Культура общения — что включает в себя, определение


Культура общения – это сложное совокупное понятие, которое обуславливает качество и уровень совершенства общения. Культура общения считается неотделимой составляющей частью культуры личности. Она характеризует ценностные ориентиры и нормативные постулаты, нравственные модели общения, суть нравственных и психологических качеств субъектов коммуникативного взаимодействия, способы, инструменты, правила, приемы и формы коммуникаций.

Культура общения содержит в себе совокупность практических приемов, механизмов и правил. Культурность общения позволяет индивиду не переносить конфликтные ситуации в профессионально-деятельной сфере на эмоционально-личностную область межличностных взаимодействий, понять смысл и мотивацию поступков оппонента, снизить или полностью ликвидировать излишний эмоциональный всплеск в отношениях.

Что подразумевают под «общением»?

Общение – это очень сложный интеллектуальный процесс. Он включает в себя создание новых контактов и их развитие. Человек испытывает потребность в том, чтобы осуществлять совместную деятельность с другими людьми.

Совместная практическая деятельность, в свою очередь, подразумевает полноценный обмен информацией, разработку общей стратегии взаимодействия. Также важно уметь понимать других людей.

Общение – это то, через что мы влияем на других людей. Общение позволяет эффективно организовать совместную теоретическую и практическую виды деятельности.

С помощью общения человек способен развивать и поддерживать межличностные отношения. Это позволяет в свою очередь усваивать чужой опыт, накапливать знания и навыки. Общение играет большую роль в удовлетворении духовных потребностей. С помощью общения люди перенимают чужие убеждения и взгляды, усваивают новые для себя моральные аспекты и испытывают новые чувства.

Мы считаем, что когда речь идет об общении людей, то центральным понятием в этом виде деятельности должно быть понятие «культура общения».

Для того, чтобы лучше усвоить смысл этого термина, нужно разбить его на составляющие и обсудить первоначально каждое отдельное слово.

Ведение беседы

Приятный разговор не определяется только словарным запасом или эрудированностью участников. Чтобы беседа стала полезной, важна вежливость, умение слушать, тактичное отношение.

  • Обращение «Ты» или «Вы» по этикету зависит от близости знакомства. Когда общение становится более тесным, человек сам предлагает называть его менее официально.
  • Неприемлемо называть присутствующего человека местоимением 3 лица единственного числа. Это выглядит, как попытка вывести его из хода беседы.
  • Запоминать имена всех присутствующих бывает затруднительно. При ошибке достаточно просто извиниться.
  • Важным фактором является дистанция между собеседниками. Официальная встреча или знакомство требует расстояния минимум 2 вытянутые руки.
  • Вежливость требует не перебивать собеседников и не вставлять замечания, особенно скептические. Не все могут выразить мысль сразу, стоит проявить терпение и спокойно выслушать.
  • Слова-паразиты мешают нормально воспринимать сказанное и оставляют не лучшее мнение о культуре и образованности человека.
  • Тема беседы — важная составляющая хорошего разговора. Сплетни и пустые обсуждения, жалобы на здоровье или финансовые трудности неуместны и оставляют негативные ощущения.
  • Не стоит забывать про юмор. Это оживит беседу. Только надо стараться подбирать корректные темы для шуток. Недопустим юмор о религии, политике, не стоит унижать смешными высказываниями людей отдельной социальной группы.
  • Активная жестикуляция утомляет окружающих. Стоит меньше вкладывать эмоций в движения при разговоре.
  • В общении с незнакомыми людьми правила этикета не допускают обращения «женщина» или «мужчина». Это звучит фамильярно, лучше употреблять безличные формы предложения.
  • Интонация много значит для восприятия сказанного. Повышать тон, громко возмущаться, демонстрировать пренебрежение — минимум невежливо.
  • Ведение официальной беседы требует обойтись без ругательств. Те, кто считает жаргонные выражения и мат уместными, не всегда встречает понимание у серьезных образованных людей.

Как вежливо отказать собеседнику

Уметь вежливо отказать — очень важно для сохранения личного пространства. Проще сказать короткое «нет», чем после тратить силы на малоинтересные и бесполезные вещи. Этикет общения не требует кому-то помогать, если нет желания. Оправдать все надежды невозможно.

Как правильно сказать нет:

  • Не стоит откладывать отказ. Лучше сразу показать негативное отношение к просьбе.
  • Корректно объяснить причину отказа. Тогда человек не будет считать себя униженным.
  • Чтобы подчеркнуть серьезность отказа, можно скрестить руки на груди. Такая закрытая поза может предупредить дальнейшие манипуляции.
  • Нельзя высмеивать, высокомерно показывать свое пренебрежение или упрекать просителя.

Как реагировать на бестактные вопросы

Общение не всегда бывает приятным. Иногда от людей, далеких от соблюдения канонов этикета, можно услышать грубости, бестактные намеки, высказывания с целью унизить.

  • Не стоит в ответ унижать себя, отвечая в подобном грубияну тоне. Лучше постараться сохранять спокойствие, не показывая, что замечание задевает.
  • Хорошим средством, при невозможности покинуть встречу, является резкая смена темы. Такой маневр поможет, если человек повел себя бестактно, не имея злого умысла.
  • Можно переадресовать вопрос собеседнику с невозмутимым видом.
  • Помогает холодное игнорирование последнего высказывания.

Современный этикет общения нужен для регулирования контактов между людьми. Установленные правила хорошего тона помогают избежать конфликтов. Вежливость требует тактичности, умения слушать, достоинства, терпения.

«Культура» с точки зрения исследователей

Термин «культура» сегодня разными авторами характеризуется совершенно по-разному. В повседневной жизни под культурой часто понимают поведенческий образец, на который следовало бы равняться. Некоторые определяют культуру, как интеллигентность. Считается, что культура – это качество личности человека.

С точки зрения теории, культура – это особенность общества, которая отражает имеющийся уровень развития и определяет отношение людей к другим людям и к природе. Некоторые воспринимают культуру, как творческие способности отдельно взятого человека. Другие относят культуру к характеристики общества в целом.

Также существует точка зрения, что культура – это материальные и духовные ценности человека. Культура демонстрирует степень развитости общества в целом и данного конкретного человека. Культура определяет, как осуществляется творческая деятельность, как усваиваются новые знания, хранятся и передаются другим людям.

Согласно психологам культура – это довольно устойчивое свойство личности, которое включает в себя мировоззрение и аксиологию и демонстрирует отношение человека к другим людям и к окружающему миру.

Хотя культура часто воспринимается как свойство отдельного человека, культурные ценности, царящие в обществе характеризуют его состояние в целом. Частью культуры является мораль, которая есть не что иное, как норма, принятая обществом для построения отношений между отдельными его членами. Мораль должна быть объективной и иметь общественное значение.

Этикет деловых разговоров по телефону

Телефонные переговоры тоже имеют свой регламент:

  • начинаются они с приветствия и представления с названием организации и должности говорящего;
  • разговор должен быть лаконичным, по существу;
  • необходимо соблюдать последовательность беседы;
  • переговоры ведут вежливо, неторопливо, спокойным голосом;
  • дикция должна быть четкой;
  • после разговора требуется произнести слова прощания.

Важно! Прежде чем начать деловые переговоры, лучше написать суть вопроса на бумаге, чтобы в ходе разговора не перескакивать с одного момента на другой.

Мораль общения

Существует также термин «мораль общения». У него есть синоним – «этика общения». Это все вместе взятые гуманистические нормы и ценности, которые затрагивают взаимоотношения между людьми.

Нормы этики основаны на том, что необходимо уважать достоинство свое собственное и достоинство окружающих людей, все люди равны, взаимоотношения между ними должны строиться на принципах человечности и справедливости. Главными мотивами, которые определяют поведения человека, являются его привычки, ценности, потребности и убеждения.

Что такое этикет?

Термин «этикет» мы понимаем, как набор правил, касающихся поведение, с помощью которого человек проявляет свое отношение к другим. Это затрагивает такие области, как манера вести разговор, способы приветствия, одежда и манеры человека. Если кто-то следует нормам этикета педантично, то это не делает человека высококультурным, ведь этикет – это не просто правила, которые должны проявляться внешне.

Истинная культура исходит из сердца человека и основана на том, как он на самом деле относится к окружающим себя людям.

Это же касается и детей. Их культура общения также должна быть основана на уважении взрослых и ровесников, доброжелательном к ним отношении. Также для ребенок должен обладать развитым словарным запасом, который бы позволял продуцировать нужные формы обращения. Сюда же включаются и навыки вежливого поведения в повседневной жизни и в общественных местах.

Как правильно отказывать

Иногда случается, что возникает неловкая ситуация, где вам необходимо отказаться от того или иного предложения. Сделать это можно, используя разные тактики. Выбирается форма отказа, исходя из возможности оказать или не оказать помощь, близости общения с человеком, личного отношения к собеседнику, виде просьбы.

Речевые тонкости отказа:

  • Решительное «нет»

Если ситуация предполагает незамедлительный ответ, не стоит тянуть с отказом. Дрожь в голосе и бегающие глаза дадут понять собеседнику, что вы не уверены в себе. Как следствие, это открывает горизонты для повторного манипулирования.

  • Аргументы

При обосновании своего отказа повторная просьба или упреки не приемлемы по этике общения. Если такое и возникает, то это свидетельство уровня культуры общения у другого человека, и вы имеете право уйти. Но отказать, не объяснив причину, недопустимо.

  • Защитная поза

Подкреплять свой словесный отказ психологическим блоком в виде скрещенных рук или ног, отдаляться от человека не нужно. Таким поведением можно оскорбить собеседника.

  • Упреки в сторону просителя

Ни в коем случае нельзя стыдить или обвинять в наглости другого человека за попытку попросить о чем-то. Его право попросить, ваше – отказать. Чаще всего в такой ситуации нотации не нужны. А вот оказать хотя бы моральную поддержку можно.

Культура общения и ее нормы

Согласно работам М.А. Чернышева культура общения – это существующие в обществе нормы взаимодействия людей. Эти нормы являются эталонными для общения внутри определенной социальной группы. В каждом народе существует своя собственная культура общения, которая отражается в национальном своеобразии.

Культуру общения можно сравнить со своеобразной печатью каждого народа. Ведь каждый народ имеет свою собственную неповторимую историю развития, сформированные веками национальные традиции и жизненный уклад.

Если рассматривать культуру общения в узком смысле, то это то, насколько человек усвоил навыки общения, принятые в обществе, в котором он находится.

Культура речи является неотъемлемой частью культуры общения. Согласно работам А.М. Горького, чистота речи – это главный способ сохранить культуру человека в целом. Для того, чтобы этого добиться, нужно воспитывать в людях речевую культуру. Дошкольник должен иметь достаточный лексический запас, уметь лаконично выражать свои мысли и чувства, говорить спокойно в любых обстоятельствах.

Особенности речевого этикета в разных странах

Знание культуры речи различных народов позволяет быстрее налаживать контакт с иностранцами, особенно в их странах, позволяет избежать неоднозначности и оскорбления собеседника простыми словами, ведь один и тот же элемент в разных частях мира воспринимается по-разному. Корректно выразить мысли, не обидеть собеседника, гарантировано получить ответ, не нарушить, не оскорбить местные традиции – вот возможности речевого этикета.

Даже разговаривая через переводчика, следует соблюдать культуру речи того места, откуда собеседник или партнер. А если общаться напрямую, то без четкого соблюдения норм не обойтись. Поэтому, изучение иностранного языка начинают с запоминания самых важных оборотов, обращений, соответствующих речевых форм (приветствия, прощание, благодарность прощение).

Каждая страна, национальность имеют свои правила речевого поведения. Так для японцев характерно признание бесконечного уважения к собеседнику, его семье. Они стараются избегать прямого отрицания, отказов. Японский партнер найдет сотни способов сказать «нет», не говоря прямо. Это не будет способ избежать ответственности или обмануть компаньона, это особенность менталитета и стремление не обидеть человека отказом.

Французам свойственно использовать витиеватые обороты речи, делая общение красочным, богатым на обороты. При этом им нужна в разговоре четкость, понятность и ясность. Они не могут сказать «она улыбнулась», обязательно уточнят, какая это улыбка, добрая, игривая, с ноткой грусти или насмешки. Хотя французский язык долгое время был языком дипломатов, говорить на нем, маскируя истинную мысль, непросто.

Для англичан характерно строго придерживаться этикета во всех сферах своей жизни. Они проявляют к нему определенный снобизм. Не придерживаясь большинства правил поведения и разговора человек будет воспринят как грубиян и невоспитанный джентльмен. Без культуры речи получить желаемое от бизнес партнера или государственного служащего не получится. Но необходимо правильно выбирать уровень вежливости (официальный, нейтральный и фамильярный стиль общения).

Культура общения в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – это врем, когда дети усваивают основные грамматические особенности родного языка. Дети учатся продуцировать простейшие речевые высказывания. В этом возрасте уже нужно обучать детей обращаться ко взрослым по имени и отчеству, употребляя местоимение «Вы».

Уже в этом возрасте нужно работать над чистотой произношения, обучать детей разговаривать в спокойном темпе, не растягивая при этом слова, но и не говоря скороговоркой.

Когда воспитатель в рамках образовательных мероприятий организует различные совместные занятия, то дети стараются подстраивать свою речь, учитывая содержание материала, правила занятия и следят за своими словами. Однако важно приучать ребенка к культуре речи при обычном повседневном общении.

Ребенок должен обладать привычкой придерживаться этических норм при любом виде деятельности, в том числе и во время осуществления самостоятельной деятельности. Культура речи благоприятно сказывается на активность общения сверстников во время игры, помогает избегать многочисленных конфликтов.

Характеристика способов овладения и установления эффективного профессионального общения

Сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и конструирования деятельностного процесса без включения в него содержания, предусматривающего обучение будущего специалиста общению с учетом специфики профессиональной деятельности. В условиях демократизации социальной действительности и становления рыночной экономики страна нуждается в работниках, обладающих коммуникативными умениями и навыками. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется. Недостатки коммуникативного развития препятствуют профессиональному и личностному росту специалиста.

Успех профессионального общения

определяют следующие
способности и качества
: коммуникативное чутье; коммуникабельность и готовность к общению; ясное и стратегически направленное мышление; способность к аналитической работе; умения профессионально оценивать результаты коммуникативной активности; устанавливать связь между целями профессиональной деятельности и коммуникационными программами; владеть профессиональными знаниями по проблемам, связанным с той отраслью хозяйства, о которых сообщается в интервью, беседах и пр.

Профессиональное общение — это особая система, обеспечивающая постоянный контроль за ходом и результатами деятельности специалиста, формулирование целей предстоящего общения, отбор источников информации (в том числе интервьюируемых), сбор информации о собеседнике, анализ собранной информации, предоставление ее читателям, слушателям, телезрителям. Общение как особый вид творчества журналиста осуществляется посредством аксиологического межсубъектного взаимодействия, определяющего взаимопонимание людей и их духовную общность в профессиональной деятельности.

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Культура профессиональной деятельности во многом определяет её эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста.

Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий как, например, преподаватель, журналист, менеджер, юрист — ведущую часть, поскольку для этих профессий речь является основным орудием труда.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.

Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать своё психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Культура профессиональной речи включает:

-владение терминологией данной специальности;

-умение строить выступление на профессиональную тему;

-умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

-умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста. В коммуникативную компетенцию входит как само умение общаться, обмениваться информацией, так и умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность.

Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы.

Итак, для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

Для этого необходимы следующие качества:

— знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

— умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

— владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

— владение стилем профессиональной речи;

— умение определять цель и понимать ситуацию общения;

— умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

— навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

— умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

— высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

— умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

— знание этикета и четкость выполнения его правил.

II. Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятий «этика», «общение», «де­ловое общение», «этика делового общения».

2. Каковы особенности этики делового общения тради­ционного общества?

3. Какова, по вашему мнению, роль этики в деловом об­щении?

4. Объясните значение понятий «культура поведения», «деловой этикет» специалиста по социальной работе.

5. Почему, по вашему мнению, необходимо соблюдать определенные правила в отно­шении одежды и

внешнего вида деловому человеку?

6. Охарактеризуйте этические принципы общения специалиста.

7. В чем сущность личностных качеств и умений специалиста?

8. Какие способности и качества определяют успех профессионального общения ?

9. Выполните задания к практическим занятиям и определите ваш стиль делового общения и анализируйте свой стиль общения.

10. Выполните задание для самостоятельной работы и составьте примерные рекомендации делового этикета.

Тема 3.2. Настроение как базовая категория психологии общения

I. Краткое содержание

1. Понятие настроения

Понятие «настроение» широко употребляется, причем в обыденной речи чаще, чем в языке психологов. Очень часто и в разных контекстах мы встречаем выражения «душевный, внутренний настрой», «настроенность на дело, успех, на победу…». Трудно перечислить все определе­ния, которые присоединяются к слову «настроение». В психиатрии этот термин употребляется чаще, чем в психологии.

Настроение

— общее эмоциональное состояние, кото­рое в течение известного времени окрашивает пережива­ния и деятельность человека; причина такого состояния человеком не всегда сознается, и в этих случаях настрое­ние переживается как «безотчетное».

Настроение имеет тенденцию иррадиировать: человеку, переживающему ра­достное настроение в связи с какой-то жизненной удачей, все кажется милым и приятным. Ученый психолог Н.Д. Левитов уточнял, что настроения, как и все психические состояния, обусловле­ны и личностью, и ситуацией. В одних случаях они более предметны, а в других — беспредметны; в одних случаях они более личностны, в других — менее личностны.

В определении роли настроения целесообразно исходить из общих принципов организации психики. Психика целостна, в ней есть зве­нья (части), реализующие целостность ее организации (строения) — временной, пространственной, функциональ­ной и т.д. Личностные структуры и психические состоя­ния относятся к психическим явлениям различного вре­менного масштаба. Существуют звенья, которые их свя­зывают, сохраняя целостность психики. Роль такого зве­на, реализующего постоянное влияние личности на пси­хические состояния, выполняет настроение. Попытаемся дать такое определение понятию «настроение», в котором будет отражена роль личности как основного интегратора психики человека.

Настроение является относительно устойчивым ком­понентом психических состояний, основным звеном взаи­мосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний — чувствами и эмоциями, пере­живаниями событий, происходящих в духовной, социаль­ной и физической жизни личности, психическим и физи­ческим тонусом индивида.

В научной литературе часто встречается определение «повышен­ное, приподнятое настроение». Понятия «повышенное» и «гармоничное» настроение не совпадают. Под гармонич­ным считается понимание настроения, спо­собствующее возникновению состояния, которое благопри­ятно для достижения личностью ее далеких и близких жизненных целей. При эйфорическом состоянии настроение предельно высокое, но не всегда гармо­ничное. Действительно гармоничное настроение — не толь­ко приятные ощущения, положительные эмоции, оно рож­дает состояния вдохновения, состояния высших пережи­ваний. Гармонизация настроения во мно­гом зависит от успешности самореализации и саморазви­тия личности.

2. Структура настроения. Классификация настроения.

Структура настроения.Являясь связующим звеном сложных психических яв­лений (структур личности и различных компонентов пси­хических состояний), имеющих разный темп изменения и развития, само настроение также имеет сложную структу­ру.

В настроении представлены особенности телесного, ду­шевного и духовного бытия человека. Настроение прежде всего — феномен, относя­щийся к психике (душевному бытию личности). Это про­является в том, что все основные сферы лич­ности оказывают на него свое влияние. Особенное сильное влияние имеют эмоциональная, когнитивная и мотива­ционная сферы.

1) Эмоциональная составляющая

Более всего эту составляющую настроения характери­зует доминирующая эмоция,

в соответствии с представле­ниями В.Н. Мясищева — чувственный тон. Положитель­ный эмоциональный фон — веселое, жизнерадостное, по­вышенное, настроение; отрицательный — грустное, по­давленное, пониженное, настроение. В формировании ак­туального и относительно устойчивого состояния объеди­няются различные чувства и переживания (в том числе и противоположного знака) с разным влиянием на чувствен­ный тон в целом. Слияние положительных и отрицатель­ных эмоций образует некоторую эмоциональную доминан­ту — эмоциональный компонент настроения. Он обуслов­лен многими параметрами принятия себя и окружающего, удовлетворенностью или неудовлетворенностью всем хо­дом жизни. В эмоциональный компонент входят также переживания телесного благополучия — физического ком­форта или дискомфорта. Последние теснее связаны с акту­альным настроением, чем с доминирующим.

Настроение часто возникает вне контроля сознания, но это не означает, что настроение человека не зависит от его сознательной деятельности, от того, что и как он осозна­ет; это означает, что собственно зависимость часто не по­падает в поле его сознания. «Настроение — в этом смыс­ле бессознательная, эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее об­стоятельства».

2)Составляющая отношений

В этом компоненте в обобщенном виде представлена структура отношений личности: особенности самооценки и принятия себя, удовлетворенность отношениями с ми­ром природы, предметов, людей. Особую роль в нем игра­ют соответствие или, напротив, рассогласованность вос­принимаемого и желаемого «Я» личности, степень гармо­ничности всей совокупности отношений личности, актив­ность отношений личности, основные позиции личности и ее установки.

Настроение теснейшим образом связано с тем, как скла­дываются для личности жизненно важные отношения с окружающими, с ходом ее собственной деятельности. Су­щественным для настроения является не только сам по себе объективный ход событий, независимо от отношения к нему личности, но и то, как человек расценивает проис­ходящее и относится к нему.

3) Когнитивная (познавательная) составляющая

Личность осознает свои отношения с миром живой и неживой природы, с миром людей — с обществом в целом, с его отдельными группами, со значимыми другими людь­ми. Процессы сознания и самосознания, самоощущения и самопознания у бодрствующего психически здорового че­ловека не прерываются. Представления о мире и о себе отражены и в настроении.

Когнитивный компонент настроения образуют интер­претации текущей жизненной ситуации, полнота ее пони­мания. Понимание ситуации в целом, ее оценка зависят от восприятия ситуации как определенной или неопределен­ной, от прогноза перспектив развития ситуации. Все это значимые факторы, обусловливающие формирование на­строения.

4) Мотивационная составляющая

Характер мотивов и интенсивность мотивации — суще­ственная детерминанта любого психического состояния. Острота потребностей, сила мотивации во многом опреде­ляют интенсивность эмоциональных процессов, остроту реакции на ситуацию, на развитие событий. Все находит свое отражение в настроении.

Мотивационная сфера, как одна из важней­ших структур личности, в интегративной форме постоян­но представлена некоторым компонентом в настроениях, а через него — и в психических состояниях.

5) Составляющая физического самочувствия

Телесное бытие человека так­же отражено в настроении. Чувственную основу настрое­ния образуют, согласно С.Л. Рубинштейну, органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения

Физическое здоровье и настроение взаимо­связаны и обусловливают друг друга. Повышенное, бод­рое, жизнерадостное настроение приводит к повышению жизненного тонуса и психологической устойчивости, за­щищает от болезней и создает базис для выздоровления у больных. С другой стороны, переживания своего здоро­вья, своих душевных и физических сил, телесного благо­получия являются очень важным фактором, предраспола­гающим к устойчивому, радостному, работоспособному настроению.

Классификация настроения

Существует безотчетное настроение, то есть такое, про­исхождение которого человеку непонятно или неясно. На самом деле эти состояния, как и все в душевной жизни, имеют свои причины, которые действуют так, что человек их не замечает или не хочет замечать.

Главные причины безотчетных настроений следующие:

1. Настроение вызывается несколькими поводами, каж­дый из которых совершенно недостаточен для влияния на психику, но, суммируясь, они действуют. Например, человек, идя на работу, вспоминает, что забыл захватить с собой интерес­ную книгу для чтения в троллейбусе, затем он стоял в очереди у киоска за журналом, но ему не хватило экземп­ляра. В результате настроение испортилось, но сам чело­век отрицал, что на него могли повлиять такие причины, как забытая книга и недоставшийся журнал. Однако получилось кумулятивное

( постепенно накапливаемый или накапливающийся, суммирующийся со временем)накопление поводов, которые в конце концов подействовали на настроение. Подобным обра­зом ряд незначительных удач может в конечном счете со­здать радостное настроение.

2. Причина настроения такая, что человеку стыдно даже перед самим собой сознаться в ее воздействии на настрое­ние. Ученик весь вечер дома был в плохом настроении, которое вызвано тем, что товарищ не дал ему ракетку для игры в теннис. Когда ученику указали на это, как на при­чину ухудшения настроения, он с негодованием восклик­нул: «Буду я из-за такого пустяка портить свое настрое­ние».

3. Причина такая, которую действительно самому че­ловеку трудно узнать. Так, начинающееся гриппозное со­стояние может влиять на настроение, а сам человек может этого состояния еще не замечать.

От трудности установления причины часто зависят не­определенность, противоречивость настроения.

Настроение может иметь различную продолжительность. Оно может быть мимолетным, а может длиться и несколь­ко дней.

Бывают длительные настроения, например, когда чело­век «хандрит» во время всего отпуска, так как неудачно выбрал место, где его проводить.

Если настроение продолжается довольно долго, то оно хотя бы в своих оттенках подвержено изменениям.

В динамике настроения можно различать несколько слу­чаев:

1. Настроение становится более спокойным. Турист мо­жет находиться в восторженном настроении, а потом при­выкает к впечатлениям, и хорошее настроение принимает более спокойную форму радостного переживания удовлет­ворения.

2. Настроение усиливается, как бы прогрессирует. Скука первоначально переживается как нечто еще терпимое, а постепенно становится все более и более тягостной.

3. Настроение меняет свои объекты и через это приоб­ретает большую продолжительность. Человек в веселом настроении ищет разных компаньонов, чтобы иметь парт­неров по своему веселью.

Настроения по своейзначимости для человека могут разделяться:

• на стенические и астенические;

• положительные и отрицательные;

• радостные и печальные.

Но такое различение очень общее и в некоторой мере примитивно. Бывают сложные противоречивые настрое­ния, как, например, такое, которое Жуковский назвал «сладкой меланхолией». Трудно сказать, что в этом на­строении преобладает: радость или печаль.

Настроения, как и все психические состояния, могут быть показательны для личности и могут быть ситуатив­ны.

Часто настроение характеризует человека. Люди опти­мистического склада склонны к хорошему настроению, пес­симисты — к плохому, печальному. Существуют, напри­мер, «смешливые», веселые люди, которым весело и тог­да, когда другие никакого веселья в данной ситуации не переживают. Есть поэтические «натуры», в настроении которых много лирики, романтики; есть и прозаические люди, которым подобные настроения чужды.

Но бывают настроения ситуационные, не носящие лич­ностного характера. Мимолетное человеческое чувство, воз­никшее у Плюшкина при упоминании о школьном при­ятеле, было ситуативным настроением, чуждым психиче­скому облику этого жалкого и словно одеревеневшего скуп­ца. Неудачи у всех людей ухудшают настроение, в том числе и у тех, которые обычно бодры и жизнерадостны. Наконец, можно различать настроения по их действенности, по силе их влияния на деятельность, поведение чело­века.

Некоторые настроения — платонические, ограничен­ные сферой переживаний. Например, человек может иметь хорошее, бодрое настроение, но оно может не побуждать его энергично работать, проявлять настойчивость. Влия­ние настроения на поведение зависит от того, насколько человек может владеть собой, справляться со своим на­строением. Люди выдержанные, хорошо контролирующие свое поведение, могут, например, успешно работать и при плохом настроении, вызванном какой-либо неприятнос­тью. Некоторые люди являются жертвой своего настрое­ния, например, при грустном настроении становятся со­вершенно бездеятельными.

Люди различаются по внешнему выражению своего на­строения. У одних людей их настроение всегда можно про­читать на лице, а другие люди так хорошо маскируют свое настроение, что о нем трудно догадаться по внешнему виду человека. Человек шутит, смеется, а на душе у него, как говорят, «кошки скребут».

3 Личность и стресс. Понятия «дистресс», «эустресс». Проблема регуляции психических состояний

Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «сча­стье», имеет различное значение для разных людей. По­этому дать его определение очень трудно, хотя оно и во­шло в нашу обыденную речь. Не является ли «стресс» просто синонимом «дистресса»? Что это, усилие, утомле­ние, боль, страх, необходимость сосредоточиться, униже­ние публичного порицания, потеря крови или даже нео­жиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жиз­ненного уклада? Ответ на этот вопрос — и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условии может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать — «вот это и есть стресс», потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.

Стресс есть

неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Чтобы понять это определение, нужно сперва объяс­нить, что мы подразумеваем под словом «неспецифичес­кий». Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас и т.д

Однако неза­висимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей труд­ности, какова бы она ни была.

Эти функции независимы от специфического воздей­ствия. Неспецифические требования, предъявляемые воз­действием как таковым, — это и есть сущность стресса

. С точки зрения стрессовой реакции, не
имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкну­лись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажет­ся, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильней­шую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противопо­ложны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.
Стресс

— это не просто нервное напряжение. Деятельность, связанная со стрессом, может быть при­ятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен…

Структурная составляющая стресса . Рассмотрим более подробно компонентный состав стресса в его структурных взаимоотношениях. Общие объективные и субъективные характеристики всех струк­турных уровней слагают как бы устойчивое ядро этого состояния, присутствующее в различных (по причине, продолжительности, индивидуальному своеобразию) его разновидностях. Часть из них отражает самые глубокие сдвиги в организме. Для стресса, например, комплекс не­специфических; физиологических сдвигов различных уров­ней: биохимических (повышение концентрации адренали­на, стероидных гормонов в крови), морфологических (уве­личение коркового слоя надпочечников, инволюция вилочковой железы, возникновение язв желудочно-кишеч­ного тракта) и др., выделенный и изученный Г. Селье, получил название общего адаптационного синдрома. Ос­тальные общие характеристики (субъективные и объктивные) более высоких уровней тесно связаны с физиологи­ческими сдвигами. Первые являются самыми ранними их сигналами в сознании человека (ощущение напряжения в состоянии стресса), а вторые — ближайшим их следстви­ем (нарушение двигательной координации, вегетативные реакции, расстройство внимания, изменения поведения в состоянии стресса).

В группе особенных объективных характеристик стрес­са отражены изменения, наблюдаемые на фоне общих сдви­гов у достаточно больших групп людей в таком состоя­нии, возникшем в конкретных условиях. Это нарушение двигательной координации, расстройство сенсорики, па­мяти, мышления, воли, восприятия времени, речи. В груп­пе особенных субъективных характеристик социально-пси- хологического уровня стресса представлено отношение че­ловека к деятельности или ситуации. От того, каким оно будет в каждом конкретном случае, зависит индивидуаль­ное своеобразие протекания этого состояния.

Третья группа — индивидуальных субъективных и объективных характеристик — представляет многообра­зие индивидуальных проявлений характеристик всех уров­ней, присущих конкретным субъктам в состоянии стресса.

Итак, совокупность различных неблагоприятных реакций, которые преимущественно возникают в человеческом организме по причине влияния негативных факторов, называются стрессовыми ситуациями или стрессом. Говоря простыми словами, стресс — это психологическое, физиологическое и моральное расстройство человека, которое возникает вследствие влияния следующих факторов: повседневная суета; ссоры; проблемы на работе; финансовые проблемы; нестабильность; гибель близких людей.

Виды стресса Эустресс; Дистресс.

Эти виды стресса обладают противоположными характеристиками. Эустресс— это влияние на организм человека преимущественно с позитивной стороны. В таком случае расстройство обосновывается положительными эмоциями, к которым человек готов и уверен в том, что сможет с ними справиться. Эустресс еще называют реакцией пробуждения, так как положительные эмоции и являются основной движущей силой человека к позитивным действиям. Данный вид является своего рода порцией адреналина, получаемого человеком за счет какой-либо позитивной взволнованности или радости. Эустресс не является опасной формой заболевания и обладает преимущественно положительными свойствами.

Дистресс — это обратная реакция эустрессов на организм. Дистресс возникает вследствие воздействия на организм критического перенапряжения. Именно дистресс и является основным видом состояния стресса и соответственно психологического расстройства человека. Дистресс еще называют вредным стрессом, так как он способствует только негативному влиянию на организм и развитию прочих видов заболеваний у человека. Дистресс

подразделяется на следующие подвиды:

Физиологический;

Психологический и эмоциональный;

Хронический;

Кратковременный;

Нервный.

Каждый из представленных видов оказывает негативное воздействие на человека, вызывая тем самым различные расстройства и заболевания. Стресс может возникнуть как спонтанно, в случае неблагоприятной вести, или накапливаться с годами. Накопленный тип является наиболее опасным, так на его фоне осуществляется развитие хронического заболевания, от которого невозможно избавиться.

Психологический и эмоциональный дистресс

. Связан такой недуг исключительно с переживаниями на фоне различных эмоций. Последствиями психологического вида заболевания являются неблагоприятные отношения с социумом. Эмоциональный вид же возникает во время влияния на организм, как положительных эмоций (эустресс), так и отрицательных (дистресс). К эмоциональным видам можно отнести, к примеру, увеличение заработной платы, повышение по службе, смерть близкого человека.

Физиологический дистресс.

Такой вид возникает посредством негативного влияния на организм следующих факторов: жары, голода, жажды, холода, любви и прочих.

В случае подвергания своего организма одному из выше представленных факторов, человек принужденно причиняет самому себе вред. Даже после прекращения воздействия этих факторов у человека продолжается развитие неблагоприятного состояния. Как следствие воздействия негативных факторов возникает следующая череда негативных последствий: недосыпания, проблемы с желудком, переутомления и прочие.

Хронический дистресс.

Этот вид является наиболее опасным, так как человек подвергается негативному влиянию повседневно даже без наличия соответствующих причин. Последствия у хронического вида самые неблагоприятные, так как приводят к развитию суицида, появляется депрессия, нервный срыв и т.п. Зачастую люди с диагнозом хронический стресс заканчивают свою жизнь в психиатрической больнице. Заболевание не поддается лечению, что делает его еще более опасным.

Нервный дистресс.

Данный вид возникает преимущественно под влиянием чрезмерного стресса. Может поразить как абсолютно здорового человека, так и людей, имеющих диагноз тревожного невроза. На развитие данного вида влияют преимущественно индивидуальные состояния нервной системы человека.

Проблема регуляции психических состояний.

В регуляции психических состояний целесообразно раз­личать три основных уровня:

• организмический;

• индивидный;

• личностный.

Личностная регуляция психических состояний осуще­ствляется в разных планах. И свойства личности, и ее содержательное наполнение определенным образом влия­ют на возникновение и устойчивость психических состоя­ний. Ценностные ориентации, самосознание, самооценка, доминирующие потребности и мотивы, установки, актуа­лизированные цели, намерения — каждый из этих факто­ров влияет на возникновение и динамику состояния. Вза­имосвязи между личностью и психическими состояниями носят характер взаимовлияния — состояния оказывают обратное влияние на личность, ее развитие и динамику, формирование одних свойств и ослабление других, воз­никновение и переструктурирование мотивов и целей. Об обратном влиянии К. Юнг писал: «Если состояние каким-нибудъ образом становится хроническим, то вслед­ствие этого и возникает тип, то есть привычная уста­новка, в которой один механизм постоянно господству­ет, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой, так как он необходимо принадлежит к психичес­кой деятельности жизни».

Необходимы более конструктивные деления личностных свойств. Л.И. Анцыферова (1990) предлагает новое пони­мание динамического подхода к личности, она выделяет два класса понятий, выражающих разные формы динами­ки внутренней жизни личности и ее поведения. К первому относятся понятия психологических новообразований личности — формирование новых субъективных отноше­ний, позиций, черт личности, нового стиля мышления, новой системы ценностей, нового смысла жизни, совер­шенствования. В него входят необратимые изменения лич­ности. Понятия, их обозначающие, объединены на основе категории «развитие». Во второй класс входят обратимые изменения в психологической организации личности, объе­диненные на основе категории «функционирование», — это актуализация и дезактуализация уже выработанных психологических механизмов, операций, знаний и умений; смена установок; повышение или понижение психического напряжения, интеллектуальных усилий, изменения пси­хических состояний и т.п.

Структура личности, динамика личности и состояния личности образуют основную категориальную триаду пси­хических явлений, относящихся к личности. Структура личности — это совокупность устойчивых связей между различными образованиями (подструктурами) личности. Динамика личности — это развитие личности, возникно­вение новых свойств и ослабление или исчезновение суще­ствующих. Эти процессы обусловлены возрастными изме­нениями индивида, статусными изменениями, средовыми и некоторыми другими факторами. Динамика имеет как внешнюю, так и внутреннюю детерминацию, связанную с развитием потребностей, мотивов, формированием отно­шений, ценностей, установок и т.д. Динамика личности в целом — это интеграция перечисленных отдельных про­цессов, сведение их в единое русло личностного развития. Состояния личности можно рассматривать в двух аспек­тах.

Не всегда легко с уверенностью отнести некоторое пси­хическое качество к состояниям или чертам личности. По мнению А.В. Махнача (1995), критерием может служить степень стабильности измеряемого свойства личности. Центральным звеном взаимосвязей личностных свойств с характеристиками психических состояний является само- отношение, поскольку именно оно определяет параметры доминирующего настроения. Большое значение имеет так­же активное отношейие к жизненной ситуации, готовность личности к преодолению препятствий, удовлетворенность самореализацией.

II.Вопросы для самоконтроля

1. Почему настроение является одной из базовых категорий общения?

2. Разграничьте понятия настрой и настроения. В чем сходства и различия?

3. Охарактеризуйте понятия активизации и дезаргонизации настроения. Каковы структурные элементы этих понятий?

4. Проанализируйте свое поведение и настроение. Можете ли вы выделить ряд структурных элементов собственного настроения?

5. Что для вас является стрессогенным фактором? Проанализируйте и обоснуйте свое поведение.

Тема 3.3. Развитие коммуникативных способностей

I. Краткое содержание

1.Техника и приемы общения. Правила слушания, ведения беседы, убеждения

Основными параметрами эффективности общения яв­ляются умение и навыки человека в использовании двух техник общения:

· техники понимающего общения;

· техники директивного общения.

Параметрами неэффективности практического общения являются склонности и привычки человека использовать так называемые принижающе-уступчивые и защитно-аг­рессивные формы поведения как неадекватные заместите­ли понимающего и директивного общения.

Техника понимающего общения.

Это совокупность ус­тановок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на понимание партнера и его проблем, установление психологического контакта, изуче­ние его личностных особенностей, на выяснение его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т.п.

Существенными условиями для создания климата доверия являются следующие установки субъекта обще­ния на взаимодействие с партнером:

1. на понимающее неоценочное реагирование на мысли, чувства, представления и высказывания партнера;

2. на положительное принятие личности собеседника;

3. на согласованность (конгруэнтность) собственного поведения при взаимодействии с ним.

Чтобы эффек­тивнее понимать партнера, развивать с ним психологиче­ский контакт, целесообразно придерживаться в общении ряда правил понимающего реагирования:

· больше слушайте, меньше говорите сами, «следуй­те» за высказываниями и эмоциями партнера;

· воздерживайтесь от своих оценок, меньше задавайте вопросов, не «подталкивайте» партнера к обсужде­нию тех вопросов, о которых ему «следует» гово­рить с вашей точки зрения;

· стремитесь прежде всего реагировать на личностно значимую информацию, сильнее всего связанную с потребностями и интересами партнера;

· стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника.

Перечислим эти приемы без содержательного раскрытия:

· простые фразы, подтверждающие наличие контакта (выражение внимания и интереса);

· перефразирование высказываний и открыто выра­жаемых чувств партнера (выражение внимания и про­верка правильности понимания);

· выяснение мыслей и чувств собеседника, не выража­емых

Структура общения

Культура общения – это структурная система, которая состоит из следующих элементов: коммуникация, интерактивность, перцептивность.

Если у человека сформирована культура общения, то он обладает целой системой нравственных убеждений, которые являются частью личности. Для того, чтобы эффективно реализовывать культуру общения, нужно владеть технологией выстраивания взаимоотношений в самых разных обстоятельствах. Качества, которые проявляет человек, его поведение – все это является показателем того, насколько хорошо сформирована у него культура общения.

Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.

Если выделить среди этих трех наиболее важный, то им будет нормативный компонент. Он основывается на литературных нормах и способности использовать их в собственной речи. Однако не всегда нужно говорить правильно. Ведь также важно учитывать, для кого звучит речь и насколько этот человек осведомлен в теме и заинтересован ею.

Общая характеристика

Сфера речевой культуры включает в себя передачу информацию плюс языковые способы выражения эмоций, принятых у конкретного народа. Так если в одной культуре принято открыто делиться эмоциями, рассказывая о делах, то в других естественно быть сдержанным, оставляя личное дома.

Речевой этикет состоит из множества готовых формул, которые облегчают его изучение, делая простым и понятным, в какой ситуации, какой набор слов необходим.

Общение делится на три блока:

  1. Начало (знакомство/приветствие/вступление).
  2. Основа беседы (суть и причина обращения или общения).
  3. Финал (заключительная, итоговая часть).

Независимо от темы, правильная беседа должна быть такой, иначе собеседнику трудно будет настроиться на нужный лад, он может не понять, что хотят донести или забыть о главной мысли разговора.

Формулы включают в себя: слова вежливости, обращение приветствия, прощания, другое.

Уровни системы речевого этикета:

  • лексика, фразеология (формы обращения, специальные слова, выражения);
  • грамматика (Вы с большой буквы);
  • стилистика (использование всех резервов выбранной речи);
  • интонация (только спокойная);
  • орфоэпия (полные формы слов, никакого жаргона, сленга или сокращений);
  • психология (слышать собеседника, не перебивать, не мешать чужому общению).

Ценность культуры речи настолько важна, что ее соблюдают на всех уровнях общения, начина от лепета ребенка и взрослого, заканчивая деловой коммуникацией и даже уличной болтовней. Естественно, это будут разные формулы.

Методы общения

Язык человека использует огромный арсенал методов, которые позволяют находить наиболее подходящие слова, для того, чтобы объяснить суть обсуждаемого вопроса.

Нужно выбирать такие языковые средства, которые позволяют эффективно выполнить задачи, для которого организовано общение в данный момент. И то, насколько хорошо человек справляется с выбором этих средств, и является коммуникативным компонентом культуры общения.

Если говорить об эстетическом компоненте, то это то, насколько хорошо человек соблюдает нормы общественного поведения, проявляет ли он уважение и доброжелательность к окружающим людям, умеет ли вести себя тактично и деликатно.

Итак, под культурой общения в данной работе понимаются все вместе взятые знания и навыки, которые позволяют людям осуществлять целенаправленное взаимодействие, во время которого они адекватно выбирают и применяют подходящие средства общения, способны прогнозировать влияние продуцируемой речи на собеседника, способны понимать информацию, исходящую от других.

Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.

Не свойственные функции

Основная функция речевого этикета – коммуникативная. Способствовать наладить связь между собеседниками, выразить уважение во время разговора, задать соответствующий тон, эмоциональную окраску при помощи речевых инструментов. Но не стоит недооценивать и остальные, несвойственные функции.

Функции речевого этикета:

  • контактоустанавливающая – налаживание связь с собеседником, настроить беседу на нужный лад, подготовить к передаче информации;
  • апелятивная­ – обращение к собеседнику, функция привлечения и концентрации внимания на себе, призыв к общению;
  • конативная – использование подходящих речевых оборотов, в зависимости от социальной роли собеседника;
  • волюнтаимная – воздействие на участника беседы при помощи инструментов речи, например, просьбы, советы, предложения;
  • эмотивная – подбор необходимой речевой конструкции, в зависимости от эмоций и чувств которые вызывает человек, тема беседы или ситуация.

Сложно переоценить роль и возможности речевого этикета жителя мегаполиса. Людям из городов муравейников приходится ежедневно взаимодействовать с сотнями различных по близости, важности и социальному уровню людей. Использую корректные обороты, правильные формулы, человек получает мощный инструмент взаимодействия и воздействия на собеседников и повышает эффективность деятельности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]