НА ФОТО — ГЛАВНЫЙ МАГНИТНЫЙ КОМПАС СУДНА.


суббота, 23 июня 2012 г.

Магнитный компас

Каждый судоводитель, как в древности, так и в настоящее высокотехнологичное время, оказавшись в открытом море вне видимости берегов, прежде всего желает знать, в каком направлении перемещается его судно. Незаменимый навигационный прибор, по которому можно вычислить курс судна – это магнитный компАс. Ученые-историки в результате продолжительных исследований выяснили, что еще около трех тысяч лет назад существовал аналог современного компаса – магнитная игла. В те времена взаимоотношения между населением разных стран были не столь активны, из-за чего только по истечении нескольких веков, это чудесное изобретение – указатель направления, появилось на Средиземноморском побережье. Таким образом, компас древнего образца появился в Европе приблизительно в II тысячелетии н.э. и только потом получил распространения на других землях.
Постовой: Решили открыть фирму? Нужна консультация? Детали о регистрации ип под ключ.Обращайтесь к профессионалам.
Попав в Европу, прибор прошел множество усовершенствований и получил название, которое носит до сих пор. Роль компаса в развитии человечества огромна. Только «магнитная игла» сумела вселить в людей уверенность в безопасности на «большой воде». Моряки наконец-то преодолели страх перед просторами океана, зная, что в любом случае, смогут отыскать путь домой. Ни одно географическое открытие не случилось бы, не появись в мире это уникальное изобретение. К сожалению, в истории не сохранилось имя того гениального человека, что смог придумать и явить миру прототип компаса. Ученые так же не смогли точно установить страну, в которой этот прибор был зарегистрирован впервые. Хотя существует немало мнений на этот счет. Одни считают, что на уникальное свойство магнитов останавливаться в области магнитного меридиана первыми обратили внимание финикийцы. Другие склонны верить, что первооткрывателями были китайцы, третьи утверждают, что это были арабы. Существует даже теория о том, что изобретение магнитного компаса принадлежит французам, норманнам, итальянцам, а некоторые упрямо доказывают, что создатели компаса никто иные, как племена майя, приводя в доказательство тот факт, что в Эквадоре был найден прообраз магнитной стрелки – магнитный стержень. Самый первый прибор для определения сторон света был невероятно прост: в кусочек пробки втыкали магнитную иглу и опускали эту конструкцию в чашу с водой, которая впоследствии получила название «котелок компаса». Иногда кусочек тростника или соломинки служили заменой пробки. Но даже такое простое изобретение принесло мореходам невероятные преимущества. Стало возможным отправляться в дальние морские странствия и не думать о том, что, возможно, уже не сможешь вернуться к родному берегу. Однако были и определенные неудобства: нередко во время путешествия вода выливалась из котелка, да и показания иглы не всегда были точными. Моряки осознавали, что изобретение еще не открыло миру всех своих возможностей. Только спустя шесть веков придумали компас, который работал без воды, благодаря прикрепленной к стрелке картушке. Кружок небольшого диаметра, выполненный из материала, не взаимодействующего с магнитом, вместе с магнитной стрелкой подвешивали на тонкий кончик вертикальной иглы. Сверху рисовали четыре основных направления: Зюйд, Вест, Норд, Ост. Создатели строго следили, чтобы Норд точно совпадал с северным краем, на который указывает кончик стрелки. Пространство между главными румбами разделяли на равные части. Картушка оказалась несложной конструкцией и прекрасной идеей.


Наиболее искусно компас изготавливали в России на рубеже XVII и XVIII века. Круглая коробочка из моржовой кости диаметром в 5 сантиметров, хранилась первыми российскими мореплавателями – поморами в кожаном мешочке на поясе. Прибор был укреплен костяной шпилькой и имел плотную крышку, которая предотвращала от повреждений во время передвижения. Сегодня котелок компаса защищен крышкой из толстого стекла, которую тщательно прижимает медное кольцо. Сверху наносят разметку от 0 до 360 градусов по часовой стрелке от Севера. Внутри устройства параллельно натянуты две медные проволоки, одна из которых проходит точно под делением в 0 градусов, другая – под 180. Их еще называют курсовыми чертами. На корабле компас должен быть установлен так, чтобы линия между курсовыми чертами точно проходила по линии диаметральной плоскости судна. В девятнадцатом веке магнитный компас наконец-то обрел конструкцию, которая сохранилась до наших времен почти без изменений. Человечество далеко продвинулось в своих знаниях о земном магнетизме. Это привело к цепочке новых изобретений и открытий, которые хотя и не касались компаса напрямую, все же имеют непосредственное отношение к навигации. С развитием судоходства росли и требования к точности показаний приборов. На удивление мореходов, магнитный компас, которому все так доверяли, мог «врать» самым наглым образом. Заметили, что в разных местах Земли ошибки компаса не одинаковы, что с годами в одних точках они увеличиваются, в других – уменьшаются, и что, чем ближе к полюсу, тем больше эти ошибки. В XIX веке Карл Гаусс, немецкий ученый, представил на суд своих коллег общую теорию магнетизма, были проведены исследования и на всех навигационных картах появляются указания о точных отклонениях показаний прибора. Теперь работы у штурманов прибавилось – ведь стало необходимо определять поправку по показаниям компаса. Это было справедливым лишь для средних широт. В высоких же широтах, то есть в областях от 70° северной и южной широт до полюсов, магнитному компасу вообще было верить нельзя. Причина в том, что в этих широтах очень большие аномалии магнитного склонения, так как сказывается близость магнитных полюсов, не совпадающих с географическими. Судостроение продолжало развиваться семимильными шагами, появились металлические пароходы, которые быстро вытесняли деревянные корабли. Но вот незадача, увеличилось количество кораблекрушений по неизвестным причинам. Разбирая обстоятельства катастрофы одного из судов, специалисты установили, что причиной аварии были неверные показания магнитного компаса. Ученые и мореплаватели собрались на конференцию, чтобы внести ясность в этот вопрос. В результате переговоров, был сделан вывод: что металл, из которого построены морские суда оказывает сильное влияние на показания навигационного прибора. Чем больше масса судна, тем сильнее стрелка компаса отклоняется от меридиана. Отклонение стрелки магнитного компаса под влиянием судового железа назвали «девиацией». Противники строения железных судов приободрились. Но и в этот раз наука спасла магнитный компас. Ученые разместили рядом с прибором специальные магниты, которые уничтожали влияние судового железа, таким образом, сведя погрешность к минимуму.


Существует такой специально обученный человек – девиатор, задача которого является уничтожение девиации. Следуя его командам, корабль движется по разным курсам, а специалист перемещает магниты и шары так, чтобы уменьшить влияние судового железа на показания компаса. В итоге, девиатор оставляет специальную таблицу поправок магнитного компаса, которую штурман обязан учитывать. В наши дни существуют различные типы навигационных приборов, таких как гирокомпасы. Которые обеспечивают несравненно более высокую точность курсоуказания и устойчивость работы в высоких широтах чем магнитный компас. Но тем не менее авторитет магнитного компаса от этого ничуть не снизился.

Ярлыки: корабль, навигация

Магнитный компас

Каждый судоводитель, как в древности, так и в настоящее высокотехнологичное время, оказавшись в открытом море вне видимости берегов, прежде всего желает знать, в каком направлении перемещается его судно. Незаменимый навигационный прибор, по которому можно вычислить курс судна – это магнитный компАс. Ученые-историки в результате продолжительных исследований выяснили, что еще около трех тысяч лет назад существовал аналог современного компаса – магнитная игла. В те времена взаимоотношения между населением разных стран были не столь активны, из-за чего только по истечении нескольких веков, это чудесное изобретение – указатель направления, появилось на Средиземноморском побережье. Таким образом, компас древнего образца появился в Европе приблизительно в II тысячелетии н.э. и только потом получил распространения на других землях.
Постовой: Решили открыть фирму? Нужна консультация? Детали о регистрации ип под ключ.Обращайтесь к профессионалам.
Попав в Европу, прибор прошел множество усовершенствований и получил название, которое носит до сих пор. Роль компаса в развитии человечества огромна. Только «магнитная игла» сумела вселить в людей уверенность в безопасности на «большой воде». Моряки наконец-то преодолели страх перед просторами океана, зная, что в любом случае, смогут отыскать путь домой. Ни одно географическое открытие не случилось бы, не появись в мире это уникальное изобретение. К сожалению, в истории не сохранилось имя того гениального человека, что смог придумать и явить миру прототип компаса. Ученые так же не смогли точно установить страну, в которой этот прибор был зарегистрирован впервые. Хотя существует немало мнений на этот счет. Одни считают, что на уникальное свойство магнитов останавливаться в области магнитного меридиана первыми обратили внимание финикийцы. Другие склонны верить, что первооткрывателями были китайцы, третьи утверждают, что это были арабы. Существует даже теория о том, что изобретение магнитного компаса принадлежит французам, норманнам, итальянцам, а некоторые упрямо доказывают, что создатели компаса никто иные, как племена майя, приводя в доказательство тот факт, что в Эквадоре был найден прообраз магнитной стрелки – магнитный стержень. Самый первый прибор для определения сторон света был невероятно прост: в кусочек пробки втыкали магнитную иглу и опускали эту конструкцию в чашу с водой, которая впоследствии получила название «котелок компаса». Иногда кусочек тростника или соломинки служили заменой пробки. Но даже такое простое изобретение принесло мореходам невероятные преимущества. Стало возможным отправляться в дальние морские странствия и не думать о том, что, возможно, уже не сможешь вернуться к родному берегу. Однако были и определенные неудобства: нередко во время путешествия вода выливалась из котелка, да и показания иглы не всегда были точными. Моряки осознавали, что изобретение еще не открыло миру всех своих возможностей. Только спустя шесть веков придумали компас, который работал без воды, благодаря прикрепленной к стрелке картушке. Кружок небольшого диаметра, выполненный из материала, не взаимодействующего с магнитом, вместе с магнитной стрелкой подвешивали на тонкий кончик вертикальной иглы. Сверху рисовали четыре основных направления: Зюйд, Вест, Норд, Ост. Создатели строго следили, чтобы Норд точно совпадал с северным краем, на который указывает кончик стрелки. Пространство между главными румбами разделяли на равные части. Картушка оказалась несложной конструкцией и прекрасной идеей. Наиболее искусно компас изготавливали в России на рубеже XVII и XVIII века. Круглая коробочка из моржовой кости диаметром в 5 сантиметров, хранилась первыми российскими мореплавателями – поморами в кожаном мешочке на поясе. Прибор был укреплен костяной шпилькой и имел плотную крышку, которая предотвращала от повреждений во время передвижения. Сегодня котелок компаса защищен крышкой из толстого стекла, которую тщательно прижимает медное кольцо. Сверху наносят разметку от 0 до 360 градусов по часовой стрелке от Севера. Внутри устройства параллельно натянуты две медные проволоки, одна из которых проходит точно под делением в 0 градусов, другая – под 180. Их еще называют курсовыми чертами. На корабле компас должен быть установлен так, чтобы линия между курсовыми чертами точно проходила по линии диаметральной плоскости судна. В девятнадцатом веке магнитный компас наконец-то обрел конструкцию, которая сохранилась до наших времен почти без изменений. Человечество далеко продвинулось в своих знаниях о земном магнетизме. Это привело к цепочке новых изобретений и открытий, которые хотя и не касались компаса напрямую, все же имеют непосредственное отношение к навигации. С развитием судоходства росли и требования к точности показаний приборов. На удивление мореходов, магнитный компас, которому все так доверяли, мог «врать» самым наглым образом. Заметили, что в разных местах Земли ошибки компаса не одинаковы, что с годами в одних точках они увеличиваются, в других – уменьшаются, и что, чем ближе к полюсу, тем больше эти ошибки. В XIX веке Карл Гаусс, немецкий ученый, представил на суд своих коллег общую теорию магнетизма, были проведены исследования и на всех навигационных картах появляются указания о точных отклонениях показаний прибора. Теперь работы у штурманов прибавилось – ведь стало необходимо определять поправку по показаниям компаса. Это было справедливым лишь для средних широт. В высоких же широтах, то есть в областях от 70° северной и южной широт до полюсов, магнитному компасу вообще было верить нельзя. Причина в том, что в этих широтах очень большие аномалии магнитного склонения, так как сказывается близость магнитных полюсов, не совпадающих с географическими. Судостроение продолжало развиваться семимильными шагами, появились металлические пароходы, которые быстро вытесняли деревянные корабли. Но вот незадача, увеличилось количество кораблекрушений по неизвестным причинам. Разбирая обстоятельства катастрофы одного из судов, специалисты установили, что причиной аварии были неверные показания магнитного компаса. Ученые и мореплаватели собрались на конференцию, чтобы внести ясность в этот вопрос. В результате переговоров, был сделан вывод: что металл, из которого построены морские суда оказывает сильное влияние на показания навигационного прибора. Чем больше масса судна, тем сильнее стрелка компаса отклоняется от меридиана. Отклонение стрелки магнитного компаса под влиянием судового железа назвали «девиацией». Противники строения железных судов приободрились. Но и в этот раз наука спасла магнитный компас. Ученые разместили рядом с прибором специальные магниты, которые уничтожали влияние судового железа, таким образом, сведя погрешность к минимуму. Существует такой специально обученный человек – девиатор, задача которого является уничтожение девиации. Следуя его командам, корабль движется по разным курсам, а специалист перемещает магниты и шары так, чтобы уменьшить влияние судового железа на показания компаса. В итоге, девиатор оставляет специальную таблицу поправок магнитного компаса, которую штурман обязан учитывать. В наши дни существуют различные типы навигационных приборов, таких как гирокомпасы. Которые обеспечивают несравненно более высокую точность курсоуказания и устойчивость работы в высоких широтах чем магнитный компас. Но тем не менее авторитет магнитного компаса от этого ничуть не снизился. blog comments powered by Disqus

Следующее Предыдущее Главная страница

Справочная книжка матроса

  • Опубликовано: 01.12.2013 12:27
  • Печать
  • Электронная почта

Содержание материала

  • Справочная книжка матроса
  • Все страницы

Страница 1 из 21

СПРАВОЧНАЯ КНИЖКА МАТРОСА

Раздел создан на основании брошюры «Справочная книжка матроса» и других материалов. Брошюра была выпущена в 1970 году в СССР, но, многое из неё остается актуальным и по прошествии более 40 лет…

ХАРАКТЕРИСТИКИ И МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА СУДНА

Весовое водоизмещение судна — вес вытесненной судном воды. Объемное водоизмещение судна — объем погруженной в воду части корпуса судна. Водоизмещение порожнем — вес судна с экипажем, снабжением, водой в котлах (без груза, топлива, пресной воды и других рейсовых запасов). Водоизмещение в полном грузу — вес судна с полным грузом, со всеми запасами и экипажем. Дедвейт, или полная грузоподъемность судна — вес груза, экипажа и всех рейсовых запасов, т. е. разность между водоизмещением судна в полном грузу и порожнем. Чистая грузоподъемность—вес груза, который судно принимает к перевозке, т. е. дедвейт минус вес топлива, воды и всех рейсовых запасов. Грузовместимость — объем всех помещений судна, используемых для груза. Для навалочных грузов грузовместимость в среднем на 10% больше, чем для штучных (генеральных) грузов. Запас плавучести — объем водонепроницаемой надводной части судна, определяемый высотой надводного борта. Грузовая марка —знак, симметрично расположенный на обоих бортах судна и указывающий минимальную высоту надводного борта в различных условиях.

Грузовая марка; ТП — тропическая для пресной воды; П — для пресной воды; Т — тропическая; Л — летняя; З — зимняя; ЗСА — зимняя для северной части Атлантического океана; ЛТП — лесная тропическая для пресной воды.

Дифферент —разность осадок носа и кормы судна. Шкалы осадки наносятся на штевнях судна: с правого борта в метрах арабскими цифрами и с левого — в футах римскими цифрами.

Отметки осадки штевней: а — шкала в футах; б — шкала в дециметрах

Небольшой дифферент на корму улучшает условия работы винта и устойчивость судна на курсе, большой дифферент на корму делает судно плохо управляемым. Остойчивость — способность судна возвращаться в первоначальное положение после прекращения действия на него силы, вызывающей ето наклонение. Судно, имеющее чрезмерную остойчивость обладает стремительной качкой. Если остойчивость судна недостаточна (ниже нормы) возникает опасность опрокидывания. На остойчивость судна влияют: перемещения грузов в вертикальном направлении, прием и снятие грузов, а также наличие жидких, сыпучих и подвешенных грузов, способных перемещаться при наклонении судна. Для транспортных судов можно приближенно считать, что при приеме груза выше грузовой ватерлинии, остойчивость судна уменьшается, если ниже—увеличивается. Если жидкие грузы имеют большую свободную поверхность уровня, они уменьшают остойчивость судна. Поэтому отсеки для хранения жидкого топлива и воды нужно по возможности запрессовывать или держать пустыми. Сыпучие грузы, имеющие свободную поверхность, снижают остойчивость. Подвешенные грузы, особенно тяжеловесы, также уменьшают остойчивость судна. Непотопляемость — способность судна сохранять достаточные мореходные качества яри затоплении части помещений. Управляемость — способность судна удерживать заданное направление. ИЗ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ МОРСКОГО ФЛОТА СССР Государственный флаг Союза ССР

Государственный флаг СССР

Охрана Государственного флага Союза ССР и поддержание его достоинства — почетная обязанность каждого члена экипажа судна. Государственный флаг Союза ССР поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке, на ходу —на гафеле ежедневно в 8 ч утра и спускается с заходом солнца. Вне установленного времени флаг должен быть поднят: при входе в порт и выходе из него, при встрече в море с советскими военными кораблями и торговыми судами до расхождения с ними.

Т/х «Кабона» Эстонского морского пароходства в полном параде флагов…

Подъем и спуск Государственного флага Союза ССР, а также вымпелов производится по приказанию вахтенного помощника капитана. Флаги и вымпелы поднимаются в развернутом виде. При встрече с военным кораблем СССР судно обязано приветствовать его однократным приспуска’нием Государственного флага. При встрече в море торговые и промысловые суда СССР приветствуют друг друга однократным приспусканием Государственного флага.

  • Назад
  • Вперёд >>
  • Назад
  • Вперёд
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]