

Time-bound – «ограниченность во времени». Если у цели нет конечных временных границ, то достигать ее можно бесконечно. Поэтому важно ставить рамки, в течение которых желаемые планы должны быть реализованы.

Принято разделять цели:

  • Краткосрочные – до 100 дней
  • Среднесрочные – от квартала до года
  • Долгосрочные – на период в 1 год и более

Интересный факт, но согласно SMART-системе цель должна быть не просто ограниченной во времени, но и соотносимой с другими планами. Цепочка следующая: долгосрочные мечты формулируют категорию среднесрочных дел, а те, в свою очередь, дробятся на краткосрочные проекты.

Если проследить данную идею в обратной последовательности, то виден путь маленьких шагов из сегодня к большой Мечте.

Особенности метода

У метода SMART, как и у любого другого инструмента, есть свои правила, которым нужно соответствовать, а также плюсы и минусы. И далее расскажу о них подробнее.

Правила

  1. Расставляйте приоритеты. Надо учитывать, что важнейшим в технике SMART является пункт не S – конкретность, как обычно расставляют приоритеты, а R – важность. В первую очередь мы должны понять не что мы делаем, а зачем;
  2. Записывайте. Формулировать цели нужно письменно (хоть в ворде, хоть на листочке расписать). Это позволит вносить корректировки и проработать детальность плана до ясных должностных (или личных) инструкций, шагов по выполнению;
  3. Будьте гибкими. Стоит иметь в виду, что со временем появляются новые знания или обстоятельства, которые могут повлиять на цель кардинальным образом, поэтому критерии, определяющие цель, должны быть адаптивными;
  4. Мотивируйте. Работникам, руководителям отделов и подразделениям в целом ставятся цели и показатели их эффективного выполнения. За выполнения можно начислять определенный процент к зп.

Плюсы

  • Определённость. Практика показывает, если определена цель, то двигаться к ней гораздо легче и рано или поздно, оставаясь актуальной, она приведет к результату;
  • Практичность. Обозначает, что описав цель по приведенному алгоритму, Вы фактически уже намечаете себе планирование действий по smart, шаги, которые нужно предпринять;
  • Универсальность. Алгоритм в постановке целей прост и универсален, позволяет описывать цели не только для управления крупными компаниями, но и планировать личные;
  • Эргономичность. Методика SMART позволяет повысить экономию времени и энергии, регламентировать работу персонала, повысить продуктивность действий;
  • Мотивация. Получая ясные указания к работе, сотрудники, подразделения и структуры заметно лучше понимают свои организационные роли. Повышается их мотивация.

Минусы

  • Неопределённость. Критерии СМАРТ не всегда применимы к стратегическим целям. Планируя стратегию, мы всегда сталкиваемся с неопределённостью;
  • Человеческий фактор. Жёстко распланированные и заданные цели могут наткнуться на непонимание со стороны персонала, поэтому важно согласовывать планки целей;
  • Ежедневная рутина. Часто выполнению намеченных целей мешает ежедневная текучка: возникает неуправляемый поток сиюминутных задач, который отвлекает.


И так всегда…

SMART система постановки целей: примеры

Как обещала, несколько примеров-ориентров, которые помогут понять принципы формулирования своих желаний:

  1. Похудеть с 65 до 60 кг за 100 дней
  2. Выйти на доход в 100 000 в месяц к 1 мая 2015 года
  3. Писать по 1 статье каждый день в течение квартала
  4. Отдохнуть две недели в июне 2021 года в Италии и посетить Рим
  5. Поступить на бесплатное отделение инженерного факультета УрФУ в 2020 году
  6. Выучить 500 испанских слов к 1 марта 2021 года
  7. Купить новый автомобиль – синий хэтчбек Chevrolet Aveo – к декабрю текущего года
  8. Пройти повторное обучение по SEO у Шахова – не позднее лета этого года
  9. Прочитать и внедрить все статьи блога mn-zd.ru – до 1 сентября 2018 г.
  10. Читать раз в неделю по одной развивающей книги на тему коучинга, психологии, тайм-менеджмента в течение полугода.

История

Техника SMART стала применяться в тайм-менеджменте примерно в конце 80-х годов прошлого века. Как и многие другие методики, она была позаимствована из бизнеса и управления предприятием (то есть обычного менеджмента).
Сама же технология SMART имеет долгую историю: ее идея «вызревала» фактически на протяжении всего XX века.

О том, что формулировка целей влияет на их достижение, говорилось давно. Особенно важную роль в этом вопросе сыграли исследования известного американского психолога Эдвина Локка. Например, в 1968 году он опубликовал статью «О теории мотивирования и стимулирования задачами» (Toward a Theory of Task Motivation and Incentives), где убедительно показал, что эффективность работы во многом зависит именно от правильной постановки целей.

Однако еще в первой половине XX века в бизнесе стала набирать популярность концепция «управления через цели». Ее разработкой, например, занимался такой видный теоретик менеджмента, как Питер Друкер (иногда ему ошибочно приписывают авторство самой системы SMART). При этом в деловой литературе все чаще упоминали важность отдельных SMART-критериев: конкретности, измеримости, постановки дедлайнов.

Все эти идеи обобщил американский бизнес-консультант Джордж Т. Доран. В 1981 году в журнале Management Review он опубликовал статью «Умный способ постановки целей и задач для менеджеров» (There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives), где впервые предложил использовать аббревиатуру SMART и описал основные критерии SMART-целей. Именно он официально и считается автором этого метода.

Заметим, что в отличие от популярной сегодня версии, у Дорана буква A означала не Attainable (достижимая), а Assignable (назначаемая). То есть, при постановке цели следовало сразу назначать того, кто будет отвечать за ее реализацию. Это требование по-прежнему остается актуальным для предприятий и государственного управления.

В 1985 году американский эксперт по менеджменту Кеннет Бланшар вместе с двумя соавторами выпустил книгу «Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство» (Leadership and the One Minute Manager). В ней упоминалась предложенная Дораном методика SMART, но уже немного в другой интерпретации.

Книга Бланшара стала бестселлером, что поспособствовало широкому распространению этой техники.

Выводы

Применение анализа smart в управлении может стать тем катализатором, обеспечивающим развитие бизнеса и достижения им максимальных результатов, а в случае кризисной ситуации ческой стратегией выхода из нее. После внедрения технологии не следует останавливаться на достигнутом, необходима постоянная корректировка и актуализация поставленных целей. Четко сформулированная задача способствует более эффективному ее выполнению.

Можно заказать детальный бизнес-план под ключ у нас, либо купить уже полностью готовый бизнес-план со всеми расчетами.

Balanced Scorecard, BSC

Система сбалансированных показателей, или ССП, была разработана в 1990-х годах профессором бизнес-школы при Гарвардском университете Робертом Капланом и американским консультантом по управлению Дэвидом Нортоном. Задумана как инструмент менеджмента, который должен помогать отслеживать достижение целей в рамках стратегии организации и стандартизировать отчетность. Именно Нортон с Капланом узаконили связь системы показателей эффективности со стратегическими целями компании и стали говорить о необходимости сбалансированности показателей между собой.

Во время планирования создают стратегическую карту или дерево целей по разным областям деятельности организации. Принимаются к рассмотрению следующие направления или области деятельности: клиенты, финансы, развитие персонала и внутренние бизнес-процессы. Каждому направлению определяются цели и набор KPI.

К плюсам ССП относят сбалансированность взгляда на организацию, визуализацию, простоту подачи и восприятия информации, универсальность, нацеленность на позитивные изменения, взаимосвязь с KPI сотрудников. Среди недостатков отмечают сложность внедрения, отсутствие быстрых результатов, сложность оценки ключевых показателей, реализацию только на уровне топ-менеджеров.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]