Рюкзак
— постоянный спутник любого путешественника. Рюкзаками пользуются все и повсеместно — в городе, на пикнике, в туристической поездке, на восхождениях, в походах.
Рюкзаки были изобретены давно и за свою историю претерпели значительные изменения. Обширность области применения этого вида снаряжения послужила причиной возникновения огромного многообразия рюкзаков различной конструкции и назначения. Условно рюкзаки можно разделить на следующие группы: экспедиционные (походные) рюкзаки , штурмовые, прогулочные, рюкзаки для горнолыжников и сноубордистов, рюкзаки для велосипедистов, городские рюкзаки . Отдельно стоят велорюкзаки (так называемые штаны) и вытяжные баулы . В последнее время появились рюкзаки рекомендуемые для различных мультиспортивных гонок или для ски-альпинизма. Посмотрим, что представляет из себя каждый вид рюкзаков.
Экспедиционные рюкзаки
Экспедиционные рюкзаки
как правило имеют объём более 60 литров. Некоторые рюкзаки отечественного производства достигают даже 140 литров. Иностранные производители обычно не выпускают рюкзаков более 100-105 литров, мотивируя это тем, что при использовании современного снаряжения, которым можно заполнить
рюкзак с плотностью 0,7 килограмма на литр объёма столитровый рюкзак будет весить 70 килограмм, таким образом его будет просто невозможно носить. Тем не менее в нашей стране рюкзаки большого (более 100 литров) объёма пользуются немалым спросом. Отмечу, что объём рюкзака практически всегда указывается в его названии например «Lhotze 100» у Red Fox или Aerocontact 55+10 у фирмы Deuter . Как видно из примера объём может быть указан в двух вариантах — одной цифрой или двумя со знаком «+». Вообще разные производители вкладывают в эти измерения разный смысл, но, как правило, в первом случае подразумевается полный объём рюкзака, а во втором отдельно посчитан объем тубуса.
Red Fox Lhotze 100 | Bask Pyton 120 | Tatonka Bison 90 | Deuter Aircontact 75+10 |
Экспедиционные рюкзаки предназначены для переноски тяжелых грузов на большие расстояния. Важнейшей их задачей является правильное распределение нагрузки по спине человека, перенесение значительной части нагрузки на пояс, а, следовательно, на ноги. При этом желательно обеспечивать максимально возможную вентиляцию спины. Такие рюкзаки имеют толстые мягкие (а иногде различной жёсткости) подкладки на плечевых лямках поясе и спине. Тут возникает проблема: чем комфортнее производитель делает систему подвески рюкзака, тем тяжелее становится сам рюкзак , а это, понятное дело, не желательно. Большинство производителей отдают предпочтение более комфортной подвеске, объясняя это тем, что полученный выигрыш в удобстве переноски с запасом компенсирует излишний вес рюкзака. На мой взгляд — это правильный подход, хотя есть и категорические противники такой аргументации. Один из способов снижения веса рюкзака кроется в глубине его конструкции. Рюкзаки бывают каркасными и бескаркасными. Каркас — это система металлических или пластиковых планок (штырьков) проходящих под мягкой подкладкой в спине рюкзака. Если из рюкзака убрать каркас его вес естественно значительно снизится. Однако наличие каркаса позволяет более удобно распределить вес по спине , также эта конструкция менее требовательна к укладке вещей и может сглаживать многие ошибки, допущенные при сборке рюкзака. Кроме того, из большинства современных рюкзаков можно легко извлечь каркас при необходимости. А он может пригодится, например из каркаса можно сделать очень неплохую шину при переломе. Тем не менее из-за своего малого веса бескаркасные походные рюкзаки продолжают существовать, развиваться и пользоваться большим спросом.
У большинства экспедиционных рюкзаков присутствует система регулировки длинны спины, что позволяет осуществлять более точную подгонку рюкзака под конкретного человека. Это может быть очень важно при длительной переноске тяжестей. Такие же системы можно встретить и на рюкзаках других видов.
Баулы
Bask Wall 120 | Black Diamond Touchstone |
Вытяжные баулы
предназначены для подъёма грузов на верёвках во время стенных восхождений. Имеют простую конструкцию, снабжаются лямками для переноски на спине (на подходах) и стропами для прикрепления к верёвке. Выполняются из максимально прочных и износостойких материалов. Внутри имеют одно большое отделение и один или несколько кармашков для мелочей. Активно используются в спелеологии. Тут их называют транспортные мешки(или просто транспортник). Фактически являются единственным средством переноса вещей в пещерах. Выпускаются к примеру фирмой
Petzl , хотя чаще шьются самостоятельно. Очень удобные транспортники из рекламных банеров, если такому транспортнику проклеить швы, то можно добиться водонепроницаемости.
Petzl Сlassique | Самопал из банера |
Что собой представляет подгонка рюкзака
Для комфортного, удобного использования аксессуара все его конструктивные элементы необходимо подогнать под собственные параметры. Регулировка проводится в одежде с загруженным рюкзаком. Краткая инструкция по подгонке изделия представлена в таблице.
Вид подгонки конструктивных элементов | Алгоритм действий |
Регулировка поясного ремня | 1. Застегнуть ремень. 2. Наклониться вперед. 3. Затянуть лямки до плотного прилегания рюкзака к спине |
Затягивание плечевых лямок | 1. Удлинить плечевые ремни. 2. Надеть рюкзак. 3. Затянуть лямки |
Регулировка места крепления плечевых ремней | 1. Заполнить основное отделение. 2. Отметить сторону смещения крепления. 3. Подтянуть лямку в противоположную сторону |
Подгонка необходима в обязательном порядке для туристического, экспедиционного рюкзака. Правильность регулировки ремней и поясов обеспечит комфортную эксплуатацию изделия во время преодоления длительных расстояний. Настройка проводится под параметры тела перед первым применением.
Подводя итоги, стоит отметить, что рюкзак является универсальным аксессуаром, подходящим для учебы, прогулки, романтического свидания или туристического похода
Удобство, комфорт, прочность, вместительность – главные свойства качественного изделия, именно на них пользователь должен обращать внимание первоочередно. В целом же в вопросе, какой рюкзак лучше выбрать, предпочтение стоит отдавать изделиям из износостойких, прочных, непромокаемых материалов, с продуманными конструктивными элементами и надежной фурнитурой
Штурмовые
Штурмовые рюкзаки
предназначены для переноски грузов непосредственно во время совершения восхождения. Иногда их используют на подходах. Объём этих рюкзаков обычно варьируется от 40 до 60 литров. Для этих рюкзаков очень важен их вес. В принципе, чем меньше он весит, тем лучше. Они снабжены более узкими и тонкими плечевыми лямками и поясом, более простой спиной.
Red Fox Asymmetric 45 | Bask Smart 45 | Vau De Expedition Rock 45+10 | Deuter DSAlpine 30 |
Часто пояс на таких рюкзаках делается съёмным. Это позволяет при необходимости дополнительно снижать вес, а также упрощает подъём рюкзака, если его приходится вытягивать на верёвке. Важным свойством для таких рюкзаков является развитая система навески снаряжения. Она позволяет размещать часть снаряжения в близком доступе непосредственно на поверхности рюкзака. Благодаря развитой системе навески с помощью такого рюкзака порой можно унести значительное количество снаряжения и вещей.
Общие требования
До того, как выбрать походный туристический рюкзак, нужно рассчитать длительность путешествия, узнать погодные условия, объем и вес груза. Для походов в горы используют специальные альпинистские модели, экспедиционные отличаются большим объемом. Классические походные виды называются треккинговые. Они предназначены для максимального удобства туристов, самостоятельных путешественников.
Общие требования к походным рюкзакам:
Полезный объем. Он может изменяться в зависимости от количества снаряжения и его укладки. После упаковки внутри должно оставаться до 5% свободного места. Защита от влаги, механических повреждений. Материал плотный, не пропускающий влагу. Он также должен сохранять целостность после контакта с предметами, падений с небольшой высоты. Карманы и отделения. Они нужны для сортировки снаряжения, дальнейшего удобного доступа к предметам
Важно, чтобы их не было слишком много, иначе полезный объем будет искусственно уменьшен. Вентиляция и подвесная система. Во время длительного путешествия на внутренней части не должна скапливаться влага, при плотном контакте со спиной не формируются потертости
Нужно изучить расположение ремней, удобство набедренного пояса.
После анализа основных характеристик изучаются модели. Самый простой способ как выбрать походный туристический рюкзак – проверить его на практике. Для этого рекомендуется примерить его перед покупкой. После приобретения желательно полностью снарядить модель и проверить удобство, равномерное распределение веса.
Важно: каждый вид рассчитан на максимально допустимый вес. Его превышение может привести к повреждению туристического рюкзака, потере изначальной формы.
Прогулочные
Red Fox Ozone | Tatonka Breva 20 | Deuter ACT Trail 32 | Vau De Aracanda |
Прогулочные рюкзаки
имеют как правило сравнительно небольшой объём — не более 40-45 литров. Предназначены для непродолжительных (1-2 дня) выходов на природу и различных туристических поездок и экскурсий. Такие рюкзаки имеют простую конструкцию. Навеска обычно ограничивается креплениями для телескопических палок. Лямки, пояс и подкладки на спине не толстые. Хорошо продумывается вентиляция спины. Длина спины на таких рюкзаках регулируется крайне редко.
Для бега или катания
Для мультиспорта
Red Fox Racer 40 | Bask Edge | Tatonka Track Pack 15 | Deuter Race |
Рюкзаки для мультиспорта
представляют из себя максимально облегченные конструкции небольшого (до 30 литров) объёма. Некоторые из них идут сразу в комплекте с питьевой системой. Основными требованиями к таким рюкзакам являются минимальный вес, удобство переноски и хорошая вентиляция спины и плечей.
Сноубордические и горнолыжные
Рюкзаки для горнолыжников и сноубордистов
также имеют небольшой объем, который расчитан на размещение вещей необходимых при катании как по трассам так и вне трасс. В таких рюкзаках часто имеются специальные карманы для лавинного спасательного снаряжения (лопата и лавинный щуп), мягкий кармашек для
маски .
Bask Back Country | Deuter Razor 25 |
Предусматриваются места для крепления лыж, сноуборда, шлема . Иногда горнолыжные рюкзаки снабжаются дополнительным входом со спины, что позволяет добраться до содержимого рюкзак не снимая с него сноуборд или горные лыжи . На некоторых моделях предусмотрены крепления под ледовые инструменты. Не так давно на горнолыжных рюкзаках некоторых производителей появилась специальная спина которая является сертифицированной защитой при падении.
Ски-альпинистские
Vau De Ski Race Ultra 12 |
Рюкзаки для ски-альпинизма
похожи на мультиспортивные
рюкзаки , но имеют крепления для лыж и прочего специального снаряжения.
На что обращать внимание при покупке рюкзака
• Стропы и прошивка.Стропы – это плотные, чаще всего капроновые ленты, шириной от 25 до 50 мм используемые для утяжки рюкзака (уменьшения его объема). Они являются главной деталью всех лямок и креплений. Важно, чтобы стропы были крепко пришиты, чинить в походе рюкзак очень неприятно и неудобно. Стропы не должны быть очень мягкими или очень жёсткими. Жёсткие тяжело затягивать, а мягкие, наоборот, будут постоянно сползать и, к тому же, быстро износятся. Внимательно смотрите на то, как лямки пришиты к рюкзаку. В нормальном магазине рюкзак всегда можно померить. Попросите нагрузить его потяжелее, килограмм на 20, и посмотрите, как выглядят под нагрузкой швы. Только нагруженный рюкзак вы сможете хорошо «прочувствовать» на себе! Без этого, при отсутствии опыта, даже очень плохой рюкзак может показаться сносным. Боковые и нижние стягивающие стропы должны быть довольно длинными, чтобы к ним можно было пристегнуть коврик или палатку.
• Лямки и пояс.
Лямки должны быть широкими, минимум 6 см, чтобы не жали и не соскальзывали. Вопреки общепринятому мифу, большая часть веса рюкзака приходится не на плечи, а на мышцы бёдер и таза. Поэтому важно, чтобы поясной ремень был для вас удобен. Считается, что он должен застёгиваться примерно на уровне пупка, но на практике многим удобнее затягивать пояс пониже, примерно на уровне подвздошных костей. Пояс внутри должен быть мягкий и плотный, а снаружи достаточно жесткий. Если вы покупаете рюкзак впервые, то лучше подобрать модель с регулируемой высотой подвески. Настройки лямок и пояса очень индивидуальны, зависят от анатомического строения и иногда требуется попробовать несколько разных вариантов посадки, чтобы выбрать наиболее комфортный.
• Количество клапанов и карманов.Все современные туристические рюкзаки имеют как минимум три отделения: основное, нижний клапан и верхний клапан. Удобно, если между нижним клапаном и основным отделением есть молния: в таком случае разделительную перегородку при необходимости можно убрать. Также лучше, если верхний клапан будет на регулируемых отстёгивающихся стропах: тогда его можно поднимать и опускать в зависимости от загрузки рюкзака, а в отстёгнутом виде использовать как сумку для радиальных выходов.
Боковые карманы удобны для разных мелочей и вещей, к которым может понадобиться быстрый доступ (фонарик, салфетки, нож и т.д.). Аналогично для переднего кармана. Иногда к поясному ремню пришиты кармашки для текущих важных мелочей – деньги, телефон, документы, салфетки. Если ваш маршрут предполагает длительную «заброску» с пересадками, такие карманы не будут лишними. Некоторые рюкзаки имеют дополнительный «вход» в передней части рюкзака. Это может быть удобно, если требуется достать что-либо с самого дна или, наоборот, распихать мелкие вещи по каждому уголку свободного пространства.
• Фурнитура.В первую очередь молнии и язычки. Бывают металлические, но в большинстве современных рюкзаков используется качественный пластик, который гораздо легче металла, но ничуть не проигрывает по свойствам. Каким бы лёгким ни был ваш поход, но условия там всё равно не тепличные. Вы будете открывать и закрывать рюкзак в холод, в жару, в дождь, хорошенько поваляв его в пыли и грязи. Поэтому молнии должны быть широкие, и хорошо бы, чтобы они имели прошивку от заедания. К язычкам должны быть пришиты удлиняющие их ленточки, иначе руками в перчатках с молнией вы не справитесь. Проверьте все молнии в магазине. Если уже при покупке молнии хоть чуть-чуть заедают, лучше выбрать другую модель. Обратите внимание на пряжки (фастекс), особенно поясного и грудного ремня – их вам придется расстёгивать и застёгивать по много раз в день. Пряжки должны защёлкиваться с некоторым, но небольшим усилием. Раскрыть их не должно быть очень легко, но лучше, если у вас будет возможность сделать это одной рукой. В ремнабор положите 2-3 запасных фастекса.
• Влагозащита.Редок поход без единого дождя. У вас обязательно должна быть защита от дождя на рюкзак – это такой водонепронизаемый мешок. Как правило, он идёт в комплекте с рюкзаком (но можно купить отдельно). Обязательно проверьте его наличие!
• И небольшой совет.Если вы идёте покупать свой первый туристический рюкзак, обратите внимание на специализированные туристические магазины, а не просто спортивные. Есть вероятность, что продавцы в них тоже туристы, и вам на самом деле помогут, а не втюхают что попало. В любом случае, теперь вы и сами многое знаете о рюкзаках.
Если у вас еще остались вопросы по выбору рюкзака в целом, или для какого-либо определенного маршрута — напишите нам, мы обязательно поможем Вам найти на них ответы